акты, определяющие ответственность руководителей компании-эмитента в сфере соблюдения прав акционеров.
Перспективным направлением работы могло бы стать создание системы правового ликбеза для инвесторов и акционеров предприятий-эмитентов с целью разъяснения их законных прав и интересов. В рамках этой системы не сложно было бы обеспечить доступ населения к понятным и систематизированным авторитетным источникам законов и инструкций.
Следует также устранить имеющиеся противоречия между законодательством о рынке ценных бумаг, законодательством об акционерных обществах и приватизационным законодательством; создать механизмы контроля за разработкой административных инструкций и законодательно установить механизмы исполнения властных полномочий, которыми наделены субъекты Федерации.
Для решения указанных проблем можно использовать средства займа Всемирного банка на развитие правовой реформы с распределением указанных средств через систему Министерства юстиции РФ.
Кроме того, для успешной реализации Программы предлагается создание совещательного органа - Национального совета по финансовому рынку при Председателе Правительства РФ, включив в него представителей Федерального собрания РФ, Администрации Президента РФ, Аппарата Прави-
тельства РФ, Банка России, ФСФР России, Минфина РФ, Минэкономики РФ, МНС РФ, представителей организаторов торговли, саморегулируемых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, независимых экспертов. Основная задача этого органа - формирование основных направлений государственной политики и согласование совместных действий на финансовом рынке во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной и бюджетной политикой.
Можно ввести в практику разработку и утверждение ФСФР России совместно и по согласованию с правоохранительными органами ежегодных "Основных направлений государственной политики на рынке ценных бумаг", а также ежегодных отчетов ФСФР России перед Президентом РФ и Правительством РФ о привлечении долгосрочных инвестиций через рынок ценных бумаг.
Особо следует отметить, что для внедрения превентивного эффективного подхода в управлении необходимо ввести в практику согласование с Высшим арбитражным судом РФ и Верховным судом РФ правовой политики, проводимой на рынке ценных бумаг.
Таким образом, можно сказать, что, в случае если правоохранительные органы возьмут на себя долю ответственности за развитие рынка ценных бумаг в России, то капитализация эмитентов, а также развитие участников рынка не заставят себя ждать.
п 01 Z
во о о
N
Понятие добросовестности как правовой
категории
Добрая совесть - одно из ключевых понятий классического права. Исследованием понятия "добросовестности" занимались многие известные правоведы. Одним из первых к рассматриваемой категории обратился выдающийся русский цивилист И.Б. Новицкий, который утверждал, что многочисленные случаи, когда гражданско-правовые нормы прямо или косвенно привлекают начало доброй совести, могут быть сведены к двум основным категориям. В одних случаях добрая советь выступает в объективном значении, как известное внешнее мерило, которое принимается во внимание законом, судом, применяющим закон, и которое рекомендуется членам гражданского оборота в их взаимных сношениях друг с другом. В других
Н.В. Беребеня
аспирант кафедры правового обеспечения рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте РФ
случаях принимается во внимание добрая совесть в субъективном смысле, как определенное сознание того или иного лица, как неведение некоторых обстоятельств, с наличием которого закон считает возможным связать те или иные юридические последствия.
Различия между строгим правом и правом доброй совести привели к возникновению параллельных институтов, например, квиритской и бонитарной собственности, исков строгого права (stricti juris) и исков bonae fidei. Бонитарная собственность, основанная на bona fides (отсюда и ее название) противостояла и постепенно свела на нет квиритскую собственность по праву (jus civile). Иски bonae fidei, в отличие от исков строгого права, допускали учет "нравствен-
и и о о.
d
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о
X
и ф
г S
S о
X
о a
т
S ф
ч:
п
к <
a
S X н
и ф
со
П ei Z
eo о о
N
U U О (L
EX
CQ
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г S Е о х о а т
S ф
ч:
п
а <
X S X н
и ф
со
ных требований к поведению сторон в отношении друг друга".
В литературе отмечается, что "большинство исследователей... не задаются целью дать точное определение "bona fides", так как считают, что в это понятие входит много неопределимого, относящегося скорее к чувственному восприятию, нежели к точным и рациональным категориям". Были предприняты попытки и в этом направлении. Так, с точки зрения профессора И.Б. Новицкого, добрая совесть, по этимологическому смыслу, таит в себе такие элементы, как: знание о другом, об его интересах; знание, связанное с известным доброжелательством; элемент доверия, уверенность, что нравственные основы оборота принимаются во внимание, что от них исходит каждый в своем поведении. Добрая совесть, как объективный критерий, служит цели разграничения противоречивых интересов субъектов и становится как бы над субъективными желаниями и требованиями различных лиц. Ученый считал, что противоречивые субъективные интересы и претензии взвешиваются с точки зрения социального идеала и получают объективное разрешение.
По мнению ученых, добрая совесть, с одной стороны, ни в коем случае не изменяет характер соотношения норм права и нравственности, а с другой - восприятие доброй совести должно лежать в плоскости уважения договорного соглашения, соблюдения договорного слова, верности договору.
Эту позицию разделял В.Н. Бабаев, отмечая, что добропорядочность - это образ поведения человека, характеризующийся соблюдением тех правил, норм, условий жизни, принципов, которые считаются положительными. В праве добропорядочным может быть признано такое поведение субъекта, которое не противоречит предписанием правовых норм, признается полезным, нужным. Добросовестность следует понимать как честное, со всей тщательностью и аккуратностью выполнение обязанностей, старательность, исполнительность. С таким исчерпывающим определением содержания добропорядочности можно согласиться. Данное определение показывает устойчивую взаимосвязь "доброй совести" с категориями нравственности и морали.
Необходимо отметить, что ученые, разделяющие данную позицию, говорят о том, что добропорядочность является не правовым, а этическим по своему происхождению и характеру понятием. Использование же этических понятий в праве, в правовом
регулировании является одним из частных случаев взаимодействия права и морали.
М. Бартошек в своем исследовании древнеримской юридической терминологии так определил понятия "bona fides" и "fides": собственная честность и доверие к чужой честности, верность данному слову, нравственная обязанность всех людей ... выполнять свое обязательство, в чем бы оно ни выражалось; Fides как строгую связанность собственным заявлением и взаимное доверие договорных сторон обозначали, как правило (хотя и тавтологически), как bona fides. Иными словами, по мнению ученого, в Древнем Риме термины "bona fides" и "fides" были равнозначными и имели общий антоним - "mala fides" (т.е. близкий к обману).
Понятие добросовестности рассматривается и с точки зрения другого, более рационального подхода. Данная позиция не связывает добросовестность ни с честным образом мыслей, ни с внутренним нравственным настроем отдельного индивида. Добросовестность соотносится с объективными критериями, в качестве которых выступает знание или незнание данным индивидом определенных фактов. Сторонником данного подхода был известный цивилист, представитель психологической школы права Л.И. Петражицкий. Впервые в истории цивилистики, начиная с древнеримского периода, ученый объявил и доказал, что понятие "bona fides" нельзя отождествлять с честностью или какими-либо нравственными заслугами и что выражение "mala fides" не является синонимом слова "безнравственность". По его мнению, "bona fides" - незнание (извинительное заблуждение), а "mala fides" - знание, т.е. обе категории - "этически безразличные, бесцветные". Более того, ученый считал, что добросовестное владение есть не что иное, как объективное правонарушение, и лишь указанное извинительное заблуждение является тем обстоятельством, которое избавляет от наказания.
Эта позиция ученого является очень интересной и нестандартной. Она позволяет рассматривать добросовестность не в качестве нравственной характеристики лица (т.е. не с субъективной позиции, т.к. понимание нравственности, морали, долга у всех людей разное), а с точки зрения объективного знания-незнания лицом определенных обстоятельств. Это в определенной степени формализует понятие добросовестности и облегчает его толкование и применение на практике.
Основываясь на вышеприведенных мнениях правоведов, можно сказать, что добрая
совесть, в общем и целом, означает осмотрительность, разумную осторожность, уважительное отношение к праву и контрагенту, исправное выполнение своих обязанностей. В этом смысле она может быть отождествлена с каждым из этих качеств или с их комбинацией.
Ввиду того, что добросовестность является, в первую очередь, нравственно-этической, моральной категорией, а не юридической, основную сложность в контексте рассматриваемой проблематики составляет юридическое определение содержания самого термина "добросовестность".
К этому вопросу ученые цивилисты обращались давно, и на сегодняшний день существует значительный объем исследований, материалов, работ, посвященный рассмотрению этого вопроса. Несмотря на множество точек зрения, определений, приводимых фактов и их доказательств, единая позиция не выработана, а, значит, исследование такой сложной и неоднозначной категории как добросовестность остается актуальным и сегодня.
Исследуя понятие принципа добросовестности необходимо обратиться и к зарубежному опыту.
Впервые выведенная в Средневековье концепция принципа добросовестности была письменно закреплена в ст. 1135 Французского Гражданского кодекса (далее ФГК) 1804 г.: "Соглашения обязывают не только в том, что выражено, но еще более в тех последствиях, что справедливость, исполнение или закон влекут в обязательстве согласно своей природе". Как отмечает А.В. Попова, "само действие принципа добросовестности (bonne foi) характеризовалось реформаторским духом того времени. Гражданский кодекс был создан на основе естественно-правовой доктрины ценностей, формального равенства, свободы индивидов в осуществлении своих прав: права на собственность, свободу договора и т.д.
По примеру ФГК нормы о соблюдении принципа добросовестности были включены во все основные своды гражданского права Европы, однако, понятие самого принципа отличались своей национальной особенностью.
В торговой практике Германии содержание принципа добросовестности было закреплено первоначально в положении "Hand muss Hand wahren" (рука должна предостерегать руку). По смыслу данного правила добросовестный приобретатель получал больше прав, чем собственник имущества, передавший вещь, например, на хранение третьему лицу.
Впоследствии нормы о добросовестности в ГГУ закрепились в понятиях "добрые нравы" (gute Sitten) и "вера и доверие" (Treu und Glauben). Раскрывая понятия добрых нравов и веры и доверия, А.В. Попова делает вывод о том, что "под нарушением добрых нравов понималось любое противоречие минимальным требованиям социальной морали, а также нарушение основополагающих правовых принципов". Позже подобные правила стали распространяться на сферы вещного, публичного и процессуального права.
Если гражданские кодексы большинства европейских государств используют в основном концепцию о доброй совести, то новый Гражданский кодекс Нидерландов 1992 г. заменил ее концепцией разумности и справедливости в отношении друг друга. Кроме того, на практике положения "разумности" и "справедливости" могут являться и дополнительным источником прав и обязанностей при невозможности применения правил, вытекающих из обыкновений или закона.
Категория добросовестности также известна и англо-саксонскому праву. Например, в Англии наряду с общим правом, применяемым, прежде всего, судами графств, в определенном дополнении и противостоянии ему возникло право справедливости, применяемое судом канцлера. Но с установлением единой судебной системы и рационализацией законотворчества такой дуализм права становится невозможным. Как отмечает К. Скловский, постепенно с отмиранием идеологии неприкосновенности закона право не может быть правом доброй совести. Если обнаруживается, что какое-либо право разумно и признается гражданским оборотом, ему не надо апеллировать к доброй совести - оно уже по названному основанию получает санкцию закона и становится фактом позитивного права. Таким образом, добрая совесть вытесняется из строя позитивных прав и занимает место среди общих предпосылок механизма правового регулирования, в частности тех, которые описывают условия вступления лица в правоотношения - свобода воли, разумность, осмотрительность и т.д. По мнению А.В. Поповой, в англо-саксонском праве общая теория о добросовестности закреплялась на основе старинного торгового права и судебных прецедентов торговых судов.
В настоящее время применение принципа добросовестности - good faith - в английском праве весьма сужено, поскольку суды зачастую не рассматривают добросовестность как обязанность сторон по договору. В этой связи интересно отметить мнение, со-
п 01 Z
во о о
N
U U О о.
d
со
H
и о
X
и п
Е
о
M ф
в
о а
о ф
г s
S о
X
о а
m
S ф
ч:
п
а <
а s х
H
и ф
со
П ei Z
eo о о
N
гласно которому "обязанность добросовестности при проведении переговоров по заключению договора является по самой своей природе несовместимой с противоположенными позициями оппонентов, ведущих переговоры". Исходя из этого, А.В. Попова делает вывод о том, что позиция суда по данному делу отражает тенденцию отказа английских судов от признания общей обязанности добросовестности сторон при заключении и исполнении большинства видов договоров. Однако существует и другое мнение, высказанное В.А. Беловым, который отмечает, что в части требования справедливости заслуживает особого внимания английское договорное право, которым предусматривается в качестве обязательного элемента всякого договора не только соглашение (наличие волеизъявления), но и наличие так называемого "consideration" - встречного удовлетворения или эквивалента.
Помимо прецедентного права существуют специальные нормы, указывающие на применение принципа добросовестности в англо-саксонской системе, в частности, существует закон Англии 1973 г. "О справедливой торговле", закон 1977 г. "О недобросовестных условиях договора". В литературе отмечается также, что кроме доктрины good faith в английском статутном и общем праве закрепилось правило "uberrimae fide" (лат.) или "utmost good faith" (англ.), обозначающее соблюдение принципа наивысшего
доверия, "высшей добросовестности" при заключении и исполнении требований договора и применяемое в основном в договорах страхования.
Таким образом, можно сказать, что понятие принципа добросовестности, основанное на общем обычае, перейдя в нормы национального права, изменялось в зависимости от менталитета, культуры и нравов нации. Каждая правовая система имеет свои особенности в содержании и применении принципа добросовестности, тем не менее, реализуясь в каждой, он выполняет свою главную функцию - обеспечивает надлежащее соблюдение прав и выполнение обязанностей контрагентов и третьих лиц. В связи с этим, все вышеприведенные термины служат для обозначения одного правового явления - принципа добросовестности.
Добросовестность как морально-этическая, нравственная категория важна как для всего общества в целом, так и отдельно для каждого. Следует согласиться с Д.В. Дождевым в том, что взаимоуважение сторон, взаимное признание, которое формализуется в правовой принцип bona fides, обеспечивает социальную значимость отдельной личности как таковой, ведет к осознанию себя и своих интересов. Добросовестность - это огромный гуманистический потенциал одного из центральных принципов правосознания, который демонстрирует социальную ценность самого права.
и и о
(L
d
со
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г S S о
X
о а
т
S ф
ч:
п
а <
х
S X н
и ф
со
Административно-правовое регулирование
отношений в топливно-энергетической сфере
Топливно-энергетический комплекс России играет огромную роль в экономике страны. За годы реформ в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики его роль еще более возросла. В течение прошедшего десятилетия топливно-энергетический комплекс в основном обеспечивал потребности страны в топливе и энергии, сохранив тем самым энергетическую независимость России1. С топливно-энергетическим комплексом напрямую связано благосостояние всех
Е.А. Землячева
соискатель Российской академии государственной службы при Президенте РФ
граждан. Главной целью его развития, -как утверждает Д.Е. Сальнова, - является надежное обеспечение страны топливом и энергией2.
Являясь капиталоемким и высокоинерционным народнохозяйственным комплексом, в процессе экономического развития страны топливно-энергетический комплекс выступает одновременно в двух абсолютно противоположных качествах: как фактор усиления и как фактор сдерживания экономического роста страны.
1 Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 36. Ст. 3531.
2 Сальнова Д.Е. Некоторые вопросы государственного управления топливно-энергетическим комплексом в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы международной научно-практической конференции. - М.: МосУ МВД России, 2003. С. 495-496.