Научная статья на тему 'Престиж профессии как один из элементов, формирующих систему координат ценностного отношения к профессии'

Престиж профессии как один из элементов, формирующих систему координат ценностного отношения к профессии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
755
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / ИМИДЖ ПРОФЕССИИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / PRESTIGE OF THE PROFESSION / IMAGE OF THE PROFESSION / VALUE ATTITUDE TO THE PROFESSION / POPULAR CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стельмах Андрей Алексеевич

В статье рассматриваются понятия «престиж профессии» и «имидж профессии» как компоненты одной системы, формирующей ценностное отношение к определённому виду трудовой деятельности. Делается попытка анализа соотношения понятий «ценностное отношение к профессии» и «престиж профессии»: являются ли они логичными и последовательными элементами одной системы или же это неустойчивая, существующая лишь в определённый отрезок времени, система координат. Массовая культура и СМИ как катализатор процессов повышения престижности профессии. Делается вывод о необходимости стимулирования повышения престижности отдельных профессий посредством мер государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Стельмах Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESTIGE OF THE PROFESSION AS ONE OF THE ELEMENTS THAT FORM THE COORDINATE SYSTEM OF VALUE ATTITUDE TO THE PROFESSION

The article deals with the concept of "prestige of the profession" and "image of the profession" as components of a system that forms a value attitude to a particular type of work. An attempt is made to analyze the relationship between the concepts of "value attitude to the profession" and "prestige of the profession": whether they are logical and consistent elements of the same system or it is unstable, existing only in a certain period of time, the coordinate system. Mass culture and mass media as a catalyst for increasing the prestige of the profession. It is concluded that it is necessary to stimulate the increase of the prestige of certain professions through the measures of state support.

Текст научной работы на тему «Престиж профессии как один из элементов, формирующих систему координат ценностного отношения к профессии»

сердечно-сосудистой системы и центральной нервной системы: тест вариационной пульсометрии (по Р.М. Баевскому) - высокоэффективный метод исследования системы регуляции и оценки на текущего функционального состояния и адаптационных резервов организма; тест общей реактивности (по Л.Х. Гаркави с соавт.), позволяет определить текущий баланс в организме между расходом и накоплением энергии и адаптационных резервов, а также степень гармоничности функционирования всех подсистем организма; тест зрительно-моторной реакции (по Т.Д. Лоскутовой) позволяет оценить функциональное состояние ЦНС по показателям возбудимости, реактивности и устойчивости реагирования.

2) Физические тесты, определяющие параметры функиональных резервов физического здоровья под нагрузкой: проба PWC-170 позволяет оценить физическую работоспособность, определить фактическое и должное максимальное потребление кислорода (МПК), характеризующее аэробную производительность и функциональные резервы кислородтранспортной системы организма; тест физических возможностей (по Г.Л. Апанасенко) - балльная оценка уровня физического здоровья.

3) Психологические тесты, определяющие параметры функциональных резервов психического здоровья: тест тревожности (личностной и ситуативной тревожности Спилберга-Ханина); тест цветовых выборов (адаптированный цветовой психодинамический тест Люшера-Собчик); тест общей реактивности (психофизиологический тест Гаркави).

В АПК вычисляется интегральная оценка резервов здоровья с указанием слабых звеньев организма. По результатам каждого теста выводится процент от нормы для здорового организма. На следующем этапе все оценки суммируются, учитывая вес каждого фактора, отдельно по адаптационной, физической и психологической составляющей здоровья. На последнем этапе высчитывается интегральный показатель здоровья (все оценки суммируются) [3]. Также, АПК позволяет проанализировать влияние на здоровье таких факторов, как климат региона проживания, продолжительность сна, наличие вредных привычек, уровень физической активности, степень психоэмоционального окружения и т.д.

Выводы. Профессиональное саморазвитие студента педагогического вуза является самоуправляемым и самоконтролируемым процессом формирования и развития профессионально важных качеств личности, актуализации и развития творческой и профессиональной индивидуальности, в котором студент выступает и как субъект, и как объект деятельности.

Процесс обучения в педагогическом вузе представляет собой многоуровневый процесс формирования и развития педагогических способностей, профессионально значимых компетенций, характеризующих субъективные и объективные критерии профессионального роста. Использование в учебном процессе в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» аппаратных комплексов с целью получения знаний об уровне своего физического развития и о функциональном состоянии своего организма позволяют каждому студенту получить информацию, позволяющую объективно судить о функционировании основных систем организма и прогнозировать их изменение при воздействии различных факторов, выявить отклонения значений различных показателей от нормативных и объективно обосновать необходимость их коррекции, что будет способствовать увеличению мотивации обучающихся к физическому совершенствованию, профессиональному саморазвитию и самоактуализации.

Литература:

1. Баландин Ю.П., Генералов В.С., Шишлов В.Ф. Краткое методическое руководство по применению АПК «Истоки здоровья» 2012

2. Егорова Ю. А. Студент вуза как субъект саморазвития // Педагогика высшей школы. 2015. №1. С. 37. URL https://moluch.ru/th/3/archive/3/75/ (дата обращения: 20.08.2018).

3. Кириллова Я. В. Проблема самоактуализации в процессе профессионального воспитания студентов вуза физической культуры // Вестник ЧГАКИ. 2013. №4 (36). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/problema-samoaktualizatsii-v-protsesse-professionalnogo-vospitaniya-studentov-vuza-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 16.08.2018).

4. Мороденко, Е.В. Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перехода «школа - вуз - трудоустройство» / Е.В. Мороденко // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3. - С. 143-148.

5. Руненко С. Д., Ачкасов Е. Е., Самамикоджеди Н. , Каркищенко Н. Н., Таламбум Е. А., Султанова О. А., Красавина Т. В., Кекк Е. Н. Использование современных аппаратно-программных комплексов для изучения особенностей адаптации организма к физическим нагрузкам // Биомедицина. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-apparatno-programmnyh-kompleksov-dlya-izucheniya-osobennostey-adaptatsii-organizma-k-fizicheskim-nagruzkam (дата обращения: 14.08.2018).

6. Стафеева А.В. Конструирование формы оценки результатов выполнения обучающимися учебно-исследовательской работы в вузе // Вестник Мининского университета. №4 (17). 2016. С. 8-11

Педагогика

УДК 378.14; 159.99

начальник кафедры специальной подготовки института развития Стельмах Андрей Алексеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (г. Железногорск)

ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ, ФОРМИРУЮЩИХ СИСТЕМУ КООРДИНАТ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «престиж профессии» и «имидж профессии» как компоненты одной системы, формирующей ценностное отношение к определённому виду трудовой деятельности. Делается попытка анализа соотношения понятий «ценностное отношение к профессии» и «престиж профессии»: являются ли они логичными и последовательными элементами одной системы или же это неустойчивая, существующая лишь в определённый отрезок времени, система координат. Массовая культура и СМИ как катализатор процессов повышения престижности профессии. Делается вывод о

необходимости стимулирования повышения престижности отдельных профессий посредством мер государственной поддержки.

Ключевые слова: престиж профессии, имидж профессии, ценностное отношение к профессии, массовая культура.

Annotation. The article deals with the concept of "prestige of the profession" and "image of the profession" as components of a system that forms a value attitude to a particular type of work. An attempt is made to analyze the relationship between the concepts of "value attitude to the profession" and "prestige of the profession": whether they are logical and consistent elements of the same system or it is unstable, existing only in a certain period of time, the coordinate system. Mass culture and mass media as a catalyst for increasing the prestige of the profession. It is concluded that it is necessary to stimulate the increase of the prestige of certain professions through the measures of state support.

Keywords: the prestige of the profession, the image of the profession, the value attitude to the profession, popular culture.

Введение. Очевидно, что в любые времена и при любых общественно-политических режимах профессиональная ориентация обязательно учитывает такой фактор, как престиж профессии. Это обстоятельство может носить как положительный, так и отрицательный характер, ведь перечень социальных характеристик любой профессии весьма обширен, но при этом такой показатель, как престиж, в большинстве случаев будет доминировать. Молодому человеку, стоящему перед выбором профессии, очень важно получить профессию, которая пользуется уважением в обществе, которая высокооплачиваема и перспективна. С другой стороны, выбор профессии по принципу престижности несёт в себе потенциальную опасность: через некоторое время её обладатель обязательно столкнётся с моральным выбором - следовать по избранному пути далее или же сменить профессию, сделав выбор в пользу своей предрасположенности к тому или иному виду деятельности.

Изложение основного материала статьи. Престиж любой профессии, в том числе сотрудника МЧС России, складывается из многих факторов: социальных, психологических, экономических, политических и даже случайных. По сути, престиж профессии - это оценка, которую выставляет общество не отдельным представителям профессионального сообщества, а его членам в совокупности.

Если препарировать понятие «престиж профессии» хотя бы на элементарные составляющие, станет понятно, что оно состоит из самого широкого спектра компонентов: от субъективного отношения конкретного человека к конкретной профессии до «статуса» профессии на рынке труда.

Поскольку ценностное отношение к профессии является выражением внутреннего отношения субъекта к выбранной специальности, то престиж профессии - это, скорее, набор характеристик, формируемых общественным мнением, на основе таких данных, как статус специалиста, стандарты профессии, её социальная функция, уровень заработной платы, условия труда, степень развития корпоративной культуры и многое другое.

Рассмотрим структуру престижа профессии. Во-первых, это априори должна быть не вспомогательная профессия, а основная. Во-вторых, необходимо наличие условий для самоутверждения личности. В-третьих -это содержательность труда. В-четвёртых - высокий уровень заработной платы. Данная градация не является иерархической, элементы структуры перечислены в случайном порядке: для разных людей в различных ситуациях критерии могут как терять свою ценность, так и приобретать её.

Таким образом, мы приходим к выводу, что изначально необходимо не просто разобраться с терминологией, но и определиться, что из этих двух понятий есть первообразование. Является ли престиж следствием ценностного отношения к профессии, либо же ценностное отношение к профессии формирует её престиж?

Исходя из того, что ценностное отношение человека к профессии - это прежде всего огромный комплекс специально организованной многоуровневой и многоэтапной работы, требующей значительных усилий как от государства, так и от индивидуума (и в первую очередь эта работа основана на структурном знании), то формирование престижа профессии происходит под влиянием многочисленных внешних, в том числе противоречивых, обстоятельств.

Однако не всё так просто: система координат, формирующих понятие «престиж профессии», сложна и многообразна. Если бы молодёжь при выборе профессии ориентировалась лишь на её престижность, экономические механизмы страны попросту бы потеряли свою работоспособность. Кроме того, очень сложно представить такую массу молодых людей, которые ходят на работу только из-за того, что она обладает высокой степенью престижности. Значит, существуют и иные мотивы, движущие индивидуумом при выборе профессии.

Этот вопрос можно сформулировать и по-другому: какую роль играет престиж профессии в системе координат «ценностное отношение к профессии?» Ответ на него не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Несмотря на то, что такое явление, как престиж профессии, неоднократно являлось предметом исследований, его очертания представляются нам очень зыбкими. Изначально содержание этого понятия не может носить константный характер, поскольку подвержено значительному воздействию со стороны многочисленных социальных факторов. В том числе здесь можно отметить влияние и потребности современного гиперинформационного общества.

Является ли понятие «престиж профессии» архаичным? Безусловно, нет. Однако, как нам видится, с течением времени меняется не только содержание этого понятия, но и отношение к нему. Нельзя не заметить, что на современном этапе немаловажное значение имеет такой атрибут профессии, как её внешний образ, имидж, формируемый в массовом сознании. Символический образ профессии становится причиной, по которой молодой человек сформирует своё желание или нежелание пополнить ряды именно этого сообщества. Да, это не столь весомый фактор, как ценностное отношение к профессии, но, тем не менее, он тоже имеет большое значение для человека, стоящего перед выбором трудового пути.

Если престижность профессии - это в первую очередь содержание, то её имидж - это, скорее, форма. Границы этой формы задаются, прежде всего, общественными и культурными явлениями. При этом нужно учитывать, что социокультурные условия не статичны. Напротив: они имеют свойство постоянно изменяться, а вместе с ними меняется и имидж профессии. Его формирование происходит с учётом имеющейся в

государстве системы ценностей, идеологии, уровня жизни населения, а также процессов, происходящих внутри профессиональных сообществ, и деятельности социальных институтов.

Таким образом, мы выходим на ещё одну координату, которая, наряду с престижем профессии, определяет понятие «ценностное отношение к профессии» - её имидж. Хотя на первый взгляд может показаться, что это тождественные понятия, но их необходимо разграничивать, и нам представляется, что очень важно это сделать именно в эпоху масскультуры.

Имидж - это, скорее, иллюзия, чем реальный набор качеств и свойств. Однако роль этого понятия ни в коем случае нельзя недооценивать. Имидж сам по себе не является содержанием профессии, но он частично является основой для формирования её престижа, а престиж - элемент, который играет значительную роль в формировании ценностного отношения к профессии.

Влияние общего состояния культуры на престиж профессии происходит только тогда, когда этот процесс носит массированный характер. В связи с этим необходимо рассмотреть природу влияния социально-экономической ситуации в стране на степень престижности профессии, а также, в свою очередь, её тесную взаимосвязь с массовой культурой.

В советские времена практически на каждом предприятии существовал бухгалтерский отдел. И чем крупнее было предприятие, тем масштабнее было это подразделение. Типичная бухгалтерия того периода -несколько женщин разного возраста (от молодых до уже вышедших на пенсию), выполняющих рутинную работу, подчас не совсем экономически оправданную.

Однако при этом даже в художественных фильмах того периода практически отсутствует положительный или нейтральный герой, работающий бухгалтером. А в некоторых кинематографических произведениях эта профессия и вовсе получила иронический оттенок - например, в фильме «Служебный роман» героиня по имени Шурочка числилась именно в бухгалтерии, однако на самом деле выполняла различные общественные поручения. Это свидетельствует о том, что в те годы вряд ли приходилось говорить о престижности этой профессии и о её положительном имидже.

Таким образом, на протяжении многих десятилетий профессия бухгалтера не получала ни одного хоть сколько-нибудь заметного социально-культурного стимула для повышения престижа профессии или хотя бы для её «романтизации». Более того: в общей структуре профессий в связи со своей массовостью и некоторой другой спецификой она вызывала скорее снисходительное отношение.

Однако в начале 90-х, когда граждане России получили право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, профессия бухгалтера приобрела необыкновенную популярность. Причём, учитывая, с какой скоростью происходили изменения в экономике и как быстро вносились новшества в законодательную базу страны, в фирмы в основном требовались люди активные, молодые, но при этом со значительным багажом знаний; умеющие быстро ориентироваться в происходящих в стране изменениях; не боящиеся рисковать; умеющие анализировать и видеть перспективу.

Кроме того, в стране начались такие важнейшие процессы, как массовый переход имущества из государственной собственности в частную, и это тоже требовало привлечения большого количества опытных специалистов. Нельзя не учитывать, что в то время шло и постоянное совершенствование системы налогообложения.

Все эти факторы привели к тому, что престиж бухгалтерского дела за короткий период невероятно вырос, и на рынке труда профессия стала одной из самых популярных. Это отразилось в массовой культуре: в репертуаре одной из групп появилась песня под названием «Бухгалтер» - ещё несколькими годами ранее такое явление нельзя было и представить.

Практически в каждом средне-специальном учебном заведении были открыты соответствующие специальности, а в некоторых - даже ускоренные курсы. Ежегодно в стране выпускались десятки тысяч дипломированных бухгалтеров и экономистов.

В итоге произошло перенасыщение рынка труда и теперь, если оценивать профессию бухгалтера по шкале «престижности», можно сделать вывод, что она в значительной степени утратила свои позиции. Хотя, безусловно, это и сейчас - одна из востребованных специальностей.

Таким образом, произошло интересное явление: изменившиеся в стране социально-экономические условия не только моментально привели к повышению престижа одной определённой профессии, но и оказали значительное влияние на культуру.

Однако, как мы уже отмечали, этот процесс может носить и обратную направленность. Например, профессия пожарного априори является в массовом сознании профессией людей отважных, смелых и даже героических. Высокий уровень сложности этого труда не нуждается в доказательствах, однако при этом до сих пор в Российской Федерации отсутствуют произведения культуры и искусства, которые оказывали бы влияние на престиж этой профессии. В частности, в литературе пожарного как главного героя можно увидеть лишь в малоизвестном романе Андрея Зарина «Серые герои» (конец XIX века) и в одной из глав цикла «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского (первая четверть ХХ века).

Что касается кинематографии, то здесь представлены лишь фильмы американского производства: телесериал «Пожарные Чикаго» (премьера состоялась в октябре 2012 года) и фильм «Огненный вихрь» (1991 год). Деятельность пожарных служб практически никогда не становилась объектом внимания советских и российских кинематографистов.

А вот в отечественной живописи пожарная тематика представлена весьма широко, причём на каждом полотне отражено именно уважительное отношение к профессии, восхищение ею: «Будни пожарного» Николая Погребняка (1930 год), «Портрет пожарного» Арлена Кашкуревича (1955 год), «Тушение пожара на нефтеперегонном заводе в городе Грозном» Петра Миронова (1975 год), «Пожарные» Николая Лича (1986 год), «Игры огнеборцев» Алексея Шалаева (2007 год). Однако при этом ни одно из полотен не стало ярким, а тем более - массовым явлением отечественной культуры.

И если с профессией бухгалтера всё очевидно (её популярность носит волнообразный характер), то с пожарными не всё так просто. С одной стороны, объективное содержание профессии не вызывает никаких сомнений в её престижности: она - благородна, имеет «романтический» имидж, подкреплена достойной зарплатой, льготами для сотрудников.

Даже семантическое поле однозначно указывает на престижность этой профессии: «уважение», «авторитет», «слава», «достоинство», «благородство». Но при этом проблема заключается в том, что эти характеристики существуют как бы сами по себе - это очевидные ассоциации, являющиеся следствием

обычных профессиональных обязанностей пожарного.

С одной стороны, «силовое» поле профессии настолько мощное, что не нуждается в дополнительной аргументации, в том числе с использованием произведений или явлений культуры. Престижность профессии пожарного очевидна в любые времена наряду с представителями других оперативных служб.

Но с другой стороны - это, в первую очередь, опасная работа. Профессиональная деятельность пожарного основана на строгом режиме и распорядке, сотрудники пожарных служб практически каждый день рискуют жизнью.

Выводы. Нуждаются ли отдельные профессии в государственном участии, обеспечивающем повышение их престижа? Есть ли в этом необходимость на данном историческом этапе? Должна ли эта работа проводиться посредством искусственного генерирования событий в культуре и искусстве, или же такая деятельность должна носить естественный, спонтанный характер? Эти вопросы носят не столько дискуссионный, сколько философский характер.

Однако при этом вполне очевидно, что со стороны государства в самое ближайшее время необходимо принять меры по повышению престижа отдельных профессий. И особенная роль здесь должна быть отведена средствам массовой информации (СМИ), которые в данном случае также уместно рассмотреть как элемент массовой культуры. Ведь информационные потоки на сегодняшний день настолько сильны, что не просто корректируют существующую реальность, но подчас и формируют её.

Литература:

1. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак. - 2003. - 632 с.

2. Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: автореф. дис. ...канд. псих. наук. - М., 1976.

3. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб, 1997. - С. 38-46.

4. Жуликова О.В. Престиж профессии как социокультурный феномен. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. [Электронный ресурс]: Режим доступа к ресурсу: http://www.tsutmb.ru.

5. Завалишина Д.Н. Динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. - М., 2001. -С. 193-203.

6. Зарин А. Серые герои. - Спб.: Книжный склад «Родина», 1893. - 239 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект; Екатеринбург. 2008. - 336 с.

8. Кафидов В.В. Социология и технологии безопасности. - М.: Академический проект, 2005. - 224 с.

9. Мансуров В.А. Профессиональный выбор молодежи: исторический ракурс // Актуальные проблемы социологии молодёжи, культуры и образования. - Екатеринбург: УрФУ. - 2010. - Т. 2

10. Небольсин Ю.А. Психолого-акмеологическое исследование проблемы престижа профессии // Материалы XXII Международных акмеологических чтений аспирантов, магистрантов и молодых ученых (Москва - Санкт- Петербург, 1-15 декабря 2014 г.), 2014. - № 3-4. - С. 120-121.

11. Один день в пожарной части № 27. Братск. Пожарно-спасательная часть № 27. [Электронный ресурс]: Режим доступа к ресурсу: http://firestation27.ucoz.ru.

12. Попович А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 2012. - 511 с.

13. Удалова Е.С. Утилитаристские ценности профессионального самоопределения личности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2 (22). - С. 60-65.

14. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 190 с.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

16. Черноволенко В.Ф., Оссовский В.Л., Паниотто В.И. Престиж профессии и проблемы социально-профессиональной ориентации молодёжи. - Киев, 1997. - 213 с.

17. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Феникс, 2009. - 544 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сухоруких Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Воронеж); кандидат исторических наук, доцент Коваль Любовь Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный технический университет" (г. Воронеж)

МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ВОРОНЕЖСКОГО

РЕГИОНА

Аннотация. В статье описывается содержание двухуровневой модели психолого-педагогического и организационно-управленческого сопровождения самоопределения личности в профессии и в системе целостного жизненного самоопределения учащейся молодежи на примере Воронежского региона. Особое внимание уделено специфике, трудностям и перспективам совершенствования профориентационной работы в условиях региональной проблематики.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, образование, саморазвитие, двухуровневая модель оптимизации, психолого-педагогическое сопровождение, организационно-управленческое сопровождение.

An^tatton. In article the content of the two-level model of psychological and pedagogical and organizational and managerial support for self-determination of the individual in the profession and in the system of integral life self-determination on the example of the students of the Voronezh region is described. Priority attention is paid to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.