Научная статья на тему 'Преступность работников сферы здравоохранения и ее тенденции'

Преступность работников сферы здравоохранения и ее тенденции Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2616
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преступность работников сферы здравоохранения и ее тенденции»

6.2. ПРЕСТУПНОСТЬ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕЕ ТЕНДЕНЦИИ

Варыгин А.Н., д.ю.н., профессор, полковник милиции

Червонных Е.В., адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии лейтенант милиции

СЮИ МВД России

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Представленная статья затрагивает весьма актуальную и злободневную проблему современного мира: преступность в сфере здравоохранения. В работе раскрываются особенности преступлений медицинских работников; по отдельным аспектам, дается их криминологическая характеристика, рассматриваются причины и условия совершаемых ими преступлений. Авторы также указывают на высокую степень латентности рассматриваемых преступлений, приводя тому статистические показатели, обосновываются основные причины данного явления. С криминологической позиции авторы дают свое определение выше указанного вида преступности. В качестве основного итога работы предлагается самостоятельная классификация преступлений, совершаемых работниками сферы здравоохранения по отдельным группам, что крайне важно для последующей выработки определенной концепции и конкретных мер, направленных на предупреждение преступного поведения работников сферы здравоохранения.

Одним из приоритетных направлений деятельности любого государства является обеспечение качественного уровня жизни и здоровья населения путем различных социальных и правовых механизмов. Особая роль в этом отводится Министерству здравоохранения и социального развития РФ, как одному из ведущих ведомств государства. Однако в деятельности органов здравоохранения существует немало проблем и вопросов, приобретающих с каждым днем все большую злободневность и актуальность. Они заключаются, прежде всего, в ненадлежащем качестве медицинской помощи при ее оказании и как следствии наступления вредных последствий для жизни и здоровья пациентов; халатном отношении к своим профессиональным обязанностям; злоупотреблении своим должностным положением; проведении биомедицинских экспериментов на людях без их согласия; незаконном обороте контрафактной лекарственной продукции и ряде других проблем.

Количество правонарушений, в том числе уголовноправового характера, совершаемых медицинскими работниками увеличивается с каждым годом, что в свою очередь, позволяет нам вести речь о преступности в сфере здравоохранения, как относительно массовом, устойчивом криминологическом и уголовно-правовом явлении. Особую тревогу вызывает качественное изменение рассматриваемой нами преступности, в большей степени, приобретающей организованный, профессиональный и международный характер.

Важно осознавать тот факт, что фиксация рассматриваемых нами преступлений достаточно низка, а официальные статистические данные не отражают в полной мере действительного положения дел. Кроме того, часто возникают трудности в доказывании преступных действий медицинских работников, в случае чего основная часть уголовных дел прекращается еще на стадии предварительного следствия. Например, анализ судебноследственной практики, проведенный на территориях Московской, Самарской и Саратовской областей показал, что 71,3% уголовных дел, возбужденных по фактам нарушений оказания медицинской помощи были прекращены. Только каждое восьмое дело с обвинительным приговором было направлено в суд, при этом процент обвинительных приговоров составил лишь 15,4% от общего количества уголовных дел. В большинстве случаев (64,5%) уголовные дела были прекращены по, так называемым, реабилитирующим основаниям. Лишь в 8,9% случаев уголовные дела были прекращены по не реабилитирующим основаниям (вследствие акта об амнистии (4,3%), в связи с декриминализацией деяния (2,1%), в связи с примирением сторон (2,5%). Наказания, назначенные осужденным медицинским работникам приговорами суда, ни в одном случае не были связаны с реальным лишением свободы.

Отдельного внимания заслуживает вопрос, касающийся возросшего числа врачебных ошибок. Несмотря на отсутствие статистики по врачебным ошибкам в России, они совершаются не реже, чем в развитых европейских странах. Так, например, по официальным данным на Южном Урале количество врачебных ошибок за 2006 год составило не более 1%. Однако сами медики отмечают, что число подобных «просчетов» может достигать и 70 %1. Например, анализ более 500 повторных операций свидетельствует, о том, что почти в 60% случаев постхо-лецистэктомический синдром был вызван хирургическими ошибками, неправильной организацией операции, отсутствием опыта у хирурга и несоблюдение технических приемов, обеспечивающих безопасность операции2. Из 315 случаев оставления инородных тел в брюшной полости пациента после операции 53% составили салфетки, 14% - пинцеты, 2% - перстни; в 1 случае были оставлены очки3. Вскрытие трупов в четырех крупных больницах г. Москвы показало, что в 21,6 % случаев диагноз, установленный при жизни, был неправильным, причем, в каждом из пяти случаев не было установлено воспаление легких; ошибки при диагностике злокачественных новообразований составили 30 % - 40 %4.

Ежегодно количество случаев оказания медицинской помощи ненадлежащего качества, повлекших вред жизни и здоровью граждан, составляет около 1500005. При проведении комиссионных судебно-медицинских экспертиз признаки ненадлежащего оказания медицинской помощи устанавливаются в среднем у 51,8 % больных6.

1\№№^.пг2.ш Сообщение Российского информационного агентства «Новый регион» — Челябинск . Публикации за 19.10.06 г.

2 Лазарева Е.В. Правовое регулирование медицинской деятельности в Российский Федерации (отдельные аспекты теории и практики). Дис. канд. юрид. наук (12.00.01) Саратов, 2006. С. 167.

3 См.: Крылов И.Ф. Врач и закон. Л., Знание. 1972. С. 218.

4 Акопов В.И., Маслов Е.Н. Право в медицине. Москва. Приоритет-стандарт. 2002. С. 128.

5 Служба защиты прав и безопасности пациентов. Человек и здравоохранение: правила игры.СПб., Каро. 2001 г. С. 101

6 Сергеев Ю.Д., Ерофеев С.В. Неблагоприятный исход ока-

зания медицинской помощи. М. Ивановская газета. 2001. С.

268.

Пробелы в российском законодательстве

2'2008

Более «честно» к данному вопросу относятся зарубежные специалисты. В Великобритании, согласно опубликованному докладу, в 2005 году в результате ошибок, допущенных врачами и персоналом британских больниц, пострадали 526 599 пациентов. В 2 159 случаях некомпетентность или небрежность проведенных медиков стали причиной гибели больных7. Наиболее распространенными видами врачебных ошибок в Великобритании являются неправильно выписанные рецепты, небрежно проведенные операции, неверные диагнозы и утрата медицинской карты больного.

В Шотландии по информации газеты The Scotsman, в 2004 - 2005 годах 21 тысяча шотландцев пострадали от врачебных ошибок8. В Канаде жертвами подобных случаев стали 30 % больных, в Новой Зеландии - 25 %, в Германии - 23 %9.

Обращаясь к другой не менее серьезной проблеме, а именно, незаконной трансплантации органов и тканей человека, необходимо выделить несколько существенных моментов в данном вопросе.

Во-первых, как показывает практика, росту преступлений в сфере незаконной трансплантологии в стране способствует общее увеличение этих преступлений в мире.

Во-вторых, как правило, данное преступление совершается организованными преступными группами, о чем свидетельствуют появившиеся в последние годы публикации, указывающие на существование в российской и зарубежной медицине организованных преступных групп мафиозного типа. И, прежде всего, это касается такой области в медицине, как трансплантация органов и тканей человека.

В-третьих, повышенная общественная опасность убийств такого рода обусловлена изощренным, трудно раскрываемым способом, подрывающим доверие к лечебным учреждениям и трасплантологической деятельности.

В состав организованных преступных групп, занимающихся подобного рода деятельностью из числа работников сферы здравоохранения, как правило, входят:

• члены бригадной скорой медицинской помощи, которые в случае криминального происшествия или несчастного случая, связанного в большинстве случаев с черепно-мозговой травмой, осуществляют оперативную транспортировку донора в лицензированное медицинское учреждение;

• анестезиолог-реаниматолог, хирург-трансплантолог и две операционные сестры, которые в одном случае не оказывают помощь потерпевшему по искусственному замещению или коррекции жизненных функций до восстановления их ауторегуляции (после чего наступает смерть мозга), в другом - трансплантация фрагментов организма потерпевшего, находящегося в состоянии клинической смерти, происходит на основании сфабрикованных результатов смерти мозга при использовании подложных сканограмм;

• судебно-медицинский эксперт, дающий заключение о смерти донора, который не упоминает в нем о недостающем транспортируемом органе в случае, если операция по трансплантации органа выполнена в лицензируемом медицинском учреждении;

7 British medical errors kill thousand - United Press International massage.28.08.2006.

8 www.NEW.com: Шотландские хирурги ошиблись и вырезали здоровую почку.

9 www.american.com / Агентство «Новости Америки» 5 ноября 2005.

• лица не из числа медицинских работников, состоящие в криминальных структурах, специализирующиеся на данных преступлениях10.

В случаях проведения криминальных операций при необходимости члены названных групп уничтожают всю имеющуюся документацию, свидетельствующую о прошедшей операции. В том случае, если операция проводилась в нелицензированном медицинском учреждении медицинские работники и иные лица уничтожают труп путем сжигания в крематориях или избавляются от него иным способом. Например, в СМИ публиковалась информация о массовых захоронениях в районах национальных конфликтов, где были обнаружены трупы прооперированных людей с отсутствующими органами, имеющие критическое значение для жизни человека, об обнаруженных трупах детей с профессионально вырезанными у них органами и тканями11.

В 2003 году прокуратурой Хорошевского района г. Москвы было возбуждено «громкое» уголовное дело по факту приготовления к убийству О. в связи с попыткой хирургов Московского координационного центра органного донорства (МКЦОД) вырезать у него почку для богатого пациента12.

Сегодня политики, практические работники и ученые задаются еще одним не менее серьезным и наболевшим вопросом - ростом недоброкачественной лекарственной продукции на потребительском рынке. Только по оценкам экспертов на отечественном фармацевтическом рынке обращается 7 - 12% фальшивых лекарственных средств. По данным западных специалистов наша страна в этой области на мировом уровне уступает лишь Китаю13. Способов совершения преступлений, связанных с лекарственной продукцией множество, однако наиболее опасной формой указанных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными препаратами. Одним из недостатков, препятствующих объективному контролю над «подобными лекарствами» является отсутствие достоверных сведений о количестве фальсификатов на внутригосударственном и мировом рынке. Таким образом, большинство преступлений остается не выявленными, что вызывает особую тревогу. Число лиц, реально привлеченных к уголовной ответственности за подобные преступления, исчисляется единицами, что позволяет нечистым на руку чиновникам системы здравоохранения и отдельным исполнителям быть более «смелыми» и уверенными в своей безнаказанности. Вышесказанное подтверждает и высокий уровень латентности рассматриваемых преступлений, который по оценкам отдельных специалистов в четыре раза превышает официальные статистические показатели. Подобное положение дел объясняется, на наш взгляд, рядом обстоятельств.

Во-первых, правонарушения и преступления медицинских работников, совершаемые в отношении пациентов, их жизни и здоровья часто не выявляются правоохранительными органами из-за неверия пациентов в возможность привлечения медиков к ответственности.

Во-вторых, сами пациенты часто проявляют пассивность по отношению к неправомерным действиям медицинских работников (например, вымогательство денежных средств за «хорошее» лечение), полагая, что лучше

10 Яковлев М.М. Расследование отдельных категорий преступлений, связанных с профессиональной деятельностью. М.: Издат-во «Юрлитинформ», 2006. С. 8.

11 Жаворонков Г. Смерть назначена на завтра / Понедельник (пресс-обозревание). 1994. № 46.

12 Герасименко С. Дело врачей-Потрошителей. «Комсомольская правда», 30 сентября, 1 и 2 октября 2003.

13 Чапкевич Л.Е. Контрафактная и фальсифицированная продукция // Право и экономика. 2005. № 6. С. 15.

пойти на уступки ради сохранения собственного здоровья.

В-третьих, многие руководители учреждений здравоохранения «закрывают глаза» на правонарушения своих подчиненных, а равно не желают подрывать репутацию своего учреждения. При этом достаточно часто наблюдаются случаи принуждения главврачей и иных руководителей учреждений системы здравоохранения к различного рода злоупотреблениям с вовлечением подчиненных для получения материальной и иной выгоды.

В-четвертых, у значительного количества медицинских работников наблюдается как профессиональная, так и социально-негативная деформация личности. Снижается уровень нравственности в медицинской среде в целом. Медицинский работник становится невнимательным, легкомысленным, безответственным к мерам предосторожности и равнодушным к последствиям. Врачебная профессия в данном случае теряет свое гуманное значение, которое определялось еще со времен Гиппократа. В последнее время у многих медицинских работников наблюдается отсутствие признака «профессионализма». По мнению многих педагогов с большим опытом практической медицинской и научной работы, у основной массы студентов отсутствует мотивация к самостоятельному совершенствованию в профессиональной деятельности и интерес к новым знаниям.

Во многом сокрытию правонарушений и преступлений медицинских работников способствует такое явление как «корпоративная солидарность». Как показало проведенное нами исследование из 400 респондентов только 16% готовы свидетельствовать против своего коллеги в суде; 48% свидетельствовать откажутся, при этом 36% ответить на поставленный вопрос затрудняются. Данный факт подтверждают и необъективные заключения судебно-медицинских экспертов.

Как в целом во всей преступности, так и в преступности медицинских работников в последнее время более явно меняются их качественные параметры. Увеличивается количество умышленных преступлений с использованием профессиональных навыков и знаний, наблюдаются более сложные и изощренные формы коррупционных проявлений в сфере здравоохранения, в результате чего пациент становится лишь подопытным звеном и «вынужденным спонсором». Все большее число преступлений совершается в составе организованных групп, о чем также постоянно упоминается в печати. Как показывают результаты самостоятельного исследования, самыми распространенными являются: коррупционные преступления (73,1%), на втором месте по количеству выявленных случаев - преступления в сфере лечебной и эстетической медицины (17,7%), на третьем - умышленные преступления с использованием своих профессиональных навыков и знаний (9,2%).

Сказанное позволяет сделать вывод, что сегодня не только в нашей стране, но и на международном уровне начинает складываться и системно развиваться новый вид преступности - преступность работников сферы здравоохранения, представляющая собой высоколатентное, достаточно массовое, негативное, исторически изменчивое социальное явление, имеющее характерные особенности, определяемые спецификой медицинской сферы и складывающееся из совокупности всех преступлений, совершенных медицинскими работниками за определенный промежуток времени.

Опираясь на приведенные выше факты, анализ материалов судебно-следственной практики, криминологические исследования, в том числе исследование, проведенное нами самостоятельно, полагаем возможным все преступления, совершаемые медицинскими работниками

распределить на несколько групп, что в последствии позволит выработать концептуальные основы предупреждения преступности медицинских работников, а именно:

1) преступления в сфере лечебной и эстетической медицины. Данную группу преступлений авторы характеризуют как установленные уголовным законом преступные деяния, совершенные по неосторожности (легкомыслию или небрежности) в момент оказания лечебной помощи пациенту, либо проведения эстетической операции, вследствие нарушения профессиональных обязанностей врачом и (или) иным медицинским работником, посягающие на охраняемые Конституцией права, свободы и блага отдельных граждан и общества в целом, а также подрывающие авторитет здравоохранения и интересы правового государства. К ним относятся следующие составы преступлений, предусмотренные УК РФ: ст. 109, ст. 118, ч.4 ст. 122, ст. 124, ст. 235 УК РФ;

2) умышленные преступления медицинских работников с использованием своих профессиональных навыков и знаний в качестве способа их совершения. К названной группе преступлений предполагается отнести следующие составы преступлений: ст. 105, ст. 111, ст. 112, ст. 115, ст. 120, ст. 123, ч.1 ст. 128, ст. 153 УК РФ;

3) должностные преступления, совершаемые медицинскими работниками. При выделении данной группы преступлений особый акцент ставился на субъективные признаки состава преступлений. Медицинские, фармацевтические, санитарные работники, занимающие определенные руководящие должности и выполняющие организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции (главный врач, заместитель главного врача, заведующий отделом или отделением, лабораторией, главная, старшая медицинская сестра, дежурный врач и т.д.) считаются, исходя из их функциональных обязанностей, должностными лицами, а, следовательно, и субъектами должностного преступления. К данной группе предлагаем отнести следующие преступления: ч.2 ст. 128, ст. 159, ст. 160, ст. 2282, ст. 229, ст. 285, ст. 2851, ст. 2852, ст. 290, ст. 292, ст. 293, ст. 233 УК РФ;

4) иные преступления медицинских работников. В

практике встречаются случаи привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за преступления против правосудия, например, за заведомо ложное заключение эксперта (ст. 307 УК РФ); преступления в сфере экономической деятельности (например, вымогательство ст. 163 УК РФ, незаконное предпринимательство ст. 171 УК РФ); преступления в сфере экологической деятельности (ст. 248 УК РФ); и ряд других деяний. Изначально перечень «иных преступлений» мы предлагаем считать открытым.

Предложенная классификация, по мнению авторов, вполне может стать начальным звеном в процессе изучения и выработки эффективного механизма предупреждения преступлений, совершаемых в сфере здравоохранения.

Для современной России одним из важнейших вопросов является разработка именно этого направления. Его осуществление будет способствовать повышению уровня качества медицинской помощи, улучшению здоровья пациентов и стабилизации демографической ситуации в стране. Это, в свою очередь, диктует потребность в системном криминологическом исследовании преступности в рассматриваемой сфере, с последующей выработкой определенной концепции и конкретных мер, направленных на предупреждение преступного поведения работников сферы здравоохранений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.