Научная статья на тему 'ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"'

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яфаева И. Р.

Методический материал «Проектная деятельность» представляет собой реализацию проекта по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"»

На третьем этапе у детей возникали все новые и новые вопросы, что развивало интеллектуально-продуктивную активность, способствовало творческому проявлению познавательной активности старших дошкольников.

Таким образом, процесс развития познавательной активности развертывался поэтапно, системно, целенаправленно.

В процессе всей опытной работы использовались следующие методические требования:

- проводить качественное оценивание результатов обучения, специально направленное на формирование таких важнейших компонентов познавательной деятельности, как самоконтроль и самооценка;

- создавать оптимальные условия для самостоятельной практической деятельности и коллективной работы;

- чаще решать познавательные задачи разного уровня сложности, а также практиковать поисковые задания и ситуации;

- использовать приемы анализа, обобщения при выполнении самостоятельных работ

- соблюдать принцип жизненности связей между содержанием экспериментирования и конструированием на занятии.

Список литературы:

1. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С. 28-32.

2. Лисина М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 18-36.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

© Яфаева И.Р.1

Детский сад «Аленький цветочек», г. Ноябрьск

Методический материал «Проектная деятельность» представляет собой реализацию проекта по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Презентацию методического материала «Проектная деятельность» начнем с высказывания Льва Семёновича Выготского «Обучить творческому искусству нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» [5].

1 Воспитатель.

Поскольку, творческие способности - это индивидуальные особенности и качества ребенка, которые формируются в определенных условиях, созданных как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семьях воспитанников [7]. Дошкольник способен самостоятельно, целесообразно и выразительно решать колористические, композиционные, конструктивные задачи на уровне начальных творческих проявлений.

В исследованиях Л.С. Выготского, И.П. Волкова, Н.А. Ветлугиной рассматриваются вопросы о необходимости развития творческих, в том числе театральных способностей детей дошкольного возраста [3, 4, 5].

Театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности [10].

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью более глубокого изучения методики по организации театрализованной деятельности как наиболее вариативной системы, позволяющей развивать личность ребенка, его творческие способности, творчество в любой области.

Анализ результатов диагностического обследования уровня развития детей в театрализованной деятельности, наблюдения за выступлениями детей на праздничных утренниках, в драматизациях, за их самостоятельной театрализованной деятельностью, позволяет сделать вывод, что у детей недостаточно сформировано умение творчески проявлять свои представления: дети повторяют и имитируют действия друг друга, создавая одинаковые образы; мимика и речь детей при этом скупа и невыразительна, движения -скованы и однотипны. Отсюда, определены следующие противоречия:

- между общепринятым значением театрализованной деятельности в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театральных постановок в жизни детей;

- между необходимостью содержательного подхода к процессу активизации творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности и недостаточностью образовательных программ и методик, направленных именно на содержательное постижение ребенком театральных навыков.

Обозначенные противоречия позволили определить проблему: поиск педагогических условий и методов активизации творческих способностей средствами театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, возникла идея разработать проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Цель проекта: повысить уровень развития творческих способностей старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

- изучить психолого-педагогические, методологические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности;

- развивать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через театрализованную деятельность, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности старших дошкольников;

- совершенствовать речь детей: звуковой культуры, грамматического строя, монологической и диалогической формы, выразительности;

- воспитывать и развивать внутреннюю (волю, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, веру в предлагаемые обстоятельства) технику актера в каждом ребенке;

- способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры;

- подготовить методические и практические рекомендации для родителей и педагогов по использованию театрализованной деятельности для развития творческих способностей старших дошкольников.

Реализация развития творческих способностей через театрализованную деятельность в проекте построена на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин), и основывается на следующих принципах:

1. Принцип стимуляции познавательной деятельности, активности ребенка.

2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности.

5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач.

6. Принцип креативности [1, 2, 6, 7, 10, 11].

Для реализации мероприятий проекта предлагается система педагогических условий:

1. Создание обстановки психологического комфорта в детском коллективе, которая стимулирует ребенка на самую разнообразную

творческую деятельность и развивает в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться [5].

2. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов [3, 6].

3. Создание предметно-развивающей среды для развития творческих способностей посредством театрализации (например: создание атмосферы театра: сцена, занавес, кулисы, декорации, куклы; подбор необходимого материала для театральной деятельности: разные виды театров, шапочки героев, атрибуты, элементы костюмов, настольные игры, этюды, декорации к сказкам) [8, 9].

4. Систематизация и регулярность внедрения цикла мероприятий по развитию творческих способностей средствами театрализованной деятельности [3].

5. Вовлечение родителей в мероприятия проекта по развитию творческих способностей дошкольника посредством театрализованных представлений [3, 8, 9].

Отсюда, новизна проекта «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» заключается в создании предметно-развивающей среды, способствующей повышению уровня развития творческих способностей детей.

Участники проекта дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Проект предполагает 3 этапа реализации. I - организационный этап решает следующие задачи:

1. Проектирование театральной зоны «В гостях у сказки» с учётом интересов детей и педагогов для совместных и самостоятельных театрализованных игр, постановок, инсценировок; создание эскизов декораций и костюмов; создание материально-технической базы.

2. Мониторинг творческих способностей детей в театрализованной деятельности, их умений и навыков; обобщение и анализ полученных данных.

3. Составление перспективного плана театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с учётом уровня развития, индивидуальных особенностей старших дошкольников и этапов их творческой деятельности. Разработка различных типов совместной деятельности: типовое, тематическое, репетиционное, интегрированное.

4. Разработка картотеки и тематики художественной литературы для занятий творческого цикла.

На II - основном этапе реализуется проект по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности по трем взаимосвязанным направлениям:

- планирование и организация работы воспитателя, при учете уровня развития, индивидуальных особенностей старших дошкольников и этапов их творческой деятельности;

- организация творчески ориентированной среды;

- организация совместной с детьми и самостоятельной деятельности самих детей при использовании средств театрализованной деятельности.

В работе с родителями:

- привлечь большее количество родителей к участию в проведении совместных театрализованных мероприятий;

- провести игровые тренинги;

- организовать «Родительский всеобуч», включающий: информационную корзину; цикл рекомендаций и советов;

- выпустить сборник материалов по развитию творческих способностей детей «Создание условий для проведения домашних театрализованных постановок».

В работе с педагогами:

- провести семинары-практикумы;

- создать «Педагогическую страничку», на страницах которой размещается следующий материал: информационный калейдоскоп; цикл рекомендаций и памяток;

- организовать педагогическую копилку;

- выпустить сборник сценариев праздников и развлечений, направленных на развитие детского творчества «Театр и дети»;

- транслировать опыт работы в методических профессиональных изданиях.

III - итоговый этап предполагает:

1. Контрольные срезы и анализ результатов диагностического исследования (мониторинг).

2. Анализ эффективности апробации цикла мероприятий и степени его применимости в работе учреждения.

3. Подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, их осмысление; составление рекомендаций по внедрению и доработке программно-методических материалов по педагогическому сопровождению.

4. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников через трансляцию опыта работы в методических профессиональных изданиях.

Вначале реализации проекта, с целью выявления уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, была проведена диагностика, результаты которой представлены следующим образом: высокий уровень - 15 %; средний уровень - 45 %; низкий уровень - 40 %.

Качественный анализ результатов диагностического обследования выявил, что у детей недостаточно сформировано исполнительское творчество, дети не способны свободно и раскрепощено держаться при выступлении, не умеют импровизировать, используя средства мимики, выразительных движений и интонации.

Поэтому ожидаемыми результатами внедрения проекта в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения является:

- создание оптимальных условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста;

- увеличение доли воспитанников на 30% с высоким уровнем развития творческих способностей, а также усвоивших основы исполнительской, зрительской и общей театральной культуры;

- увеличение количества родителей, вовлеченных в организацию и проведение совместных театрализованных мероприятий;

- оказание помощи педагогическому коллективу в реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей по развитию творческих способностей детей с использованием средств театрализованной деятельности.

Таким образом, внедрение в воспитательно-образовательный процесс нашего дошкольного образовательного учреждения проекта «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» способствует реализации задач по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. - Л., 1945. - 157 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 132 с.

3. Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1980. - 124 с.

4. Волков И.П. Приобщение дошкольников к творчеству: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1982. - 136 с.: ил.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. - Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.: ил.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

8. Компанцева Л. Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре // Детский сад от А до Я: Научно-методический журнал. - М., 2004. -№ 4. - С. 36-46.

9. Крынцылова Н. Предметная среда как пространство социального развития детей // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М., 2004. - № 9. - С. 28-29.

10. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с., ил.

11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 290 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.