УДК 34.444 Б01 10.47475/2618-8236-2020-15421
ББК 64.400
Проблемные вопросы раскрытия коррупционных преступлений
А. А. Шаламова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Рассматривается такое общественно опасное явление, как преступления коррупционной направленности, проблемы выявления и раскрытия данной категории преступлений. Приведена статистика совершения преступлений в коррупционной сфере и предложены пути предупреждения совершений коррупционных преступлений.
Ключевые слова: раскрытие и расследование уголовных преступлений, коррупция, уголовное право, статистика выявленных коррупционных преступлений.
Проблема противодействия коррупции носит системный характер и в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. Рост коррупции негативно сказывается на всех сторонах общественной жизни: дестабилизирует правопорядок, дезорганизует общественные отношения, подрывает доверие к высшим органам государственной власти, вследствие чего ставит под сомнение их легитимность, оказывает разлагающее воздействие на управленческий аппарат.
К преступлениям коррупционной направленности можно отнести такие преступления:
— «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума» (ст. 141.1 УК РФ);
— «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов» (ст. 184 УК РФ);
— «Коммерческий подкуп» (ст. 204 УК РФ);
— «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» (ст. 289 УК РФ);
— «Получение взятки» (ст. 290 УК РФ);
— «Дача взятки» (ст. 291 УК РФ);
— «Посредничество во взяточничестве» (ст. 291.1 УК РФ);
— «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретен-
ных другими лицами преступным путем» (ст. 174 УК РФ);
— «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» (ст. 174.1 УК РФ);
— «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем» (ст. 175 УК РФ);
— «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования» (ст. 294 УК РФ);
— «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование» (ст. 295 УК РФ);
— «Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования» (ст. 296 УК РФ);
— «Принуждение к даче показаний» (ст. 302 УК РФ);
— «Заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод» (ст. 307 УК РФ);
— «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу» (ст. 309 УК РФ) и другие преступления.
То есть преступлений, относящихся к коррупционной сфере, огромное количество, следовательно, тема является предметом дискуссий и обсуждений. Чтобы наиболее наглядно представить статистику выявления преступлений коррупционной направленности, рассмотрим количество выявленных преступлений за 2017-2019 гг.
116
В 2017 г. выявлено 29 634 (-10 %) преступления коррупционной направленности, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных преступлений составил 1,4 %. Число преступлений, предусмотренных статьей 290 УК РФ (получение взятки), в Российской Федерации снизилось на 40,3 % (с 5 344 до 3 188). Аналогичная тенденция снижения фактов получения взятки наблюдается в Курской области (со 119 до 6; -95 %), Забайкальском (с 210 до 25; -88,1 %), Камчатском (с 7 до 1; -85,7 %) краях, Владимирской области (с 94 до 16; -83 %), Краснодарском крае (с 224 до 88; -60,7 %).
Вместе с тем в отдельных регионах число преступлений данного вида возросло, а именно: в Брянской области (с 14 до 52), Республике Карелия (с 11 до 30), Оренбургской области (с 30 до 62), Хабаровском крае (с 16 до 30). За истекший период число преступлений, предусмотренных статьей 291 УК РФ (дача взятки), на территории Российской Федерации снизилось на 51 % (с 4 640 до 2 272). При этом увеличение их количества произошло в Смоленской (с 29 до 103), Томской (с 25 до 47), Рязанской (с 11 до 18) областях, Республике Карелия (с 24 до 39), Брянской области (с 29 до 42) [13].
По итогам 2018 г. увеличилось на 2,9 % (30 495) количество преступлений коррупционной направленности. Их удельный вес в массе всех выявленных деяний за отчетный период составил 1,5 %.
В целом по стране возросло на 9,8 % (с 3 188 до 3 499) число деяний, предусмотренных статьей 290 УК РФ (получение взятки). Аналогичная тенденция роста данных преступлений наблюдается в Кабардино-Балкарской Республике (с 8 до 81; +912,5 %), Курской (с 6 до 43; +616,7 %), Кемеровской (с 21 до 85; +304,8 %) областях.
Вместе с тем количество таких деяний снизилось в Республике Адыгея (с 40 до 2; -95 %), Вологодской области (с 56 до 10; -82,1 %), Республике Калмыкия (с 12 до 4). За истекший период число преступлений, предусмотренных статьей 291 УК РФ (дача взятки), на территории Российской Федерации увеличилось на 15 % (с 2 272 до 2 612).
Рост названных деяний наблюдается в Тульской области (с 3 до 14; +366,7 %), Республике Мордовия (с 10 до 32; +220 %), Красноярском крае (с 9 до 26; +188,9 %), Ленинградской области (с 14 до 35; +150 %).
Противоположная динамика указанных преступлений отмечена в Вологодской (с 19 до 0;
-100 %), Смоленской (со 103 до 13; -87,4 %) областях, г. Севастополе (с 10 до 4; -60 %), Тюменской области (с 37 до 15; -59,5 %).
Число деяний, предусмотренных статьей 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве), по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. увеличилось на 20,9 % (с 810 до 979). Рост выяв-ляемости таких преступлений установлен в Тульской (с 1 до 9; +800 %), Воронежской (с 1 до 8; +700 %), Свердловской (с 9 до 52; +477,8 %), Брянской (с 6 до 28; +366,7 %) областях.
В свою очередь, сокращение числа поставленных на учет названных деяний до нулевого значения отмечено в Ненецком автономном округе (АППГ — 4; -100 %), Вологодской области (4; -100 %), Республике Адыгея (7; -100 %), Удмуртской Республике (11; -100 %). Снизилось на 6,9 % (с 5 841 до 5 437) количество преступлений, предусмотренных статьей 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество). Аналогичная динамика отмечена в Республике Карелия (с 24 до 4; -83,3 %), Кировской (со 118 до 25; -78,8 %), Амурской (с 33 до 7; -78,8 %), Вологодской (со 130 до 29; -77,7 %) областях.
Увеличилось число мелкого взяточничества в Чувашской Республике (с 9 до 96; +966,7 %), Тверской (с 16 до 71; +343,8 %), Кемеровской (с 42 до 130; +209,5 %), Тамбовской (с 13 до 37; +184,6 %), Иркутской (с 93 до 194; +108,6 %) областях [14].
В 2019 г. зарегистрировано 30 991 преступление коррупционной направленности (+1,6 %), удельный вес которых в общей структуре преступности второй год подряд не превышает 1,5 %.
В 2019 г. уголовное преследование по коррупционным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации осуществлялось в отношении 15 773 лиц (в 2018 г. — 15 908, в 2017 г. — 15 940).
С каждым годом регистрируется больше преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном или особо крупном размере либо причинивших особо крупный ущерб (в 2019 г. — 5 408, в 2018 г. — 5 365, в 2017 г. -5 136), при этом чаще пресекается коррупционная деятельность организованных групп и преступных сообществ (в 2019 г. такими группами и сообществами совершено 1 136 преступлений, в 2018 г. — 972, в 2017 г. — 723).
Растет число выявленных фактов получения и дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве (в 2019 г. — 13 867, в 2018 г. — 12 527,
Проблемные вопросы раскрытия коррупционных преступлений
в 2017 г. — 12 111). При этом случаи мелкого взяточничества фиксируются все реже (в 2019 г. — 5 408, в 2018 г. — 5 437, в 2017 г. — 5 841).
Ущерб от коррупционных деяний в прошедшем году составил около 55,1 млрд руб., что составляет 8,8 % от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений в Российской Федерации. Добровольно погашен ущерб на сумму около 4,1 млрд руб., изъято имущества, денег, ценностей на сумму почти 1,5 млрд руб., наложен арест на имущество обвиняемых стоимостью 18,2 млрд руб.
В 2019 г. судами удовлетворено 312 исков прокуроров, заявленных в рамках уголовного судопроизводства в целях возмещения ущерба, причиненного актами коррупции, на общую сумму около 2 млрд руб.
По рассмотренным с участием прокуроров уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности в 2019 г. судами Российской Федерации вынесено 9 803 обвинительных приговора (в 2018 г. — 10 684) в отношении 10 960 человек (11 732) [15].
Незначительные и нестабильные показатели деятельности правоохранительных органов по защите негосударственного сектора экономики от коррупции обусловлены, с одной стороны, высоким уровнем латентности коррупционных преступлений, но с другой стороны — пассивной деятельностью правоохранительных органов: недоработками в проведении мероприятий по выявлению и документированию преступлений указанной категории, ошибками в квалификации соответствующих преступлений, неэффективным взаимодействием оперативных подразделений со следственными органами на стадии реализации результатов оперативно-розыскной деятельности, что ведет к утрате важных доказательств, а значит, к отрицательной уголовной ответственности лица.
В связи с этим актуальным становится комплексное рассмотрение проблем выявления и раскрытия преступлений коррупционной направленности, совершаемых в негосударственном секторе экономики, в том числе с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов.
Раскрытие и расследование коррупционных преступлений представляет собой многоплановый процесс, состоящий из нескольких этапов: выявление признаков преступлений и лиц, их совершающих или совершивших; возбуждение уголовного дела и оперативное документирование уголовного
дела; реализация материалов, полученных в ходе оперативной работы, и обеспечение возмещения ущерба, причиненного государству.
Коррупционные преступления, безусловно, относятся к одной из самых общественно опасных категорий преступлений, которые весьма сложно доказать. Их расследование нередко представляет значительную сложность и трудоемкость по сравнению с другими преступлениями.
Большинство уголовных дел возбуждается по результатам оперативно-розыскных мероприятий. В этой ситуации главная задача следователя — оценить имеющуюся оперативную информацию. Оценивая поступившую оперативную информацию, целесообразно убедиться в том, что проведенными оперативно-розыскными мероприятиями прослежены и выявлены преступные связи должностного лица, заподозренного в коррупции. Если этого не сделано, целесообразно дать соответствующее поручение оперативно-розыскному органу.
В тех случаях, когда возбуждению уголовного дела не предшествовало проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении конкретного лица, решение о возбуждении уголовного дела нужно принять, однако с учетом необходимости проведения тщательной проверки поступившей информации.
Нередко сведения о преступной связи должностного лица с организованными преступными группировками поступают в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, расследования преступной деятельности банд, преступных сообществ.
Коррупционные преступления — это действия государственных и иных служащих, связанные с использованием служебных полномочий.
Поэтому следователю по всем коррупционным преступлениям необходимо своевременно изъять и тщательно ознакомиться с должностными инструкциями, положениями, лицензиями, определяющими должностные полномочия подозреваемого. Изъятая документация, имеющая признаки фальсификации, признается вещественным доказательством по делу и приобщается к его материалам.
Существует один интересный пример преступления коррупционной направленности:
В Ивановской области руководитель бюджетной организации, действуя в интересах юридического лица, с целью назначения более мягкого наказания и уменьшения размера предполагаемого
118
административного штрафа за правонарушение, принял взятку в виде колотых березовых дров.
Колотые дрова стоили руководителю бюджетной организации штрафа в размере 200 тыс. руб., а директору юрлица штрафа в размере 250 тыс. руб. Более того, юридическое лицо также настиг штраф — 500 тыс. руб. [16].
И такое встречается в судебной практике не редко.
Приступая к расследованию коррупционных преступлений, следователь должен предвидеть возникновение подобных ситуаций и, предупреждая их, своевременно принимать меры по их нейтрализации. К таким мерам относятся: сохранение тайны следствия, шифровка установочных данных лиц, изобличающих коррупционеров, и т. п. В случае оказания противодействия расследованию необходимо собрать и подтвердить доказательствами этот факт. В обвинительном заключении на них необходимо сослаться и подробно описать предпринятые преступником меры.
Грамотное применение следователем результатов оперативно-розыскной деятельности и производства на их основании следственных действий при возбуждении и расследовании коррупционных
преступлений, в том числе связанных с взяточничеством, имеет важное значение для привлечения виновных к уголовной ответственности, предотвращает возможное прекращение уголовного дела на стадии предварительного следствия и оправдание преступника в ходе судебного разбирательства.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что коррупционные преступления являются самыми сложными для раскрытия преступлениями. Чтобы расследование было доведено до конца, следователю необходимо предпринять весь комплекс мер по раскрытию и устранению коррупционных преступлений.
Необходимо отслеживать статистику выявления правонарушений в данной сфере для того, чтобы направлять профилактические меры воздействия на совершение коррупционных преступлений в конкретную область взаимодействия человека и закона.
Совершение подобных преступлений возможно приостановить путем грамотного соблюдения должностных инструкций и предписаний, а со стороны правоохранительных органов — правильным применением уголовно-правовых норм и мер профилактического характера.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.; с учетом поправок, внес. Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ] // Рос. газ. — 2009. — 21 янв.
2. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ : Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 19. — Ст. 2060.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ: с изм. от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2001. — № 52 (Ч. I), ст. 4921.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: [от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25, ст. 2954.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): [от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: ред. 28 марта 2017 г., с изм. от 22 июня 2017 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32, ст. 3301.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации: [от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1 (Ч. I), ст. 3.
7. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [Электронный ресурс]: [заключена в г. Страсбурге 27 янв. 1999 г.] // СПС КонсультантПлюс.
8. Основы законодательства об антикоррупционной политике [Электронный ресурс]: [Модельный закон, принят постановлением Межпарламентской 208 Ассамблеи государств — участников СНГ от 15 нояб. 2003 г. № 22-15] // СПС КонсультантПлюс.
9. Бикмухаметов, А. Э. Коррупция и антикоррупционная политика: словарь / А. Э. Бикмухаме-тов, Р. Р. Газимзянов, П. А. Кабанов [и др.]; под общ.ред. Р. Р. Газимзянова. — Казань, 2008.
10. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Ов-чинского, Г. К. Синилова. — М.: Инфра-М, 2014.
Проблемные вопросы раскрытия коррупционных преступлений
11. Хабриева, Т. Я. Конституционные основы, тенденции и проблемы развития российского законодательства: 20-летний опыт и современное состояние / Т. Я. Хабриева // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2013. — № 4. С. 556.
12. Шишкарев, С. Н. Российское законодательство в сфере противодействия коррупции: перспективы дальнейшего развития / С. Н. Шишкарев // 217 Общество и право. — 2010. — № 2. С. 154158.
13. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/ааЬ/Ежемесячный%20сборник%20декабрь%20 2017.pdf
14. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/be9/sbornik_12_2018.pdf
15. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130/
16. URL: https://sudact.ru/regular/doc/vdB3jXkqB6NC/
Дата поступления: 26.11.20
Дата принятия к опубликованию: 30.11.2020
Сведения об авторе
Шаламова Анастасия Анатольевна — студентка Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. [email protected]
Библиографическое описание: Шаламова А. А. Проблемные вопросы раскрытия коррупционных преступлений / А. А. Шаламова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 4. — С. 115-120. doi: 10.47475/2618-8236-2020-15421.
Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 4. Pp. 115 — 120.
Problematic Issues of Solving Corruption Crimes
A.A. Shalamova
Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, Russia
This article considers such a socially dangerous phenomenon as crimes of a corruption nature, the problems of identifying and revealing this category of crimes, provides statistics on the commission of crimes in the corruption sphere and proposes ways to prevent the commission of corruption crimes.
Keywords: disclosure and investigation of criminal offences, corruption, criminal law, statistics of identified corruption offences.
References
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii : [prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g.; s uchetom popravok, vnes. Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30 dek. 2008 g. no. 6-0K3, ot 30 dek. 2008 g. no. 7-0K3]. (In Russ.).
2. O poryadke rassmotreniya obrashchenij grazhdan RF : Federal'nyj zakon ot 02.05.2006 no. 59-03. (In Russ.).
3. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: [ot 18 dek. 2001 g. no. 174-03: s izm. ot 7 iyunya 2017 g. no. 120-03]. (In Russ.).
4. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: [ot 13 iyunya 1996 g. no. 63-03] (In Russ.).
5. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya): [ot 30 noyab. 1994 g. no. 51-03: red. 28 marta 2017 g., s izm. ot 22 iyunya 2017 g.] (In Russ.).
6. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii: [ot 30 dek. 2001 g. no. 197-03] (In Russ.).
120
7. Konvenciya Soveta Evropy ob ugolovnoj otvetstvennosti za korrupciyu [Elektronnyj resurs]: [zaklyuche-na v g. Strasburge 27 yanv. 1999 g.] (In Russ.).
8. Osnovy zakonodatel'stva ob antikorrupcionnoj politike]: [Model'nyj zakon, prinyat postanovleniem Me-zhparlamentskoj 208 Assamblei gosudarstv — uchastnikov SNG ot 15 noyab. 2003 g. no. 22-15] (In Russ.).
9. Bikmuhametov A.E. et al. Korrupciya i antikorrupcionnaya politika: slovar'. Kazan, 2008. (In Russ.).
10. Teoriya operativno-rozysknoj deyatel'nosti: uchebnik. Moscow, Infra-M, 2014. (In Russ.).
11. Habrieva T.Ya. Konstitucionnye osnovy, tendencii i problemy razvitiya rossijskogo zakonodatel'stva: 20-letnij opyt i sovremennoe sostoyanie. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeni-ya, 2013, no. 4, pp. 556. (In Russ.).
12. Shishkarev S.N. Rossijskoe zakonodatel'stvo v sfere protivodejstviya korrupcii: perspektivy dal'nejshe-go razvitiya. Obshchestvo i pravo, 2010, no. 2, pp. 154-158. (In Russ.).
13. Available at: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/aab/Ezhemesyachnyj%20sbornik%20dekabr'%20 2017.pdf (In Russ.).
14. Available at: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/be9/sbornik_12_2018.pdf (In Russ.).
15. Available at: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130/ (In Russ.).
16. Available at: https://sudact.ru/regular/doc/vdB3jXkqB6NC/ (In Russ.).