РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-35-39 УДК 371.4
Бакаева Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
Мартынова Любовь Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
[email protected], [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматривается проблема развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. В первой ее части представлен теоретический анализ психолого-педагогических исследований: показана роль театра, как одного из средств развития творческих способностей; раскрывается содержание понятий «творческие способности», «театр», «театрализованная деятельность», «театрализованная игра» и пр.; приводится классификация театрализованных игр. Основное внимание в работе авторы акцентируют на значении театрализованной деятельности в творческом развитии детей дошкольного возраста и классификации театрализованных игр, используемых в дошкольных образовательных организациях. На основании разработанных критериев и показателей определены уровни развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения обучающего этапа эксперимента отмечается значительное повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности, к чтению художественных произведений, изготовлению атрибутов к играм-драматизациям. В заключении делается вывод о том, что театрализованная деятельность не только влияет на формирование творческих способностей, но и является универсальным средством развития личности.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, творчество, творческие способности, развитие творческих способностей, театр, театрализованная деятельность.
Театральное искусство близко и понятно ребенку дошкольного возраста, поскольку в его основе всегда лежит игра, т.е. деятельность самая доступная и любимая для него. Об этом свидетельствуют многочисленные зарубежные (М. Кейти, Д.М.З. Кимельман, М.В. О'Двайер, С. Пан, Б.Г. Раманы, А. Страт-тон, Я. Чен, Ш. Швейцер, М. Эрика и др.) и отечественные (О.К. Васильева, Л.М. Волобуева, Е.В. Зворыгина, Л.Н. Комиссарова, Д.Б. Мендже-рицкая, С. Л. Новоселова, Г.В. Павленко, Н.Н. Под-дъяков, Р.К. Сережникова, В.Д. Сыч, В.Г. Фокина и др.) исследования. По их мнению, даже самые маленькие дети с удовольствием включаются в творческий процесс театрализованной деятельности, если он осуществляется в игровой форме или связан с игрой. Театрализованные игры развивают творческую самостоятельность, речь, коммуникативные качества личности, память, внимание, воображение, мышление, фантазию, инициативность, вкус, чувства и эмоции; побуждают к импровизации, придумыванию небольших по объему стихотворений, рассказов и сказок; поддерживают стремление находить выразительные средства для создания образа, используя подражание, движения, позу, мимику, жесты, разную интонацию и др. Играя роль, дошкольники способны не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа, преодолеть робость, застенчивость, неуверенность в себе. Перевоплощаясь в образ, они смеются, грустят, огорчаются, радуются, плачут; присваивают себе его лучшие черты, формируя опыт своего нравственного поведения.
Детей дошкольного возраста по праву можно считать «маленькими волшебниками», умеющими изменять окружающую действительность по своему «желанию», жить и действовать в созданном ими воображаемом мире. Поэтому нужно умело управлять детскими фантазиями и направлять их в творческое русло, оказывать помочь стать успешными в любом виде деятельности и адаптированными в жизненных ситуациях. Это, безусловно, способствует развитию творческих способностей, позволяющих из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей, вырастить действительно творческие личности. Одной из задач детского сада и семьи является воспитание неравнодушных, ищущих, способных к преобразованию деятельности детей. Считаем, что именно театрализованные игры позволяют решать данную задачу, и смогут стать основным средством развития творческих способностей и одаренности детей дошкольного возраста.
В психолого-педагогических исследованиях до сих пор ведутся дискуссии в отношении понятия «театрализованной игры». Попробуем разобраться в этом. Так, Л.С. Выготский называл детское театральное творчество драматизацией; Е.Л. Трусова рассматривает синонимичный ряд понятий: «театрализованная игра» - «театрально-игровая деятельность и творчество» - «игра-драматизация»; А.Н. Леонтьев относит театрализованные игры к своеобразной «предэстетической деятельности», развивающей творческие способности и представляющей собой специфический вид художественной деятельности; М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др. указывают на то, что наиболее близкими к искусству являются театрализованные
© Бакаева О.Н., Мартынова Л.Н., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
35
игры и поэтому относят их к «творческим» [1; 2; 3; 5]; Л.С. Фурмина характеризует театрализованную игру как «игру-представление, в которой в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы» [5, с. 45]. Согласно ее утверждению, театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, может принимать две формы: во-первых, действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы), во-вторых, дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль [5, с. 188-205]. Вслед за Л.С. Фурминой, Л.В. Артемова выделяет два вида театрализованных игр: отличающиеся художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности (игры-драматизации, в которых дети представляют спектакль, выполняя свою роль; пальчиковый театр; театр петрушек (куклы би-ба-бо); театр марионеток; настольный театр игрушек; настольный театр картинок и др.) и стендовые (стенд-книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр и др.) [3, с. 59]. Большинство исследователей (О.А. Акулова, А.Е. Антипина, Н.А. Ветлуги-на, Т.Н. Доронова, Р.И. Жуковская, И.С. Зимина, Н.С. Карпинская, Н.А. Коновалова, В.И. Логинова, М.Д. Маханева, Е.В. Мигунова, А.В. Ситко-ва, А.П. Стрелкова, Е.Л. Трусова, Л.С. Фурмина, Л.И. Цеева, Э.Г. Чурилова и др.) рассматривают две основные группы театрализованных игр: драматизации и режиссерские, в каждой из которых выделяются свои виды [1; 2; 3; 4; 5; 6].
В дошкольном возрасте важная роль принадлежит режиссерским играм, способствующим развитию воображаемой ситуации и использованию детьми сюжетных игрушек. Именно в ней происходит зарождение театрализованной игры, которая разыгрывается на мини-сцене или за ширмой импровизированного театра с «настоящим» занавесом, набором декораций и костюмов, открывающими перед детьми огромные возможности для создания образа с помощью цвета, формы и конструкции. Они позволяют ребенку раскрепоститься, преодолеть стеснение и чувство страха перед публикой. Вслед за Л.В. Артемовой, Н.А. Коноваловой, Л.С. Фурминой и др., выделим характерные особенности и направления театрализованной игры: постепенный переход ребенка от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной к коллективной игре из 3-5 человек, исполняющих свои роли; от выполнения действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций изображаемых героев; освоению роли и созданию наипростейшего образа в игре-драматизации; литературная или фольклорная основа содержания; наличие зрителей [2; 4; 5].
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольной образовательной организации преследует цель научить детей видеть прекрасное и безобразное, доброе и справедливое в жизненных ситуациях и в отношениях людей, стремиться нести их в окружающий мир. Ее реализация позволяет решать задачи интеллектуального, социально-коммуникативного, речевого, физического, познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных повседневных житейских и выдуманных историй из жизни реальных людей, животных, растений, сказочных персонажей, им предоставляется возможность глубже познать окружающий мир и прививается устойчивый интерес к культуре народа, родного края, литературе, театру.
Опыт проведения театрализованных представлений с участием детей дошкольного возраста позволяет достичь положительных результатов в развитии их творческих способностей и одаренности. Л.С. Фурмина утверждает, что «.. .творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, творчество детей просматривается в трех аспектах - создание драматургического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной, импрови-зационность - характерное свойство всей детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом» [5, с. 35].
Дети дошкольного возраста, имея небольшой практический опыт, проявляют беспомощность, растерянность, агрессивность и т.д. И в этом случае именно театрализованная деятельность оказывает влияние на приобретение ребёнком гармонии, равновесия, проявление положительных эмоций и чувств, установление доброжелательных отношений между сверстниками и взрослыми. Ребенок имеет возможность создавать, импровизировать, придумывать мелодии, элементы танца, движений, импровизировать на музыкальном инструменте. Он сочиняет, импровизирует, тем самым создаёт что-то новое для него, необычное, часто нереальное и даже, фантастическое. Это выражение детского внутреннего мира, его способностей, склонностей, вкуса, детского мировоззрения, опыта и т. д. Тем не менее, необходимо помнить, что креативность детей старшего дошкольного возраста проявляется в относительной новизне продуктов творчества.
Толчком к выражению креативности является интуиция, индивидуальное восприятие, инстинкт и т.д. Сюда можно отнести элементарную импро-
36
Вестник КГУ ^ 2019
визацию, придумывание ритмического рисунка танца, нетрадиционное (непривычное для детей) пластическое воплощение музыкального или художественного образа; словотворчество, сочинение и др. В силу возрастных особенностей, детям для проявления креативности не хватает опыта, навыков, умения, потому необходимо организовать педагогические условия, в которых ребенок дошкольного возраста может и захочет реализоваться, утвердиться, проявить творческий характер, т.е. создать новый образ.
Изучение научной литературы позволило перейти к проведению опытно-экспериментальной работы на базе МБДОУ детские сады №№ 30, 4, 37 г. Ельца Липецкой обл. В ней приняли участие 89 детей старшего дошкольного возраста. Ее целью было изучение уровней развития творческих способностей у дошкольников, для выделения которых были определены критерии и показатели. Представим их в таблице 1.
На этапе констатирующего эксперимента использовались следующие диагностические методики: «Эмоциональная ромашка» (Т.Н. До-ронова), «Изобрази зверей» (Т.О. Ендовицкая), «Делай так..!» (А.Н. Зимина), «Такие разные люди» (Е.Л. Сергеева), «Прохлопай свое имя» (Т.И. Петрова), «Скороговорка» (Л.С. Фурмина). Для их выполнения каждому ребенку индивидуально предлагались: артистические задания, которые были направленны на освоение основных элементов театрализованной выразительности, перевоплощение; создание творческой атмосферы; артистический показ; демонстрация видеозаписей и презентаций.
Полученные результаты позволили выделить 3 уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Представим их в таблице 2.
Для 35% детей с высоким уровнем развития творческих способностей было характерно выполнение всех предложенных заданий, адекватность проявления как положительных, так и отрица-
тельных эмоций, передача их в рисунках, частое использование мимики, пантомимики, речевых высказываний; передача художественных образов в театральной деятельности, полное перевоплощение в сценические образы; развитое воображение, фантазия, частое использование мимической и пантомимической выразительности, проявление сценической свободы.
55% детей старшего дошкольного возраста показали средний уровень. Они частично справились с заданиями, адекватность проявления всех положительных, некоторых отрицательных эмоций, не полная передача их в рисунках, частичное использование мимики, пантомимики, речевых высказываний; передача художественных образов в театральной деятельности, не полное перевоплощение в сценические образы; недостаточно развитое воображение, фантазия, частичное использование мимической и пантомимической выразительности, скованность в проявлении сценической свободы.
Не справились со всеми предложенными заданиями 10% детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен низкий уровень развития творческих способностей. Они не проявляли адекватности в выражении эмоций, крайне редко передавали их в рисунках, случайное использование мимики, пантомимики, речевых высказываний; отсутствие передачи художественных образов в театральной деятельности, не желание перевоплощаться в сценические образы; недостаточно развитое воображение, фантазия, случайное использование мимической и пантомимической выразительности, полная скованность в проявлении сценической свободы.
В процессе обучающего этапа, направленного на развитие творческих способностей, с детьми старшего дошкольного возраста проводилась театрализованная деятельность. Были реализованы следующие педагогические условия: активное «погружение» детей в театрализованное действие; многократное апробирование разнообразных вари-
Таблица 1
Критерии и показатели развития творческих способностей
№ п/п Критерии Показатели
1. эмоциональность адекватно проявляет различные эмоции, передает их в рисунке, мимикой, пантомимикой, речевыми высказываниями
2. художественность передаёт художественный образ в театральной деятельности, показывает перевоплощение образов, соответствующих сценическому образу (отсутствует лицевое напряжения, правильная дикция, подбор элементов костюма)
3. исполнительство показывает развитое воображение, фантазию, мимическую и пантомимическую выразительность, сценическую свободу
Результаты констатирующего эксперимента (в %)
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
35 55 10
Таблица 2
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
37
Таблица 3
Результаты контрольного эксперимента (в %)
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
65 30 5
антов исполнения ролей; отбор элементов костюма в соответствии с исполняемой ролью. Им читались (прослушивались) с последующей драматизацией русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Хав-рошечка» и др. Работа над сказкой осуществлялась посредством коллективного воспроизведения ее текста с последующим пересказом и изготовлением атрибутов для театрализованной деятельности; креативного показа и передачи ребенком образа; выполняение творческих заданий (выражение страха, радости, удивления и т.п.), слушание музыки и т.д. Использовался прием С.Я. Маршака, который позволял, описывать точность движения героя. Например, движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком», «вверх тормашками» и т. д. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, детям предлагалось исполнить двигательные импровизации, которые проводили с элементами ритмопластики (кошка умывается; ласкается; лакает молоко; просит вкусненькое и т.д.). В процессе театрализованной деятельности дети эмоционально и выразительно передавали характер изображаемого персонажа, составляли словесный портрет героя, описывали его жилище, действия, особенности поведения. Например, демонстрация детьми уверенности зайца, проявляется в том, что они хорошо представляют себе, как он выглядит, что он трусливый и быстроногий (поэтому и называют его часто в русских народных сказках «зай-кой-побегайкой»). Музыкальное сопровождение в игре-драматизации значительно облегчает детям выразительный показ и передачу характера героя.
Организуемая с детьми старшего дошкольного возраста деятельность, носила творческий характер, заставляла их постоянно задумываться, придумывать новое и оригинальное. Она становилась привлекательным для них делом, средством развития творческих способностей и способом принятия нестандартных решений, помогала стать им более успешными в других видах деятельности, достигать в них более высоких результатов. Использование литературных произведений позволяло старшим дошкольникам накапливать опыт коммуникации, взаимодействия, поведения, преобразуя их, делая индивидуальными, творческими и социокультурными.
Дети старшего дошкольного возраста активно проявляли креативность не только в театрализованной деятельности, но и в концертах-импровизациях, в ходе выполнения творческих заданий, театрализованных постановках; комбинировании и создании элементарных оригинальных фрагмен-
тов сказок, танцев; творческих игр и др., таким образом, они вносили в исполнение своих ролей что-то новое, личное, своеобразное.
По завершении формирующего эксперимента был проведен повторный срез. Его результаты представим в таблице 3.
Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования показал, что после проведенной работы отмечается значительное повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности. Количество детей с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось с 35 до 65%, средний - снизился с 55 до 30%, а низкий уровень уменьшился с 10 до 5%.
Таким образом, анализ полученных эмпирических материалов свидетельствует о разнообразных уровнях развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Большинство детей (65%) оказалось на высоком уроне, что указывает на эффективность организации театрализованных игр в условиях ДОО, выбранных форм и технологий обучения, а также методов руководства их деятельностью. Описанные результаты будут корректироваться в ходе дальнейшего исследования, требующего проведения работы с их семьями, включения родителей (лиц, их заменяющих) в совместную театрализованную деятельность с детьми и педагогами, наблюдения за ними.
Библиографический список
1. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. -128 с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991. - 125 с.
3. Зимина И. С. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2005. -№ 4. - С. 15-19.
4. Коновалова Н.А. Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника // Молодой ученый. - 2013. -№ 12 (59). - Ч. 3. - С. 469-470.
5. Фурмина Л.С. Возможность творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх / отв. ред. Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1972. - 223 с.
6. Цеева Л.И., Ситкова А.В. Влияние театрализованной игры на творческих способностей дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 8. - С. 76-80. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14214.htm (дата обращения: 19.06.2019).
38
Вестник КГУ ^ 2019
References
1. Апйрша Е.А. Теа1га1170уапиуе predstavlenija V ае18кош sadu. - М.: ТС «^га», 2010. - 128 s.
2. Arteшova Ь.У. Teatra1izovannye igry doshko1'nikov. - М.: Prosveshhenie, 1991. - 125 s.
3. 1.8. Teatr i teatra1izovannye igry v detskoш sadu // Doshko1'noe vospitanie. - 2005. -№ 4. - 8. 15-19.
4. Konova1ova КА. V1ijanie teatra1izovannoj igry na forшirovanie 1ichnostnyh kompetencij
rebenka-doshko1'nika // Mo1odoj uchenyj. - 2013. -№ 12 (59). - Ск 3. - 8. 469-470.
5. Ритш^ Ь.8. Vozmozhnost' tvorcheskih projav1enij starshih doshko1'nikov v teatra1izovannyh igrah / otv. red. МА. Vet1ugina. - М.: Prosveshhenie, 1972. - 223 s.
6. Ceeva Ш., 8itkova А.^ V1ijanie teatra1izovannoj igry na tvorcheskih sposobnostej doshko1'nikov // №шЬш-шetodicheskij je1ektronnyj zhurna1 «Koncept». - 2014. -№ 8. - 8. 76-80. - Rezhiш dostupa: http://e-koncept. т/2014/14214.^йш (data obrashhenija: 19.06.2019).
Педагогика. Психология. Социокииетика ^ №4
39