Научная статья на тему 'Выбор профессионального пути'

Выбор профессионального пути Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
770
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / РЫНОК ТРУДА / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скоморохова Анастасия Геннадиевна

Рассматриваются особенности выбора профессии молодым поколением, факторы и мотивы, влияющие на ее выбор, специфика сферы гражданской авиации, кадровое состояние и способы привлечения в эту сферу молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE OF A CAREER PATH

In the article the features of career choices for young generation, the factors and motives that influence her choice, the specific areas of civil aviation, personnel status and ways of attraction in this area young professionals.

Текст научной работы на тему «Выбор профессионального пути»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 191

УДК 311.101:338.124

ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ

А.Г. СКОМОРОХОВА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Панибратцевым А.В.

Рассматриваются особенности выбора профессии молодым поколением, факторы и мотивы, влияющие на ее выбор, специфика сферы гражданской авиации, кадровое состояние и способы привлечения в эту сферу молодых специалистов.

Ключевые слова: профессия, рынок труда, факторы профессионального выбора.

"Труд по обязанности - это работа, а работа по склонности - досуг "

Бернард Шоу

Исторически тема выбора профессии в России начинается в конце XIX столетия. В связи с бурными темпами роста машинных фабрик появляется потребность в формировании рынка труда. Первые источники информации о вакансиях на фабриках и заводах появляются в крупных городах в виде контор. Однако эти услуги требовали высокой оплаты, и часто клиенты попадали в зависимость, что впоследствии и привело конторы к провалу. Затем были учреждены бесплатные городские посреднические бюро. В Москве такие бюро начали свою деятельность в далеком 1897 году, позже подобные бюро возникли и в других городах. До Первой мировой войны эти бюро были общественными, а потом приобрели статус государственных учреждений и стали биржами труда. Фактически так и возникла основа для работы педагогов, врачей, психологов, экономистов в помощи людям в выборе профессий. Научным фундаментом, который использовали эти специалисты, были труды врачей-гигиенистов, изучавших профессиональные заболевания. Одним из таких трудов стала книга С.М. Богословского «Система профессиональной квалификации», изданная на средства московского земства в 1913 году.

В наше время эта тема только еще больше стала актуальней. Кем стать? Какую профессию выбрать? Куда пойти учиться? Где хочу работать? - все эти вопросы задает себе каждый человек, заканчивающий среднее образовательное учреждение. Вопросы весьма сложные, ответы на которые определяют всю дальнейшую жизнь личности. Говоря о процессе выбора профессии, на наш взгляд, необходимо упомянуть о нескольких концепциях развития профессиональных предпочтений.

Согласно теории профессионального развития Д. Съюпера, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию, представленную всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как для его общей Я-концепции, так и для его профессиональной Я-концепции, образуют словарь понятий, который может быть использован для предсказания профессионального выбора. Так, например, если субъект думает о себе как об активном, общительном, деловом и ярком человеке и, если он думает о юристах в таких же понятиях, он может стать юристом.

Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда, развиваемая с начала 70-х гг. ХХ в., базируется на положении, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался. Можно выделить 6 типов личности:

• реалистический (в профессиональном выборе: сельское хозяйство, механика, техника, электротехника, мануальные работы);

• исследовательский (исследовательские профессии и ситуации, связанные с систематическим наблюдением, творческими исследованиями);

• артистический (в профессиональном выборе - искусство, музыка, язык, драматургия);

• социальный (в профессиональном выборе: педагогика, социальное обеспечение, медицина, клиническая психология, профконсультирование; решает проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться);

• предпринимательский (в профессиональном выборе: все виды предпринимательства);

• конвенциальный (в профессиональном выборе: банковская служба, статистика, программирование, экономика).

Каждый тип - продукт типичного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Каждый тип стремится окружить себя определенными людьми, объектами, нацелен на решение определенных проблем, т.е. создает соответствующую своему типу среду.

Теория компромисса с реальностью Гинзберга обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии - развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей.

Чтобы принять правильное решение, будущему специалисту необходимо учесть все факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е. А. Климовым. По этой модели «восьмиугольника» необходимо учесть следующее:

1) свои склонности (человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе);

2) способности, внешние и внутренние возможности;

3) престижность выбираемой профессии;

4) информированности о профессии;

5) позиции родителей;

6) позиции друзей, сверстников, одноклассников;

7) потребности производства («рынка»);

8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей - с личной профессиональной перспективой (ЛПП), для ее реализация необходимо учесть все семь вышеперечисленных факторов [1, с. 17].

Знакомиться с миром профессий человек начинает уже в детстве, узнавая, кем работают его родители, бабушка и дедушка. Ребенок познает и усваивает информацию через общение со своими родителями, через игру, например, в доктора. Со временем появляется желание подражать родителям, героям художественной литературы и кинофильмов, рождаются первые профессиональные мечты. Поэтому семья крайне важна в жизни каждого человека. Ведь именно в ней человек познает жизненные ориентиры, ценности. В семье происходит формирование личности, его интересов, мотивов самореализации и, чаще всего, выбор профессии основывается именно на семейной традиции. О сохранении этой тенденции можно говорить и в наше время, не только с позиции профессиональной опеки и помощи родителей в трудоустройстве, но и выборе, основанном на крепких традициях, передаваемых от поколения к поколению. Хотелось бы отметить еще вот какой момент. По Е.А. Климову профессиональное самоопределение - деятельность, принимающая образы желаемого будущего, осознания себя и своего места в системе деловых отношений. Н.С. Пряжников определяет профессиональное самоопределение как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения [1, с. 15]. Принятие образов желаемого будущего, осознания себя, нахождение смысла в самом процессе самоопределения - ведь все перечисленные факторы напрямую зависят от диалога между человеком и его близкими. Удачи или неудачи в профессиональном самоопределении зависят, в том

числе, и от семьи, от воспитания. В современном обществе центральной проблемой является кризис ценностей, утрата ценности семьи не только как ячейки общества, но и как главной и единственной основы жизни любого человека. В семьях часто отсутствуют доверие, понимание, взаимоуважение и, к сожалению, диалог, через который человек познает мир. Из этого следуют, что восстановление общества через возрождение традиций, ценностей - важная задача, которую необходимо решить как можно оперативнее.

Модные профессиональные тенденции также не остаются сегодня в стороне и все чаще проявляются во взаимосвязи с финансовым благополучием и социальной самореализацией личности. По таким тенденциям можно судить о потребностях государства и экономики в специалистах того или иного профиля, которая также транслирует и возможности трудоустройства. С приходом в нашу страну рыночной экономики, основанной на товарно-денежных отношениях, профессиональная ориентация изменилась в сторону достижения материального благополучия через профессиональную деятельность. Если раньше на первые пять мест ставили профессии летчика, военного, юриста, работника милиции и врача, преподавателя высшей школы, то сегодня, ориентируясь на пространство значимых профессий, молодежь наиболее престижными считает профессии работника финансовой сферы, 1Т-специалиста, менеджера, экономиста, политика. Высшие учебные заведения удовлетворяют спрос на обучение по востребованным специальностям среди молодежи. Такая стратегия общественного развития привела в большей степени в кризису, чем к развитию. Результат сегодня говорит сам за себя - конкуренция среди специалистов гуманитарной направленности, молодежная безработица, потеря уверенности в себе и в своих силах на основе невостребованности в профессии, растянутость во времени процесса самореализации и, конечно, дефицит инженерно-технических кадров. Все эти последствия негативно сказываются на обществе, где и так немало проблем.

Перечисленные факторы играют большую роль и сегодня, о чем свидетельствует опрос студентов первых курсов Московского государственного технического университета гражданской авиации1. По нему можно судить о том, что современный студент при выборе профессии учитывает все вышеназванные факторы. Спецификой исследования является отрасль гражданской авиации. Как правило, информацию об авиационных профессиях, о перспективе будущего трудоустройства и о возможном карьерном росте будущие специалисты узнают от родителей/друзей, которые в настоящем или прошлом связаны с этой сферой. В процессе такой коммуникации происходит передача не только информации, но и личного мнения по отношению к профессии. Индивид согласует свои склонности, способности, возможности - выбирает высшее учебное заведение и будущую профессию. Есть и такие студенты, которые увлечены авиацией и очень хотят учиться и работать в этой сфере, для которых личный интерес и желание - главный фактор профессионального самоопределения в гражданской авиации.

Кадровый инженерно-технический дефицит сказывается и на авиации. А ведь гражданская авиация выполняет важнейшую стратегическую функцию, она объединяет колоссальные пространства страны, решает вопросы транспортной доступности. 60% территории нашей страны доступны исключительно с помощью воздушного транспорта, на которой проживает около пятнадцати процентов населения. Для этих людей авиационное сообщение - единственный способ не только свободного передвижения, но и жизнеобеспечения. Авиация нуждается сегодня в высококвалифицированных, заинтересованных молодых кадрах. С падением заинтересованности уходят грамотные инженеры, унося богатый опыт. Вместе с ними мы теряем государственную авиацию. Мотивация не исчезла вдруг. Сначала она превратилась в формализм (не сделай, но запиши), затем в безалаберность (вместо чистоты - грязь, беспорядок), а теперь уже в безнаказанность (нарушение основополагающих требований эксплуатации). Полеты из праздника превратились в повседневную обязанность [2].

1

Авторское исследование (грант МГТУ ГА) 2012-2013 гг. «Профессиональное самоопределение и образовательный выбор молодежи»

Что же касается выбора авиационных профессий сегодня, то директор ЗАО «НИИИТ-РК» Брейгин А.М. считает, что сейчас гражданской авиации нормально функционировать и развиваться мешают несколько проблем, но они являются скорее следствием. Причина же в том, что авиация утратила престижность. Отсюда получаем отсутствие у молодежи интереса к работе в этой отрасли и заинтересованности у руководителей нашего государства. Сегодня сложилось так, что практически везде, в том числе и в нашей отрасли, мощную конкуренцию отечественным производителям составляют зарубежные фирмы. Для того чтобы находиться на должном уровне, нужны существенные средства и молодые, продвинутые люди. У нас и то, и другое является проблемой. Если раньше средний возраст, работающих в отрасли, был где-то в среднем 38-40 лет, то теперь - это существенно за 50. Между тем, мы работаем в довольно продвинутой в теоретическом плане области деятельности, и она требует постоянного пополнения молодыми кадрами, равномерной смены поколений. Дело в том, что пока человек молод, он успешно и легко осваивает новые элементы программирования, сложнейшие микросхемы и процессоры. Когда же человеку около сорока, если он не занимался такой специфической работой ранее, то она будет даваться ему с большим трудом. Это приводит к тому, что отрасль развивается, но далеко не так интенсивно, как требует того состояние современного рынка [3].

В то же время нельзя говорить об абсолютном отсутствии интереса к авиации среди молодежи. В университетах гражданской авиации активно ведется работа по обучению квалифицированных специалистов для авиационной сферы. В частности Московскому государственному техническому университету гражданской авиации принадлежит особая роль в формировании качественного кадрового потенциала для гражданской авиации. Университет является единственным в России, кто осуществляет подготовку инженеров по эксплуатации авиационной техники и оборудования. Кроме того, вуз готовит специалистов по управлению воздушным движением, а также в области экономики и финансов гражданской авиации. Как отмечает заместитель генерального директора по летной работе компании «Аэрофлот» Игорь Чалик, что сейчас весь инженерный костяк компании «Аэрофлот» - это выпускники МГТУ ГА, причем этот костяк - руководство [4].

Выполнение данных мероприятий будет способствовать возрождению престижа авиационных профессий и соответственно эффективному формированию направленности среди молодежи на эти специальности. Все это, конечно же, поможет гражданской авиации развиваться быстрыми темпами.

На сегодняшний день перед выпускниками вузов открывается, с одной стороны, много возможностей в саморазвитии и самоопределении, в выборе мест работы - с другой стороны, предъявляемые требования работодателями: опыт работы, высокая квалификация в многопрофильных направлениях, затрудняют, а порой и делают невозможным трудоустройство. Можно сказать, что в современных условиях профессиональное самоопределение молодёжи (выбор профессии, работы) задаётся не столько индивидуальными факторами (интерес к профессии, индивидуальные склонности, способности, призвание), сколько социальными, внешними по отношению к содержанию выбранной профессии (материальные трудности с платой за обучение, проживание в другом городе). Поэтому сужается свободный выбор и профессии, и конкретного учебного заведения. Недостаточная информированность о специфике многих видов профессиональной деятельности, о ситуации на рынке труда ведёт к перекосам в представлениях молодёжи о наиболее престижных и востребованных профессиях. Не имея собственного опыта, молодые люди не всегда могут понять и сформулировать, чего они хотят, но очень чутко реагируют на сигналы, которые посылает общество, - насколько и какой труд оно ценит, насколько справедлива оплата труда.

Значительную часть жизни человек проводит на работе. Работа задаёт образ и стиль жизни, формирует круг общения, позволяет человеку определить своё место в мире, реализовать творческий потенциал. Востребованность в профессии позволяют человеку оценить свою компетентность, подтвердить собственную значимость для общества и для других людей. По мнению

известного психолога Альфреда Адлера, человек не может стать полноценной личностью, если не участвует в жизни общества, не взаимодействует с ним. Основными жизненными сферами, в которых и обеспечивается личностное участие, являются любовь, дружба и работа. Интересная работа обеспечивает личностный рост, способствует обретению смысла жизни. Именно поэтому важно, чтобы она не стала тяжёлой повинностью, а стала бы интересной и нужной деятельностью. Выбор пути самоопределения, основанный на интересах, склонностях, желаниях, состоянии здоровья, информированности о профессии и возможности трудоустройства и обучения, будет верным и в результате приведет человека к профессиональной и личностной самореализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: Академия, 2007.

2. Матвеев Е. Авиационная деградация. Сайт «Независимое военное обозрение» [Электронный ресурс]. URL: www.nvo.ng.ru (дата обращения 8.12.12).

3. Кицис Ю. Проблема гражданской авиации в том, что она утратила престижность [Электронный ресурс]. URL: http://kirovka.ru (дата обращения 21.11.12).

4. Панов П. Росавиация не отдаст свой вуз железнодорожникам // Известия. 08.11.2012.

5. Выбор профессии: энциклопедия. - М.: Аванта плюс, 2003.

CHOICE OF A CAREER PATH

Skomorokhova A.G.

In the article the features of career choices for young generation, the factors and motives that influence her choice, the specific areas of civil aviation, personnel status and ways of attraction in this area young professionals.

Key words: profession, labor market factors professional choice.

Сведения об авторе

Скоморохова Анастасия Геннадиевна, окончила МГТУ ГА (2011), аспирантка кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов -взаимодействие личности и общества, социология управления, самоидентификация молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.