Научная статья на тему 'Анализ нормативно-правовой базы, используемой экспертными советами при установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан Союзного государства, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы'

Анализ нормативно-правовой базы, используемой экспертными советами при установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан Союзного государства, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1526
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ СОВЕТЫ (МЭС) / ЧАЭС / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / INTERDEPARTMENTAL ADVISORY COUNCILS (IAC) / CHERNOBYL ATOMIC POWER STATION (CHAPS) / LEGISLATIVE BASE / ORGANIZATIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бушманов А.Ю., Рожко А.В., Бирюков А.П., Кретов А.С., Надыров Э.А.

В статье проведен анализ методических подходов к установлению экспертными советами причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан Союзного государства, подвергшихся воздействию радиационных факторов вследствие Чернобыльской катастрофы. Рассмотрены нормативные документы и законодательная база, регламентирующие работу межведомственных экспертных советов (МЭС) по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы. Представлены результаты деятельности межведомственных экспертных советов РФ и Республики Беларусь за 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бушманов А.Ю., Рожко А.В., Бирюков А.П., Кретов А.С., Надыров Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the applied regulatory and legal framework used by the Advisory Councils in establishment of the causal relationship in cases of morbidity, disability and mortality among the Allied States Citizens exposed to radiation in Chernobyl Accident

The article presents analysis of the applied regulatory and legal framework used by the Advisory Councils in establishment of the causal relationship in cases of morbidity, disability and mortality among the Allied States Citizens exposed to radiation in Chernobyl Accident. It reviews Normative documents and legislation, for the Interdepartmental Advisory Councils operations, that acts in establishment of the causal relationship in cases of morbidity, disability and mortality, among the Allied States Citizens, exposed to radiation in Chernobyl Accident. It presents the results of The Interdepartmental Advisory Councils operation in Russian Federation and Byelorussia for 2013.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-правовой базы, используемой экспертными советами при установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан Союзного государства, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы»

1 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

А.Ю. Бушманов1, А.В. Рожко2, А.П. Бирюков1, А.С. Кретов1, Э.А. Надыров2, Э.П. Коровкина1

Анализ нормативно-правовой базы, используемой экспертными

W ^ W

советами при установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан Союзного государства, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы

1 ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицин-

ский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, г. Москва

2 Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека,

г. Гомель, Республика Беларусь

A.Yu. Bushmanov1, A.V. Rozhko2, A.P. Biryukov1, A.S. Kretov1, E.A. Nadyrov2, E.P. Korovkina1

Analysis of the applied regulatory and legal framework used by the Advisory Councils in establishment of the causal relationship in cases of morbidity, disability and mortality among the Allied States Citizens exposed to radiation in Chernobyl Accident

1 Federal State Budgetary Institution, State Research Center — Federal Medical Biophysical Centre named by A.I. Burnasyan, Federal Medical Biological Agency, Moscow

2 Republican Research Centre for Radiation Medicine and Human Ecology, Republic of Belarus, Gomel

Ключевые слова: межведомственные экспертные советы (МЭС), ЧАЭС, законодательная база, организационная структура.

В статье проведен анализ методических подходов к установлению экспертными советами причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан Союзного государства, подвергшихся воздействию радиационных факторов вследствие Чернобыльской катастрофы. Рассмотрены нормативные документы и законодательная база, регламентирующие работу межведомственных экспертных советов (МЭС) по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы. Представлены результаты деятельности межведомственных экспертных советов РФ и Республики Беларусь за 2013 г.

Keywords: interdepartmental advisory councils (IAC), Chernobyl Atomic Power Station (ChAPS), legislative base, organizational structure.

The article presents analysis of the applied regulatory and legal framework used by the Advisory Councils in establishment of the causal relationship in cases of morbidity, disability and mortality among the Allied States Citizens exposed to radiation in Chernobyl Accident. It reviews Normative documents and legislation, for the Interdepartmental Advisory Councils operations, that acts in establishment of the causal relationship in cases of morbidity, disability and mortality, among the Allied States Citizens, exposed to radiation in Chernobyl Accident. It presents the results of The Interdepartmental Advisory Councils operation in Russian Federation and Byelorussia for 2013.

С момента взрыва на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС прошло 30 лет. Уже в первые годы после аварии стало очевидно, что Чернобыльская катастрофа и ее последствия еще много лет будут оказывать влияние на здоровье людей, подвергшихся радиационному воздействию, экологию, экономическое развитие, демографические и социально-психологические процессы в загрязненных радионуклидами территориях.

Все годы, прошедшие с момента аварии, среди специалистов продолжаются дискуссии об объективности оценок наблюдаемых медицинских последствий Чернобыльской аварии и корректности прогнозов ее отдаленных радиационных эффектов.

В результате аварии на ЧАЭС радио -нуклидному загрязнению подверглись значительные территории прилегающих регионов Белоруссии, Украины и Российской Федерации.

Опыт гигантской работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не имеет себе равных в мировой практике. При этом участники поставарийных работ, далее именуемые «ликвидаторы», оказались наиболее облученной и одной из самых многочисленных категорий населения, пострадавших в результате катастрофы, на которую в полной мере воздействовали все факторы радиационной аварии, в первую очередь ионизирующее излучение. В данных обстоятельствах особое значение приобретает эпидемиологическое исследование радиационной зависимости заболеваний, прежде всего злокачественных новообразований, так как бласто-могенное действие радиации является наиболее опасным отдаленным последствием облучения [7-9; 10; 12].

Одним из значимых факторов, действующих на персонал, занятый на восстановительных работах при авариях на АЭС, является радиационное воздействие. Особую важность имеет гамма-излучение, которое может вызвать развитие острых и отдаленных биологических эффектов у людей от загрязненной радионуклидами территории в течение длительного времени. Существенное значение на протяжении нескольких месяцев после аварии имеет бета-излучение от загрязненных объектов среды (около 10-12% эф-

фективной эквивалентной дозы), способное на только что сформировавшемся следе вызвать серьезные расстройства здоровья и внутреннее облучение, опасность которого связывается с длительным удержанием организмом попавших в него радионуклидов непосредственно после аварии за счет ингаляции.

[11; 17; 18].

В последнее время как в экспериментальных, так и в эпидемиологических исследованиях получена весьма ценная научная информация о неопухолевых формах отдаленной патологии. При этом если анализу и обобщению материалов по проблеме лучевого канцерогенеза уделялось и уделяется достаточно большое внимание в обзорах как отечественных, так и зарубежных ученых, а также в материалах НКДАР ООН и МКРЗ, ВОЗ, то неопухолевым формам отдаленной патологии до сих пор не уделялось должного внимания, несмотря на их большую теоретическую и практическую значимость. Большинство из перечисленных исследований показало, что сроки наблюдений в этих случаях за лицами, подвергнутыми воздействию разных видов облучения, недостаточны для формулировки окончательных заключений о радиогенных рисках, и поэтому требуются дальнейшие исследования [1; 6; 14; 15; 19-22].

Изучение состояния здоровья населения, подвергшегося облучению в результате Чернобыльской катастрофы, остается одной из важных проблем здравоохранения. Технология принятия управленческих решений в области здравоохранения требует организации долгосрочного наблюдения за состоянием здоровья, на основании которого должно планироваться проведение лечебно-оздоровительных мероприятий для снижения возможных отдаленных радиационных эффектов у пострадавшего от облучения населения, обеспечения качественного сбора и обработки медико-дозиметрических данных

[7; 12].

В соответствии с действующим законодательством РФ и Республики Беларусь установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиации обеспечивается межведомственными экспертными советами (МЭС). При

этом необходимо иметь сведения о дозовых нагрузках на пациента.

Источником этих данных могут быть записи в военных билетах, справки из военкоматов, архивные сведения Министерства обороны и территориальных учреждений, заверенные результаты индивидуальной дозиметрии, реконструированные дозы или материалы медико-дозиметрических регистров.

При необходимости экспертный совет может рекомендовать дозиметрическую и радиационно-эпидемиологическую экспертизу с привлечением для этой цели экспертов из соответствующих научно-исследовательских учреждений.

В настоящее время имеются определенные трудности в экспертизе состояния здоровья лиц, подвергшихся облучению, и аргументации связи с воздействием радиации [2-4; 16].

Анализ литературных данных и результатов работы межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, свидетельствует об исключительной сложности ретроспективной диагностики и экспертизы лучевых поражений. В экспертной практике нередки случаи необоснованной диагностики острой и хронической лучевой болезни при данных радиационного анамнеза, исключающих накопление соответствующих доз облучения. Наблюдается тенденция относить практически все соматические заболевания у детей облученных родителей к генетическим последствиям воздействия ионизирующей радиации. Известны случаи ошибочной прижизненной диагностики онкологических заболеваний в медицинских учреждениях общего профиля, не подтвержденные впоследствии результатами патологоанатоми-ческих или судебно-медицинских исследований [3; 4; 16].

Использование какого-либо перечня заболеваний в качестве критерия установления причинной связи ущерба здоровью с воздействием радиационных факторов спорно, не позволяет избежать ошибок при принятии решения и практически предопределяет экспертные выводы специалистов, не всегда компетентных в данной области знаний.

Экспертам необходимо аргументированное обсуждение связи изменений состояния здоровья с пространственно-временным распределением суммарной дозы облучения.

Оставляют желать лучшего законодательная база, современное состояние информационного обеспечения взаимодействия МЭС как в России, так и в Республике Беларусь.

Это делает необходимым исследование деятельности и информационного обеспечения экспертных советов при установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан Союзного государства, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, разработки критериев экспертных оценок и внедрения новой, согласованной в рамках Союза России и Белоруссии, документальной основы для экспертизы всех категорий пострадавших в России и Республике Беларусь.

С учетом сказанного целью работы является анализ нормативно-правовой базы установления экспертными советами причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан России и Республики Беларусь, подвергшихся воздействию радиационных факторов вследствие Чернобыльской катастрофы.

В настоящее время как в РФ, так и в Республике Беларусь разработан ряд нормативных документов, регламентирующих работу межведомственных экспертных советов (МЭС) (табл. 1).

Организация работы МЭС в РФ

Экспертные советы в РФ организованы в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 июля 2005 г. № 475 (с изм. от 26 января 2012 г.) «О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов» и от 21 апреля 2005 г. № 289 «Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов».

Таблица 1 Нормативные документы, используемые экспертными советами по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы

№ п/п Российская Федерация Республика Беларусь

1 Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1) (с изм. на 29 июня 2015 г.) Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 9-3 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»

2 Федеральный закон 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"»

3 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»

4 Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска» Постановление Совета министров Республики Беларусь от 11 июня 2009 г. № 773 «Об утверждении положений о межведомственных экспертных советах по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и о Государственном регистре лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»

5 Постановление Правительства РФ от12 августа 2000 г. № 592 «Об утверждении списка заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии в 1957 г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» Постановление Совета министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922 «Об утверждении Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011—2015 годы и на период до 2020 года»

6 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 апреля 2005 г. № 289 «Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов» Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 июня 2009 г. № 73 «Об утверждении перечня заболеваний, возникновение которых связано с непосредственным радиационным воздействием, перечня заболеваний, возникновение которых может быть связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и структурного элемента нормативного правового акта» (вместо приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 105 «Об утверждении перечня заболеваний, возникновение которых может быть связано с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС»)

7 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 июля 2005 г. № 475 «О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов» Порядок формирования базы данных Государственного регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, Инструкция по применению, Беларусь, Гомель, РНПЦРМ и ЭЧ, 2010

8 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 августа 2008 г. № 386н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 475 "О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов"»

9 Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 марта 2006 г. № 916-18 «Перечень документов для представления в экспертный Совет ликвидатором аварии на ЧАЭС»

В приказе № 475 определены регламент деятельности МЭС, их персональный состав и состав специалистов, входящих в рабочую группу МЭС.

Функционирующие в настоящее время МЭС ежегодно проводят экспертизу медицинских документов лиц, пострадавших от последствий воздействия ионизирующей радиации, для установления причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий на Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк» и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, имеющих соответствующие удостоверения.

Под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие Чернобыльской катастрофы или других радиационных аварий.

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется МЭС на основе специального документа - Перечня заболеваний, связанных с радиационным воздействием в результате аварии на ЧАЭС, редакция которого различается в России и Белоруссии (см. табл. 1).

В РФ в настоящее время функционируют шесть МЭС:

1) Российский межведомственный эксперт -ный совет;

2) Новосибирский региональный межведомственный экспертный совет;

3) Ростовский региональный межведомственный экспертный совет;

4) Санкт-Петербургский региональный межведомственный экспертный совет;

5) Челябинский региональный межведом -ственный экспертный совет;

6) Федеральный межведомственный экспертный совет.

Общее число проводимых ежегодно эксперт из составляет в среднем от 2 до 4 тыс. в год. За 2002-2010 гг. советами

была проведена экспертиза более 40 тыс. дел (в 2012 г. - 3251, в 2013 г. - 3824). При этом если в раннем периоде после аварии связь с радиационным воздействием признавалась более чем в 50% случаев, то в последнее время уровень признания причинной связи заболевания с радиационным фактором составил около 20% случаев в связи с возросшим удельным весом по поводу обращений с «возрастными» заболеваниями, не связанными с радиационным воздействием.

Необходимые для принятия решения документы направляются органом здравоохранения субъекта РФ в рабочую группу МЭС, которая формирует экспертное дело. По результатам рассмотрения экспертного дела МЭС принимает решение об установлении (или отказе в установлении) причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданина с воздействием радиационных факторов либо рассмотрение дела откладывается в связи с необходимостью получения дополнительных сведений или документов.

На Федеральный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, возлагаются функции организационно-методического руководства деятельностью, осуществляемой в области проведения экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов ( пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 г. приказом Минздравсоцразвития России от 7 августа 2008 г. № 386н). Документы в Федеральный межведомственный совет поступают по направлению региональных органов здравоохранения ( ходатайствам депутатов, общественных организаций) с ходатайством о повторном проведении экспертизы (в случае несогласия больного с принятым региональным МЭС решением). Решение принимается в установленные сроки на ближайшем заседании совета после поступления всех необходимых сведений. Отчет о деятельности совета направляется в Министерство здравоохранения РФ.

Результаты деятельности МЭС РФ за 2013 г. представлены в таблице 2.

Таблица 2 Отчет о деятельности МЭС РФ по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, за 2013 г.

Экспертный совет Поступило заявлений Рассмотрено дел Принято решений об установлении (отказе в установлении) причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданина с воздействием радиационных факторов или об отложении рассмотрения дела

Всего Из них Установить Отказать Отложить

Первично Повторно

Федеральный 272 272 185 87 4 212 56

Российский 1343 1257 952 305 857 331 66

Новосибирский 189 173 82 91 21 77 75

Санкт- Петербургский 1079 1079 818 15 587 440 52

Ростовский 524 462 399 63 186 141 135

Челябинский 417 417 287 130 275 135 7

Итого 3824 3660 2723 691 1930 1336 391

Организация работы МЭС в Республике Беларусь

В Республике Беларусь экспертные советы организованы в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 11 июня 2009 г. № 773 «Об утверждении положений о межведомствен -ных экспертных советах по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и о Государственном регистре лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

Согласно положению о МЭС в Республике Беларусь действуют 8 советов:

• Республиканский экспертный совет;

• Брестский областной экспертный совет;

• Витебский областной экспертный совет;

• Гомельский областной экспертный совет;

• Гродненский областной экспертный совет;

• Минский областной экспертный совет;

• Минский городской экспертный совет;

• Могилевский областной экспертный совет.

Межведомственные экспертные советы создаются и их составы утверждаются:

• Республиканский экспертный совет — Советом министров Республики Беларусь;

• областные (и Минский городской) экспертные советы — облисполкомами (Минским горисполкомом).

Межведомственный экспертный совет формируется в составе председателя, его заместителя, секретаря и членов МЭС.

В состав МЭС входят представители республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правитель -ству Республики Беларусь, облисполкомов, Минского горисполкома, квалифицированные специалисты в области радиационной медицины.

В рамках МЭС формируются консультативные группы экспертов по каждой врачебной специальности из числа высококвалифицированных специалистов, владеющих проблемами радиационной медицины.

Контроль за деятельностью МЭС осуществляет Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

В своей деятельности МЭС руководствуются Конституцией Республики Беларусь, другими актами законодательства, в том числе Положением, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 11 июня 2009 г. № 773, разработанным в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 17, 2/1561 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (см. табл. 1). В Положении определяется порядок создания и деятельности МЭС по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти лиц, пострадавших от катастрофы

на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

Для рассмотрения вопроса об установлении причинной связи частичной утраты профессиональной трудоспособности, инвалидности или смерти в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями граждане представляют в МЭС документы, предусмотренные п. 69 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. (№ 152 № 44, 1/7344; 2007 г., № 222, /8854).

Экспертное заключение, принятое Республиканским экспертным советом, может быть обжаловано в порядке, предусмотрен -ном Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 264, 2/1530 «Об основах административных процедур».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы дел граждан, рассмотрен -ные МЭС, хранятся в архивах постоянно и могут быть доступны для повторной экспертизы.

В 2013 г. МЭС проведено 32 заседания. Как представлено в таблице 3, в 2013 г. было рассмотрено 785 дел (в 2012 г. - 767), принято 733 решения, из них 335 (47,7%) -положительные (в 2012 г. - 365, 47,5%).

Наибольшее число дел рассмотрено Гомельским областным и Республиканским экспертными советами - 375 и 250 соответственно, что составило 79,6% всех рассмотренных дел в республике. Обращает на себя внимание тенденция увеличения числа обратившихся родственников для установления причинной связи наступившей смерти. С этой целью в 2013 г. рассмотрено 232 дела (в 2012 г. - 214 дел), причинная связь наступившей смерти установлена в 132 случаях, из них 124 случая - у ликвидаторов.

Заключение

В целом организационная структура межведомственных экспертных советов, включая задачи Федерального межведомственного экспертного совета РФ и Республиканского экспертного совета Республики Беларусь, регламент деятельно -сти МЭС, персональный состав советов, состав специалистов, входящих в рабочую группу МЭС, на которых возлагается методическое руководство проведением экспертизы по установлению связи заболеваний, инвалидности, причин смерти граждан с воздействием радиационных факторов, практически не различаются в России и Белоруссии.

Специфика действующего на сегодняшний день законодательства Республики Беларусь в области установления причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы, в целом не отличается от основной направленности нормативных актов, принятых в Российской Федерации.

Следует отметить, что за весь период деятельности МЭС неоднократно делались попытки использования единых методических подходов к решению экспертных вопросов. Накопленный опыт экспертной работы и анализ результатов экспертизы причинной связи ухудшения здоровья с радиационным воздействием позволяют сделать вывод о нецелесообразности разработки перечня заболеваний, обусловленных воздействием ионизирующей радиации.

Наличие утвержденного на любом уровне перечня заболеваний, инициируемых воздействием радиации, предполагает положительное решение экспертных вопросов в безусловном порядке, если диагностированное заболевание входит в перечень. Сопоставление показателей установления причинной свя-

Таблица 3 Отчет о деятельности МЭС Республики Беларусь по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, за 2013 г.

Экспертный совет Рассмотрено дел Принято решений об установлении (отказе в установлении) причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданина с воздействием радиационных факторов или об отложении рассмотрения дела

Установить Отказать Отложить

Все 785 335 398 52

зи заболеваний, инвалидности и смерти с радиационным воздействием в среднем по всем МЭС за периоды 1991-1998 и 1999-2004 гг. свидетельствует о более высоком уровне научного обоснования принимаемых решений во втором периоде, когда МЭС руководствовались прямым действием Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не опосредованным подзаконными актами в виде утвержденных перечней заболеваний, как это имело место в первом периоде.

Анализ литературных данных и результатов работы МЭС свидетельствует об исключительной сложности ретроспективной диагностики и экспертизы лучевых поражений.

Использование какого-либо перечня заболеваний в качестве критерия установления причинной связи ущерба здоровью с воздействием радиационных факторов спорно, не позволяет избежать ошибок при принятии решения и практически предопределяет экспертные выводы специалистов, не всегда компетентных в данной области знаний.

Решения должны приниматься экспертами, имеющими специальную подготовку в области радиационной медицины, на основании данных в каждом конкретном случае об условиях, времени и месте пребывания в зоне радиационного загрязнения (с учетом его интенсивности), сроках выявления заболеваний, особенностях их течения, современных научных данных в области изучения отдаленных последствий воздействия радиации [4].

Таким образом, основным организационно-методическим принципом экспертизы причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов, по нашему мнению, является диагностика заболеваний, относящихся к детерминированным, стохастическим эффектам и генетическим последствиям радиационного воздействия, в специализированных медицинских учреждениях, подтвержденная в необходимых случаях данными патоморфо-логических исследований [3; 16].

Преодоление дефектов информации возможно путем расширения сведений о предшествующем облучению периоде, сроках

выявления и характере сдвигов после контакта с источниками радиации. При ориентировочном восстановлении величины дозы облучения необходимо учитывать ограничения точности этих расчетов [3; 16].

Следует учитывать сведения о нерадиационных факторах, сопутствующих облучению и способствующих возникновению таких заболеваний, как гипертония, ишемическая болезнь, болезни опорно-двигательного аппарата, солидные опухоли и лейкоз. Показаны отсутствие каких-либо особенностей в течении и исходе этих заболеваний, а также возможность практического выздоровления после перенесенной лучевой болезни [6; 15; 16; 20].

В то же время можно отметить отдельные направления для совершенствования информационного обеспечения экспертных советов при установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы. Это расширение использования компьютерной техники и информационных электронных систем. Пользование базами данных, введенными в ЭВМ, резко ускоряет процесс получения информации из первичных источников и обеспечивает возможность выбора правильного и точного метода исследования для решения современных научных и технических вопросов. Создание пакетов прикладных программ, разработка стандартных программ -ных средств, использование сетевой и облачной технологий получили в настоящее время широкое распространение. Базы данных экспертных советов непрерывно обновляются с учетом требований конкретных МЭС, которые являются основными, а часто и исключительно индивидуальными пользователями своей базы данных. В то же время одинаковый набор информации содержится во многих советах, но не созданы единые базы данных, в которых хранилась бы информация об их деятельности, постоянно обновляемая и максимально подробная, систематизированная по самым разнообразным признакам и позволяющая системно следить за документооборотом, перемещением информации внутри системы советов, поступлением экспертных дел, составом экспертов и других работников, повышением их квалификации и т.д.

На основе проведенных исследований разработаны предложения по совершенствованию работы МЭС:

1) ускорение процесса оптимизации медико-организационных подходов к установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия путем принятия (с последующей реализацией) целевой программы оптимизации и повышения уровня экспертной деятельности, позволяющей на основе адресного доведения средств социальной защиты до граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие техногенных аварий и нарушения норм радиационной безопасности населения, обеспечить повышение готовности к экспертизе и результативности ее проведения;

2) введение порядка, предполагающего перспективное планирование деятельности МЭС, с обязательным указанием источников финансирования за счет федерального и территориальных бюджетов;

3) приведение нормативной базы экспертизы причинной связи заболеваний с воздействием радиационных факторов в соответствие с современными научными данными;

4) разработка научно обоснованных критериев причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов;

5) гармонизация подготовки экспертных заключений для пострадавших граждан в результате радиационных аварий и инцидентов и совершенствование работы МЭС по установлению причинной связи заболеваемости, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационных воздействий;

6) оптимизация требований к специалистам, осуществляющим экспертную деятельность в составе МЭС, с обязательным контролем готовности экспертов к оценке причинной связи заболеваемости, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационных воздействий и оптимизацией системы подготовки специалистов на базе действующих в системе МЭС курсов повышения профессиональной квалификации.

Проведенный анализ работы МЭС позволяет предположить, что возможные меропри-

ятия по внесению дополнений и изменений в статьи «чернобыльского» законодательства следует планировать на основе формирования предложений о внесении изменений и дополнений в федеральные целевые программы преодоления последствий радиационных аварий и катастроф в целях улучшения социально-экономической ситуации на пострадавших территориях и привлечения в них инвестиций.

Полученные результаты позволят унифицировать действия экспертов, объективизировать их выводы при определении причинности событий и снизить уровень экспертных ошибок в практике межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий.

Литература

1. Бирюков А.П., Иванов В.К., Меских Н.Е., Круглова З.Г. Состояние здоровья ликвидаторов по данным РГМДР: динамика заболеваемости и ее нозологическая структура // Радиация и риск. 1999. Вып. 11. С. 21-33.

2. Бушманов А.Ю., Гуськова А. К., Крас-нюк В.И., Галстян И.В. Методическое пособие по установлению связи заболеваний с воздействием ионизирующего излучения. М.: ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, 2009.

3. Гуськова А.К. Трудности в экспертизе при установлении связи заболеваний с воздействием радиации в отдаленные сроки после облучения и методы по их преодолению // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2010. Т. 55. № 1. С. 81-85.

4. Гуськова А.К. Трудности и ошибки в интерпретации данных о связи заболеваемости и смертности различных категорий лиц с воздействием ионизирующего излучения // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2010. Т. 55. № 6. С. 72-74.

5. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие

катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1) (с изм. от 29 июня 2015 г.).

6. Иванов В.К., Максютов М.А. и др. Радиа-ционно-эпидемиологический анализ неонкологических заболеваний ликвидаторов Чернобыльской катастрофы // Радиация и риск. 2001. Вып. 12. С. 82-98.

7. Иванов В.К., Цыб А.Ф., Горский А.И. и др. Медицинские последствия аварии на ЧАЭС: прогноз и фактические данные Национального регистра (материалы Российского государственного медико-дозиметрического регистра) // Радиация и риск. 2002. № 13. С. 13-26.

8. Иванов В.К., Цыб А.Ф., Горский А.И. и др. Основные результаты радиационно-эпиде-миологического анализа данных РГМДР (к 20-летию Чернобыля) // Радиация и риск. 2005. Спецвыпуск № 3. С. 6-111.

9. Ильин Л.А. Реалии и мифы Чернобыля. М.: ALARA Limited, 1994.

10. Ионизирующие излучения: источники и биологические эффекты. НКДАР ООН. Т. 1, 2. Нью-Йорк, 1982.

11. Наследие Чернобыля: медицинские, экологические и социально-экономические последствия // Радиация и риск. 2005. Спецвыпуск № 2. С. 6-36.

12. Последствия облучения в результате Чернобыльской аварии для здоровья человека. Приложение к докладу НКДАР Генеральной ассамблеи ООН. Вена, 2007. Ас.82^/667.

13. Сборник нормативных документов к Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». М.: Энергоатомиздат, 1993.

14. Туков А.Р., Бежина Л.Н., Гнеушева Г.Н., Прохорова О.Н. Заболеваемость злокачественными новообразованиями населения территорий, прилегающих к предприятиям ядерно-топливного цикла // Медицина экстремальных ситуаций. 2008. № 3 (25). С. 20-34.

15. Туков А.Р., Гнеушева Г.И., Суворова Ю.В., Дикарев В. А. Заболеваемость неонкологи-

ческими болезнями лиц, подвергающихся профессиональному радиационному воздействию // Медицина экстремальных ситуаций. 2013. № 3 (45). С. 4-20.

16. Туков А.Р., Гуськова А.К. Анализ опыта и источников ошибок в оценке состояния здоровья лиц, вовлеченных в радиационные аварии // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 1997. Т. 42. № 5. С. 5-10.

17. Цыб А.Ф., Ильин Л.А., Иванов В.К. Радиоэкологические, медицинские и социально-экономические последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Реабилитация территорий и населения // Тезисы докладов. М., 1995. С. 37-52.

18. BEIR. The effects on populations of exposure to low levels of ionizing radiation. Washington: National Academy Press, 1980. P. 524.

19. Cancer mortality statistics in the world / Ed. by M. Kurihara, K. Aoki, S. Tominaga. Japan: The University of Nagoya Press, 1984. P. 119.

20. Geoghegan D., Dinks K., Gillies M. et. al. The noncancer mortality experience of mali wokers at British Nuclear Fuels plk., 1946-2005 // International Journal of Epidemiology. 2008. Vol. 37. No. 3. P. 506-518.

21. United Nations. Genetic and Somatic Effects and Risks of Ionizing Radiation. United Nations Scientific Committee on the Effects of Atomic Radiation, 1988. Report to the General Assembly. New York: United Nations, 1988.

22.Working Group on Assesment of Radiation Dose Commitment in Europe due to the Chernobyl Accident. Radiation levels: WHO reports on Chernobyl // IAEA Bulletin. 1986. Vol. 28. P. 27-29.

Контакты:

Коровкина Эльвира Павловна,

ведущий научный сотрудник ФГБУ «ГНЦ -

Федеральный медицинский биофизический

центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России,

кандидат биологических наук.

Тел. раб.: (499) 190 95 11.

E-mail: korovkina@fmbcfmba.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.