П Ol
Z
eo о о
N
осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или предварительное расследование, то вторая группа проблем выявления и расследования, преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ, носит сугубо объективный характер и связана с проблемами квалификации указанных деяний.
Именно наличие доказательств, подтверждающих эти сведения в совокупности, является свидетельством того, что в действиях подозреваемого (обвиняемого) нет признаков состава преступления. Соответственно, лицу, производящему расследование, при наличии достаточных данных, что подозреваемый (обвиняемый) необоснованно ссылается на обоснованный риск в своих действиях, достаточно доказать ложность лишь одного из вышеперечисленных сведений.
Трудности в выявлении и доказывании преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ, второй группы, связанные с проблемами квалификации, преодолимы частично и во многом зависят от сложившейся правоприменительной практики в том или ином регионе.
Представляется, что совершенствование процесса выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ, должно происходить как минимум по трем направлениям.
1. Совершенствование самих уголовно-правовых норм и норм законодательства о налогах и сборах РФ и их применения на практике (субъекты этой деятельности - законодательные органы, судебные органы, научная общественность).
2. Повышение квалификации сотрудников оперативных и следственных подразделений ОВД, специализирующихся на раскрытии и расследовании налоговых преступлений (субъекты этой деятельности -образовательные учреждения системы МВД России, сами оперативные сотрудники и следователи).
3. Распространение передового опыта в практике выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ (субъекты этой деятельности -подразделения по налоговым преступлениям ОВД, научные и образовательные учреждения системы МВД России).
фина
Превентивные методы в обеспечении
нсового контроля на рынке ценных бумаг
в России
Г.С. Чегодаев
соискатель АЭБ МВД России
и и о
(L
d
со
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о
и ф
г S
S о
X
о
т
S ф
ч:
п
к <
X S X н
и ф
со
Рынок ценных бумаг в России формировался и развивался около 200 лет в тесной связи с эволюцией экономики и политики страны. За этот период в нашей стране сложилась довольно сложная модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты.
Вместе с тем, в силу неразвитости системы финансового контроля на рынке ценных бумаг, на сегодняшний день имеется необходимость разработки законодательно регламентированной программы защиты инвесторов, которая должна реализовывать-ся в конкретных программах защиты частной собственности на рынке ценных бумаг по следующим основным группам инвесторов: население, коллективные инвесторы, коммерческие банки, страховые компании, государство, нерезиденты, другие категории инвесторов. В отношении этих групп инвесторов должны быть разработаны разные методы их защиты. Одновременно необходимо обеспечить гарантии защиты прав
эмитентов, а также установить пределы их ответственности перед инвесторами на рынке ценных бумаг. Защита эмитентов должна производиться по следующим направлениям: организации оборонного значения, организации стратегического значения, организации-монополисты, страховые компании и коммерческие банки. В целом защита интересов инвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг в системе оптимизации финансового контроля на рынке ценных бумаг в России.
На сегодняшний день, по нашему мнению, рынок ценных бумаг в результате реализации мероприятий в области его контроля со стороны государственных и негосударственных организаций должен претерпеть качественные изменения, а именно:
— доступ к рынку капиталов должен получить большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес. В результате кратно увеличится количество первичных размещений акций отечественных компаний на российском финансовом рынке;
— существенное расширение ассортимента инструментов финансового рынка и услуг, предоставляемых финансовыми организациями населению и сектору нефинансовых предприятий;
— обеспечение конкурентных условий для проведения сделок с ценными бумагами и их надежный учет и хранение. В результате торговля основной долей российских активов будет осуществляться в российской юрисдикции;
— развитие и укрепление институтов коллективных инвестиций. Среди инвесторов на российском финансовом рынке существенно вырастет доля консервативных фондов, настроенных на долгосрочные вложения;
— существенное сокращение совокупных потерь инвесторов от нарушения их законных прав и интересов.
Все это будет способствовать росту емкости и устойчивости российского рынка ценных бумаг и повышению его роли в социально-экономическом развитии. Предполагается, что разрабатываемые рекомендации позволят обеспечить условия для опережающего развития рынка ценных бумаг по сравнению с темпами прироста валового внутреннего продукта. Таким образом, повышение роли и уровня развития рынка в период 2005-2008 гг. в результате реализации предлагаемых мероприятий можно охарактеризовать следующими индикативными показателями:
1) капитализация рынка акций по отношению к ВВП повысится с 40 % до 50 %;
2) стоимость корпоративных облигаций в обращении по отношению к валовому внутреннему продукту повысится с 1,5 % до 3 %;
3) чистые активы паевых инвестиционных и акционерных фондов по отношению к капитализации рынка акций вырастут с 1% до 5%;
4) соотношение страховых премий и ВВП повысится с 3 % до 5 %;
5) доля торговых операций с российскими акциями на российских площадках составит не менее 70 %.
В результате в 2008 г. привлечение финансовых средств посредством размещения корпорациями акций и облигаций на внутреннем финансовом рынке составит не менее 10 % инвестиций в основной капитал. С учетом привлечения кредитов и займов у российских банков и на международных рынках капитала этот показатель может достигнуть уровня 25-30 %.
В процессе решаемых задач и в разрезе данной научной статьи может быть предложена система обеспечения экономической безопасности на рынке ценных бумаг на базе превентивного управления со стороны правоохранительных органов как специальный проектный процесс в современных рыночных условиях. Ее ключевым элементом может выступать блок принятия превентивных управленческих решений, включающий подсистему аналитического обеспечения принятия управленческих решений и модель разработки оптимальных управленческих решений в области управления теми или иными субъектами рынка (рис. 1).
Информационная и организационная подсистемы превентивного управления правоохранительных органов на рынке ценных бумаг являются неотъемлемыми элементами совершенствования работы правоохранительных органов на современном этапе развития.
Рис. 1. Система превентивного управления на рынке ценных бумаг
п 01 г
во о о
N
и и
О (к
а
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о
X
и ф
г X
Е о
X
о
т
Е ф
^
п
к <
X X X н
и ф
со
П Ol
Z
eo о о
N
U U О (L
EX
CQ
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г X Е о х о а т
S ф
ч:
п
а <
X X X н
и ф
со
Организационная подсистема превентивного управления включает все органы, относящиеся к правоохранительным, а также такие субъекты рынка, как инвесторы, эмитенты, эксперты, регулирующие органы и т.д.
Функционирование системы превентивного управления реализуется на основе взаимодействия подсистемы аналитического обеспечения и модели управления субъектами рынка ценных бумаг.
Подсистема аналитического обеспечения (ПАО) - это система методов, включающая как традиционные и нормативно-правовые, так и экономико-математические и специфические методы анализа деятельности субъектов рынка. Выделение данной системы методов обосновано целями и задачами, которые она решает в процессе управления.
Модель разработки оптимальных управленческих решений позволяет принимать рациональные управленческие решения на основе применения информации, полученной ПАО. Использование модели позволяет повысить научную обоснованность и пре-вентивность процесса принятия управленческих решений по каждому из направлений деятельности правоохранительных органов на рынке ценных бумаг.
Важно также отметить, что преимущества системы превентивного управления связаны с принципами ее построения. Система превентивного управления обеспечивает более высокое качество получаемой информации о субъектах рынка ценных бумаг и внешней среды за счет комплексного использования методов анализа, расширения круга применяемых методов и их адаптации под конкретные решаемые задачи. Следствием является повышение превентивности и рациональности принимаемых управленческих решений как за счет использования более качественной информации, так и за счет научного подхода к принятию решений. Также система превентивного управления облегчает контроль исполнения принятых решений и обеспечивает обратную связь с управляемым объектом в процессе обеспечения экономической безопасности через систему гибкого превентивного управления на рынке ценных бумаг в целом.
В заключение необходимо отметить, что для эффективного контроля правоохранительными органами рынка ценных бумаг, а также для развития рынка ценных бумаг и его субъектов в целом на уровне регулирующих органов необходимо утвердить программу финансирования деятельности экспертов, работающих с эмитентами в рамках программ вывода их на рынок, и затрат, свя-
занных с подготовкой и реализацией пилотных проектов. Это финансирование может осуществляться за счет средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также из средств технической помощи международных финансовых институтов (включая заем Всемирного банка на развитие российского рынка капиталов).
Кроме того, при содействии правоохранительных органов должна быть налажена работа с иностранными инвесторами, направленная на преодоление их отчужденности, сложившейся за последние годы, когда отдельные группы государственных и общественных деятелей пытались монополизировать право на защиту интересов иностранных инвесторов вместо того, чтобы добиваться проведения единой государственной политики по привлечению иностранного капитала. При этом, может дать серьезные результаты даже простое подключение иностранных инвесторов к обсуждению и решению вопросов правоприменительной практики на рынке ценных бумаг, также как и проведение с целью улучшения имиджа российской судебной системы серии круглых столов между юристами иностранных инвесторов и российскими судьями.
Не менее полезным также будет проведение совместной с юристами иностранных инвесторов работы по совершенствованию юридических стандартов российского рынка ценных бумаг в рамках действующего законодательства. При этом, следует исходить из того, что иностранные инвесторы не могут претендовать на привилегии по сравнению с российскими инвесторами, не могут навязывать оценку имеющихся проблем в связи с отсутствием в российском законодательстве юридических стандартов.
По нашему мнению, на сегодняшний день должна быть налажена координация деятельности регулирующих, контролирующих, судебных, налоговых и правоохранительных инстанций путем создания при Правительстве РФ координационного органа, в рамках которого будут согласовываться решения государственных регулирующих органов по рынку ценных бумаг.
Государство обязано укрепить судебную систему, расширив ее возможности по квалифицированному и быстрому рассмотрению дел, связанных с нарушением прав инвесторов и решением споров на рынке ценных бумаг.
Следует совершенствовать законодательство в сторону увеличения прав акционеров, ужесточения контроля за его соблюдением, разработать и принять нормативные
акты, определяющие ответственность руководителей компании-эмитента в сфере соблюдения прав акционеров.
Перспективным направлением работы могло бы стать создание системы правового ликбеза для инвесторов и акционеров предприятий-эмитентов с целью разъяснения их законных прав и интересов. В рамках этой системы не сложно было бы обеспечить доступ населения к понятным и систематизированным авторитетным источникам законов и инструкций.
Следует также устранить имеющиеся противоречия между законодательством о рынке ценных бумаг, законодательством об акционерных обществах и приватизационным законодательством; создать механизмы контроля за разработкой административных инструкций и законодательно установить механизмы исполнения властных полномочий, которыми наделены субъекты Федерации.
Для решения указанных проблем можно использовать средства займа Всемирного банка на развитие правовой реформы с распределением указанных средств через систему Министерства юстиции РФ.
Кроме того, для успешной реализации Программы предлагается создание совещательного органа - Национального совета по финансовому рынку при Председателе Правительства РФ, включив в него представителей Федерального собрания РФ, Администрации Президента РФ, Аппарата Прави-
тельства РФ, Банка России, ФСФР России, Минфина РФ, Минэкономики РФ, МНС РФ, представителей организаторов торговли, саморегулируемых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, независимых экспертов. Основная задача этого органа - формирование основных направлений государственной политики и согласование совместных действий на финансовом рынке во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной и бюджетной политикой.
Можно ввести в практику разработку и утверждение ФСФР России совместно и по согласованию с правоохранительными органами ежегодных "Основных направлений государственной политики на рынке ценных бумаг", а также ежегодных отчетов ФСФР России перед Президентом РФ и Правительством РФ о привлечении долгосрочных инвестиций через рынок ценных бумаг.
Особо следует отметить, что для внедрения превентивного эффективного подхода в управлении необходимо ввести в практику согласование с Высшим арбитражным судом РФ и Верховным судом РФ правовой политики, проводимой на рынке ценных бумаг.
Таким образом, можно сказать, что, в случае если правоохранительные органы возьмут на себя долю ответственности за развитие рынка ценных бумаг в России, то капитализация эмитентов, а также развитие участников рынка не заставят себя ждать.
п 01 Z
во о о
N
Понятие добросовестности как правовой
категории
Добрая совесть - одно из ключевых понятий классического права. Исследованием понятия "добросовестности" занимались многие известные правоведы. Одним из первых к рассматриваемой категории обратился выдающийся русский цивилист И.Б. Новицкий, который утверждал, что многочисленные случаи, когда гражданско-правовые нормы прямо или косвенно привлекают начало доброй совести, могут быть сведены к двум основным категориям. В одних случаях добрая советь выступает в объективном значении, как известное внешнее мерило, которое принимается во внимание законом, судом, применяющим закон, и которое рекомендуется членам гражданского оборота в их взаимных сношениях друг с другом. В других
Н.В. Беребеня
аспирант кафедры правового обеспечения рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте РФ
случаях принимается во внимание добрая совесть в субъективном смысле, как определенное сознание того или иного лица, как неведение некоторых обстоятельств, с наличием которого закон считает возможным связать те или иные юридические последствия.
Различия между строгим правом и правом доброй совести привели к возникновению параллельных институтов, например, квиритской и бонитарной собственности, исков строгого права (stricti juris) и исков bonae fidei. Бонитарная собственность, основанная на bona fides (отсюда и ее название) противостояла и постепенно свела на нет квиритскую собственность по праву (jus civile). Иски bonae fidei, в отличие от исков строгого права, допускали учет "нравствен-
и и о о.
d
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о
X
и ф
г S
S о
X
о a
т
S ф
ч:
п
к <
a
S X н
и ф
со