Научная статья на тему 'Преступления экстремистской направленности, совершаемые в ходе протестных акций'

Преступления экстремистской направленности, совершаемые в ходе протестных акций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
753
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТЕСТНЫЕ АКЦИИ / ФОРМЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / PROTEST ACTIONS / FORMS / CLASSIFICATION / EXTREMISM / EXTREMIST CRIMES / OPPOSITION TO EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омаров Э. Р., Трофимов Ю. В.

В статье анализируются правовые особенности протестных акций в Российской Федерации, их основные формы, причины, условия возникновения, положительные и отрицательные стороны. Рассматриваются особенности преступлений экстремистской направленности, совершаемых в ходе протестных акций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Extremist Crimes Committed during the Protest Actions

The article analyzes the legal features of the protest actions in the Russian Federation, their main forms, causes, conditions of occurrence, positive and negative sides. Features of extremist crimes committed during the protest actions.

Текст научной работы на тему «Преступления экстремистской направленности, совершаемые в ходе протестных акций»

Преступления экстремистской направленности, совершаемые в ходе протестных акций

Э. Р. ОМАРОВ,

начальник тыла ЛО МВД России на ст. Москва - Ленинградская

(УТ МВД России по ЦФО) [email protected]

Ю. В. ТРОФИМОВ,

слушатель 4-го факультета, редактор1 редакционно-издательского отдела (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

The Extremist Crimes Committed during the Protest Actions

E. R. OMAROV,

Head of Logistics of the Ministry of Internal Affairs of Russia

at st. Moscow - Leningradskaya (yT the Ministry of Internal Affairs of Russia on the Central Federal District)

Yu. V. TROFIMOV,

Listener of the 4th Faculty, Editor2 of the Editorial and Publishing Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье анализируются правовые особенности протестных акций в Российской Федерации, их основные формы, причины, условия возникновения, положительные и отрицательные стороны. Рассматриваются особенности преступлений экстремистской направленности, совершаемых в ходе протестных акций.

Протестные акции, формы, классификация, экстремизм, преступления экстремистской направленности, противодействие экстремизму.

УДК 343.974

The article analyzes the legal features of the protest actions in the Russian Federation, their main forms, causes, conditions of occurrence, positive and negative sides. Features of extremist crimes committed during the protest actions.

Protest actions, forms, classification, extremism, extremist crimes, opposition to extremism.

Входе мониторинга протестных акций в РФ Центром экономических и политических реформ в течение года — с 1 октября 2017 г. по 30 сентября 2018 г. — выявлен значительный рост протестной активности населения. За этот период было зафиксировано 2 526 протестных акций, причем их количество резко возросло во II квартале 2018 г. (примерно

в 1,5 раза по сравнению с I кварталом 2018 г.) и в особенности в III квартале 2018 г. (более чем в 2 раза по сравнению со II кварталом 2018 г. и более чем в 3 раза по сравнению с I кварталом 2018 г.) [5].

Содержание и последствия протестных акций весьма противоречивы. Негативную роль в эволюции протестных акций играют организа-

1 Ранее - научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии, главный редактор журнала «Профсоюз полиции».

2 Earlier - the scientific worker of the Federal National Institution «Scientific Researcher Center "Security"» of Rosgvardia, editor-in-chief of the "Profsoyuz Police" magazine.

ции и группировки экстремистской направленности. Они выступают инициаторами подготовки и совершения преступлений экстремистской направленности в ходе протестных акций. Эти преступления обладают рядом особенностей, в том числе повышенной общественной опасностью.

Данные особенности определяют необходимость совершенствования деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений экстремистской направленности в ходе протестных акций и противодействию распространения негативной информации, воздействующей на психику людей.

Противодействие экстремизму выступает в качестве одной из основных задач органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД), закрепленных в п. 16 ст. 12 Федерального закона «О полиции», в соответствии с которым полиция обязана принимать меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций [2, 6].

Эта задача предполагает изучение различных видов и форм экстремистской деятельности физических и юридических лиц, влияющей на политическую активность граждан. Экстремизм, как и любое общественное явление, не существует в неких абстрактных формах и видах, он всегда конкретен.

Посредством активности граждан в политической жизни страны реализуется сущность и содержание демократии как власти народа. Участие граждан в политике показывает, насколько эта сфера способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и интересам обычного человека.

Формы участия граждан в политической деятельности государства весьма разнообразны. Это могут быть собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, акции, которые выражают поддержку политического курса государства политической партии, общественных объединений, предусмотренных действующим законодательством [4]. И напротив, протестные акции — разновидность политического участия, посредством которого группы граждан демонстрируют критическое, вплоть до отрицательного, негативное отношение к политическому курсу государства, к конкретным политическим деятелям, различным решениям и действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Под понятием «протестная акция» понимается публичное общественно-политическое действие, ставящее перед собой цель привлечь

внимание властей, общественности, СМИ к определенной общественно-политической или социальной проблеме [1].

В социологии — это сложное социальное явление, являющееся одним из способов выражения общественного мнения, каналом коммуникации индивидов с государством, публичной ареной для обсуждения проблем и выдвижения требований. В рамках теории мобилизации ресурсов, сформулированной Дж. Маккартни и М. Залдом, протестная акция понимается как часть протестного репертуара заинтересованных в выражении своих позиций социальных групп [8].

По своей сути, протестные акции весьма противоречивы. Они могут выступать формой конструктивной критики, поиска рациональных решений общественных проблем и противоречий. В то же время при определенных условиях они способны угрожать государственному строю, общественной и национальной безопасности.

Основным способом дестабилизации социально-политической обстановки в Российской Федерации стало привлечение различных групп населения к участию в протестных акциях, в том числе несогласованных, которые впоследствии умышленно трансформируются в массовые беспорядки [11]. Среди несогласованных, составляющих 16,5 % от общего числа протестных акций, проводившихся в 2017—2018 гг. в России, большинство — акции сторонников А. Навального [18].

Деятельность организаций и группировок, имеющих экстремистскую направленность, проявляется во множестве сфер общественной жизни, в т. ч. и в сфере политики. Эти проявления имеют широкий спектр — от проведения несогласованных массовых акций до совершения террористических актов и попыток насильственного изменения государственного строя.

Лидеры ряда объединений экстремистской направленности пытаются инспирировать массовые антиобщественные выступления, придать им антиправительственную направленность, дискредитировать политику руководства страны.

Накопленный опыт обеспечения общественного порядка при проведении протестных акций показывает повышенную опасность совершаемых преступлений и других правонарушений экстремистской направленности для общества, государства и граждан.

Обеспечение национальных интересов определяется необходимостью изучения и понимания особенностей преступлений экстре-

мистской направленности, совершаемых в ходе протестных акций, разработки направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел по их предупреждению и пресечению.

Особенности данных преступлений, по нашему мнению, определяются, в основном, рядом факторов:

— причинами, условиями возникновения протестных акций, в т. ч. способностью органов государственной власти, органов местного самоуправления предупреждать и разрешать возникающие проблемы и противоречия, гибко реагировать на изменения социально-политической ситуации;

— составом участников протестных акций, целями и задачами их выступлений, политической программой;

— расстановкой группировок в руководящих органах протестных акций. Это могут быть умеренные, радикальные и экстремистские группировки;

— целями, содержанием, формами, средствами и способами экстремистской деятельности;

— уровнем профессиональной подготовки органов внутренних дел, их руководителей при тесном взаимодействии с органами государственной власти предупреждать и пресекать преступления экстремистской направленности в ходе протестных акций.

Среди детерминантов сущности преступлений, совершаемых в ходе протестных акций, особое место занимает экстремизм. Он представляет собой сложное явление, обладает множеством аспектов и повышенной общественной опасностью для любого государства.

В начале 90-х годов прошлого века перед Российским государством и обществом возникла следующая проблема: как распознать, где кончается свободное распространение идей, взглядов и начинается экстремизм как покушение на права и свободы граждан, на основы государственности. Насущной задачей государственных органов являлось осуществление правового противодействия экстремизму во всех видах и формах, выработка определения экстремизма.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» основное внимание было сконцентрировано на экстремизме, т. е. на конкретных деяниях экстремистской направленности. Законодатель ввел в закон термин «противодействие», охватывающий предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений и других право-

нарушений экстремистской направленности. Борьба с экстремизмом выступает частью противодействия [3].

Важнейшим документом в сфере противодействия экстремизму является Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г., утвержденная Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 28 ноября 2011 г., Пр-2753. Этот документ обобщает накопленный опыт противодействия экстремизму в Российской Федерации, акцентирует внимание на его структуре, наиболее опасных видах преступлений и других правонарушениях экстремистской направленности. И главное — определяет стратегические направления противодействия экстремизму в стране до 2025 г. Значительная часть исследователей проблем противодействия экстремизму указывает на необходимость введения в Российское законодательство понятия «экстремизм».

Этой позиции противостоит точка зрения авторов доклада «О целях и средствах противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации»: «введя в законодательную ткань нормативную формулу экстремизма, мы получим своего рода «умножение сущностей». Если даже сегодня правоохранительные органы ссылаются на сложность юридической квалификации тех или иных программных документов или выступления какого-нибудь политика, то легко представить, насколько легче окажется юридически доказать, что те или иные действия не являются «экстремизмом». Такого рода закон заведомо обречен стать декларативным» [15].

Анализ любого явления предполагает выявление его сущностных характеристик, которые определяют его структуру, качества и т. д. Понятие содержит основные знания, информацию о явлении, процессе и т. д. Без определения понятия невозможно рассуждать о явлении. Формулирование понятия не закрывает путь дальнейшего познания исследуемого объекта, его видов, форм, этапов его эволюции, выделения признаков и критериев, которые могут быть взяты за основу в законотворчестве. Понятие позволяет предметно рассуждать об экстремизме. Оно должно быть «точкой опоры».

На конференции «Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним» в 1998 г. в качестве сущностных признаков экстремизма были названы:

— организованное, систематическое насилие для достижения политических целей, какими бы формами идеологии, философии или религии они не оправдывались;

— подготовка к применению насилия в организованных формах. Здесь имеются в виду организационная, материальная, идеологическая и социально-психологическая подготовка;

— пропаганда насилия и пропаганда ненависти, розни на любой почве национальной, политической, социальной, религиозной [17].

Анализ действующих законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства России, внутриведомственных документов МВД России, а также существующих точек зрения на сущность, содержание экстремизма позволяет присоединиться к точке зрения профессора Г. И. Демина: «Экстремизм — это общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые физическими и юридическими лицами по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, а также объективно опасные деяния, способствующие возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных и религиозных конфликтов» [12].

Структура экстремизма состоит из 3-х основных элементов:

— субъекты экстремистской деятельности — международные и зарубежные экстремистские и террористические организации, а также физические и юридические лица — политические партии, общественные организации, религиозные объединения, группы граждан, отдельные граждане внутри страны;

— идеология экстремизма (экстремистская идеология) — «система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов» [13];

— экстремистская деятельность (проявления экстремизма) — «общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также деяния, способствующие возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных конфликтов» [14].

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» при рассмотрении дел о преступлениях экстремистской направленности судам следует обеспечивать охрану публичных интересов (основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации), а также защиту гарантированных Кон-

ституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина — свободы совести и вероисповедания, свободы мысли, слова, массовой информации, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования [7].

Исходя из положений прим. 2 к ст. 282.1 УК РФ, к преступлениям экстремистской направленности относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ (например, ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, п. «л» ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» части 1 ст. 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание. Уголовный кодекс РФ предусматривает самостоятельную ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно за унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно по принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием СМИ, либо информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 282); за организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1); за организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.1).

Эти преступления рассматриваются как наиболее опасные нарушения конституционного строя, подрывающие нормальное функционирование политических, национальных, расовых, религиозных отношений в Российской Федерации.

Совершенно закономерно, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. среди основных источников угроз в сфере государственной и общественной безопасности называется «экстремистская деятельность националистических, религиозных и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране».

Исходя из положений действующего российского законодательства, к числу преступлений и других правонарушений экстремистской направленности следует отнести: ст. 205,

205.1, 205.2, 207, 212, 212.1, 213, 214, 243, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 317, 318, 319, 329, 354, 354.1 УК РФ.

Преступления экстремистской направленности, совершаемые в ходе протестных акций, по сравнению с другими преступлениями экстремистской направленности обладают различными особенностями. Данные особенности определяются условиями, причинами совершения данных преступлений, их целями, составом участников, последствиями для граждан, общества и государства.

К числу основных особенностей преступлений экстремистской направленности, совершаемых в ходе протестных акций, по нашему мнению, относится ряд характерных черт.

1. Эти преступления имеют исторический характер. Они определяются реальными общественными внешними и внутренними условиями и факторами, существующими в конкретный период в стране и в мире.

В каждой стране, в ее регионах существует свои сочетания причин и условий, питающих зарождение проблем, противоречий в различных сферах общественной жизни, включая политическую. В этих условиях формируются обстоятельства, способствующие или не способствующие зарождению группировок и организаций экстремистской направленности, использующих насилие для достижения своих целей.

Большое значение имеет тип существующей политической системы в стране, в том числе партийная структура, общественные и религиозные организации, уровень развития гражданского общества. Политическая система и гражданское общество могут быть «благоприятными» и «неблагоприятными» для деятельности структур экстремистской направленности. Многое зависит от способности государства и общества эффективно предупреждать и разрешать возникающие проблемы, противоречия и конфликты.

Ни один тип современных политических систем, включая демократическую, не дает решений, удовлетворяющих все политические и социальные силы страны. Поэтому готовность и способность государства и общества разрешать противоречия и конфликты посредством рациональных способов примирения противостоявших сторон — главное условие эффективного противодействия экстремизму [16, 19].

2. На зарождение, подготовку, совершение, динамику преступлений экстремистской направленности в ходе протестных акций оказывают воздействие внешние факторы: «международная система вступает во взаимодействие

с любой страной на всех уровнях через СМИ, торговлю, туризм, миграцию, внешнюю политику или военную интервенцию» [13].

В современных условиях это вмешательство во внутренние дела различных государств осуществляется под «флагом» зашиты прав и свобод человека и гражданина. Данное воздействие получило эффективные средства не только посредством ресурсной поддержки, но и активного использования современных коммуникационных технологий.

3. Эти преступления имеют два важнейших аспекта: политический и криминальный, в силу причин и условий совершения, состава участников, их целей. Данные преступления тесно связаны с протестными акциями, то есть с политическим участием граждан в этой сфере.

Лидеры и активисты структур экстремистской направленности выдают свои «рецепты» решения существующих проблем, на основе которых возникают протестные акции. Но решения экстремистских группировок и структур предлагают нелегитимные, зачастую насильственные средства и способы, вовлекающие общество на путь противостояния, вражды и потрясений.

4. В основе данных преступлений лежат политическая, социальная и криминальная мотивации, которые в главном определяют деятельность их участников.

Лидеры и активисты структур экстремистской направленности преследуют преступные антиобщественные цели.

Часть участников протестных акций вовлекается в преступления на основе политических и социальных мотивов. Эти мотивации могут играть роль вдохновляющей идеи.

5. Сложная мотивация участников преступлений экстремистской направленности в ходе протестных акций, различная степень активности определяют необходимость правильной правовой квалификации ответственности тех или иных субъектов.

В этих преступлениях есть организаторы, активные участники, рядовые участники, пособники и соучаствующие.

Организаторами и руководителями данных преступлений выступают лидеры и активисты структур экстремистской направленности. Они стремятся использовать протестный потенциал различных групп и слоев населения в своих преступных целях посредством вовлечения граждан в противоправные, в т. ч. насильственные действия [10].

Часть участников протестных акций может вовлекаться в данные преступления путем обмана, демагогии и провокаций.

6. При определенных обстоятельствах в преступления экстремистской направленности в ходе протестных акций втягиваются массовые слои населения. А это сопровождается усилением политизации протестных акций, формированием массовых общественных движений, потенциально экстремистско-радикаль-ного содержания.

7. Эти преступления способны трансформироваться в чрезвычайные обстоятельства криминального характера, создающие прямую угрозу государственному строю, территориальной целостности страны, жизни и безопасности граждан.

Ряд исследователей современной демократии отмечает, что «не все формы ассоциаций и сетей одинаково совместимы с демократией», следуя недавно введенному разделению сетей на «соединяющие» и связующие», где первые объединяют людей из разных групп с разным происхождением, а вторые формируют внутри-групповую структуру. Отметим что все формы «трайбализма», этнической или религиозной лояльности представляют собой устойчивые связующие общественные отношения. Считается, что ассоциации и группы этого типа поощряют патронаж и коррупцию [14], уменьшают равенство и плюрализм.

Эти группы и организации способны стимулировать протестные акции вне рамок права, вовлекать в экстремистские действия их участников. Такая мобилизация будет непосредственно угрожать государству и обществу.

8. Как показывает современный международный опыт, преступления экстремистской направленности, возникающие в ходе протест-ных акций, могут быть составной частью т. н. «цветных революций», нацеленных на насильственное изменение государственного строя в интересах кланово-мафиозных структур, других государств и блоков.

События 2013—2014 гг. на Украине продемонстрировали именно такой сценарий использования протестных акций и преступлений экстремистской направленности [9].

9. Преступления экстремистской направленности, совершаемые в ходе протестных акций, видоизменяются решительным образом. Это выражается в их целях, в составе участников, «репертуаре» действий, гибком использовании возможностей демократии, силы протестных выступлений, подготовленных насильственных акций, в активном применении современных информационных технологий, достижений психологии, социологии и политологии.

Общественная опасность преступлений и других правонарушений экстремистской на-

правленности, совершаемых в ходе протестных акций, заключается в ряде явлений.

1. Данные преступления и другие право -нарушения срывают «мирный диалог» между государством и обществом. Но этот диалог выступает основным условием стабильного и поступательного развития любых стран.

Насильственные средства ввергают общество в сферу противостояния и разрушения.

2. Экстремистские идеологи и пропагандисты не отвергают использования терроризма, который способен нанести обществу и государству колоссальный ущерб в условиях современной цивилизации, основанной на сложнейших технологиях. События 11 сентября 2001 г. в США, другие террористические акты в мире убедительно свидетельствуют о глобальной угрозе терроризма.

3. Массовые преступления и другие правонарушения экстремистской направленности, совершаемые в ходе протестных акций, могут приводить к нелегитимным изменениям государственного строя и нарушениям территориальной целостности страны. История последних двух десятилетий явила множество подобных процессов, в том числе и на Украине. Насильственный захват государственной власти явился главной целью массовых экстремистских правонарушений. В результате общество втянулось в болезненный процесс гражданского противостояния.

4. Экстремистские преступления и другие правонарушения обостряют политические, социальные, межнациональные, межэтнические, межрелигиозные и межконфессиональные отношения, ведут к неправовым формам развития противоречий и конфликтов.

Таким образом, протестные акции выступают неотъемлемой частью политических отношений демократического государства. Они способствуют укреплению гражданского мира и согласия, стабильности общества.

Но при определенных условиях эти акции могут принимать неправовые формы, вплоть до совершения преступлений и других правонарушений экстремистской направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации диктуют необходимость учета своеобразия протестных акций в политической сфере, а также преступлений экстремистской направленности, совершаемых в ходе проведения данных акций, совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению общественного порядка при проведении митингов, шествий, собраний и демонстраций.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. М.: 1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (с изм. от 23 июля

2013 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ; с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 10.02.2015 № 1-П, Федеральным законом от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г., утв. Президентом Российской Федерации 28 ноября

2014 г. Пр. 2753.

7. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11.

8. McCarthy J. D, Zald M. N. The Enduring Vitality of the Resource Mobilization Theory of Social Movements. Handbook of Sociological Theory. NY: Kluwer Academic/Plenum Publishing. 2002.

9. Агапов П. В. Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор: монография / [П. В. Агапов, С. В. Борисов, А. С. Васнецова и др.]; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2015.

10. Аносов А. В. Особенности индивидуального предупреждения соучастия несовершеннолетних в преступлениях // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32).

11. Беляева Т. Н. Противодействие экстремизму органами внутренних дел в свете реализации государственной Стратегии // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42).

12. Демин Г. И., Кибак Г. И. Актуальные проблемы противодействия экстремистской деятельности органами внутренних дел Российской Федерации в экстремальных условиях. М.: Академия управления МВД России, 2012. С. 14.

13. Демократизация / науч. ред. К. В. Харпфер, П. Бернхаген, Р. Ф. Инглхарт, К. П. Вель-цель, науч. ред. пер. М. Г. Миронюк. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 100.

14. Демократизация / науч. ред. К. В. Харпфер, П. Бернхаген, Р. Ф. Инглхарт, К. П. Вель-цель, науч. ред. пер. М. Г. Миронюк. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 294.

15. Доклад «О целях и средствах противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации», М., 1998. С. 20.

16. Долгошеин П. С. О совершенствовании противодействия экстремистской деятельности в России (обзор предложений Всероссийского круглого стола) // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47).

17. Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: материалы конференции (31 марта - 1 апреля 1998 г.). М., 1998. С. 126.

18. Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2010.

19. Юдина А. И., Кудрин В. С. Экстремизм в молодежной сфере: анализ состояния современной социально-культурной ситуации // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.