ББК 65.051 УДК 311.17
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИИ
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА АГАПОВА,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]; ДАНИЛ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ МИХАЙЛОВ, заместитель начальника отдела ФКУ НПО «Специальная техника и Связь» МВД России, адъюнкт заочной формы обучения Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет и статистика
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлен анализ совершенных преступлений коррупционной направленности в России. Прослеживается ежегодная динамика коррупционных преступлений в разрезе их видов. Особое внимание уделено взаимосвязи между экономическими процессами и анализируемыми явлениями. На основании полученных данных осуществлен прогноз количества преступлений коррупционной направленности на будущие периоды с формированием соответствующих выводов.
Ключевые слова: коррупция, экономический анализ, мошенничество, взяточничество, коммерческий подкуп, прогнозирование, преступность.
Annotation. This work is an analysis of committed crimes of corruption in Russia. The authors traces the annual dynamics of corruption crimes in the context of their species. Particular attention is paid to the relationship between economic processes and the phenomena analyzed. Based on the obtained data, the forecast of the number of corruption crimes for future periods was made with the formation of relevant conclusions.
Keywords: corruption, economic analysis, fraud, bribery, commercial bribery, forecasting, crime.
Развитие количества преступлений коррупционной направленности в современном мире задает темп активизации борьбы с ними и изучению явления коррупции на всех стадиях ее проявления. Со стороны экономической составляющей необходимым направлением изучения проблем коррупции является анализ показателей данных правонарушений, их сравнение в динамике и прогнозирование.
Коррупция (от лат. Согтарйо — порча, подкуп) — иностранный термин, в самом общем виде означающий использование должностными лицами прав, связанных с должностью, в целях личного обогащения, а также подкуп должностных лиц, политических деятелей. [1, с. 313].
Законодательство определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и
государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, либо совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица [4].
До 2008 г. в Российской Федерации не существовало нормативных правовых актов, относящих преступления к категории коррупционных, что не позволяло осуществить анализ причин и последствий указанных преступлений из общего количества экономических правонарушений. В феврале 2008 г. Генеральная прокуратура России издала приказ [8], утверждающий конкретный перечень преступлений, относящихся к категории коррупционных (далее — Перечень). В последующем Перечень претерпевал множество изменений и корректировок. На сегодняшний день действует Указание Генпрокуратуры России от 13 декабря 2016 г. № 797/11, МВД России № 2 «О вве-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
дении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».
В соответствии с Перечнем и инструкцией к заполнению статистических форм, при наличии определенных условий, к преступлениям коррупционной направленности относятся:
♦ мошенничество (ч.ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ);
♦ присвоение или растрата (ч.ч. 3 и 4 ст. 160 УК РФ);
♦ контрабанда (ст. 188 УК РФ (утратила силу)), п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1;
♦ легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, либо приобретенных другими лицами преступным путем (ст.ст. 174, 174.1 УК РФ) (далее — легализация денежных средств);
♦ коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);
♦ преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: в том числе взятки (ст.ст. 290, 291, 291.1 УК РФ) (далее — преступления против государственной власти).
Несмотря на появление в 2008 г. указанного перечня коррупционных преступлений, официальная отчетность по данным преступлениям появилась только с 2013 г. в связи с изданием приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 553 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения № 1-КОРР».
Объектом исследования выступают статистические данные, полученные в результате наблюдений органов внутренних дел за количеством указанных преступлений коррупционной направленности за период, обусловленный наличием статистических данных с 2003 г. в официальных источниках сети Интернет по 2016 г. При проведении анализа стоит учитывать формальное разделение периодов с 2003 г. по 2012 г., когда в рассматриваемую информационную базу были включены преступления экономической направленности и период с 2013 г. по 2016 г., в котором отражены преступления коррупционной направленности согласно ф. 1-КОРР.
Рассмотрим каждый тип преступлений коррупционной направленности по отдельности.
Рассматривая мошенничество, следует понимать, что оно представляет собой хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием [3]. Сле-
дует отметить, что в целом количество мошенничества в Российской Федерации снижается. Однако, в периоды с 2003—2009 гг. и с 2011—2012 гг. наблюдается рост количества указанных преступлений. Следовательно, снижение мошенничества наблюдается лишь в среднем, как тенденция. В отдельные периоды, уровни испытывают колебания, отклоняясь от основной тенденции.
Снижение количества мошенничества в период после 2009 г. связано с введением Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации, определяющего поэтапные меры, направленные на борьбу с преступлениями коррупционной направленности. В 2013 г. следует отметить введение новой формы статистической отчетности по преступлениям коррупционной направленности (КОРР-1), в соответствии с которой происходит выделение из общего количества мошенничества части, непосредственно относящейся к категории коррупционных (табл. 1).
Общая тенденция к снижению количества мошеннических преступлений за 2003—2016 гг. связана с введением нормативных правовых актов, регламентирующих методы борьбы с указанными преступлениями, а также усилением общественного контроля и развитием информационно-коммуникационных технологий во всем мире.
Уравнение тренда динамики преступлений в сфере мошенничества имеет вид: у = 74048 - 3101,5 1 т.е. в нашем случае ежегодно наблюдалось снижение мошеннических преступлений в среднем на 3105 ед. в год (рис. 1). Коэффициент колеблемости ряда данных, равен 37%.
Прогнозное количество преступлений, связанных с мошенничеством на 2017 г. с высокой долей вероятности, по нашим расчетам, составляет 27 525 ед. Количество аналогичных преступлений в 2018 и 2019 гг. можно ожидать на уровне 24 424 и 21 323 ед. со ответственно.
Исходя из полученных данных, прогнозное количество совершенных преступлений, связанных с мошенничеством , относящихся к категории коррупционных в 2017 г., может составить 6331 ед. С меньшей вероятностью аналогичный показатель в 2018 и 2019 гг. может составить 5618 и 4904 ед. соответственно.
Проанализировав мошенничество, рассмотрим следующую категорию преступлений — присвоение или растрата. Под присвоением или растратой по-
нимается хищение чужого имущества, вверенного виновному [3].
Присвоением, согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», признается безвозмездное, совершенное с корыстной целью, противоправное обращение лицом вверенного ему имущества в свою пользу против воли собственника. Растрата — противоправные действия лица, которое в корыстных целях истратило вверенное ему имущество против воли собственника путем потребления этого имущества, его расходования или передачи другим лицам.
Определив абсолютные и относительные показатели, характеризующие присвоение или растрату с 2003 по 2016 гг., замечаем, что пиковое значение
56 585 ед. приходится на 2007 г., после которого наблюдается тенденция к снижению общего количества данных преступлений. Такое снижение обусловлено появлением в начале 2008 г. разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации [9], разграничивающих присвоение или растрату от кражи (ст. 158 УК РФ). Уточнения квалификации отсеяли преступления, не относящиеся по своему составу к присвоению или растрате. По мнению экспертов, снижение общего количества преступлений типа присвоение или растрата с 2010 г. могло быть обусловлено ухудшением раскрываемости данного типа преступлений, связанного, в свою очередь, с реформированием системы МВД — созданием полиции [5].
Аналитическое выравнивание за весь анализируемый период имеет следующий вид: у = 62 555 - 4121,8 ^
Таблица 1
Динамика статистической информации о количестве преступлений коррупционной направленности
Годы Мошенничество, всего. В том числе коррупционной направленности, ед. Присвоение или растрата, всего. В том числе коррупционной направленности, ед. Контрабанда, всего. В том числе коррупционной направленности, ед. Легализация денежных средств, всего. В том числе коррупционной направленности, ед. Коммерческий подкуп, всего. В том числе коррупционной направленности, ед. Преступления против государственной власти, ед.:
Всего: В том числе взятки
2003 47 505 44 706 2498 620 2495 25 570 7346
2004 54 058 51 061 2078 1977 2020 30 603 8928
2005 58 474 52 363 2288 7461 2178 34 498 9821
2006 66 078 50 328 3450 7957 1751 36 777 11 063
2007 69 542 56 585 3649 9035 1786 35 714 11 616
2008 75 000 46 849 4269 8383 1712 40 473 12 512
2009 78 332 40 025 4706 8791 1697 43 086 13 141
2010 58 154 23 549 3123 1762 1569 37 255 12 012
2011 50 899 20 304 2796 704 1397 34 783 10 952
2012 52 754 16 971 129 611 1212 31 010 10 157
2013 34 746 / 8854 13 903 / 5881 194 / 1 582 / 67 1958 / 1721 26 642 10 951
2014 20 967 / 4812 9216 / 3722 210 / 2 774 / 55 1557 / 1506 19 899 11 090
2015 22 108 / 4370 8808 / 3248 328 / 0 863 / 73 1802 / 1659 20 571 12 057
2016 22 397 / 4980 8308 / 3141 243 / 1 818/109 1165 / 1042 17 477 8496
Среднее 50 787 31 641 2140 3596 1736 31 026 10 724
Дисперсия 346 021 398 324 480 194 2 507 043 12 699 450 120 431 58 612 154 2 454 293
Среднее квадратическое отклонение 18 602 18 013 1583 3564 347 7656 1567
Колеблемость, % 37 57 74 99 20 25 15
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Годы
Фактическое количество мошенничества в России ------Прогнозное количество мошенничества в России
В том числе коррупционное мошенничество - Эмпирическое количество мошенничества в России
Рис 1. Динамика количества мошенничества в России
т.е. количество совершенных преступлений, связанных с присвоением или растратой ежегодно уменьшается в среднем на 4122 ед.
Поскольку полученный по динамическому ряду коэффициент колеблемости имеет высокое значение — 57%, для точности прогноза рассчитаем линию тренда по однородной совокупности данных, а именно с 2010 г. по 2016 г. Для указанной усеченной совокупности аналитических данных уравнение тренда имеет следующий вид: у = 25 361,3 - 2731,1 1 (рис. 2), а коэффициент колеблемости равен 39%, что позволяет достоверно осуществить прогноз. По нашим рас-
четам, можно ожидать прогнозное количество присвоения или растраты на 2017 г. в размере 3512 ед., а на 2018 г. — 781 ед. Доля присвоения или растраты коррупционной направленности, соответственно, ожидается на уровне 39,7%.
Прогнозное количество преступлений, связанных с присвоением или растратой, относящихся к категории коррупционных в 2017—2018 гг., составит 1394 и 310 ед. соответственно.
Рассматривая преступления, связанные с контрабандой, следует учитывать тот факт, что до 2011 г., согласно УК РФ, контрабанда представляла собой
- Фактическое количество мошенничества в России ------Прогнозное количество мошенничества в России
— В том числе коррупционное мошенничество - Эмпирическое количество мошенничества в России
Рис. 2. Динамика количества присвоения и растраты в России 270 -Вестник Московского университета МВД России - № 6 / 2017
перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием [3]. 7 декабря 2011 г. подписан закон, в соответствии с которым была отменена уголовная ответственность за «обычную» контрабанду, и ст. 188 УК РФ утратила силу [6]. Одновременно в УК РФ внесены новые статьи, сохраняющие ответственность за контрабанду запрещенных к обороту (наркотики, яды, взрывчатка) и стр атегических товаров.
Следует обратить внимание на резкое снижение количества контрабанды в 2010 г. по сравнению с 2009 г., связанное с реформой транспортной милиции МВД России, проводимой по решению Президента РФ. Начиная с 2012 г., показатели контрабанды приблизились к околонулевой отметке (темп роста 4,6% по сравнению с 2011 г.). Однако, данный факт отражает, к сожалению, не содержательное, а лишь формальное «искоренение» данного вида преступлений, и связано оно с исключением ст. 188 из состава Уголовного кодекса России.
Коэффициент тренда у = 4013,6 - 249,8 t свидетельствует об ежегодном уменьшении количества преступлений, связанных с контрабандой в среднем за анализируемый период почти на 250 ед. (рис. 3).
Однако, рассчитанный коэффициент колеблемости ряда данных равен 74%, что, не позволяет проводить прогнозирование преступлений, связанных с контрабандой на будущие периоды.
Следующей рассматриваемой категорией коррупционных преступлений выступает легализация денежных средств. Согласно Уголовному кодексу легализация денежных средств — это совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом [3].
Следует обратить внимание на то, что количество совершенных преступлений, связанных с легализацией денежных средств в 2010 г. по сравнению с 2009 г. уменьшилось на 7029 ед. или на 80% , что связано с введением в этот период поправок в законодательство, касающихся ответственности за несоблюдение процедур внутреннего контроля в сфере легализации [7]. Пиковое значение пришлось на 2007г. — 9035 ед., а наименьшее значение зафиксировано в 2013 г. — 582 ед.
Уравнение тренда для рассматриваемой категории данных имеет следующий вид: у = 6788 - 425,66 t (рис. 4). Колеблемость данного вида преступления очень высокая — 99%, т.е. прогнозирование указанной категории преступлений на будущий период достоверно невозможно.
Рис. 3. Динамика количества преступлений, связанных с контрабандой в России
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Годы
Фактическое количество мошенничества в России
„ Эмпирическое количество мошенничества в России
В том числе коррупционное мошенничество
Рис. 4. Динамика количества преступлений, свя
Рассмотрим следующий вид преступлений коррупционной направленности — коммерческий подкуп.
Согласно Уголовному кодексу РФ коммерческий подкуп представляет собой незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение дей-
шых с легализацией денежных средств в России
ствий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно, в силу своего служебного положения, может способствовать указанным действиям [3].
По результатам анализа видно, что за весь период динамика преступлений, связанных с коммерческим подкупом плавно снижалась. Пиковое значение — 2495 преступлений пришлось на 2003 г. Однако, в 2013 г. имеет место рост по сравнению с 2012 г. на 746 преступлений (рис. 5).
Используя полученное уравнение тренда у = = 2193,4 - 61,035 1 и при коэффициенте колеблемо-
Годы
- Фактическое количество мошенничества в России ------Прогнозное количество мошенничества в России
■*— В том числе коррупционное мошенничество - Эмпирическое количество мошенничества в России
Рис. 5. Динамика преступлений, связанных с коммерческим подкупом в России 272 -Вестник Московского университета МВД России - № 6 / 2017
сти 20% можно с высокой вероятностью ожидать прогнозное значение количества коммерческого подкупа в 2017—2019 гг. соответственно 1277, 1217 и 1156 ед.; средняя доля коммерческого подкупа в них коррупционной направленности 91,5%, т.е. 1168, 1114 и 1058 ед.
В продолжение рассматриваемого объекта перейдем к следующему типу преступлений — преступлениям против государственной власти. Рассматривая преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует учитывать, что они выделены в Уголовном кодексе Российской федерации в отдельную главу, включающую в себя следующие деяния:
♦ злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
♦ нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);
♦ нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ);
♦ внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ);
♦ превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
♦ неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК РФ);
♦ отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ);
♦ присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ);
♦ незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
♦ получение взятки (ст. 290 УК РФ);
♦ дача взятки (ст. 291 УК РФ);
♦ посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);
♦ мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ);
♦ служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
♦ незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1 УК РФ);
♦ халатность (ст. 293 УК РФ).
Отталкиваясь от результатов сводки и анализа
статистических данных рядов динамики преступлений против государственной власти, отмечаем общую тенденцию снижения количества преступлений против государственной власти; при этом максимальное пиковое значение зафиксировано в 2009 г. — 43 086 ед., а минимальное в 2016 г. — 17 477ед.
Уравнение тренда для данной категории совершенных преступлений имеет вид: у = 38679 - 1020,5 1 что отражает ежегодное их уменьшение в среднем на 1020 ед. преступлений (рис. 6).
Колеблемость составляет 25%, что говорит о ее умеренном характере и позволяет достоверно осуществить прогнозирование количества преступлений против государственной власти на 2017—2019 гг., со-
Годы
Фактическое количество мошенничества в России ------Прогнозное количество мошенничества в России
Рис. 6. Динамика количества преступлений против государственной власти в России № 6 / 2017 -Вестник Московского университета МВД России-
ответственно 23 372, 22 351, 21 331 ед., т.е. можно ожидать устойчивого плавного снижения на перспективу.
Подходя к завершению анализа динамики преступлений коррупционной направленности, рассмотрим последнюю категорию — взяточничество. Начиная с момента появления в 2003 г. официальных отчетных аналитических данных взятки выделялись в отдельную категорию, позволяющую анализировать ежегодные ее изменения. Также следует обратить внимание на то, что взяточничество в любом его проявлении, будь то дача или получение взятки, всегда относилось к категории коррупционных преступлений. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет понятие взятки как принимаемые должностным лицом материальные ценности за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения [2].
Взяточничество включает в себя три статьи Уголовного кодекса:
♦ получение взятки (ст. 290 УК РФ);
♦ дача взятки (ст. 291УК РФ);
♦ посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).
Максимальное количество преступлений в сфере взяточничества пришлось на 2009 г. в размере 13 141 ед., а минимальное значение зафиксировано в 2003г. — 7346 ед. Спад количества преступлений, связанных с взяточничеством в 2009 г., обусловлен общими причинами, связанными с государственным противо-
действием коррупции. Снижение преступлений в 2016 г. обусловливается экономическим кризисом в России, который привел к падению доходов населения страны.
Таким образом, прогнозное количество преступлений, связанных с взяточничеством показывает, что с высокой степенью вероятности следует ожидать сохранения тенденции постепенного роста указанного количества преступлений с 2017 по 2019 гг. в размере 11 498, 11 601, 11 704 ед. соответственно (рис. 7).
Подводя итоги и обобщая результаты проведенной аналитической работы, считаем, что следует выделить основные этапы и события, повлекшие за собой серьезные изменения во всех сферах коррупционных правонарушений:
♦ общий спад динамики преступлений коррупционной направленности в 2009 г., обусловленный введением Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации, определяющего поэтапные меры, направленные на борьбу с преступлениями коррупционной направленности;
♦ введение Генеральной прокуратурой РФ в 2013 г. формы федерального статистического наблюдения № 1-КОРР, обуславливающее резкое уменьшение преступлений коррупционной направленности в связи с четким разделением экономических преступлений на коррупционные и иные, не относящиеся к категории коррупционных.
Стоит обратить внимание еще раз на тот факт, что перечень преступлений коррупционной направленно-
Годы
Фактическое количество мошенничества в России ------Прогнозное количество мошенничества в России
- Эмпирическое количество мошенничества в России
Рис. 7. Динамика взяточничества в России
сти появился в 2008 г., тогда как отчетные формы, содержащие в себе «очищенные» данные по названным преступлениям, были введены лишь в 2013 г.
Таким образом, для полноценного анализа коррупционных преступлений необходимо выделение из имеющихся данных прошлых лет преступлений, скрывающих в своем составе коррупционное проявление. Данную процедуру, однако, невозможно провести по статистической отчетности из-за отсутствия необходимых критериев и записей в статистических карточках в период до 2013 г.
Из всех проанализированных данных наиболее точную и реальную картину по динамике преступлений коррупционной направленности отражают два направления: коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) и взяточничество (ст.ст.290, 291, 291.1 УК РФ). Это связано с тем, что имеющиеся статистические данные по указанным направлениям с 2003 г. претерпевали наименьшие исключения из своего состава, что позволяет считать их наиболее достоверными.
Опираясь на аналитические данные указанных направлений, можно заметить, что тенденция к снижению преступлений коррупционной направленности является следствием исключения из состава отчетности данных некоррупционного характера. Реальная картина, к сожалению, наоборот, отражает совсем небольшой спад совершенных преступлений, связанных с коммерческим подкупом, а преступления коррупционной направленности в сфере взяточничества имеют устойчивую тенденцию к росту.
Литература
1. Современный словарь иностранных слов. М., 1993.
2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
5. ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011, 8 февр.
6. ФЗ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011, 9 дек.
7. ФЗ от 23 июля 2010 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2010, 27 июля.
8. Приказ Генеральной прокуратуры России от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении и введении в действие статистического отчета «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности»» // Документ опубликован не был.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // Российская газета. 2008, 12 янв.
References
1. Sovremennyy slovar' inostrannykh slov. M., 1993.
2. Entsiklopedicheskiy slovar' Brokgauza i Efrona. V 86 t. (82 t. i 4 dop.). SPb., 1890—1907.
3. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyu-nya 1996 g. № 63-FZ // SZ RF. 1996. № 25. St. 2954.
4. FZ ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivo-deystvii korruptsii» // SZ RF. 2008. № 52 (ch. 1). St. 6228.
5. FZ ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ «O politsii» // Rossiyskaya gazeta. 2011, 8 fevr.
6. FZ ot 7 dekabrya 2011 g. № 420-FZ «O vnesenii iz-meneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i ot-del'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii» // Rossiyskaya gazeta. 2011, 9 dek.
7. FZ ot 23 iyulya 2010 g. № 176-FZ «O vnesenii iz-meneniy v Federal'nyy zakon «O protivodeystvii legalizat-sii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» i Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» // Rossiyskaya gazeta. 2010, 27 iyulya.
8. Prikaz General'noy prokuratury Rossii ot 11 fevralya 2008 g. № 23 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie statisticheskogo otcheta «Svedeniya o rabote prokurora po nadzoru za ispolneniem zakonodatel'stva o protivodeystvii korruptsii i o rezul'tatakh rassledovaniya ugolov-nykh del korruptsionnoy napravlennosti»» // Dokument opublikovan ne byl.
9. Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 27 dekabrya 2007 g. № 51 «O sudebnoy praktike po delam o moshennichestve, prisvoenii i rastrate» // Rossiyskaya gazeta. 2008, 12 yanv.