3. Rodina V.L. Funkcional'no-strukturnaya model' formirovaniya pravovoj gramotnosti studentov medicinskogo kolledzha. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 3 (106): 273-276.
4. Kamalova M.N. Perspektivy povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa s ispol'zovaniem informacionnyh komp'yuternyh tehnologij. SAI. 2024; № Special Issue 26: 623-625.
5. Batyrbaev A.B. Cifrovaya didaktika osnova dlya postroeniya sovremennyh metodik i strategij obucheniya. SAI. 2024; № Special Issue 26: 610-614.
6. Gosudarstvennoe byudzhetnoe professional'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie "Gudermesskij pedagogicheskij kolledzh imeni S.S-A. Dzhunaidova". Available at: https://ped-college.prof95.ru/frontpage/page/8
7. Balykova I.E., Adol'f V.A. Rezul'taty vnedreniya organizacionno-pedagogicheskih uslovij formirovaniya obschih kompetencij buduschego uchitelya v pedagogicheskom kolledzhe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 210-213.
8. Grishkina D.A. Rezul'taty 'eksperimental'nogo issledovaniya formirovaniya informacionno-metodicheskoj kompetentnosti studentov pedkolledzha. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 80-1: 116-118.
Статья поступила в редакцию 05.09.24
УДК 378
Magomedova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special and Clinical Psychology, Dagestan State Pedagogical University
n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF BIOETHICS IN CONDITIONS OF CLASSICAL, NON-CLASSICAL AND POST-NON-CLASSICAL STAGES OF SCIENCE DEVELOPMENT. The article shows the main features of the formation of bioethics in the process of the development of classical, non-classical and post-non-classical stages of the development of science. Currently, the content of the scientific field of bioethics makes a significant contribution to the study of bioethical issues in the field of ecology, biomedicine, preparation of public consciousness for the perception of bioethical ideas in the education system and in the media. Bioethics is considered as an integral science, an educational subject, a worldview, a new kind of human wisdom based on the use of scientific knowledge to ensure social benefits. The article concludes that the awareness of the interdependence of natural science and humanitarian culture, the interrelation of the biosphere, noosphere and ethosphere in the evolution of the Universe, the emergence of ethics of science, the globalization of health problems in connection with the success of biomedical research, paved the way for the formation and development of bioethics in the 21 century and the widespread introduction of its ideas into the educational practice of professional training of future doctors, teachers, and specialists in other fields.
Key words: science, integration, bioethics, globalization processes of natural science and humanitarian culture
А.Н. Магомедова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ БИОЭТИКИ В УСЛОВИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО, НЕКЛАССИЧЕСКОГО И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУКИ
В статье показаны основные особенности становления биоэтики в процессе развития классического, неклассического и постнекпассического этапов развития науки. В настоящее время содержание научного направления биоэтики вносит весомый вклад в исследование биоэтических вопросов в области экологии, биомедицины, подготовки общественного сознания к восприятию биоэтических идей в системе образования и в средствах массовой информации. Биоэтика рассмотрена как интегральная наука, учебный предмет, мировоззрение, новый вид человеческой мудрости, основанный на использовании научного знания для обеспечения социальных благ В статье делается вывод о том, что осознание взаимообусловленности естественно-научной и гуманитарной культуры, взаимосвязи биосферы, ноосферы и этосферы в эволюции Вселенной, появление этики науки, глобализация проблемы здоровья в связи с успехами биомедицинских исследований подготовили почву для становления и развития биоэтики в XXI в. и широкое внедрение её идей в образовательную практику профессиональной подготовки будущих врачей, педагогов, специалистов других сфер.
Ключевые слова: наука, интеграция, биоэтика, глобализационные процессы естественнонаучной и гуманитарной культуры
Актуальность темы статьи обосновывается тенденцией в развитии современного общества, при которой одним из наиболее значимых вызовов на его пути является глобальный экологический кризис. Причиной появления и широкого распространения понятия «биоэтика» в трудах учёных стала наблюдающаяся, начиная с XVI-XVII вв., активизация развития европейской цивилизации. Данная тенденция способствовала росту ценности следующих феноменов: активность, направленная на преобразование окружающей действительности; научное познание; истина; инновационная деятельность [1]. В процессе своего становления биоэтика прошла долгий путь. Во многом её развитие подчинялось и предопределялось содержанием классического, неклассического и постнеклассического этапов развития науки. Рассмотрим этот процесс более подробно.
Ввиду вышеизложенного цель настоящего исследования - рассмотреть становление биоэтики в процессе развития классического, неклассического и постнеклассического этапов развития науки.
Указанной цели соответствуют задачи: рассмотреть изменения в теоретических основаниях науки, произошедшие на рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках классической и неклассической науки; проанализировать теоретические основания постнеклассической науки; показать перспективы развития биоэтики в современных социокультурных условиях.
В ходе решения перечисленных выше задач автором использовался такой метод исследования, как изучение специальной литературы.
Научная новизна статьи заключается в обобщении основных ключевых моментов в процессе становления биоэтики.
Теоретическая значимость состоит в расширении теоретических знаний в области биоэтики как междисциплинарной науки.
Практическая значимость сводится к выявлению практических механизмов использования знаний в области биоэтики в процессе организации профессиональной подготовки современных специалистов различных направлений.
В то же время традиционные воззрения, ставившие во главу угла нравственные и религиозные основы мировоззрения с началом Нового времени начинают отступать перед формирующейся новой парадигмой. В течение длительного периода ведущими тенденциями в развитии мировоззрения оставались сциентизм и техницизм. Последние в наибольшей степени соответствовали тех-
ногенному типу цивилизации, к концу XIX в. распространившемуся почти на весь земной шар [4]. На данном временном промежутке представления классической науки, характерные для Нового времени, также стали отступать на второй план [1]. Существенные трансформации претерпевают сами основания классической науки (табл. 1).
Таблица 1
Изменения в теоретических основаниях науки, произошедшие на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Классическая наука (XVII - конец XIX в.) Неклассическая наука (конец XIX - 70-е гг. XX в.)
Описание свойств явлений и предметов вне их отношения к тем инструментам, с помощью которых они обнаруживаются Максимальный учёт условий наблюдения, каковой понимается неотъемлемая часть самой постановки проблемы
Признание абсолютно достоверных истин и абсолютно достоверного знания Представления о равноправии нескольких различных теоретических подходов к описанию одних и тех же предметов и явлений
Широкое применение математических методов моделирования реальности и эксперимента как основных способов научного познания Усложнение языка теории и всё более высокая математизация (абстракция) физической теории
Понимание любой научной теории как исчерпывающим образом описывающей свойства реальности на базе строго однозначных законов Признание относительной истинности теорий
При этом соотношение между неклассической и классической наукой выстраивается как отношение между общим и частным. Они постоянно взаимодействуют и пребывают в единстве. Классическая наука стала частью неклас-
сической, которая, в свою очередь, получила возможность обобщать открытые предыдущими поколениями учёных начала и принципы объективного бытия до уровня универсальных [5]. Среди них особого внимания заслуживают следующие: принцип неопределённости В. Гейзенберга; принцип дополнительности Н. Бора; принцип нелокальности Д. Белла; принцип целостности Д. Бома; «эффект наблюдателя» как идея, согласно которой наблюдатель и интерпретатор включён в происходящий процесс и может, наблюдая, изменять таковой [4].
Таким образом, на рассматриваемой стадии развития мировой научной мысли происходило осознание человечеством того, что научно-технический и социально-политический прогресс должен быть дополнен духовно-нравственным. На современном этапе развития науки и техники качественные изменения в соответствующих отраслях человеческой деятельности привели к становлению постнеклассической науки (табл. 2).
Таблица 2
Теоретические основания постнеклассической науки (70-е гг. XX в. - по наст время)
Начало постнеклассического этапа в истории науки связано с вступлением цивилизации в период особого типа прогресса. На нём гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегии научных поисков. В подобных условиях этика науки приобретает жёсткий характер. Так, на повестку дня встаёт вопрос о социальной ответственности учёных, например, пока отсутствует единое решение проблем реальной опасности для общества исследований в области молекулярной биологии и генетики. Становясь достижением общества, открытие учёного, по существу, выходит из-под его контроля. При этом научные работники во многом остаются ответственными за результаты использования их достижений. Они обладают особой, не присущей другим людям компетентностью и поэтому нередко являются единственными, кто может решить те или иные проблемы, встающие перед обществом [3]. Область ответственности учёных за последствия их деятельности не ограничивается. В неё также входят выбор темы, определение целей научной работы и средств их достижения. Такая ситуация способствует появлению в научной жизни сложных нравственных проблем. Например, очень непростыми могут быть оценка и принятие с этической точки зрения работы по клонированию, связанные с изучением вирусов и использованием разработок для ведения биологической войны (с чем человечество уже столкнулось при активном распространении таких болезней, как ковид, и др.). Подобные изменения в образе науки являлись мощным фактором в плане образования биоэтики. Действительно, на данном этапе в сферу научного познания были включены «человекоразмерные» объекты. В фокус внимания таким образом попали непривычные для предшествующих парадигм понятия морали и добра, долга и ответственности за полученные результаты [4]. Как видим, сегодня ценности человека становятся сопряжёнными с научной истиной, а аксиологический компонент превращается в неотъемлемую составляющую норм научной рациональности. Кроме того, говоря о современном этапе развития соответствующей отрасли человеческой деятельности, мы с необходимостью должны учитывать факт изменений, произошедших во взаимоотношениях между наукой и практикой. Познание сегодня перерастает в технологию, исчезает разграничение опасности и безопасности внутри исследовательского процесса. Основным фактором развития науки сегодня являются не внутренние проблемы, а социальный заказ [1]. Таким образом, сегодня наука как фундаментальное знание и наука - практика не могут быть в полной мере разграничены. Говоря о развитии биоэтики в современный период, следует учитывать факт изменения роли государства в эпоху глобализации. Соответствующие метаморфозы отражаются на способности государств влиять на собственную политику в сферах естественно-научных исследований, защиты окружающей среды и здравоохранения. Например, каждое современное государство должно быть готово к противостоянию по биологическому сценарию. Соответствующие меры не могут быть предприняты заранее. Только эффективная организация науки, включая повышенное внимание к этическим аспектам исследований, позволяет оперативно реагировать на подобные опасности [5].
Библиографический список
Со второй половины XX в. мы наблюдаем высокие темпы глобализацион-ных процессов [5]. Последние охватили весь мир и все стороны жизни современного общества. В сущности, глобализация представляет собой интеграцию этносов, обществ, государств, культур и цивилизаций. Два экономических принципа, массовость и разделение труда оказывают на культуру и социальную систему влияние, которое трудно переоценить. Современное глобализированное общество постоянно втягивает в свою орбиту традиционные. Это, в свою очередь, ведёт к тому, что для мира на настоящем этапе развития характерны мультикуль-турность и плюралистичность.
В результате на первый план выходят вопросы прав человека, в том числе в области биологии и медицины. В этой связи одним из главных импульсов биоэтики является стремление защитить права человека при проведении исследований в различных областях. К таковым в первую очередь относятся повседневная практика здравоохранения и медицинские исследования [3]. С данной тенденцией связано обострение дискуссий о соотношении биологического и социального в становлении индивидуальности человека как основы создания социальных проектов будущего.
Свою роль также сыграли процессы децентрации ценностного мира. В условиях современного плюралистического общества, фактического отсутствия единой аксиологической системы именно обращение к этике в научных исследованиях может послужить основой взаимопонимания, солидарности, консенсуса между учёными и обществом. В свою очередь, возникновение подобной ситуации во многом обусловлено подрывом авторитета науки в решении мировоззренческих проблем, наблюдающимся начиная с середины XX в [5]. Именно в этот период наука как отрасль человеческой деятельности в определённой степени утрачивает авторитетное право различения истинного и ложного. Данные обстоятельства, в свою очередь, привели к нарастанию антисциентистских тенденций в обществе, сопровождающихся потерей веры в торжество человеческого разума и в безграничные возможности науки [3].
Влияние соответствующих факторов усиливается интенсивным развитием средств массовой информации. Централизованно разработанные образы, транслируемые ими в массовое сознание, в немалой степени поспособствовали стандартизации поведения людей. С помощью СМИ проходит процесс «культурной гомонизации», в ходе которого сходные вкусы и формы «культурного потребления» получают распространение во всех слоях населения [4].
В условиях, когда наука уже не является безусловным авторитетом, произведённые на основе её достижений технологии осознаются как несущие не только благо, но и угрозу. Соответственно, человек с новой силой осознаёт собственные хрупкость и незащищённость. Становится необходимым появление типа мышления и междисциплинарной отрасли, способных примирить его с окружающей действительностью, на которую передовые научные разработки оказывают всё большее влияние [3].
Формированию биоэтики способствовал также ряд социальных движений, заявляющих о себе, начиная со второй половины XX в.: феминистское движение; различные экологические движения и др. В областях биологии и медицины деятельность социальных движений, подобных этим, вызвала широкие общественные дискуссии. Последние касались моральных проблем безопасности человеческого существования, равенства, справедливости, свободы волеизъявления, ненасилия и ряда других [3].
Ещё одна предпосылка появления биоэтики - кризис философии, наблюдающийся со второй половины XX в. С одной стороны, он связан с тем, что философская этика (как метаэтика) перестала восприниматься как учение, обращён-ное к человеческой практике [].
С другой - оказалось, что нет и целостности в этике. Подобный кризис привёл к появлению прикладной этики, предмет которой - практические моральные проблемы, имеющие пограничный и открытый характер. Вспомним, что именно такие проблемы изначально и была призвана решать биоэтика [5].
В биологии, медицине и фармации второй половины XX в. был поднят широкий круг новых проблем. Эти вопросы характеризуются, в свою очередь, наличием следующих аспектов познания действительности: духовного; экологического; нравственно-философского; социально-психологического. Тем самым тенденции развития мирового сообщества привели к началу XXI в. к актуализации проблем этики, науки и социальной ответственности исследователей. В настоящий момент биоэтика может быть рассмотрена как интегральная наука, учебный предмет, мировоззрение, новый вид человеческой мудрости, основанный на использовании научного знания для обеспечения социальных благ.
Таким образом, осознание взаимообусловленности естественно-научной и гуманитарной культур, взаимосвязи биосферы, ноосферы и этосферы в эволюции Вселенной, появление этики науки, глобализация проблемы здоровья в связи с успехами биомедицинских исследований подготовили почву для становления и развития биоэтики в XXI в. и широкое внедрение её идей в образовательную практику профессиональной подготовки будущих врачей, педагогов, специалистов других сфер.
№ п/п Основания
1. Понимание необходимости широкого применения методов исторической реконструкции объекта, сложившихся в гуманитарном знании
2. Представления об особых способах описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта
3. Отсутствие свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включён человек
4. Интеграция аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания [5]
1. Магомедова А.Н., Хазова С.А. Биоэтическая культура: структура, сущность, опыт формирования у студентов российских вузов. Чебоксары: Среда, 2024.
2. Байханов И.Б. Методологические подходы к исследованию особенностей формирования и развития политической и электоральной культуры учителей. Преподаватель XXI век. 2022; № 4-1: 22-37.
3. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья. Москва: ГЭОТ АРМедиа, 2013.
4. Ковалева Т.В. Биоэтика. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2015.
5. Кюрегина А.В. Предпосылки возникновения отечественного биоэтического образования в конце ХХ века. Педагогический журнал. 2022; Т. 12, № 3-1: 57-64. References
1. Magomedova A.N., Hazova S.A. Bio'eticheskaya kul'tura: struktura, suschnost', opyt formirovaniya u studentov rossijskih vuzov. Cheboksary: Sreda, 2024.
2. Bajhanov I.B. Metodologicheskie podhody k issledovaniyu osobennostej formirovaniya i razvitiya politicheskoj i 'elektoral'noj kul'tury uchitelej. Prepodavatel'XXI vek 2022; № 4-1: 22-37.
3. Hrustalev Yu.M. Bio'etika. Filosofiya sohraneniya zhizni i sberezheniya zdorov'ya. Moskva: G'EOT ARMedia, 2013.
4. Kovaleva T.V. Bio'etika. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet, 2015.
5. Kyuregina A.V. Predposylki vozniknoveniya otechestvennogo bio'eticheskogo obrazovaniya v konce ХХ veka. Pedagogicheskij zhurnal. 2022; T. 12, № 3-1: 57-64.
Статья поступила в редакцию 25.09.24
УДК 371
Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Kurbanova A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Kimpaeva E.A., senior lecturer of the Department of Psychology, Dagestan State Pedagogical University named after. R. Gamzatova, Makhachkala, E-mail: [email protected]
PREVENTION OF CONFLICT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS. This study provides a definition of the term "conflict". The following types of conflicts have been identified: intrapersonal; interpersonal; intragroup and intergroup. The causes of a conflict situation may be: objective, subjective and socio-psychological. A conflict occurs in stages and includes the following stages: pre-conflict situation; incident; conflict development; conflict culmination; conflict resolution and completion. The article reveals the age-related characteristics of adolescence. The adolescent crisis of 13-14 years is one of the most difficult. Signs of the onset of this period are: emotional instability, conflict in relationships, irascibility, mood swings and aggression. It is concluded that effective methods of preventing conflict behavior in adolescence may be: role-playing game; round table method; debate method. The article concludes that various methods can be used to prevent conflict behavior in adolescents, such as teaching effective communication skills, conducting trainings on conflict resolution, creating conditions for cooperation and interaction between children, as well as forming a positive attitude towards other people.
Key words: conflict behavior, conflict, crisis, teenager, prevention, conflictological competence
Х.Э. Мамалоеа. канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: [email protected]
А.Б. Курбанова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
Э.А. Кимпаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В рамках данного исследования дано определение понятию «конфликт». Выявлены следующие виды конфликтов: внутриличностный; межличностный; внутригрупповой и межгрупповой. Причинами возникновения конфликтной ситуации могут быть объективные, субъективные и социально-психологические. Конфликт проходит поэтапно и включает следующие стадии: предконфликтная ситуация; инцидент; развитие конфликта; кульминация конфликта; разрешение и завершение конфликта. В статье раскрыты возрастные особенности подросткового возраста. Подростковый кризис 13-14 лет является одним из сложных. Признаками наступления данного периода являются эмоциональная неуравновешенность, конфликтность в отношениях, вспыльчивость, перепады настроения и агрессия. Сделан вывод о том, что эффективными методами профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте могут быть ролевая игра; метод круглого стола; метод дебатов.
Ключевые слова: конфликтное поведение, конфликт, кризис, подросток, профилактика, конфликтологическая компетенция
Актуальность данной проблематики состоит в том, что в современном мире подростки испытывают психологическое давление и много физиологических и информационных нагрузок. Им характерны возрастные черты: возбудимость, неуравновешенность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам. Поэтому необходимы организационные и целенаправленные психолого-педагогические мероприятия по профилактике конфликтного поведения в подростковом возрасте, так как умение контролировать себя и регулировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях является важным показателем личностной зрелости и пригодится в жизни.
Цель данной статьи состоит в выявлении способов и методов профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Основные задачи статьи видятся в следующем: сформулировать определение понятия «конфликт»; выявить возрастные особенности подростков; раскрыть способы и методы профилактики конфликтов в подростковом возрасте.
Основным методом, используемым в данном исследовании, является анализ научной и психолого-педагогической литературы.
Научная новизна статьи состоит в выявлении способов и методов профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Теоретическая значимость статьи состоит в определении понятия «конфликт»; выявлении видов конфликтов и причин возникновения конфликтных ситуаций в подростковом возрасте, раскрытии эффективных методов профилактики конфликтов.
Практическая значимость состоит в выявлении эффективных методов профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте (ролевая игра; метод круглого стола; метод дебатов).
Среди специалистов нет единого трактования понятия «конфликт». Данный термин является международным и звучит на многих языках почти одинаково.
Конфликт - это столкновение двух и более сторон, которое возникает из-за различий интересов, ценностей, точек зрения и потребностей. Возникновение
конфликтов может происходить на разных уровнях: личном - между людьми, групповом - между организациями, фирмами и даже государствами [1].
Конфликты - это неотъемлемая часть человеческой жизни и международных отношений. Они могут возникать по различным причинам, таких как разногласия в интересах, ценностях, территориальные споры, религиозные или этнические разногласия. Однако если не предотвращать конфликты заранее, они могут привести к серьезным последствиям, таким как снижение успеваемости, ухудшение отношений с учителями и одноклассниками, а иногда и к травмам. Конфликт может быть внутренним и внешним. Среди них можно выделить: вну-триличностный; межличностный; внутригрупповой, когда имеются противоречия между членами группы; межгрупповой конфликт (внешний). В.Г Каменская классифицирует конфликты исходя из определения участников конфликта:
1. Межличностный конфликт - возникает, когда у двух людей несовместимые потребности, цели или подходы в их отношениях.
2. Ролевой конфликт - включает в себя подлинные различия в определениях ролей, ожиданиях или обязанностях между взаимозависимыми индивидами в социальной системе.
3. Межгрупповой конфликт - возникает между группами людей, такими как этнические или расовые группы, отделы или уровни принятия решений в одной организации, а также профсоюзы и руководство.
4. Многосторонний конфликт - возникает в обществах, когда различные группы интересов и организации имеют разные приоритеты в отношении управления ресурсами и разработки политики и т. д. [2]
Наличие множества подходов позволило с разнообразных направлений подойти к пониманию причин, приводящих к возникновению конфликтов.
Объективные причины возникновения конфликтной ситуации, как правило, обусловливаются межличностными причинами, среди которых выделяются: интересы, мнения и социальные установки. Объективные факторы, по мнению Н.В. Гришиной, являются факторами, вызывающими ситуацию,