Научная статья на тему 'Пресечение преступлений экстремистской направленности, совершаемых в ходе протестных акций. Правовые основы деятельности правоохранительных органов МВД России'

Пресечение преступлений экстремистской направленности, совершаемых в ходе протестных акций. Правовые основы деятельности правоохранительных органов МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
деятельность органов внутренних дел МВД России / экстремистская деятельность / протестные акции / формы протестных акций / классификация / экстремизм / преступления экстремистской направленности / правонарушения в ходе протестных акций / общественная опасность / activity of internal affairs bodies of the Ministry of internal affairs of Russia / extremist activity / protest actions / forms of protest actions / classification / extremism / crimes of extremist orientation / offenses during protest actions / public danger

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эмир Расулович Омаров

Актуальность научной статьи подтверждается общественной опасностью, возникающей при проведении протестных акций. Интенсивность протестных акций в настоящее время увеличивается в связи с появляющимися предпосылками к их возникновению (экономического, социального и политического характера). Предметом изучения являются как протестные акции, так и деятельность органов внутренних дел в таких условиях. Участие граждан в политических акциях имеет как положительные стороны, касающиеся вовлечения социальных групп в отдельные процессы государственного управления, так и отрицательные моменты, связанные с нежеланием граждан участвовать тем или иным образом в политической жизни общества. Опасность заключается в том, что зачастую «нейтральное отношение» общества к политической жизни может выливаться в крайние формы, такие, как протесты и, что более опасно, в формы экстремистских проявлений. Целью работы является раскрытие сущности экстремистских проявлений в результате протестных акций и определение правовых основ деятельности органов внутренних дел в этих условиях. Автор предпринял попытку определить роль органов внутренних дел в обстановке протестных акций с использованием методов научного изучения источников и анализа. В статье последовательно рассматриваются теоретические аспекты политического участия граждан в рамках действующей политической системы, его отрицательные проявления, а также роль органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка при проведении протестных акций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal basis for the activities of law enforcement affairs of the Ministry of internal affairs of Russia to suppress extremist crimes committed in the course of protests

The relevance of the scientific article is confirmed by the social danger arising during the protests. The intensity of protests is currently increasing due to the emerging prerequisites for their emergence (economic, social and political). The subject of study are both protests and the activities of the internal affairs bodies in such conditions. The participation of citizens in political actions entails both positive aspects relating to the involvement of social groups in certain processes of public administration, and negative aspects related to the reluctance of citizens to participate in one way or another in the political life of society. The danger is that often the «neutral» attitude of society towards political life can result in extreme forms, such as protests and, more dangerously, in extremist manifestations. The aim of the work is to reveal the essence of extremist manifestations as a result of protest actions and to determine the legal basis for the activities of the internal affairs bodies in these conditions. Using the methods of scientific study of sources and analysis, an attempt is made to determine the role of the internal affairs bodies in the situation of protests. The article consistently examines the theoretical aspects of political participation of citizens in the framework of the current political system, its negative manifestations, as well as the role of the internal affairs bodies to ensure public order during the protests.

Текст научной работы на тему «Пресечение преступлений экстремистской направленности, совершаемых в ходе протестных акций. Правовые основы деятельности правоохранительных органов МВД России»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10121

ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ В ХОДЕ ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЙ

Правовые основы деятельности правоохранительных органов МВД России

Эмир Расулович ОМАРОВ, соискатель Академии управления МВД России (начальник тыла ЛО МВД России на станции Москва-Ленинградская УТ МВД России по ЦФО) E-mail: fatimka2006@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Актуальность научной статьи подтверждается общественной опасностью, возникающей при проведении протестных акций. Интенсивность протестных акций в настоящее время увеличивается в связи с появляющимися предпосылками к их возникновению (экономического, социального и политического характера).

Предметом изучения являются как протестные акции, так и деятельность органов внутренних дел в таких условиях. Участие граждан в политических акциях имеет как положительные стороны, касающиеся вовлечения социальных групп в отдельные процессы государственного управления, так и отрицательные моменты, связанные с нежеланием граждан участвовать тем или иным образом в политической жизни общества. Опасность заключается в том, что зачастую «нейтральное отношение» общества к политической жизни может выливаться в крайние формы, такие, как протесты и, что более опасно, в формы экстремистских проявлений.

Целью работы является раскрытие сущности экстремистских проявлений в результате протест-ных акций и определение правовых основ деятельности органов внутренних дел в этих условиях.

Автор предпринял попытку определить роль органов внутренних дел в обстановке протестных акций с использованием методов научного изучения источников и анализа.

В статье последовательно рассматриваются теоретические аспекты политического участия граждан в рамках действующей политической системы, его отрицательные проявления, а также роль органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка при проведении протестных акций.

Ключевые слова: деятельность органов внутренних дел МВД России, экстремистская деятельность, протестные акции, формы протестных акций, классификация, экстремизм, преступления экстремистской направленности, правонарушения в ходе протестных акций, общественная опасность.

Annotation. The relevance of the scientific article is confirmed by the social danger arising during the protests. The intensity of protests is currently increasing due to the emerging prerequisites for their emergence (economic, social and political).

The subject of study are both protests and the activities of the internal affairs bodies in such conditions. The participation of citizens in political actions entails both positive aspects relating to the involvement of social groups in certain processes of public administration, and negative aspects related to the reluctance of citizens to participate in one way or another in the political life of society. The danger is that often the «neutral» attitude of society towards political life can result in extreme forms, such as protests and, more dangerously, in extremist manifestations.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

The aim of the work is to reveal the essence of extremist manifestations as a result of protest actions and to determine the legal basis for the activities of the internal affairs bodies in these conditions. Using the methods of scientific study of sources and analysis, an attempt is made to determine the role of the internal affairs bodies in the situation of protests.

The article consistently examines the theoretical aspects of political participation of citizens in the framework of the current political system, its negative manifestations, as well as the role of the internal affairs bodies to ensure public order during the protests.

Keywords: activity of internal affairs bodies of the Ministry of internal affairs of Russia, extremist activity, protest actions, forms of protest actions, classification, extremism, crimes of extremist orientation, offenses during protest actions, public danger.

Расширение участия граждан в политической и общественной жизни является основой процесса демократизации в Российской Федерации. Посредством политического участия реализуются сущность и содержание демократии как власти народа. Участие граждан в политике показывает, насколько эта сфера способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и интересам обычного человека.

Формы политического участия граждан весьма разнообразны. Их можно рассматривать по различным основаниям, каждая классификация позволяет проанализировать те или иные характеристики данных форм. Это могут быть формы участия, которые отличаются политической направленностью. Например, акции, выражающие поддержку политического курса государства, политической партии, общественных объединений. И напротив, протестные акции, которые являются разновидностью политического участия, посредством чего группы граждан демонстрируют критическое, вплоть до отрицательного, негативное отношение к политическому курсу государства, к конкретным политическим деятелям, различным решениям и действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления.

«Основным способом дестабилизации социально-политической обстановки в Российской Федерации стало привлечение различных групп населения к участию в протестных акциях, в том числе несогласованных, которые впоследствии умышленно трансформируются в массовые беспорядки», — отмечается в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 г. (Пр-2753)1.

Противодействие экстремизму выступает в качестве одной из основных задач органов внут-

ренних дел Российской федерации. Статья 12, п. 16, Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 гласит: «полиция обязана принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан»2.

3адача обеспечения национальных интересов обусловливает необходимость изучения и понимания особенностей преступлений экстремистской направленности, совершаемых в ходе протестных акций, разработки направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел по их предупреждению и пресечению.

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-Ф3 перечислены деяния, относящиеся к экстремизму. 3аконодатель также ввел термин «противодействие», охватывающий предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений и других правонарушений экстремистской направленности. Борьба с экстремизмом выступает частью противодействия.

Важнейшим документом в сфере противодействия экстремизму является упомянутая выше Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г., утвержденная Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 28 ноября 2011 г. Этот документ обобщает накопленный опыт противодействия экстремизму в Российской Федерации, акцентирует внимание на его структуре, наиболее опасных видах, преступлениях и других правонарушениях экстремистской направленности.

И главное — определяет стратегические направления противодействия экстремизму в стране до 2025 года. 3начительная часть исследователей проблем противодействия экстремизму

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

указывает на необходимость введения в российское законодательство определения понятия «экстремизм».

На конференции «Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним» в 1998 г. в качестве сущностных признаков экстремизма были названы: «организованное, систематическое насилие для достижения политических целей, какими бы формами идеологии, философии или религии они не оправдывались...»; «подготовка к применению насилия в организованных формах, имея здесь в виду организационную, материальную, идеологическую и социально-психологическую подготовку»; пропаганда «насилия и ... пропаганда ненависти, розни на любой почве — национальной, политической, социальной, религи-озной...»3.

Экстремистские деяния могут носить характер как преступлений, так и административных проступков.

Особую опасность для общества и государства представляют именно уголовно наказуемые деяния экстремистской направленности.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» при рассмотрении дел о преступлениях экстремистской направленности судам следует обеспечивать, с одной стороны, охрану публичных интересов (основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации), а с другой — защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина — свободы совести и вероисповедания, свободы мысли, слова, массовой информации, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования4.

Исходя из положений примечания 2 к ст. 282.1 УК РФ к преступлениям экстремистской направленности относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (например, статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, п. «л» ст. 105, п. «е»

ч. 2 ст. 111, п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.

Уголовный кодекс РФ предусматривает самостоятельную ответственность за преступления, связанные с возбуждением ненависти либо вражды, а равно унижением человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 282); за организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1); за организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.1)5.

Преступления экстремистской направленности, совершаемые в ходе протестных акций, по сравнению с другими преступлениями экстремистской направленности обладают различными особенностями. Данные особенности определяются условиями, причинами совершения этих преступлений, их целями, составом участников, последствиями для граждан, общества и государства. А главное — реальными общественными внешними и внутренними условиями и факторами, существующими в конкретный период в стране и в мире.

На зарождение, подготовку, совершение, динамику преступлений экстремистской направленности в ходе протестных акций оказывают воздействие внешние факторы. «Международная система вступает во взаимодействие с любой страной на всех уровнях через СМИ, торговлю, туризм, миграцию, внешнюю политику или военную интервенцию»6.

В основе данных преступлений лежат политическая, социальная и криминальная мотивации, которые в главном определяют деятельность их участников. Сложная мотивация участников преступлений экстремистской направленности в ходе протестных акций, различная степень активности определяют необходимость правильной правовой квалификации ответственности тех или иных субъектов. При определенных обстоятельствах в преступления экстремистской направленности в ходе протестных акций втягиваются массовые слои населения. А это сопровождается усилением политизации протестных акций, формированием массовых

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

общественных движений потенциально экстре-мистско-радикального содержания.

Следует понимать, что такие условия могут вызывать чрезвычайные обстоятельства криминального характера, создающие прямую угрозу государственному строю, территориальной целостности страны, жизни и безопасности граждан. Считается, что ассоциации и группы этого типа поощряют патронаж и коррупцию7, уменьшают плюрализм и равенство.

В результате протестные акции выступают неотъемлемой частью политических отношений демократического государства. Они способствуют укреплению гражданского мира и согласия, стабильности общества. Но при определенных условиях эти акции могут принимать неправовые формы, вплоть до совершения преступлений и других правонарушений экстремистской направленности.

Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации диктуют необходимость учета своеобразия протестных акций в политической сфере, а также преступлений экстремистской направленности, совершаемых в ходе проведения данных акций, что, в свою очередь, обязывает совершенствовать деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в данной сфере.

1 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. (утв. Президентом РФ 28.11.2014 г. Пр. 2753 // СПС «Консультант Плюс»

2 О полиции: Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 3-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

3 Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Матер. конф. 31.03 — 01.04.1998 г. М., 1998.

4 О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 г. № 11 // СПС «Консультант Плюс»

5 Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

6 Демократизация: Учеб. пособие / Сост. и науч. ред. К.В. Харпфер, П. Бернхаген, Р.Ф. Инглхарт, К. Вельцель. Пер. с англ. под науч. ред. М.Г. Миронюка. Предисл., сост. указателя М.Г. Миронюка. М.: ИД Высшей школы экономики, 2015.

7 Там же.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

2. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

3. О полиции: Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 3-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

4. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. (утв. Президентом РФ 28.11.2014 г. Пр. 2753 // СПС «Консультант Плюс»

5. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 г. № 11 // СПС «Консультант Плюс»

6. Демократизация: Учеб. пособие / Сост. и науч. ред. К.В. Харпфер, П. Бернхаген, Р.Ф. Инг-лхарт, К. Вельцель. Пер. с англ. под науч. ред. М.Г. Миронюка. Предисл., сост. указателя М.Г. Миронюка. М.: ИД Высшей школы экономики, 2015. 708 с.

7. Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Матер. конф. 31.03 — 01.04.1998 г. М., 1998.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.