Научная статья на тему 'Работы братьев Лагрене в Большом собрании изящных искусств ASG'

Работы братьев Лагрене в Большом собрании изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
475
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАН ЛУИ ФРАНСУА ЛАГРЕНЕ / JEAN LOUIS FRANçOIS LAGRENéE / ЖАН-ЖАК ЛАГРЕНЕ / JEAN-JACQUES LAGRENéE / ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ XVIII В / FRENCH SCHOOL OF PAINTING OF THE XVIII CENTURY / АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / RUSSIAN FINE ART / АНТОН ЛОСЕНКА / ANTON LOSENKO / "МЕТАМОР-ФОЗЫ" ОВИДИЯ / РОКОКО / ROCOCO / ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ / ДИНАМИКА / DYNAMICS / КОЛОРИТ / КУРТУАЗНОСТЬ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / INFLUENCE / ПОД-РАЖАНИЕ / ART SCHOOL / "METAMORPHOSES" OF OVIDIUS / CHARACTERISTICS / COLOUR / СOURTLY LOVE / IMITATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина, Яо Михаил

Статья посвящена анализу творчества французских живописцев XVIII в. братьев Лагрене: Старшего Жана Луи Франсуа и Младшего Жан-Жака. В статье анализируются пять произведений кисти художников из Большого собрания изящных искусств ASG. Рассматриваются их высокие художественные качества и воздействие на них произведений Антона Лосенко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to analysis of the work of French painters of the XVIII century Lagrenée brothers: the Senior Jean Louis François and the Younger Jean-Jacques. THe article analyzes the five works by artist from the Great Assembly of Fine Arts ASG. Discusses their high artistic quality and the inttuence on them of Anton Losenko.

Текст научной работы на тему «Работы братьев Лагрене в Большом собрании изящных искусств ASG»

Алина Булгакова, ведущий искусствовед миА ASG

михаил Яо, директор МИА ASG, к.с.н.

Монье, Жан-Лоран Портрет Лагрене Старшего Франция, 1788 г. Училище изящных искусств, Париж

работы братьев лагрене

в Большом собрании изящных искусств ASG

Опыт исследования и атрибуции

Аннотация: Статья посвящена анализу творчества французских живописцев XVIII в. братьев Лагрене: Старшего - Жана Луи Франсуа и Младшего - Жан-Жака. В статье анализируются пять произведений кисти художников из Большого собрания изящных искусств ASG. Рассматриваются их высокие художественные качества и воздействие на них произведений Антона Лосенко.

Ключевые слова: Жан Луи Франсуа Лагрене, Жан-Жак Лагрене, французская школа живописи XVIII в., Академия художеств, русское изобразительное искусство, Антон Лосенка, «Метаморфозы» Овидия, рококо, характерные черты, динамика, колорит, куртуазность, воздействие, подражание.

Summary Abstract: This article is devoted to analysis of the work of French painters of the XVIII century Lagrenée brothers: the Senior - Jean Louis François and the Younger - Jean-Jacques. The article analyzes the five works by artist from the Great Assembly of Fine Arts ASG. Discusses their high artistic quality and the influence on them of Anton Losenko.

Key words: Jean Louis François Lagrenée, Jean-Jacques Lagrenée, French school of painting of the XVIII century, Art school, Russian fine art, Anton Losenko, «Metamorphoses» of Ovidius, Rococo, characteristics, dynamics, colour, œurtly love, influence, imitation.

*

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется пять работ, принадлежащих кисти братьев Лагрене - Старшего - Жана Луи Франсуа и Младшего - Жан-Жака. Оба они принадлежат к французской школе живописи XVIII в. и являются примечательными мастерами своей эпохи.

Лагрене Жан-Луи-Франсуа Старший (Lagrenee Jean-Louis-Francois, lAine) - французский живописец XVIII в. Родился 21 января 1725 г. в Париже, умер там же 19 июня 1805 г. Работал в историческом, мифологическом, религиозном жанрах. Создавал жанровые сцены. Был гравером. Ученик Карла Ванлоо. В 1749 г. получил Римскую премию Академии художеств. Провел 4 года в Италии. В 1760 г. по приглашению русской императрицы Елизаветы Петровны приезжает в Россию и становится директором Академии художеств. однако недовольство петербургской жизнью и, по-видимому, несогласия с ректором Академии художеств И.И. Шуваловым побудили его через три года возвратиться в Париж. В 1781 г. был назначен директором французской Академии в Риме, с титулом адъюнкт-ректора парижской Академии и с пенсией, пожалованной ему королем за картину «Малабарская вдова». Революция лишила его как этой должности, так и пенсии, но Наполеон I дал ему орден почетного легиона и назначил почетным хранителем и администратором наполеоновского музея.

Лагрене Младший, Жан-Жак Автопортрет

Жан-Жак Лагрене Младший (Lagrenée Jean Jacques, le Jeune) -французский живописец XVIII - XIX вв., выходец из династии художников Лагрене. Родился 8 сентября 1739 г. в Париже, умер там же 13 февраля 1821 г. Как и брат, работал в историческом, мифологическом, религиозном жанрах. Писал натюрморты с цветами. Работал пастелью. Был рисовальщиком. Вместе с братом работал в России, откуда уехал на год раньше (1762 г.). По возвращении во Францию, он в 1775 г. был принят в Академию. Его картина «Зима» и по сей день украшает плафон галереи Аполлона в Лувре, где в XVIII в. размещалась Академия. Позже художник регулярно выставлялся в Салоне с 1771 по 1814 гг. Написав значительное количество исторических, аллегорических и жанровых картин, живописец в середине своей художественной карьеры увлекся особым видом декоративного искусства - инкрустацией на мраморе, дереве и стекле. Под конец своей жизни Лагрене состоял при Севрской фарфоровой мануфактуре, исполняя рисунки к моделям.

Как видно из биографий, братья прожили едва ли не самые драматические времена в истории Франции. начав творческую деятельность в изысканное время Людовика XV, сложившись как художники при нем и его приемнике, они закончили свой творческий путь уже в эпоху Реставрации.

чшшр вестник мэедунарояюго инстуггута антиквариата

4Чир искусств

i

J ' 75# .

- т ■ г

51

Лагрене Младший, Жан-Жак Аврора и Кефал Франция, 1774 г. Холст, масло 191x126 см БСИИ ASG Инв. №04-0976

Lagrenèe Jean-Jacques, le Jeune

Aurora et Cèphale France, 1774 Toile, huile 191x126 cm

Лагрене младший, Жан-Жак

Пигмалион и Галатея Франция, 1774 г. Холст, масло 191x126 см БСИИ ASG Инв. №04-0976

Lagrenèe Jean-Jacques, le Jeune

Pygmalion et Galatèe France, 1774 Toile, huile 191x126 cm

Лагрене младший, Жан-Жак Персей и Андромеда Франция, 1774 г. Холст, масло 191x126 см БСИИ ASG Инв. №04-0976

Lagrenèe Jean-Jacques, le Jeune

Persèe et Andromède France, 1774 Toile, huile 191x126 cm

Лагрене младший, Жан-Жак Венера и Адонис Франция, 1774 г. Холст, масло 191x126 см БСИИ ASG Инв. №04-0976

Lagrenèe Jean-Jacques, le Jeune

Vènus et Adonis France, 1774 Toile, huile 191x126 cm

^ллр веслиик глеждународного института антиквариата

шшр искусств

Их судьба - это судьба многих европейских художников. Они учились в Италии, вызывали интерес к себе со стороны приезжих русских меценатов и работали в России, в Санкт-Петербурге, где были свидетелями развития русского искусства и становления Российской Академии художеств.

XVIII столетие вплоть до Французской революции - это век декоративизма, век сменяющих друг друга стилей, век преобладания формы над содержанием. Форме и декору, орнаменту и украшению уделялось так много внимания, что порой сама живопись, утрачивая художественное содержание, превращалась в декоративный компонент дворцового убранства. Картины писались для конкретного зала, комнаты, галереи. Они оформлялись золочеными декоративными, резными рамами и становились неотъемлемой частью интерьера. Именно для этих целей были написаны четыре полотна Жан-Жака Лагрене.

Данная серия работ была приобретена во Франции на аукционе Tajan 13 декабря 2010 г. Мы не располагаем сведениями о конкретном происхождении полотен. Однако представляется очевидной их принадлежность к интерьеру какого-либо шато или отеля.

Античные сюжеты, ставшие неотъемлемой частью европейской культуры начиная с эпохи Возрождения, в XVIII в. приобрели черты нравоучения и аллегории, а иногда и потаенного рассказа о мире чувств. Для данной серии живописец избрал примечательные и трогательные сюжеты «Метаморфоз» древнеримского поэта Овидия (43 г. до н. э. -17/18 г. н. э.), где рассказывается о любви богов и героев к простым смертным. Характерно, что при поступлении работ в собрание ASG сюжетика двух из них, определенная французскими экспертами со знаком вопроса, потребовала дополнительного исследования. В результате сюжеты получили другую интерпретацию. Сюжет одного из полотен интерпретировался как «Сильвия и Аминта» - рассказ о любви нимфы Сильвии и пастуха Аминты. На этот сюжет, автором которого является Торквато Тассо (1544 - 1595), был поставлен балет с тем же названием на музыку Лео Делиба (1836 - 1891). на полотне ничего не говорит о данном сюжете, согласно которому нимфа, стрелявшая в статую Эроса, случайно убивает Аминту. В соответствии с сюжетом, на полотне должны были бы присутствовать статуя Эроса или его герма, а у поверженного героя атрибуты пастуха - посох и плащ. Вместо них у ног персонажей - хорошо всем известный атрибут Персея - щит с головой Медузы Горгоны. на нем - доспехи война и сандалии, подаренные Меркурием, а на заднем плане, в облаках - золотая колесница. Все эти детали вполне определенно помогают сделать вывод, что перед нами Персей и спасенная им Андромеда.

Также неубедительной показалась и интерпретация сюжета другого полотна как «Меркурий и Венера». Нами не были выявлены сюжетные линии в античной мифологии, убедительно связывающие этих двух представителей Олимпа, тем более с изображенными на картине аксессуарами. Гораздо убедительней предположить, что на полотне Венера, оплакивающая Адониса.

Вот как представляется сюжетика всех четырех полотен:

Аврора и Кефал. Художник представляет на картине момент, когда Аврора, богиня утренней зари, увидела прекрасного юношу, афинского царевича Кефала. Аврора полюбила Кефала, а затем на колеснице увезла спящего охотника в небесные чертоги. Но пробудившись, Кефал не воспылал любовью к Авроре, что принесло богине немало страданий. Положение спас Купидон, пронзивший юношу своей стрелой, что заставило его ответить богине взаимностью.

Пигмалион и Галатея. Однажды мифическому царю Кипра Пигмалиону удалось создать статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не сравнится по красоте и благородству с его творением. Он молит Венеру о том, чтобы у него была жена столь же прекрасная, как созданный им образ. И богиня, вняв мольбам Пигмалиона, оживляет статую. Царь нарекает свою возлюбленную галатеей.

Персей и Андромеда. Персей - герой древнегреческих мифов, полубог-получеловек. Сын Данаи и Юпитера. Его героические деяния включали победу над Медузой горгоной и спасение прекрасной Андромеды от морского монстра. На полотне изображена сцена, когда уже спасенная Андромеда обнимает отдыхающего Персея, облаченного в военные доспехи. У его ног лежит щит с головой Медузы. Вокруг влюбленных парят купидоны, держащие в руках атрибуты богини любви Венеры: розы, стрелы и голубей.

Венера и Адонис. Овидий описал историю того, как Венера нашла своего первого возлюбленного среди смертных. Богиня часто предупреждала своего избранника о всевозможных опасностях охоты. Но Адонис не слушал её советов. Однажды опасения богини оправдались - во время охоты его убил дикий вепрь.

Для изобразительного искусства XVIII вв. характерно создание не просто одиночного полотна, и даже не серии, развивающей какой-либо сюжет, а цикла работ, хранящего в себе скрытое содержание. Работы Лагрене Младшего являются примером этого. Наряду с изложением в куртуазной манере античных сюжетов, здесь раскрывает-

чшшр вестник мэедунароядого инстуггута антиквариата

Í4up искусств

ся жизнь обобщенного художественного Образа в разных его состояниях. Во всех полотнах присутствует «Создатель» ситуации и «Образ», созданный им: Аврора, заметившая спящего Ке-фала; скульптор Пигмалион, создавший Галатею; Андромеда, благодарящая своего спасителя; и Венера, оплакивающая возлюбленного. Таким образом, перед зрителем проходят 4 стадии состояния «Образа»: от еще спящего Кефала - к пробуждающейся к жизни Галатее, от вкушающего радость существования Персея - к умирающему Адонису.

Интересно остановиться на проблеме авторства и времени исполнения полотен. Три картины серии подписаны и датированы: «JBinv L Pinx. 1774». Принадлежность четвертой к этой серии («Персей и Андромеда») не вызывает сомнений.

С точки зрения стилистики, манеры письма, изображения типа лиц и в соответствии с принципами моделировки формы принадлежность всех четырех полотен к французской школе живописи 2-ой пол. XVIII в. очевидна. Все четыре работы - декоративные панно, что, как уже говорилось, типично для искусства той поры. Стилистически все они являются продуктом эстетики 60-х гг. XVIII столетия - времени рококо и соответствуют всем композиционным и пластическим принципам, пришедшим в искусство с творчеством Антуана Ватто и развитым Франсуа Буше. Рокайльной живописи свойственна: диагональ-ность композиции, облегченность по сравнению с барокко, более изящная динамика, формы не столько массивны, как у рубенса, зато подчинены сложной, прихотливой ритмике. Композициям присуще сложное движение линий, хорошо передающее эмоциональное состояние героев. Их индивидуальность не интересует автора. Предельно типизированы не только сами персонажи, но и их позы. Из полотна в полотно переходят схожие друг с другом фигуры, которым свойственны лица с характерными крупными глазами и выдающимся вздернутым носом. Персонажи изображены часто в одном и том же ракурсе или его зеркальном отражении. Колорит работ так же соответствует эстетики времени конца эпохи Людовика XV. В работах преобладают скорее близкие, чем контрастные сочетания цветов. Ассоциативно композиции картин близки к музыке Франции того времени, в частности к творчеству Жана-Филиппа Рамо (1683 - 1764).

В наследии Лагрене Младшего есть работа «Борей, похищающий Орифию» (Проходила на аукционе Christie's 24.10.2012, Нью-Йорк). Она написана в том же 1774 г. При сравнении ее с рассматриваемыми полотнами ярко ощущается близость между ними. Это выражается в динамичных диагональных композициях, в характерных фигурах с круглыми головами и плотными гру-

Лагрене Младший, Жан-Жак Борей, похищающий Орифию Франция, 1774 г. Проходила на аукционе Christie's 24.10.2012, Нью-йорк

боватыми пропорциями (вообще определенный натурализм свойственен Лагрене Младшему, что особенно проявляется в его изображении Га-латеи, наполовину приобретшей человеческую плоть, в то время как ее нижняя часть еще остается мраморной. Именно эта мраморная часть резко противоречит своими грубыми мужскими пропорциями самой идее изображения прекрасного женского тела). Близки работы и по колориту, построенному на сочетаниях светлых тонов, акцентированных яркими пятнами розово-пурпурного, бирюзового и охристо-золотистого цветов. Схожи и драпировки. Достаточно сравнить одеяние Венеры, особенно складки рукава на правой руке, со складками плаща у Орифии. Действие картины происходит среди облаков, которые так же написаны в близкой друг другу манере. И наконец, общее звучание работ производит впечатление не столько разворачивающегося реального действия, сколько эффектной театральной постановки, носящей куртуазный характер.

Примечательна иконография полотна «Пигмалион и Галатея». Этот сюжет был не только популярен в XVIII вв., но и очень показателен для своей эпохи. В основе мифа лежит вера в возможности оживить творение рук человека - идея победы живого над неживым - триумфа творчества. Неслучайно к этому сюжету обращались ранее Анджело Бронзино, в XVIII столетии Лоран Пешё, Луи Гауффер, а так же скульптор Пьетро Стаджи. Широко известна композиция Франсуа Буше. Эксперт кабинета Эрика Туркина (Eric Turquin) предположил, что композиция Лагрене Младшего была написана под впечатлением от

Стаджи, Пьетро Пигмалион и Галатея ГЭ, Санкт-Петербург

Бронзино, Анджело Италия, 1529 - 1530 гг. Пигмалион и Галатея Палаццо Веккио, Флоренция

Буше, Франсуа Пигмалион и Галатея Франция, 1767 г. ГЭ, Санкт-Петербург

вестник международного института антиквариата

ÎMiup искусств

т

Лагрене Младший, Жан-жак

Венера и Адонис (фрагмент)

Лагрене Младший, Жан-Жак

Пигмалион и Галатея (фрагмент)

Лагрене, Жан-Луи-Франсуа старший

Обучение Девы Марии Ок. 1772 г. Частное собрание (фрагмент)

Ле Мире, Ноэль Франция, 1778 г. Пигмалион и Галатея Коллекция Тгеге

Пешё, Лоран Франция, 1784 г. Пигмалион и Галатея ГЭ, Санкт-Петербург

Гауффер, Луи Франция, 1797 г. Пигмалион и Галатея Флоренция

Лагрене Старший, Жан-Луи- Лагрене, Жан-Луи-Франсуа

Франсуа Франция, 1781 г. Пигмалион и Галатея Институт искусств, Детройт

Старший

Пигмалион и Галатея 1777 г.

Государственный художественный музей, Финляндия

данной картины и гравюры Ноэля Ле Мире «Пигмалион и Галатея» (коллекция Тге7е1). Однако сравнение полотен говорит о том, что если и было воздействие Франсуа Буше, то опосредственное и явно незначительное. В обоих произведениях практически нет близких друг к другу деталей или композиционных особенностей. Нет близости и между рассматриваемым полотном и гравюрой, где сюжет Пигмалиона и Галатеи получает дальнейшее развитие, рассказывающее о ветрености ожившей героини. Точки соприкосновения можно обнаружить с работами других авторов, в частности наиболее близки картины с тем же названием его старшего брата («Пигмалион и Галетея», 1781 г., Музей искусств, Детройт; «Пигмалион и Галетея», 1777 г., Государственный художественный музей, Финляндия). Однако, как видно, обе они написаны позднее работ из собрания АБС. Иными словами, здесь налицо воздействие творчества младшего брата на старшего, а не наоборот. Об этом говорят схожесть ракурсов изображения скульптора на всех трех полотнах, постановка фигуры Галатеи, делающей шаг вперед, ее прическа, общий антураж сцены, приближенность планов и схожесть композиций. Стилистически очень близки и изображения женских голов в полотнах братьев. Примером чему может служить голова служанки на заднем плане в работе «Обучение Девы Марии» (1772 г., частное собрание) кисти Лагрене Старшего [1].

Еще более интересная связь обнаруживается в творчестве Жан-Жака Лагрене с русским искусством вообще и с творчеством Антона Павловича Лосенко в частности. Выше уже говорилось о том, что оба брата работали в России с 1760 г. по 1762/1763 гг. Один из основателей русской Академической живописи А.П. Лосенко начал свой творческий путь еще до основания Академии художеств (1757 г.) в мастерской И.П. Аргунова. Позднее он был зачислен в нее и закончил в числе первых выпускников. Маловероятно, что в год приезда в Россию братья Лагрене могли встретиться с Ан-

тоном Лосенко, который в сентябре 1760 г. вместе с будущим знаменитым архитектором Василием Баженовым был отправлен в пенсионерскую поездку в Париж для углубления знаний и совершенствования мастерства. Слишком различен был и статус приглашенных французских мастеров и еще недавнего студента Академии. Их встреча, вероятно, произошла уже в Париже, позднее. О том, что она непременно состоялась, говорит тот факт, что Лагрене Младший, создавая серию в 1774 г., явно использует элементы картины, созданной Лосенко в Париже в 1764 г.

То, что эта работа не просто произвела впечатление на Жан-Жака, а послужила источником для изображения овидиевых персонажей, говорит схожесть образов обоих художников. Типологическая близость ощутима при сравнении головы Адониса кисти Лосенко с головами Кефала и того же Адониса работы Лагрене (фрагменты голов). Характерно, что и тут и там схож ракурс передачи рук героев. Эта схожесть прямая либо зеркальная. О том, как хорошо усвоил Лосенко принципы классической живописи, говорит его мастерски построенная пирамидальная композиции, и, хотя схожесть композиционных пирамид обоих авторов нельзя считать продуктом влияния одного на другого, их близость говорит о художественно-идейной аналогии мышления художников. Примечательно, но факт: работа 27-летнего русского художника оказала влияние на Жан-Жака Лагре-не, приступившего к своей серии в 35-ти летнем возрасте, уже признанным мастером, спустя 10 лет после работы Лосенко, который при этом не мог видеть работ Лагрене Младшего, т.к. умер за год до их создания.

«Венера с яблоком», написанная старшим Лагрене - Жаном Луи Франсуа, так же показательна для французской живописи 2-ой пол. XVIII в. Из всех античных богинь именно Венера - богиня любви, являлась самой притягательной для художников куртуазного века. Нет смысла здесь говорить, кто из живописцев по-

чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата

4Чир искусств

А.П. Лосенко Смерть Адониса Россия, 1764 г.

Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

свящал свое творчество богине. Еще с античных времен до нас дошло несколько типов изображения Венеры: Акропида (присевшая на корточки), Каллипига (изображенная со спины), Вене-

А.П. Лосенко Адонис(фрагмент)

ра с Марсом, с Амуром и т.д. Среди этих типов достойное место занимает Венера с яблоком. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что ее не пригласили на свадебный пир Пелея, решила отомстить богам и подбросила на стол золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями -женой Зевса Герой, богиней любви Венерой и воительницей Афиной - возник спор: кому по праву принадлежит золотое яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьей. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трех богинь. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Парис отдал яблоко Венере, которая пообещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин - Елену, дочь Зевса и Леды. Впоследствии Венера помогла Парису похитить Елену, которая была женой Менелая, царя Спарты, что и явилось причиной похода греков против Трои.

Лагрене Старший пишет богиню в образе молодой девушки, одетой в легкие одежды, не скрывающие ее фигуру, изображает в профиль с головой, повернутой влево к зрителю. Пышные золотисты волосы ниспадают с головы. Правой рукой богиня держит прядь волос, а левой, обращенной к зрителю, - яблоко. Художник изобразил богиню в овале.

В соответствии со вкусом времени художник не столько изображает античный сюжет, сколько отталкиваясь от него, либо создает портрет реально существовавшей модели, либо, что более вероятно, создает чувственную композицию, посвященную теме женской красоты.

Лагрене Младший, Жан-Жак

Кефал

(фрагмент)

Лагрене Младший, Жан-Жак

Адонис

(фрагмент)

Лагрене, Старший, Жан-

Луи-Франсуа

Амур и Психея

Национальный музей,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стокгольм

(фрагмент)

Лагрене Старший, Жан-Луи-Франсуа Венера с яблоком Овал, холст, масло. 74x60,5 см

БСИИ ASG Инв. №01-2823

Lagrenèe Jean-Louis-Francois, l'Aîne

Vènus avec une pomme

France, XVIII siècle

Ovale Toile, huile

74x60,5 cm

уцле? вестник гкеждународного института антиквариата

шшр искусств

Для всех работ Старшего Лагрене характерна большая артистичность и мягкость, чем для его брата. Превосходящую, в сравнении с братом, популярность Жану Луи Франсуа обеспечили такие

Лагрене, Старший, Жан-Луи-Франсуа Меланхолия Лувр, Париж

работы, как: «Диана и Эндимион» (1776 г., Национальный музей, Познань, Польша), «Марс и Венера» (1770 г., Музей Гетти, Лос-Анджелес), «Амур и Психея» (национальный музей, Стокгольм), написанная в России картина «Танкред и

Эрминия» (1761 г., ГТГ, Москва). Во всех этих полотнах вполне можно найти детали, позволяющие не сомневаться в авторстве «Венеры» из собрания АБС. Об этом говорит пластика изображения обнаженной руки и плеча в полотне «Амур и Психея», форма кисти руки в работах «Пигмалион и Гала-тея» (1777 г.), а так же рука Анны в композиции «Обучение Девы Марии». Среди работ Лагрене Старшего наиболее близка к рассматриваемому полотну картина «Меланхолия» из Лувра. Несмотря на то что лица моделей этих работ изображены несколько в иных ракурсах, перед нами один и тот же тип лица, характерный для художника, с вытянутым и слегка вздернутым носом, большими глазами и небольшим двойным подбородком. Особенно примечательна схожесть написания ушных раковин, с крупной мочкой и характерным углом скоса нижней части. Кстати, такая форма ушей характерна едва ли не большинству женских образов Жана Луи Франсуа Лагрене.

Если «Венера с яблоком» является неплохим образцом творчества Лагрене Старшего, то серия полотен на сюжеты Овидия характеризует Лагрене Младшего с неожиданной стороны. Перед нами художник, не подражающий ни своему брату, ни Франсуа Буше, а создавший свои оригинальные композиции. Они, в свою очередь, оказали воздействие на боле признанного современниками его старшего брата. Интересен он так же и как живописец, который одним из первых обратил внимание на образы русского художника и широко использовал их в своем творчестве.

Лагрене старший, жан-Луи-Франсуа Венера с яблоком (фрагмент)

Список использованной литературы:

1. Антуан Ватто: Елена Федотова. - Москва: Белый город, 2002.- 48 с.

2. Живопись XVIII-XX века: Каталог в 15 т. Том 2. Первая половина XIX века. А-И / Painting: The First Half of the 19th Century: Catalogue: - СПб: Palace Editions, 2002.- 256 с.

3. История мировой живописи. Французская живопись XVI- XVII веков: Наталья Васильева. - Москва: Белый город, 2008.128 с.

4. История мировой живописи. Французская живопись XVIII века: Н. Майорова, Г. Скоков - СПб: Белый город, 2008.- 128 с.

5. «Лосенк», Словник Художниюв Украши («Dictionary of Ukrainian Artists»)/published by Ukrainian Soviet Encyclopedia.-Kyiv, 1973.

6. Россия и Франция, XVIII - XX века. Вып. 6. - СПб: Наука, 2005. - 312 с.

7. Русская живопись XVIII века. Из собрания Калужского областного художественного музея/С. И. Личенко. - СПб: Фрид-гельм, 2009. - 88 с.

8. Русское изобразительное искусство XVIII - начала XX века в собрании НовМоскваского музея-заповедника/ И. М. Васильева. - Москва: Северный паломник, 2007. - 340 с.

9. Словарь сюжетов и символов/Дж. Холл; пер. с англ. А. Майкапара.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзит книга», 2004. - 655, [1] с.: 80 л.

10. Французская живопись/В. М. Жабцев . - СПб: Харвест, 200. - 128 с.

11. Benezit. E. Dictionnaire critique et documentaire Des Peintres Sculpteurs Dessinateurs et Graveurs, Editions Grund. - Paris, 1999.

12. Marc Sandoz, Les Lagrenée, I. - Louis (Jean, François) Lagrénée, 1725-1805. - Tours, 1983.

13. Patrick Ramade, La Fuite en Egypte de Lagrenée le Jeune (1739-1821), exposition-dossier, Rennes, musée des Beaux-arts, septembre 1986, (ISBN 2-901430-12-0).

14. Marc Sandoz, Les Lagrenée, II. - Jean-Jacques Lagrenée (le jeune), 1739-1821, Tours, 1988

15. Ferdinand Hoefer, Nouvelle Biographie générale, t. 28ю - Paris: Firmin-Didot, 1859, Р. 862-3.

16. Prosper de Baudicour , Le Peintre-graveur français continué, Bouchard-Huzard, Rapigny et Vignères, t. 1, Paris, 1859, Р. 200-2.

Ссылки:

1. www.wikimedia.org

^ляр вестник мэедународ-юго института антиквариата

Î4up искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.