Научная статья на тему 'Проблемы формирования личностных и профессиональных качеств студентов высших учебных заведений ФК'

Проблемы формирования личностных и профессиональных качеств студентов высших учебных заведений ФК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / PERSONAL QUALITIES FORMING / ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ / PROFESSIONAL QUALITIES FORMING / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / AT HIGH SCHOOLS OF PHYSICAL CULTURE / ИНДИВИД / INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова О.Н.

В статье рассматриваются проблемы формирования личностных и профессиональных качеств студентов высших учебных заведений физической культуры. Автор поднимает проблемы формирование моральных отношений, понятия «индивид» и «личность». Профессионального самоопределение является самостоятельным и осознанным нахождением смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности. В современных социальноэкономических условиях возникает и целый ряд противоречий в сфере профессионального самоопределения, разрешению которых призвана помочь система профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF STUDENTS AT PHYSICAL COLTURE HIGH SCHOOLS

The article tells about the problems of forming personal and professional qualities of students at high schools of physical culture. Author touches the problem of moral relationship forming, Definitions individual and person. Professional self-determination is a self-contained and realized senses of activity and even life style. Nowadays there are a lot of contradiction in professional selfdetermination. To solve these problem there should be professional orientation system.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования личностных и профессиональных качеств студентов высших учебных заведений ФК»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.

УДК 796.011.3

Jfl>7 (2/2008)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФК

Старший преподаватель О.Н. Трофимова Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

PROBLEMS OF FORMING PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF STUDENTS AT PHYSICAL COLTURE HIGH SCHOOLS

O.N. Trofimova, senior teacher Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: oltrof@rambler. ru

Ключевые слова: формирования личностных качеств, формирования профессиональных качеств, студенты, высшие учебные заведения физической культуры, индивид,

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования личностных и профессиональных качеств студентов высших учебных заведений физической культуры. Автор поднимает проблемы формирование моральных отношений, понятия «индивид» и «личность». Профессионального самоопределение является самостоятельным и осознанным нахождением смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности. В современных социально-экономических условиях возникает и целый ряд противоречий в сфере профессионального самоопределения, разрешению которых призвана помочь система профориентации.

Keywords: personal qualities forming, professional qualities forming, students, at high schools of physical culture, individual

Summary. The article tells about the problems of forming personal and professional qualities of students at high schools of physical culture. Author touches the problem of moral relationship forming, Definitions "individual" and "person". Professional self-determination is a self-contained and realized senses of activity and even life style. Nowadays there are a lot of contradiction in professional self-determination. To solve these problem there should be professional orientation system.

Развитие личностных и профессиональных качеств студентов высших учебных заведений физической культуры тесно связанно с развитием их характера в процессе обучения и тренировок другими словами формирование моральных отношений. В таком случае, для становления характера особую важность приобретает творческая способность улавливать и оценивать

моральный смысл ситуаций. С этой точки зрения детально анализируют вопрос о влиянии на развитие черт характера в конкретных видах деятельности и условиях, ведущих к осознанию моральных ценностей.

В частности, можно указать на настоятельную необходимость разработки проблемы социально-психологических критериев уровня развития личности студентов высших учебных заведений физической культуры. Понимание личности, как некой целостности требует исследования взаимосвязей между различными ее «образующими» и определения понятия «общий уровень психического развития личности». Все это должно стать предметом дальнейшего анализа при исследовании психического развития личности студентов высших учебных заведений физической культуры .

Под личностью понимается особое качество человеческого индивида, развивающееся лишь в онтогенезе. Понятие «индивид» указывает на то, что человеческая особь рассматривается как целостный организм, как единство биологических, психических и социальных факторов. По мысли А.Н.Леонтьева, человек вступает в историю (а ребенок в мир), как индивид с определенными природными свойствами, личностью же он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений.

Таким образом, существенные признаки, характеризующие индивид как личность, следующие:

- Социальные (структура семьи и условия ее жизни, взаимоотношения, складывающиеся с окружающими людьми).

- Естественны, (включающие в себя природные данные).

- Субъективные (в качестве условия психического развития выступает сам субъект, ибо развитие личности - это ее саморазвитие, осуществляющееся преимущественно в форме самовоспитания).

Субъективная цель учащегося - приобретение знаний, овладение навыками. Но психологический результат - изменение в процессе деятельности ее субъекта - всегда шире этой цели. В учебной деятельности формируются не только знания, навыки, привычки и пр., но и способности, установки, волевые и эмоциональные качества, т.е. в ней участвует и развивается личность, как целое, как единство своих сторон и свойств. Необходимо сформировать у студентов профессиональное самоопределение.

Сущность профессионального самоопределения является самостоятельным и осознанным нахождением смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности. В качестве содержательной процессуальной модели профессионального самоопределения предлагается модифицированный вариант схемы построения личного профессионального плана - ЛПП (И.А.Климов, 1990), дополненной ценностно-нравственными компонентами самоопределения

(Пряжников, 1991):

1. Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда - ценностно-нравственная основа самоопределения;

2. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив изменения (учет конкретно социально-экономической ситуации) и престижности выбираемого труда.

3. Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации.

4. Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения).

5. Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях в соответствующих учебных заведениях и местах трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения).

6. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными).

7. Представление об основных внешних и внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих намеченным планам и перспективам (самопознание как важная основа самоопределения) на пути к выделенным целям.

8. Знание путей и способов преодоления внешних и внутренних препятствий, способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

9. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянное совершенствование (корректировка) намеченных планов по принципу "обратной связи".

Проблема формирования профессионального самоопределения и связанное с ним профессиональное самосознание, актуальны для молодежи современного периода нашего общества - в период перехода к рыночной экономике, когда значительная часть населения вынуждено меняет свои профессии и специальности, другая, вопреки актуальным условиям и материальным интересам, остается верной избранной несколько десятков лет назад профессии, несмотря на падение ее престижа в обществе. Идеологический кризис современного общества создает достаточно серьезные ограничения и преграды на пути развития этико-мировоззреченских и ценностно-нравственных основ профессионального сознания молодежи. Прежде всего, это обесценивание честного квалифицированного труда в нашем обществе, что является следствием глобальной проблемы - отсутствие на данном этапе развития общества, последнее приводит к потере ценностно-нравственных ориентиров в жизни человека. Но, с другой стороны, в настоящее

время существуют уникальные возможности для полноценного и свободного личностного самоопределения всех членов общества. Человек является саморегулирующейся, динамичной системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, изменяется, приобретает новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности профессиональной адаптации.

Таким образом, развитие человека, как субъекта труда, возможно при:

1. сформированности социально обусловленной активной жизненной позиции, совпадающей, как с интересами общества, так и с его собственными;

2. овладение общими и конкретными знаниями, полнотой их осознания;

3. сформированности профессионального самосознания.

В этих условиях важно помочь молодым людям не растеряться, не занять агрессивную позицию, а суметь самоопределиться в жизни и профессии, которая удовлетворяла бы их духовные и материальные потребности, позволяла максимально использовать и развивать природные способности и личностные качества.

Поиск путей формирования профессионального самоопределения молодежи позволил, прежде всего, выявить факторы, влияющие на выбор профессии, и противоречия в современной системе профориентации. Эти факторы связаны, как с личностью учащегося, так и с реальными "рыночными" условиями самоопределения.

В современных социально-экономических условиях возникает и целый ряд противоречий в сфере профессионального самоопределения, разрешению которых призвана помочь система профориентации.

Среди противоречий нами выделены следующие:

1. Противоречия между рыночным спросом на квалифицированный труд специалистов и личностными особенностями молодежи, включающейся в рыночные отношения и стремящейся к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем.

2. Противоречие между склонностью и способностью к определенной профессии и необходимостью "выживания" в рыночных условиях.

3. Противоречие между недостаточным составом личностных качеств, необходимых для овладения профессией, и ярко выраженной мотивацией к овладению ею.

4. Противоречие между недостаточной мотивацией учащихся и наличием личностных качеств для успешного овладения ею (исследования института профтехобразования РАО показали, что до 25-30% учащихся к концу обучения теряют интерес к своей профессии).

5. Противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).

В каждом конкретном случае возникающие противоречия разрешаются в зависимости от индивидуальных особенностей структуры личности учащегося, профессиографических особенностей профессиональной деятельности, положения на рынке труда в данный момент и в ближайшей перспективе. Однако существуют, на наш взгляд, и некоторые общие подходы к разрешению этих противоречий.

Первое противоречие обусловлено перекосом в системе профессиональных ценностей, вызванным переходным состоянием экономики. И пока этот перекос будет существовать, профориентация должна в большей степени учитывать возможности достижения материального благополучия при выборе и освоении той или иной профессии и раскрывать эти возможности перед молодежью более полно.

Необходимость выживания заставляет молодых людей изменить своему призванию и выбрать такую профессию, овладение которой обеспечит более высокие материальные возможности. В таком случае, профессиографический анализ и знание самого себя, своих возможностей, может помочь учащемуся найти другую профессию, соответствующую структуре его личности и в то же время предполагающую более высокие материальные возможности.

Разрешение третьего противоречия, когда существует сильная мотивация к овладению профессией, но нет необходимых личностных качеств, можно осуществить по двум направлениям.

Во-первых, учащемуся можно посоветовать профессию, более соответствующую его личностным особенностям и обладающую определенными привлекательными характеристиками.

Во-вторых, учащемуся на основе многоуровневого подхода может быть предложена профессия, близкая по важным для него признакам к выбранной, но стоящая на более доступном уровне интеллектуализации профессиональной деятельности.

Разрешение четвертого противоречия осуществляется за счет раскрытия привлекательных сторон изучаемой профессии в зависимости от личностных особенностей учащегося, в частности от его направленности, исходя из преобладания у учащегося того или иного вида направленности (материальной, творческой, социальной, стремление к комфорту, к профессиональному росту и т.д.), необходимо помочь ему осознать, какими возможностями избранная профессия располагает для удовлетворения его индивидуальных потребностей. Возможна и корректировка в специализации при многоуровневом обучении.

Таким образом, в процессе формирования профессионального самоопределения возрастает значение таких педагогических технологий, которые учитывают и усиливают функцию социальной защищенности учащихся. К ним относятся многоуровневая профессиональная подготовка и подготовка по интегрированным группам профессий.

Литература:

1. Бердяев, Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии / Н.А.Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - 220 с.

2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И.Головаха. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.

3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А.Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 199 с.

4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников. - М.: Изд-во Института практической психологии, 1996. - 246 с.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла / В.Франкл.- М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

Glossary:

1 Berdiaev, NA. Self- definition: autobiography of philosophy experience / Н.А.Бердяев. - М.: Thought, 1990. - 220 p.

2 Golovaha, Е.1. Life perspective view and professional youth self determination / Е.I.Golovaha. - Kiev: Naukova dumka, 1988. - 144 p.

3 Klimov, Е.А. Labor psychology introduction / Е.А.Klimov. - М.: Pub. MGU, 1988. - 199 p.

4 Prjazhnikov, N.S. Personal and professional self determination / N.S.Prjazhnikov. - М.: Pub. Practical Psychology Institute, 1996. - 246p.

5 Frankl V. Searching the meaning man / V.Frankl. - М.: Progress, 1990. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.