Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РОМАНСА В ТВОЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА'

РАЗВИТИЕ РОМАНСА В ТВОЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОМАНС / ЖАНР / ОБРАЗ / УЗБЕКСКИЙ МЕЛОС / ЖАНРА АШУЛА / ГАЗЕЛЬ / ПОЭТ / ВОКАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Балтаева Г. И.

Узбекский романс дал ряд интересных образцов в данном жанре творчества. Многие из произведений свидетельствуют о плодотворном освоении композиторами нашей республики жанра романс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ROMANCE IN THE WORKS OF UZBEKISTAN COMPOSERS

The Uzbek romance gave a number of interesting examples in this genre of creativity. Many of the works testify to the fruitful development of the romance genre by the composers of our republic.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РОМАНСА В ТВОЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА»

Балтаева Г.И. преподаватель факультет Искусство Ургенческий Государственный Университет

РАЗВИТИЕ РОМАНСА В ТВОЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ

УЗБЕКИСТАНА

Аннотация: Узбекский романс дал ряд интересных образцов в данном жанре творчества. Многие из произведений свидетельствуют о плодотворном освоении композиторами нашей республики жанра романс.

Ключевые слова: романс, жанр, образ, узбекский мелос, жанра ашула, газель, поэт, вокал.

Baltayeva G.I. lecturer at the Urgench State University Faculty of Arts

DEVELOPMENT OF ROMANCE IN THE WORKS OF UZBEKISTAN

COMPOSERS

Annotation: The Uzbek romance gave a number of interesting examples in this genre of creativity. Many of the works testify to the fruitful development of the romance genre by the composers of our republic.

Key words: romance, genre, image, Uzbek melos, ashula genre, gazelle, poet, vocal.

Сложный процесс становления и развития жанра охватывает круг проблем, которые на каждом этапе развития романса решались по -разному. Многие из произведений свидетельствуют о плодотворном освоении композиторами нашей республики этого нового жанра музыкального искусства Узбекистана.

Романсы национальных узбекских композиторов опираются на интонационную основу узбекского мелоса. Строй многих романсов приближает в какой-то мере произведения современного композиторского творчества к протяжным лирическим песням жанра ашула и к развитым образцам профессионального наследия.

Становление узбекского романса приходится на конец 30-х начало 40-х годов ХХ века и связано с именами первых национальных композиторов М. Бурханова, С. Юдакова, М. Левиева. Первые, наиболее значительные успехи их творческой биографии связаны именно с жанром романса. Примером может служить творчество Бурханова.

Рождение узбекского романса связано с именем узбекского композитора М. Бурханова. К раннему творчеству композитора принадлежат романсы на слова А.Лахутий «Эй булбул» («Эй соловей»). «Бути назонинам» ( «Моя красавица»). «Табассум килмадинг хеч» — «Не улыбнулась ты» (1946), на стихи Навои, «Намедонам чи ном дорад»—«Я имени ее не знаю» (1949) на стихи Хафиза,, «Ишкида» («Тоскую о тебе», 1955) на текст современного поэта Уйгуна.

Послевоенные годы М. Бурханова пишет романс «Дилбаримо» на слова А.Лахутий, песню к кинофильму «Очарован тобой» которую исполнил Батыр Закиров, «Доппи тикдим ипаклари тиллодан» на слова Т. Тулы которую исполнила Клара Жалилова, «Гул диёрим»( «Цветочный край») на слова

Э. Вахидова.

Искусствовед, доктор наук Файзулло Кароматов о вокальном творчества композитора М Бурханова вырожает следующее: "Глубоко национальная узбекская основа исполнения сольных арий, дуэтов, разнообразных видов ансамблей, а также хоров, требующая сохранения соответствующей традиционности, стала камнем преткновения для всех солистов и вокальных ансамблевых групп театра". 54 Вокальные произведения Бурханова отличаются сложностью исполнения.

В творчестве Юдакова среди огромного количества романсов наиболее показателен романс «Басандаст» («Довольно», 1949) на слова Навои, получивший в республике заслуженную популярность и признание. Музыкальный строй романса поражает глубиной и выразительностью высказывания, оригинальной композицией.

Среди произведений в жанре камерно-вокальной лирики, занявших заметное место, можно назвать также романсы «Гул ичра» («Среди цветов») Ик. Акбарова, романс «Курмадим» («Не видел») Д. Закирова, романс «Сарви гул» («Кипарис») Т. Садыкова. Все эти произведения вдохновлены бессмертной поэзией Алишера Навои.

В романсовом творчестве композиторов в последние десятилетия заметно ощутим возросший интерес к современной поэзии. Следует выделить романсы Ик. Акбарова, М. Бурханова и С. Бабаева, созданные на стихи современных узбекских поэтов — Айбека, X. Алимджана, Зульфии, Т. Тулы, Э. Вахидова и других.

Ик. Акбаров в романсе «Юлдуз» («Звезда») обращается к поэзии Зульфии, «Энг гуллаган ёшлик чогимда» («Цветущая молодость) на стихи Х. Алимджана. Другое стихотворение Х. Алимджана «Хаёлимда булдинг узун кун» («Ты всегда со мной») отмечено иными чертами. создается напевная речитативность вокальной линии на фоне очень прозрачного сопровождения партии фортепиано.

54 Ф. Караматов. Мутаваккил Бурханов // "Санъат" журнали. № 4 (рус тилида). 01.10.2003.

Романсы С. Бабаева производят впечатление вокальных миниатюр, «Ёр кетди» («Любовь ушла») на слова Айбека, романс Бабаева «Калб» («Сердце») на слова Зуннуновой и «Кекса карагай» («Старая чинара») на слова Э. Вахидова отличаются философской направленностью поэтического текста. Тема верности Родине раскрыта композитором и в романсе «Отамдан мерос» («В наследство от отца») на слова X. Сагдуллаева.

Последние годы отмечены появлением в жанре камерно-вокальной лирики новых имен. Романсы композитора Р. Абдуллаева отражают и ярко воплощают процессы, характерные для современного композиторского письма. Следует выделить романсы «Розимисан» («Ты согласна?») на слова Алимджана, «Тингла булбул» («Слушай, соловей») и вокальный цикл «Хижрон» на слова Зульфии (1975). Сочинение Мушеля заняли значительное место в вокальной культуре республики.

Романсы созданные композитором исполнялись знаменитыми певцами узбекского оперного искусства таких как Халима Носирова, Карим Закиров Саодат Кабулова, творчество которых связывает европейское оперное творчество с узбекским национальным песенным исполнительством.

Обзор камерно-вокального творчества композиторов Узбекистана дает возможность сделать ряд обобщений, касающихся свойству и специфики развития узбекского романса.

Использованные источники: 1 Кароматов Ф. Мутаваккил Бурханов //журнал "Санъат" . № 4 . 10.2003год.

2.Турсунова Г. Мутаваккил Бурханов романслари талкин хусусида ( Сборник статей) составитель Ашуров Б. Тошкент 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.