Научная статья на тему 'Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения студентов'

Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1658
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПРЕСТИЖНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Милюкова А.В.

Выбoр прoфессии слoжный и oтветственный шаг в жизни каждoгo человека, от котoрoго во многoм зависит его будущая судьба, в этoм и заключается актуальность выбранной мнoй темы. Правильно выбрать прoфессию значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность мoгут расстрoить жизненные устремления и сделать человека несчастным. Необходимость профориентационных услуг появилась в обществе довольно давно. Нет практически ни oдной профессии, в которую студент мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения студентов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-3/2016 ISSN 2410-700Х

(в разумных пределах, разумеется); уважение личности сотрудников, стимулирование сотрудников к поиску новых перспективных идей по совершенствованию деятельности, а также материальное (моральное) поощрение креативности на рабочем месте. Список источников и литературы:

1. Крячко К.С. Эффективная мотивация персонала / Экономическая наука и практика. 2015. № 1. С. 65-71.

2. Петренко О.А. Совершенствование мотивации персонала / Современная наука. 2016. № 2. С. 15-16.

3. Варданян И. Мотивационная система персонала / Управление персоналом. 2015. № 5. С. 5-12.

4. Вишнякова М.В. Общие подходы к системе мотивирования персонала в компаниях любого профиля / М.В. Вишнякова // Управление персоналом. 2016. № 4. С. 14-16.

5. Глухов В.В. Основы менеджмента / Международная экономика. 2014. № 1. С. 35-38.

6. Мамедова А.А. Опыт оценки системы мотивации персонала / Управление персоналом. 2016. № 8. С. 25-28.

7. Ребров А.В. Влияние структуры мотивации работников современных российских организаций на результативность их труда / На правах рукописи. 2016. № 3. С. 46-50.

© Маркина И.Л., 2016

УДК 316.014

А.В. Милюкова

магистрант 1 курса факультета менеджмента академия Маркетинга и социально-информационных технологий

г. Краснодар, Российская Федерация

ПРЕСТИЖНОСТЬ ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого во многом зависит его будущая судьба, в этом и заключается актуальность выбранной мной темы. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность могут расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным. Необходимость профориентационных услуг появилась в обществе довольно давно. Нет практически ни одной профессии, в которую студент мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой.

Ключевые слова

Профессия, престижность, общественная полезность, профессиональное самоопределение, студенты

В выборе профессии и подготовке к ней велика роль мотивации, настойчивости, активности, самостоятельности самих студентов. Профконсультация - это своеобразный катализатор той большой и часто длительной самостоятельной работы, которую должен осуществлять студент. Выбор профессии нельзя рассматривать как одноразовое мероприятие, являющееся результатом проведения психологического обследования. Он предусматривает большую познавательную работу, изучение себя, в определенной степени переделки себя в соответствии с тем, что требует от человека профессия.

Давно известно, что престижность является важнейшим критерием профессионального выбора. Отличительной чертой престижности является степень уважения к данному объекту, а также влиянием человека, который овладел данным объектом или данной деятельностью. В эпоху смены общественной системы, в которой не очень благополучно пребывает Россия, проблема престижа выбираемой деятельности носит особый смысл. Как известно в переломные исторические эпохи увеличивается социальная мобильность населения, а именно, заметно облегчается переход из одной социальной сферы в другую.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Бывшая «элита» резко снижает свои умственные способности, деятельность. И наоборот, некоторые из тех людей, кто раньше относился к «низшим» слоям общества, быстро обогащаются, набирают общественное влияние. В частности, появление в России так называемых «новых русских» - это, прежде всего веяние «новой элиты».

В основном молодой человек выбирает именно эту профессию не потому, что его привлекает трудовой процесс и его содержимое (он еще толком не знает, не прочувствовал всех достоинств и недостатков выбираемых профессий), молодой человек скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия - это лишь одно из средств построения своего счастья. Именно этим и объясняется выбор многими подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать большинство молодых людей (работа с нормативными актами и финансовыми отчетами -это все-таки «на любителя»), но именно эти профессии пока еще позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный, «богатый», «комфортный», а самое необходимое - «престижный» образ жизни.

У подростка, который самоопределяется, есть риск ошибиться в своем выборе, когда меняется престижность профессий: ориентировался на престиж и «элитарность», а оказался среди так называемых неудачников, в массе огромного количества невостребованных специалистов.

К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых профессий, в конечном итоге, обязаны выбрать наиболее приемлемые для них варианты. Заботясь о своем будущем, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

Перед молодыми людьми, которые получили профессиональную подготовку, встают вопросы трудоустройства. Для определения уровня профессиональной подготовленности требованиям профессии у человека, по ряду специальностей проводится профессиональный отбор. Осуществление этого порождает множество новых проблем: нужно установить нормативные характеристики профессии, определить психологические свойства и качества, необходимые для выполнения этой деятельности.

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель [1]:

1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).

2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели —

мечты.

4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.

Преуспевание профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Таким образом, можно отметить, что профессиональное становление субъекта — это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до завершения активной профессиональной деятельности.

Список использованно литературы: 1.Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с. 2.Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект; Екатеринбург. 2003. - 336 с.

© Милюкова А.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.