Помазан Светлана Витальевна
кандидат юридических наук, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин
Южного института менеджмента
Пилюгина Татьяна Владимировна
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административного права и правоохранительной деятельности
Кубанского социально-экономического института
_(тел.: +79184770458)
Преступления, связанные с осуществлением террористической деятельности
В статье рассматриваются особенности уголовно-правовой квалификации преступлений, связанных с осуществлением террористической деятельности.
Ключевые слова: терроризм, вербовка, вооружение, вовлечение в террористическую деятельность, финансирование терроризма, уголовная ответственность.
S.V. Pomazan, Master of Law, Head of a Chair of State and Legal Disciplines of the Southern Institute of Management;
T.V. Pilyugina, Master of Law, Assistant Professor, Professor of a Chair of Administrative Law and Law Enforcement of the Kuban Social and Economic Institute; tel.: +79184770458. Crimes related to terrorist activity
The article discusses peculiarities of the criminal law qualification of crimes related to terrorist activity. Key words: terrorism, recruitment, arming, involvement in terrorist activity, terrorist financing, criminal liability.
По сведениям МВД России, в 2013 г. выявлено 661 преступление террористического характера, что на 3,8% больше, чем в предыдущем году, преступлений экстремистской направленности зарегистрировано 896 (рост на 28,7%) [1]. В январе - августе 2014 г. зарегистрировано 709 преступлений террористического характера (+80,0%) и 711 преступлений экстремистской направленности (+18,3%) [2]. Очевидно, что актуальность вопросов борьбы с терроризмом сохраняется.
Понятие террористической деятельности сформулировано в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и определено как деятельность, включающая в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Статья 2051 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за содействие террористической деятельности. По мнению специалистов, возложение уголовной ответственности на лиц, которые непосредственно не участвуют в совершении конкретных террористических актов, но принимают участие в финансировании или ином содействии их совершению, сегодня оправданно.
Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз общественно опасного характера.
119
Объективная сторона заключается в совершении следующих альтернативных действий: 1) склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение какого-либо преступного деяния, предусмотренного ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ; 2) вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений; 3) финансирование терроризма.
Склонение к участию в совершении указанных преступлений - это действия, направленные на возбуждение у другого лица желания совершить такое преступление. Участие может проявляться в различных формах: непосредственное совершение террористических актов, материальное, организационное обеспечение, разработка планов совершения преступных деяний и т.д.
Вербовка в целях совершения преступлений террористического характера означает достижение соглашения (договоренности) с другим лицом о его участии в совершении указанных деяний. Вербовка может осуществляться путем уговоров, убеждения, обещания материального вознаграждения и др.
Иное вовлечение другого лица в совершение указанных преступлений может осуществляться, например, путем обмана, психического или физического насилия, возбуждения у него чувства мести, ненависти, зависти и др. При вовлечении в совершение этих преступлений лиц, не обладающих признаками субъекта преступления, виновный несет ответственность как исполнитель соответствующего преступления и по ст. 2051 УК РФ.
Вооружение означает предоставление террористам средств поражения людей или уничтожения материальных объектов - огнестрельного и холодного оружия, боевой техники, взрывчатых веществ, взрывных устройств и т.д.
Под обучением лица следует понимать разъяснение ему свойств оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, механизма их действия, способов исполнения преступлений террористического характера и др.
Под финансированием терроризма согласно прим. 1 к ст. 2051 УК РФ понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205-206, 208, 211, 220, 221, 277-279 и 360 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых
для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Состав содействия террористической деятельности является формальным. Следовательно, для признания этого преступления оконченным не требуется установления каких-либо последствий. Наступившие от действий последствия должны учитываться при назначении наказания.
С субъективной стороны данное преступление может совершаться только умышленно и при наличии прямого умысла. Обучение и вооружение лица предполагают наличие у виновного специальной цели - совершения другим лицом преступлений террористического характера.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 2051 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В соответствии с ч. 2 ст. 2051 квалифицированным видом данного преступления является его совершение с использованием служебного положения. Субъектами данного преступления могут быть представители власти, лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и иных органах (учреждениях), указанных в прим. 1 к ст. 285 УК РФ. Повышенная опасность преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2051 УК РФ, заключается в том, что использование лицом своих служебных полномочий значительно расширяет возможности склонения, вербовки или иного вовлечения лица в совершение хотя бы одного из перечисленных в ч. 1 ст. 2051 УК РФ преступлений.
В ч. 3 ст. 2051 УК РФ предусмотрена ответственность за пособничество в совершении преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ. Исходя из п. 11 примечания к рассматриваемой статье, под пособничеством понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 130-ФЗ [3] ст. 2051 УК РФ дополнена частью 4, которая предусматривает ответственность за организацию совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205 «Террористический акт», 2053 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», ч. 3 и 4 ст. 206 «Захват заложника», ч. 4 ст. 211 «Угон судна воздушного или водного
120
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2014 • № 4 (50)
транспорта либо железнодорожного подвижного состава» УК РФ, или руководство его совершением, а равно организацию финансирования терроризма.
В прим. 2 к ст. 2051 УК РФ содержится поощрительная норма, регламентирующая условия, при наличии которых лицо освобождается от уголовной ответственности. В частности, в этом примечании закреплено, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Условия освобождения от ответственности в данном случае по существу те же, что и предусмотренные применительно к террористическому акту (ст. 205 УК РФ).
Ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 2052 УК РФ) введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ. Данная норма направлена на пресечение действий лиц, подстрекающих к совершению террористических актов либо к осуществлению террористической деятельности, и носит скорее превентивный характер.
Под публичными призывами к осуществлению террористической деятельности в ст. 2052 УК РФ следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению террористической деятельности. Согласно примечанию к ст. 2052 УК РФ публичное оправдание терроризма выражается в публичном заявлении о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. При этом под идеологией и практикой терроризма понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных, насильственных действий (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2003 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [4]).
Диспозиция ст. 2052 УК бланкетная, т.к. для ее правильного применения необходимо изучить положения Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 2052 УК РФ, следует считать оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению террористической деятельности или нет.
Публичное оправдание терроризма образует состав оконченного преступления с момента публичного выступления лица, в котором оно заявляет о признании идеологии и практики терроризма правильными и заслуживающими поддержки и подражания [5].
Преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 2052 УК РФ, следует считать оконченными с момента распространения продукции средств массовой информации (например, продажа, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, начало вещания теле-или радиопрограммы, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию). При этом следует сказать, что законодатель фактически разграничивает понятия терроризма, террористической деятельности и террористического акта.
По конструкции объективной стороны состав преступления относится к формальным составам, т.е. моментом окончания преступления следует признать выполнение деяния в законодательно указанных формах: публичные призывы к осуществлению террористической деятельности; публичное оправдание терроризма. По мнению С.В. Дьякова [6], публичность означает, что призывы носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к широкому кругу людей. Арифметический подход в оценке признания (или непризнания) публичности неприемлем. В каждом конкретном случае вопрос решается с учетом всех обстоятельств дела: места, времени, обстановки содеянного.
Специфика призывов состоит в том, что с их помощью виновный осуществляет активное воздействие на сознание и волю людей, формируя у них решимость совершить преступления террористической направленности. Вместе с тем, как отмечают специалисты, призывы субъекта при этом носят общий характер, т.е. не обращены персонально к кому-либо, в них нет конкретного содержания о месте, времени и способе. Этим они отличаются от подстрекательства к конкретному преступлению. Преступление признается оконченным с момента публичного призыва, даже если под его влиянием ни одно лицо не было вовлечено в террористическую деятельность.
По поводу второй формы действий возникают трудности в определении признаков публичности оправдания терроризма и момента оконча-
121
ния подобного действия, хотя законодатель дополнил данную статью примечанием следующего содержания: «...под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании» (ст. 2052 УК РФ). Фактически нам предлагается толкование признаков преступления на законодательном уровне, но с сохранением ряда оценочных признаков. Учитывая это, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. разъяснено: вопрос о публичности призывов к осуществлению террористической деятельности или оправдания терроризма (ст. 2052 УК РФ) должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращений в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, форумах или в блогах, распространение обращений путем массовой рассылки электронных сообщений и т.п.).
Кроме рассмотренных статей, Уголовный кодекс РФ содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за различные аспекты террористической деятельности. Так, Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» усилил наказания за совершение отдельных террористических пре-
ступлений. В частности, теперь за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 2053 УК РФ), организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 2054 УК РФ) может быть назначено пожизненное лишение свободы. Дополнением к ст. 212 УК РФ введена ответственность за прохождение обучения в целях организации массовых беспорядков с максимальным наказанием до 10 лет лишения свободы.
Таким образом, в России, как и во многих странах мира, уделяется большое внимание правовому регулированию борьбы с терроризмом. Однако следует учитывать накопленный отечественный и зарубежный опыт в борьбе с терроризмом и, очевидно, менять подходы. Силовых методов, карательной политики уже недостаточно. Нужна профилактическая работа по созданию такой социально-экономической и толерантной среды в обществе, которая отторгала бы терроризм и экстремизм. Возможно, нужен открытый диалог политиков, правозащитников, представителей неправительственных организаций, где обсуждались бы все проблемы и противоречия, тормозящие борьбу с терроризмом. Вышеизложенное свидетельствует, что в организации и проведении антитеррористической политики Российской Федерации накоплен определенный положительный опыт, однако в борьбе с терроризмом остается еще немало проблем, поскольку борьба с терроризмом как в России, так и в других странах пока малорезультативна.
1. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2013 г. // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru
2. Состояние преступности - январь -август 2014 г. Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 5 мая 2014 г. № 130-Ф3. URL: http://www. consultant.ru
4. Рос. газ. 2006. 10 марта.
5. О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февр. 2012 г. № 1 // Рос. газ. 2012. 17 февр. Федер. вып. 5708.
6. Дьяков С. В. Унификация уголовного законодательства об ответственности за преступления против государства // Вестн. межпарламентской ассамблеи. 1995. № 4. С. 37-46.
1. State of crime in Russia in January -December 2013 // The official website of the Ministry of the Interior of Russia. URL: http: //mvd.ru
2. State of crime in January - August 2014 // The official website of the Ministry of the Interior of Russia. URL: http: //mvd.ru
3. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law of May 5, 2014 № 130-FL URL: http://www.consultant.ru
4. Rus. newsp. 2006. March 10.
5. On some issues of judicial practice in criminal cases involving crimes of a terrorist nature: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of Febr. 9, 2012 № 1 // Rus. newsp. 2012. Febr. 17. Fed. iss. 5708.
6. Dyakov S.V. Unification of criminal law legislation about offenses against the state // Bull. of interparliamentary assembly. 1995. № 4. P. 37-46.
_122
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2014 • № 4 (50)