Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ УЗБЕКСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПЕВЦА'

ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ УЗБЕКСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПЕВЦА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛ / ЛИРИКА / ПЕНИЕ / ПЕВЕЦ / МУЗЫКА / КОЛОРИТ / ПОЭТ / СТИХ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саидмухамедова Л. З.

профессия певца в полной мере отвечает интересам, особенностям и способностям молодежи, стремящейся настойчиво и целеустремленно овладевать вокальным искусством, чтобы дарить людям положительные эмоции, радость, настраивать их на светлое, позитивное, оптимистическое восприятие мира. Воспитание высоких духовных качеств личности особенно эффективно и успешно осуществляется на материале современной узбекской вокальной лирики. Осознавая это, узбекские композиторы уделяют этому жанру особое внимание, создают вокальные лирические произведения, отличающиеся глубоким образным содержанием, ярким и самобытным музыкальным языком, выразительным вокальным колоритом. Таковы вокальные сочинения таких мастеров вокальной лирики, как Рустам Абдуллаев, Хабибулла Рахимов, Мустафо Бафоев, Аваз Мансуров, Надим Нарходжаев, Алишер Икрамов, Дилором Амануллаева, Ойдин Абдуллаева, Хуршида Хасанова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF MODERN UZBEK VOCAL LYRICS IN THE EDUCATION OF A YOUNG SINGER

the singer's profession fully meets the interests, characteristics and abilities of young people who strive persistently and purposefully to master the vocal art in order to give people positive emotions, joy, tune them to a bright, positive, optimistic perception of the world. The upbringing of high spiritual qualities of a person is especially effective and successfully carried out on the material of modern Uzbek vocal lyrics. Realizing this, Uzbek composers pay special attention to this genre, create vocal lyric works that are distinguished by deep figurative content, bright and original musical language, expressive vocal flavor. These are the vocal compositions of such masters of vocal lyricism as Rustam Abdullaev, Khabibulla Rakhimov, Mustafo Bafoev, Avaz Mansurov, Nadim Nakhodjaev, Alisher Ikramov, Dilorom Amaaeva, Oydin Abdullaeva, Khurshida Khasanova.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ УЗБЕКСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПЕВЦА»

ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ УЗБЕКСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПЕВЦА Саидмухамедова Л.З.

Саидмухамедова Лола Зайнутдиновна - старший преподаватель, Кафедра академического пения и оперной подготовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан

Аннотация: профессия певца в полной мере отвечает интересам, особенностям и способностям молодежи, стремящейся настойчиво и целеустремленно овладевать вокальным искусством, чтобы дарить людям положительные эмоции, радость, настраивать их на светлое, позитивное, оптимистическое восприятие мира. Воспитание высоких духовных качеств личности особенно эффективно и успешно осуществляется на материале современной узбекской вокальной лирики. Осознавая это, узбекские композиторы уделяют этому жанру особое внимание, создают вокальные лирические произведения, отличающиеся глубоким образным содержанием, ярким и самобытным музыкальным языком, выразительным вокальным колоритом. Таковы вокальные сочинения таких мастеров вокальной лирики, как Рустам Абдуллаев, Хабибулла Рахимов, Мустафо Бафоев, Аваз Мансуров, Надим Нарходжаев, Алишер Икрамов, Дилором Амануллаева, Ойдин Абдуллаева, Хуршида Хасанова.

Ключевые слова: вокал, лирика, пение, певец, музыка, колорит, поэт, стих, воспитание.

THE MEANING OF MODERN UZBEK VOCAL LYRICS IN THE EDUCATION OF

A YOUNG SINGER Saidmukhamedova L.Z.

Saidmukhamedova Lola Zainutdinovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT ACADEMIC SINGING AND OPERA TRAINING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT. REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the singer's profession fully meets the interests, characteristics and abilities of young people who strive persistently and purposefully to master the vocal art in order to give people positive emotions, joy, tune them to a bright, positive, optimistic perception of the world. The upbringing of high spiritual qualities of a person is especially effective and successfully carried out on the material of modern Uzbek vocal lyrics. Realizing this, Uzbek composers pay special attention to this genre, create vocal lyric works that are distinguished by deep figurative content, bright and original musical language, expressive vocal flavor. These are the vocal compositions of such masters of vocal lyricism as Rustam Abdullaev, Khabibulla Rakhimov, Mustafo Bafoev, Avaz Mansurov, Nadim Nakhodjaev, Alisher Ikramov, Dilorom Amanullaeva, Oydin Abdullaeva, Khurshida Khasanova.

Keywords: vocals, lyrics, singing, singer, music, color, poet, verse, education.

УДК 078

Вокальная лирика имеет свою специфику, которая выражается в психоличности, углубленности во внутренний мир человека, в его чувства, переживания. Любовь и разлука, радости встречи, философские размышления о смысле жизни восхищение красотой восточной природы - все это можно найти в вокальной лирике узбекских композиторов.

В качестве поэтических текстов узбекские композиторы выбирают для своих вокальных сочинений стихи великих мыслителей прошлого - Навои, Бабура, Ибн Сино, Омара Хайяма, Дехлеви, Ширази, Нодиры, Увайси. Произведения этих гениев востока удивительно созвучны нашему времени, что получает отражение в вокальном мелосе, ритмической организации вокальной речи. Широк круг современных поэтов, привлекающих внимание наших композиторов. Особенно востребованы стихи таких поэтов как Абдулла Орипов, Эркин Вахидов, Нормуд Нарзуллаев, Рамз Бабаджан, Омон Матчан, Зульфия Муминова, Усмон Носир. Огромен интерес современных композиторов также к произведениям Зульфии Исраиловой и Хамида Алимджана.

«Конкретное содержание поэтического текста и музыки, - подчеркивает известный вокальный педагог, заслуженный работник культуры Узбекистана профессор Мукаддас Ризаева, - не только включает наше сознание, но и возбуждает эмоциональную сферу. У поющего возникает художественное чувство. Оно должно быть настолько ярким, что должно вызывать отклик в душах слушательной аудитории, чтобы те, кому адресовано исполнение, прониклись сочувствием к воображаемому персонажу или наоборот. Только тогда можно говорить о воздействии искусства, о его влиянии и воспитательной функции».

Действительно, глубокое постижение смысла и образного содержания узбекской вокальной лирики молодым певцом помогает ему донести свое исполнение вокального произведения до слушателя. А для

этого необходима большая и целенаправленная работа над лирическими романсами и песнями под руководством педагога. В этом направлении ценным методическим руководством может послужить учебное пособие «Вокальная лирика Рустама Абдуллаева» М.Ризаевой, в котором предлагаются для изучения вокальные сочинения композитора на стихи народного поэта Узбекистана Абдуллы Орипова, первого слушателя созданных Рустамом Абдуллаевым сочинений на его тексты. «Стихи Орипова зажгли горячий творческий темперамент Абдуллаева своей глубочайшей содержательностью, удивительной поэтичностью и вдохновленностью, мгновенное вызвавшие оригинальные музыкальные решения».

Вдохновляясь поэзией великого современника, Абдуллаев создал художественно ценные вокальные сочинения, выдвигая на первый план философско-этические проблемы, страстный патриотический пафос, любовь к Родине, к родной земле. Показательны в этом отношении вокальные сочинения "Ватан" ("Родина"), "Хотира" ("Память"), "Дунё" ("Мироздание") на стихи Орипова. Изучение этих и других вокальных сочинений Абдуллаева на стихи Орипова открывает молодому певцу широкие горизонты познания мира, осмысление своего места на земле, воспитывает высокие гражданские чувства и мысли, любовь к Родине.

В формировании жизненной позиции молодого человека, выбирающего свой путь в жизни, важное воспитательное значение имеет изучение романса «Вир Карасам" ("Взгляд на жизнь") Абдуллаева на стихи Орипова. Содержание его связано с философской проблематикой, вопросами предназначения человека на земле, быстротечности и бренности земного бытия, космической вечности. Романс имеет сквозную, импровизационную форму, сложную метроритмическую организацию, ставящие перед певцом сложные технологические задачи. Речитативно-декламационный склад вокальной партии, высокая позиционная тесситура требуют тщательной работы над дикцией и интонационными деталями.

Большее воспитательное значение имеет лирическая песня "Давра кушигм" ("Песня времени") Р.Абдуллаева на стихи Н.Нарзуллаева, проникнутая серьезным философским подходом, глубинной поэтичной и музыкальной мысли. Она написана для низкого голоса и требует хорошей певческой артикуляции, звуковой опоры, объемного дыхания. Исполняя это вокальное произведение, певец должен следить за кантиленой добиваться при этом метроритмичной четкости произношения слов.

Богатством духовного мира характеризуется романс «Юлдузлар" ("Звезды") X. Рахимова на стихи Р.Бабаджана. Лирико-философский романс проникнут выражением чувства любви и размышлении о космической природе мироздания. Вокальная партия изложена в удобной тесситуре. Работа над романсом полезна для сглаживания переходных тонов голоса, от верхних к средним тонам. В раскрытии образного содержания романса молодому певцу следует обратить внимание на ясное и чёткое произношение поэтического текста, а также на музыкальную артикуляцию.

Романс "Мухаббат" ("Любовь") Х. Рахимова на слова Р. Бабаджана является, по сути, вокальной лирической поэзией, в которой раскрывается широкая градация лирических переживаний. Частая смена темпа, размера, видов фактуры фортепианного сопровождения подчеркивают психологическую сложность лирического образа. Композитор использует разнообразные средства музыкально -поэтической выразительности, утверждает устойчивые, вечно непреходящие эстетические ценности. Исполнение вокальной партии требует хорошей певческой дыхательной установки голоса. Кульминация романса должна быть исполнена на высоком эмоциональном подъёме, очень ярко и патетично. Вокалисту необходимо следить за округленностью фраз, не терять опору дыханию, не допускать формирования звука в кульминации романса.

Изумительной красотой гармоничного восприятия окружающего мира отличаются лирические песни М. Бафоева, которые являются прекрасным средством восприятия высоких морально-этических качеств личности. Лирическая песня "Богши ЪаИопш, Ъогши" ("Пришла весна моя") М.Бафоева на стихи Р.Парфи раскрывает мир юности. Это не только весна как время года, когда расцветают цветы. Но и весна человеческой жизни, когда человеческое сердце озаряется любовью. Тем самым лирическая песня приобретает глубоко философский смысл. Возрождение природы и пробуждение любви таков смысл содержания этого чудесного произведения. Песня предназначена для среднего голоса и очень удобна в вокальном отношении. Исполняя песню, необходимо передать светлое весеннее лирическое настроение и найти для этого необходимые выразительные средства. Вокальная партия изложена вначале в низкой тесситуре, но постепенно тесситура повышается, а в конце песни вновь возвращается к исходной позиции на вокализе на слог "1а". В песне необъятно ёмко и глубоко передана основная поэтическая мысль песни, повествующая о вечном возвращении природы и вечности бессмертной человеческой души. Работая над данным произведением, важно следить за опорой дыхания, чистотой интонирования, ощущением фраз, которые необходимо округлять.

Романтичный образ любви поэтично воплощен М. Бафоевым в песне "ВиЬатБешап" ("Это есть ты") на слова Т. Норбека. Песня проникнута ощущением эстетически прекрасным - красивые цветы, сердечный трепет, трели соловья, юношеские мечты, зарождение чувства любви. В соответствии с романтическим любовным содержанием в исполнении песни следуют найти средства тончайшей выразительности, проникновенного лиризма. Особое внимание в работе над текстом необходимо уделять высокой тесситуре, где голос должен звучать светло, легко и непринужденно. Вокализация на гласную "о" и "а" придает песне особое изящество и очарование. При исполнении произведения певцу не следует

терять опору дыхания, не применять формированного звука. Важно следить за осмысленной передачей поэтическо-лирического содержания песни.

Изучение современной узбекской вокальной музыки требует от педагога тщательной продуманной методики, определенного алгоритма. Здесь целесообразно отталкиваться от поэтического источника, ознакомить обучающего с творческим миром поэта и обосновать выбор этого источника композитором. Далее важно проанализировать круг выразительных средств, используемых композитором для воплощения музыкально-поэтического образа романса или песни. Помимо - разобрать технологию изучения музыкального языка произведения, упражнения и распевки на интонационно характерных методических формулах произведения. Выученные лирические романсы и песни следует исполнить в открытом концерте, а наиболее удачные звуковые воплощения произведений подготовить к участию в Республиканском конкурсе, молодых певцов имени Назиры Ахмедовой.

Список литературы /References 1. Ризаева М. Вокальная лирика Рустама Абдуллаева. Ташкент, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.