Научная статья на тему 'PREVENTION OF CONFLICT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS'

PREVENTION OF CONFLICT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
conflict behavior / conflict / crisis / teenager / prevention / conflictological competence / конфликтное поведение / конфликт / кризис / подросток / профилактика / конфликтологическая компетенция

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Х Э. Мамалова, А Б. Курбанова, Э А. Кимпаева

This study provides a definition of the term “conflict”. The following types of conflicts have been identified: intrapersonal; interpersonal; intragroup and intergroup. The causes of a conflict situation may be: objective, subjective and socio-psychological. A conflict occurs in stages and includes the following stages: pre-conflict situation; incident; conflict development; conflict culmination; conflict resolution and completion. The article reveals the age-related characteristics of adolescence. The adolescent crisis of 13-14 years is one of the most difficult. Signs of the onset of this period are: emotional instability, conflict in relationships, irascibility, mood swings and aggression. It is concluded that effective methods of preventing conflict behavior in adolescence may be: role-playing game; round table method; debate method. The article concludes that various methods can be used to prevent conflict behavior in adolescents, such as teaching effective communication skills, conducting trainings on conflict resolution, creating conditions for cooperation and interaction between children, as well as forming a positive attitude towards other people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В рамках данного исследования дано определение понятию «конфликт». Выявлены следующие виды конфликтов: внутриличностный; межличностный; внутригрупповой и межгрупповой. Причинами возникновения конфликтной ситуации могут быть объективные, субъективные и социально-психологические. Конфликт проходит поэтапно и включает следующие стадии: предконфликтная ситуация; инцидент; развитие конфликта; кульминация конфликта; разрешение и завершение конфликта. В статье раскрыты возрастные особенности подросткового возраста. Подростковый кризис 13–14 лет является одним из сложных. Признаками наступления данного периода являются эмоциональная неуравновешенность, конфликтность в отношениях, вспыльчивость, перепады настроения и агрессия. Сделан вывод о том, что эффективными методами профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте могут быть ролевая игра; метод круглого стола; метод дебатов.

Текст научной работы на тему «PREVENTION OF CONFLICT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS»

3. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья. Москва: ГЭОТ АРМедиа, 2013.

4. Ковалева Т.В. Биоэтика. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2015.

5. Кюрегина А.В. Предпосылки возникновения отечественного биоэтического образования в конце ХХ века. Педагогический журнал. 2022; Т. 12, № 3-1: 57-64. References

1. Magomedova A.N., Hazova S.A. Bio'eticheskaya kul'tura: struktura, suschnost', opyt formirovaniya u studentov rossijskih vuzov. Cheboksary: Sreda, 2024.

2. Bajhanov I.B. Metodologicheskie podhody k issledovaniyu osobennostej formirovaniya i razvitiya politicheskoj i 'elektoral'noj kul'tury uchitelej. Prepodavatel'XXI vek 2022; № 4-1: 22-37.

3. Hrustalev Yu.M. Bio'etika. Filosofiya sohraneniya zhizni i sberezheniya zdorov'ya. Moskva: G'EOT ARMedia, 2013.

4. Kovaleva T.V. Bio'etika. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet, 2015.

5. Kyuregina A.V. Predposylki vozniknoveniya otechestvennogo bio'eticheskogo obrazovaniya v konce ХХ veka. Pedagogicheskij zhurnal. 2022; T. 12, № 3-1: 57-64.

Статья поступила в редакцию 25.09.24

УДК 371

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

Kurbanova A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Kimpaeva E.A., senior lecturer of the Department of Psychology, Dagestan State Pedagogical University named after. R. Gamzatova, Makhachkala, E-mail: [email protected]

PREVENTION OF CONFLICT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS. This study provides a definition of the term "conflict". The following types of conflicts have been identified: intrapersonal; interpersonal; intragroup and intergroup. The causes of a conflict situation may be: objective, subjective and socio-psychological. A conflict occurs in stages and includes the following stages: pre-conflict situation; incident; conflict development; conflict culmination; conflict resolution and completion. The article reveals the age-related characteristics of adolescence. The adolescent crisis of 13-14 years is one of the most difficult. Signs of the onset of this period are: emotional instability, conflict in relationships, irascibility, mood swings and aggression. It is concluded that effective methods of preventing conflict behavior in adolescence may be: role-playing game; round table method; debate method. The article concludes that various methods can be used to prevent conflict behavior in adolescents, such as teaching effective communication skills, conducting trainings on conflict resolution, creating conditions for cooperation and interaction between children, as well as forming a positive attitude towards other people.

Key words: conflict behavior, conflict, crisis, teenager, prevention, conflictological competence

Х.Э. Мамалоеа. канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: [email protected]

А.Б. Курбанова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

Э.А. Кимпаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В рамках данного исследования дано определение понятию «конфликт». Выявлены следующие виды конфликтов: внутриличностный; межличностный; внутригрупповой и межгрупповой. Причинами возникновения конфликтной ситуации могут быть объективные, субъективные и социально-психологические. Конфликт проходит поэтапно и включает следующие стадии: предконфликтная ситуация; инцидент; развитие конфликта; кульминация конфликта; разрешение и завершение конфликта. В статье раскрыты возрастные особенности подросткового возраста. Подростковый кризис 13-14 лет является одним из сложных. Признаками наступления данного периода являются эмоциональная неуравновешенность, конфликтность в отношениях, вспыльчивость, перепады настроения и агрессия. Сделан вывод о том, что эффективными методами профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте могут быть ролевая игра; метод круглого стола; метод дебатов.

Ключевые слова: конфликтное поведение, конфликт, кризис, подросток, профилактика, конфликтологическая компетенция

Актуальность данной проблематики состоит в том, что в современном мире подростки испытывают психологическое давление и много физиологических и информационных нагрузок. Им характерны возрастные черты: возбудимость, неуравновешенность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам. Поэтому необходимы организационные и целенаправленные психолого-педагогические мероприятия по профилактике конфликтного поведения в подростковом возрасте, так как умение контролировать себя и регулировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях является важным показателем личностной зрелости и пригодится в жизни.

Цель данной статьи состоит в выявлении способов и методов профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Основные задачи статьи видятся в следующем: сформулировать определение понятия «конфликт»; выявить возрастные особенности подростков; раскрыть способы и методы профилактики конфликтов в подростковом возрасте.

Основным методом, используемым в данном исследовании, является анализ научной и психолого-педагогической литературы.

Научная новизна статьи состоит в выявлении способов и методов профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Теоретическая значимость статьи состоит в определении понятия «конфликт»; выявлении видов конфликтов и причин возникновения конфликтных ситуаций в подростковом возрасте, раскрытии эффективных методов профилактики конфликтов.

Практическая значимость состоит в выявлении эффективных методов профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте (ролевая игра; метод круглого стола; метод дебатов).

Среди специалистов нет единого трактования понятия «конфликт». Данный термин является международным и звучит на многих языках почти одинаково.

Конфликт - это столкновение двух и более сторон, которое возникает из-за различий интересов, ценностей, точек зрения и потребностей. Возникновение

конфликтов может происходить на разных уровнях: личном - между людьми, групповом - между организациями, фирмами и даже государствами [1].

Конфликты - это неотъемлемая часть человеческой жизни и международных отношений. Они могут возникать по различным причинам, таких как разногласия в интересах, ценностях, территориальные споры, религиозные или этнические разногласия. Однако если не предотвращать конфликты заранее, они могут привести к серьезным последствиям, таким как снижение успеваемости, ухудшение отношений с учителями и одноклассниками, а иногда и к травмам. Конфликт может быть внутренним и внешним. Среди них можно выделить: вну-триличностный; межличностный; внутригрупповой, когда имеются противоречия между членами группы; межгрупповой конфликт (внешний). В.П Каменская классифицирует конфликты исходя из определения участников конфликта:

1. Межличностный конфликт - возникает, когда у двух людей несовместимые потребности, цели или подходы в их отношениях.

2. Ролевой конфликт - включает в себя подлинные различия в определениях ролей, ожиданиях или обязанностях между взаимозависимыми индивидами в социальной системе.

3. Межгрупповой конфликт - возникает между группами людей, такими как этнические или расовые группы, отделы или уровни принятия решений в одной организации, а также профсоюзы и руководство.

4. Многосторонний конфликт - возникает в обществах, когда различные группы интересов и организации имеют разные приоритеты в отношении управления ресурсами и разработки политики и т. д. [2]

Наличие множества подходов позволило с разнообразных направлений подойти к пониманию причин, приводящих к возникновению конфликтов.

Объективные причины возникновения конфликтной ситуации, как правило, обусловливаются межличностными причинами, среди которых выделяются: интересы, мнения и социальные установки. Объективные факторы, по мнению Н.В. Пришиной, являются факторами, вызывающими ситуацию,

которая приводит к конфликту: «объективный компонент предконфликтной ситуации» [3].

В качестве субъективных причин, вызывающих возникновение конфликта, являются личностные особенности его участников, которые обусловливают «выбор именно конфликтного, а не иных путей решения объективных разногласий. Человек не старается совместно с соперником решить возникшее противоречие и уклониться от конфликта, не идет на уступки, а избирает стратегию противоборства. Личностные причины конфликта связаны с наличием в любом конфликте личностных элементов». Среди них основными можно назвать неадекватность оценки ситуации, ценностные ориентации, поведенческие установки и др.

Социально-психологические причины, приводящие к конфликтам, кроятся в межличностных отношениях людей, относящихся к социальным группам.

Анализ научной литературы в сфере современной конфликтологии позволил выделить ряд важнейших характеристик конфликтов.

1. Конфликт является процессом и протекает последовательно. Любая конфликтная ситуация начинает активно развиваться вследствие того, что одна из сторон конфликта рассматривает своего оппонента как объект, противостоящий или негативно действующий на его личные цели и мотивы. Заканчивается конфликт на одном из таких этапов взаимодействия, как соперничество, совместная деятельность, дискредитация, уклонение.

2. Восприятие конфликтующих сторон является крайне негативным, они находятся в оппозиции.

3. Конфликт является неизбежным процессом. Однако любой тип конфликта вполне возможно предупредить, свести к минимуму, перенаправить либо урегулировать.

3. Конфликт включает в себя взаимозависимость, а также взаимодействие конфликтующих сторон.

4. Конфликт не может быть однообразным и проявляется в различных вариациях в зависимости от уровня глубины и совокупности всех имеющихся возможностей оппонентов [4].

Рассмотрим стадии конфликта, которые протекают поэтапно:

1. Предконфликтная ситуация: появление и формирование негативных отношений между субъектами конфликтного взаимодействия, что, в свою очередь, является предпосылкой противостояния.

2. Инцидент: осмысление возникшего разногласия участниками конфликтной ситуации, что порождает существенный эмоциональный отклик. На данном этапе вероятно появление агрессивного поведения, критических высказываний.

3. Развитие конфликта: конфликтующие стороны совершают активные действия с целью причинения вреда оппоненту, открыто демонстрируют личную точку зрения, выдвигают условия. Однако

4. при этом субъекты конфликта могут не понимать цели и предмета возникшего конфликта.

5. Кульминация конфликта: конфликт достигает наибольшего напряжения, противодействующие стороны осознают, что его продолжение неприемлемо. На данном этапе конфликтующие стороны приходят к осмыслению необходимости уменьшить интенсивность противоборства, поиску способов регуляции конфликта.

6. Разрешение и завершение конфликта - выход из конфликтной ситуации.

Конфликты являются естественной частью взаимодействия с подростками, важно научиться строить здоровые отношения на основе уважения, понимания и поддержки. Подростковый возраст является достаточно сложным и общение с взрослыми, а особенно с учителем или наставником является важным фактором.

Прежде чем приступить к выявлению способов и методов профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте, необходимо изучить возрастные особенности данного периода.

Подростковый возраст охватывает период с 10-12 лет до 15-17 лет.

Согласно исследованиям отечественных специалистов, среди которых Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие, переход от одной возрастной стадии к другой сопровождается кризисом. Проживание кризиса этого возрастного периода нередко включает в себя перестройку личности, в которую также входит изменение уже устоявшихся ценностных ориентаций и мировоззренческих видений.

Подростковый возраст - это период жизни, когда происходит множество физиологических, психологических и социальных изменений, таких как: идентификация личности, эмоциональная нестабильность, поиск автономии, развитие моральных принципов, стремление к социальной принадлежности, развитие интеллекта и др.

Эти психологические особенности подросткового возраста могут сказываться на поведении и отношениях подростков с окружающими, что может привести к таким последствиям, как эмоциональные проблемы (частые смены настроения, депрессия, тревожность, агрессия); проблемы с самооценкой, социальной адаптацией и отношениями с окружающими; употребление наркотиков, алкоголя, сексуальные эксперименты, опасные виды спорта; конфликты в отношениях с родителями, учителями, сверстниками из-за стремления к автономии, поиска своего места в обществе и различий в ценностях и взглядах; проблемы в социальной адаптации.

В своих работах по изучению подросткового периода Л.С. Выготский [5] обращал особое внимание на интересы подростков, он считал, что все изменения в структуре личности происходят закономерно и даже в некой своеобразной си-

стеме, которую настраивает сам подросток, исходя из склонностей и собственной индивидуальности.

Еще одной немаловажной точки зрения придерживалась Л.И. Божович [6], она полагала, что все отношения подростка к себе и внешнему миру видоизменяются и строятся абсолютно новые, а также происходит усовершенствование процесса самопознания, что в конечном итоге приводит подростка к появлению собственной взрослой жизненной позиции.

Л.И. Божович также обращала внимание на то, что у подростков на данном возрастном этапе формируются особые потребности, которые нередко не совпадают с их возможностями, именно поэтому и возникает кризис.

Немаловажно в этом возрасте и присвоение некоего нравственного развития. Усвоение неких моральных установок осуществляется в ходе взаимодействия, но иногда подросток бывает излишне зациклен на своих внутренних переживаниях. Это ведет к тому, что, усваивая определенный образец моральных устоев, он не всегда может определить их реальный смысл.

Стоит также отметить, что в этом возрастном периоде формируется еще один немаловажный конструкт - мировоззрение, которое включает в себя некую систему убеждений и основные ценности для подростка. Именно на этапе становления этого конструкта и создается собственная система стремлений подростка, которая помогает ему дать оценку ситуации, исходя из своей нравственной позиции.

Финальным итогом формирования мировоззрения является понимание подростком своего места в жизни и обществе.

Исходя из периодизации, установленной Д.Б. Элькониным, учебная деятельность к подростковому возрасту переводит акцент подростка на самого себя, на изучение собственной личности и ответа на вопрос «кто Я?». Иначе говоря, ведущей деятельностью этого этапа становится интимно-личностное общение со сверстниками. Также он определил основные черты подросткового кризиса: непростые взаимоотношения с взрослыми, выбор друзей и личный дневник [7].

Именно эти симптомы наиболее полно отражают интерес подростка к собственной персоне и помогают ему в себе разобраться, ведь на этом этапе подросток оказывается между позицией ребенка и взрослого, что нередко приводит к конфликтным ситуациям.

Э. Эриксон ставил возрастные рамки подросткового возраста между 12 и 19 годами. Это как некий период между рядом правил, которые были переняты в детстве, и перечнем обязанностей, которые возлагаются взрослыми. Эриксон был убежден, что одной из основных задач данного возраста является принятие новых социальных ролей и поиск собственной идентичности. Подросток жаждет стать нужным этому взрослому миру и начинает размышлять о карьере. Однако для обретения собственной идентичности некоторым подросткам необходимо проработать некие кризисные моменты прошлых стадий. Э. Эриксон считает, что для этого возрастного этапа крайне важно идентифицировать себя даже с маргинальными звеньями общества, чем не обрести своего «Я» вообще [8].

Важно помнить, что психологические особенности подросткового возраста являются естественным процессом развития и могут быть успешно преодолены при наличии поддержки со стороны родителей, учителей, специалистов и социальной среды.

Избежать последствий психологических особенностей подросткового возраста можно путем принятия ряда мер и стратегий, направленных на поддержку и содействие подросткам в их развитии. Вот некоторые из них:

1. Содействие эмоциональному благополучию: важно обеспечить подросткам понимание и поддержку в их эмоциональных переживаниях. Поддерживайте открытый диалог, проявляйте эмпатию, уважение и понимание к их чувствам.

2. Обучение навыкам регуляции эмоций: помогите подросткам развивать навыки управления своими эмоциями, например, через дыхательные упражнения, медитацию, физическую активность или творческую деятельность.

3. Поддержка здорового образа жизни: поощряйте здоровые привычки, такие как здоровое питание, регулярная физическая активность, достаточный сон и избегание вредных привычек.

4. Развитие навыков самоуправления: помогите подросткам развивать навыки планирования, организации и саморегуляции, чтобы помочь им справляться с повседневными задачами и стрессом.

5. Поддержка социальной адаптации: поддерживайте подростков в построении здоровых отношений с окружающими, обучайте навыкам коммуникации, конфликтного разрешения и сотрудничества.

6. Обращение за профессиональной помощью: если у подростка возникают серьезные психологические проблемы, не стесняйтесь обращаться за помощью к психологу, психотерапевту или другому специалисту.

С целью профилактики конфликтного поведения среди подростков необходимо повышать их конфликтологическую компетентность. Конфликтологические компетенции являются частью коммуникативной компетентности и эмоционального интеллекта. Так, построение качественных отношений предполагает сформированную способность эффективно общаться, разрешать конфликты и сотрудничать с другими. К ним относятся навыки эмоционального интеллекта, такие как активное слушание, эмоциональная грамотность и способность воспринимать и выражать эмоции.

Коммуникативная компетентность позволяет обеспечить социальные полномочия и учитывать позиции и мнения других людей, товарищей по общению

или совместной деятельности. Это выражается в способности слышать, слушать и понимать речь; участие в групповом обсуждении; планирование мероприятий. Необходимо уметь договариваться с партнером, честно распределять роли между людьми; правильно выражаться; помогать и сопереживать.

Способности и личностные качества, необходимые для формирования конфликтологических компетенций, формируются в результате множества факторов: воспитания, среды, обучения, эмоциональная устойчивость, эмоциональный и социальный интеллект, опыт в решение конфликтов, агрессивность и т. д. Конфликтологические компетенции являются частью коммуникативной компетентности и эмоционального интеллекта.

У некоторых подростков кризис проходит без особых трудностей в коммуникации с окружающими. Они могут даже не заметить такой жизненный этап. Однако другие подростки сталкиваются с большими проблемами в учебе, испытывают трудности в общении.

Существуют различные стратегии конфликтного поведения, которые в той или иной ситуации используют подростки. По классификациям К. Томаса и Р. Килманна, выделяют пять типов стратегий: компромисс, сотрудничество, соперничество, избегание и приспособление («Модель Томаса-Килманна»). Каждая стратегия имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от ситуации и цели, которую необходимо достичь. У. Фишер, У. Мастенбрук и др. исследовали четыре стратегии для решения конфликта: выигрыш-проигрыш, проигрыш-выигрыш, проигрыш-проигрыш, выигрыш-выигрыш. Какую стратегию выбрать - зависит от индивидуальных особенностей участников и их информационной модели конфликта. «Модель Томаса-Килманна» может помочь отразить выбор стратегии. Каждый человек хочет достичь своих целей. Интересы разных сторон могут столкнуться и привести к конфликту. Главное - найти выход, учитывая интересы всех.

Характеристика стратегий согласно «Модели Томаса-Килманна»:

1. Соперничество как стратегия конфликта подразумевает поведение, направленное на достижение своей цели в условиях конфликта, используя при этом собственные ресурсы, знания и опыт. В такой стратегии существует острая конкуренция между сторонами, каждая из которых стремится добиться победы. При этом они могут использовать различные методы, такие как агрессивное поведение, манипуляция, обман, воздействие на чувства и эмоции оппонента. Такая стратегия может быть эффективна в случае, когда конкуренция неизбежна, и победа в конфликте является приоритетной для обеих сторон. Однако использование такой стратегии может привести к углублению конфликта, повышению напряженности и разрушению отношений между сторонами. Поэтому важно учитывать контекст конфликта и выбирать стратегию, которая будет наиболее эффективной в данном случае, принимая во внимание интересы всех сторон.

2. Сотрудничество. Стиль сотрудничества характеризуется высокой степенью удовлетворения собственных интересов и высокой степенью удовлетворения интересов других. Человек, который использует этот стиль, стремится найти решение, которое будет удовлетворять всем сторонам конфликта. Он может быть открытым, доброжелательным, толерантным и готовым к компромиссу. Для сотрудничества используются диалог, переговоры, медиация. Они позволяют обменяться информацией, понять точку зрения других, выявить общие интересы и цели, а также сгенерировать альтернативные варианты решения.

3. Приспособление. Данная стратегия поведения в процессе конфликтной ситуации абсолютна противоположна первой. Ее признаками являются жертвенность, преобладающее значение играют чужие цели и потребности, при этом происходит пренебрежение личными интересами и задачами. К выбору подобного стиля поведения можно прибегать, находясь в конфликтной ситуации, когда «силы неравны», и один из оппонентов является весьма «сильнее».

4. Компромисс. Стратегия характеризуется поверхностным стилем поведения, который не вызывает столкновение интересов. Компромисс можно охарактеризовать как некое согласие, которое понемногу удовлетворяет интересы каждой стороны конфликта. Применение данной стратегии будет успешным в том случае, если происходит взаимодействие с теми людьми, чье дружеское доброжелательное отношение будет превыше всего.

5. Уклонение (избегание). Данная стратегия поведения личности характеризуется отступлением и уклонением от конфликтного взаимодействия. Выбор подобной стратегии будет эффективным, когда конфликтная ситуация является не очень серьезной и значительной либо, когда следует подождать какой-то промежуток времени для принятия верного решения.

Таким образом, каждая стратегия конфликта имеет свои преимущества и недостатки и может быть эффективной в зависимости от конкретной ситуации. Выбор стратегии конфликта зависит от многих факторов, таких как личность участников, характер конфликта, его причины и особенности ситуации. Чтобы успешно решать конфликты, подросткам необходимо уметь контролировать свои эмоции, не уходить в агрессию и не стараться переступить определенные границы.

Избежать конфликтных ситуаций с подростками можно, следуя нескольким простым рекомендациям:

1. Слушайте и проявляйте уважение: поддерживайте открытый диалог с подростком, слушайте его мнение, проявляйте уважение к его точке зрения, чувствам и потребностям.

2. Будьте эмпатичными: попытайтесь поставить себя на место подростка, понять его эмоции и переживания, проявляйте эмпатию и сочувствие.

3. Устанавливайте границы и правила: важно устанавливать четкие границы и правила поведения, объяснять их необходимость и последствия нарушения.

4. Не критикуйте и не осуждайте: избегайте критики и осуждения подростка, вместо этого обсуждайте с ним ситуацию конструктивно и помогайте найти решение.

5. Поддерживайте самостоятельность: поощряйте подростка к самостоятельности и принятию ответственности за свои действия, помогайте ему развивать навыки самоуправления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Решайте конфликты спокойно: в случае возникновения конфликтной ситуации сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь на эмоции, стремитесь к поиску компромисса и взаимопонимания.

7. Общайтесь открыто: поддерживайте открытость в общении с подростком, стимулируйте его делиться своими мыслями, чувствами и проблемами.

8. Ищите совместные занятия: проводите время вместе с подростком, участвуйте в его увлечениях, интересах и хобби, таким образом вы сможете укрепить взаимоотношения и избежать конфликтов.

Можно выделить следующие виды деятельности для профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте:

1. Организация и проведение групповых занятий, мероприятий на принципах реализации сотрудничества.

Для работы в парах сначала применяется простейший материал, предпочтителен уже пройденный и усвоенный. Сначала следует работать в парах постоянного состава, в которых подростки обычно сидят на уроках и с одноклассниками, с которыми они привыкли работать в паре. Потом состав пар можно менять, когда один школьник может заменить одноклассника в сформированной паре. Работу можно проводить и в сменных по составу парах, если подростки уже привыкли к бесконфликтной работе в парах. Групповые занятия обеспечивают новизну в процессе работы, они направлены на развитие социально значимых отношений между учителем и группой учеников, а также между учениками. Построение работы базируется на основе группового сотрудничества, необходима организация разных видов групповой работы, тренингов, направленных на изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, а также на моделирование и проигрывание различных ситуаций для нахождения оптимальной модели поведения.

2. Вовлечение подростков в совместную поисковую деятельность. В подростковом возрасте детям свойственно настаивать на своем, независимо от того, насколько их предложения эффективны и способствуют групповому решению задач. Это приводит к обидам, снижению мотивации остальных участников группы и неспособности коллективно выполнять задания, поэтому педагогу-психологу необходимо посредством подбора специальных заданий учить детей эффективной коммуникации, важнейшей частью которой является умение слушать и понимать всех участников группы, обсуждать совместно идеи друг друга и вырабатывать общую позицию, учитывающую предложения всех участников групп.

Работа психолога на занятиях с подростками может включать следующие методы: обучение навыкам эффективного общения; создание условий для сотрудничества и взаимодействия между детьми; проведение тренингов по разрешению конфликтов; формирование позитивного отношения к другим людям. Все эти методы помогают эффективно организовать профилактику конфликтного поведения в подростковом возрасте, развивать навыки социальной адаптации, укреплять эмоциональную устойчивость и повышать уровень самооценки. В качестве методов профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте можно эффективно применять:

- ролевые игры. Подростки, выступая в той или иной роли, могут прочувствовать и понять переживания человека, понять, почему в настоящей жизни герой, роль которого играет ребенок, ведет себя тем или иным образом. Через восприятие персонажа ребенок получает очень важные умения коммуникации, такие как умение выслушать и понять собеседника. Развивается и умение использовать невербальные средства общения: жесты, мимику;

- метод круглого стола направлен на развитие у подростков умения принимать групповые решения какой-либо заданной проблемы. Данный метод заключается в постановке проблемы, которую необходимо решить всем коллективом одним оптимальным способом. Каждый школьник во время проведения круглого стола имеет право делиться своим мнением по поводу данной на рассмотрение проблемы, доказать, почему тот или другой способ решения подходит именно для данной ситуации;

- метод дебатов. Учащиеся не просто спорят по какому-либо вопросу -они учатся аргументированно доказывать свое мнение за ограниченный промежуток времени, используя фактические данные и оперируя реальными примерами из жизни в качестве примера к своей логической цепочке доказательства.

Таким образом, формирование конфликтологических компетенций у подростков происходит, как правило, в процессе коллективной деятельности, когда они общаются друг с другом. Поэтому роль профилактики конфликтов обусловлена несколькими факторами. Подростки активно формируют свою личность и учатся взаимодействовать с окружающими людьми. В этот период они еще не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы эффективно разрешать конфликты.

Конфликты могут негативно влиять на эмоциональное состояние подростков, их самооценку и поведение в школе. Профилактика конфликтов способствует развитию навыков коммуникации, что является важным аспектом их личност-

ного развития. Для профилактики конфликтного поведения подростков можно использовать различные методы, такие как обучение навыкам эффективного общения, проведение тренингов по разрешению конфликтов, создание условий для сотрудничества и взаимодействия между детьми, а также формирование по-

Библиографический список

зитивного отношения к другим людям. Деятельность психолога осуществляется посредством разработки и внедрения совокупности мероприятий, направленных на профилактику конфликтных ситуаций и купирование главных причин и условий, которые приводят к их возникновению.

1. Хаджиева О.В., Мишанина В.И. Проблема конфликтов в подростковой среде. Современные наукоемкие технологии. 2013; № 7-2: 176.

2. Дорофеева С.Г Развитие эмоционального интеллекта у подростков. Общество. 2021; № 3 (11): 58-60.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. Санкт-Петербург, 2018.

4. Калинин А.А. Образование в структуре социализации: социальнофилологический анализ. Автореферат диссертации... кандидата филологических наук. Мытищи, 2018.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Смысл; 2023.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва: Просвещение; 2018.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика; 2019.

8. Эльканова П.А. Педагогическое сопровождение социализации подростка: на примере Заполярья. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва; 2020. References

1. Hadzhieva O.V., Mishanina V.I. Problema konfliktov v podrostkovoj srede. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2013; № 7-2: 176.

2. Dorofeeva S.G. Razvitie 'emocional'nogo intellekta u podrostkov. Obschestvo. 2021; № 3 (11): 58-60.

3. Grishina N.V. Psihologiya konflikta. Sankt-Peterburg, 2018.

4. Kalinin A.A. Obrazovanie v strukture socializacii: social'nofilologicheskij analiz. Avtoreferat dissertacii... kandidata filologicheskih nauk. Mytischi, 2018.

5. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl; 2023.

6. Bozhovich L.I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste. Moskva: Prosveschenie; 2018.

7. 'El'konin D.B. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Pedagogika; 2019.

8. 'El'kanova P.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie socializaciipodrostka: na primere Zapolyar'ya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva; 2020.

Статья поступила редакцию 26.09.24

УДК 378

Mirzoeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of English, Diplomatic Academy of the Russia Foreign Affairs Ministry (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

FEATURES OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN TEACHING GRADUATE STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE. The article highlights the use of information technology in the course of learning a foreign language at the postgraduate stage. The author reveals the modern society's most characteristic feature, including the higher and postgraduate education system. Based on their analysis, the main features of the educational process carried out in modern graduate school are determined. With the help of the specialized literature and the author's own pedagogical experience involvement, the role and place of teaching a foreign language in its implementation course are investigated. Special attention is also paid to the content of the term "information technology", taking into account the relevant activities specifics. The article also analyzes the main categories of ICT used in the foreign language study at the postgraduate level. The using digital learning tools related to each of them in modern conditions peculiarities are being clarified.

Key words: postgraduate studies, information technology in teaching graduate students, teaching foreign language to graduate students, graduate student, teacher

Ф.Р. Мирзоееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия МИД России», г. Москва, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена комплексному исследованию наиболее существенных особенностей применения информационных технологий в ходе изучения иностранного языка на этапе аспирантуры. Для этого в первую очередь в ней раскрываются наиболее характерные черты современного общества и, в том числе, системы высшего и послевузовского образования. На основании их анализа определяются основные особенности учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в современной аспирантуре. Далее на основе привлечения широкого круга специальной литературы и собственного педагогического опыта автора исследуются роль и место обучения иностранному языку в ходе его реализации. Отдельное внимание также уделяется содержанию термина «информационные технологии» с учётом специфики осуществления соответствующей деятельности. В статье также анализируются основные категории ИКТ, применимые при изучении ИЯ на ступени аспирантуры. Выясняются особенности использования в современных условиях цифровых средств обучения, относящихся к каждой из них.

Ключевые слова: аспирантура, информационные технологии в обучении аспирантов, преподавание иностранного языка аспирантам, аспирант, преподаватель

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения на страницах данного исследования, может быть объяснена фиксирующимся в последние десятилетия фактом интенсификации процессов международной интеграции. Влияние таковой сегодня прослеживается практически во всех отраслях человеческой деятельности (Д.А. Абдухаликова, С.Н. Алькенова, Н.В. Даниелян, М.И. Содикова). Естественно, что при столь существенных изменениях в экономической, социально-политической и культурной жизни требования социума к компетентности специалистов, работающих в данных областях, также претерпевают определённую трансформацию.

Сегодня в структуре профессионального портрета будущего специалиста возрастает важность умений и навыков, необходимых для эффективной работы с почти безграничными потоками информации, представленной, в том числе, на иностранных языках. Важным для него также является умение продуктивно взаимодействовать с коллегами, не исключая тех, что представляют иные лингвокуль-турные общности (М.В. Николаева, Е.Ю. Соколова, Л.А. Шогенова). Только так может быть решён ряд проблем глобального характера, в том числе. имеющих определяющее значение для дальнейшего выживания и прогрессивного развития человечества.

Приведённые выше положения в полной мере относятся к обучению будущих научных работников и преподавателей системы высшего образования (Н.В. Даниелян, Л.И. Забара, Д.Я. Зак, М.В. Николаева, М.И. Содикова). Таким образом, актуализируются вопросы, связанные с формированием иноязычных компетенций у аспирантов. В частности, небезынтересными представляются проблемы, связанные с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в соответствующем процессе [1].

Действительно, упомянутая выше интенсификация международных интеграционных процессов стала возможной во многом благодаря проникновению цифровых технологий в большинство сфер жизни общества [2]. Вузовское и послевузовское образование исключения не составляет. Существенное расширение использования в них ИКТ заставляет задуматься о возможностях для оптимальной реализации преимуществ подобного рода дидактических средств при обучении аспирантов иностранному языку.

Попытка рассмотрения таковых осуществлена в рамках данной статьи.

В виду вышеизложенного её целью является выявление наиболее существенных особенностей применения информационных технологий в ходе изучения иностранного языка на этапе аспирантуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.