«ПРИ ВСЕМ УВАЖЕНИИ К ВЕЛИКОМУ ВАТТО...»
Светлана Бородина,
д.п.н., редактор журнала «Мир искусств»
АННОТАЦИЯ: Большое собрание изящных искусств ASG располагает произведением Луи-Жозефа Ватто «Военный лагерь». Все художники по фамилии Ватто, а было их по меньшей мере еще трое, находятся в тени своего великого родственника, мастера галантных сцен, создателя стиля рококо. Между тем Луи-Жозеф Ватто, со дня смерти которого исполняется 225 лет, заслуживает собственной страницы в истории искусства как художник, педагог-новатор и создатель одного из крупнейших музеев Франции за пределами ее столицы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Дворец изящных искусств, салон, батальная сцена, рисовальная школа, пастораль.
ABSTRACT: the Grand Assembly of Fine Arts ASG has a work by LouisJoseph Watteau «Military camp». All the artists by the name of Watteau, and there were at least three more, are in the shadow of their great relative, the master of gallant scenes, the creator of the Rococo style. Meanwhile, LouisJoseph Watteau, whose death marks 225 years, deserves his own page in the history of art as an artist, an innovator teacher and the creator of one of the largest museums in France outside its capital.
KEYWORDS: Palace of Fine Arts, salon, battle scene, drawing school, pastoral.
Луи-Жозеф Ватто (1731-1798) приходится племянником основателю стиля рококо и крупнейшему мастеру галантных сцен Жану-Ан-туану Ватто (1684-1721). Он родился через десять лет после смерти своего знаменитого дяди. Художником стал и сын Луи-Жозефа Франсуа Ватто (1758-1823). Отец и сын Ватто работали преимущественно в Лилле, получив прозвище «Ватто де Лилль» («Лилльские Ватто»). Они сыграли решающую роль в создании будущего Лилльского музея - Дворца изящных искусств, открытого в 1803 году.
Родство со знаменитым Антуаном Ватто, разнообразное художественное наследие, прогрессивная методика преподавания сделали Луи-Жозефа Ватто официальным художником и одним из самых известных жителей Лилля.
После выставленных в Лилльском салоне 1782 года картин Ватто стал в высшей степени популярен, один художественный критик даже воскликнул: «при всем уважении к великому Ватто, его дяде, о котором мы больше не должны сожалеть, так как у нас есть еще один из его племянников, не менее знаменитый, чем он» [1].
Майи, Анри, де
Портрет Луи Жозефа Ватто (1798)
Луи-Жозеф Ватто учился в Париже у исторического художника и портретиста Жака Дю-мона (1704-1781), прозвище которого - Римлянин - позволяло отличить его среди других членов многочисленной плеяды скульпторов и живописцев Дюмон. Ныне почти забытый, в период ученичества у него Ватто Дюмон пользовался всеобщим почетом. Продолжил свое обучение Луи-Жозеф в Королевской академии живописи и скульптуры.
В 1757 году Луи Жозеф женился на Мари Аньес Дандуа в Мобеже, которая родила ему двенадцать детей, а за два года до этого он стал преподавать в Академии изящных искусств Лилля. Луи-Жозеф Ватто предлагал ученикам копировать свои картины, а также писать обнаженную натуру, что посчитали тогда скандальным нововведением. За этим последовало его увольнение и отъезд в Валансьен. Однако довольно скоро Ватто попросили вернуться, и вплоть до революции 1789 года он организовывал в Лилле ежегодные салоны.
В 1785 году отцовскую методику преподавания стал использовать Франсуа Ватто [2, с.388].
Провинциальное искусство при Людовике XVI, а затем и при республике не имело поддержки: Лилль, Бордо, Марсель, вот, пожалуй, и весь список городов, в которых были салоны, то есть возможность художников знакомить общество со своим творчеством. Начиная с 1773-его и вплоть до 1782-го года лилльский Салон пользовался неизменной популярностью у местных художников. Переехав в Лилль накануне революции, в 1788 году, Луи-Жозеф передал свои обязанности художнику Пье-ру-Анри де Валансьену (1750-1819) и посвятил себя сохранению картин, конфискованных в начале революции.
Ранее, в 1770-ые годы Луи-Жозеф Ватто, будучи одним из главных художников-основателей Академии изящных искусств в Валансьене, создавал в основном произведения пасторального жанра, поэтизируя крестьянский труд, идеализируя взаимоотношения людей и природы. Его «Четыре часа пополудни, или Буря» и «Полдень, или отдых и обед крестьян, работающих в поле» одновременно являются и пейзажами, и жанровыми сценами.
Ватто, Луи-Жозеф
Четыре часа пополудни, или Буря (1774)
Ватто, Луи-Жозеф
Полдень, или отдых и обед крестьян,
работающих в поле
Дворец изящных искусств, Валансьен
Понижающуюся к горизонту равнину Луи-Жозеф Ватто наполняет воздухом и гармонией. Его кисть работает легко и непринужденно, картины отличает поразительный для того времени колорит, сохранившийся до наших дней. Ватто запечатлел свое время со всем его пылом и весельем, в достаточной степени идеализируя его, но не порывая при этом с реальностью [3, с. 29].
Эти восхитительно свежие нарядные полотна безусловно нравились публике, и Лу-и-Жозеф Ватто с постоянной готовностью живописал сцены, где обаяние любовных сцен дополнялось чарующими красотами природы,
эту тему художник любил не меньше, чем мастера регентства и его великий родственник [4, с. 58]. «Полдень, или отдых и обед крестьян, работающих в поле» Луи-Жозефа Ватто идейно очень близок «Отплытию на Цитеру» Антуа-на Ватто. Мы видим пары, находящиеся на разных стадиях удовлетворения своих желаний: утоляющих жажду, погруженных в блаженный сон, на что как на желанную цель указывают их соседи. Нигде ни словом, ни намеком Ватто не говорит о тяжести крестьянского труда под палящим солнцем, традиции регентства еще живы, и красивые природные ландшафты - это место, где разворачиваются в первую очередь любовные истории.
Пока Луи-Жозеф Ватто грезит о прошлом, его сын Франсуа открыт новым веяниям, доносящимся в Лилль из Парижа. Входящий в большую моду Давид с его античными темами предрекает стране величественное будущее, его «Клятва Горациев», взорвавшая общество, еще впереди, еще не написаны ни им, ни его соперником Пейроном «Смерть Сократа», а у Франсуа Ватто уже готова картина на этот сюжет.
Ватто, Антуан Жан Отплытие на Киферу (1717) Холст, масло. 120 х 190 см Лувр
Франсуа Ватто изображает Сократа и его товарищей яркими красками на темном фоне. Сократ принимает чашу с ядом, покоряясь
Ватто, Франсуа Смерть Сократа (1780) Холст, масло. 133 х 174 см Дворец изящных искусств, Лилль
судьбе, его золотой плащ служит композиционным центром картины. Три персонажа справа каждый по-своему реагируют на его неминуемо приближающуюся смерть - плача, ломая руки, цепенея от горя, а фигура слева (возможно, по замыслу художника, Платон, хотя историки утверждают, что Платона при этом не было) наблюдает и фиксирует событие [6, с. 66-67]. Франсуа Ватто, как и его отец, стремится к документальности произведения, его более всего заботит достоверность изображаемого события и персонажей, известно, что Сократ был маленького роста, курносым и пучеглазым, влиявшим на людей своим умом и силой духа. Тогда как Жан-Франсуа Пейрон героизирует этот образ, его Сократ могуч, атлетичен и непримирим.
Очевидно желание Ватто быть летописцем своего города, и ему это удавалось и в период благополучия, и во времена несчастий [3, с. 32].
26 августа 1785 года г-н Бланшар совершил свое четырнадцатое воздушное путешествие в Лилль в сопровождении шевалье де Лепинара, бесстрашного любителя, разделявший как его опасности, так и триумф. Через пять дней после отъезда два аэронавта вернулись в Лилль под грохот артиллерии и духовых оркестров. Две картины Луи Ватто запечатлели эти события, оказавшие тогда значительное влияние на общественные настроения.
Оставшиеся в истории живописи как ху-дожники-«историографы» Лилля, Луи-Жозеф и Франсуа Ватто довольно долго и успешно писали не только сельские пейзажи, но и светские сцены.
Пейрон, Жан-Франсуа-Пьер Смерть Сократа (1786-7) Холст, масло. 98 х 133,5 см Копенгаген, Государственный художественный музей
Ватто, Луи-Жозеф 14-й аэростатический эксперимент месье Бланшара в сопровождении шевалье Лепинара, Лилль, 26 августа 1785 года (1785) Холст, масло.99 х 129 см. Лилль
//// Г ///// V
■/> ■ ? _ г. ,1 л > и, >нй< » ни 'V :(л «*«;.■ ;М им*»' 1! 1
. - т.у»
г ' '
Ватто, Франсуа Вечеринка в Колизее (ок.
1789)
Ватто, Луи-Жозеф Ассамблея в парке (1785)
Восстание 10 августа 1792 - одно из знаковых событий Великой французской революции, приведшее к фактическому падению французской монархии после штурма Тюильри Национальной гвардией повстанческой Парижской коммуны. Король Людовик XVI, вместе с семьёй укрывшийся в Законодательном собрании, был отстранён от власти и арестован. Это драматическое событие является кульминацией в не удавшейся из-за комплекса внутренних и внешних причин попытке установить во Франции конституционную монархию.
Внутренние противоречия Франции не замедлили сказаться на ее внешнеполитических обстоятельствах. 18 августа этого же года герцог Брауншвейгский - командующий прусскими силами с 75-тью тысячами человек без сопротивления форсировал Рейн и вторгся в пределы Франции. Его войска должны были следовать прямой дорогой на Париж. Франция была на границе паники.
22 сентября 1792 года в Париже была провозглашена республика. Ее первым действием должна была стать защита Лилля, который вызывал во всей Франции общий энтузиазм. Город уже на следующий день был объявлен на осадном положении [1].
Осада Лилля по общему наступательному плану герцога Альберта Саксен-Тешенского, командовавшего австрийскими войсками в Нидерландах, имела целью не допустить севе-ро-французскую армию двинуться к восточным границам, которые герцог Брауншвейгский надеялся перейти в конце августа, чтобы потом продвинуться к Парижу. Герцог выбрал Лилль; хотя эта крепость и была сильнее других, но он рассчитывал на бомбардирование, считая это средство самым надежным для покорения богатого и многонаселенного города. Но он так медлил с выступлением, что эта операция не принесла союзникам пользы.
К тому же силы австрийцев были слишком малы, чтобы надежно блокировать такую крупную крепость как Лилль, они оставили к западу только кавалерийский отряд для наблюдения и сосредоточились на бомбардировке города с восточной стороны.
События 1792 и 1793 годов превратили Лилль в театр военных действий.
С 29 сентября по 4 октября австрийцы вели энергичный огонь из 29 орудий, разрушив в Лилле около 200 домов. Но успехи бомбардировки не привели к победе: лилльский гарнизон все время получал подкрепление и припасами, и живой силой, так что численность защитников города быстро выросла до 14 тысяч. Герцог Альберт, видя, что его планы рушатся, 8 октября снял осаду Лилля и отступил.
По всей стране в этот период наблюдался всплеск гордости и патриотизма, звучали панегирики в адрес города и его жителей, чей героизм сделал Францию достойной восхищения и подражания. «Столетия не смогут погасить в памяти людей ту славу, которую все граждане этих новых Афин обрели в ужасах бомбардировки» [1, с. 6].
Конвент торжественно провозглашает награду, которую Лилль заслужил от Отечества: отныне все города страны будут иметь улицу, названную в его честь. Началось настоящее паломничество в этот город, который несмотря на руины, являлся одним из самых значимых в республике. Луи Ватто, признанный авторитет в создании военных и патриотических сцен, предложил администрации города написать пять больших картин, запечатлевающих для потомков великие страницы истории 1790 и 1792 годов, а проект одной из них даже изложил в письме к Давиду.
Ватто, Луи-Жозеф
Площадь Сен-Совёр в Лилле во время осады, октябрь 1792 года (1795).
11 января 1793 года руководство города отклонило это предложение из экономии, оставив только сцену бомбардировки. Извещенный об этом, Ватто тут же приступил к работе, 16 мая представив эскиз размером 6 на 8 футов (183 х 244 см), за исполнение которого он просил примерно три тысячи франков. Картина была закончена в начале 1795 года и выставлялась с 27 мая по 9 апреля в Салоне искусств [5, с. 213].
Острый глаз художника не упустил ничего из событий, свидетелем которых он был. Его память фиксировала шаги осады, его мечтой стало перенести их на холст [1, с.14]. Лилль предстает перед нами в строгом аскетизме своего облика, по линии горизонта слева направо выписаны крепость Сен-Совер и пороховой погреб Нобль-Тур [1, с. 16]. За домами мы видим зарево пожарищ от взрывов, толпу людей, пытающихся укрыться от бомб за высокими зданиями. На переднем плане семья, либо пытающаяся покинуть опасный город, либо пришедшая на площадь потому,
что дом их уже разрушен. В центре полотна раненному офицеру оказывают помощь, а группа справа готовит пищу. Погибший хоронят тут же, выкапывая могилы на площади.
Публика приняла картину восторженно, прочитав в газетах: «Гражданин Ватто - отец, живописец, профессор Свободной школы искусств, только что написал картину бомбардировки площади, заслужившей правдивостью своею исполнения одобрения любителей и художников» [1, с. 24].
В 1801 году сформировался знаменитый Салон искусств, будущий музей Лилля. Именно здесь на выставке большая картина получила оценку не только как художественный, но и исторический документ [1].
Ватто, Луи-Жозеф Военный лагерь Франция, XVIII в. Холст, масло, 93*119 см БСИИ ASG, инв. №04-2242
Декреты революционного правительства о конфискации имущества дворянских родов, покинувших страну во время французской революции, способствовали пополнению национального музейного фонда. Луи-Жозеф Ватто в 1795 году сделал опись произведений, конфискованных во время революции, а Франсуа Ватто исполнял обязанности заместителя куратора музея с 1808 по 1823 год.
Музей изящных искусств Лилля, основанный в 1792 году художником Луи-Жозефом Ватто, стал одним из первых музеев Франции. Первоначально его фонды состояли из шедевров, ранее находившихся в Академии искусств. Однако в 1801 году в рамках предпринятой Наполеоном Бонапартом кампании, целью которой было приблизить искусство к народу, город получил так называемый революционный конфискат. Это были части коллекций Лувра, Версаля, церквей Парижа, а также имущество эмигрантов - всё то, что захватили революционеры, а парижские музеи не могли принять. Первую опись имущества провёл сам Луи-Жо-зеф, а в дальнейшем ему помогал сохранять сокровища сын.
Богатейшая коллекция лилльского Музея изящных искусств занимает второе место во Франции после Лувра. Здесь можно увидеть творения Рафаэля, Донателло, Ван Дейка, Тис-со, Йорданса, Рембрандта, Гойи, Эль Греко, Давида, Коро, Курбе и многих других знаменитых художников и скульпторов. В этом музее становится совершенно очевидно, что строительство фортификаций - это тоже искусство: часть экспозиции составляют планы и макеты.
Значительное место в наследии Луи-Жозе-фа Ватто занимают красивые бивуачные или ярмарочные сцены, парады драгун и французской гвардии [1, с. 15]. Целое десятилетие перед революцией - в 1779-1789 годах - Луи-Жозеф выезжал в Сен-Омер, где войска под командованием принца Конде стояли лагерем. Жизнь там была веселая, парады частые...[4, с. 59]. Именно эти сборы, вероятно, запечатлены на картине из БСИИ ASG, она безусловно написана непосредственно с натуры. Хотя Ватто нельзя назвать одаренным анималистом, его лошади достаточно условны, но все остальное выписано добротно и убедительно. Затенен-
ный передний край картины и понижающееся залитое солнечным светом пространство, как сцена, позволяют нам неспешно любоваться таким значимым событием, как летние маневры. Для жителей села, окраина которого показана справа, это и место развлечения, и возможность дополнительного заработка: мы видим слева зевак, любующихся военной выправкой офицеров, в отдалении группа крестьян веселится и танцует, а одна из женщин старается увести домой подгулявшего мужа. Справа идет торговля вином, на костре готовится пища, в центре композиции художник разместил живописную группу - крестьянка с ребенком что-то наливает офицеру из кувшина, а справа от нее три офицера на лужайке играют в карты. Зритель скорее не узнает, а угадывает, что объединяет ту или иную группу людей, чьи будни окрашены таким неординарным событием.
В центре композиции мы видим горниста, который трубит сбор, а значит вскоре поляна опустеет. Единство композиции обеспечено красиво выписанным пейзажем, который сегодня вобрал в себя человеческий муравейник, походные палатки, лошадей, а завтра снова останется с вечным небом, раскидистыми деревьями и бескрайним лугом.
Луи-Жозеф Ватто работал в разных жанрах, но к теме военных сборов питал, как доказывает дошедший до нас рисунок, особое пристрастие.
Ватто, Луи-Жозеф Бивуак
Акварель, гуашь, 14,5х24,5 см
Батальными сценами увлекался и Франсуа Ватто, его кисти принадлежат картины, рассказывающие о египетском походе Наполеона, битве Александра Македонского с Дари-ем и т.д. Композиции его работ, как правило, чрезмерно многолюдны, что снижает их драматизм. Дени Дидро подобные композиционные построения едко сравнивал со «сборищем острословов, говорящих всех разом, не слушая слов соседа; они утомляют... хотя... и говорят превосходные вещи» [7, с. 340]. Примером подобных работ является «Батальная сцена» Франсуа Ватто из музея в Реймсе, доказывающая к тому же, что он уступал отцу и в мастерстве пейзажиста.
Ватто, Франсуа Батальная сцена
Реймсский музей изящных искусств (Франция)
Ватто, Луи-Жозеф Отправление призывников.
Холст, масло. 65 х 83,5 см
Ватто из Лилля предпочитали быть первыми дома, чем последними в Риме. В этом они преуспели, их имя могло бы не дойти до нас, останься они в столице. Их держала в Лилле не только любовь к Родине, но и те возможности, которые он предоставлял, главное, они находили там работу. Скромные, лишенные чрезмерного честолюбия, они не стремились к большему. Лилль в XVIII веке не играл особой роли в художественной жизни Франции, хотя имел все атрибуты крупного города с развитой инфраструктурой: военный гарнизон, интендантство, казначейство, суд, надзорные службы за водными и лесными ресурсами, семь церквей. и при наличии таланта карьера там была вполне обеспечена
Лилльские Ватто привлекают разнообразием дарования, особенно Луи-Жозеф, и в целом сходством между собой. Его теплые пасторальные пейзажи, деревенские сцены, эпизоды истории Лилля и бивуачные сюжеты включили его имя в число художников-новаторов, которыми гордится французская школа.
Список использованной литературы:
1. Detrez L. Un» Watteau» du Musée de Lille:» Le Bombardement de 1792» //Revue du Nord. - 1930. - V. 16. - № 61. - Р. 5-27.
2. Dutboy J. J., Oursel H. L'enseignement à l'Académie des Arts de Lille au XVIIIe siècle (A propos d'un album de dessins de la Bibliothèque municipale de Lille) //Revue du Nord. - 1989. - V. 71. - № 281. - P. 377-399.
3. Marmottan P. Notice historique et critique sur les peintres Louis et François Watteau dits: Watteau de Lille. - E. Plon, Nourrit, 1889.
4. Poncheville A. M. de Le peintre Watteau, dit Watteau de Lille // Bulletins de l'Académie Royale de Belgique. - 1958. - V. 40. - № 1. - P. 52-60.
5. Vandalle M. Le Salon des Arts et le Musée de Lille de 1790 à 1803 //Revue du Nord. - 1949. - V. 31. - № 124. - P. 207-218.
6. ZaYKoraç В., Фикарп^ I. naiSaYWYiKn Eniöswpnan.- 2022.-№ 73. - 1.57-82.
7. Дидро Д. Салоны. В 2-х т. Т.2: Пер. с фр.-М.: Искусство.- С.329-342.