5. Vladyka M.V. lerarhiya sistemy sbalansirovannyh pokazatelej v organizacionnoj strategii universiteta. Sovremennye problemy social'no-'ekonomicheskih sistem v usloviyah globalizacii: sbornik nauchnyh trudov po materialam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod: ID Belgorod, 2014: 7-11.
6. Analiz rynka virtual'noj real'nosti. Available at: www.vc.ru/flood/13837-vr-use
7. Ivanova A.V. Tehnologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti: vozmozhnosti i prepyatstviya primeneniya. Strategicheskieresheniya irisk-menedzhment. 2018; № 3 (108): 88-107.
8. Milgram P., Kishino F. A taxonomy of mixed reality visual displays. IEICE TRANSACTIONS on Information and Systems. 1994; Vol. E77-D, № 12: 1321-1329.
9. Polevoda I.I., Ivanickij A.G., Mikanovich A.S., Pastuhov S.M. i dr. Tehnologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti v obrazovatel'nom processe. Vestnik Universiteta grazhdanskoj zaschity MChS Belarusi. 2022; T. 6, № 1: 119-142.
10. Butov R.A., Grigor'ev I.S. Tehnologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti dlya obrazovaniya. Available at: http://prodod.moscow/archives/6428
11. Letkov V.V., Efremov S.A. Vzaimodejstvie pol'zovatelya s dopolnennoj real'nost'yu. Sovremennaya nauka: aktual'nyeproblemy teoriiipraktiki. Seriya: Estestvennye i tehnicheskie nauki. 2020; № 1: 107-110.
12. Gerbekov H.A., Bajchorova S.K. Informacionnye tehnologii v oblasti tehnologij. VestnikRUDN. 2017; № 2: 19.
13. Grigor'ev S.G., Rodionov M.A., Kochetkova O.A. Obrazovatel'nye vozmozhnosti tehnologij dopolnennoj i virtual'noj real'nosti. Informatika iobrazovanie. 2021; № 36 (10): 43-56.
14. Slavin O.A. Prikladnye aspekty primeneniya tehnologij virtual'noj i dopolnennoj real'nosti v obrazovanii. Izvestiya TulGU. Tehnicheskie nauki. 2022; Vypusk 9: 34-38.
15. Slavin O.A., Grin' E.S. Obzor tehnologij virtual'noj i dopolnennoj real'nosti. Trudy Instituta sistemnogo analiza Rossijskojakademiinauk. 2019; T. 69, № 3: 42-54
Статья поступила в редакцию 28.09.24
УДК 37.013.78
Alipkhanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of the Department of Information Technology, Artificial Intelligence and Socio-Social Technologies of the
Digital Society, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education"Russian State Social University", (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
COGNITIVE CAPABILITIES OF ELECTRONIC ICTS IN THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL COMPETENCE AMONG STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE. The article actualizes a pedagogical problem associated with the use of cognitive capabilities of ICT in the educational environment of a pedagogical college to improve environmental competence. In the process of studying modern pedagogical approaches and solutions, it is revealed that the perspectives and tools offered by researchers and teachers can be adapted in the system of secondary vocational education, including in pedagogical colleges. A comparison of theoretical results and practical possibilities of using cognitive-oriented iCt has made it possible to identify components of potential teaching methods that can be used by teachers of the colleges in question on the territory of the state in the formation of author's environmentally oriented approaches. The author has identified and justified these components, which can simplify the activities of teachers of the colleges in question and expand the potential of cognitive competence among students in the field of ecology. Such components are a normative approach to instilling values in students in the formation of an environmentally oriented culture, the adaptation of electronic and digital solutions in problem-based learning and in-depth study of the environmental agenda by students, a focus on non-linear thinking to enhance cognitive abilities, and the implementation of ICT tools.
Key words: cognitive ability, ICT, student, teacher training college, environmental competence, training profile, educational environment, value
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» г. Москва, E-mail: [email protected]
КОГНИТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В статье актуализируется педагогическая проблема, связанная с применением когнитивных возможностей ИКТ в образовательной среде педагогического колледжа для повышения экологической компетентности. В процессе изучения современных педагогических подходов и решений было выявлено, что предлагаемые исследователями и педагогами ракурсы и инструменты возможно адаптировать в системе среднего профессионального образования, в том числе в педагогических колледжах. Сопоставление теоретических результатов и практических возможностей применения ИКТ когнитивной направленности позволило выявить компоненты потенциальных методик обучения, которые могут быть использованы педагогами рассматриваемых колледжей на территории государства при формировании авторских экологически направленных подходов. Автором были выявлены и обоснованы данные компоненты, которые могут упростить деятельность педагогов рассматриваемых колледжей и расширить потенциал когнитивной компетенции среди студентов в сфере экологии.
Ключевые слова: когнитивная возможность, ИКТ, студент, педагогический колледж, экологическая компетентность, профиль подготовки, образовательная среда, ценность
Актуальность заключается в том, что когнитивные способности и их развитие среди обучаемых относятся к основным задачам профессионального сообщества. Система педагогических колледжей сконцентрирована на интенсивной подготовке будущих специалистов сферы образования, что обусловливает необходимость применения разнообразных приемов для достижения когнитивной компетентности среди будущих выпускников. Когнитивную способность зачастую принято рассматривать как общий образовательный навык. Заметно реже в педагогическом сообществе рассматривается проблема развития когнитивных способностей в узком смысле, к примеру, в сфере экологии. Причина связана со стремлением обобщить педагогический опыт на различной профессиональной платформе образовательных организаций. В данном случае экологическая компетентность фактически лишена обособленной совокупности приемов и инструментов ввиду специфики экологического образования и цифрового нарратива, преследующего цель модернизировать систему образования, а не обеспечить соответствие внедряемых информационных ресурсов задачам отдельного образовательного направления.
Целью настоящего исследования является поиск и обнаружение компонентов использования ИКТ в процессе формирования экологической компетентности среди студентов педагогического колледжа. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- изучить сущность когнитивных способностей и влияние на них сторонних образовательных ресурсов;
- определить возможность адаптации имеющихся педагогических подходов для формирования экологической компетентности в условиях колледжа;
- сопоставить существующие педагогические подходы с когнитивными возможностями ИКТ при формировании экологической компетентности среди студентов;
- определить степень вероятности и педагогические возможности для адаптации когнитивных возможностей ИКТ в условиях педагогического колледжа при формировании экологической компетентности.
Методами для проведения исследования и достижения поставленной цели путем реализации сформированных задач являются индукция для раскрытия каждого аспекта изучаемой педагогической проблемы; анализ предпосылок для осуществления поиска и обнаружения компонентов при формировании экологической компетентности; дедукция для достижения обозначенной цели, а также метод обобщения для формирования совокупности когнитивных компонентов при использовании ИКТ в условиях педагогического колледжа в процессе усиления экологической компетентности.
Научная новизна состоит в обнаружении компонентов когнитивной структуры при совершенствовании экологической компетентности в условиях педагогического колледжа, которые впоследствии каждым педагогом могут быть использованы при формировании собственной методики обучения.
Теоретическая значимость состоит в подтверждении возможности реализации на практике существующего теоретического вклада в образовательный процесс педагогического колледжа при формировании у студентов когнитивных способностей и экологической компетентности.
Практическая значимость состоит в выявлении компонентов применения когнитивных возможностей ИКТ для повышения экологической компетентности студентов педагогических колледжей, которые могут быть реализованы педагогами идентичных образовательных учреждений в процессе развития когнитивных способностей студентов в соответствии с актуальной педагогической задачей.
Педагогическое сообщество не могло игнорировать изыскания психологов в сфере структуры и последовательности освоения обучаемыми новых знаний. Для педагогики оказались полезными выводы о том, как устроен мозг обучаемого, а также по каким принципам усваивается образовательная информация. Возрастной диапазон является определяющим фактором при развитии общих и профессиональных компетенций. Данный аспект влияет на объем знаний, допустимый для соответствующего уровня образования и ожиданий при окончании образовательного учреждения.
Ориентация на компетенции постепенно сформировала необходимость в разработке подходов, которые отличают образовательный процесс в педагогическом колледже от тождественного процесса в другом учреждении идентичного уровня образования.
Когнитивные способности отличаются среди обучаемых не только в связи с возрастом и уровнем образования, но и по причине специализации обучения и образовательной цели. Нередко складывается ситуация, при которой каждый педагог, к примеру, педагогического колледжа, индивидуально разрабатывает структуру когнитивной способности в рамках своего предмета. Различия в разработке такой структуры заведомо порождает вероятность избирательного знания студентами в рамках профиля, что отражается в более глубоких познаниях в одних направлениях и недостаточных - в других.
Педагогическая школа в настоящее время отличается стремлением решить проблему когнитивного развития среди студентов колледжей путем достижения максимальных знаниевых показателей в рамках реализации цели общественной значимости. Авторы А.В. Присталова и Т.М. Батарова считают, что закрепление определенных ценностей, к примеру, патриотически направленных, позволяет студентам впоследствии воспринять и освоить заметно больший объем необходимой информации [1]. Такие исследователи, как А.В. Зель, склонны рассматривать когнитивную способность студента колледжа сквозь призму его уровня культуры [2]. В научной работе педагога В.Л. Родиной когнитивная способность изучается в плоскости понимания педагогом сущности искомых ценностей и степени их выраженности в студентах. Нормативный подход к формируемым ценностям допускает возможность становления культуры студента путем установленного объема знаний, достаточного для достижения образовательной цели [3].
В связи с этим роль информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) как образовательного инструмента состоит в создании возможности для развития когнитивной компетенции среди студентов колледжа. Если рассматривать научные воззрения В.Л. Родиной, которая предлагает когнитивную компетенцию развить через нормативный подход к ценностям, то экологическая компетентность в педагогическом колледже может быть обеспечена путем разработки образовательной программы или курса в сфере экологии. При помощи ИКТ в педагогическом колледже когнитивную способность студентов можно развить путем аккумулирования актуальной экологической повестки дня и предоставления возможности студентам самостоятельно применить различные экологически направленные оценочные инструменты интернет-пространства. Кроме того, подобная программа или курс может содержать авторские педагогические подходы для привития студентам понимания важности экологически осознанного поведения и приучения последующих поколений к рациональному отношению к окружающей среде.
Среди современных исследователей, которые затрагивают специфику применения ИКТ-инструментов в системе колледжа, необходимо выделить М.Н. Ка-малову, обратившую внимание на возможность ИКТ организовать проблемное обучение и помочь студентам освоить тему более расширенно [4]. Педагог А.Б. Батырбаев дополняет мысль М.Н. Камаловой утверждением о том, что ИКТ способны развить нелинейное мышление [5].
Педагогическое решение В.Л. Родиной в контексте экологической компетентности может быть реализовано при ориентации педагога на искомые ценности и необходимый объем информации, которые в сфере экологии должен освоить студент. Научный взгляд М.Н. Камаловой в рамках экологической компетентности может быть адаптирован за счет разбора студентами проблемы экологической направленности и поиска ее решения. Нелинейное мышление, упомянутое А.Б. Батырбаевым, может быть усилено посредством внедрения педагогом нестандартных источников информации и цифровых решений в сфере экологии.
Педагоги колледжа, как правило, обладают равным доступом к ИКТ-инстру-ментарию, однако такие возможности используются неоднородно. Повышение экологической компетентности предполагает, что она может быть реализована на занятиях по предмету, связанному с природопользованием и экологией. По-
Библиографический список
добное обучение проводится для студентов первых курсов. Педагогическая проблема использования когнитивных возможностей ИКТ в данном случае состоит в частичной реализации электронных и цифровых решений, а также в частичном достижении конечной образовательной цели. К примеру, в ГБПОУ «ГПК им. С.С.-А. Джунаидова» подготовка осуществляется по профилю преподавания в начальных классах и физической культуры [6].
Соответственно, когнитивные возможности ИКТ для будущих педагогов двух направлений должны быть подразделены с учетом профиля обучения. Пример упомянутого педагогического колледжа показывает, что современные теоретические результаты могут существенно способствовать эффективной адаптации когнитивных возможностей ИКТ для повышения студентами экологической компетентности. При этом обеспечивается вариативность ИКТ-инструментария за счет специфики профиля обучения. Многие исследователи выделяют специфику педагогического колледжа неслучайно, так как качество педагогического образования определяет состоятельность подготовки будущими педагогами последующих поколений в рамках разных уровней образования и профилей обучения. Исследователи И.Е. Балыкова и В.А. Адольф акцентируют внимание на том, что компетенция, в том числе когнитивная, должна базироваться на знании студентом сущности будущей профессии и его способности применить имеющиеся знания на практике. Авторы дополняют свою мысль утверждением, что когнитивная компетенция в совокупности с другими способностями отвечает за умение студентом вовлечь будущих обучаемых в образовательную активность. Для экологической компетентности данное убеждение означает, что применяемые когнитивные возможности ИКТ-инструментария должны учитывать педагогическую направленность подготовки в колледже и развитие в студенте необходимых навыков для вовлечения в образовательный процесс подрастающего поколения. Соответственно, первичным для педагога колледжа является не вариативность электронных и цифровых технологий, а тождественность имеющегося инструментария образовательной задаче [7].
В научной работе Д.А. Гришкиной когнитивная компетенция рассматривается как результат формирования в педагогическом колледже образовательной среды, состоящей из учета возможностей, уровня сложности учебной информации и качества обучения [8]. Для педагога, реализующего цель по формированию экологической компетентности, составляющие элементы образовательной среды могут быть полезны, если когнитивные возможности ИКТ-инструментария затрагивают соответствующий профиль или предмет. На примере ГБПОУ «ГПК им. С.С.-А. Джунаидова», осуществляющего подготовку педагогов начальных классов и физической культуры, демонстрируется, что экологическую компетентность отдельным педагогом можно повысить в процессе освоения студентами курсов обществознания или чеченской детской литературы с практикумом по выразительному чтению. Целостная образовательная среда в колледже способствует тому, что в рамках приведенных курсов когнитивные возможности ИКТ с высокой вероятностью будут заключаться в организации телемоста между педагогическими колледжами субъектов государства при проведении круглого стола, посвященного глобальному потеплению. Вторым примером служит использование искусственного интеллекта для иллюстрации составленных педагогом начального класса цикла детских рассказов о природе и необходимости бережного отношения к ней.
Обобщая теоретическую и практическую составляющие реализации когнитивных возможностей ИКТ в педагогическом колледже для эффективного формирования в студентах экологической компетентности, следует отметить выявленные компоненты как вспомогательных инструментов для активности педагога. Такими компонентами являются нормативный подход воспитания в студентах ценностей при формировании экологически направленной культуры, адаптация электронных и цифровых решений при проблемном обучении и углубленном изучении студентами экологической повестки дня, ориентация на нелинейное мышление для усиления когнитивных способностей, реализация ИКТ-инструмен-тария в контексте конкретизированного предмета, а также перечень критериев соответствия ИКТ экологическим целям педагога колледжа.
1. Присталова А.В., Батарова Т.М. Экспериментальное исследование гражданской позиции обучающихся колледжа. Инновационная наука. 2024; № 1-1: 116-120.
2. Зель А.В. Структурно-процессуальная модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности у студентов университетского колледжа. Вестник науки. 2024; № 6 (75): 882-887.
3. Родина В.Л. Функционально-структурная модель формирования правовой грамотности студентов медицинского колледжа. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 3 (106): 273-276.
4. Камалова М.Н. Перспективы повышения эффективности образовательного процесса с использованием информационных компьютерных технологий. SAI. 2024; № Special Issue 26: 623-625.
5. Батырбаев А.Б. Цифровая дидактика основа для построения современных методик и стратегий обучения. SAI. 2024; № Special Issue 26: 610-614.
6. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Гудермесский педагогический колледж имени С.С-А. Джунаидова». Available at: https://ped-college.prof95.rU/frontpage/page/8
7. Балыкова И.Е., Адольф В.А. Результаты внедрения организационно-педагогических условий формирования общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 210-213.
8. Гришкина Д.А. Результаты экспериментального исследования формирования информационно-методической компетентности студентов педколледжа. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 80-1: 116-118.
References
1. Pristalova A.V., Batarova T.M. 'Eksperimental'noe issledovanie grazhdanskoj pozicii obuchayuschihsya kolledzha. Innovacionnaya nauka. 2024; № 1-1: 116-120.
2. Zel' A.V. Strukturno-processual'naya model' formirovaniya kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti u studentov universitetskogo kolledzha. Vestnik nauki. 2024; № 6 (75): 882-887.
3. Rodina V.L. Funkcional'no-strukturnaya model' formirovaniya pravovoj gramotnosti studentov medicinskogo kolledzha. Mirnauki, kul'iury, obrazovaniya. 2024; № 3 (106): 273-276.
4. Kamalova M.N. Perspektivy povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa s ispol'zovaniem informacionnyh komp'yuternyh tehnologij. SAI. 2024; № Special Issue 26: 623-625.
5. Batyrbaev A.B. Cifrovaya didaktika osnova dlya postroeniya sovremennyh metodik i strategij obucheniya. SAI. 2024; № Special Issue 26: 610-614.
6. Gosudarsivennoe byudzheinoe professional'noe obrazovaiel'noe uchrezhdenie "Gudermesskij pedagogicheskij kolledzh imeni S.S-A. Dzhunaidova". Available at: https://ped-college.prof95.ru/frontpage/page/8
7. Balykova I.E., Adol'f V.A. Rezul'taty vnedreniya organizacionno-pedagogicheskih uslovij formirovaniya obschih kompetencij buduschego uchitelya v pedagogicheskom kolledzhe. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 210-213.
8. Grishkina D.A. Rezul'taty 'eksperimental'nogo issledovaniya formirovaniya informacionno-metodicheskoj kompetentnosti studentov pedkolledzha. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 80-1: 116-118.
Статья поступила в редакцию 05.09.24
УДК 378
Magomedova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special and Clinical Psychology, Dagestan State Pedagogical University
n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF BIOETHICS IN CONDITIONS OF CLASSICAL, NON-CLASSICAL AND POST-NON-CLASSICAL STAGES OF SCIENCE DEVELOPMENT. The article shows the main features of the formation of bioethics in the process of the development of classical, non-classical and post-non-classical stages of the development of science. Currently, the content of the scientific field of bioethics makes a significant contribution to the study of bioethical issues in the field of ecology, biomedicine, preparation of public consciousness for the perception of bioethical ideas in the education system and in the media. Bioethics is considered as an integral science, an educational subject, a worldview, a new kind of human wisdom based on the use of scientific knowledge to ensure social benefits. The article concludes that the awareness of the interdependence of natural science and humanitarian culture, the interrelation of the biosphere, noosphere and ethosphere in the evolution of the Universe, the emergence of ethics of science, the globalization of health problems in connection with the success of biomedical research, paved the way for the formation and development of bioethics in the 21 century and the widespread introduction of its ideas into the educational practice of professional training of future doctors, teachers, and specialists in other fields.
Key words: science, integration, bioethics, globalization processes of natural science and humanitarian culture
А.Н. Магомедова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ БИОЭТИКИ В УСЛОВИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО, НЕКЛАССИЧЕСКОГО И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУКИ
В статье показаны основные особенности становления биоэтики в процессе развития классического, неклассического и постнекпассического этапов развития науки. В настоящее время содержание научного направления биоэтики вносит весомый вклад в исследование биоэтических вопросов в области экологии, биомедицины, подготовки общественного сознания к восприятию биоэтических идей в системе образования и в средствах массовой информации. Биоэтика рассмотрена как интегральная наука, учебный предмет, мировоззрение, новый вид человеческой мудрости, основанный на использовании научного знания для обеспечения социальных благ В статье делается вывод о том, что осознание взаимообусловленности естественно-научной и гуманитарной культуры, взаимосвязи биосферы, ноосферы и этосферы в эволюции Вселенной, появление этики науки, глобализация проблемы здоровья в связи с успехами биомедицинских исследований подготовили почву для становления и развития биоэтики в XXI в. и широкое внедрение её идей в образовательную практику профессиональной подготовки будущих врачей, педагогов, специалистов других сфер.
Ключевые слова: наука, интеграция, биоэтика, глобализационные процессы естественнонаучной и гуманитарной культуры
Актуальность темы статьи обосновывается тенденцией в развитии современного общества, при которой одним из наиболее значимых вызовов на его пути является глобальный экологический кризис. Причиной появления и широкого распространения понятия «биоэтика» в трудах учёных стала наблюдающаяся, начиная с XVI-XVII вв., активизация развития европейской цивилизации. Данная тенденция способствовала росту ценности следующих феноменов: активность, направленная на преобразование окружающей действительности; научное познание; истина; инновационная деятельность [1]. В процессе своего становления биоэтика прошла долгий путь. Во многом её развитие подчинялось и предопределялось содержанием классического, неклассического и постнеклассического этапов развития науки. Рассмотрим этот процесс более подробно.
Ввиду вышеизложенного цель настоящего исследования - рассмотреть становление биоэтики в процессе развития классического, неклассического и постнеклассического этапов развития науки.
Указанной цели соответствуют задачи: рассмотреть изменения в теоретических основаниях науки, произошедшие на рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках классической и неклассической науки; проанализировать теоретические основания постнеклассической науки; показать перспективы развития биоэтики в современных социокультурных условиях.
В ходе решения перечисленных выше задач автором использовался такой метод исследования, как изучение специальной литературы.
Научная новизна статьи заключается в обобщении основных ключевых моментов в процессе становления биоэтики.
Теоретическая значимость состоит в расширении теоретических знаний в области биоэтики как междисциплинарной науки.
Практическая значимость сводится к выявлению практических механизмов использования знаний в области биоэтики в процессе организации профессиональной подготовки современных специалистов различных направлений.
В то же время традиционные воззрения, ставившие во главу угла нравственные и религиозные основы мировоззрения с началом Нового времени начинают отступать перед формирующейся новой парадигмой. В течение длительного периода ведущими тенденциями в развитии мировоззрения оставались сциентизм и техницизм. Последние в наибольшей степени соответствовали тех-
ногенному типу цивилизации, к концу XIX в. распространившемуся почти на весь земной шар [4]. На данном временном промежутке представления классической науки, характерные для Нового времени, также стали отступать на второй план [1]. Существенные трансформации претерпевают сами основания классической науки (табл. 1).
Таблица 1
Изменения в теоретических основаниях науки, произошедшие на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Классическая наука (XVII - конец XIX в.) Неклассическая наука (конец XIX - 70-е гг. XX в.)
Описание свойств явлений и предметов вне их отношения к тем инструментам, с помощью которых они обнаруживаются Максимальный учёт условий наблюдения, каковой понимается неотъемлемая часть самой постановки проблемы
Признание абсолютно достоверных истин и абсолютно достоверного знания Представления о равноправии нескольких различных теоретических подходов к описанию одних и тех же предметов и явлений
Широкое применение математических методов моделирования реальности и эксперимента как основных способов научного познания Усложнение языка теории и всё более высокая математизация (абстракция) физической теории
Понимание любой научной теории как исчерпывающим образом описывающей свойства реальности на базе строго однозначных законов Признание относительной истинности теорий
При этом соотношение между неклассической и классической наукой выстраивается как отношение между общим и частным. Они постоянно взаимодействуют и пребывают в единстве. Классическая наука стала частью неклас-