Научная статья на тему 'Самореализация молодежи сельского региона: особенности, состояние и перспективы'

Самореализация молодежи сельского региона: особенности, состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1209
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ОБЩЕСТВО РИСКА / SELF-REALIZATION / RURAL YOUTH / SOCIAL MOBILITY / FACTORS OF SOCIAL MOBILITY / RISK SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сушко Павел Евгеньевич

В статье представлены результаты социологического исследования современной сельской молодежи Краснодарского при помощи глубинного интервью. Анализируются особенности самореализации молодых сельчан в условиях социально-экономической стагнации сельской местности. В частности, фокусируется внимание на стартовых возможностях молодых людей в сфере трудовой деятельности, на их миграционных установках, перспективах трудоустройства на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сушко Павел Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Realization of the Youth in Rural Regions: Features, State and Prospects

The article presents the results of a sociological research of modern rural youth in the Krasnodar region on the basis of in-depth interviews. The author analyzes the peculiarities of self-realization of young villagers under the conditions of socio-economic stagnation in rural areas. In particular, attention is focused on young people’s start-up opportunities in employment, on their migration purposes, and employment prospects in the village.

Текст научной работы на тему «Самореализация молодежи сельского региона: особенности, состояние и перспективы»

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ СЕЛЬСКОГО РЕГИОНА: ОСОБЕННОСТИ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

П.В. Сушко

Центр исследований социальной структуры и социального расслоения Институт социологии РАН ул. Кржижановского, 24/35-5, Москва, Россия, 117218

В статье представлены результаты социологического исследования современной сельской молодежи Краснодарского при помощи глубинного интервью. Анализируются особенности самореализации молодых сельчан в условиях социально-экономической стагнации сельской местности. В частности, фокусируется внимание на стартовых возможностях молодых людей в сфере трудовой деятельности, на их миграционных установках, перспективах трудоустройства на селе.

Ключевые слова: самореализация, сельская молодежь, социальная мобильность, факторы социальной мобильности, общество риска.

Переходное состояние российского общества в 90-е гг. XX в. породило множество социально-экономических проблем, которые особенно затронули сельскую местность. Снижение государственной поддержки агропромышленного комплекса, усиление экономического дисбаланса между городом и деревней привели к спаду в развитии социальной инфраструктуры села, что отрицательным образом сказалось на качестве жизни населения. Отсутствие видимых перспектив в поиске постоянной и оплачиваемой работы, в создании благоприятных социально-бытовых условий, в приобретении благоустроенного жилья, в успешной самореализации индивидов, детерминировало отток из сельской местности наиболее активной, квалифицированной и целеустремленной части населения, что, по сути, привело к значительным изменениям в социальной структуре села, к углублению социальной дифференциации, расслоению сельского общества.

В первую очередь такие перемены затронули сельскую молодежь: «социальный опыт старших поколений неэффективен, традиция во многом не работает, а новые нормы маргинальны, ограничены „теневыми" социальными практиками и неформальными социальными зависимостями» [1. С. 3]. Другими словами, молодежь в провинции оказалась лишенной как старого механизма государственной поддержки в процессе социализации, так и новых стимулов, диктуемых рыночной экономикой и определяющих разнообразие позитивных путей интеграции в общество. Вследствие чего сельская молодежь, отличаясь более ограниченными стартовыми условиями социальной и профессиональной мобильности, более ранним вовлечением в продуктивную производственную деятельность, вынуждена практически «вслепую» осуществлять поиск необходимых механизмов самореализации и продвижения по социальной лестнице, полагаясь в значительной степени лишь на собственные силы.

В этом смысле приходится с новых методологических позиций рассматривать социальное развитие провинциальной молодежи, которое, по мнению В.И. Чупро-

ва и Ю.А. Зубок, характеризуется изменчивостью и подвижностью, размытостью и диффузностью, следствием чего является неопределенность и непредсказуемость не только в деятельности, но и отсутствие ясных представлений о будущем [2. С. 14]. В этой ситуации очевидно, что социальная мобильность невозможна без предварительного решения о совершении некоторых действий, рассматриваемых как возможные. Индивид, стремящийся «реализовать себя», занять более высокую позицию в обществе, должен быть уверенным, что его стратегия, направленная на реализацию этой цели, может принести реальные плоды.

Иначе говоря, социально-экономическая ситуация, сложившаяся в провинциальной России, свидетельствует об актуальности анализа процессов, происходящих в молодежной среде для практики социального управления. Эти проблемы требуют глубокого анализа, поскольку затрагивают не только интересы отдельной личности, но проецируются на изменение структуры производительных сил общества и социальной структуры в целом. Именно поэтому важно понимать масштабы и интенсивность социальных перемещений сельских молодых людей, иметь четкое представление о существующих факторах и каналах социальной мобильности, институтах, определяющих ее потоки и направленность, различных практиках молодежи, порождаемых такими передвижениями во всех измерениях социальной системы.

В связи с особой актуальностью рассматриваемой проблемы автором был проведен опрос представителей сельской молодежи Краснодарского края с помощью такого качественного метода, как глубинное интервью. Цель прикладного социологического исследования состояла в выявлении и анализе факторов, влияющих на социальную мобильность и трудовую самореализацию сельской молодежи. Отбор респондентов, участвующих в исследовании, проводился по технике «снежный ком», всего в исследовании приняли участие 10 человек, представителей сельской молодежи в возрасте от 17 до 30 лет.

Наличие разных возрастных групп среди информантов оказывается актуальным при анализе текстов интервью, поскольку они находятся на разных этапах трудовой самореализации. С учетом этого респонденты были разделены на 2 возрастные группы: 1) 17—24 лет (6 человек), 2) 25—30 лет (4 человека). В первую группу вошли обучающиеся в учебных заведениях и находящиеся в поиске постоянной работы, во вторую группу — уже определившиеся с выбором работы и в основном имеющие специальность. Исследование проводилось в марте—апреле 2013 г. Характеризуя респондентов, отметим, что все они имели примерно одинаковые социально-экономические характеристики: родились и детство провели в сельских местностях Краснодарского края, их семьи имели средний материальный доход и не относились к партийным и хозяйственным руководителям села.

Все наши респонденты с ранних лет включались в трудовую деятельность и не понаслышке представляли «трудности и лишения» сельского труда: «У нас в семье было большое хозяйство, и корова и куры, картошку сажали на продажу и всякое другое. Лето проходило все в трудах, по хозяйству. В лагерь съездишь и дальше на работу» (Ольга, 22 года). «Не скажу, что я любил сельский труд, скорее надо было делать, делали каждый день и не задумывались» (Сергей, 19 лет).

Сельская школа тоже демонстрировала четкое разделение на тех, кто хотел дальше учиться, и тех, кто собирался работать: «У нас в школе, когда ЕГЭ сдавали, некоторые брали бланк и через пять минут выходили. 2—3 крестика ставили и выходили. Они бы и ничего не ставили, но учителя заставляли несколько минут посидеть. Эти ребята нигде учиться не собирались. Они уже сразу были настроены на работу. У них и деньги уже были, даже несколько завидно было. Они и курево могли сами купить, ведь деньги они сами зарабатывали» (Сергей, 19 лет). «Общая атмосфера была настроена совсем не на учебу, даже учителя не думали, что кто-то из нас может поступить в вуз, за исключением некоторых. У них, наверное, уроки и проверяли в первую очередь. А остальные так просиживали в школе. Хотя родители следили, чтобы в школу ходили» (Татьяна, 18 лет).

Если оценивать стартовые возможности и установки в сфере трудовой деятельности, то в рассказах многих респондентов проявляется то, что изначально большинство сельской молодежи не имеет достаточных для успешной самореализации исходных позиций, никакого социального и материального капитала, который гарантировал бы ей успех и достижительность. То есть сельская молодежь, по мнению респондентов, в большинстве своем имеет «низкие стартовые позиции» или не имеет их вовсе: «С оптимизмом смотрят в жизнь только те, у кого есть возможность открыть свое дело или пойти учиться дальше, или работать по специальности, или создать семью» (Евгений, 25 лет). «Для тех, у кого за спиной есть престижное образование, обеспеченная семья, перспективные связи родителей, переход во взрослую жизнь происходит незаметно, чего нельзя сказать об основной массе молодых, у которых нет таких возможностей» (Ольга, 22 года). «В числе причин неуверенного вступления молодежи в самостоятельную жизнь — отсутствие хорошей работы (даже если есть образование), недостаток средств, проблемы с жильем... Выживаем в таких условиях, существуем» (Евгений, 25 лет). «После школы необходимо ехать учиться в город, работы в селе нет, все стараются найти работу в городе и остаться там жить» (Лена, 21 год).

Сельская молодежь в определенной степени дифференцирована, имеет различные стартовые условия для жизни; на это влияет отдаленность села от мест получения образования, кризисное состояние производственной и социальной сфер, что ограничивает стартовые возможности сельских молодых людей: «У нас в селе пределом мечтаний была девочка, которая уехала в Краснодар и стала манекенщицей. И все хотели бы подняться так, как она. А учиться почти никто не хочет, потому что не верят, что можно поступить без денег. А у нас все практически без работы. Так случайными заработками перебиваются» (Инна, 26 лет). «Без денег в город — это только в Магнит, продавцом. Там кстати почти все сельские жители и работают» (Андрей, 23 года).

Современные молодые люди, живущие на селе, надеются в жизни прежде всего на себя и своих родителей. Выбор образования, профессии, места жительства сельская молодежь осуществляет исходя из собственных возможностей, реальной ситуации, возможностей родителей, не столько надеясь на государство, сколько

на собственные силы: «Раньше, государство помогало, льготные места были для селян, молодых специалистов трудоустраивали. А сейчас — надейся только на себя» (Евгений, 25 лет).

Значимым условием для успешной самореализации сельской молодежи является миграция, причем не обязательно в город, хотя этот путь считается оптимальным и наилучшим. В качестве условия успешного трудоустройства рассматривается переезд в районный центр, в ближайший город, а в лучшем случае — в Краснодар: «Считаю это (переезд в город) абсолютно нормальным явлением, ибо в собственной станице нет никаких условии для труда, досуга, саморазвития» (Сергей, 19 лет). «Человекразвивается тогда, когда познает что-то новое, анализирует, принимает его либо отвергает. Поэтому молодежь стремится выехать в город, попробовать себя в новых условиях, в новых возможностях» (Руслан, 30 лет).

Многих в этом стремлении поддерживают и родители, которые не хотят, чтобы их дети оставались в селе: «Родители сказали: и не планируй возвращаться, жить надо в городе. И специальность выбирали для города. Так, сельхоз, как место учебы, мы изначально не рассматривали, потому поступил в университет на экономфак. Это больше решение было родителей, точнее мамы. Она сказала — эконом и все. Выучишься, а там сам решай — дальше не наша забота» (Евгений, 25 лет). «Когда меня отец сюда направлял, он взял на карте и очертил круг вокруг Краснодара, и сказал: здесь ты должен найти себе жену. У нас тебе делать нечего» (Артем, 24 года).

Наиболее распространенные взгляды сельской молодежи относительно будущего места жительства продиктованы желанием жить в городе, в основном на съемной квартире; при этом и в селе, как говорят молодые люди, у многих своего отдельного жилья нет.

И все-таки определенная часть молодых людей хотела бы остаться в селе, трудиться на земле, но отсутствие рабочих мест, низкая оплата труда, невысокий уровень социально-бытовых условий заставляют молодых людей уезжать в города. В числе причин — отсутствие перспектив, рабочих мест и, соответственно, стабильного заработка: «Стремление к обустройству своей жизни у молодежи есть, но не на селе, а в городе. То же касается работы, своего дела. Способности у сельской молодежи есть, но они не реализуются. Они утопают в спиртных напитках, наркотиках. Короче, полный депресняк» (Сергей, 19 лет). «Мне больше нравиться в станице, но там нет работы, работа есть только в городе. Я не люблю город, не люблю Краснодар, даже ненавижу, но хочу здесь остаться. Здесь есть перспективы. А в станицу вернусь когда-нибудь, на пенсии, например» (Лена, 21 год).«Я выстрою дом, продам его и куплю квартиру в Краснодаре, все равно у нас работы нет» (Сергей, 19 лет).

Сравнения в пользу города в возможности трудоустройства определили различия в ответах двух возрастных групп. Первая группа категорически убеждена в невозможности устроиться в сельской местности, в то же время представители второй группы более позитивно оценивают возможности реализовать свой потенциал в селе. В их число входили и те, кто вернулся в село после неудачных попы-

ток устроиться в городе на престижную работу: «Сначала я хотел жить в Краснодаре, ни за что не хотел возвращаться в станицу. Работал на рынке, потом вместе с другом свое предприятие создали. Снимал квартиру, вертелся как белка в колесе. Но разбогатеть не удалось. Зарабатывал прилично, но деньги куда-то расходились. Через три года вернулись в станицу, начали свое хозяйство создавать. Сначала тоже трудно было, а сейчас думаю, зачем я время в Краснодаре терял. Здесь (в станице) намного лучше, и природа, и все дела можно решить. И я определенный авторитет имею. И деньги есть, и время, и кругом родственники, всегда помогут. Но опыт бесценный я все же приобрел, крутясь в Краснодаре. Это мне позволило влезть в краевую программу поддержки молодых специалистов-фермеров» (Геннадий, 30 лет).

Те же, кто имеет работу на селе, трудятся в государственных или коммерческих структурах либо имеют собственное дело. Тем не менее, респонденты подчеркивали, что им повезло, и получить такую работу может далеко не каждый, даже имея диплом о высшем образовании. Одна из возможностей остаться и чего-то добиться на селе — занятие сельским хозяйством: начиная от приусадебного участка и заканчивая фермерством. Часть респондентов отметила, что в целом могли бы заниматься сельским хозяйством. Крестьянский труд является привычным для сельской молодежи, которая к тому же обладает и определенными трудовыми навыками: «Если рассуждать о трудолюбии и умении работать на земле, то для сельской молодежи это не повинность, не хобби, а образ жизни и способ существования» (Геннадий, 30 лет). «Знаешь анекдот про станичного парня, как он попал в армию. Так городской из армии пишет — я здесь умираю, встаем в 6 утра, зарядка, целый день на ногах, никакого компьютера нет. Одним словом, вешалка. А сельский парень пишет — тут лафа, дома вставали в 5 утра, и на работу, а тут в 6 утра подъем — поспать можно. Днем занятия разные, сиди-пиши, за скотиной не надо убираться, одним словом — дом отдыха» (Андрей, 23 года). «Все, что могут молодые люди, — это работать на земле» (Лена, 21 год).

Таким образом, респонденты отмечают, что умение работать на земле у сельской молодежи есть, проблема в желании и возможностях: «Молодежь может работать на земле, но не хочет. Нет мотивации для этой работы» (Ольга, 22 года). «Зная с детства условия жизни и общий социально-культурный уровень в станице, зная, сколько нужно приложить усилий, чтобы заработать, понимаю, почему молодой человек хочет уехать в город на постоянное место жительства» (Евгений, 25 лет).

В условиях современной рыночной экономики существует возможность открыть свое дело на селе. Несмотря на то, что есть желающие заняться такого рода бизнесом, не все имеют стартовый капитал. Условия, при которых молодежное предпринимательство возможно, участники исследования определили следующим образом: если есть определенные знания; если поставить такую цель и получить возможность приобрести стартовый капитал; если есть состоятельные родители, которые могут помочь своим детям. «Молодежь в современных условиях могла бы организовать свое дело при хорошей экономической поддержке и грамотной сель-

скохозяйственной политике. Но сельское хозяйство очень затратно, медленно окупается, да и сбыть продукцию можно не всегда легко и выгодно» (Инна, 26 лет). «За последние три года ни один из выпускников нашей школы не смог организовать свое дело, так как для этого нет условий, но работать на земле умеют многие, так как большинство людей в нашем сельском поселении — фермеры» (Руслан, 30 лет).

Большая часть молодежи села стремится к получению профессии, но к выбору не всегда подходит осмысленно и с учетом перспектив. Наибольшее влияние на выбор сельскими молодыми людьми профессии оказывают реальные условия жизни. И среди них — доступность поступления, близость учебного заведения от дома, возможность найти работу по профессии и спрос на нее. Главные мотивы выбора профессии выпускниками сельских школ — интересная работа, возможность сделать карьеру, престижность профессии.

Наши респонденты отмечали, что выпускники сельских школ хотели бы получить образование и работать в следующих сферах (по степени значимости): финансы; промышленность и строительство; транспорт и связь; юридические службы. В меньшей степени выпускники сельской школы хотели бы работать в сельском хозяйстве — эту сферу деятельности по престижности они поставили на одно из последних мест.

Выпускники сельских школ наиболее прибыльными считают следующие профессии (должности): руководящие и политические должности, сферу финансов, юридические, налоговой службы и таможни, профессии, имеющие отношение к промышленности и строительству, милиции и охране, торговле, аппарату управления, транспорту и связи, здравоохранению, армии.

Другая причина выбора — возможность поступления на ту или иную специальность: «Почему я пошла на эту специальность — в школе история нравилась, общество. Вот и поступил в университет, сдавать не надо было другие предметы. А работать социологом у нас в станице вряд ли получится. Ну, если только в администрацию устроиться» (Лена, 21 год). «Только город работу дает. Отец очень хотел, чтобы мы получили образование. В его представлении человек с образованием может пристроиться на теплое место и деньги иметь. Вот брата моего он в милицию хочет устроить. А в милиции тоже не так уж и идеально. Жизнь под погонами — никакой свободы» (Артем, 24 года).

Однако, даже поступая в престижные вузы, селяне сталкиваются с дифференциацией городских и сельских, которую, по их мнению, выстраивают горожане: «Городские — они другие... Я училась, так у нас в группе городские общались только между собой. К нам, сельским, относились с некоторым пренебрежением, как-то свысока. Хотя я сейчас тоже городская и детей воспитываю как городских» (Ольга, 22 года).

Сельская молодежь, обучаясь в городе, непременно стремится найти там работу. Получение работы, пусть даже не по специальности, является, с одной стороны, показателем успешности молодого человека, с другой — это помощь родителям, которые в силу своих скромных возможностей не могут обеспечить городскую жизнь по соответствующим стандартам: «Я сейчас работаю. В магазине

Манго. Я, в принципе, довольна, деньги есть, и родители не будут всегда мне помогать, надо и самой жизнь строить. Учебе уделяю внимание, учусь на хорошо и отлично, но она меня не интересует. Я не вижу перспектив устроиться по специальности. К тому же знания философии, истории вряд ли мне помогут при устройстве на работу» (Татьяна, 18 лет). «На нашем курсе все девушки работали, это даже круто как-то считалось. К моменту окончания университета мы все уже работали, но не по специальности. Девушки в основном — продавцами, или в магазинах поднялись по служебной лестнице. Одна бизнес-тренером работает, другая — завмагазином» (Лена, 21 год).

Сельской интеллигенции тоже сложно найти работу на селе. Сегодня за место получения государственной зарплаты идет большая конкурентная борьба, и старые специалисты не хотят уступать свои места молодым: «У нас и в школу сложно устроиться, я в школе самый молодой, а мне уже 30 лет. Для молодых мест нет. А когда все старики уйдут, кто в школе работать будет. Молодые к тому времени разбегутся» (Руслан, 30 лет).

Часть молодых людей остается жить на селе, но работать предпочитает в городе. Это преимущественно те, кто получил высшее образование, имеет специальность. Выбор села в качестве места жительства обусловлен более низкими ценами на жилье или его получением по родственной линии: «Все у нас в станице хорошо, но с работой плохо, каждое утро в Краснодар, с женой рано утром выезжаем, вечером возвращаемся. На въезд в город — пробка, на выезд — тоже пробка. И так каждый день. А в остальном — проблем нет» (Евгений, 25 лет). «В городе жилье купить очень сложно. В станице выстроить намного проще. Да и родители помогут» (Артем, 24 года).

Важным фактором, влияющим на профессиональную занятость сельской молодежи, является ее отношение к созданию семьи, которое имеет ярко выраженный характер, но вместе с тем большая часть молодых людей живет в основном гражданским браком и без детей или не спешит с бракосочетанием, особенно мужчины. Одни — потому что не «нагулялись», другие — осознанно, понимая, что для семейной жизни нужно иметь образование, хорошую работу, жилье, постоянный доход: «Молодым, создавшим семьи, приходится совмещать домашнюю работу (огород, уход за домашними животными) и работу в городе. Многие молодые семьи не выдерживают такого ритма жизни, разводятся и спиваются» (Инна, 26 лет). «Многие молодые люди с семейной жизнью не спешат. Имея маленькие зарплаты, очень сложно прокормить семью, особенно если в семье есть дети» (Ольга, 22 года). «И возникает проблема: семья или карьера. И многие выбирают карьеру» (Евгений, 25 лет). «Я сначала поживу для себя, сделаю карьеру, а потом годам к 28 можно и жениться» (Сергей, 19 лет).

В целом современная сельская молодежь хорошо информирована, социально активна, адаптивна к новым условиям социальной жизни, достаточно реалистично смотрит на жизнь в сравнении с молодыми людьми предшествующего поколения. Сельская молодежь, как и городская, стремится использовать открывшиеся в условиях рынка возможности в образовании, в карьерном росте, в получении

новых профессий, в приобретении модной одежды, в путешествиях, понимая, что реализовать эти потребности она может только в городе.

Среди нынешней сельской молодежи имеются группы социально активных молодых людей, стремящихся действовать, чтобы занять определенное место в жизни. Немногочисленная социально пассивная часть молодежи не желает и не видит возможности противостоять жизненным трудностям. Для молодежи этих групп характерны различные модели поведения (трудовое, экономическое, социальное, общественное, досуговое, репродуктивное).

Большинство молодых людей хотят быть самостоятельными, желают не зависеть от родителей в материальном плане, зарабатывать, чего-то добиться в жизни, однако в то же время сельская молодежь составляет значительную часть безработных на селе: «Некоторые и не хотят работать. Я бы назвал их социальными паразитами. Говорят, работы нет. Да они и не хотят ее искать. Им лишь бы выпить на халяву. И таких становится все больше и больше» (Евгений, 25 лет).

Отношение к работе у большинства молодых людей ответственное, но, по сути, — скорее потребительское, чем созидательное. Работа рассматривается не как удовлетворение потребности человека в саморазвитии и профессиональном росте, а как способ зарабатывания денег, поэтому многие молодые люди трудоустроены не по специальности: «Сегодня главное иметь деньги, есть деньги — ты человек, нет денег — нет. А работа, наверное, любая, на которой хорошие деньги платят» (Лена, 21 год).

Большого желания у большинства молодых людей участвовать в общественной жизни села не наблюдается. В культурной жизни села молодежь участвует очень редко.

Молодежная сельская среда имеет свои отличительные особенности. В ней по-прежнему значимы казачьи традиции, особенно такие, как создание семьи, уважение общественного мнения, авторитет родителей. Жизнь на селе человека ко многому обязывает: большинство людей знают друг друга не в одном поколении, поэтому сохранилась традиция общественного контроля, «людской молвы», которая нередко предостерегает молодых людей от необдуманных поступков, формирует искреннее чувство стыда и ответственности перед собой и своей семьей: «У ребят из села есть куча положительных качеств. Они трудолюбивые, умеют постоять за себя, самостоятельны. Но сегодня повсеместно теряются наши кубанские казачьи качества: почитание старших, уважительность. Хотя в станице все же в этом плане ситуация лучше, чем в городе» (Руслан, 30 лет).

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что сельская молодежь испытывает существенные трудности в сфере трудовой самореализации по причине целого ряда объективных и субъективных условий. Социальное и профессиональное становление современной сельской молодежи проходит в условиях нестабильной работы агропредприятий, кризисного состояния производственной и социальной сфер села, системной деградации сельского социума, при этом молодежь предъявляет завышенные требования к условиям и оплате труда, проявляет нежелание самореализовываться в сельскохозяйственной сфере, в выборе профессий и специальностей исходит из личных предпочтений и возможностей, а не из реальных потребностей рынка труда. Активная часть сельской молодежи обладает опреде-

ленными знаниями, интересом к жизни, способностями, но, сталкиваясь с трудными условиями для их эффективной реализации, отсутствием каких-либо перспектив на селе, предпочитает уехать из села. Незначительная часть молодых людей выбирает созидательно-преобразующую деятельность на селе, работая в государственных или коммерческих структурах либо организуя свое дело.

Условия жизни порождают в молодежной среде социальную пассивность (из-за невозможности что-либо изменить), безответственность за происходящее рядом, безынициативность и безразличие. В результате социально пассивная часть молодежи, проживающей на селе, не стремится получить какое-либо профессиональное образование, ведет социально-пассивный образ жизни, перебиваясь временной работой или случайными заработками. Имеется на селе и группа безработной молодежи, занимающейся воровством, мошенничеством, пьянством, попадающая под влияние асоциальных элементов. Эти проблемы требуют глубокого анализа, поскольку затрагивают не только интересы отдельной личности, но отражаются на структуре производительных сил общества и социума в целом.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Котова Т.А. Образовательные стратегии российской молодежи: социологический анализ: Дисс. ... д.с.н. — Ростов н/Д., 2006.

[2] Чупров В.И. Молодежь и кризис: диалектика неопределенности и определенности в социальном развитии. — М., 2009.

SELF-REALIZATION OF THE YOUTH IN RURAL REGIONS: FEATURES, STATE AND PROSPECTS

P.V. Sushko

Center for the Study of the Social Structure and Social Stratification Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences Krzhizhanovsky str., 24/35, bloc 5, Moscow, Russia, 117218

The article presents the results of a sociological research of modern rural youth in the Krasnodar region on the basis of in-depth interviews. The author analyzes the peculiarities of self-realization of young villagers under the conditions of socio-economic stagnation in rural areas. In particular, attention is focused on young people's start-up opportunities in employment, on their migration purposes, and employment prospects in the village.

Key words: self-realization; rural youth; social mobility; factors of social mobility; risk society.

REFERENCES

[1] Kotova T.A. Obrazovatel'nye strategii rossijskoj molodezhi: sociologicheskij analiz: Diss. ... d.s.n. — Rostov n/D., 2006.

[2] Chuprov V.I. Molodezh' i krizis: dialektika neopredelennosti i opredelennosti v social'nom razvitii. — M., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.