Научная статья на тему 'ПРЕВОСХОДСТВО МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК'

ПРЕВОСХОДСТВО МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Назарова К.С.

Мақола ёш гимнастикачилар орасида жисмоний сифатларни ривожлантиришга бағишланган. Мақолада ўқув машғулотларида думалоқ ўқитиш усулидан фойдаланиш хусусиятлари тахлил қилинган.Статья посвящена вопросам развития физических качеств у юных гимнасток. В работе проанализированы особенности использовании кругового метода тренировки при проведении учебно-тренировочных занятий.The article is devoted to the development of physical qualities is young gymnasts. In the work it is analyzed features the use of a circular method of training when carrying out educational and training sessions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕВОСХОДСТВО МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК»

Детско-юношеский спорт

харакатларга мос келади.

Хулоса. Байдаркада эшкак эшиш "kayak pro" тренажёрларидан фойдаланишнинг ижобий томони хисобга олган холда уларга машгулот даврида куллаш мумкин булган тартиб таклиф этилди. Тайёргарлик даврида машгулот воситаларини кетма-кет таксим-лаш билан аввало катта хажмдаги узок муддатли аэроб иш билан бирга бажариладиган махсус кучга йуналтирилган ишни, кейин эса аэроб режимда бажариладиган алактат ва гликолитик ишни бажариш керак. Ушбу кетма-кетлик эшкак эшиш ривожланган барча мамлакатларда кулланилади. Шуни ёдда ту-тиш керакки, спортчиларнинг хар кандай жисмоний сифатларига ургу берилган таъсир унинг бошка жисмоний сифатлари эгалланган даражасини саклаб туришига ёрдам беради.

УУК (УДК, UDC): 796.015.58:4

Адабиётлар:

1. Александров, И.И. Исследование особенности адаптации организм юных спортсменов к напряженной мышечной деятельности на основе пока-за-Научно-теоретический журнал«Ученые записки», Выпуск №19 - 2006 год 26 телей энергетического обмена/ И.И. Александров., Ю.К. Лукашук, Э.Г. Усо-скин., Н.Н. Шишкин., Л.А. Егоренко., С.Л. Кузнецова., Н.Н Литвинова/ «Меха-низмы адаптации спортсменов к специфической мышечной деятельности» //Сборник трудов сектора физиологии - Л.: Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры, 1976. - С. 1б-24.

2. Алексеенко Э.М. Сила, техника, скорость/ Э.М. Алексеенко// Гребной спорт в России-М.: 1998.- N 1.- С. 22-23.

3. Беленков А.Г. Выносливость/ А.Г. Беленков// Гребной спорт в Рос-сии-М.: 1998. - N 1. - С. 18-20.

4. Дунаев А.Ф. Анализ и оценка тренировочных нагрузок в академи-че-ской гребле/А.Ф. Дунаев: Сб. науч. тр. / ЛНИИФК Методика и техника подго-товки гребцов. - Л.: 1978. - С.123.

5. Егоренко Л.А. Исследование подготовки юношей гребцов в усло-ви-ях общеобразовательной школы-интерната спортивного профиля/ Л.А. Его-ренко Автореферат. дисс. канд. пед. наук. - Л.: 1978. - 24 с.

6. Кирсанов В.А. Техника и биомеханика академической гребли/ В.А.

Кирсанов, В.В. Клешнев- Спб: Санкт-Петербургская государственная

акаде-мия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, 1996. - 45 с.

7. H.L.Foui^. I.W.Foum An Introduction to Rowing UK, 2013. - 23 с.

8. John СЬ^э Powэr to Raddte: Эxэrcisэs to Imprc^ your Canoэ and Kayak Paddling USA, 2014- 16 с.

Информация для связи с автором:

kumushoynazarova@mai.ru

Аннотация

Стажёр-преподаватель

Мастер спорта по художественной гимнастике К.С. НАЗАРОВА1

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

ПРЕВОСХОДСТВО МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК

Annotation

Статья посвящена вопросам развития физических качеств у юных гимнасток. В работе проанализированы особенности использовании кругового метода тренировки при проведении учебно-тренировочных занятий.

Ключевые слова: физические качества, круговая тренировка, сенситивный период, тренировочные занятия, контрольные испытания.

Макола ёш гимнастикачилар орасида жисмоний сифатларни ривожлантиришга багишланган. Маколада укув машгулотларида айланма укитиш усулидан фойдаланиш хусусиятлари тахлил килинган.

Калит сузлар: жисмоний сифатлар, айланма машгулот, сенсетив босцич, уцув машгулотлари, назорат машцлари.

The article is devoted to the development of physical qualities is young gymnasts. In the work it is analyzed features the use of a circular method of training when carrying out educational and training sessions.

Key words: physical qualities, circular training, sensitive period, training sessions, control tests.

Ряд крупных ученых как отечественных, так и зарубежных (Бальсевич В.К., 2000; Лях В.И., 1990 и др.) указывают на то, что сложившаяся «традиционная» система физического воспитания юных гимнасток не в полной мере удовлетворяет потребности растущего организма в двигательной активности. Для интенсификации процесса физического воспитания и решения сложившихся противоречий ряд ученых (Гужаловский А.А., 1986; Лях В.И., 2000) предлагают использовать избирательно-направленные нагрузки в сенситивные (благоприятные) периоды для развития двигательных способностей и физических качеств.

Юный возраст гимнасток является самым благоприятным периодом целенаправленного воздействия, в рамках которого оказывается положительное влияние на физическое развитие детей [1,3,5]. Как известно не использование сенситивных периодов для достижения оптимальных результатов приведет к тому, что многочисленный потенциал организма не будет полностью

реализован и в развитии определенных качеств и их реализацию потребуется значительно больше времени и сил.

Многие исследователи утверждают, что в современных условиях эффективность процесса физического воспитания обусловлена использованием средств и методов комплексного воспитания физических качеств [2, 4, 6]. Данное положение приобретает особую значимость, если учесть, что юный возраст в подавляющем большинстве видов спорта совпадает с началом специализации. В связи с этим, решение данной проблемы является весьма актуальной в совершенствовании тренировочного процесса.

Цель исследования. Изучить влияние целенаправленного использования упражнений для развития физических качеств по методу круговой тренировки на тренировочных занятиях юных гимнасток.

Организация педагогического эксперимента. Для определения эффективности разработанной

см о см

го та t

0 Q. W

1

с го

методики развития физических качеств с юными гимнастками (испытуемые 8-9 лет в количестве 26) был проведен педагогический эксперимент, который проводился в условиях учебного-тренировочного процесса ДЮСШ. В экспериментальной группе в основной части тренировочного занятия гимнастки в течение 8-10 минут выполняли специальные упражнения с определенной дозировкой.

Разработанная методика, включала в себя выполнение двух серий упражнений по методу круговой тренировки (в течение 15 секунд каждое), интервал отдыха между ними составлял 30 секунд и 1 минуту между сериями упражнений, продолжительность применения данной методики - 8 недель по 2 урока еженедельно. Комплекс круговой тренировки включал следующие упражнения:

1 станция. Бег на месте (по сигналу испытуемый стремиться как можно чаще поочередно касаться коленями резинового шнура, который подвешивается горизонтально на высоте поднятого под прямым углом бедра испытуемого);

2 станция. Прыжки со скакалкой (по сигналу испытуемый стремиться выполнить как можно больше прыжков на двух ногах);

3 станция. Подъем туловища из положения лежа на спине (по сигналу испытуемый стремиться выполнить как можно больше движений в исходном положении ноги согнуты в коленях);

4 станция. Бег с захлестыванием голени (по сигналу испытуемый стремиться как можно чаще поочередно касаться пятками тыльной стороны ладоней, расположенных в данный момент на ягодичных мышцах);

5 станция. Челночный бег 3х10 (в исходном положении высокого старта лицом вперед);

6 станция. Выпрыгивание вверх (из и.п. сед, выпрыгивание вверх с полным выпрямлением тела);

7 станция. Упор лежа (и.п. - о.с., упор присев - упор лежа - упор присев - и.п.);

8 станция. Ускорения на 10 м (с высокого старта).

До начала эксперимента было проведено обследование юных гимнасток, для определения и оценки уровня развития физических качеств были использованы следующие тесты:

1) бег на 30 м (с низкого старта, оценка скоростных качеств, реактивной способности, выполнялись три попытки, засчитывался лучший результат); 2) бег на 60 м (с высокого старта оценка скоростных качеств, выполнялись три попытки, засчитывался лучший результат); 3) прыжок в длину с места (оценка ско-ростно-силовых качеств; выполнялись три попытки, ^ засчитывался лучший результат); 4) челночный бег о 3х10 м (оценка скоростных возможностей учащегося); 5) прыжки со скакалкой (на двух ногах, оценка ^ скоростных качеств); 6) прыжки в высоту с места • (оценка скоростно-силовых качеств, выполнялись о) три попытки, засчитывался лучший результат). Пе-

0 ред проведением тестов, гимнасткам информируют ю о целях проведения контрольных испытаний, им

1 подробно объясняют и демонстрируют правильное го выполнение тестов.

Детско-юношеский спорт

Результаты исследований. Полученные результаты после статистической обработки свидетельствует об эффективности разработанной методики для развития физических качеств у юных гимнасток. Выявлено, что в начале эксперимента различия в показателях между гимнастками контрольной и экспериментальной групп в физической подготовленности не наблюдалось (р>0,05). Контроль за физической подготовленностью юных гимнасток, проводимый на протяжении всего педагогического эксперимента, показал преимущество занятий с использованием упражнений для развития физических качеств (по методу круговой тренировки) по сравнению с традиционными способом проведения занятий (табл. 1).

В результате проведенного педагогического эксперимента получены данные позволяющие оценить степень влияния предложенной методики на развитие физических качеств юных гимнасток.

Таблица-1

Сравнительный анализ показателей у юных гимнасток исследуемых групп в конце педагогического эксперимента

№ п/п Контрольные нормативы КГ ЭГ Уровень значимости

1. Бег 30 м, сек 6,8±0,31 6,4±0,12 < 0,05

2. Бег 60 м, сек 10,1±0,26 9,7±0,21 < 0,05

3. Выпрыгивания вверх (по Абалакову), см 29,7±1,36 35,6±1,87 < 0,05

4. Прыжки в длину с места, см 140,3±3,17 151,6±6,42 < 0,05

5. Прыжки со скакалкой (за 15 сек), кол-во раз 26±1,6 29±1,3 < 0,05

6. Челночный бег 3х10 м, сек 10,9±0,36 10,4±0,28 < 0,05

Таким образом, результаты исследования позволили определить эффективную методику для развития физических качеств юных гимнасток. Эффективность разработанной методики подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальных групп, но и превосходством показателей результатов тестирования юных гимнасток экспериментальной группы над аналогичными показателями детей контрольной группы. Резюмируя результаты проведенного педагогического эксперимента, можно констатировать, что полученные данные подтвердили наше предположение о том, что у юных гимнасток имеются наиболее благоприятные возможности для развития физических качеств.

Вывод. Результаты тестирования участников в исследуемых группах в педагогическом эксперименте показали более высокую эффективность предложенной методики по сравнению с программой, применяемой в практике ДЮСШ, и подтвердили эффективность ее применения для развития физических качеств у юных гимнасток. Высокая эффективность экспериментальной методики подтверждена по результатам контрольных нормативов у девочек экспериментальной группы. Прирост всех показателей в ходе эксперимента оказался достоверно выше в группе, занимавшейся по экспериментальной методике, чем в группе, занимавшейся по обычной программе, что является веским аргументом в пользу предложенной методики, которая позволяет развивать физические качества быстрыми темпами в связи с использованием сенситивных периодов.

46

www.fansports.uz

№4-2021

Детско-юношеский спорт

Литература:

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Новые технологии формирования физической культуры школьников // Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: Сб. работ участников Международ. семинара /Под общ. ред. В.И. Ляха и Л.Б. Кофмана. М., 1993. - С. 42-50.

2. Гончарова О.В. Ёш спортчиларнинг жисмоний крбилиятларини ривожлантириш. Укув куллама. Тошкент, 2005. - 172 с., ил.

3. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных)

качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис... докт. пед. наук. - М., 1979. - 26 с.

4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. - 272 с.

5. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы спортивной подготовки. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

6. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийком спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

УУК (УДК, UDC): 796.012.23

Муаллиф билан ботланиш учун:

ziyatovmuhammad@gmail.coM

Аннотация

Мустакил изланувчи М.Н. ЗИЯТОВ1

1 Самарканд давлат университети Самарканд шахри, Узбекистан

6-7 ЁШЛИ БОЛАЛАРНИНГ ЭГИЛУВЧАНЛИК СИФАТИНИ РИВОЖЛАНТИРИШДА СТАТИК-СТРЕТЧИНГ МАШЦЛАРИНИ ОПТИМАЛЛАШТИРИШ

Annotation

В статье описывается исследование, посвященное развитию гибкости у детей дошкольного возраста с помощью комплекса упражнений на статическую растяжку. Исследование проводилось с использованием анализа научно-методической литературы, педагогического тестирования, педагогического эксперимента, самотоскопии, а также методов математической статистики. Исследование привело к увеличению качества гибкости на 19% при использовании набора упражнений на статическую растяжку для детей 6-7 лет, и, основываясь на результатах теста Т-студента в конце эксперимента, были выявлены статистически значимые различия в контрольной фазе между экспериментальной и контрольной группами. После обработки статистики динамика качества гибкости респондентов экспериментальной группы в начале и конце эксперимента увеличивается.

Ключевые слова: дети 6-7 лет, статика, растяжка, упражнения, педагогический стаж, гибкость, физическая подготовка, физические качества.

Маколада статик-стретчинг машклар мажмуаси воситасида, мактабгача ёшдаги болалар-нинг эгилувчанлик сифатини ривожлантириш буйича утказилган тадкикот иши ёритилган. Тадкикотни амалга оширишда илмий ва услубий адабиётларни тахлил килиш, педагогик тест, педагогик тажриба, самотоскопия, хамда математик статистика услублар амалга оширилди. Тадкикот натижасида 6-7 ёшли болаларнинг статик-стретчинг машклар мажмуаси воситасида эгилувчанлик сифати 19 % усишига эришилган булиб, тажриба охирида Т-стюдент тестининг натижаларига асосланиб, тажриба-синов ва назорат гурухлари уртасидаги назорат боскичида статистик жихатдан ахамиятли фарклар аникланди. Статистик маълумотларни кайта ишлашдан сунг, тажриба бошида ва охирида тажриба-синов гурухидаги респондентларнинг эгилувчанлик сифатининг динамикаси юкорилади.

Калит сузлар: 6-7 ёш болалар, статик, стретчинг, машц, педагогик тажриба, эгилувчанлик, жисмоний тайёргарлик, жисмоний сифат.

The article describes a study conducted on the development of flexibility in preschool children through a set of static-stretching exercises. The research was carried out using the analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing, pedagogical experiment, samotoscopy, as well as methods of mathematical statistics. The study resulted in a 19% increase in flexibility quality through a static-stretching exercise set of 6-7-year-old children, and based on the results of the T-student test at the end of the experiment, statistically significant differences were identified between control and experimental groups. After processing the statistics, the dynamics of the flexibility quality of the respondents in the experimental group at the beginning and end of the experiment increases.

Key words: 6-7 year olds, static, stretching, exercise, pedagogical experience, flexibility, physical fitness, physical quality.

Кириш. Бугунги кунда болалар спортини ривожлантириш ва истеъдодли ёшларни саралаш (селекция) сохасида таълим ташкилотларининг устувор йуналишлари белгиланган булиб, унда мактабгача таълим ташкилотларида жисмоний тар-бия машгулотларини олиб бориш оркали жисмонан ривожлантириш хамда саломатликни мустахкамлаш учун тарбияланувчиларда жисмоний тарбия ва спорт машгулотларига кизикишни шакллантириш асосий вазифалардан бири булмокда [1].

Мактабгача таълим жисмоний тарбия машгулот-лари амалиётида эгилувчанлик сифатини тарбиялаш воситаси сифатида максимал амплитуда бажарилиши мумкин булган стретчинг машклари кулланилади. Гимнастика машклари асосан тананинг бугинларига таъсир килади [5,7].

Долзарблиги. Мактабгача ёшдаги болаларда эгилувчанлик сифатни тарбиялаш муаммоси хозир-ги вактда долзарб муаммолардан биридир, чунки кулланиладиган жисмоний машкларнинг аксарияти жисмоний сифатларни ривожлантиришга билво-сита таъсир килади бирок эгилувчанлик сифати ривожланишининг оптимал даражасига эришишига имкон бермайди. Махаллий ва хорижий олимлар-нинг тадкикотлари болаларнинг эгилувчанлигини тарбиялашда стретчинг-статик машкларнинг узига хос таъсирини урганади [2,6] Тана холатининг саклаб туришни назарда тутадиган маълум статик машклар-ни бажаришда мушакларнинг силлик ва аста-секин чузилиши кузатилади, мушакнинг рефлекс киска-риши юзага келади [3,8]. Статик машкларни кичик кисмларга булиб бажариш, хар кандай харакатнинг

см о см

го

CT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 о. со

1

с

го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.