Научная статья на тему 'Понятие и виды криминального экстремизма'

Понятие и виды криминального экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2078
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗНАКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЭКСТРЕМИЗМА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТЕСТНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / КСЕНОФОБИЯ / НЕОЯЗЫЧЕСТВО / САТАНИЗМ / FEATURES OF CRIMINAL EXTREMISM / POLITICAL EXTREMISM / ADMINISTRATIVE EXTREMISM / PROTEST EXTREMISM / LIBERAL EXTREMISM / XENOPHOBIA / NEOPAPAGANISM / SATANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клейменов Михаил Петрович, Артемов Артем Александрович

В статье раскрываются четыре признака криминального экстремизма, на основании которых дается его определение и характеризуются виды. Выделяются следующие виды криминального экстремизма: политический, идеологический, этнический, религиозный. Политический экстремизм может быть административным (со стороны власти) и протестным (со стороны населения, его отдельных групп). В свою очередь, административный экстремизм подразделяется на массовый (геноцид), электоральный, служебно-трудовой. Протестный экстремизм дифференцируется на стихийный и управляемый. В идеологическом экстремизме различаются левый (фашистский) и правый (либеральный). Этнический экстремизм связан с проявлениями ксенофобии, среди которой актуальны кавказофобия, азиатофобия, цыганофобия, русофобия, антисемитизм. Религиозный экстремизм в наибольшей степени присущ неоязычеству и сатанизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition and kinds of criminal extremism

The article is about 4 kinds of criminal extremism, on wich basis its definition is made and kinds are characterized. There are the following kinds of criminal extremism: political, ideological, ethnical, religious. The political extremism can be administrative (on the part of authority) and protest extremism (on the part of population, its separate groups). In return the administrative extremism is devided into massive (genocide), electoral, official-labor. The protest extremism is differentiated on spontaneous and operated. The ideological extremism is devided into left (fascist) and right (liberal). The ethnical extremism is connected with xenophobia displays among which are actual caucasophobia, asiatophobia, romanophobia, russophobia, antisemitism. The religious extremism is to the maximum extent appropriate to neopapaganism and satanism.

Текст научной работы на тему «Понятие и виды криминального экстремизма»

УДК 343

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КРИМИНАЛЬНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

DEFINITION AND KINDS OF CRIMINAL EXTREMISM М.П. КЛЕЙМЕНОВ, А.А. АРТЕМОВ (M.P. KLEYMYONOV, A.A. ARTYOMOV)

В статье раскрываются четыре признака криминального экстремизма, на основании которых дается его определение и характеризуются виды. Выделяются следующие виды криминального экстремизма: политический, идеологический, этнический, религиозный. Политический экстремизм может быть административным (со стороны власти) и протестным (со стороны населения, его отдельных групп). В свою очередь, административный экстремизм подразделяется на массовый (геноцид), электоральный, служебно-трудовой. Протестный экстремизм дифференцируется на стихийный и управляемый. В идеологическом экстремизме различаются левый (фашистский) и правый (либеральный). Этнический экстремизм связан с проявлениями ксенофобии, среди которой актуальны кавказофобия, азиатофобия, цыганофобия, русофобия, антисемитизм. Религиозный экстремизм в наибольшей степени присущ неоязычеству и сатанизму.

Ключевые слова: признаки криминального экстремизма, политический экстремизм, административный экстремизм, протестный экстремизм, либеральный экстремизм, ксенофобия, неоязычество, сатанизм.

The article is about 4 kinds of criminal extremism, on wich basis its definition is made and kinds are characterized. There are the following kinds of criminal extremism: political, ideological, ethnical, religious. The political extremism can be administrative (on the part of authority) and protest extremism (on the part of population, its separate groups). In return the administrative extremism is devided into massive (genocide), electoral, official-labor. The protest extremism is differentiated on spontaneous and operated. The ideological extremism is devided into left ( fascist) and right (liberal). The ethnical extremism is connected with xenophobia displays among which are actual caucasophobia, asiatophobia, romanophobia, russophobia, antisemitism. The religious extremism is to the maximum extent appropriate to neopapaganism and satanism.

Key words: features of criminal extremism, political extremism, administrative extremism, protest extremism, liberal extremism, xenophobia, neopapaganism, satanism.

Проблема экстремизма активно обсуждается в средствах массовой информации, постоянно звучит в выступлениях политиков, является предметом многочисленных философских, социологических, политологических, психологических, уголовно-правовых и криминологических исследований. 25 июля 2002 г. принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Однако ни в законодательстве, ни в материалах научных исследований, ни в публичных выступлениях понятия криминального экстремизма не дается. Более того, любой исследователь соответствующей проблематики констатирует отсутствие общепринятой дефиниции «экстремизм» и вынужден предлагать собственное определение.

Существование позитивных коннотаций экс-

© Клейменов М.П., Артемов А.А., 2010

тремизма, в частности, его понимание как проявление катарсиса (очищение посредством страха и страдания) [1] указывает на объективную сложность и субъективную многозначность рассматриваемого феномена. Поэтому необходимо прежде всего выделить признаки криминального экстремизма.

Во-первых, криминальный экстремизм -это деятельность. Экстремистские взгляды без деятельности не могут быть криминальными. Это незыблемый постулат уголовного права - мысли и взгляды ненаказуемы. Его разрушение означает отказ от законности, переход к произволу и репрессиям. Уголовно-правовая борьба с инакомыслием характеризует политику тоталитарного, а в современных условиях - криминального государства. Между тем видный защитник демокра-

тических ценностей доктор юридических наук М.А. Краснов пишет: «Проблемой экстремизма я начал заниматься в 1991 г., когда были инициированы письмо, а затем встреча группы интеллигенции с Президентом Ельциным по поводу угрозы фашизма и вообще политического экстремизма в России. В феврале 1995 г. меня назначили помощником Президента. И практически первая крупная задача была такова - подготовить указ о противодействии политическому экстремизму... Готов отдать жизнь за то, чтобы некоторые взгляды были наказаны» [2]. Когда политический фанатизм подавляет юридические знания, тогда демократические идеалы становятся свой полной противоположностью. История Советской России, где многие годы людей сотнями тысяч расстреливали за политические и религиозные взгляды и миллионами уничтожали в системе ГУЛАГа, характеризуется как произвол и беззаконие. Поэтому призыв к наказуемости взглядов (политических, религиозных и др.) есть не что иное, как экстремизм по признаку возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни [3]. Иными словами, инициатор закона о противодействии экстремисткой деятельности не стесняется признаться в том, что его побуждения были вполне экстремистскими. В этом и состоит парадокс некоторых демократов - бороться с экстремизмом экстремистскими методами.

Во-вторых, криминальный экстремизм -это деятельность, которая влечет уголовную ответственность. В России существует административная ответственность за экстремизм. В КоАП РФ содержатся несколько статей антиэкстремистской направленности: ст. 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики», ст. 20.28 «Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности», ст. 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов». Что касается уголовной ответственности за экстремизм, то в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры от 28.11.2007 № 19 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» она предусмотрена

ст. 136, 141, 148, 149, 212, 239, 277, 278, 280, 282-282.2, 357 УК РФ, а также ст. 105, 111, 112, 115-117, 119, 150, 213, 214, 244 УК РФ, если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы [4]. Анализ диспозиции ст. 282.1 УК РФ дает основание дополнить указанный перечень ст. 243 УК РФ, хотя, на наш взгляд, возможны и иные дополнения.

В-третьих, криминальный экстремизм -это общественно опасная деятельность. Степень общественной опасности криминального экстремизма должна быть очевидно высокой, чтобы исключить упречность принимаемого правоприменительного решения как предвзятого. К сожалению, диспозиция некоторых статей УК РФ допускает возможность их произвольного толкования. Так, диспозиция ст. 280 УК ч. 1 РФ говорит о запрете публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности. В литературе справедливо обращается внимание на то, что уголовная ответственность в данном случае возможна за призывы к осуществлению административного правонарушения экстремистского характера [5]. Кроме того, в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ к экстремизму отнесено публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением. Поскольку соответствующее лицо облечено властью, ресурс которой значительно расширяет возможности субъективного усмотрения, то оно может расценивать как экстремизм любую критику в свой адрес. Потом, возможно, разберутся, что имела место критика, но негативные последствия для конкретного человека уже наступят.

В этом плане весьма показателен пример с ученым-этнографом В. Авксентьевым. По договору между правительством края и Ставропольским государственным университетом профессор В. Авксентьев и его коллеги подготовили весной 2002 г. монографию

«Ставрополье: этноконфликтологический

портрет». В монографии, адресованной прежде всего профессионалам-управленцам и выпущенной ограниченным тиражом (300 экземпляров), имеются цитаты из интервью респондентов, свидетельствующие о предубеждении части населения к представителям неславянских национальностей. Именно эти высказывания и легли в основу уголовного дела против профессора Авксентьева. Уже в ходе процесса выяснилось, что государственного обвинителя больше всего волнует высказывание анонимного респондента, в котором упоминается персонально бывший краевой прокурор, в момент возбуждения уголовного дела - глава Международноправового управления Генпрокуратуры РФ Р. Адельханян.

Р. Адельханян инициировал возбуждение уголовного дела. В письме на имя губернатора он назвал исследования ученых юридически безграмотными, порочащими «честь и достоинство должностных лиц, правоохранительных органов и государственной власти в целом». А поскольку в числе авторов значились и работники аппарата правительства, предложил губернатору «привлечь виновных к ответственности». В результате в отношении В. Авксентьева было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ. Ректор СГУ В. Шаповалов после телефонного разговора с прокурором поспешил уволить авторов монографии - заведующего кафедрой В. Авксентьева и начальника научно-исследовательской части кандидата наук А. Хоца.

Первое слушание дела в суде состоялось в декабре 2002 г. Уже с первых судебных заседаний стало ясно: шитое белыми нитками уголовное дело разваливается. Выступившие на процессе в качестве экспертов этноконфликтологи со всей России в один голос утверждали: профессор Авксентьев выполнил работу на достойном профессиональном уровне. Но государственный обвинитель В. Романов потребовал комплексной судебной экспертизы, под которой будут стоять имена светил отечественной науки. На что адвокаты Авксентьева охотно согласились, пожалев лишь об одном: почему та же прокуратура отвергала аналогичные предложения защиты в ходе предварительного расследования? Спустя несколько месяцев ком-

плексная экспертиза за подписями директоров Института социологии РАН, Института психологии РАН, Института этнологии и антропологии РАН и других авторитетных ученых была судом получена. С чтения этого документа и начала заседание в 2003 г. судья Л. Кондратьева. На все восемь поставленных вопросов эксперты дали ответы, не оставляющие сомнений в невиновности Авксентьева. Рассматривая цитаты респондентов как индикатор уровня конфликтности в регионе, авторы экспертизы, в частности, констатируют: «Наличие подобного индикатора -серьезный сигнал органам власти, и трансляторов этого сигнала - авторов монографии -следует поблагодарить за раннее предупреждение, позволяющее предотвратить конфликт, а не доводить его до открытой стадии». После чего государственный обвинитель выступил с заявлением и признал: «Доказательства, что исследованы на заседании, не подтвердили вину Авксентьева». И отказался от обвинений в адрес профессора в связи с отсутствием в его действиях состава преступления [6].

Как видим, к уголовной ответственности за экстремизм в течение двух лет привлекали того, кто осуществлял научное обеспечение антиэкстремистской деятельности.

В-четвертых, криминальный экстремизм - это деятельность, имеющая определенную мотивацию. Она осуществляется по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Трудность установления и доказывания определенных мотивов в преступлении, возможность их произвольного толкования со стороны лиц, осуществляющих расследование, придает криминальному экстремизму неопределенные очертания. В практической действительности это явление не имеет четких границ, поскольку по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы может быть совершено преступление, не включенное в перечень, установленный приказом Генеральной прокуратуры от

28.11.2007 № 19. Типичным примером такого

рода является злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Мотивы в данном случае не имеют квалифицирующего значения, однако от этого преступление не утрачивает экстремистского характера. Госдепартамент США 11 марта 2010 г. опубликовал ежегодный доклад о состоянии прав человека в различных странах мира. В нем, в частности, говорится о фактах, когда сотрудники российской милиции избивают, унижают и вымогают взятки у людей с темной кожей или тех, кто приехал с Кавказа, из Центральной Азии или Африки. В Москве власти продолжают практику, согласно которой темнокожие люди подвергаются более частым проверкам документов. Такие люди чаще задерживаются, на них чаще налагаются большие штрафы за отсутствие документов [7]. Экстремистский характер подобных деяний очевиден. Следовательно, в структуре должностной преступности существует группа преступлений экстремистской направленности, в настоящее время являющихся латентными.

Таким образом, криминальный экстремизм - это общественно опасная деятельность, выражающаяся в совершении преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Конечно, законодатель, выделяя группу таких преступлений, создал много трудностей с точки зрения их выявления, регистрации, анализа. Как замечает В.В. Лунев, при желании все 260 статей Особенной части УК могут быть «экстремистскими», если в мотивации проглядывает соответствующая ненависть или вражда. Поэтому он называет экстремизм экзотическим преступлением [8]. Однако lex est lex (закон есть закон - лат.), поэтому при изучении криминального экстремизма следует опираться на законодательные положения.

Их анализ дает основание выделить следующие виды криминального экстремизма:

политический, идеологический, этнический, религиозный. Их дифференциация осуществляется по характеру ненависти или вражды.

Политический экстремизм связан с борьбой за власть или удержанием власти. Он может быть административным (со стороны власти) и протестным (со стороны населения, его отдельных групп). В свою очередь, административный экстремизм подразделяется по сферам деятельности на массовый (геноцид), электоральный, служебнотрудовой. Протестный экстремизм продуктивнее дифференцировать по степени организованности и рефлексивности (характеру реагирования на провоцирующую ситуацию) на стихийный и управляемый. Административный экстремизм в настоящее время находится за пределами уголовно-правового контроля. Так, в 2009 г. по ст. 136 УК «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» было направлено 1 уголовное дело, по ст. 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» 7 уголовных дел, по ст. 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них» дел не направлялось, а лица, виновные в их совершении, не устанавливались. Что касается протестного экстремизма, то в 2009 г. по ст. 212 «Массовые беспорядки», ст. 277. «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», ст. 278. «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти» в суд направлено 10 уголовных дел. За административный экстремизм выявлен 21 правонарушитель, за протестный - 63 человека. Следовательно, в правоприменительной практике сложился стереотип, когда представители власти сравнительно редко рассматриваются как субъекты экстремистской деятельности.

Идеологический экстремизм отличается нетерпимостью, стремлением использовать все доступные средства для дискредитации своих оппонентов. Он традиционно подразделяется в зависимости от взглядов на левый и правый. В России наиболее пристальное внимание уделяется фашизму, опасения по поводу распространения идей которого и явились источником создания антиэкстреми-стского законодательства. В Указе от Прези-

дента РФ от 23.03.1995 № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» отмечается, что деятельность экстремистов, многие из которых открыто заявляют об идейном родстве с национал-социализмом, используют фашистские или схожие с ними лозунги, атрибутику и символику, глубоко оскорбляет хранимую россиянами память о жертвах Великой Отечественной войны и чувства ветеранов. Она приобретает всё более широкие масштабы и дерзкий характер; создаются незаконные вооруженные и военизированные формирования; нарастает угроза сращивания последних с некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами [9]. Сейчас, спустя 15 лет после опубликования Указа, можно констатировать, что угроза «красно-коричневой» чумы (как дружно вещали средства массовой информации (СМИ) в середине 1990-х гг.) была в значительной степени преувеличена. Зато получил большое распространение либеральный экстремизм. Видные деятели современного российского либерализма позволяют себе такие публичные высказывания, которые иначе как экстремистскими не назовешь. Между тем правоохранительные органы на это никаким образом не реагируют.

Этнический экстремизм связан с проявлениями ксенофобии. Ксенофобия - неприязнь, ненависть к чужим народам. В современной России чаще всего идентифицируются следующие виды ксенофобии: кавказофо-бия, цыганофобия, азиатофобия, антисемитизм и русофобия. По результатам проведенных нами панельных опросов в г. Омске, в этнической психологии населения кавказо-фобия наиболее заметна - на это стабильно обращают внимание 40 % респондентов [10]. Неприязнь к представителям кавказских этносов мотивируется убежденностью в их высокой криминальной активности, а также их низкой культурой, определяющей пренебрежительное отношение к коренным жителям, циничные высказывания, грубость. Это, можно сказать, утвердившиеся стереотипы общественного мнения. В подтверждение сказанного сошлемся на результаты проведенных

нами опросов. Большая часть респондентов (73,6 %) высказала согласие с суждением: «Негативное отношение к представителям кавказских этносов определяется их некорректным (вызывающим, дерзким и т. п.) поведением». 80,7 % опрошенных солидаризировались с утверждением: «Представители кавказских этносов действительно занимаются криминальной деятельностью». Из сказанного не следует, что кавказские этносы действительно обладают более высокой криминальной активностью, чем титульная нация, но среди населения - это распространенное мнение.

Правда, следует отметить, что кавказо-фобия в Сибири, как правило, ограничивается неприязнью, которая в редких случаях переходит порог и становится ненавистью. Это объясняется тем, что Сибирь всегда была местом интенсивной миграции (часто - принудительной). У сибиряков нет предубежденности против других этносов. Поэтому, когда мигранты из регионов Кавказа не создают конфликтов, их не бывает. В свою очередь, мигранты за последние годы редко демонстрируют явное неуважение к коренным жителям, они научились избегать конфликтных ситуаций. Зоны возможного обострения этнических конфликтов, чреватые экстремистскими проявлениями, как видно из анализа материалов прессы, располагаются в столичных и крупных городах. Именно там чаще всего проводятся громкие судебные процессы, связанные с осуждением лиц, участвующих в совершении преступлений на почве этнического экстремизма. В первом квартале 2009 г. нападения на почве этнический ненависти зафиксированы в Москве и Московской области (16 погибших, 50 пострадавших), Нижнем Новгороде (1 погибший, 7 пострадавших), С.-Петербурге и Ленинградской области (1 погибший, 8 пострадавших), Калининграде (1 погибший, 2 пострадавших), Ингушетии, Рязани, Новосибирской области, Ульяновске, Кемерово (по 1 погибшему), Кабардино-Балкарии (4 пострадавших), Ярославле (2 пострадавших), Тамбове, Сыктывкаре, Екатеринбурге, Волгограде, Костроме (по 1 пострадавшему) [11].

Второе место среди ксенофобий занимает цыганофобия - на это стабильно обращает внимание около 25 % респондентов. Нега-

тивный стереотип по отношению к цыганам отличается устойчивостью. В настоящее время среди населения распространено мнение о том, что цыгане занимаются наркобизнесом. Подобные обвинения в адрес цыган могут закончиться нападениями на почве этнической ненависти, как это произошло в 2004 г. в г. Искитиме Новосибирской области. Налеты на цыганские особняки и их поджоги начались в 65-тысячном Искитиме в конце 2004 г., почти сразу после освобождения из мест заключения криминального «авторитета» А. Григорьева. Как указывается в материалах суда, первый поджог группировка совершила в ночь на 20 декабря 2004 г.. Около десятка молодых людей, приехавших на автомобиле Hummer, ворвались в особняк по ул. Уклонной. Сверившись с неким списком, нападавшие потребовали деньги, ювелирные украшения, оружие и наркотики. Потерпевших выгнали на мороз, а дом изнутри облили соляркой и подожгли. В одном из нападавших погорельцы опознали Григорьева, который им тогда якобы заявил, что «цыганам в городе не место». Позднее группировка совершила аналогичный налет на коттедж в Канатном переулке (всего в конце

2004 - начале 2005 г. от поджогов пострадали около полутора десятков цыганских домов, но в большинстве случаев виновных обнаружить не удалось). 100 представителей цыганской диаспоры покинуло Искитим. Григорьев и шестеро участников его группировки были задержаны в ресторане весной

2005 г. В ходе следствия «авторитет» заявлял, что цыгане распространяют наркотики, а правоохранительные органы ничего не предпринимают для борьбы с ними. В резолютивной части приговора суд признал А. Григорьева виновным в разбое (ст. 162 УК РФ), вымогательстве (ст. 163), умышленном уничтожении имущества (ст. 167), хищении оружия (ст. 226) и наркотических средств (ст. 229), самоуправстве (ст. 330) и назначил наказание виде 14 лет лишения свободы [12]. Как видим, характер преступлений, совершаемых на почве этнической ненависти, выходит за рамки перечня экстремистских преступлений.

Азиатофобия связана, главным образом, с активной миграцией граждан государств Средней Азии - бывших республик СССР в

Россию в связи со строительным бумом 2000-х гг. С наступлением кризиса активность миграции заметно упала. Соответственно, снизилось число представителей таких этносов, как узбеки, таджики, киргизы, среди потерпевших от преступлений на почве этнической ненависти. Что же касается синофобии (китаефобии), то следует обратить внимание на связь митинговых лозунгов с мотивацией экстремистских преступлений. Так, в г. Благовещенске Амурской области 5 марта 2005 г. проходил митинг под лозунгом «Против китайской экспансии на Дальнем Востоке». В этот же день двое китайцев с ножевыми ранениями были доставлены в третью городскую больницу. Задержанные по подозрению в совершении этих преступлений были участниками митинга, они признались, что это была не спланированная акция, а внезапные нападения [13].

Антисемитизм в России - явление виртуальное. Оно существует исключительно в представлениях тех, кто желает его эксплуатировать в политических целях. В настоящее время это преимущественно западные средства массовой информации, создающие у массового зарубежного читателя образ варварской России. Поскольку главным критерием народной дикости, по логике зарубежных манипуляторов, является антисемитизм, то в России он «существует, но замалчивается властями». Именно так утверждают зарубежные СМИ [14]. Можно уверенно утверждать, что антисемитизма в России (как репрезентативного явления, грозящего еврейскими погромами и пр.) нет. Это подтвердит любое серьезное исследование. Нагнетание истерии по поводу антисемитизма, очевидно, есть не что иное, как форма разжигания национальной вражды, требующая правовой оценки. Следовательно, обвинения титульной нации в антисемитизме скорее являются оборотной стороной русофобии.

Организатором русофобских акций выступил бывший министр культуры России М. Швыдкой. Именно он вел ток-шоу по телеканалу «Культура» (!) на темы, сформулированные подчеркнуто оскорбительно для русского самосознания. Так, в октябре 2002 г. было проведено ток-шоу на тему «Русский фашизм хуже немецкого». Подобная формулировка в любой стране, где уважают права

человека и исполняют законы, в принципе невозможна и моментально вызвала бы немедленную отставку члена Правительства и даже привлечение его к уголовной ответственности. В России на этот факт не реагировали. Характерна дерзость самой акции - она была проведена по «свежим следам» принятия антиэкстремистского законодательства. Тем самым её организаторы открыто провозгласили «принцип безответственности» за русофобию. Нам не удалось найти ни одного уголовного дела, фигурантом которого было бы лицо обвиняемого в русофобии. Нет указаний на русофобию и в Федеральном списке экстремистских материалов.

Между тем Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» должен использоваться не только для борьбы с так называемым «русским фашизмом», но и русофобией, которая «окутывает информационное пространство как табачный дым» [15].

Религиозный экстремизм выражается в возбуждении религиозной розни; пропаганде исключительности, превосходстве либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии, нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Он может иметь как универсальный (объектом религиозной ненависти являются все, за исключением «носителей истинного знания»), так и локальный характер (объектом религиозной ненависти выступают конкретные религиозные объединения и их носители). Всеобъемлющий экстремизм («панэкстремизм») в настоящее время в большей степени присущ современному язычеству (неоязычеству), которое провозглашает себя духовной основой России. «Нашему Роду досталось тяжелое время - Время Перемен. Мы живем в эпохе, возрождающей Истинную Веру, Ведовство, объединяющей государства и вспоминающей Старых Богов, при которых жили наши предки. Все люди в это время делятся на два типа: Людей Высоких, заботящихся об окружающей среде, чувствующих Природу, и людей-варваров, отчаянно пытающихся уничтожить наш Мир. Вандалов, к сожалению, несоизмеримо больше - они пытаются

скрыть свою грязную сущность за так называемыми «добрыми поступками», что, впрочем, у них не сильно получается, - говорится в учении Воинов Огнецвета, представленного на сайте Екатеринбургской славянской боевой общины «Воины Огнецвета» [16]. -Веди нас в бой, пылающий Огнецвет! Что делает Пламя? Разрушает. Что делает Цвет? Вырастает. Суть Духа Огнецвета в этом -уничтожить нынешние порядки и возродить Словенские Традиции. Мы - Сыны Огнецвета, Мы - Его Братья, Мы - Его верные Воины, но Мы - не Рабы Его. Каждый из нас волен делать то, чего хочется ему; Нас объединяет стремление к Былому, но не Ушедшему навеки. Наша жизнь - Бой; Бой за Наши Идеалы, за Будущее - и за счастливую жизнь следующих поколений» [16]. Закономерно возникает вопрос, в бой против кого призывает идти боевая славянская община? Поскольку языческие сайты пронизаны антихристианской и антииудейской риторикой, приоритеты религиозной ненависти понятны. А далее, очевидно, повторение Красного Террора, который также начинал с уничтожения «черносотенных попов». К сожалению, история многих ничему не учит, хотя именно в этом состоит её ближайшее прагматическое значение - не повторять трагических ошибок прошлого.

Панэкстремизм характерен и для последователей сатанинских культов. Известный врач и священник, помогающий жертвам деструктивных культов, А. Берестов заявил: «В Москве развилось так называемое движение готов. А они пострашнее американских сата-нистов. Среди готов бытует ритуальное самоубийство. Сначала они пьют кровь животных, потом свою кровь, и заканчивается всё убийством. Это считается высшим ритуалом служения сатане. Нам приходится много уделять этому внимания, но, к сожалению, нас не слышат, ни МВД, ни прокуратура, ни ФСБ» [17]. Между тем в структуре МВД создан Департамент по противодействию экстремизму, в задачи которого входит и противодействие религиозной экстремисткой деятельности. Определенная работа в этом направлении осуществляется. В Мордовии совместно с ФСБ разоблачена секта «Орден дьявола», где около 60 молодых людей, учащихся престижных вузов, из благополучных

семей, под руководством студента - гражданина Белоруссии входили в состав законспирированной секты сатанистов. Следствие не исключает, что помимо осквернения могил и культовых учреждений членами секты совершались человеческие жертвоприношения [18]. Тем не менее, как свидетельствует анализ криминального экстремизма, работникам МВД, ФСБ, прокуратуры многое ещё предстоит сделать в плане повышения эффективности этому опасному явлению.

1. Сундиев И. Экстрим и экстремизм современной России. - иЯЬ: www.dynacon.ru (дата обращения 22.04.2010).

2. Краснов М.А. Экстремизм до востребования // Рос. газета. - 2002. - 1 окт.

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности. (В ред. от 29.04.2008) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. -Ст. 3031.

4. Приказ Генеральной прокуратуры от

28.11.2007 № 19 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» // Законность. - 2008. - № 2.

5. Сальников Е. В. Трансформация категории экстремизма как становление современной политической преступности // Безопасность бизнеса. - 2008. - № 4.

6. Прилукин С. Ставропольский профессор Авксентьев, выпустивший монографию об этнических конфликтах, полностью оправдан // Известия. - 2003. - 30 июня.

7. США: в России преследуют кавказцев и негров. - иКЬ: wek.com.ua/article/23239/ (дата обращения 22.04. 2010).

8. Лунеев В. В. Проблемы криминализации и противодействия экстремизму // Государство и право. - 2009. - № 9. - С. 4б.

9. Указ Президента РФ от 23.03.1995 № 310 (ред. от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 13. -Ст. 1127.

10. Клейменов М. П. Введение в этнокриминоло-гию. - Омск, 2004.

11. Проявление агрессивной ксенофобии в январе -апреле 2009 г. - URL:

http://www.antirasizm.ru/index.php/smi-review/ 70 (дата обращения 24.04. 2010).

12. В Искитиме осудили поджигателей цыганских особняков // Коммерсант. - 2008. - 7 нояб.

13. Буркова Р. Участников нападений на китайцев задержали на митинге // Амурская правда. - 2005. - 10 марта.

14. Рост антисемитизма в России. - URL:

www.inosmi.ru/translation/224SS1.html (дата

обращения 25.04. 2010).

15. Савельев А. Мечта русофоба // Русский дом. -2009. - 22 апр.

16. Учение Воинов Огнецвета. - URL: http:// ognecvet.narod.ru (дата обращения б.05.2010).

17. Рамзан выходит на тропу войны с готами и

эмо. - URL: http://www.annews.ru/news/

detail.php?ID=1S 101S (дата обращения

б.05.2010).

18. Коков Ю. Если мы не будем качественно работать, это может привести к трагическим последствиям для государства. - URL: http:// www.mvd.ru (дата обращения б.05.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.