Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности'

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1811
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ТЕАТР / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / CREATIVE WORK / CREATIVE ABILITIES / DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES / THEATRE / THEATRICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакаева Ольга Николаевна, Мартынова Любовь Николаевна

В данной статье рассматривается проблема развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. В первой ее части представлен теоретический анализ психолого-педагогических исследований: показана роль театра, как одного из средств развития творческих способностей; раскрывается содержание понятий «творческие способности», «театр», «театрализованная деятельность », «театрализованная игра» и пр.; приводится классификация театрализованных игр. Основное внимание в работе авторы акцентируют на значении театрализованной деятельности в творческом развитии детей дошкольного возраста и классификации театрализованных игр, используемых в дошкольных образовательных организациях. На основании разработанных критериев и показателей определены уровни развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения обучающего этапа эксперимента отмечается значительное повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности, к чтению художественных произведений, изготовлению атрибутов к играм-драматизациям. В заключении делается вывод о том, что театрализованная деятельность не только влияет на формирование творческих способностей, но и является универсальным средством развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of creative abilities in preschool children in theatrical activities

The problem of development of creative abilities at children of the senior preschoolage by means of theatrical activity is considered in this article. The first part presents a theoretical analysis of psychological-pedagogic research: the role of theatre as a means of development of creative abilities; the content of the concepts "creativity", "theatre", "theatrical activities", "theatrical game", etc.; classification of theatrical games. The authors focus on the importance of theatrical activities in the creative development of preschool children and the classification of theatrical games used in preschool educational institutions. Levels of development of creative abilities in children of the senior preschool age are defined on the basis of the developed criteria and indicators. As a result of the training phase of the experiment, there is a significant increase in the interest of children of preschool age in theatrical activities, reading works of art, making attributes for games-dramatisations. In conclusion, it is concluded that theatrical activity not only affects the formation of creative abilities, but also is a universal means of personal development.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-35-39 УДК 371.4

Бакаева Ольга Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент

Мартынова Любовь Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

BakaevaON@yandex.ru, pipdosh@mail.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматривается проблема развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. В первой ее части представлен теоретический анализ психолого-педагогических исследований: показана роль театра, как одного из средств развития творческих способностей; раскрывается содержание понятий «творческие способности», «театр», «театрализованная деятельность», «театрализованная игра» и пр.; приводится классификация театрализованных игр. Основное внимание в работе авторы акцентируют на значении театрализованной деятельности в творческом развитии детей дошкольного возраста и классификации театрализованных игр, используемых в дошкольных образовательных организациях. На основании разработанных критериев и показателей определены уровни развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения обучающего этапа эксперимента отмечается значительное повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности, к чтению художественных произведений, изготовлению атрибутов к играм-драматизациям. В заключении делается вывод о том, что театрализованная деятельность не только влияет на формирование творческих способностей, но и является универсальным средством развития личности.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, творчество, творческие способности, развитие творческих способностей, театр, театрализованная деятельность.

Театральное искусство близко и понятно ребенку дошкольного возраста, поскольку в его основе всегда лежит игра, т.е. деятельность самая доступная и любимая для него. Об этом свидетельствуют многочисленные зарубежные (М. Кейти, Д.М.З. Кимельман, М.В. О'Двайер, С. Пан, Б.Г. Раманы, А. Страт-тон, Я. Чен, Ш. Швейцер, М. Эрика и др.) и отечественные (О.К. Васильева, Л.М. Волобуева, Е.В. Зворыгина, Л.Н. Комиссарова, Д.Б. Мендже-рицкая, С. Л. Новоселова, Г.В. Павленко, Н.Н. Под-дъяков, Р.К. Сережникова, В.Д. Сыч, В.Г. Фокина и др.) исследования. По их мнению, даже самые маленькие дети с удовольствием включаются в творческий процесс театрализованной деятельности, если он осуществляется в игровой форме или связан с игрой. Театрализованные игры развивают творческую самостоятельность, речь, коммуникативные качества личности, память, внимание, воображение, мышление, фантазию, инициативность, вкус, чувства и эмоции; побуждают к импровизации, придумыванию небольших по объему стихотворений, рассказов и сказок; поддерживают стремление находить выразительные средства для создания образа, используя подражание, движения, позу, мимику, жесты, разную интонацию и др. Играя роль, дошкольники способны не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа, преодолеть робость, застенчивость, неуверенность в себе. Перевоплощаясь в образ, они смеются, грустят, огорчаются, радуются, плачут; присваивают себе его лучшие черты, формируя опыт своего нравственного поведения.

Детей дошкольного возраста по праву можно считать «маленькими волшебниками», умеющими изменять окружающую действительность по своему «желанию», жить и действовать в созданном ими воображаемом мире. Поэтому нужно умело управлять детскими фантазиями и направлять их в творческое русло, оказывать помочь стать успешными в любом виде деятельности и адаптированными в жизненных ситуациях. Это, безусловно, способствует развитию творческих способностей, позволяющих из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей, вырастить действительно творческие личности. Одной из задач детского сада и семьи является воспитание неравнодушных, ищущих, способных к преобразованию деятельности детей. Считаем, что именно театрализованные игры позволяют решать данную задачу, и смогут стать основным средством развития творческих способностей и одаренности детей дошкольного возраста.

В психолого-педагогических исследованиях до сих пор ведутся дискуссии в отношении понятия «театрализованной игры». Попробуем разобраться в этом. Так, Л.С. Выготский называл детское театральное творчество драматизацией; Е.Л. Трусова рассматривает синонимичный ряд понятий: «театрализованная игра» - «театрально-игровая деятельность и творчество» - «игра-драматизация»; А.Н. Леонтьев относит театрализованные игры к своеобразной «предэстетической деятельности», развивающей творческие способности и представляющей собой специфический вид художественной деятельности; М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др. указывают на то, что наиболее близкими к искусству являются театрализованные

© Бакаева О.Н., Мартынова Л.Н., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

35

игры и поэтому относят их к «творческим» [1; 2; 3; 5]; Л.С. Фурмина характеризует театрализованную игру как «игру-представление, в которой в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы» [5, с. 45]. Согласно ее утверждению, театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, может принимать две формы: во-первых, действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы), во-вторых, дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль [5, с. 188-205]. Вслед за Л.С. Фурминой, Л.В. Артемова выделяет два вида театрализованных игр: отличающиеся художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности (игры-драматизации, в которых дети представляют спектакль, выполняя свою роль; пальчиковый театр; театр петрушек (куклы би-ба-бо); театр марионеток; настольный театр игрушек; настольный театр картинок и др.) и стендовые (стенд-книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр и др.) [3, с. 59]. Большинство исследователей (О.А. Акулова, А.Е. Антипина, Н.А. Ветлуги-на, Т.Н. Доронова, Р.И. Жуковская, И.С. Зимина, Н.С. Карпинская, Н.А. Коновалова, В.И. Логинова, М.Д. Маханева, Е.В. Мигунова, А.В. Ситко-ва, А.П. Стрелкова, Е.Л. Трусова, Л.С. Фурмина, Л.И. Цеева, Э.Г. Чурилова и др.) рассматривают две основные группы театрализованных игр: драматизации и режиссерские, в каждой из которых выделяются свои виды [1; 2; 3; 4; 5; 6].

В дошкольном возрасте важная роль принадлежит режиссерским играм, способствующим развитию воображаемой ситуации и использованию детьми сюжетных игрушек. Именно в ней происходит зарождение театрализованной игры, которая разыгрывается на мини-сцене или за ширмой импровизированного театра с «настоящим» занавесом, набором декораций и костюмов, открывающими перед детьми огромные возможности для создания образа с помощью цвета, формы и конструкции. Они позволяют ребенку раскрепоститься, преодолеть стеснение и чувство страха перед публикой. Вслед за Л.В. Артемовой, Н.А. Коноваловой, Л.С. Фурминой и др., выделим характерные особенности и направления театрализованной игры: постепенный переход ребенка от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной к коллективной игре из 3-5 человек, исполняющих свои роли; от выполнения действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций изображаемых героев; освоению роли и созданию наипростейшего образа в игре-драматизации; литературная или фольклорная основа содержания; наличие зрителей [2; 4; 5].

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольной образовательной организации преследует цель научить детей видеть прекрасное и безобразное, доброе и справедливое в жизненных ситуациях и в отношениях людей, стремиться нести их в окружающий мир. Ее реализация позволяет решать задачи интеллектуального, социально-коммуникативного, речевого, физического, познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных повседневных житейских и выдуманных историй из жизни реальных людей, животных, растений, сказочных персонажей, им предоставляется возможность глубже познать окружающий мир и прививается устойчивый интерес к культуре народа, родного края, литературе, театру.

Опыт проведения театрализованных представлений с участием детей дошкольного возраста позволяет достичь положительных результатов в развитии их творческих способностей и одаренности. Л.С. Фурмина утверждает, что «.. .творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, творчество детей просматривается в трех аспектах - создание драматургического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной, импрови-зационность - характерное свойство всей детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом» [5, с. 35].

Дети дошкольного возраста, имея небольшой практический опыт, проявляют беспомощность, растерянность, агрессивность и т.д. И в этом случае именно театрализованная деятельность оказывает влияние на приобретение ребёнком гармонии, равновесия, проявление положительных эмоций и чувств, установление доброжелательных отношений между сверстниками и взрослыми. Ребенок имеет возможность создавать, импровизировать, придумывать мелодии, элементы танца, движений, импровизировать на музыкальном инструменте. Он сочиняет, импровизирует, тем самым создаёт что-то новое для него, необычное, часто нереальное и даже, фантастическое. Это выражение детского внутреннего мира, его способностей, склонностей, вкуса, детского мировоззрения, опыта и т. д. Тем не менее, необходимо помнить, что креативность детей старшего дошкольного возраста проявляется в относительной новизне продуктов творчества.

Толчком к выражению креативности является интуиция, индивидуальное восприятие, инстинкт и т.д. Сюда можно отнести элементарную импро-

36

Вестник КГУ ^ 2019

визацию, придумывание ритмического рисунка танца, нетрадиционное (непривычное для детей) пластическое воплощение музыкального или художественного образа; словотворчество, сочинение и др. В силу возрастных особенностей, детям для проявления креативности не хватает опыта, навыков, умения, потому необходимо организовать педагогические условия, в которых ребенок дошкольного возраста может и захочет реализоваться, утвердиться, проявить творческий характер, т.е. создать новый образ.

Изучение научной литературы позволило перейти к проведению опытно-экспериментальной работы на базе МБДОУ детские сады №№ 30, 4, 37 г. Ельца Липецкой обл. В ней приняли участие 89 детей старшего дошкольного возраста. Ее целью было изучение уровней развития творческих способностей у дошкольников, для выделения которых были определены критерии и показатели. Представим их в таблице 1.

На этапе констатирующего эксперимента использовались следующие диагностические методики: «Эмоциональная ромашка» (Т.Н. До-ронова), «Изобрази зверей» (Т.О. Ендовицкая), «Делай так..!» (А.Н. Зимина), «Такие разные люди» (Е.Л. Сергеева), «Прохлопай свое имя» (Т.И. Петрова), «Скороговорка» (Л.С. Фурмина). Для их выполнения каждому ребенку индивидуально предлагались: артистические задания, которые были направленны на освоение основных элементов театрализованной выразительности, перевоплощение; создание творческой атмосферы; артистический показ; демонстрация видеозаписей и презентаций.

Полученные результаты позволили выделить 3 уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Представим их в таблице 2.

Для 35% детей с высоким уровнем развития творческих способностей было характерно выполнение всех предложенных заданий, адекватность проявления как положительных, так и отрица-

тельных эмоций, передача их в рисунках, частое использование мимики, пантомимики, речевых высказываний; передача художественных образов в театральной деятельности, полное перевоплощение в сценические образы; развитое воображение, фантазия, частое использование мимической и пантомимической выразительности, проявление сценической свободы.

55% детей старшего дошкольного возраста показали средний уровень. Они частично справились с заданиями, адекватность проявления всех положительных, некоторых отрицательных эмоций, не полная передача их в рисунках, частичное использование мимики, пантомимики, речевых высказываний; передача художественных образов в театральной деятельности, не полное перевоплощение в сценические образы; недостаточно развитое воображение, фантазия, частичное использование мимической и пантомимической выразительности, скованность в проявлении сценической свободы.

Не справились со всеми предложенными заданиями 10% детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен низкий уровень развития творческих способностей. Они не проявляли адекватности в выражении эмоций, крайне редко передавали их в рисунках, случайное использование мимики, пантомимики, речевых высказываний; отсутствие передачи художественных образов в театральной деятельности, не желание перевоплощаться в сценические образы; недостаточно развитое воображение, фантазия, случайное использование мимической и пантомимической выразительности, полная скованность в проявлении сценической свободы.

В процессе обучающего этапа, направленного на развитие творческих способностей, с детьми старшего дошкольного возраста проводилась театрализованная деятельность. Были реализованы следующие педагогические условия: активное «погружение» детей в театрализованное действие; многократное апробирование разнообразных вари-

Таблица 1

Критерии и показатели развития творческих способностей

№ п/п Критерии Показатели

1. эмоциональность адекватно проявляет различные эмоции, передает их в рисунке, мимикой, пантомимикой, речевыми высказываниями

2. художественность передаёт художественный образ в театральной деятельности, показывает перевоплощение образов, соответствующих сценическому образу (отсутствует лицевое напряжения, правильная дикция, подбор элементов костюма)

3. исполнительство показывает развитое воображение, фантазию, мимическую и пантомимическую выразительность, сценическую свободу

Результаты констатирующего эксперимента (в %)

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

35 55 10

Таблица 2

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

37

Таблица 3

Результаты контрольного эксперимента (в %)

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

65 30 5

антов исполнения ролей; отбор элементов костюма в соответствии с исполняемой ролью. Им читались (прослушивались) с последующей драматизацией русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Хав-рошечка» и др. Работа над сказкой осуществлялась посредством коллективного воспроизведения ее текста с последующим пересказом и изготовлением атрибутов для театрализованной деятельности; креативного показа и передачи ребенком образа; выполняение творческих заданий (выражение страха, радости, удивления и т.п.), слушание музыки и т.д. Использовался прием С.Я. Маршака, который позволял, описывать точность движения героя. Например, движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком», «вверх тормашками» и т. д. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, детям предлагалось исполнить двигательные импровизации, которые проводили с элементами ритмопластики (кошка умывается; ласкается; лакает молоко; просит вкусненькое и т.д.). В процессе театрализованной деятельности дети эмоционально и выразительно передавали характер изображаемого персонажа, составляли словесный портрет героя, описывали его жилище, действия, особенности поведения. Например, демонстрация детьми уверенности зайца, проявляется в том, что они хорошо представляют себе, как он выглядит, что он трусливый и быстроногий (поэтому и называют его часто в русских народных сказках «зай-кой-побегайкой»). Музыкальное сопровождение в игре-драматизации значительно облегчает детям выразительный показ и передачу характера героя.

Организуемая с детьми старшего дошкольного возраста деятельность, носила творческий характер, заставляла их постоянно задумываться, придумывать новое и оригинальное. Она становилась привлекательным для них делом, средством развития творческих способностей и способом принятия нестандартных решений, помогала стать им более успешными в других видах деятельности, достигать в них более высоких результатов. Использование литературных произведений позволяло старшим дошкольникам накапливать опыт коммуникации, взаимодействия, поведения, преобразуя их, делая индивидуальными, творческими и социокультурными.

Дети старшего дошкольного возраста активно проявляли креативность не только в театрализованной деятельности, но и в концертах-импровизациях, в ходе выполнения творческих заданий, театрализованных постановках; комбинировании и создании элементарных оригинальных фрагмен-

тов сказок, танцев; творческих игр и др., таким образом, они вносили в исполнение своих ролей что-то новое, личное, своеобразное.

По завершении формирующего эксперимента был проведен повторный срез. Его результаты представим в таблице 3.

Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования показал, что после проведенной работы отмечается значительное повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности. Количество детей с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось с 35 до 65%, средний - снизился с 55 до 30%, а низкий уровень уменьшился с 10 до 5%.

Таким образом, анализ полученных эмпирических материалов свидетельствует о разнообразных уровнях развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Большинство детей (65%) оказалось на высоком уроне, что указывает на эффективность организации театрализованных игр в условиях ДОО, выбранных форм и технологий обучения, а также методов руководства их деятельностью. Описанные результаты будут корректироваться в ходе дальнейшего исследования, требующего проведения работы с их семьями, включения родителей (лиц, их заменяющих) в совместную театрализованную деятельность с детьми и педагогами, наблюдения за ними.

Библиографический список

1. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. -128 с.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991. - 125 с.

3. Зимина И. С. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2005. -№ 4. - С. 15-19.

4. Коновалова Н.А. Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника // Молодой ученый. - 2013. -№ 12 (59). - Ч. 3. - С. 469-470.

5. Фурмина Л.С. Возможность творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх / отв. ред. Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1972. - 223 с.

6. Цеева Л.И., Ситкова А.В. Влияние театрализованной игры на творческих способностей дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 8. - С. 76-80. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14214.htm (дата обращения: 19.06.2019).

38

Вестник КГУ ^ 2019

References

1. Апйрша Е.А. Теа1га1170уапиуе predstavlenija V ае18кош sadu. - М.: ТС «^га», 2010. - 128 s.

2. Arteшova Ь.У. Teatra1izovannye igry doshko1'nikov. - М.: Prosveshhenie, 1991. - 125 s.

3. 1.8. Teatr i teatra1izovannye igry v detskoш sadu // Doshko1'noe vospitanie. - 2005. -№ 4. - 8. 15-19.

4. Konova1ova КА. V1ijanie teatra1izovannoj igry na forшirovanie 1ichnostnyh kompetencij

rebenka-doshko1'nika // Mo1odoj uchenyj. - 2013. -№ 12 (59). - Ск 3. - 8. 469-470.

5. Ритш^ Ь.8. Vozmozhnost' tvorcheskih projav1enij starshih doshko1'nikov v teatra1izovannyh igrah / otv. red. МА. Vet1ugina. - М.: Prosveshhenie, 1972. - 223 s.

6. Ceeva Ш., 8itkova А.^ V1ijanie teatra1izovannoj igry na tvorcheskih sposobnostej doshko1'nikov // №шЬш-шetodicheskij je1ektronnyj zhurna1 «Koncept». - 2014. -№ 8. - 8. 76-80. - Rezhiш dostupa: http://e-koncept. т/2014/14214.^йш (data obrashhenija: 19.06.2019).

Педагогика. Психология. Социокииетика ^ №4

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.