Научная статья на тему 'БИОЭТИКА: ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОЛЛИЗИИ ИННОВАЦИЙ'

БИОЭТИКА: ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОЛЛИЗИИ ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
БИОЭТИКА / КОЛЛИЗИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИННОВАЦИИ / МЕДИЦИНСКИЕ РАЗРАБОТКИ / БИОЭТИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобанов Егор Ильич

В данной статье рассматривается биоэтика как основа инновационной деятельности. Раскрывается её гуманистическая сторона, возникшая как ответ на ситуации, которые возникают в результате биомедицинского и научного прогресса. В широком смысле биоэтика выступает наукой, изучающая этику жизни. В статье рассматривается проблематика последствий радикального трансформирования человека и непосредственная автономия личности пациента. Статья раскрывает деятельность ученых в сфере биоэтики, работу этических комитетов различных стран, а также инновационный аспект биоэтики как науки.This report examines bioethics as the basis for innovation. Its humanistic side is revealed, which arose as a response to situations that arise as a result of biomedical and scientific progress. In a broad sense, bioethics is a science that studies the ethics of life. The article deals with the problems of the consequences of radical human transformation and the immediate autonomy of the patient's personality. The article reveals the activities of scientists in the field of bioethics, the work of ethics committees in various countries, as well as the innovative aspect of bioethics as a science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БИОЭТИКА: ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОЛЛИЗИИ ИННОВАЦИЙ»

УДК 614.22

Философские науки

Лобанов Егор Ильич, магистрант, Национальный исследовательский университет ИТМО (Университет ИТМО), г. Санкт-Петербург

БИОЭТИКА: ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ

КОЛЛИЗИИ ИННОВАЦИЙ

Аннотация: В данной статье рассматривается биоэтика как основа инновационной деятельности. Раскрывается её гуманистическая сторона, возникшая как ответ на ситуации, которые возникают в результате биомедицинского и научного прогресса. В широком смысле биоэтика выступает наукой, изучающая этику жизни. В статье рассматривается проблематика последствий радикального трансформирования человека и непосредственная автономия личности пациента. Статья раскрывает деятельность ученых в сфере биоэтики, работу этических комитетов различных стран, а также инновационный аспект биоэтики как науки.

Ключевые слова: биоэтика, коллизии, международное сотрудничество, инновации, медицинские разработки, биоэтические комитеты.

Annotation: This report examines bioethics as the basis for innovation. Its humanistic side is revealed, which arose as a response to situations that arise as a result of biomedical and scientific progress. In a broad sense, bioethics is a science that studies the ethics of life. The article deals with the problems of the consequences of radical human transformation and the immediate autonomy of the patient's personality. The article reveals the activities of scientists in the field of bioethics, the work of ethics committees in various countries, as well as the innovative aspect of bioethics as a science.

Key words: bioethics, collisions, international cooperation, innovations, medical developments, bioethical committees.

Актуальность данной работы обусловлена современными реалиями развития общества, межкультурными различиями, правовыми коллизиями и инновационными аспектами. Научный прогресс, как результат деятельности человека, представляет собой систему знаний, которая используется для четко сформулированных целей.

Медицина, как систематизированная база знаний и практической деятельности, направлена на поддержание работоспособности человеческого организма. В свою же очередь инновационный процесс направлен на улучшение существующих медицинских технологий. Биоэтика - это философское знание, раздел философской науки о морали, об общественном сознании, которое регулирует отношения между людьми с позиций добра и зла, должного и не должного поведения.

Работа медицинского сотрудника зачастую сталкивается с нормами морали и этики. По мере развития общества, у людей менялось отношение к медицине, как к одному из самых востребованных учений, а по мере технологического процесса - и к средствам, которые используются непосредственно. Именно из-за этого у людей появилась необходимость в поиске возможных путей развития биоэтики как науки, а также развития каналов трансфера технологий, преодоления международных правовых коллизий и сотрудничества.

Середина 20 века ознаменовалась реформацией традиционных взглядов на здравоохранение, что позволило переосмыслить этику медицины. Таким образом в сфере биомедицины случился качественный сдвиг, который породил совершенно новые биомедицинские технологии, фармацевтические средства, устройства диагностики и лечения. В совокупности этот сдвиг создал нишу для развития инноваций медицинского сектора, возросла роль работников и ученых данной сферы.

Биоэтика, родоначальником которой является Ван Ренсслер Поттер, появилась в конце 20 века в США. Идеи, выдвинутые В.Р. Поттером затронули

темы эвтаназии, изучения работы организма путем вивисекции, пересадки органов, проведения абортов и тд. Основой всего изучения выступал принцип медицинской мудрости, как основы выживания человека [1]. Главной проблемой выступает разрыв между наукой и этическими подходами, которые развиваются с разной скоростью. Поэтому проблема инновационных стратегий состоит не только в достижениях определенных сфер науки или технологий, но и в существующем уровне социального одобрения. Биоэтика, как социальный институт, призвана обеспечить определенную устойчивость в вопросе взаимоотношения людей, которые складываются по-новому.

Стремительное развитие медицинских технологий зачастую вызывает смешанную реакцию у человечества в целом. Связано это с тем, что многие не могут дать ответа на вопрос: насколько допустимо то или иное вмешательство в тело человека? Технологический прогресс позволяет сделать то, что профессиональное сообщество только теоретизировало. В таком случае возникает дискуссия на темы: насколько правильно использовать тело животного для выращивания человеческих органов и до какой черты можно дойти, производя замену частей тела, сохраняя критерий человечности [3].

Для установления этических стандартов проведения научных экспериментов был создан ряд деклараций, которые контролируют данный процесс. К таким относят «Хельсинкскую декларацию», «Токийскую» и «Венецианскую». Так или иначе, почти все документы базируются на «Всеобщей декларации прав», которая является фундаментом для любых вопросов, которые задевают сферу прав человека [2].

В этих документах подчеркивается необходимость четкого понимания фундаментальных прав исследований. Исследования выступают основой диагностики и лечения. Уточняется, что в каждом эксперименте необходимо соблюдение особых мер, которые должны предотвратить возможные негативные последствия для окружающей среды и жизни человека. Конвенция Совета Европы подчеркивает, что необходимо уважать право людей, их жизнь и здоровье, а также неприкосновенность.

Все это является важным для биоэтики как основы инновационной деятельности. Любая инновация - это эксперимент, который проводится для продвижения прогресса. Для её работы необходим единый стандарт, который бы применялся на территории, где проводится научное изучение. Создать единую модель биоэтики сложно. Таким препятствиями выступают законодательство, которое отличается друг от друга по критерию правовой системы, а также общий уровень образованности. Однако это вполне возможно, если оторваться от политики «культурных войн» и создать государственную политику по медицинской практике в сфере инновационной деятельности [4].

Биоэтика уже является неотъемлемой частью современного общества. Оно консолидирует существующие позиции в единое целое, создавая институт знаний. Задевая вопросы этики и морали, религии, жизни и смерти, появляется необходимость в регулировании. Так, в европейской практике существует аппарат биоэтических комитетов.

Комитет действует как аналитический и консультативный орган, который проводит экспертизу и предоставляет предложения по существующим конфликтам, возникающим в процессе биомедицинских исследований. Впервые комитет возник в США, позднее был принят в Европе [5].

На Европейском уровне комитеты действуют на национальных и региональных уровнях. Национальный комитет устанавливает общие этические принципы и проводит этические обзоры биомедицинских исследований. Региональные же рассматривают практику на местах. Важной стороной работы комитетов является обеспечение прав субъектов, информирования, а также балансировкой возможных рисков. В своей работе этические комитеты основываются на принципах и правилах биоэтики.

Таким образом можно сделать вывод, что на сегодняшний день открыт спор на тему можно ли заменить изучение биоэтики на медицинское право, поскольку нормы морали изменчивы и зависят от конкретного человека, когда же закон един для всех. Такая позиция имеет право на существование, поскольку истина в этом имеется. Однако не стоит забывать, что

технологический процесс двигается быстрее общественного сознания. Зачастую право, создаваемое людьми, не успеваем за технологиями, которое создают и пытаются ввести в оборот. Или же наоборот, законодатель действует на опережение, но оказывается, что познаний в данной сфере недостаточно и такие действия только ухудшают ситуацию, создавая теневой рынок тех или иных медицинских услуг. Таким образом этические нормы приходится редактировать и подводить под развивающиеся инновационные достижения.

Библиографический список:

1. Potter, V.R. Global Bioethics / V.R. Potter - Michigan, 1988.

2. Агеева Н.А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки. // Н.А. Агеева — Ростов-на-Дону: Терра, 2015. — С. 45.

3. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1948 г. // Международные и российские механизмы. - М.: Московская школа прав человека, 2000.

4. Доника А.Д. Медицинское право: европейские традиции и международные тенденции // Биоэтика. - № 2(10) - 2017. - С.59-62.

5. Теребова С.В. Волкова Л.А. Принципы и практика функционирования зарубежных центров трансфера технологий // С.В. Теребова Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. -№ 1. - С.101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.