Научная статья на тему 'Вопросы выявления и расследования преступлений, связанных с неисполнением обязанностей налогового агента и сокрытием денежных средств либо имущества'

Вопросы выявления и расследования преступлений, связанных с неисполнением обязанностей налогового агента и сокрытием денежных средств либо имущества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОВОГО АГЕНТА / FAILURE TO PERFORM DUTIES OF A TAX AGENT / СОКРЫТИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / HIDING ASSETS / СОКРЫТИЕ ИМУЩЕСТВА / CONCEALMENT OF FUNDS / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / TAX CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозкина И.А.

Автором данной статьи поднимаются актуальные вопросы выявления и расследования преступлений, связанных с неисполнением обязанностей налогового агента и сокрытием денежных средств либо имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The identification and investigation of crimes related to the failure to perform duties of a tax agent and concealment of money or property

The author of this article raises important issues of detecting and investigating crimes related to failure to perform duties of a tax agent and concealment of money or property.

Текст научной работы на тему «Вопросы выявления и расследования преступлений, связанных с неисполнением обязанностей налогового агента и сокрытием денежных средств либо имущества»

Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя

Вопросы выявления и расследования

преступлений, связанных с неисполнением обязанностей налогового агента и сокрытием денежных средств либо имущества от взыскания

недоимки

И.А. Морозкина

научный сотрудник отдела планирования и координации научно-исследовательской и учебно-методической работы АЭБ МВД

России

Исследование вопросов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел по выявлению и расследованию преступлений, совершаемых в сфере налогообложения, становится особенно актуальным на современном этапе развития общества. Это обусловлено, во-первых, тем, что уровень налоговой преступности характеризуется постоянным ростом, о чем свидетельствуют статистические данные: о количестве выявленных налоговых преступлений, количестве налоговых преступлений, уголовные дела которые находятся в производстве, и о размерах причиненного государству материального ущерба от этих преступлений. Во-вторых, спецификой самого процесса выявления и расследования налоговых преступлений, который осложнен постоянными изменениями налогового законодательства, позволяющими создавать и реализовывать злоумышленникам новые схемы совершения преступлений в сфере налогообложения, на возникновение которых, не всегда своевременно может реагировать практика.

Кроме того, вступивший в силу Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" внес существенные поправки в диспозиции ст.ст.198, 199 УК РФ и ввел в действие ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента и сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и/или сборов. Новые налоговые статьи, как показывает анализ статистических данных, вызвали значительные затруднения в правоприменительной деятельности как оперативных работников, выявляющих налоговые преступления, так и сотрудников подразделений, производящих предварительное расследование по указан-

ной категории дел.

В связи с этим нам бы хотелось рассмотреть основные проблемы с которыми сталкиваются оперативные сотрудники в процессе выявления и следователи в процессе доказывания преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ.

Первая группа трудностей связана с особенностями конструкции норм уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента и сокрытие денежных средств организации или индивидуального предпринимателя за счет которых, в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах РФ, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и/ или сборам. И ст.199.1 УК РФ и ст.199.2 УК РФ являются бланкетными, то есть для правильной квалификации деяний правоприменителю необходимо обратиться к нормам законодательства о налогах и сборах РФ: в первом случае к нормамопределяющим понятие налоговых агентов, их права и обязанности, порядок исчисления, удержания и уплаты налоговыми агентами налогов и/или сборов, а во втором, порядок исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов (сборов), понятие недоимки по налогам (сборам) и порядок ее погашения. Необходимо отметить, что данные положения сосредоточены в достаточно большом количестве норм НК РФ, которые также не отличаются ясностью формулировок и достаточно часто видоизменяются. Кроме того, порядок уплаты налогов (сборов) различается в зависимости от вида налога, статуса налогоплательщика (налогового агента), места осуществления хозяйственной деятельности и регистрации налогоплательщика и других оснований.

Если первая группа трудностей имеет субъективный характер и касается в основном профессиональной подготовки лица,

п 01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о

X

и ф

г X

Е о

X

о

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

ISSN 1997-1001

П Ol

Z

eo о о

N

осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или предварительное расследование, то вторая группа проблем выявления и расследования, преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ, носит сугубо объективный характер и связана с проблемами квалификации указанных деяний.

Именно наличие доказательств, подтверждающих эти сведения в совокупности, является свидетельством того, что в действиях подозреваемого (обвиняемого) нет признаков состава преступления. Соответственно, лицу, производящему расследование, при наличии достаточных данных, что подозреваемый (обвиняемый) необоснованно ссылается на обоснованный риск в своих действиях, достаточно доказать ложность лишь одного из вышеперечисленных сведений.

Трудности в выявлении и доказывании преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ, второй группы, связанные с проблемами квалификации, преодолимы частично и во многом зависят от сложившейся правоприменительной практики в том или ином регионе.

Представляется, что совершенствование процесса выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ, должно происходить как минимум по трем направлениям.

1. Совершенствование самих уголовно-правовых норм и норм законодательства о налогах и сборах РФ и их применения на практике (субъекты этой деятельности - законодательные органы, судебные органы, научная общественность).

2. Повышение квалификации сотрудников оперативных и следственных подразделений ОВД, специализирующихся на раскрытии и расследовании налоговых преступлений (субъекты этой деятельности -образовательные учреждения системы МВД России, сами оперативные сотрудники и следователи).

3. Распространение передового опыта в практике выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ (субъекты этой деятельности -подразделения по налоговым преступлениям ОВД, научные и образовательные учреждения системы МВД России).

фина

Превентивные методы в обеспечении

нсового контроля на рынке ценных бумаг

в России

Г.С. Чегодаев

соискатель АЭБ МВД России

и и о

(L

d

со

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о

и ф

г S

S о

X

о

т

S ф

ч:

п

к <

X S X н

и ф

со

Рынок ценных бумаг в России формировался и развивался около 200 лет в тесной связи с эволюцией экономики и политики страны. За этот период в нашей стране сложилась довольно сложная модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты.

Вместе с тем, в силу неразвитости системы финансового контроля на рынке ценных бумаг, на сегодняшний день имеется необходимость разработки законодательно регламентированной программы защиты инвесторов, которая должна реализовывать-ся в конкретных программах защиты частной собственности на рынке ценных бумаг по следующим основным группам инвесторов: население, коллективные инвесторы, коммерческие банки, страховые компании, государство, нерезиденты, другие категории инвесторов. В отношении этих групп инвесторов должны быть разработаны разные методы их защиты. Одновременно необходимо обеспечить гарантии защиты прав

эмитентов, а также установить пределы их ответственности перед инвесторами на рынке ценных бумаг. Защита эмитентов должна производиться по следующим направлениям: организации оборонного значения, организации стратегического значения, организации-монополисты, страховые компании и коммерческие банки. В целом защита интересов инвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг в системе оптимизации финансового контроля на рынке ценных бумаг в России.

На сегодняшний день, по нашему мнению, рынок ценных бумаг в результате реализации мероприятий в области его контроля со стороны государственных и негосударственных организаций должен претерпеть качественные изменения, а именно:

— доступ к рынку капиталов должен получить большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес. В результате кратно увеличится количество первичных размещений акций отечественных компаний на российском финансовом рынке;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.