Научная статья на тему 'Преступность в моногородах. Криминологический анализ'

Преступность в моногородах. Криминологический анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
520
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нудель С. Л., Маликов С. В.

В статье на основе статистических данных проводится комплексный криминологический анализ состояния, уровня, динамики и структуры преступности в моногородах. При этом для выявления общих и специфических тенденций развития криминогенной ситуации, указанные показатели преступности в монопрофильных городах сравниваются с аналогичными общероссийскими показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преступность в моногородах. Криминологический анализ»

С.Л. Нудель, С.В. Маликов,

кандидат юридических наук, доцент кандидат юридических наук

НИЦ №1 ФГУ «ВНИИ МВД России» НИЦ №1 ФГУ «ВНИИ МВД России»

ПРЕСТУПНОСТЬ В МОНОГОРОДАХ. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье на основе статистических данных проводится комплексный криминологический анализ состояния, уровня, динамики и структуры преступности в моногородах. При этом для выявления общих и специфических тенденций развития криминогенной ситуации, указанные показатели преступности в монопрофильных городах сравниваются с аналогичными общероссийскими показателями.

Президент России Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года отметил, что нормализация ситуации в моногородах является одним из государственных приоритетов. В частности, он подчеркнул: «Необходимо принять оперативные меры, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах[1]. Это задача и органов власти всех уровней, и руководства предприятий» [2].

Такое пристальное внимание к проблеме моногородов объясняется существенным негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса 20082009 гг. на социально-экономическую ситуацию в большинстве моногородов, которая в основном зависит от финансовых показателей

градообразующих предприятий, в свою очередь зависящих от динамики развития отрасли и состояния рынка. Кризис в монопрофильных городах привел к снижению рентабельности производства, вынужденным сокращениям персонала, сворачиванию инвестиционных и социальных программ и, как следствие, к росту социальной напряженности и преступности [3]. Соответственно, усиление мер реагирования на изменения

криминальной обстановки, вызванные последствиями мирового финансовоэкономического кризиса, названы в числе приоритетных направлений деятельности МВД России на 2010 г.

Действительно, для рассматриваемой группы поселений характерны в основном те же проблемы, что и для других населенных пунктов России, но в монопрофильных - падение производства или остановка градообразующего предприятия способны парализовать жизнь города, вызвать своего рода «цепную реакцию»: низкие доходы

населения не позволяют поддерживать даже минимальный уровень жизни, существенно ухудшается ситуация с пенсионерами и другими

нетрудоспособными категориями жителей, которым ранее градообразующие предприятия оказывали реальную помощь; резко сокращается налогооблагаемая база местного бюджета и соответственно -возможности нормального

функционирования городского хозяйства и социальной поддержки населения. Обнищание значительной части населения и его низкая платежеспособность приводят к сокращению занятости в сфере обслуживания. Заметно изменяется демографическая ситуация - происходит

отток наиболее дееспособной части населения или со сменой местожительства, или на сезонные заработки.

В результате указанных негативных процессов ухудшается морально-психологический климат: для взрослого человека теряется устойчивая жизненная

перспектива, для молодежи - сужаются условия трудоустройства, получения профессионального образования, а для детей и подростков - возможность получения полноценного обязательного образования и рационального использования свободного времени. Как следствие, получают все более широкое распространение

антиобщественные проявления, в том числе преступность.

Вместе с тем на реализацию программ по нормализации ситуации в моногородах, в том числе по нейтрализации указанных факторов, в 2010 г. Правительством РФ выделены средства в следующих размерах: бюджетные кредиты - 10 млрд рублей; средства Фонда содействия

реформированию ЖКХ - 5 млрд рублей (в рамках дополнительно предусмотренных Фонду 15 млрд рублей);

софинансирование инфраструктурных инвестиционных проектов - 10 млрд

рублей из федерального бюджета в виде субсидий. Данные меры в совокупности с окончанием экономической рецессии помогли улучшить социально-

экономическую ситуацию в ряде моногородов, что положительно отразилось на уровне преступности.

Анализируя состояние преступности в моногородах можно отметить, что

криминальная обстановка в них, как и в целом по России, остается напряженной, но при этом на протяжении последних лет отмечается некоторая стабилизация и снижение основных ее показателей [4]. Усилия органов государственной власти, в особенности органов внутренних дел, и общества начали давать определенный положительный результат в сфере противодействия преступности. Однако ряд криминогенных факторов продолжает оказывать негативное воздействие на состояние преступности, систему защиты населения, а также государственных и

общественных институтов от

криминальной опасности.

С целью достоверной оценки криминальной ситуации в моногородах были проанализированы основные криминологические показатели в референтной группе моногородов, отражающие основные тенденции преступности [5].

Непосредственно анализу подлежали количественные (прежде всего, показатели числа и уровня [6] зарегистрированных преступлений [7] и лиц, их совершивших) и качественные (прежде всего, показатели, описывающие структуру

зарегистрированных преступлений)

характеристики преступности.

Как и в целом в России, в период с 2006 г. по 2009 г. в моногородах уровень зарегистрированных преступлений имел отчетливую тенденцию к снижению: с 331,83 до 230,85. В среднем данный показатель ежегодно снижался на 11%. Снижение анализируемых показателей преступности связано с рядом причин:

- с выполнением комплекса мер,

предусмотренных федеральными [8], региональными и муниципальными [9] целевыми программами

правоохранительной и в первую очередь профилактической направленности;

- с активизацией оперативно-служебной

деятельности подразделений органов внутренних дел по повышению результативности оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, совершенствованию системы обеспечения экономической безопасности страны, наращиванию эффективности борьбы с проявлениями коррупции,

совершенствованию деятельности

подразделений милиции общественной безопасности, укреплению

многоуровневой системы профилактики правонарушений и др.;

- с законодательными изменениями ряда норм Уголовного кодекса РФ, в результате которых общественно опасные деяния были декриминализированы полностью либо частично [10].

Таким образом, уровень преступности в монопрофильных городах (в среднем на

) превышает среднероссийские показатели, что обусловлено тем фактом, что социально-экономическая ситуация в моногородах, как уже отмечалось, в большей степени оказалась подвержена негативным последствиям финансовоэкономического кризиса. Однако меры,

принимаемые государством для нормализации ситуации в

рассматриваемых городах, привели к более высоким темпам снижения преступности, и, как следствие, ее уровень максимально приблизился к общероссийскому показателю.

Диаграмма 1

Уровень преступности в России и моногородах в 2005-2009 гг.

331,83 305,88

Моногорода

Россия

2005

2006

2007

2008

2009

Комплексное исследование

характеристик преступности в России и в моногородах предполагает также и учет существующей классификации видов и форм различных криминальных проявлений.

В 2009 г. уровень зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений в моногородах составил 68,87, что на 10% ниже АППГ [11]. Таким образом, удельный вес тяжкой преступности в

общем объеме зарегистрированных преступлений составил 30%. Заметим, что в 2008 г. этот показатель измерялся величиной 27%. Данное обстоятельство объясняется более низкими темпами снижения количества зарегистрированных преступлений средней и небольшой тяжести в моногородах (на 11%) по сравнению с тяжкими и особо тяжкими и их более высоким удельным весом в структуре преступности.

Диаграмма 2

Уровень зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений в России и моногородах в 2005-2009 гг.

Моногорода

Россия

В целом темпы сокращения тяжкой преступности следует оценивать как вполне закономерные, т.е. речь идет о стабилизации регистрируемого показателя. Но вместе с тем характерным остается тот факт, что имеющее место на протяжении нескольких лет уменьшение количества

тяжких и особо тяжких преступлений существенно не ослабило напряженности криминальной ситуации. Необходимо отметить и статистическое снижение числа уголовно-наказуемых деяний,

предусмотренных ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ за счет их «перетекания» в регистрируемый

массив преступлений средней тяжести (ч. 3 ст. 15 УК РФ), в связи с законодательным изменением ряда статей Уголовного кодекса РФ, санкции по которым были существенно снижены [12].

При анализе тяжкой преступности необходимо дать характеристику статистическим показателям преступлений против личности, проявляющим тенденции к снижению как в целом в России, так и в моногородах.

Уровень зарегистрированных убийств и покушений на убийства в

монопрофильных городах в 2009 г. составил 1,27, что на 14% ниже АППГ; уровень умышленных причинений тяжкого вреда здоровью остался стабильным - 3,99 в 2008 и 2009 годах, а уровень изнасилований и покушений на

изнасилование составил 0,33, т.е. на 13% ниже АППГ.

Вместе с тем, как отмечено выше, в последние 2 года, в связи с относительной нормализацией социально-экономической ситуации как в целом в стране, так и в моногородах, а также с интенсификацией деятельности органов внутренних дел следует положительно отметить снижение уровня зарегистрированных преступлений против личности.

Тем не менее общие высокие статистические показатели подтверждают наличие в российском обществе, и в особенности в моногородах, тревожной поведенческой тенденции, которая выражается в нетерпимости, жестокости, проявлениях насилия и агрессии, что выражается в высоком уровне тяжких преступлений против жизни и здоровья.

Диаграмма 3

Уровень зарегистрированных преступлений против личности

Значительная часть из общего массива преступлений против личности

криминологически сопряжена с иными видами преступных посягательств. В первую очередь, речь идет о преступлениях, совершаемых в

общественных местах (в том числе хулиганство и массовые беспорядки).

В целом показатель уровня преступности в общественных местах в моногородах в 2009 г. составил 63,88, что на 18,4% ниже АППГ. По

итогам 2009 г. уровень зарегистрированных хулиганств в моногородах составил 0,91, что на 43% ниже показателя АППГ.

Снижение зарегистрированной

преступности в общественных местах определяется активизацией деятельности подразделений охраны общественного порядка горрайорганов внутренних дел. В частности, внедряются современные информационно-коммуникационных технологии и типовые модели организации

несения службы нарядами милиции общественной безопасности по обеспечению правопорядка на улицах и в других общественных местах;

организовано формирование в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации мобильных взводов, что способствует повышению качества несения службы, оперативности реагирования на сообщения о правонарушениях.

Также в целях реализации поручения Президента Российской Федерации от

13.07.2007 г. №Пр-1293ГС и решений МВД России руководством МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации

реализуются меры, направленные на формирование правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город». При этом эффективность его использования существенно возросла [13].

Значительное превышение указанных уровней преступности в монопрофильных городах по сравнению с общероссийскими показателями указывает на необходимость усиления работы органов внутренних дел в моногородах по контролю за состоянием правопорядка в общественных местах. Положительно оценивая результаты внедрения современных информационнокоммуникационных технологий, на наш взгляд, необходимо продолжить их внедрение в деятельность органов внутренних дел моногородов.

Диаграмма 4

Уровень преступлений против общественного порядка в России и моногородах в 2005-2009 гг.

к Преступления,своершенные в общественных местах (Россия)

Д Преступления,совершенные в общественных местах (моногорода)

■ Хулиганство (Россия)

,67 0,91

Хулиганство (моногорода)

2005

2006

2007

2008

2009

Как и в предыдущие годы, более половины всех преступлений в стране и моногородах составляют корыстные и корыстно-насильственные преступления. Вместе с тем в отношении данных преступлений также прослеживается тенденция к снижению показателей. Так, в 2009 г. в моногородах наблюдается снижение уровня краж (97,61, что на 12% ниже АППГ), мошенничеств (20,89, что на 5% ниже АППГ), грабежей (22,59, что на 17% ниже АППГ), разбоев (2,33, что на 29% ниже АППГ), вымогательств (0,64, что на 30% ниже АППГ).

Относительное снижение данного массива преступлений можно объяснить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тем, что более действенными стали меры по усилению защищённости

имущественных интересов граждан и юридических лиц - общество в целом стало расходовать больше средств на защиту имущества от преступных посягательств. Более того, во исполнение Решения коллегии МВД России от 6.02.2008 г. органами внутренних дел активизирована деятельность по пресечению и раскрытию грабежей и разбойных нападений на физических лиц. Так, введение дополнительных групп задержания вневедомственной охраны, объединение (укрупнение) пунктов централизованной охраны способствовали

повышению противокриминальной

устойчивости охраняемых объектов и безопасности в жилом секторе.

Вместе с тем крайне тревожными выглядят результаты сравнения уровня отдельных зарегистрированных

преступлений против собственности в России и моногородах: в последних данные

показатели в среднем выше на 20%. Таким

Уровень преступлений против

образом, деятельность по пресечению и раскрытию преступлений против

собственности должна быть

активизирована.

Также необходимо отметить и тот факт, что степень общественной тревожности, связанной с корыстно-насильственными преступлениями, продолжает оставаться на уровне высокой отметки.

Диаграмма 5

собственности в 2005-2009 гг.

160,00

140.00

120.00 100,00

80,00

60,00

40.00

20.00 0,00

126,58

109,64

144,20

40,05

24,01

7,47

129,89

1.10,18

76 —к 4,44

З9,92

25,03

37

4,19

111,45 — 93,40

32,25

20,75

84

3,19

97,61

О

83,76 л—

27,26

28

49

22

33

2,12

2005

2006

2007

2008

2009

Кража (моногорода) Грабеж (Россия)

і Кража (Россия) В Грабеж (моногорода)

і Разбой (моногорода) -< Разбой (Россия)

Значительный сегмент современной преступности принадлежит деяниям, которые непосредственно несут в себе угрозу общественной безопасности и общественному порядку. Среди них, в первую очередь, следует назвать преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и наркотиков. В

моногородах, как и в целом в России, наблюдаются синхронные тенденции, демонстрирующие рост преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (20,26 в 2009 г., что на 27% выше АППГ) и незаконного оборота оружия (2,41 в 2009 г., что на 12% выше АППГ).

Диаграмма 6

Уровень преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия в России и

моногородах в 2005-2009 гг.

25.00

20.00

15.00

10.00 5,00 0,00

15.43 15.43 16,71 17,61 20,26

13,10 * —А

16,26 16,38 16,81

1208- 14,85 2,11 2,13 2,25 2,41

1,79 1 ЯП Х1,75 Т 1,78 1,91

2005

2006

2007

2008

2009

Незаконный оборот наркотиков (моногорода) Незаконный оборот оружия (моногорода) Незаконный оборот наркотиков (Россия) Незаконный оборот оружия (Россия)

Характеризуя высокие темпы роста уровня преступности в сфере оборота наркотических средств, отметим, что в системе государственных

правоохранительных служб усилена деятельность органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Помимо органов ФСКН России, специальные функции по борьбе с наркопреступностью выполняют подразделения МВД России, органы Федеральной службы безопасности России (включая пограничную службу), а также структурные подразделения Федеральной таможенной службы. Таким образом, демонстрируемый рост преступности в данной сфере отчасти объясняется произошедшим усилением борьбы в

данном направлении.

Заслуживает внимания и проблема немедицинского потребления

наркотических средств, которые

оказывают деморализующее воздействие,

ведут к формированию личности,

потенциально готовой к совершению преступлений. В моногородах отмечается рост числа лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения. В общем числе выявленных лиц, совершивших преступления, в моногородах в 2009 году доля указанных лиц составила 0,9%, а в 2006 году - 0,7%. Следовательно, можно отметить, что рост количества преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков ведет к росту наркопотребления и к росту числа лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения.

Высокая степень насыщенности огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами является мощным криминогенным фактором, тесно связанным с такими наиболее опасными криминальными явлениями, как терроризм, бандитизм и экстремизм, а также различными проявлениями организованной преступности.

Следует констатировать, что реальные масштабы преступности, связанной с незаконным оборотом оружия, более значительны. Латентность преступлений в

соответствующем криминальном сегменте остается недопустимо высокой. Криминальная «вооруженность» населения в ряде регионов страны продолжает существенно разрастаться. Вместе с тем снижение указанных показателей будет достигнуто посредством осуществления профилактических мер, которые призваны резко сократить объем

незарегистрированного оружия,

находящегося на руках у граждан страны и в различных криминальных структурах [14].

Одним из наиболее важных и показательных сегментов преступности моногородов являются противоправные деяния в сфере экономической деятельности.

В качестве тенденции можно отметить снижение уровня зарегистрированных экономических преступлений: в 2009 г. он составил 29,94, что на 26% ниже АППГ. У данной тенденции можно отметить два аспекта: она, во-первых, объясняется

переходом правоохранительных органов от количественных показателей к качественным (так, в моногородах возросло количество зарегистрированных наиболее опасных экономических преступлений - например, налоговых), а, во-вторых, снижение данного показателя объясняется снижением

предпринимательской активности в связи с последствиями кризиса. Следовательно, необходимо продолжать контроль за состоянием правопорядка в данной сфере и не допустить всплеска числа указанных преступлений после полного окончания кризисных явлений в экономике.

Вместе с тем можно прогнозировать снижение числа преступлений в сфере экономической деятельности в 2010-2011 гг. в связи с принятием Федерального закона от 07.04.2010 г. №60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым существенно увеличены критерии крупного и особого крупного размера деяния, и Федерального закона от 29.12.2009 г. №383-ФЗ [15], изменившим порядок и условия привлечения к уголовной ответственности за совершение

налоговых преступлений (введено уголовной ответственности).

специальное условие освобождения от

Диаграмма 7

Уровень экономической преступности в России и моногородах в 2005-2009 гг.

Моногорода

Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тревогу в связи с высокой значимостью налогов для социально-экономического развития моногородов вызывает рост уровня выявленных налоговых

преступлений (1,08 в 2009 г., что на 5% выше АППГ). При этом в России в 2009 г. отмечено снижение уровня

зарегистрированных налоговых

преступлений на 24%. Данное обстоятельство, помимо особого контроля

за налоговой преступностью со стороны органов внутренних дел, объяснимо тем, что социально-экономическая ситуация в моногородах, как уже отмечалось, в большей степени оказалась подвержена негативным последствиям финансовоэкономического кризиса, а причинный комплекс налоговой преступности находится в области экономики.

Диаграмма 8

Уровень налоговых преступлений в России и в моногородах в 2005-2009 гг.

2.50 2,00

1.50 1,00 0,50 0,00

1,59 1,79 157

1,10 — » - — -♦ 1,08

1,11 0,92 1,05 '

2005 2006 2007 2008 2009

Моногорода

Россия

Позитивно можно оценить значительное сокращение уровня зарегистрированных преступлений в сфере банкротства (неправомерные действия при

банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство): 0,01 в 2009 г., что на 44% ниже АППГ. Данное обстоятельство обусловлено особым вниманием к деятельности предприятий в моногородах со стороны органов государственной власти и

местного самоуправления: положительные результаты дали меры, направленные на недопущение банкротств организаций.

Вместе с тем тенденция снижения такого рода дел связана и с принятием Пленумом ВАС РФ постановления от 20.12.2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих

юридических лиц» [16] и, соответственно, значительно меньшим количеством обращений налоговых органов в арбитражный суд с заявлениями о признании несостоятельными

(банкротами) отсутствующих должников без доказательства невозможности

применения административных процедур. Таким образом, указанное снижение носит не фактический, а механический характер и обусловлено изменениями в судебной практике. На практике проблема фиктивного банкротства не исчерпала себя, а остается актуальной и усложняет криминогенную ситуацию.

Своеобразные тенденции по итогам 2009 г. проявляются в группе преступлений против интересов коммерческих

организаций (0,25, что на 13% выше АППГ), госслужбы (2,93, что на 37,6% выше АППГ)

и порядка управления (8,30, что на 38,4% ниже АППГ). Подобная динамика объясняется повышением внимания со стороны органов государственной власти и, прежде всего, органов внутренних дел к проблемам борьбы с коррупционной преступностью.

Вместе с тем тот факт, что показатели преступности в сфере экономической деятельности, против интересов коммерческих организаций и порядка управления в моногородах в общем ниже общероссийских, нельзя оценивать как некую позитивную тенденцию. Это объясняется существенно меньшим количеством субъектов

предпринимательства в моногородах. Так, в случае диверсификации экономики монопрофильных городов можно ожидать роста указанных преступлений.

Диаграмма 9

Уровень преступлений против интересов коммерческих организаций, госслужбы в моногородах и в России в 2005-2009 гг.

3.50

3.00

2.50

2.00

1.50 1,00 0,50 0,00

3,26

2,78 2,75 3,07

2, 6 2 / '

акт— 2,93

2,60 / —*

2,14 2,05 2,13

0,70

0,35 *— 0,50 0,22 0,25

0,41 0,31

0,41 0,35 2005 2006 0,33 2007 0,30 2008 2009

Против интересов коммерческих организаций (моногорода)

Притив интересов коммерческих организаций (Россия)

Против интересов госслужбы (моногорода)

Позитивно можно оценить сокращение уровня зарегистрированных преступлений в сфере охраны трудовых прав граждан (уровень невыплаты заработной платы в моногородах составил 0,08, что на 20% ниже АППГ, уровень нарушения правил охраны труда составил 0,05, что

соответствует АППГ). Данное

обстоятельство обусловлено особым

вниманием к защите прав работников в моногородах со стороны органов

государственной власти и местного

самоуправления.

Диаграмма 10

Уровень зарегистрированных преступлений в сфере охраны труда в России и моногородах в 2005-2009 гг.

0,25

0,20

0,15

0,10

0,05

0,00

0,23

■ч

0,14 0,16 ц|-*Ик

0,12 0,10

0,07 А— 0,0 0,00 'Я

,06 0,07 "о 05 0,07 0,05 0,06 0 05

, 0,04

2005 2006 2007 2000 2009

Нарушение правил охраны труда (моногорода)

Невыплата заработной платы (моногорода)

Нарушение правил охраны труда (Россия)

В целом, преступность в экономической и трудовой сферах, а также направленная против интересов государственной службы, наносит стране огромный моральный и материальный ущерб, тормозит

поступательное развитие государства и разрушает систему общественных отношений. Эта проблема приобретает особую социальную актуальность ввиду нарастающих проявлений общемирового финансово-экономического кризиса.

Таким образом, уровень преступности в монопрофильных городах (в среднем на 9%) превышает среднероссийские показатели, что обусловлено тем фактом, что социально-экономическая ситуация в

них в большей степени оказалась

подвержена негативным последствиям финансово-экономического кризиса. Структура преступности в моногородах и России имеет схожие показатели, которые характеризуются высокой долей корыстных и корыстно-насильственных преступных деяний и довольно значительным удельным весом

преступлений экономической

направленности. Криминальная

обстановка в монопрофильных городах, как и в целом по России, остается чрезвычайно напряженной, при этом на протяжении последних лет отмечается

некоторая стабилизация и снижение

основных ее показателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Согласно Перечню моногородов, одобренных Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции (протокол от 22 декабря 2009 г. №25), в 2010 г. к числу моногородов можно отнести 335 населенных пунктов, в которых расположено 442 градообразующих предприятия. При этом по ряду отраслей российской экономики в них сосредоточено до 70% производственных мощностей. В целом в моногородах, производящих примерно 40% суммарного ВВП Российской Федерации, в настоящее время проживает более 11% всего населения страны, или 16,14 млн человек.

2. Официальный интернет-сайт Президента РФ // URL http://news.kremlin.ru/transcripts/5979/

3. Исходя из оценки социально-экономических показателей моногородов, в 2010 году Минрегионразвития России в их числе выделяет: 5% с высокой степенью проявления кризисной ситуации (проживает более 1,4 млн человек), для нормализации ситуации в которых требуется срочное принятие мер на федеральном уровне; 15% находящихся в зоне повышенной степени риска (проживает более 5,4 млн человек), решающую роль в решении проблем которых должны играть субъекты Российской Федерации; 80% требующих регулярного мониторинга социально-экономического состояния на региональном и федеральном уровнях и разработки программ развития моногородов на средне- и долгосрочную перспективу на муниципальном уровне.

4. Криминальная ситуация в Российской Федерации и ее тенденции. М.: ВНИИ МВД России, 2009.

5. Референтная группа моногородов включает 26 населенных пунктов (общее население - 3,706 млн человек), которые позволяют транслировать полученные результаты диагностики на совокупность монопрофильных городов Российской Федерации.

6. Помимо абсолютных показателей регистрируемой преступности, большое значение для современного криминологического исследования имеет анализ уровня преступности, т.е. индекса количества совершенных за 12 календарных месяцев преступлений на 10 тыс. населения.

7. Нельзя не отметить, что в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития и ФСКН Российской Федерации от 29.12.2005 г. №9/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (Российская газета. 2006. №13) был утвержден и эффективно реализуется четкий порядок регламентации и учета преступлений. Указанные меры внесли заметный вклад в снижение латентной преступности.

8. Например: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 г. №216 «О правительственной комиссии по профилактике правонарушений» // Собрание законодательства РФ. 2008. №14. Ст. 1410.

9. В соответствии с поручениями Президента РФ № Пр-1564 и № ПР-1293ГС по итогам заседаний Государственного Совета Российской Федерации в г. Казани 26.09.2005 г. и в г. Ростове-на-Дону

29.06.2007 г. в субъектах РФ были приняты региональные программы профилактики правонарушений, которыми предусматривается реализация широкого и разнообразного комплекса мер профилактики

преступлений и иных правонарушений (например: «Областная комплексная межведомственная целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы» (Белгородская область); областная целевая программа «Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области на 2010-2014 годы»; «Программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью на 2007-2010 годы» (Республика Башкортостан); Закон Кемеровской области от 17 января 2005 года №11-ОЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.).

10. Например: Федеральным законом от 16.05.2008 г. №74-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2008. №106) установлено, что хищение чужого имущества признается мелким и влечет административную ответственность при стоимости похищенного до 1000 руб. включительно. В случае превышения указанного размера должна наступать уголовная ответственность. Ранее административная ответственность за мелкое хищение наступала при условии, что стоимость похищенного не превышает 100 руб. Федеральным законом от 07.04.2010 г. №60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Российская газета. 2010. №75) существенно увеличены критерии крупного и особого крупного размера деяния и т.д.

11. Здесь и далее нами подробно описываются показатели преступности за 2008-2009 гг., так как именно в этом периоде отмечены наиболее высокие темпы их снижения, обусловленные комплексом мер государственной поддержки, направленной на нормализацию социально-экономической ситуации в моногородах.

12. Например: Федеральный закон от 27.12.2009 г. №377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // Российская газета. 2009. №253.

13. Например: на внедрение и развитие АПК «Безопасный город» в г. Новокуйбышевске ив г. Тольятти (Самарская область) выделено соответственно 3,3 млн руб. и 5,5 млн. При этом отмечено снижение количества зарегистрированных преступлений в общественных местах в г. Новокуйбышевске с 729 в 2008 г. до 600 в 2009 г. и в г. Тольятти с 7263 в 2008 г. до 4875 в 2009 г.

14. Криминальная ситуация в Российской Федерации и ее тенденции. М.: ВНИИ МВД России, 2009. С.22, 146, 152 и др.

15. Федеральный закон от 29.12.2009 г. №383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2009. №255.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Вестник ВАС РФ. 2007. №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.