Научная статья на тему 'ЭТЬЕН ПАРРОСЕЛЬ ХУДОЖНИК В ПЯТОМ ПОКОЛЕНИИ'

ЭТЬЕН ПАРРОСЕЛЬ ХУДОЖНИК В ПЯТОМ ПОКОЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
123
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
батальный жанр / Римская премия / барочная живопись / регентство / римский классицизм / battle genre / Roman prize / Baroque painting / Regency / Roman classicism

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлана Бородина

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение Этьена Парроселя, принадлежавшего к семье, шесть поколений которой дали 14 живописцев, сыгравших заметную роль в искусстве Франции и Италии XVII-XVIII веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ASG Great Collection Of Fine Arts contains the work of Etienne Parrocel – the representative of family which 14 artists in six generations played a significant role in the art of France and Italy of the XVIIXVIII centuries.

Текст научной работы на тему «ЭТЬЕН ПАРРОСЕЛЬ ХУДОЖНИК В ПЯТОМ ПОКОЛЕНИИ»

ЭТЬЕН ПАРРОСЕЛЬ - ХУДОЖНИК В ПЯТОМ ПОКОЛЕНИИ

Светлана Бородина, д.п.н., редактор журнала «Мир искусств»

АННОТАЦИЯ: В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение Этьена Парроселя, принадлежавшего к семье, шесть поколений которой дали 14 живописцев, сыгравших заметную роль в искусстве Франции и Италии XVII-XVIII веков.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: батальный жанр, Римская премия, барочная живопись, регентство, римский классицизм.

ABSTRACT: the ASG Great Collection Of Fine Arts contains the work of Etienne Parrocel - the representative of family which 14 artists in six generations played a significant role in the art of France and Italy of the XVII-XVIII centuries.

KEYWORDS: battle genre, Roman prize, Baroque painting, Regency, Roman classicism.

В левой части композиции Этьена Парроселя «Явление Христа и Девы Марии Святому Франциску Ассизскому» изображен коленопреклоненный Франциск Ассизский перед алтарем. Святой одет в традиционную коричневую рясу с капюшоном, подпоясанную бечевой с тремя узлами, символизирующими три религиозных обета - бедности, целомудрия и послушания. Он воздевает руки в молитве, обращаясь к изображенным среди облаков Иисусу Христу в белом плаще и Деве Марии. Над их головами парят ангелы. Рядом с Франциском его атрибуты - распятие, череп и раскрытая книга со словами: «Iste pauper clamavi et Dominus exaudi eum» («Сей нищий воззвал и Господь услышал его»).

Возможно, данная работа является подготовительным эскизом к картине Этьена Парроселя с аналогичным сюжетом, которая находится в музее Маньен в Ди-жоне.

Парросель, Этьен

Явление Христа и Девы Марии Святому Франциску Ассизскому Франция, XVIII в. Холст, масло. 38,5*26,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-3524

VW ВЕСтшкмэвдунАрддного ШСТУПУ1» жтокачкАт

(Чир искусств

В сентябре 2018 года на научной конференции, посвященной еще одному представителю художественной династии Парроселей - Луи (1634-1694), старшему брату самого известного из Парроселей - Жозефа, было отмечено, что эта семья, равно, как Миньяр и Куапель, является примером великих династий художников, создавших богатство художественного творчества во Франции. Тогда существовали подлинные семейные традиции, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну или от дяди к племяннику, иногда более века. «Парросели - прекрасный пример этой семейной преемственности...».

ЖОЗЕФ ПАРРОСЕЛЬ (1646-1704)

Жозеф Парросель был французским художником в стиле барокко, более всего известным своими картинами и рисунками батальных сцен. Он родился в Бриньоле, его дедушка Жорж Парросель (1540-1614) и отец Бартелеми Парросель (1595-1660), а также старший брат Луи - все были художниками. Жозефу было всего тринадцать лет, когда его отец умер. Луи, который уже был известным в Лангедоке художником, взял его под свою опеку и стал обучать. Три года спустя он убежал из дома своего брата в Марсель, где поначалу расписывал борта кораблей. Вскоре его талант художника стал заметным, и Жозеф получил заказ на картины со сценами из жизни Святого Антония Падуанского для церкви Сен-Мартен.

Из Марселя Жозеф уехал в Париж и оставался там четыре года, совершенствуя свое ма-

стерство. Затем он вернулся в Прованс и вскоре предпринял путешествие в Италию, где пробыл восемь лет. В Риме он стал учеником Жака Кур-туа, талантливого баталиста, который также был известен как Бургиньон. Он изучал и работы Сальватора Розы, яркого художника. Жозеф Парросель работал с ним в его мастерской и находился под сильным влиянием этого предвестника романтизма, хотя позднее придал своему стилю более французский оттенок [2, с. 99].

Затем Парросель отправился в путешествие по Италии и, наконец, прибыл в Венецию. Он планировал надолго поселиться в этом городе, но после того, как на мосту Риальто восемь разбойников попытались его убить, Жозеф Парросель покинул Италию навсегда. Он поселился в Париже в 1675 году и через год был принят в качестве избранного члена в Королевскую академию искусств и скульптуры. Как член Академии он стал получать королевские заказы, однако Шарль Лебрен, ее возглавлявший, отказался от сотрудничества с Парроселем в создании сцен походов короля Людовика XIV, которые должны были стать гобеленами, предпочтя ему Адама Франса ван дер Мейлена. Талант Парроселя признал военный министр маркиз де Лавуа, поручив ему нарисовать для одной из столовых «Дома ин-

Парросель, Жозеф Александр Великий побеждает короля Дария в битве при Арбелье (ок. 1687)

ЧИ* ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

валидов» в Париже сцены завоевания Людовика XIV. Это было оценено высоко и привело к новым престижным заказам для украшения Шато де Марли и Версальского дворца.

За свою жизнь Жозеф Парросель участвовал только в одной выставке, Салоне 1699 года, с две-

Парросель, Жозеф

Переправа через Рейн армии Людовика XIV 12

июня 1672 г. (1699).

Холст, масло. 234 х 164 см.

Написана для Шато Марли; коллекция Людовика

XIV

надцатью картинами, которые подверглись резкой критике основного обозревателя Салонов Дени Дидро. Он писал: «Иногда бывает нужен пример заурядности во всем: в композиции, в расположении фигур, в красках, в характерности, в выразительности... Рекомендую эти картины тому, кто займется изучением истории безвкусицы в живописи.» [4, с. 149].

А вот современники считали, что художественной манере Парроселя свойственны живая сила, теплый колорит, естественное освещение: «невозможно обнаружить больше вдохновения и огня, нежели это видно в живописи Парросе-ля, в его легком элегантном мазке, в его поразительной красочности, в его уве-

ренной и твердой кисти и изумительных эффектах света, хотя в позах заметна манерность и натянутость» [2, с. 99].

Жозеф Парросель умер в возрасте 57 лет в Париже от апоплексического удара. Он наиболее известен своими героическими батальными сценами, но также писал пейзажи, исторические и религиозные картины. Одним из первых художник стал писать сцены охоты.

Как баталист Парросель отличался от своего современника Адама Франса ван дер Мейлена более оригинальным и ярким исполнением. Он использовал интенсивные цвета, нанося их широкими нервными мазками. Александр Бенуа утверждал, что художнику, стремившемуся изображать жизнь и решать чисто художественные задачи, в те времена не оставалось ничего другого, как быть баталистом. Сам «кульминационный художник колоризма» Ватто начал с баталий и лишь затем перешел к галантному жанру. Интерес Парроселя к самой живописи подтверждается сохранившимися рассказами о тех ухищрениях, к которым он прибегал, чтобы придать своим картинам особый блеск краски и особую глубину тона. Эффект картины казался ему самой важной частью, рассказывает о нем старинный биограф, и вот для этой цели мастер готов был впускать в краску золото в порошке и даже вкраплять в живопись драгоценные самоцветные камни [5]. К сожалению, большая часть картин Жозефа Парроселя почернели от времени.

Парросель, Жозеф Битва при Леузе (ок. 1691)

ЧИ* аЕстикмэадунарсщного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

Латур, Морис Кантен де Портрет Шарля Парроселя (1743)

ШАРЛЬ ПАРРОСЕЛЬ (1688-1753)

Баталистом стал и сын художника Шарль, который обучался не только у родителя, но и у своего крестного отца Шарля де Лафосса, ученика Лебрена.

Чтобы лучше изучить сражения, Шарль Пар-росель вскоре после смерти отца, в 1705 году, сам вступил в кавалерийский полк и за два года, проведенные там, участвовал во многих битвах. Однако военная служба вскоре наскучила ему — Франция в ту пору вела крайне не популярную в стране войну за Испанское наследство — и он испросил разрешение об отставке.

Вернувшись к занятиям живописью, Шарль Парросель принял в 1712 году участие в конкурсе на соискание королевской стипендии — престижной Римской премии. Судьба благоволила ему, и вскоре новоиспеченный стипендиат вместе с другими счастливчиками отправился в Рим обучаться в филиале Французской Академии, где приобрел известность своими историческими композициями.

Парросель изучал мастерство венецианской школы живописи; он посетил Мальту и, когда

была такая возможность, много путешествовал по Италии. Используя навыки, полученные в художественной мастерской отца, и находясь под патронажем наставников академии, молодой Парросель значительно обогатил свой талант и по возвращении в Париж всецело посвятил себя батальной живописи.

Выбору этой темы благоприятствовало и то обстоятельство, что Шарль Парросель участвовал в выполнении монаршего заказа. В 1719 году Робер Александр де Херман, назначенный регентским советом в качестве воспитателя при малолетнем короле Людовике XV, поручил Пар-роселю совместно с другим художником-баталистом Жаком-Антуаном Делястром (1690-1765) иллюстрировать многотомное издание по военной истории Франции. За сравнительно короткий срок был создан красочный пятитомный альбом, насчитывающий более 350 полноцветных акварельных иллюстраций, размером 41х55 см каждая. Иллюстрации представляют собой многочисленные, красочно униформированные части королевского военного окружения - «Мэзон дю Руа» - дворцовую стражу, корпус телохранителей, французских гвардейцев, швейцарцев и пр.

Затем он получил от герцога д" Антэна заказ написать для короля две большие картины, изображающие «Приезд турецкого посольства», по которым впоследствии были вытканы гобелены (оригинал находится в Версале).

Парросель, Шарль

Остановка на отдых конных гренадер Мэзон дю Руа (ок. 1737-38). Париже, Музей Лувр

Шарль Парросель - участник Салона 1 737 года. В том же году за картину «Сражение инфантерии и кавалерии» ему было присвоено звание академика живописи, и он был принят в члены королевской академии.

В этот период Парроселем была создана, пожалуй, одна из наиболее запоминающихся картин на военную тему: «Остановка на отдых конных гренадер Мэзон дю Руа», хранящаяся ныне в музее Лувра.

На переднем плане изображены офицеры роты конных гренадер Мэзон дю Руа, остановившиеся на отдых. Удобно расположившись, насколько позволила обстановка, офицеры решили передохнуть и пропустить по стаканчику вина, используя в качестве столика походный барабан. Такого типа «открытые столы» устраивались довольно часто и, помимо их практического предназначения, расценивались как добродетельный признак гостеприимства, присущий дворянскому сословию. Именно дворянская верность службе королю, воинскому долгу и гордость за свое подразделение является основным лейтмотивом полотна художника. На оживленную беседу подтянулись гости из других отборных частей Мэзон дю Руа: гвардейские жандармы в алых мундирах и мушкетеры первой роты, которых мы узнаем по золотым галунам. Впереди их ждала война за Австрийское наследство 1740-1748 годов, в которой европейские монархи оспаривали Габсбургские земли, и слава Фонтенуа, когда французы победили союзные силы англичан и голландцев.

В 1745 году Шарль Парросель стал профессором академии и был назначен Людовиком XV сопровождать его во всех походах, запечатлевая его победы, что он и исполнял до самой своей смерти.

В картинах художника много грации и истины, хотя меньше блеска и движения, чем у его отца, в особенности он изображал лошадей с редким совершенством [1, с. 429-430], что подтверждает еще одна его работа.

Картина показывает армейский полевой лагерь. Справа, предположительно, художник по-

Парросель, Шарль Сцена из военной жизни эпохи Людовика XV (ок. 1720)

Музей Версаля

местил двух гренадер полка Короля, которые могут быть атрибутированы по наличию специфической особенности их униформы - при общем бело-сером мундире их широкие синие обшлага украшались «бранденбурами» с бутоньерками, по три на каждом. Слева - офицеры первого гусарского полка Ратского, узнаваемые по голубым доломанам и пока еще считающиеся иррегулярной кавалерией французской армии.

В лучших своих вещах Парросель всегда умеет, в меру угождая требованиям придворного протокола, оставаться вполне в сфере живописи, отмечал Александр Бенуа [5]. Он ловко группирует массы, точен в портретах главных действующих лиц, большей частью превосходно рисует лошадей, но и он театрален и бьет на эффекты. А его отход от традиций предыдущего поколения и близость к манере Ватто проявились в том, что его живопись приобрела большую цветистость, легкость и элегантность, нежели густая и черноватая манера его отца - ученика Бургиньона и подражателя Розы.

ТИ* аЕстикмэадунагодного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

для церкви Святой Марии в Марселе. В 1730 году он стал членом академии Святого Луки.

Впервые Пьер Парросель женился в Авиньоне в 1690 году на Марии Анне де Сиссон. Его второй женой в 1695 году стала Мария Магдалина де Паллас, в браке родились восемь детей. Двое из них, Пьер-Игнас (1 702-1 775) и Жозеф-Франсуа (1704-1781), почти ровесники Этьена Парроселя, в традициях семьи тоже должны были стать художниками. Пьер Парросель Младший был признан Королевской академией как исторический художник, но так и не стал ее членом.

Зенит творческой карьеры Пьера Парроселя и становление его племянника-ученика Этьена Парроселя приходятся на период регентства, который вместе с последовавшим за ним временем правления Людовика XV считается в истории искусства периодом упадка: ни верующей мечтательности, ни просвещения.

Спесь, испорченность, легкомыслие, напу-дренность французского маркиза отражается на всех постройках и большинстве картин, принадлежащих этому времени [3, с.79]. Живопись отражала нравы и образ мыслей своего времени так

Ларжилъер, Николя де Портрет Пьера Парроселя. Авиньон Музей Кальвета

ПЬЕР ПАРРОСЕЛЬ (1664-1739)

Пьер Парросель был историческим художником эпохи позднего барокко, учившимся у самого Карло Маратты. Он приходился племянником Жозефу Парроселю и, соответственно, двоюродным братом Шарлю Парроселю.

Наследие Пьера Парроселя составляет прежде всего религиозная живопись, наряду с которой он изображал исторические сцены, где отличался грациозным рисунком и гармоничным колоритом. Его работы в традиции барочной живописи до сих пор сохранили свежесть цвета и считаются равными по уровню Пьеру Миньяру. Вместе с ним он участвовал в оформлении церкви Сен-Симфориан-ле-Карм. Работы Пьера Парроселя украшали обитель Святого Петра серией картин о жизни Святого Антония Падуанского.

Из всех Парроселей Пьер создал наибольшее количество работ на юге Франции, в частности, в своем родном Провансе, куда он перебрался после возвращения из Италии, оказав таким образом значительное влияние на развитие живописи Парросель, Пьер в этом регионе. Самой известной работой Пьера Сон Святого Иосифа. Холст, масло Парроселя является «Коронация Богородицы» Ним, собор Нотр-Дам и Сен-Кастор

Парросель, Пьер

Воскресение Христово (1725). Холст, масло. 369x200. Авиньон, Музей Кальве

верно и живо, что в своем роде действовала даже монументальнее, чем многие другие направления искусства. Есть много прелести в этой непосредственной и суетливой живости, но эта живость -распущенная, без выдержки и меры, без цели и правды; это живость кокетливого разочарования и изысканности. Стиль барокко, образовавшийся через постепенное искажение итальянского Возрождения, достиг во Франции своих крайних пределов. При этом серьезный и строгий церковный стиль затерялся совершенно [3, с.80].

Теперь и в религиозной живописи характеристика персонажей - внешняя и преувеличенная, а их расположение - разбросанное и лишенное единства.

Парросель, Пьер

Женщина, читающая перед камином (1735) 36,5*47 см

Национальный музей, Стокгольм

Изнеженная грация рисунка, розовый колорит, отчетливое как в миниатюре исполнение, которым еще благоприятствовала более и более входившая в употребление пастель, - эти качества возбуждали такое удивление, что, если маркиз де Аржансон ставил Миньяра рядом с Кор-реджо, он высказывал только общее увлечение тогдашней публики [3, с.82].

При этом то, что церковный элемент искусства, который уже и при Людовике XIV проявлял-

аекуеетв

и

вернуться к содержанию

ся только с отвратительно театральным характером, теперь почти совершенно исчезает или, где еще берутся за него, теряет и последние остатки внутренней возвышенности, - имеет глубокий смысл: искусство обращается к реальной жизни.

Поиски новых тем в искусстве не обошли и Пьера Парроселя, что доказывается одной из его поздних работ, удивительно реалистичной для того времени по колориту и композиции.

ЭТЬЕН ПАРРОСЕЛЬ, ИЛИ СТЕФАНО РИМЛЯНИН (1696-1775)

Этьен Парросель по прозвищу Римлянин родился 8 января 1696 года в Авиньоне в семье Жака-Игнаса Парроселя, художника-баталиста и гравера, племянника Жозефа Парроселя, и Жанны-Мари Пери, дочери торговца тканями.

Он был крещен в церкви Сен-Женьес, общее образование получил в картезианской школе Иосифа Габриэля Эмбера, а свою первую художественную подготовку - у дяди - Пьера Парроселя.

Весной 1717 года вместе с ним и двоюродными братьями Жозефом-Игнасом-Франсуа и Пье-

Бюст Этьена Парроселя

Парросель, Этьен Христос и Самарянка Музей Феша, Аяччо, Франция

Парросель, Этьен

Мадонна с Младенцем в окружении святых Иосифа, Филиппа Нери и Франсуа (1724)

Холст, масло 64 х 41 см

ром-Игнасом Этьен прибыл в Рим, где остался на всю жизнь, итальянизировав свое имя в Стефано и полностью ассимилировавшись с художественной элитой города. В это же время здесь жил и учился в Академии Шарль Парросель.

Вслед за Пьером Сюблейра Этьен Парросель придерживался тенденции собственной интер-

претации римского классицизма, тогда вошедшего в моду, что было заметно уже в его ранних работах. Этот стиль, особенно яркий в творчестве Себастьяно Конки, был резким противопоставлением фривольному рококо с его утонченным хроматизмом. Художники-классицисты придерживались правила композиционной простоты, выраженной в контрасте хорошо определенных масс и основанной на изучении французских мастеров XVII века, в частности, Шарля Лебрена.

В картине «Святой Доминик и Святой Франциск просят Христа с заступничеством Богородицы» Этьен Парросель полностью соответствует более решительным классицистическим тенденциям, установленным во времена папства Бенедикта XIV, не отказываясь от утонченного вкуса стиля рококо.

Парросель, Этьен

Святой Доминик и Святой Франциск просят Христа с заступничеством Богородицы Фотография РМН-Гран Пале (музей Маньен, Ди-жон) / Мишель Уртадо

Первым покровителем Этьена Парроселя стал французский кардинал и политический деятель при дворе Людовика XV Пьер Герен де Тансен (1679-1 758), заказавший в 1724 году картину, олицетворяющую его вклад в развитие епископства Амбрёна, которое он возглавлял до 1740 года.

Парросель, Этьен, мастерская

Портрет архиепископа Лиона кардинала Пьера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Герена де Тансена

Холст, масло. 68х54 см

Реставрирован

В 1 726 году Этьен Парросель оформляет алтарь церкви Святой Марии-ин-Монтичелли в Риме, основанной еще в XII веке. Художник пишет для нее картину «Святое Семейство», а также ангелов на фреске вокруг фигуры Спасителя. Вернувшись в Рим после ознакомительной поездки в Ломбардию и Венето, 2 ноября 1 727 года Этьен женится на Маргарите Чезанелли, дочери богатого торговца религиозными принадлежностями из Борго. В браке родилось пять дочерей и сын, названный в честь двоюродного деда Жозефом.

По-видимому, благодаря помощи тестя художник получил заказ на оформление церкви Сан-Грегорио-делла-Дивино-Пьета на набережной Тибра, в 1 727-1 729 годах он выполнил большую фреску на ее фасаде с изображением Распятия с Богородицей и Святого Григория.

В 1730 году для базилики дворцового комплекса в Мафре Этьен Парросель написал «Явление Богородицы Святому Филиппо Нери» (Детройтский институт искусств) по заказу короля Иоанна V Португальского, тратившего большие суммы на постройку монастырей за право иметь в Лиссабоне своего патриарха.

VW аЕстикмэадународного шституга «muewvATA

(Чир искусств

В 1734 году Этьен Парросель пишет образы святых - покровителя Италии Франциска Ассизского (1 182-1226), Вероники Джулиани (16601 727) и Луиджи Гонзага (1268-1360) для церкви знаменитого монастыря Монте-Кассино, расположенного к юго-востоку от Рима, откуда родом была его жена. В декабре этого же года он становится членом академии Святого Луки.

В 1 736 году еще один из Парроселей приехал в Рим. Это был двоюродный братЭтьена, Жозеф-Игнас-Франсуа Парросель, сын его дяди - Пьера. Однако Жозеф-Франсуа вернулся домой в 1 753 году, возможно, раньше.

В 1 739 году художник создает произведение на сюжет Святого Карло Борромео, молящегося о прекращении чумы в Милане в 1576 году. Вероятно, это та самая картина, что хранится в церкви Санта-Праседе.

Парросель, Этьен

Святой Чарльз Борромео в молитве. Холст, масло

Рим, церковь Санта-Праседе Фотография Ив ди Доменико

В 1743 году, после канонизации французской королевы Жанны Французской (1464-1505), дочери Людовика XI, он создает произведение «Блаженная Жанна де Валуа основывает орден сестер Благовещения Пресвятой Девы Марии» для базилики Святого Луи Французского, архитектором которой выступил знаменитый художник Фонтана и где хранятся три произведения Караваджо.

В июле 1745 года Этьен Парросель получил от Новой Церкви (церкви Санта Мария ин Валли-чела, построенной во времена Святого Филиппо Нери, который в 1552 году основал религиозное движение ораторианцев) задание «реставрировать овал росписи алтаря», то есть Валличелли-

Рубенс, Питер Пауль Мадонна делла Валичелла Холст, сланец, масло. 425 * 250 см Рим, церковь Санта-Мария-ин-Валичелла

анской Мадонны, написанной Рубенсом маслом на сланце между 1606 и 1608 годами.

Отметка о средствах, выплаченных художнику, является старейшим документом за всю историю реставрации рубенсовского триптиха.

В том же году российский дипломат граф Михаил Воронцов заказал Парроселю портрет императрицы Елизаветы Петровны, за что ему было выплачено 150 скудо. Судьба этой работы не известна, есть версия, что она утрачена, но также не исключается возможность, что портрет хранится в запасниках одного из российских музеев как произведение неизвестного живописца [6].

В 1746 году Этьен Парросель вместе с Себастьяном Конкой, Грегорио Гульельми (17141 773) и Винченцо Меуччи оформлял библиотеку Палаццо Корсини по заказу племянника папы Климента XII кардинала Нери Корсини (16851 770). Он выполнил настенные росписи (фреска и темпера) «Аллегории филологии и литературы» и потолочный плафон «Аполлон на Парнасе», за которые было заплачено 100 скудо.

В 1750 году художник создал полотно с изображением «Христа и Санта Лючии», девы-мученицы, пострадавшей за имя Христово, для главного алтаря церкви, пристроенной к одному благотворительному заведению. В январе того же года он был назначен деканом академии Святого Луки.

Этьен Парросель дружил с художником Жаном-Батистом Лаллеманом (1716-ок.1803) и был крестным отцом его второго сына.

1 июня 1 762 года ректор Академии Мауро Фонтана назначил его вместе с Доменико Кам-пильей (1692-1768) директором отделения иностранных членов академии Святого Луки. Это отделение играло важную роль, ведь Рим в то время был настоящим эмигрантским городом.

В том же году Парросель написал две картины библейской тематики: Исаак, благословляющего Иакова, и Самуил в храме, приобретенные немецким художником и коллекционером Карлом Шинкелем.

4 января 1 767 года президент Академии Андреа Бергонди предложил его вместе с Пьером-Жаком Волером (1 729-1 799) на должность декана, выборная должность была получена с перевесом всего в три голоса.

17 июня 1 770 года во время страшной грозы, повредившей «фонарь» над куполом церкви Сант-Иво алла Сапиенца, «жена добродетельного художника» была убита молнией и похоронена в церкви Святого Фомы в Парионе (Рим).

Парросель, Этьен Святой Павел (1770) Холст, масло Частная коллекция

Другой двоюродный брат Этьена, Пьер-Иг-нас, старший сын Пьера Парроселя, оставался в Риме, учась во Французской Академии, а впоследствии был назначен ее директором. Он умер в Риме примерно в те же годы, что и Этьен Пар-росель.

В связи со смертью Пьера-Игнаса распространились слухи о кончине Этьена. Вскоре авторы известного еженедельника уточнили, что «синьор Парросель жив», связавшись с ним для разъяснения о путанице его биографических данных с данными его двоюродного брата: «Мы пошли посоветоваться с самим господином Стефано Парроселем, который от нас узнал о недоразумении. Он посмеялся и сказал, что он и Пьер - два разных художника... Затем добавил, что никогда не гравировал на меди, как Пьетро, его двоюродный брат, проживавший в Париже, и что никто из них не учился искусству у Карло Маратты, который умер в 1713 году, в то время, когда они даже не прибыли в Рим» [7].

VW аЕстикмэадунАРОдного шституга «muewvATA 3

(Чир искусств ff вернуться к содержанию

Парросель, Этьен Святой Иоанн Богослов Холст, масло. 74,2 х 99 см Лот 87. В паре с работой «Святой Марк» 16 октября 1997 года продан аукционным домом Кристи (Нью-Йорк) за $ 36,8 тыс.

Спустя четыре года - 13 января 1 775 года -Этьен Парросель умер в Риме и был похоронен рядом с женой. Путаница в биографических данных представителей семейства привела некоторых ученых XIX века к сомнению в самом факте существования художника. Тем не менее история жизни Этьена Парроселя и его смерти в 1775 году подтверждаются достоверной биографией, написанной его прямым потомком и полным тезкой в 1861 году.

В истории искусства Этьен Парросель остался своими религиозными картинами, большинство из которых были предназначены для церквей Рима и его окрестностей и для церквей на юге Франции. В это время на его родине религиозная живопись уходила в прошлое, а вновь создаваемые картины все больше подчинялись законам реалистического искусства. Фридрих

Шиллер в своих «Мыслях о вульгарном и низком в искусстве» писал: «Есть картины из священной истории, где апостолы, Богоматерь и Христос имеют такое выражение, как будто бы они взяты были из самой низкой черни; все такие картины доказывают низкий вкус, который дает нам права заключать о грубых и вульгарных вкусах самого художника» [3, с.82].

В искусстве Италии XVIII века до 70-х годов преобладает стиль барокко, так как культура страны в целом носила консервативный характер и господствовавшая в XVII веке стилистическая система сохранилась. Благодаря этому, а также тому, что основным заказчиком Этьена Парроселя была католическая церковь, его картины отличает истинное религиозное настроение и возвышенные образы, далекие от вульгарности.

Список использованной литературы:

1. Андреев А.Н. Живопись и живописцы главнейших европейских школ: Настол. кн. для любителей изящ. искусств. - СПб.: М.О. Вольф, 1857. -580с.

2. Васильева Н. Французская живопись XVI-XVII веков.- М.: Белый город, 2008. — 128 с.

3. Геттнер Г.Т. Французская литература в XVIII веке / Пер. А. Пыпина. - СПб.: О.И. Бакст, 1866. -428 с.

4. Дидро Д. Салоны. В 2-х т. Т.2: Пер. с фр.-М.: Искусство, 1989.-399с.

5. Жозеф Паррасель [Электронный ресурс].- Точка доступа //http://benua.su/j_parassel/ (проверен 29.04.2019)

6. Забытый русский меценат — граф Михаил Воронцов [Электронный ресурс].- Точка доступа // http://www.vostlit. info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Rinaldi/frametext1.htm (проверен 7.04.2019)

7. Imbellone А. Parrocel, Etienne, detto le Romain // Dizionario Biografico degli Italiani - Volume 81 (2014) [Электронный ресурс].- Точка доступа // http://www.treccani.it/enciclopedia/parrocel-etienne-detto-le-romain_(Dizionario-Biografico)/ (проверен 29.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.