Научная статья на тему 'ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА'

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БОРЬБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абидов Руслан Ризуанович

В статье анализируются отечественные и международные подходы к рассмотрению экстремизма, экстремистской деятельности, преступлений экстремистской направленности. Делается акцент на таких противоправных действиях, как разжигание социальной, национальной, расовой или религиозной неприязни, публичные призывы к террористической деятельности и ее оправдание. Отмечается, что сложность в разграничении преступлений бытового и иного характера и преступлений экстремистской направленности создает для правоохранителей и правоприменителей проблемы при квалификации указанных преступлений и привлечении виновных к ответственности. Делается вывод, что, давая квалификационную характеристику совершенному деянию, в каждом конкретном случае ведущую роль необходимо отвести оценке субъективной стороны преступления, то есть мотивам, толкнувшим преступника на осуществление противоправной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абидов Руслан Ризуанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMIST CRIMES: PROBLEMS OF QUALIFICATION AND CRIMINAL LAW ANALYSIS

The article analyzes domestic and international approaches to the consideration of extremism, extremist activity, extremist crimes. The emphasis is placed on such illegal actions as incitement of social, national, racial or religious hostility, public calls for terrorist activities and their justification. It is noted that the difficulty in distinguishing between crimes of a domestic and other nature and crimes of an extremist orientation creates problems for law enforcement officers and law enforcement officers when qualifying these crimes and bringing the perpetrators to justice. It is concluded that, when giving a qualification characteristic to the committed act, in each specific case, the leading role must be assigned to the assessment of the subjective side of the crime, that is, the motives that pushed the criminal to carry out illegal activities.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_3_90 УДК 343.3

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО

АНАЛИЗА

Абидов Руслан Ризуанович,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

В статье анализируются отечественные и международные подходы к рассмотрению экстремизма, экстремистской деятельности, преступлений экстремистской направленности. Делается акцент на таких противоправных действиях, как разжигание социальной, национальной, расовой или религиозной неприязни, публичные призывы к террористической деятельности и ее оправдание. Отмечается, что сложность в разграничении преступлений бытового и иного характера и преступлений экстремистской направленности создает для правоохранителей и правоприменителей проблемы при квалификации указанных преступлений и привлечении виновных к ответственности. Делается вывод, что, давая квалификационную характеристику совершенному деянию, в каждом конкретном случае ведущую роль необходимо отвести оценке субъективной стороны преступления, то есть мотивам, толкнувшим преступника на осуществление противоправной деятельности.

Ключевые слова: экстремистская деятельность; конституционный строй; преступная деятельность; правовое регулирование; борьба.

UDC 343.3

EXTREMIST CRIMES: PROBLEMS OF QUALIFICATION AND CRIMINAL LAW ANALYSIS

Abidov Ruslan Rizaunovich

Senior Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru

The article analyzes domestic and international approaches to the consideration of extremism, extremist activity, extremist crimes. The emphasis is placed on such illegal actions as incitement of social, national, racial or religious hostility, public calls for terrorist activities and their justification. It is noted that the difficulty in distinguishing between crimes of a domestic and other nature and crimes of an extremist orientation creates problems for law enforcement officers and law enforcement officers when qualifying these crimes and bringing the perpetrators to justice. It is concluded that, when giving a qualification characteristic to the committed act, in each specific case, the leading role must be assigned to the assessment of the subjective side of the crime, that is, the motives that pushed the criminal to carry out illegal activities.

Keywords: extremist activity; constitutional order; criminal activity; legal regulation; wrestling.

В последние годы мировое сообщество озадачено одной из актуальнейших проблем -возникновением и распространением экстремизма. Стремительное развитие данного явления обусловлено глобализацией, либерализацией пограничных режимов, упроще-

нием трансграничного движения финансовых ресурсов, а также доступностью глобального информационного пространства.

Большой процент экстремистских преступлений совершается в сети Интернет, где приверженцы указанной идеологии на соб-

ственных сайтах и в социальных сетях выставляют напоказ свою деятельность, пропагандируют свои идей и вовлекают в свои ряды неофитов.

В обобщенном виде экстремизм представ -ляет собой агрессивную деятельность против существующих государственных и общественных устоев, конституционного строя. Целью экстремистов выступает подрыв существующих государственных, правовых и демократических основ государства [5-7]. Наиболее радикальным проявлением экстремизма является терроризм, который вышел на транснациональный уровень угрозы.

Анализ нормативно-правовых актов, как отечественных, так и международных, свидетельствует о их направленности на борьбу именно с террористической деятельностью без акцента на экстремистской деятельности, которая по сути представляет собой не меньшую опасность.

Со всей очевидностью можно утверждать о постоянном росте преступлений, связанных с публичными призывами к подрыву основ государственности, оправданием нацизма, призывами к геноциду, разжиганием ненависти и вражды по отношению к представителям иной национальности, религиозной принадлежности, социального статуса.

Для правоохранительной и правоприменительной практики сложности вызваны разграничением преступлений бытового и иного характера с преступлениями экстремистской направленности. Известно, что экстремистские преступления несут в себе большую общественную опасность и, соответственно, предполагают более строго уголовное наказание. Чаще всего, указанное разграничение происходит исключительно по мотивам ненависти к определенным гражданам, что сталкивается с определенными трудностями в их доказывании. Также бывает довольно сложно отличить радикальную, но не запрещенную критику власти, политических партий, государственного устройства от публичных призывов к экстремистским идеологиям, состоящим в свержении власти и борьбы с ней [2; 10].

Изложенное свидетельствует о том, насколько важно повышать качество правового регулирования борьбы с экстремистской деятельностью и адекватно квалифицировать

преступления экстремистской направленности, в контексте их отграничения от иных составов преступлений и привлечения виновных к ответственности. Отсутствие единого понимания сущности экстремизма влечет за собой проблемы в определении критериев деяний, содержащих признаки экстремизма.

Общепланетарные масштабы современного экстремизма требуют от законодателей предпринимать необходимые меры по противодействию ему. Активизация усилий государств в борьбе с международным экстремизмом воплотилась в принятии нормативно-правовых актов, направленных на противодействие данному явлению и наращивание мощи в вопросах сотрудничества государств [1]. Сложность и многоаспект-ность проблемы экстремизма свидетельствует о невозможности применить к ней простые и однозначные решения.

Согласно нормам Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом данные преступления независимо от мотивов не могут быть оправданы, а лица, их совершившие, должны при -влекаться к уголовной ответственности. Российская Федерация, являясь участницей указанной конвенции, также признает общественную опасность экстремизма для международной безопасности и мира и со своей стороны готова развивать дружественные отношения с государствами в целях осуществления основных прав и свобод человека. Важно помнить только, что любое противодействие экстремистским проявлениям должно происходить в международно-правовом поле [2].

Как уже отмечалось, экстремистские преступления совершаются в сети Интернет, и данный факт свидетельствует о том, что необходимо также совершенствовать законодательство в этой области.

Согласно нормам отечественного законодательства, в частности закона «О противодействии экстремистской деятельности» и «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», экстремизм определяется «в роли общественно опасного деяния, совершаемого из побуждений политической, идеологической, расовой, национальной и религиозной неприязни, в результате которых происходит обострение

межнациональных, межконфессиональных и межрелигиозных конфликтов» [5; 7].

Многие исследователи к экстремистским деяниям относят преступления, подрывающие общественную безопасность, содержащие «экстремистские мотивы в качестве основного состава преступления при совершении преступного деяния; в качестве квалифицирующего признака при совершении преступного деяния; в качестве отягчающего обстоятельства при совершении любых других уголовно наказуемых противоправных деяний» [2; 8; 9].

Следует обратить внимание, что «экстремистские преступления не имеют единого объекта, поскольку подобные деяния совершаются против разных по своей природе общественных отношений и благ» [3; 4]. Используя данный подход, становится возможным отграничить экстремистские преступления от иных уголовно наказуемых деяний и сосредоточить усилия правоохранительных и правоприменительных органов на доказывании соответствующих мотивов.

На основе изложенного можно свидетельствовать, что при квалификации экстремистских преступлений следует рассматривать те деяния, при совершении которых экстремистские мотивы вступают основным составом.

Российская Федерация является многонациональным, демократическим государством, население которого обладает равными правами независимо от национальности, расы, вероисповедания, политических и идеологических взглядов. Конституцией права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, признание, соблюдении и защита которых являются обязанностью государства, что составляет основу конституционного строя страны и выделяется в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны.

В результате экстремистской деятельности объективным признаком будет выступать вред либо угроза его причинения общественным отношения, составляющим основу конституционного строя. При этом по -терпевшим от экстремистской деятельности будет выступать не конкретный индивид, а неотъемлемые и приобретенные качественные признаки - национальность, отношение к религии к социальной группе и т. д.

Степень общественной опасности экстремизма состоит в осуществлении действия (бездействия), направленного на нарушение мирного сосуществования граждан с соблюдением принципов взаимного уважения, равенства, недопущения расовой, национальной либо религиозной дискриминации. Отсюда экстремистские преступления можно рассматривать в трех основных формах: политический, национальный и религиозный экстремизм [4].

Так, характеризуя политический экстремизм, следует отметить его направленность на изменение государственно-правового или политического режима путем совершения государственных переворотов, нацистских мятежей, террористических актов, убийства политических деятелей и т. д.

Квалифицируя националистический экстремизм, следует иметь в виду его направленность на подрыв конституционной безопасности представителей других наций и народностей в целях демонстрации собственной нации, ее языка, культурных, моральных и иных ценностей.

Определяя сущность религиозного экстремизма, следует отметить его направленность на неприятие иных религиозных взглядов и убеждений.

Помимо разграничения экстремистских преступлений их можно также подразделить на виды. К первому виду относится организа -ция экстремистской деятельности, координирующая механизмы реализации рассматриваемых преступлений. Здесь можно говорить о подготовительных мероприятиях к совершению широкомасштабных противоправных деяний, вплоть до террористических актов, путем разработки плана действий, распределения ролей, избегания наказания.

Второй вид экстремистских преступлений составляет информационно-пропагандистская деятельность, направленная на вовлечение неофитов в деструктивные идеологии и подстрекательство их к совершению экстремистских и террористических акций.

К третьему виду экстремистских преступлений следует отнести публичные противоправные деяния насильственного характера [1; 4; 6].

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что установленных нормами уголовного права критериев недостаточно для отнесе-

ния деяний к преступлениям экстремистского характера [8]. В основе преступной деятельности экстремистов лежит идейный аспект, ориентированный на пропаганду вражды и ненависти к представителям иной национальности, конфессии, определенной социальной группы или представителям определенных политических взглядов и убеждений. Осуществляя свою деятельность, экстремисты разжигают ненависть, вражду и конфликты на указанных выше основаниях. Данные преступления приобретают статус особо опасных для государства и его суверенитета. Давая квалификацион-

ную характеристику совершенному деянию в каждом конкретном случае, ведущую роль необходимо отвести оценке субъективной стороны преступления, то есть мотивам, толкнувшим преступника на осуществление противоправной деятельности, которые могут быть политическими, идеологическими, расовыми, национальными, религиозными. Следовательно, экстремистскую деятельность следует квалифицировать как активное проявление экстремистской идеологии в качестве совершения преступления экстремистского содержания.

Список литературы_

1. Воронин, В. Н. Преступления экстремистской направленности: пути повышения качества уголовно-правовой охраны / В. Н. Воронин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. - 2016. - № 4. - С. 16-28.

2. Гордеев, Н. С. Преступления экстремистской направленности: последние изменения, проблемы и тенденции уголовной политики / Н. С. Гордеев // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 2. -С. 210-213.

3. Журтов, А. Б. Экстремизм: понятие, социально-экономические, политические и исторические причины явления, тенденции его развития / А. Б. Журтов, М. Х. Ордоков // Евразийский юридический журнал. - 2020. -№ 4 (143). - С. 398-399.

4. Заидова М. У. Преступления экстремистской направленности: понятие, виды и общая характеристика / М. У. Заидова, А. А. Усманов // NovaInfo.Ru. - 2021. - № 123. - С. 32-33.

5. О противодействии экстремистской деятельности от 25.07.2002 № 114-ФЗ : федеральный закон. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения: 30.06.2021).

6. Осипов, В. А. Экстремизм, экстремистская деятельность и преступления экстремистской направленности: понятия, содержание и соотношение / В. А. Осипов // Вестник Краснодарского университета МВД России. -2018. - № 4 (42). - С. 34-38.

7. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666. - URL: https://kodeks.ru/news/read/strategiya-gosudarstvennoy-nacionalnoy-politiki-rossii-na-period-do-2025-goda-novye-polojeniya (дата обращения: 30.06.2021).

8. Федюнин, А. Е. Сущность и понятие преступлений экстремистской направленности: вопросы квалификации и расследования / А. Е. Федюнин, В. Ю. Алферов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - № 2 (46). - С. 176-181.

9. Черкесов, А. Ю. Глобализация, как среда, благоприятствующая распространению информационного экстремизма и терроризма / А. Ю. Черкесов // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. - № 4. -С. 49-52.

10. Штыкова, Е. Р. Понятие «преступления экстремистской направленности»: трудности толкования законодательного определения / Е. Р. Штыкова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). -С. 371-374.

References _

1. Voronin V.N. Prestupleniya e'kstremistskoj napravlennosti: puti povy'sheniya kachestva ugolovno-pravovoj oxrany', Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo, 2016, no. 4, pp. 16-28.

2. Gordeev N.S. Prestupleniya e'kstremistskoj napravlennosti: poslednie izmeneniya, problemy' i tendencii ugolovnoj politiki, Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 2, pp. 210-213.

3. Zhurtov A.B., Ordokov M.X. E'kstremizm: ponyatie, social'no-e'konomicheskie, politicheskie i istoricheskie prichiny' yavleniya, tendencii ego razvitiya, Evrazijskij yuridicheskij zhurnal, 2020, no. 4 (143), pp. 398-399.

4. Zaidova M.U., Usmanov A.A. Prestupleniya e'kstremistskoj napravlennosti: ponyatie, vidy' i obshhaya xarakteristika, NovaInfo.Ru, 2021, no. 123, pp. 32-33.

5. O protivodejstvii e'kstremistskoj deyatel'nosti ot 25.07.2002 № 114-FZ : federal'ny'j zakon. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (data obrashheniya: 30.06.2021).

6. Osipov V.A. E'kstremizm, e'kstremistskaya deyatel'nost' i prestupleniya e'ks-tremistskoj napravlennosti: ponyatiya, soderzhanie i sootnoshenie, Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii, 2018, no. 4 (42), pp. 34-38.

7. Strategiya gosudarstvennoj nacюnaГnoj ро!Ш^ Rossijskoj Federacii па period do 2025 goda : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19.12.2012 № 1666. URL: https://kodeks.ru/news/read/strategiya-gosudarstvennoy-nacionalnoy-politiki-rossii-na-period-do-2025-goda-novye-polojeniya (data obrashheniya: 30.06.2021).

8. Fedyunin А.Е., Alferov V.Yu. Sushhnost' i ponyatie prestuplenij e'kstremistskoj napravlennosti: voprosy' ^^^сП i rassledovaniya, Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii, 2019, no. 2 (46), рр. 176-181.

9. Cherkesov АУи. Globalizaciya, kak sreda, blagopriyatstvuyushhaya rasprostraneniyu informacionnogo e'kstremizma i terrorizma, Probely' V rossijskom zakonodateГstve, 2021, vol. 14, no. 4, рр. 49-52.

10. Shty'kova E.R. Ponyatie «prestupleniya e'kstremistskoj napravlennosti»: trudnosti tolkovaniya zakonodateГnogo opredeleniya, Baltijskij gumanitarny'j zhurnal, 2019, vol. 8, no. 1 (26), рр. 371-374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.