Научная статья на тему 'Неправомерное использование инсайдерской информации: уголовно-правовые аспекты'

Неправомерное использование инсайдерской информации: уголовно-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
658
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW / ИНСАЙДЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / INSIDER INFORMATION / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / FINANCIAL MARKETS / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL LIABILITY / БАНК РОССИИ / BANK OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рузанова К.М.

В статье рассматриваются вопросы динамики действующего законодательства об использовании инсайдерской информации, в особенности вопросы уголовной ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, а также первые установленные факты такого использования на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Misuse of insider information: criminal law aspects

The article examines the issues related to the dynamics of the current legislation on insider information; in particular, the issues of criminal liability for misuse of insider information, as well as the first proven facts of such misuse on the Russian market.

Текст научной работы на тему «Неправомерное использование инсайдерской информации: уголовно-правовые аспекты»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2015. № 4

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

к.М. Рузанова, аспирантка кафедры уголовного права и криминологии

юридического факультета МГУ*

НЕПРАВОМЕРНОЕ использование инсайдерской

информации: уголовно-правовые аспекты

В статье рассматриваются вопросы динамики действующего законодательства об использовании инсайдерской информации, в особенности вопросы уголовной ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, а также первые установленные факты такого использования на российском рынке.

Ключевые слова: уголовное право, инсайдерская информация, финансовые рынки, уголовная ответственность, Банк России.

The article examines the issues related to the dynamics of the current legislation on insider information; in particular, the issues of criminal liability for misuse of insider information, as well as the first proven facts of such misuse on the Russian market.

Keywords: criminal law, insider information, financial markets, criminal liability, Bank of Russia.

Задача по повышению конкурентоспособности финансового рынка России и формированию на его основе самостоятельного финансового центра поставлена на уровне государственной политики1. Так, одним из необходимых условий по ее достижению является создание правовых механизмов, направленных на предотвращение инсайдерской торговли2, в том числе и введение уголовной ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации.

По оценкам специалистов, незаконная торговля инсайдерской информацией увеличивает стоимость капитала для эмитентов ценных

* ks.ruzanova@mail.ru

1 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2008 № 2043-р. «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 3. Ст. 423.

2 Инсайдерская торговля (insider trading) — торговля ценными бумагами частными лицами, имеющими доступ к конфиденциальной информации об эмитенте указанных ценных бумаг. Понятие «инсайдерская торговля» в российском законодательстве отсутствует, и в целях настоящей статьи под ним будут пониматься также случаи неправомерного использования инсайдерской информации.

бумаг, одновременно понижая общий экономический рост и препятствуя справедливому ценообразованию на организованных финансовых рынках. Кроме того, инвесторы, имеющие доступ к инсайдерской информации, получают несправедливое преимущество перед остальными инвесторами, не имеющими такого доступа3.

Запрет на торговлю инсайдерской информацией существует в большинстве правовых систем мира, но условия и эффективность соблюдения такого запрета существенно различаются. Согласно исследованию, проведенному в 2002 г. профессорами университета Индианы У. Бхаттачариа и Х. Даук, из 103 стран, имеющих фондовые рынки, в 87 существует законодательное регулирование торговли инсайдерской информацией, но только в 38 странах законы о защите инсайдерской информации эффективно применяются4.

В области формирования международных стандартов регулирования финансовых рынков ведущей организацией выступает Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO)5. В 1998 г. ею был опубликован документ «Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг», в котором устанавливаются три основные цели регулирования рынка ценных бумаг: 1) защита прав инвесторов; 2) обеспечение справедливости, эффективности и прозрачности рынков; 3) снижение системного риска.

«Защита прав инвесторов» в данном контексте означает, что «инвесторы должны быть защищены от введения в заблуждение, ма-нипулятивных или мошеннических действий, в том числе инсайдерской торговли»6.

Сотрудничество России с IOSCO исключительно важно для пресечения злоупотреблений на финансовом рынке, поскольку дает возможность выявлять и расследовать случаи неправомерного использования инсайдерской информации путем направления запросов фондовым регуляторам7 других стран для получения необходимой для расследования информации. Одним из формальных условий для присоединения к многостороннему меморандуму данной организации является установление административной и уголовной ответ-

3 Bhattacharya U., Daouk H. The World Price of Insider Trading // J. Fin. 2002. № 3. P. 387-398.

4 До 1990 г. соответствующие показатели составляли 34 и 9 (против 87 и 38) (ibid.).

5 Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) была создана в 1983 г. и является международной организацией, которая объединяет национальные органы регулирования рынка ценных бумаг. Основным видом деятельности организации является разработка стандартов регулирования рынка ценных бумаг.

6 P. 4.2.1. The IOSCO Objectives and Principles of Securities Regulation. September 1998: URL: http://www.iosco.org (дата обращения: 30.12.2014).

7 Органы, осуществляющие функции надзора и регулирования рынка ценных бумаг. Таким органом в США является Комиссия по ценным бумагам и биржам (The Securities and Exchange Commission, SEC).

ственности за противоправные деяния, связанные с использованием инсайдерской информации.

Основы законодательства в сфере регулирования ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации8 в России заложены 27 июля 2010 г. Федеральным законом «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ (далее — Закон № 224-ФЗ)9, который направлен на достижение следующих целей: справедливое ценообразование на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенство инвесторов и укрепление доверия инвесторов.

В соответствии с Законом № 224-ФЗ была установлена административная и уголовная ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 15.21 Кодекса об административных правонарушениях РФ10, ст. 185.6 Уголовного кодекса РФ11), а также административная ответственность — за нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (ст. 15.35 КоАП РФ).

Стоит отметить, что до принятия Закона № 224-ФЗ в российском законодательстве уже был закреплен запрет на неправомерное использование служебной информации при совершении сделок с ценными бумагами (ст. 33 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»12). Согласно Закону «О рынке ценных бумаг», служебной информацией признавалась любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение (ст. 31).

В рассматриваемом Законе № 224-ФЗ впервые дается законодательное определение инсайдерской информации как точной и кон-

8 Необходимо отметить, что понятие инсайдерской информации до принятия указанного закона использовалось и ранее, но его содержание оставалось должным образом не раскрытым: Указание ЦБ РФ от 28.10.1998 № 385-У «Об особенностях осуществления Банком России проверок депозитарной деятельности кредитных организаций» // Вестник Банка России. 1998. № 75; Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» (вместе с Кодексом корпоративного поведения от 05.04.2002) // Вестник ФКЦБ России. 2002. № 4; Постановление 18-го арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2009 г. № 18АП-4063/2009 по делу № А07-20018/2008.

9 СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4193.

10 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

11 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

12 СЗ РФ. 1996. № 79. Ст. 1918.

кретной информации, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров (п. 1 ст. 2). Таким образом, законодатель впервые устанавливает важнейший признак инсайдерской информации — способность оказывать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров.

Так, в отличие от сложившегося подхода в зарубежном законодательстве, где традиционно регулирование оборота инсайдерской информации распространяется исключительно на финансовые рынки, в основном на рынок ценных бумаг, российское законодательство расширило сферу применения Закона № 224-ФЗ и на товарный рынок. В данном случае законодатель стремился охватить как можно больше возможных случаев злоупотребления инсайдерской информацией, однако некоторые исследователи отмечают, что возможность инсайдерской торговли на товарном рынке вызывает сомнения13.

Инсайдерская информация может составлять коммерческую, служебную, банковскую тайну и иную охраняемую законом тайну. Перечень сведений ограниченного доступа (виды тайны) составляет внушительный ряд категорий, регламентируемых российским законодательством, и насчитывает около 20 видов.

Следует отметить, что оборот инсайдерской информации, включающей государственную, налоговую и иную тайну, входит в сферу регулирования закона № 224-ФЗ, за исключением норм, регламентирующих специальный порядок использования и защиты такой информации, а также норм об ответственности за нарушение требований конфиденциальности при обороте такой инсайдерской информации. Так, если инсайдерская информация включает коммерческую, налоговую или банковскую тайну, то ответственность за незаконное использование такой информации будет наступать не по ст. 185.6 УК РФ, а по ст. 183 УК РФ «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну». Кроме того, согласно данной статье уголовно наказуемым признается не только незаконное использование данных сведений, а также собирание сведений любым незаконным способом и разглашение сведений без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

В преступлении, предусмотренным ст. 185.6 УК РФ, инсайдерская информация является предметом преступления. В ст. 3 Закона

13 См.: Клепицкий И.А. Инсайдерская информация и уголовный закон // Закон. 2011. № 9.

№ 224-ФЗ приводится закрытый перечень сведений, которые могут относиться к инсайдерской информации. Кроме того, определенные категории инсайдеров обязаны утверждать собственные перечни такой информации в установленном Банком России порядке. Однако по смыслу положений данной статьи, а также определения инсайдерской информации, данного в ст. 2 Закона № 224-ФЗ, в действительности возможно существование информации, обладающей всеми признаками инсайдерской, но не подпадающей под регулирование указанного Закона. Например, если благодаря некому исследованию сейсмической и климатической обстановки в регионе становится известно, что некий Агрохолдинг больше не сможет осуществлять свою деятельность на занимаемой территории, то эти сведения определенно окажут существенное влияние на цены финансовых инструментов, однако в перечень инсайдерской информации входить не будут. В данном случае подход законодателя по созданию исчерпывающего перечня сведений позволяет избежать ответственности лицам, неправомерно использующим информацию, обладающую признаками инсайдерской, но не включенной в перечень, обозначенный в Законе № 224-ФЗ.

Согласно ст. 185.6 УК РФ, уголовная ответственность предусмотрена за умышленное использование инсайдерской информации: 1) для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которой относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица; 2) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров; 3) путем ее неправомерной передачи другому лицу.

Необходимо отметить, что умышленное использование инсайдерской информации путем ее неправомерной передачи другому лицу, по мнению законодателя, обладает повышенной общественной опасностью, в связи с этим категория преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 185.6 УК РФ, изменена по сравнению с преступлением, предусмотренным ч. 1 ст. 185.6 УК РФ, со средней тяжести на тяжкую с увеличением максимального срока лишения свободы с 4 до 6 лет.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, извлечение дохода в крупном размере или избежание убытков в крупном размере. Крупный размер, согласно примечанию к ст. 185. 6 УК РФ, составляет два с половиной миллиона рублей. Так, если размер ущерба, дохода или убытков не превышает указанную сумму, то ответственность за данное деяние будет наступать по ст. 15.21 КоАП РФ.

По вопросу определения субъекта в преступлении, предусмотренном ст. 185.6 УК РФ, в литературе не сложилось однозначного подхода. По мнению некоторых исследователей, в данном преступлении имеет место специальный субъект — лицо, признаваемое ин-сайдером14.

В ст. 4 Закона № 224-ФЗ приводится закрытый перечень лиц, относящихся к инсайдерам. По смыслу данной нормы следует, что если лицо не считается инсайдером, то любые действия, совершаемые им на основании инсайдерской информации, не будут регулироваться нормами указанного Закона. Так, если лицо случайно узнало от близкого родственника о предстоящем поглощении одной компании другой и совершило операции с финансовыми инструментами этой компании, то эти действия не будут являться неправомерным использованием инсайдерской информации.

Однако в ст. 7 Закона № 224-ФЗ установлено, что любое лицо несет ответственность в соответствии с законодательством РФ в случае неправомерного использования инсайдерской информации. Таким образом, субъект признается общим15, как всякое вменяемое физическое лицо, достигшее 16 летнего возраста.

Субъективная сторона в силу прямого указания закона будет характеризоваться умышленной формой вины. В случае, если указанные в ст. 185.6 УК РФ действия сопряжены с причинением крупного ущерба, умысел может быть как прямым, так и косвенным. Если действия по неправомерному использованию инсайдерской информации связаны с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, умысел может быть только прямым.

Также стоит отметить, что в Законе № 224-ФЗ установлено, что если лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, не знало или не должно было знать, что такая информация является инсайдерской, то оно не подлежит уголовной ответственности по ст. 185.6 УК РФ (п. 2 ст. 7). В этом случае будет иметь место фактическая ошибка относительно гражданско-правовой противоправности деяния, что влечет отсутствие состава преступления вследствие отсутствия умысла в его совершении16. Так, если лицо совершает операции на основе инсайдерской информации и получает доход в

14 За некоторым ограничением в виду невозможности наступления уголовной ответственности юридических лиц (см.: Грачева Ю.В., Есаков Г.А., Князькина А.К. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2011).

15 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред.

B.М. Лебедев. М., 2012.

16 Есаков Г.А. Вина в преступлениях в сфере экономической деятельности (о некоторых проблемах) // Преступления в сфере экономики: российский и европейский опыт: Материалы III совместного российско-германского круглого стола. М., 2012.

C. 53-63.

указанном размере, добросовестно полагая, что данная информация инсайдерской не является, оно не будет привлечено к уголовной ответственности за отсутствием вины в составе преступления.

На момент принятия Федерального закона 2010 г. полномочия по обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации осуществляла Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). В июле 2013 г. на основании Указа Президента РФ17 ФСФР была упразднена и полномочия по контролю соблюдения требований законодательства в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации были переданы Центральному Банку РФ, а именно: Службе Банка России по финансовым рын-кам18. Спустя менее чем полгода, 29 ноября 2013 г. Совет директоров Банка России принял решение об упразднении Службы Банка с созданием 9 новых структурных подразделений, отвечающих за развитие и функционирование финансовых рынков. Функции по выявлению случаев инсайдерской торговли и манипулирования рынком России, а также обеспечению контроля в данной сфере с 3 марта 2014 г. осуществляет Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке, начальником которого назначен В.В. Лях19.

В соответствии с Федеральным законом 2010 г. Банк России принимает нормативные акты по вопросам противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации, а именно: определяет перечень инсайдерской информации20, порядок и сроки

17 Указ Президента РФ от 25.07.2013 г. № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 30 (ч.2). Ст. 4086.

18 Федеральный закон от 23.07.13 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» был дополнен в статье 4 пунктом 18.3: «Банк России осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком».

19 URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 30.12.2014).

20 Указание Банка России от 11.09.2014 № 3379-У «О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1—4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Вестник Банка России. 2014. № 98; Указание Банка России от 31.10.2011 № 2723-У «Об инсайдерской информации Банка России» // Вестник Банка России. 2011. № 72; Приказ ФСФР России от 18.06.2013 № 13-51/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их вклю-

раскрытия инсайдерской информации21 и разрабатывает методологические рекомендации по применению указанного Закона22. К настоящему времени указанными структурными подразделениями выявлено два случая неправомерного использования инсайдерской информации23.

Стоит отметить, что в России по объективным причинам отсутствует достаточный опыт выявления и расследования подобных злоупотреблений на финансовом рынке. Но уже сейчас можно сказать на основании анализа норм законодательства и сложившейся судебной практики24, что механизм привлечения лиц к административной и уголовной ответственности в должной степени не работает, а одним из необходимых условий для оперативного выявления и расследования случаев неправомерного использования инсайдерской инфор-

чении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о порядке передачи списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления инсайдерами уведомлений о совершаемых ими операциях» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. № 38.

21 Приказ ФСФР России от 28.02.2012 № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 29.

22 Приказ ФСФР России от 28.06.2012 N 12-49/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету размера дохода или суммы убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации, а также размера возмещения убытков, причиненных в результате неправомерного использования инсайдерской информации» // Вестник ФСФР России. 2012. № 8.

23 Так, в конце сентября 2011 г. ряд лиц, имевших непосредственное отношение к сделке о покупке контрольного пакета «Калины» компанией Unilever в лице ООО «Юнилевер Русь», неправомерно воспользовались имеющейся в их распоряжении инсайдерской информацией и приобрели акции «Калины». В феврале 2012 г. был установлен факт неправомерного использования инсайдерской информации открытого акционерного общества «Открытые инвестиции» (ОАО «ОПИН») и ONEXIM HOLDINGS LIMITED.

24 В связи с проведением камеральной проверки в отношении возможного неправомерного использования инсайдерской информации ОАО «Проектные инвестиции» ФСФР направило предписание ОАО «МТС» о предоставлении необходимых документов. После отказа в предоставлении информации об идентификационных номерах абонентских устройств (IMEI) ОАО «МТС» было привлечено к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ. Однако по постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 № 09АП-28908/2013 и постановлению ФАС Московского округа от 12.03.2014 № Ф05-1622/14 по делу № А40-56142/13-130-551 постановление ФСФР о привлечении ОАО «МТС» было признано незаконным и отменено ввиду незаконности требований ФСФР о предоставлении сведений, составляющих тайну телефонных переговоров. Данные сведения могут быть получены только на основании судебного решения в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

мации является эффективное взаимодействие правоохранительных органов и структурных подразделений Банка России. Таким образом, необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства в этой области.

Список литературы

1. Грачева Ю.В., Есаков Г.А., Князькина А.К. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2011.

2. Есаков Г.А. Вина в преступлениях в сфере экономической деятельности (о некоторых проблемах) // Преступления в сфере экономики: российский и европейский опыт: Материалы III совместного российско-германского круглого стола. М., 2012.

3. Клепицкий И.А. Инсайдерская информация и уголовный закон // Закон. 2011. № 9.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2012.

5. Bhattacharya U., DaoukH. The World Price of Insider Trading // J. Fin. 2002.

№ 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.