Научная статья на тему 'Пресса Крыма сто лет назад'

Пресса Крыма сто лет назад Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
528
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пресса / издания / периодика / журналистика / преса / видання / періодика / журналістика

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кондратская Виктория Леонидовна, Сидоренко Ирина Павловна

В данной работе рассматривается пресса, которая была в дореволюционный период. Какие темы раскрывались в этой прессе, как возникли газеты, как они развивались, насколько сложно было получить разрешение на выпуск издания (по сравнению с сегодняшним днем), какие материалы и жанры употреблялись?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Преса Криму сто років тому

У даній роботі розглядається преса, яка була в дореволюційний період. Які теми розкривалися у цій пресі, як виникли газети, як вони розвивалися, наскільки складно було отримати дозвіл на випуск видання (в порівнянні із сьогоднішнім днем), які матеріали і жанри вживалися?

Текст научной работы на тему «Пресса Крыма сто лет назад»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 25 (64) №4. Часть №1. С.291-297.

УДК 070 (477.75) «19-20»

Пресса Крыма сто лет назад

Кондратская В. Л., Сидоренко И. П.

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Украина

В данной работе рассматривается пресса, которая была в дореволюционный период. Какие темы раскрывались в этой прессе, как возникли газеты, как они развивались, насколько сложно было получить разрешение на выпуск издания (по сравнению с сегодняшним днем), какие материалы и жанры употреблялись?

Ключевые слова: пресса, издания, периодика, журналистика.

Цель - рассмотреть прессу, которая была в дореволюционный период.

Актуальность. Периодическая печать появилась еще в Древнем Риме. Указ Юлия Цезаря об опубликовании протоколов сенатских заседаний, так называемых «acta senatus», положил основу регулярному обнародованию политических сообщений. Эти сенатские протоколы соответствовали нынешним извлечениям из отчетов о заседаниях парламентов. Но односторонность их содержания - в них затрагивались исключительно вопросы государственного управления, именно это, побудило Цезаря основать вторую ведомость, послужившую дальнейшим шагом на пути развития периодической печати. По его инициативе появился официальный правительственный орган, выходивший ежедневно, «Ежедневная ведомость» (acta diurna publica, populi Romani), в которой, наряду с сообщениями с театра войны, описывались публичные празднества, а также и вообще все выдающиеся события дня. Немало места отводилось в них общественным и литературным вопросам и даже «пикантным» анекдотам из жизни римского общества. Каждый номер газеты переписывался в большом количестве экземпляров и получал широкое распространение по всей империи. Даже, в сочинениях римских писателей сплошь и рядом встречаются выписки из этой газеты, свидетельствующие о богатстве ее содержания.

На дальнем востоке, в Китае, произведены верные опыты книгопечатания, с которыми связано появление первой газеты в Пекине. Согласно преданию, газета вышла в свет в 911 году по Р.Хр. под названием «Кинг-Пао» («Столичный вестник»). Она существует и в настоящее время, являясь, таким образом, древнейшей газетой в мире.

Главным торговым центром в средние века и поэтому главным сборным пунктом для всех новостей была Венеция, вскоре получившая значение первого и самого важного источника политических известий: известий Востока, о турецких войнах, о происшествиях при панском дворе в Риме и при императорском дворе в Вене. Богатство и разнообразие сведений, которые стекались сюда со всех концов света, потребовало учреждения особого бюро, взявшего в свои руки систематизацию материала и распространение его в публике. Бюро было основано в самом центре города, где издаваемые им писанные листки (notizie scritte) продавались за мелкую

разменную монету - gazetta. Это название впоследствии было перенесено на самые листки, благодаря чему все возникавшие в Италии и потом в Германии ведомости назывались gazetta'ми.

Что касается языка, на котором писались ведомости, то это был преимущественно латинский язык, в то время доступный всякому образованному человеку; наряду с ним появляется впоследствии французский и немецкий языки.

В Таврической губернии история прессы в дореволюционный период началась в 1838г., и до 1917г. Выходило более 300 периодических изданий в разное время и с разной периодичностью, продолжительностью. Это были газеты, журналы, бюллетени, памятные книги и прочие издания, увидевшие свет в 22 населенных пунктах губернии.

Процесс разрешения, выпуска и контроля над периодическими изданиями, как в Крыму, так и в материковых уездах осуществлялся из Симферополя. При Таврическом губернском правлении существовал газетный стол, в ведении чиновников у которого находилось все делопроизводство по вопросам периодики. Чиновники газетного стола вели переписку с Главным управления по делам печати МВД, собирали информацию о лицах, обратившихся в Петербург с просьбами об открытии издания, а после упрощения процедуры регистрации изданий с 1905г. XIX в. плоскопечатных машин и телеграфа привело к ускорению обращения информации и росту качества и скорости печатных изданий. Развитие экономики также стимулировало появление печатных изданий для публикации рекламы и информации о товарах и услугах.

В тридцатые годы XIX века характерны для истории периодики Российской империи появлением провинциальной губернской прессы.

27 октября 1830г. Комитетом Министров Российской империи было утверждено Положение об издании «губернских ведомостей», которое впоследствии было дополнено и приобрело окончательный вид в 1837г.

«Таврические губернские ведомости» начали выходить одновременно с аналогичными изданиями в более чем сорока губерниях. Издание газеты входило в компетенцию министра внутренних дел, а непосредственную ответственность за выпуск нес Таврический губернатор. Первоначально газета не подчинялась официальной цензуре. Однако с 1851г. Комитет Министров принял решение подвергнуть «губернские ведомости» общей цензуре, возложив обязанности цензоров в городах, где не было цензурных комитетов, на преподавателей местных учебных заведений.

Структурно «Таврические губернские ведомости» делились на два раздела: официальные и неофициальные. В официальном отделе публиковались указы Сената, манифесты, циркуляры и предписания губернатора, сметы доходов и расходов городов Таврической губернии и информация о назначениях губернских чиновников. В официальном отделе помещались также материалы из «Официальных прибавлений» к газете МВД «Северная почта».

К официальному отделу относились и издававшиеся на отдельных листах «Прибавления» со списками лиц, находящихся под административным или уголовным сыском. «Прибавления» рассылались во все полицейские части Таврической губернии.

В неофициальной части «Таврических губернских ведомостей», в соответствии с Положением, разрешалось публиковать материалы по географии, топографии, истории, археологии, статистике, этнографии, торговле, а также частные объявления и полезные советы. «Таврические губернские ведомости» первые два десятилетия своего существования были единственным печатным органом в губернии и сыграли выдающуюся роль в приучении провинциального читателя к печатному слову. Кстати, «Таврические губернские ведомости» стали последней губернской газетой

выходившей на территории бывшей Российской империи. Издание продолжало выходить после революции и прекратилось в 1920 году после занятия Крыма Красной Армией [12, с.13].

Появление новых изданий

«Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства» появился в 1857году. Первоначально это официальное издание выходило под заголовком «Объявления Керчь-Еникальского градоначальства». Это издание выходило до 1905 года и являлось одним из «долгожителей» крымской газетной периодики, уступая по продолжительности выхода лишь «Таврическим губернским ведомостям».

«Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства» имел два раздела: официальный и неофициальный. В официальном разделе публиковались высочайшие распоряжения, касающиеся Керчи, постановления Сената, сведения о награждениях, прочая официальная информация. Неофициальный отдел помещал разного рода информацию о текущих событиях, корреспонденции из других городов губернии, отчеты различных земских и общественных учреждений, статьи по истории и этнографии региона, объявления, как частные, так и казенные.

«Таврические епархиальные ведомости» увидели свет в 1869 году.

Это издание до 1894 года выходило два раза в месяц, и помимо материалов, касающихся церковных вопросов, публиковало большое количество материалов краеведческого характера.

В 1874 году в Симферополе начинает выходить «Крымский вестник садоводства и виноделия». Это было сугубо научное издание, его выпуск продолжался ежемесячно в течение 5 лет.

«Журналы и постановления губернских земских собраний Таврического земства» выходили ежегодно с 1876 по 1914 год. Это было официальное издание, публиковавшее протоколы заседание и решения Таврического земства. [12, с.15] Сегодня трудно переоценить важность данного издания как источника по истории земства.

Рост частной периодики

С конца 70-х годов XIX века начинается новый этап в развитии губернской периодики. Русско-турецкая война 1877-1878 годов вызвала рост потребности в информации в обществе, что, в свою очередь, привело к появлению новых изданий, и, прежде всего, частных. Эта тенденция коснулась и Таврической губернии.

С 12 февраля 1878 года в Симферополе начинает выходить частное издание «Крымский листок». Издателем и редактором его был Н.В.Михно. Газета эта выходила 2 раза в неделю и просуществовала чуть более года. Издание было закрыто в апреле 1879 года по причине распространения сведений, запрещенных к публикации.

В 1880 году в Симферополе появилась еще одна частная газета «Таврида». Издателем и редактором был И.И.Казас. «Таврида», как и выходивший ранее «Крымский листок», издавалась 2 раза в неделю и просуществовала чуть более 2 лет.

В мае 1882 года на газету стало оказываться давление, был ужесточен цензурный контроль. В итоге в №61 от 5 августа 1882 года, редакция объявила, что «силой обстоятельств она вынуждена приостановить издание на время до более благоприятных условий». Спустя год, в июне 1883 года был напечатан еще один выпуск газеты под №62,однако далее газета не выходила.

Следует отметить, что издание «Таврида» стало этапным событием в жизни губернской периодики и отношении властей к прессе и публикациям в газетах [12, с. 17].

Конечно, регулярные публикации, вскрывавшие проблемы общества, не могли не вызывать недовольства у властей что в итоге привело к закрытию «Тавриды», причем сделано это было не решением властей, а самой редакцией.

Особенности крымской этнической журналистики

Крым издавна был полиэтническим регионом, на его территории сформировалось три автохтонных народа: крымские татары, караимы и крымчаки.

Поэтому закономерно, что вскоре после основания общекрымской прессы на полуострове стали появляться первые этнические издания (в 1838р. вышла в свет первая крымская газета «Таврические губернские ведомости», а уже 1860 г., в Феодосии начал выходить первый армянский журнал «Масяц агавни»)

В общественной жизни современной Украины как полиэтнического государства феномен етничнической прессы приобретает все более весомое значение, поскольку именно она отражает особенности национального самосознания народов, которых она представляет.

Для АРК этническая пресса имеет еще более важное значение, поскольку здесь она отражает интересы не только национальных меньшинств, которые в результате исторических обстоятельств проживали на полуострове, но и коренных народов.

Сложная, порой нестабильная этнополитическая ситуация в АРК возлагала большую ответственность на СМИ, которые могут либо способствовать миру, либо стать орудием межнациональной розни [ 13, с.5].

Будучи одним из самых ярких показателей внутренней свободы пресса Крыма стала своеобразным слепком духовной истории общества. Она расцвела тогда, когда в обществе актуализировались демократические ценности, и ослабевала в периоды имперской несвободы.

Родоначальниками крымской этнической прессы следует считать армянские журналы «Масяц Агавни» («Голубь Масиса») и «Дастиарак» («Воспитатель»), выходивших в Феодосии в 1860-1870-е гг. Предыстория первого издания была такой.1885 в Париже армянским архиепископом и просветителем Габриэлем Константиновичем Айвазовским, братом великого художника-мариниста, был основан историко-литературный журнал на французском и армянском языках «La Colombe du Massis» ( «голубь Масис»).

Вскоре, в 1858 году, по приглашению российского правительства Г. К. Айвазовский вернулся на родину, где он был назначен цензором всех армянских изданий в России. У 1860 году при училище начала работать типография, в которой ежемесячно под редакцией В. Струбинського начал издаваться научно-литературный и политический журнал «Масяц Агавни» - «Радуга». В первом номере журнала декларировалось, что издатели не изменили его целей и направления, под которым понималось «способствовать образованию армянского народа, распространению среди их полезных сведений, вызвать у него любовь и потребность к чтению и пытаться удовлетворить эту потребность, но почва, на которой оказались издатели у себя на Родине» стала более твердой и «благоприятной для достижения их целей».

Просветительские задачи отразились в широкой программе «Радуги»: в научном отделе размещались статьи по истории, географии, естественных наук, педагогики, краткие биографии и характеристики, очерки быта и обычаев разных стран, преимущественно восточных и т.п. Литературный отдел содержал стихи, воспитательные рассказы, повести и т.п.В политическом отделе публиковались зарубежные известия и внешнеполитический обзор новостей армянской жизни с Востока и тех стран, где живут армяне. Кроме того, в «Радуге» помещались корреспонденции из многих стран Востока [13, с. 32].

Как отмечает Олег Степанович Хоменок, данный журнал по сей день является ценным историческим источником освещения миграционных процессов в Крыму в 1860-е годы - массовой эмиграции в Турцию крымских татар и иммиграции на полуостров болгар и чехов.

Кредо издателей «национальный мир и согласие» на основе приверженности армяно-григорианской церкви - создавало стойкое впечатление «национальной культуры, неизменно закрепленной религиозным цементом» [13, с. 32].

В 1865 годы из-за недостатка средств выпуск журнала был остановлен.

В это же время (в 1860-е годы), в Одессе возник небольшой караимский литературный кружок, представителями которого были такие известные караимские общественные деятели, как И. Ерак, И. Казас, И. Шамаш, А. Мичри, которые относились к так называемой партии «кара-сакал» (то есть черно-бородых» (молодых)). Караимская молодежь долгое время (1864-1872) издавала рукописный журнал «Давул» («Барабан»), с неизменным эпиграфом в каждом номере: «Англаяна сиври синек саз, англамаяна давул - зурна аз», то есть, «Тому, кто понимает, и комар - музыка, а тому, кто не понимает - и барабана с дудкой будет мало». Один из самых активных членов журнала, известный караимский просветитель, педагог и литератор Илья Ильич Казас впоследствии стал редактором частной общекрымской газеты «Таврида» (1880-1883) и цензором газеты И. Гаспринского «Переводчик -Терджиман».

Благородное дело И. И. Казаса по развитию национальной журналистики коренных народов Крыма продолжил его ученик и воспитанник А. И. Катик, который редактировал евпаторийский журнал "Известия Караимского Духовного Правления" (1917-1919).

В 1872-1874 годы традиции крымской армянской периодической печати продолжил феодосийский журнал с просветительским названием «Дастиарак» ( «Воспитатель»). Его редактор Г. Е. Хачиков - Дульветов (Тевлетян), руководитель типографии Армянской семинарии, отказался от вмешательства в «религиозные споры» и размышления о политике правительства, чтобы публиковать статьи на темы педагогики и сельского хозяйства, здравоохранения и истории, знакомить читателей с научными сведениями и новостями.

Благонадежность позиции редактора нашла понимание в управлении Новороссийского и Бессарабского генерал - губернатора, и выпуск журнала было разрешено. Однако «Дастиараку», как и «Голубю Масису», не суждено стать долгожителем - в отличие от первой крымско-татарской газеты «Терджиман», история которой насчитывает 35 лет. [ 13, с. 35]

10 апреля 1883 года в Бахчисарае был напечатан первый номер газеты на крымскотатарском и русском языках «Переводчик - Терджиман». Выпуск газеты совпал с началом нового периода национально - освободительного демократического движения крымских татар (1880-1905).Наиболее ярким представителем молодотатарского движения и стал редактор "Терджимана" - выдающийся крымскотатарский просветитель Исмаил бей Гаспринский, которому долгих четыре года пришлось бороться за право издания газеты на родном языке.

В 1879 году И.Гаспринский попробовал открыть периодиче ский листок на крымскотатарском языке под названием «Файдалы еглендже» («Полезное развлечение»).

Официальный Петербург остался глух к просьбе провинциального городского головы. Однако И. Гаспринский не сдался и 23 декабря 1880 года подал в Главное Управление МВД по делам печати новую просьбу - о разрешении издания на родном языке "справочно-литературного листка" «Закон». Но и эта просьба была отклонена - формально, из-за сложностей цензуры.

Однако убедительная мудрость и спокойная настойчивость И. Гаспринского помогли ему воплотить задуманное в жизнь.

5 августа 1882 года в Бахчисарае И. Гаспринский издал ескпериментальний номер газеты «Переводчик-Терджиман» на русском и крымско-татарском языках, а 12 февраля 1883 года министром внутренних дел Д. А. Толстым была утверждена

программа газеты, которая включала следующие отделы:

1)распоряжение правительства и официальные объявления и т.п.;

2) популярные статьи из российского законодательства;

3) статьи литературные, географические, исторические и по учебной дела, т.п.;

4) частные объявления на русском и крымско-татарском языках. Периодичность издания устанавливалась 1 раз в неделю, подписная цена-4руб. в год, 2,5 руб. на полгода.

Первый номер основанной газеты вышел из печати 10 (22) апреля 1883р.-до 100-летия присоединения Крыма к России. С самого начала своего основания газета строилась по «зеркальному» принципу: русская и крымско-татарская части точно соответствовали друг другу. С 9 декабря 1905 года газета начала выходить на крымско-татарском языке с русским отделом, который содержал наиболее важные с общественно-политической точки зрения материалы. Периодичность

выхода газеты неоднократно менялась с тенденцией к увеличению: с 1883 по 1903г. «Терджиман» выпускался еженедельно (в 1885 г. было сделана попытка издавать газету 2 раза в неделю), с № 46 по 1903г.-2 раза в неделю, с № 80-по 1905г. - Зразы в неделю, с 9 октября 1912г.- ежедневно.

Профессор Е. Лаззерини отделил шесть основных направлений публикаций «Терджимана»: 1) реформирование системы образования мусульман; 2) создание единого тюркского литературного языка, 3) эмансипация мусульманских женщин; 4) создание благотворительных обществ; 5) пантюркизм;6) верность Русскому государству, активное изучение русского языка и культуры, сотрудничество с российским народом.

По мнению Н.В. Яблоновской, такие темы, как реформирование крымскотатарской образовательной системы, благотворительность, создание действующей прослойки крымско-татарской интеллигенции, эмансипация крымско-татарской женщины, пантюркизм (с его составной - созданием совместно-тюркского языка), привлечение крымских татар к общегосударственной политической жизни (через русский язык) - все это элементы национального возрождения крымских татар, которые были главной целью как «Терджимана» , так и его учредителя.

«Переводчик» распространялся не только на территории тюрко-мусульманских народов Российской империи, но и за рубежом.

«Переводчик» рассказывал соотечественникам о быте и истории других мусульманских (и немусульманских) народов. Как первое крымско-татарское издание «Терджиман» не только заложил основы национальной журналистики, дал образцы большинства информационных, аналитических и художественно-публицистических газетных жанров, но и стал кузницей литературных и журналистских кадров.

Подводя итог данного исследования, можно отметить, что тема «Пресса Крыма сто лет назад» до сих пор не закрыта и вызывает противоречивые мнения.

В ходе проделанной работы была рассмотрена пресса Крыма в период с середины XIX - начала XX века во всем ее разно-жанровом многообразии.

Также выявлены основные особенности возникновения и развития этнической журналистики в Крыму.

Изучив эту тему, можно прийти к выводу, что притеснение Советским государством крымских татар, немцев, армян, которые выпускали большинство довоенных этнических изданий, значительно усложнило изучение целого массива культуры Крыма, поэтому до сих пор крымская этническая пресса - явление малоизученное, и изучить ее - значит восстановить разорванную цепочку духовной истории многих крымских этносов.

Список литературы

1. Актуальные проблемы журналистики. - М., 1997.

2. Грабельников А.А. СМИ постсоветской России / А. А. Грабельников. - М.,1996.

3. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы / А. А. Грабельников. - М., 2000.

4. Деловая пресса России: настоящее и будущее. М.: 1999.

5. Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. / Б. И. Есин. - М., 1989.

6. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики / С. Г. Корконосенко. - СПб.: 1995.

7. Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (1905-1914) / С. Я. Махонина. - М.,1991

8. Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Век XX. / Р. П. Овсепян. - М., 1999. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (Февраль 1917- начало 90-х годов). / Р. П. Овсепян. - М., 1996.

9. Саламон Л. Всеобщая история прессы. Пер. с нем. / Л. Саламон. - С.-Петербург: Книгоиздательское Т-во «Улей». - 1909 - 176 с.

10. Ученова В.В. От вековых корней: Становление публицистики в русской Культуре / В. В. Ученова. - М.,1985.

11. Хоменок О С. Дореволюционная периодическая печать Таврической губернии (1836-1916): очерк истории и библиографический указатель / О. С. Хоменок. -Одесса: АО БАХВА, 2003. - 180 с.

12. Яблоновська Н.В. Кримська журналютика: етшчш аспекти. Навчальний пошбник для студенпв вищих навчальних закладiв / Н. В. Яблоновська. -^мферополь: КРП Видавництво «Кримнавчпеддержвидав», 2008. - 290с.:10 ш. -Украшською мовою.

Кондратська В. Л. Сидоренко I. П. Преса Криму сто роняв тому // Учение затс-Ki Тавр1ческого национального yHieepcimema iм. B.I. Вернадского. Сер1я «Фыолог1я. Соц/)альт комуткацП». - 2012. - Т.25 (64). - № 4. Частина 1. - С.291-297.

У дант роботi розглядаеться преса, яка була в дореволюцтний перюд. Як теми розкривалися у цШ преа, як виникли газети, як вони розвивалися, насКльки складно було отримати дозвт на випуск видання (в порiвняннi iз сьогодтштм днем), як матерiали i жанри вживалися?

Ключовi слова: преса, видання, перiодика, журналктика.

Kondratskaya V. L., Sidorenko I. P. The press of Crimea hundred years ago // Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Series «Filology. Social communications». - 2012. - V.25 (64). - № 4. Part 1. - P. 291-297.

In the given work the press which was during the pre-revolutionary period is considered. What themes revealed in this press how there were newspapers how they developed, it was how much difficult to obtain the permit to edition release (in comparison with today), what materials and genres were used?

Keywords: the press, editions, the periodical press, journalism.

Поступила в редакцию 22.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.