Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПУТЁМ НАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПУТЁМ НАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Ключевые слова
МИКРОЦИКЛЫ / МЕЗОЦИКЛЫ / СПЕЦИАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКАЯ / ГИБКОСТЬ / ПРЫГУЧЕСТЬ / КООРДИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сейжанова Г.А.

Мақолада таълим жараёнини оптималлаштириш муаммоси кўриб чиқилган. Мезоциклларда махсус жисмоний тарбия мажмуаларидан фойдаланиш самарадорлиги таҳлили келтирилган. Шунингдек, машғулот жараёнини ташқил қилиш варианти ва мезо-микроциклларда мажмуаларнинг изчил тақсимланиши тажриба ёрдамида асослаб берилган.В статье рассматривается проблема оптимизации тренировочного процесса. Представлен анализ эффективности использования комплексов специально-физической подготовки в мезоциклах. В работе экспериментально обоснован вариант построения тренировочного процесса и последовательного распределения комплексов в мезо-микроциклахThe article deals with the problem of optimizing the training process. The analysis of the effectiveness of the use of special-physical training complexes in mesocycles is presented. Distribution and sequential use of complexes in microcycles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПУТЁМ НАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ»

Жисмоний тарбия ва спортнинг тиббий-биологик ва ижтимоий-психологик асослари Медико-биологические и социально-психолгические основы физической культуры и спорта УУК (УДК, 1ЮС): 796.012.62

Магистрант

Узбекско-Белорусского факультета Г.А. СЕЙЖАНОВА1 :Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

Информациядля связи с автором: ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО

gi.Lzai.seyianova.edu@gmail.com

ПРОЦЕССА ПУТЁМ НАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация

Annotation

В статье рассматривается проблема оптимиза- Маколада таълим жараёнини оптималлаштириш муаммоси куриб чикилган. Мезоцикл-

ции тренировочного процесса. Представлен анализ ларда махсус жисмоний тарбия мажмуаларидан фойдаланиш самарадорлиги та^лили келти-

эффективности использования комплексов специ- рилган. Шунингдек, машгулот жараёнини ташкил килиш варианти ва мезо-микроциклларда

ально-физической подготовки в мезоциклах. В ра- мажмуаларнинг изчил таксимланиши тажриба ёрдамида асослаб берилган. боте экспериментально обоснован вариант постро- Калит сузлар: микроцикллар, мезоцикллар, махсус-жисмоний, эгилувчанлик, сакров-

ения тренировочного процесса и последовательного чанлик, координация.

распределения комплексов в мезо-микроциклах. The article deals with the problem of optimizing the training process. The analysis of the

Ключевые слова: микроциклы, мезоциклы, effectiveness of the use of special-physical training complexes in mesocycles is presented.

специально-физическая, гибкость, прыгучесть, ко- Distribution and sequential use of complexes in microcycles.

ординация. Key words: microcycles, mesocycles, special-physical, flexibility, jumping ability, coordination.

CM О CM

та t о

ΠW

С

to

Актуальность исследования. В настоящее время целью многолетней подготовки в художественной гимнастике является поддержание и динамика роста всех сторон подготовки. Благодаря применения системного подхода с учётом индивидуальных особенностей возрастного развития, специально-физической подготовленности и технической, а с другой стороны качеством построения тренировочного процесса структуры и содержания.

Президентом Республики Узбекистан поставлена задача по совершенствованию системы отбора, подготовки и повышения спортивного мастерства талантливых и перспективных спортсменов, а также создания необходимых условий для качественной подготовки и успешного выступления спортсменов Узбекистана на XXXII летних Олимпийских и XV Паралимпийских играх 2021 года в г. Токио (Япония) ПП-2821. 9.03.2017г. [1].

В последнее время рост сложности соревновательных упражнений и возросшей конкуренции на международной арене, в современной художественной гимнастике перед специалистами встал вопрос пересмотра подготовки спортсменок к уровню физической подготовленности и степени владения предметами в упражнениях. Требование современного спорта характеризуется продолжительностью тренировочного процесса. Для успешной реализации поставленных задач необходима оптимизация тренировочного процесса. По мнению Т.С.Лисицкой [3], Т.В. Нестеровой [4] групповые упражнения являются наиболее сложным видом соревновательной программы в художественной гимнастике и имеют ряд отличий от индивидуальных упражнений. Они выше по сложности, характеру двигательных дейст-

вий и энергетике. Согласованность, четкость, единообразие и слитность действий всей команды делают упражнение более зрелищным.

Целью исследования является совершенствовании специально-двигательных способностей гимнасток 13-14 лет в групповых упражнениях на основе распределения СФ упражнений в подготовительном периоде.

Задачи исследования: - изучить основные средства и методические особенности двигательной подготовки в групповых упражнениях;

- экспериментально обосновать оптимальные комплексы СФП гимнасток 13-14 лет в групповых упражнениях.

Методы исследования. Анализ специальной литературы, педагогические наблюдения, педагогические контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

От гимнасток требуется умение выполнять упражнения в одном темпе и ритме, стремясь к полной синхронности в движениях, что в свою очередь обуславливает рост энергозатрат систем организма.

Наряду с аналогичными требованиями, предъявляемыми к композиции и технике исполнения индивидуальных действий, немало важное значение в групповых упражнениях имеют физические способности во взаимодействие партнёров.

Сложность групповых упражнений возрастает еще и за счет вдвое большей их продолжительности по сравнению с индивидуальными. Основным критерием отбора гимнасток в сборные команды, помимо их весоростовых данных, служит физическая и техническая подготовка.

Вышеизложенное полностью согласуется с мне-

Жисмоний тарбия ва спортнинг тиббий-биологик ва ижтимоий-психологик асослари Медико-биологические и социально-психолгические основы физической культуры и спорта

нием теоретиков спорта, И.В.Винер [2], Н.Н.Пилюк [5], В.Н.Платонова. [6], считающих, что это, прежде всего результат конкретной системы тренировки. На самом деле он предполагает разрешения целого ряда задач требующих их научного обоснования, и в первую очередь совершенствование системы управления компонентами двигательных действий.

Анализ соревновательных упражнений, опрос тренеров позволил определить ранговую позицию физических качеств и были разработаны комплексы СФП направленные в соответствии двигательных действий. Составленные комплексы были направлены на развитие гибкости, координации и прыгучести. На каждое качество было разработано по три комплекса. Дозировка каждого комплекса дозировалось с постепенным увеличением в подготовительной части тренировочного времени упражнения на прыгучесть повторялось и в основной части. Эксперимент проводился в подготовительном периоде (рис1).

Рисунок 1. Показатели физической подготовленности до и после эксперимента.

Из первого рисунка видно, что показатели специально физической подготовленности варьируются между 5,6 баллов и 7,6 баллов. Требованиям современной тенденции усложнения элементов в композиции результаты низкие. Следующим этапом эксперимента стояла задачи эффективное использование комплексов в микроциклах тренировочного процесса (табл1).

Таблица-1

Распределение упражнений в течении недели

Дни Общеподготовительный этап (6 микроциклов)

Втягивающий мезоцикл Базовый мезоцикл

Понедельник 1 компл. Гибкость 1-2 компл. Гибкость

Вторник 1 компл. Прыгучесть 1-2 компл. Прыгучесть

Среда 1 компл. Гибкость 1 г? 1-2 компл. Гибкость Четыре микроцикла 3й-6й

Четверг 1 компл. Прыгучесть кр и 12 1-2 компл Прыгучесть

Пятница 1 компл. Гибкость 1-2 компл Гибкость

Суббота 1 компл. Прыгучесть 1-2 компл. Прыгучесть

По окончании базового микроцикла провели контрольные испытания, результаты показали динамику изменений по сравнению предварительных результатов. Это подтвердило наше предположение

об эффективности предложенного варианта распределения комплексов в микроциклах.

Таблица-2

Распределение упражнений в течении недели

Дни Специально -подготовительный этап (6 микроциклов)

Контрольный мезоцикл Шлифовочный мезоцикл

Понедельник 3 компл. Гибкость Координация1к 2 компл. Координация

Вторник 3 компл. Прыгучесть 2-3 компл. Прыгучесть

Среда 3 компл. Гибкость Координация1к 18 3 компл. Координация Ля

Четверг 3 компл. Прыгучесть I ¡5 2-3 компл Прыгучесть

Пятница 3 компл. Гибкость Координация 2к 3 компл Координация

Суббота 3 компл. Прыгучесть 2-3 компл. Прыгучесть

При распределении комплексов в мезоциклах были поставлены задачи направленные на повышение уровня гибкости, прыгучести и координации.

Комплекс упражнений на координацию включают в себя технически сложные соревновательные элементы, повторяющиеся по несколько раз в серии, количество которых в одном упражнении достигает восьми, и представляют собой сложные комбинации, соединенные между собой акробатическими элементами. Выполнение координационных упражнений в сочетании с предметами требует взаимосвязь физических способностей, таких как сила, специальная выносливость, функции равновесии и гибкости.

Разработанные комплексы учитывали двигательную структуру движения и взаимосвязь физической и технической подготовки, широкое использование упражнений сопряженного воздействия, которые являются типичными соревновательными элементами для гимнасток. На этапе углублённой подготовки, необходимо использовать упражнения и развивать те качества, где мышечные усилия содержат в своей структуре такие двигательные действия, которые легко переносятся на соревновательные элементы и комплексно развивают физические способности гимнасток.

Использования разработанной методики направленного развития физических способностей в подготовительный период учебно-тренировочного процесса, у гимнасток экспериментальной группы значительно повысились следующие показатели:

- уровень специально-физической подготовленности на 14,8%;

- технической подготовленности по результатам экспертной оценки - с 0,46 до 0,72 балла.

- средние оценки за риски в композиции на 0,9 балла, результаты соревновательных оценок повысились на 1,24 балла.

Результаты проведённого эксперимента показали эффективность использования комплексов направ-

см о см

го га

0

а ю

1

с го

№4-2021

www.fansports.uz

75

Жисмоний тарбия ва спортнинг тиббий-биологик ва ижтимоий-психологик асослари

Медико-биологические и социально-психолгические основы физической культуры и спорта

ленного воздействия с учётом двигательной структуры движения, которое позволит юным гимнасткам успешно овладевать более сложные соревновательные упражнения.

Литература:

1. Постановление президента республики Узбекистан ПП-2821. 9.03.2017г.

2. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Автореф.дис... к.п.н. - СПб., 2003. - 20 с.

УУК (УДК, ЦОС): 796.012:266:12:004

3. Лисицкая Т.С., Кувшинникова С.А. Комплексная оценка специальной физической подготовленности в художественной гимнастике // Теория и практика физической культуры 1986 - № 12 - С. 34.

4. Нестерова Т.В. Техника двигательных взаимодействий в групповых упражнениях художественной гимнастики /Т.В. Нестерова // Наука в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература. - 2000. - № 2. - С. 31-39.

5. Пилюк, Н. Н. Система соревновательной деятельности в спортивных видах гимнастики / П. Н. Пилюк // Теория и практика физической культуры. 1998. - № 2. - С. 9-11.

6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения - Киев: Олимпийская литература, 2004 - 808 с.

Катта уцитувчи А.И. ГЕЙГЕР1 Магистрант Л.А. ГЕЙГЕР1

1 Узбекистан давлат жисмоний тарбия ва спорт университети Чирчиц шахри, Узбекистан

MÄST 6_ учун: БАИДАРКАДА ЭШКАК ЭШУВЧИЛАР

ТЕЗКОР-КУЧ ТАЙЁРГАРЛИГИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ САМАРАДОРЛИГИ

Аннотация

Annotation

Вариативное использование всех эффективных методов эффективно влияет на повышение скоростно-силовых качеств. Кроме того, отсутствие методических недостатков в обеспечении тренерами строго регламентированных упражнений, то есть несоблюдение правильного выполнения упражнений, в конечном итоге приводит к значительному снижению спортивных результатов.

Ключевые слова: скоростная сила, методы, тренер, строго регламентированные упражнения, гребцы, подготовка, нагрузка, ошибки.

Тезкор-куч тайёргарлигини ривожлантиришда барча самарали услублардан вариатив фойдаланиш тезкор-куч сифатини ошишига самарали таъсир курсатади. Бундан ташкари мураббийлар томонидан катъий регламентлаштирилган машкларни бериб боришда услубий камчиликларга йул куйишлари, яъни машкларни тугри бажариш коидаларига тулик амал килмаслиги спорт натижаларининг сезиларли даражада пасайишига олиб келади.

Калит сузлар: тезкор-куч, услублар, мураббий, цатъий регламентлаштирилган машцлар, эшкакчилар, тайёргарлик, юклама, хатолар.

Variable use of all effective methods effectively affects the increase in speed strength qualities. In addition, the absence of methodological shortcomings in the provision of strictly regulated exercises by coaches, that is, non-observance of the correct performance of the exercises, ultimately leads to a significant decrease in sports results.

Keywords: speed strength, methods, trainer, strictly regulated exercises, rowers, preparation, load, mistakes.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тезкор-куч сифатини тарбиялашда асосий восита сифатида кучли мушак цисцариши билан тавсифла-нувчи машцлар цулланилади ва машцлар хам, куч хам тезкорликни талаб этувчи харакатларни уз ичига олади, бундай машцлар цисца вацт ичида сезиларли кучнинг хосил булиши билан характерланади [1,2,3].

Тезкор-куч сифатини ривожлантиришда цатъий тартиблаштирилган машцларнинг урни жуда мухим, чунки машцларда харакат тезлиги ва юклама даража-сини бошцариш цулай хисобланади. Шунга эътибор бериш лозимки, бундай машцларда юклама даража-сини ёки цайтаришлар сонини даврий узгартириб туриш керак. Меъёрий огирликдаги харакатларни куп маротаба цайтаришлар секин-асталик билан мушак-ларнинг цисцариш даражасини барцарорлашувига олиб келади, бу эса тезкор-куч цобилиятини ривож-ланишини чегаралайди. Бундан куриниб турибдики, шугулланувчиларнинг тезкор-куч имкониятларини ривожлантиришда тугри услубни танлай олиш ва уни цуллашда хатоликларга йул цуймаслик куннинг долзарб масалаларидан бири булиб турибди [3,4].

Тадкикот максади. Спортчиларнинг тезкор-куч тайёргарлигини ривожлантириш услубиятини урганиш.

Тадкикот вазифалари:

1. Мавзуга доир адабиётларни урганиш ва тахлил килиш.

2. Эшкакчиларнинг тезкор-куч тайёргарлигини ривожлантиришга каратилган самарали услуб ва воситаларни аниклаб олиш.

3. БУСМ ларда мураббийларнинг машгулот олиб бориш жараёнини кузатиш ва тахлил килиш.

4. Тажриба ва назорат гурухларини ташкил килиш максадида махсус назорат тестларини аниклаб олиш.

5. Гурухларда спортчиларнинг тезкор-куч курсат-кичларини узаро таккослаштириш ва хулоса килиш.

Амалий ахамияти. Эшкак эшувчиларнинг тез-кор-куч имкониятларини ривожлантириш услубияти мавзуси буйича тупланган материаллар, назарий билимлар ва тахлиллар эшкак эшишнинг машгулот жараёнларида, мусобака фаолиятида кенг куллани-лиши учун тавсия этилади.

Тадкикотни ташкиллаштириш. 2020 -2021 йиллар давомида 2-БУСМ да 15-16 ёшли эшкакчи байдаркачилар билан тажриба тадкикот-лар олиб борилди. Тадкикотда 20 нафар спортчи иштирок этди. Тажриба 9 ой давомида олиб борил-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.