Научная статья на тему 'ПРЕТВОРЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КАТТА АШУЛА В РОМАНСАХ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (на примере произведений Камиля Кенжаева и Ойдин Абдуллаевой)'

ПРЕТВОРЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КАТТА АШУЛА В РОМАНСАХ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (на примере произведений Камиля Кенжаева и Ойдин Абдуллаевой) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
романс / катта ашула / традиция / интонация / образ / высокий регистр / жанр / звуковой мир / стиль / пение / выразительность / объёмность дыхания / поэтическое слово / импровизация / romance / katta ashula / tradition / intonation / image / high register / genre / sound world / style / singing / expressiveness / volume of breathing / poetic word / improvisation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аппазова Ленара Имрановна

Акцентируется внимание на претворении традиций жанра узбекского классического песенного искусства, свойственного региону Ферганской долины и Ташкенту катта ашула в камерно-вокальном творчестве современных композиторов Узбекистана Камиля Кенжаева (р. 1939) и Ойдин Абдуллаевой (р. 1976). Цель и задачи статьи состоят в выявлении и раскрытии музыкальных особенностей жанра катта ашула в романсах «Битта ўзим биламан…» («Знаю я один…»), «Розимасман» («Не согласен я») К. Кенжаева, «Нур мисоли» («Луч света»), «Ҳижрон кунларида» («В дни разлуки») О. Абдуллаевой. Каждое из этих сочинений является высоким художественным образцом претворения традиций катта ашула в современном романсе. На основе применения сравнительного метода анализа данных сочинений выявлены особенности жанра катта ашула, которые ярко проявились на различных уровнях: тесная связь с исконными традициями народа, образный мир поэтического текста и его интерпретация, приемы фазового музыкального развития, импровизационность, орнаментальность и напевность вокальной мелодии, использование тончайших вибраций и украшений-мелизмов. В процессе рассмотрения романсов К. Кенжаева и О. Абдуллаевой раскрываются индивидуальные подходы композиторов к интерпретации особенностей жанра катта ашула и поискам органичного синтеза с современными тенденциями развития музыкальной мысли. Автор статьи обобщает научно-исследовательский опыт аналитических наблюдений над развитием узбекского романса рубежа ХХ–ХХI вв. и приходит к выводу о значимости возрождения национальных духовных ценностей в прогрессивном развитии музыкальной культуры Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE TRADITIONS OF KATTA ASHULA IN THE ROMANCES OF COMPOSERS OF UZBEKISTAN (on the example of the works of Kamil Kenzhaev and Oydin Abdullaeva)

The article focuses on the implementation of the traditions of the genre of Uzek classical song art, characteristic of the Fergana Valley region and Tashkent katta ashula, in the chamber and vocal works of modern composers of Uzbekistan Kamil Kenzhaev (b. 1939) and Oydin Abdullaeva (b. 1976). The purpose and objectives of the article are to identify and disclose the musical features of the katta ashula genre in the romances “Bitta uzim bilaman...” (“I alone know...”), “Rozimasman” (“I disagree”) by K. Kenzhaeva, “Nur misoli” (“Ray of light”), “Khizhron kunlarida” (“In the days of separation”) by O. Abdullayeva. Each of these works is a high artistic example of the implementation of katta ashul traditions in modern romance. Based on the use of a comparative method of analyzing these works, the author of the article identified the features of the katta ashula genre, which were clearly manifested at various levels: close connection with the primordial traditions of the people, the figurative world of the poetic text and its interpretation, techniques of phase musical development, improvisation, ornamentation and melodiousness vocal melody, the use of subtle vibrations and melisma decorations. In the process of considering the romances of K. Kenzhaev and O. Abdullaeva, the individual approaches of composers to the interpretation of the features of the katta ashula genre and the search for an organic synthesis with modern trends in the development of musical thought are revealed. The author of the article summarizes the research experience of analytical observations on the development of Uzbek romance at the turn of the 20th – 21st centuries and comes to the conclusion about the significance of the revival of national spiritual values in the progressive development of the musical culture of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ПРЕТВОРЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КАТТА АШУЛА В РОМАНСАХ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (на примере произведений Камиля Кенжаева и Ойдин Абдуллаевой)»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. C. 148-155 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 3, pp. 148-155 ISSN 2308-1031

© Аппазова, Л.И., 2024 УДК 78.06

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-148-155

ПРЕТВОРЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КАТТА АШУЛА В РОМАНСАХ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (на примере произведений Камиля Кенжаева и Ойдин Абдуллаевой)

Л.И. Аппазова1

1 Государственная консерватория Узбекистана, Ташкент, 100000, Республика Узбекистан

Аннотация. Акцентируется внимание на претворении традиций жанра узбекского классического песенного искусства, свойственного региону Ферганской долины и Ташкенту катта ашула в камерно-вокальном творчестве современных композиторов Узбекистана Камиля Кенжаева (р. 1939) и Ойдин Абдуллаевой (р. 1976). Цель и задачи статьи состоят в выявлении и раскрытии музыкальных особенностей жанра катта ашула в романсах «Битта узим била-ман...» («Знаю я один...»), «Розимасман» («Не согласен я») К. Кенжаева, «Нур мисоли» («Луч света»), «Х,ижрон кун-ларида» («В дни разлуки») О. Абдуллаевой. Каждое из этих сочинений является высоким художественным образцом претворения традиций катта ашула в современном романсе. На основе применения сравнительного метода анализа данных сочинений выявлены особенности жанра катта ашула, которые ярко проявились на различных уровнях: тесная связь с исконными традициями народа, образный мир поэтического текста и его интерпретация, приемы фазового музыкального развития, импровизационность, орнаментальность и напевность вокальной мелодии, использование тончайших вибраций и украшений-мелизмов. В процессе рассмотрения романсов К. Кенжаева и О. Абдуллаевой раскрываются индивидуальные подходы композиторов к интерпретации особенностей жанра катта ашула и поискам органичного синтеза с современными тенденциями развития музыкальной мысли. Автор статьи обобщает научно-исследовательский опыт аналитических наблюдений над развитием узбекского романса рубежа ХХ-ХХ1 вв. и приходит к выводу о значимости возрождения национальных духовных ценностей в прогрессивном развитии музыкальной культуры Узбекистана.

Ключевые слова: романс, катта ашула, традиция, интонация, образ, высокий регистр, жанр, звуковой мир, стиль, пение, выразительность, объёмность дыхания, поэтическое слово, импровизация Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Аппазова Л.И. Претворение традиций катта ашула в романсах композиторов Узбекистана (на примере произведений Камиля Кенжаева и Ойдин Абдуллаевой) // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. С. 148-155. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-148-155.

IMPLEMENTATION OF THE TRADITIONS OF KATTA ASHULA IN THE ROMANCES OF COMPOSERS OF UZBEKISTAN (on the example of the works of Kamil Kenzhaev and Oydin Abdullaeva)

L.I. Appazova1

1 State Conservatory of Uzbekistan, Tashkent, 100000, Republic of Uzbekistan

148

Abstract. The article focuses on the implementation of the traditions of the genre of Uzek classical song art, characteristic of the Fergana Valley region and Tashkent katta ashula, in the chamber and vocal works of modern composers of Uzbekistan Kamil Kenzhaev (b. 1939) and Oydin Abdullaeva (b. 1976). The purpose and objectives of the article are to identify and disclose the musical features of the katta ashula genre in the romances “Bitta uzim bilaman...” (“I alone know...”), “Rozimasman” (“I disagree”) by K. Kenzhaeva, “Nur misoli” (“Ray of light”), “Khizhron kunlarida” (“In the days of separation”) by O. Abdullayeva. Each of these works is a high artistic example of the implementation of katta ashul traditions in modern romance. Based on the use of a comparative method of analyzing these works, the author of the article identified the features of the katta ashula genre, which were clearly manifested at various levels: close connection with the primordial traditions of the people, the figurative world of the poetic text and its interpretation, techniques of phase musical development, improvisation, ornamentation and melodiousness vocal melody, the use of subtle vibrations and melisma decorations. In the process of considering the romances of K. Kenzhaev and O. Abdullaeva, the individual approaches of composers to the interpretation of the features of the katta ashula genre and the search for an organic synthesis with modern trends in the development of musical thought are revealed. The author of the article summarizes the research experience of analytical observations on the development of Uzbek romance at the turn of the 20th - 21st centuries and comes to the conclusion about the significance of the revival of national spiritual values in the progressive development of the musical culture of Uzbekistan.

Keywords: romance, katta ashula, tradition, intonation, image, high register, genre, sound world, style, singing,

expressiveness, volume of breathing, poetic word, improvisation

Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Appazova, L.I. (2024), “Implementation of the traditions of katta ashula in the romances of composers of Uzbekistan (on the example of the works of Kamil Kenzhaev and Oydin Abdullaeva)”, Journal of Musical Science, vol. 12, no. 3, pp. 148-155. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-148-155.

Романс является важнейшим жанром узбекского композиторского творчества, отражающим мир мыслей и чувств, духовное богатство человека. Показателен интерес композиторов к поэзии классиков Востока и современности, характеризующийся устремлением к эмоциональным нюансам душевных движений, приводящим к обновлению музыкальных выразительных средств в результате оригинальных композиторских интерпретаций поэтических источников. Наряду с классическими поэтическими миниатюрами Омара Хайяма, Алишера Навои, Ибн Сины, Зебуннисы, Надиры, Увайси композиторов привлекают стихотворения Хамида Алимджана, Зульфии, Миртемира, Айбека, Тураба Тулы, Абдуллы Арипова, Эркина Вахидова, Нормурода Нарзуллае-ва, Камола Рахмона, Азима Суюна, Фариды Афруз, Сайеры Туйчиевой, Мухаммада Юсуфа, Санджара Янышева и др.

Изучение романса ставит перед исследователем множество проблем, касающихся интерпретации жанра поэтического источника, приемов развития

музыкального материала: формы, стиля. При этом одной из важнейших задач является раскрытие особенностей вокальной мелодии, интонационного строя, орнаментики - основополагающих компонентов национальной образности музыки. Орнаментальность вокальной мелодии узбекских романсов обусловлена своеобразно неповторимой самобытной напевностью, тончайшими вибрациями, проявляющимися в индивидуальном исполнительском процессе, которые подчас трудно досконально, наиболее разнообразно зафиксировать в нотной записи. «Композитор может, не нарушая общих контуров речевого ритма и интонации, углубить акценты, растянуть ударные гласные (количественный акцент), изменить скачки к ударным гласным (мелодический акцент), заполнить скачки плавным мелодическим движением на безударных гласных (вместо повторения одной ноты)»1. Но даже такая предельно тщательная детализация нотной записи вокализации поэтического текста, ее выразительных средств, всегда подвер-

гается индивидуальному восприятию и интерпретации певцом в соответствии с тембром голоса, эмоциональным состоянием, акустикой зала или открытой площадки.

Неповторимо своеобразный мелодический стиль современных узбекских романсов обнаруживает влияние различных факторов, важнейшими из которых являются традиции искусства катта ашу-ла, научно обоснованного и всесторонне раскрытого исследователем узбекской традиционной музыки, доктором искусствоведения, профессором Рустамбеком Абдуллаевым (2022). Характеризуя катта ашула, Р. Абдуллаев отмечает: «Катта ашула (буквально «большая или высокая (возвышенная) песня») - самобытный вокально-песенный жанр Ферганской долины, пользующийся огромной популярностью в художественной культуре Узбекистана» (2022, с. 238).

Традиции искусства катта ашула сохранили его художественно-эстетическую ценность данного жанра для современного композиторского творчества и прежде всего для его обновления. «В чем же заключается то особое, отличительное, что придает произведениям современной узбекской музыки черты неповторимого своеобразия? Прежде всего, конечно, во всем том, что связывает их с художественными традициями народа» (Вызго Т., 1977, с. 12). В этом смысле узбекские композиторы ощутили неодолимую потребность поиска новаций в национальном наследии и вокально-песенный жанр катта ашула открыл им поистине неисчерпаемые возможности.

Искусство пения катта ашула, формировавшееся на протяжении столетий, стало классической традицией, сохранившей духовное богатство узбекской национальной музыкальной культуры, имеющей высокую эстетическую ценность не только в этническом, но и в модифика-

ционном измерении. Вокальный стиль катта ашула в соответствии с устойчивостью функционирования в социокультурной жизни постоянно обогащался новыми компонентами и продолжает интенсивно развиваться в эпоху глобализации.

Комплекс музыкально -выр азитель -

ных средств, характеризующих катта ашула, проявляющихся в масштабности развертывания композиции интонационной насыщенностью, богатейшей орнаментикой и вокализацией, ритмичной стабильностью, импровизационным экспериментом является выражением чувств и мыслей современного представителя узбекского народа. Все это обнаруживается в современных узбекских романсах, отражающих духовный мир личности, через призму индивидуально переосмысленных традиций искусства катта ашула, его колоссального эмоционального воздействия на слушателя. Осознавая духовную силу жанра катта ашула, композиторы стремились глубоко проникнуть в тайны исполнительского мастерства хафизов, чтобы претворить в своих романсах их художественно-эстетические принципы постигнуть манеру национального пения, его тембровую характерность, яркость звучности, передать широко объемность дыхания, вибрации. Вокальные приемы катта ашула композиторы используют в романсах очень индивидуально в соответствии со своими художественно-эстетическими принципами.

Говоря о вокальной музыке Камиля Кенжаева, следует прежде всего отметить теснейшую связь с узбекской народной культурой, на прочном фундаменте которой ярко раскрылось индивидуальное своеобразие его музыкального языка. Опираясь на интонационный строй, ритмические особенности узбекского мелоса, К. Кенжаев создал собственный музыкальный почерк, сочетающий нацио-

нальные традиции с современными выразительными средствами.

Переосмысление приемов исполнительских традиций катта ашула обнаруживаются в романсе К. Кенжаева «Битта узим биламан...» («Знаю я один...») на слова Х. Мухаммада позволило подчинить традиционные приемы оригинальному композиторскому стилю, ставшие средствами его индивидуального музыкального языка. При этом традиция катта ашула обнаруживается в индивидуальном претворении особенностей жанра, отмеченных Р. Абдуллаевым: «Катта ашула свойственны умеренный и спокойный темп, однако характер движения песни во многом зависит от ее содержания и типов мелодико-интонационного развертывания» (1987, с. 252). В данном романсе опора на традиции катта ашула определяет его неповторимое своеобразие, позволяет композитору раскрыть чувства и мысли героя, пытающегося проанализировать ситуацию, найти ответ на жизненно важные философские вопросы бытия, требующие решения. Наряду с приемами вокального искусства хафизов в катта ашула, К. Кенжаев применяет также и способы современного вокального исполнительства.

«К новым приемам вокального звукоизвлечения очевидного инструментального происхождения можно отнести и непривычное использование выдоха, когда воздух сам по себе становится источником звука» (Савенко С., 2003, с. 48). К. Кенжаев использует данный вокальный прием для передачи психологически сложных эмоциональных состояний героя, переживающего творческие муки, противопоставляющего свою личность обывателям, лишенным возвышенного поэтического чувства. В роли лейтмотивной интонации выступает мелодическое зерно, состоящее из нисходящей се-кундовой попевки, из которой вырастают

все тематические образования. Появляясь в инструментальном вступлении, эта лейтмотивная интонация приобретает новый психологический оттенок в начальной фразе вокальной партии и в дальнейшем видоизменяется в зависимости от эмоционального контекста. Завершается романс инструментальным рефреном на материале вступления, что образует смысловую арку, обрамление, придающее произведению еще большую целостность.

В романсе К. Кенжаева «Розимасман» («Не согласен я») на стихи Х. Алимджа-на, привлекшие композитора психологической тонкостью лирического содержания, высоким эстическим смыслом, нравственным тонусом, традиции жанра катта ашула обнаруживаются в выразительной роли регистрово-тембрового фактора музыкального развития. «Важное значение при исполнении катта ашула придается регистрово-тембровому фактору. Именно в выборе регистра и тембра проявляется художественный вкус певца и утверждается красота звучания пения» (Абдуллаев Р., 1987, с. 253).

Композитор не случайно обратился к семантике вальса, который как никакой другой музыкальный жанр способен проникать в сознание слушателя, глубоко затрагивая струны его души. Вальс способен правдиво отражать различные жизненные ситуации, соприкосновения со сложными психологическими коллизиями. Романс выдержан в темпе Andantino. Особое значение для характера произведения имеет ремарка композитора Tempo di valse, способствующая ощущению легкости, кружения и взволнованности. Романс имеет строфическую форму, четкие границы разделов, связанных с повышением тесситуры, изменением метроритмического параметра.

Творческое претворение традиций катта ашула предало романсу «Розима-сман» особую выразительность, возвы-

шенность проявления лирических чувств, эмоциональную наполненность. Именно эти качества обнаруживают черты общности с развитием музыкального материала в катта ашула. Это проявляется в постепенном повышении тесситуры, плавности и гибкости мелодической линии. Каждая фраза имеет законченность, обособленность и яркую мелодическую образность. Большое значение в романсе приобретают выразительные регистрово-тембровые возможности музыкального развития, связанные с жанром катта ашула. Именно эти качества обеспечили романсу «Розимасман» востребованность и популярность. Данное произведение широко используется в учебно-образовательном процессе и в концертно-исполнительской практике, в программах республиканских и международных конкурсов вокалистов.

Фортепианная партия романса взаимодополняет и обогащает душевные порывы, отраженные в поэтических строках. Композитор широко использует выразительные возможности мажора и минора, аккордов терцовой и кварто-квинтовой структуры. Большое внимание уделяется мелодическому движению. Межтактовые синкопы, паузы на первых долях тактов усиливают обозначенную композитором вальсовую стилистику музыки.

В романсе Ойдин Абдуллаевой «Нур мисоли» («Луч света») для сопрано и фортепиано на стихи Гульчехры Нуруллаевой оригинально претворяются исполнительские традиции катта ашула. Композитор использует приемы, характерные для данного жанра: вокализация на гласную о, частые внутритактовые распевы. Романс посвящен раскрытию духовного мира современной узбекской жизни. Музыка углубляет содержание поэтического текста Г. Нуруллаевой, связанного с борьбой узбекской женщины против насилия, за гендерное равенство. Композитор использует выразительные средства

катта ашула, воплощая сложные чувства любви, переживания. Романс «Нур мисоли» проникнут социальными идеями нынешнего времени, стремлениями, духом борьбы за права и интересы женщин, за самоутверждение личности.

Стихи Г. Нуруллаевой получили новую жизнь и чувственное воплощение в романсе О. Абдуллаевой. Поэтические строки творчески переосмыслены композитором. Романс «Нур мисоли» поражает глубоким внутренним единством поэтического текста и музыкальной мысли, единством вокальной и фортепианной партий. Гармоничный синтез вокальной и фортепианной партий, диалоги, чередующиеся в передаче настроений, достигаются регистровыми взаимодополнениями элементов музыкальной ткани. Таким образом, колористическая смысловая нагрузка лирико-медитативной вокальной и фортепианной партий отражает специфику лирических разделов катта ашула.

В драматургическом плане в романсе «Нур мисоли» прослеживаются сквозная линия сюжетного развития внутреннего стремления женщины к счастью. Фортепианная фактура во вступлении представляет собой размеренный звуковой фон. Вокальная партия отличается мелодической красотой, раскрывающей духовный мир узбекской женщины.

В процессе музыкального развития важное значение приобретает принцип импровизационного развертывания, свойственного катта ашула. Он способствует непрерывности и текучести музыкальной мысли. «Даже талантливому опытному автору трудно найти тонкие методы внесения подвижных зон в стабильные структуры и естественно использовать контакт фиксированной музыки с мобильными фрагментами в горизонтали и вертикали, сохранив при этом свою власть над художественными нюансами результата» (Сапонов М., 1982,

с. 62). В этом отношении О. Абдуллаевой удалось найти органичное соединение стройной композиторской структуры и импровизационности, благодаря чему опора на традиции катта ашула обогатила стиль произведения.

Романс О. Абдуллаевой «Х^ижрон кун-ларида» («В дни разлуки») на стихи Зульфии для сопрано и фортепиано посвящен теме разлуки, любви и верности. Поэтический мир творчества Зульфии очень богат и красочен. В нем ярко отражена эмоционально насыщенная жизнь женской души. В творчестве О. Абдуллаевой личность Зульфии и ее поэзия занимают особое место. О. Абдуллаева вошла в историю узбекской культуры как первый лауреат, удостоенный премии Зульфии. Их связывает неустанный поиск выразительных форм отражения истины через творчество.

Романс «Х^ижрон кунларида» представляет собой своеобразную поэму-откровение, где властвует возвышенный образ любви, преданности, оттеняемый светлой печалью и погружением в элегичные воспоминания. Романс отличается глубиной образного мира и откровением поэтической души. Лирико-философское содержание романса раскрывается композитором с непревзойденным мастерством. Романс имеет трехчастную репризную форму, в которой кульминация находится в третьей части. Музыка отличается подвижностью музыкальной мысли. Для вокальной партии характерна плавность мелодических линий, которая дополняется чувственными порывами в фортепианной партии. Мелодия в пределах сексты строится на поступенном восходящем движении с небольшими подъемами в завершениях поэтических строк.

Партия фортепиано является полноправным участником музыкальной драматургии и также отражает настроение поэтических строк, богатство и разнообразие эмоционально-смысловых нюансов поэ-

зии Зульфии. Музыка и слово очень тесно переплетены в романсе и неделимы.

Переход от одной части к другой осуществляется в романсе путем инструментальной связки, которая основывается на мелодическом материале следующей части. Мелодическое развитие романса представляет собой общую волну душевных откровений. Лаконизм музыкального выражения обусловлен жанром камерно-вокальной лирики. Романс объединен сюжетным стержнем, идеей и настроением, образным содержанием. Драматическим центром является средняя часть. Помещение кульминации в среднюю часть произведения придает ему черты концентрической формы. «В оформление центрального раздела проникает периодичность, что оказывается существенным для композиционного плана целого» (Гончаренко С., 1984, c. 30). Такого рода драматургический прием О. Абдуллаевой способствует раскрытию кульминации как ключевого раздела в катта ашула -зоны ауджа как высокой кульминации и важнейшего раздела композиции. Музыкальное развитие и эмоциональная кульминация получают здесь яркое воплощение. Вокальная партия развертывается по принципу постепенного повышения тесситуры. Кульминация-аудж звучит в нюансе ff, передавая эмоциональное напряжение чувств.

Романс О. Абдуллаевой воспринимается как монолог-размышление, в котором важную выразительную роль играют речевые интонации. «Содержательность и осмысленность речевых интонаций несомненны» (Мазель Л., 1983, с. 10). Исходя из этого в данном романсе каждая речевая интонация наполнена глубоким смыслом.

В осмыслении образного содержания лаконизм романса О. Абдуллаевой важное значение имеет понимание значимости монологического вида высказывания. «Для музыки имела особенное значение

именно та, наиболее условная с точки зрения жизненного правдоподобия, форма монолога, в которой раскрывается внутренний мир человека: монолог-самовыражение, монолог-медитация» (Васина-Гроссман В., 1978, с. 99). Этот романс поражает глубиной композиторской мысли и единством музыки и поэзии.

Обобщая аналитические наблюдения над романсами К. Кенжаева и О. Абдул-

лаевой, следует подчеркнуть, что их новаторство заключается в воплощении лирических стихотворений узбекских поэтов, на основе взаимосвязи современных выразительных средств с национальными традициями катта ашула. Композиторы многогранно раскрывают в романсах духовный мир современного человека, неотделимого от генетических истоков национального культурного наследия.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие / отв. ред. О.П. Коловский. Л.: Музыка, 1988. С. 244.

ЛИТЕРАТУРА

Абдуллаев Р.С. Исполнительские традиции жанра катта ашула // Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность: Сб. материалов Второго Междунар. музыковед. симпоз. Самарканд, 7-12 окт. 1983 г. / сост. Д.А. Рашидова, Т.Б. Гафурбеков; отв. ред. Н.Г. Шахназарова. М.: Сов. композитор, 1987. С. 250-255.

Абдуллаев Р.С. Основы узбекской традиционной музыки: Моногр. Ташкент: Мусица, 2022. 442 с.

Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. М.: Музыка, 1978. 368 с.

Вызго Т.С. Узбекское музыкознание на современном этапе // Узбекская музыка на современном этапе. Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1977. С. 5-16.

Гончаренко С.С. Драматургические и композиционные принципы концентрической музыкальной формы. Новосибирск, 1984. 52 с.

Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Те-орет. очерк. М.: Музыка, 1983. 72 с.

Савенко С. К проблеме нового вокального письма в музыке ХХ столетия // Современное исполнительство: К проблеме интерпретации музыки ХХ века. М., 2003. С. 44-49.

Сапонов М.А. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка, 1982, 77 с.

REFERENCES

АЬ4и11аеу, R.S. (1987), “Performing traditions of the katta ashula genre”, Traditsii muzikalnykh kul’tur narodov Blizhnego, Srednego Vostoka i sovremennost' [Traditions of musical cultures of the peoples of the Near and Middle East and modernity], in DA. Rashidova, T.B. Gafurbekov, N.G. Shahnazarova (ed.), Sovetskii kompozitor, Moscow, pp. 250-255. (in Russ.)

Аbdu11aev, R.S. (2022), Osnovy uzbekskoi traditsionnoy muzyki [The basics of Uzbek traditional music], Musiqa, Tashkent, 442 p. (in Russ.)

Goncharenko, S.S. (1984), Dramaturgicheskie i kompozitsionnye printsipy kontsentricheskoi muzikalnoi formy [Dramatic and compositional principles of the concentric musical form], Novosibirsk, 52 p. (in Russ.)

Mazel’, Ь.А. (1983), O prirode i sredstvakh muzyki [About the nature and means of music], Muzyka, Moscow, 72 p. (in Russ.)

Saponov, MA. (1982), Iskusstvo improvizatsii: Improvizatsionnye vidy tvorchestvav zapadnoevropeyskoi muzyke srednikh vekov i Vozrozhdeniya [The art of improvisation: Improvisational types of creativity in Western European music of the Middle Ages and Renaissance], Muzyka, Moscow, 77 p. (in Russ.)

Savenko, S. (2003), “On the problem of new vocal writing in the music of the twentieth century”, Sovremennoe ispolnitelstvo: K probleme interpretatsii muzyki XX veka [Modern performance: On the problem of interpreting music of the twentieth century], Moscow, pp. 44-49. (in Russ.)

Vasina-Grossman, У.А. (1978), Muzyka i

poeticheskoe slovo [Music and the poetic word], Muzyka, Moscow, 368 p. (in Russ.)

Vyzgo, T.S. (1977), “Uzbek musicology at the present stage”, Uzbekskaya muzyka na sovremennom etape [Uzbek music at the present stage], Izdatel’stvo literatury i iskusstva imeni Gafura Gulyama, Tashkent, pp. 5-16. (in Russ.)

Сведения об авторах

Аппазова Ленара Имрановна, самостоятельный соискатель (PhD), (Ташкент, Республика Узбекистан)

E-mail: app azovalenara130n987@gmail.com

Authors Information

Lenara I. Appazova, independent candidate (PhD) (Tashkent, Republic of Uzbekistan) E-mail: appazovalenara13011987@gmail.com

Поступила в редакцию 08.04.2024 Received 08.04.2024

После доработки 24.07.2024 Revised 24.07.2024

Принята к публикации 17.08.2024 Accepted for publication 17.08.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.