Научная статья на тему 'ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗЫ'

ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ / ФИНАНСОВАЯ СФЕРА / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / СФЕРА СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долганова Яна Алексеевна, Зеленина Евгения Сергеевна

Коррупция представляет собой одно из древнейших явлений в системе государственных и общественных отношений, которое со временем не уменьшается по значимости, а только увеличивается и видоизменяется. На примере социально значимых сфер (образования, строительства и финансов) проведен анализ преступлений коррупционной направленности в Пермском крае. Построены прогнозы, указаны институциональные ловушки. Фрагментарно обобщены подходы относительно разработки антикоррупционных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION CRIMES IN THE PERM KRAI: KEY TRENDS AND FORECASTS

Corruption is one of the most ancient phenomena in the system of state and social relations, which does not decrease in importance over time, but only increases and changes. On the example of socially significant areas (education, construction and finance) an analysis of corruption-related crimes in the Perm Territory was carried out. Forecasts are made, institutional traps are indicated. Fragmentary generalized approaches to the development of anti-corruption measures.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗЫ»

Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). С. 123-130. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). P. 123-130.

Научная статья УДК 343.296

ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗЫ

1 2 Яна Алексеевна Долганова , Евгения Сергеевна Зеленина

1 2

' Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия 1 [email protected] [email protected]

Аннотация. Коррупция представляет собой одно из древнейших явлений в системе государственных и общественных отношений, которое со временем не уменьшается по значимости, а только увеличивается и видоизменяется. На примере социально значимых сфер (образования, строительства и финансов) проведен анализ преступлений коррупционной направленности в Пермском крае. Построены прогнозы, указаны институциональные ловушки. Фрагментарно обобщены подходы относительно разработки антикоррупционных мероприятий.

Ключевые слова: преступления коррупционной направленности, институциональные ловушки, финансовая сфера, сфера образования, сфера строительства.

Для цитирования: Долганова Я. А., Зеленина Е. С. Преступления коррупционной направленности в Пермском крае: основные тенденции, прогнозы // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). C. 123-130.

Original article

CORRUPTION CRIMES IN THE PERM KRAI: KEY TRENDS AND FORECASTS

12 Iana A. Dolganova , Evgenyia S. Zelenina

1,2 Perm State University, Perm, Russia

1 [email protected]

2

[email protected]

Abstract. Corruption is one of the most ancient phenomena in the system of state and social relations, which does not decrease in importance over time, but only increases and changes. On the example of socially significant areas (education, construction and finance) an analysis of corruption-related crimes in the Perm Territory was carried out. Forecasts are made, institutional traps are indicated. Fragmentary generalized approaches to the development of anti-corruption measures.

Keywords: corruption crimes, institutional traps, financial sector, education sector, construction sector. For citation: Dolganova Ia. A., Zelenina E. S. Corruption crimes in the Perm krai: key trends and forecasts. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). Pp. 123-130. (In Russ.)

Коррупционные преступления являются одной из актуальных проблем как в Российской Федерации, так и во всем мире. Со временем данное явление проявляется фактически

© Долганова Я. А., Зеленина Е. С., 2022

во всех сферах жизнедеятельности общества, приобретая новые виды и всё больше проникая в экономические отношения между контрагентами. Поскольку коррупционные взаимосвязи составляют основу такого сегмента неформальной экономики, как теневая экономика, то парадоксы ее функционирования проецируются на институциональные ловушки, определяя их содержание и специфику [1].

Коррупция представляет собой институциональную ловушку (под институциональными ловушками принято понимать формирование неэффективных, но стабильных норм или институтов), способную проектироваться и на организационный механизм ее противодействия. Это следует учитывать при разработке системы мер антикоррупционной политики [1].

С целью исследования отдельных групп преступлений коррупционной направленности в Пермском крае авторами был проведен анализ на примере сфер образования, финансов, строительства. В статье представлена статистическая информация по следующим преступлениям, закрепленным в статях гл. 21 «Преступления против собственности», гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ): ст. 159. Мошенничество (в целом); отдельно:

ст. 159, ч. 3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере;

ст. 159, ч. 4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение; ст. 160. Присвоение или растрата:

ч. 3 - совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере;

ч. 4 - совершенные организованной группой либо в особо крупном размере; ст. 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности; ст. 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем;

ст. 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления;

ст. 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

ст. 179. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения

ст. 204. Коммерческий подкуп;

ст. 290. Получение взятки;

ст. 291. Дача взятки;

ст. 291.1. Посредничество во взяточничестве1.

В целом, анализируя статистические данные за период с 2013 по 2021 год, авторы не нашли основания для выделения общих тенденций изменений в исследуемых сферах - образование, финансовая, строительная (табл. 1-3).

В ходе анализа показателей преступлений коррупционной направленности в сфере образования были выявлены институциональные ловушки. Пермский край является регионом, где действует 1 010 образовательных организаций, начиная от дошкольного образования, заканчивая высшим. Можно сказать, что среди других регионов страны Пермский

1 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022) [Электронный ресурс] // СПС «ГАРАНТ». URL: http:// www.garant.ru (дата обращения: 15.03.2022).

край занимает достаточно высокое место по количеству организаций образовательной структуры. Сфера образования переживает в настоящий момент период серьезнейшей реорганизации, связанной с переменой принципов обеспечения ресурсами, а значит, и взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами: государством, обучаемыми, работодателями, местными сообществами и пр. Оставаясь важнейшей подсистемой общества, ответственной за передачу социального опыта и формирование трудового потенциала, а в современных условиях - интеллектуального капитала, образование претерпевает трансформацию, затрагивающую основные институциональные нормы, сложившиеся в обществе [3]. Проявление институциональных ловушек в большинстве своем заключается в системе распределения бюджетных средств на финансирование сферы образования, иными словами, возникает угроза дальнейшего нецелевого распределения средств [4]. В целом к институциональным ловушкам, характерным для сферы образования, относящимся не только к коррупционному проявлению, можно отнести ловушки платного образования и ловушки, связанные с административно-организационной деятельностью образовательных учреждений.

Таблица 1

Статистика количества официально зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в Пермском крае в сфере образования, ед.

Преступления по статьям УК РФ 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ 10 3 3 11 17 2 4 12 6

ч. 3 и 4 ст. 160 УК РФ 4 12 31 13 3 7 4 13 0

ст. 174 УК РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ст. 174.1 УК РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ст. 204 УК РФ 0 0 55 49 0 0 0 0 0

ст. 290 УК РФ 80 156 30 27 0 2 0 0 1

ст. 291 УК РФ 96 156 30 48 1 0 4 0 1

ст. 291.1 УК РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 1

ст.159 УК РФ (за исключением случаев по ч. 3 и 4 указ. статьи) ст. 169 УК РФ ст. 178 УК РФ ст. 179 УК РФ 0 0 0 0 0 0 4 0 0

Предварительно расследованы в отчетном периоде (по всем указанным статьям) 221 404 90 190 74 13 38 32 12

направлены в суд 124 224 56 60 63 10 17 17 9

совершены в составе организованной группы и преступного сообщества (далее - ОГ и ПС) 0 0 0 0 10 0 0 0 0

Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных статистической отчетности ГУ МВД России по Пермскому краю [2].

Помимо представления и анализа статистических данных за период с 2013 по 2021 год, авторами построены прогнозные сценарии. Для построения прогноза были выбраны данные по преступлениям ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ - преступления коррупционной направленности (рис. 1). Прогнозы построены в MO Excel на основе статистических данных за период с 2012 по 2020/2021 годы, выбран 95%-й доверительный интервал. Построены три типа прогнозов. Прогноз по привязке низкой вероятности исключен, так как по нему получены отрицательные значения.

18 16 14 12 10 8 6

2 0 V

янв. 13 янв. 14 янв. 15 янв. 16 янв. 17 янв. 18 янв. 19 янв. 20 янв. 21 янв, 22 янв. 23 янв. 24 янв. 25

-Значения 10 3 3 11 17 2 4 12 6

-Прогноз 6 0 0 0 0

Привязка низкой вероятности 6,00 0 0 0 0

Привязка высокой вероятности 6,00 0 0 0 0

Рис. 1. Прогноз числа преступлений коррупционной направленности в Пермском крае по ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ в сфере образования с 2022 по 2025 год (ед.)

Рассматривая финансовую сферу, стоит отметить, что по количеству официально зарегистрированных преступлений на первое место выходят экономические преступления, а не коррупционные (см. табл. 2).

Таблица 2

Статистика количества официально зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в Пермском крае в финансовой сфере (ед.)

Преступления по статьям УК РФ 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ 1 1 3 0 2 24 1 0 2

ч. 3 и 4 ст. 160 УК РФ 1 0 7 7 8 2 0 0 0

ст. 174 УК РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ст. 174.1 УК РФ 0 0 0 0 0 0 2 0 0

ст. 204 УК РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 6

ст. 290 УК РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ст. 291 УК РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ст. 291.1 УК РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ст. 159 УК РФ (за

исключением

случаев по ч. 3 и 4 указ. статьи) ст. 169 УК РФ 0 0 0 0 0 0 4 0 0

ст. 178 УК РФ

ст. 179 УК РФ

Окончание табл. 2

Преступления по статьям УК РФ 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Предварительно расследованы в отчетном периоде (по всем указанным статьям) 3 5 12 4 11 42 4 8 7

направлены в суд 3 5 11 4 8 41 4 8 0

совершены в составе ОГ и ПС 1 0 0 0 0 0 0 0 0

Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных статистической отчетности ГУ МВД России по Пермскому краю [2].

По данным о количестве зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в сфере финансов по ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ построены три типа прогнозов (рис. 2.). Поскольку показатель может изменяться от 0 до любого положительного числа, значения по привязке низкой вероятности прогнозов исключены для исследования.

Согласно прогнозным данным, количество преступлений находится на одном уровне. Логичным объяснением подобного могут послужить данные тренда: по статистике за период с 2013 по 2021 год в целом прослеживается постоянное число, находящееся в диапазоне от 1 до 3, однако данные за 2018 год коренным образом отличаются. Таким образом, при неблагоприятном развитии (увеличении рисков и возрастании угроз, приводящих к росту преступлений коррупционной направленности по ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ) более реалистичным сценарием становится прогноз по привязке высокой вероятности.

э и 25 20 15 10 5 0

— ^ -

ЯНЕ. 1 3 ЯНЕ. 1 4 ЯНЕ. 1 5 янв. 1 6 ЯНЕ. 1 7 янв. 1 8 ЯНЕ. 1 9 Я НЕ.2 О янв.2 1 янв.2 2 янв.2 3 Я НЕ.2 4 ЯНЕ.2 5

Зн ачения 1 1 3 0 2 24 1 0 2

2 0 0 0 0

Привязка низкой вероятности 2 0 0 0 0

Пр ивязка. высокой вероят но сти 2 0 О 0 0

Рис. 2. Прогноз числа преступлений коррупционной направленности по ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ в финансовой сфере с 2022 по 2025 год

Рекомендации в области предупреждения подобных преступлений и противодействия им сводятся в общем смысле к эффективности проведения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, однако в силу возрастания кризисных явлений, вызванных во многом геополитическим влиянием, ключевые макроэкономические показатели и процессы находятся в постоянном изменении. Объективно различного рода институциональные ловушки также могут возникнуть и стать риском увеличения преступлений коррупционной направленности.

В строительной сфере наблюдается ситуация, противоположная финансовой сфере: наибольшее количество официально зарегистрированных преступлений отнесено к коррупционным, а не к экономическим (см. табл. 3).

Таблица 3

Статистика числа официально зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в Пермском крае в строительной сфере (ед.)

Преступления по статьям УК РФ 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ 15 0 3 7 16 54 31 7 0

ч. 3 и 4 ст. 160 УК РФ 13 19 33 34 13 10 20 9 4

ст. 174 УК РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ст. 174.1 УК РФ 0 0 0 1 0 6 1 0 2

ст. 204 УК РФ 0 5 1 4 0 0 0 0 0

ст. 290 УК РФ 11 1 0 0 0 0 0 0 0

ст. 291 УК РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ст. 291.1 УК РФ 2 0 0 0 0 0 0 0 0

ст. 159 УК РФ (за исключением случаев по ч. 3 и 4 указ. статьи) ст. 169 УК РФ ст. 178 УК РФ ст. 179 УК РФ 1 0 0 0 0 0 0 0 0

Предварительно расследованы в отчетном периоде (по всем указанным статьям) 19 62 25 52 38 26 77 23 13

направлены в суд 18 61 25 51 38 22 76 23 12

совершены в составе ОГ и ПС 0 25 0 0 8 0 22 0 0

Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных статистической отчетности ГУ МВД России по Пермскому краю [2]

Для Пермского края за последние 10-15 лет характерна точечная застройка. Также имеются объекты незавершенного строительства, снос которых весьма затратен для строительной компании. Территория подобных объектов должна находиться под охраной. Несмотря на положительные изменения законодательства в области защиты прав обманутых дольщиков, остаются нерешенными и другие проблемы в сфере строительства, нередко влекущие коррупционные риски и угрозы. Во многом значимым является решение вопроса о сохранении объектов культурного наследия в противовес высвобождению территории для застройки. В данном аспекте в строительной сфере приоритетными направлениями по противодействию коррупции и экономическим преступлениям может стать:

- усиление работы контролирующих и надзирающих органов в отношении объектов недвижимости, имеющих признаки объекта культурного наследия. Для этого необходимо регулярно проводить тематические семинары и круглые столы по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному земельному надзору;

- необходимо проводить регулярные разъяснения результатов государственной кадастровой оценки конкретных объектов недвижимости (квартир, земельных участков и пр.), общих результатов государственной кадастровой оценки, порядка их обжалования, неправильного исчисления земельного налога и исправление ошибок в Государственном кадастре недвижимости в отношении кадастровой стоимости земельных участков;

- максимальное использование всех возможностей для сохранения объектов культурного наследия в собственности государства; продажа объектов культурного наследия должна носить исключительный характер и производиться лишь при невозможности использования иных механизмов их сохранения. В этом контексте крайне важной задачей является развитие института меценатства, создания специальных условий, в том числе налоговых, с привлечением тем самым ресурсов на восстановление объектов культурного наследия;

- ужесточение наказания за нецелевое использование объектов недвижимости, в том числе за незаконную сдачу их в аренду, вплоть до уголовной ответственности, если объект недвижимости, например, относится к объектам культурного наследия;

- повышение эффективности работы правоохранительных органов по расследованию случаев намеренного уничтожения объектов недвижимости, имеющих культурное значение;

- усиление работы по охране исторических центров городов и поселений, организация экспертизы любого нового объекта строительства, изменяющего облик города или поселения, на предмет законности и коррупционной составляющей;

- значительное увеличение суммы штрафов, чтобы привлечение к ответственности виновных не носило формальный характер.

В качестве рекомендации указан один из достаточно узких подходов. Актуальную проблему по увеличению количества преступлений коррупционной направленности в строительной сфере составляют незаконные операции в области земельных отношений: выведение из городской/муниципальной/региональной собственности земель под частное строительство (частную собственность).

Резюмируя проведенный анализ, можно отметить, что на сегодняшний день существует множество способов борьбы с коррупционными преступлениями, но выделить один из самых действенных объективно невозможно. Если все меры и рекомендации использовать в полном объеме, то данное явление может сократиться в несколько десятков раз. Борьба с коррупцией остается приоритетным направлением в деятельности государства, хотя это достаточно трудоемкий процесс.

Список источников

1. Герасимова В. В., Манохина Н. В. Институциональные ловушки современного общественного развития, обусловленные коррупционными взаимосвязями // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 3 (48). С. 4-11.

2. Данные статистической отчетности ГУ МВД России по Пермскому краю (данные представлены по состоянию на март 2022 года) [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 15.03.2022).

3. Василенко Н. В. Институциональные ловушки в сфере образования // Экономика образования. 2009. № 3-2. С. 176-184.

4. Салюк А. А., Матненко М. А. Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 11-14.

References

1. Gerasimova V. V., Manokhina N. V. Institutsional'nye lovushki sovremennogo obshchestven-nogo razvitiia, obuslovlennye korruptsionnymi vzaimosviaziami [Institutional traps of modern social de-

velopment due to corruption relationships]. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniia. 2015, no. 3 (48), pp. 4-11. (In Russ.).

2. Dannye statisticheskoi otchetnosti GU MVD Rossii po Permskomu kraiu [Statistical reporting data of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Perm Territory]. (In Russ.). Available at: http://crimestat.ru/ (accessed: 15.03.2022).

3. Vasilenko N. V. Institutsional'nye lovushki v sfere obrazovaniia [Institutional Pitfalls in Education]. Ekonomika obrazovaniia. 2009, no. 3-2, pp. 176-184. (In Russ.).

4. Saliuk A. A., Matnenko M. A. Korruptsiia v sfere obrazovaniia kak sotsial'noe iavlenie: prob-lemy i puti ikh resheniia [Corruption in education as a social phenomenon: problems and solutions]. Aktu-al'nye problemy prava. Moscov, Buki-Vedi, 2016, pp. 11-14. (In Russ.).

Информация об авторах Я. А. Долганова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Предпринимательство и экономическая безопасность», Пермский государственный национальный исследовательский университет; Е. С. Зеленина — студентка 5-го курса кафедры «Предпринимательство

и экономическая безопасность», специальность «Экономическая безопасность», Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the authors la. A. Dolganova — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Entrepreneurship and Economic Security,

Perm State University;

E. S. Zelenina — 5th year Student at the Department of Entrepreneurship and Economic Security, Specialty "Economic Security ", Perm State University.

Статья поступила в редакцию 30.03.2022; одобрена после рецензирования 15.04.2022; принята к публикации 15.04.2022.

The article was submitted 30.03.2022; approved after reviewing 15.04.2022; accepted for publication 15.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.