лификацию на работе доказать проще, чем женщине.
В постиндустриальном обществе, где доминирующим является интеллектуальный, а не физический труд, где особое значение приобретает информация, роль женщин как социальной группы усиливается. Быстрота изменений технологий, которые влекут за собой изменения социума, требуют полного участия общества в этих процессах. Здесь неважно кто (женщина или мужчина) подали идею, неважно кто из них реализует ее. Важны быстрота реакции на изменения и гуманистическая позиция. Поэтому гендер-ное образование не должно строиться на позиции противопоставления «мальчик - девочка», необходимо искать новые возможности для развития личности ребенка. Другими словами, важны не старые формы, а новые идеи.
Литература
1. Тойнби А.Дж, Икеда Д.И. Диалог Тойн-би - Икеда. Человек должен выбрать сам. - М., 1998.
2. Костикова И., Митрофанова А., Пули-на Н, Градскова Ю. Перспективы тендерного образования в России: взгляд педагога. //Высшее образование в России.- 2001.- №2.
3. Гидденс Э. Социология. - М., 1999.
4. Шубкин В.Н. Вместо введения. Старые и
новые проблемы российской социологии // Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. - М., 1994.
5. Силласте Г.Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога. // Высшее образование в России. -2001.- №2.
6. Высшее образование в России. Стат. Сб.
- М., 2002, С. 22.
7. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности.
- М., 2000.
8. Ostrovska Use. Entering the Field ofPower:
the Impact of Changing Gender Identity on Women's Political Participation// ISSEI-2002 VIII International Conference European Culture in a Changing World: Between Nationalism and Globalism. -Aberystwyth, 22-27.- July, 2002
9. Романенко Л. Политика - искусство со-
гласия: гендерный аспект //Высшее образование в России.- 2001.- №3.
В. ДУБИЦКИЙ, доцент, проректор
Омский государственный университет
Сегодня преподавателям присущ своего рода социологический «дальтонизм», т.е. неспособность воспринимать определенные цвета социальной реальности. Одни акцентируют консервативные ценности, другие -прогрессивные, в одном случае студен-
Преподавателю нужно быть социологом?
тов тянут назад, в другом - забегают вперед. Вопрос: какой конкретно видит себя молодежь, свои задачи и цели? Как позиционирует себя в современном мире?
То, что образование должно соответствовать структуре общественных
потребностей, общеизвестно. Но как добиться того, чтобы в практику образования вовлекались ценностные ориентации времени, тенденции общественного развития?
Конечно, никто не отрицает необходимости академических знаний, особенно в аспекте их фундаментальности и перспективности. Но часто они находятся как бы на досоциологической стадии. Потребность в социологии появляется именно тогда, когда ставится вопрос не о том, что (чему) мы учим, а как мы это делаем. Отсюда - важность социологического воображения, умение учитывать различные жизненные миры обучаемых, которые исключают «социологическую близорукость» [1, с. 481]. Модель образования должна включать социологическое измерение - систему социальных факторов, воздействующих на жизнь личности.
Преподавателям необходимо быть «социологами» для того, чтобы рассматривать развитие образования и проблемы студенчества как следствие их положения в семье, возрастных группах, поведения в социальных ситуациях. Коррекция учебного процесса на основе социологической информации - не только стремление воспитывать личность в аспекте культуры и цивилизационных сдвигов, но и в качестве «человека общества». Речь идет об учете влияния социальности на климат воспитания в семье, характер но-вационных ценностей, проведение досуга.
Прав Э. Фромм, говоря о том, что методы образования адекватны, если «мы поймем, какой тип личности желателен и необходим в данном обществе» [2, с. 333]. Для структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) социализирующая функция университета заключается в том, что им создается «базис стабильности» в динамично развивающемся обществе и одновременно
создается модель идеальной организации социума в аспекте «познавательной рациональности» [3, с. 250]. В свою очередь, А. Грамши подчеркивал, что на системе университета базируется культурная структура всего общества [4, с. 119], а современный автор Т. Попке-вич говорит о его особом политическом месте в качестве динамической силы государства [5, с. 184].
В своих воспитательных усилиях преподаватель обязательно сталкивается с трудностями, которые являются следствием конфликтов в обществе, между социальными и возрастными группами. В этой области существует обширная область социологической информации, которую следует учитывать с целью формирования людей конкретного общества, имея в виду кризис социальных институтов и культуры, изменения в системе ценностей и образа жизни.
Преподаватель с многосторонней социологической ориентацией («воображением») должен представлять характер социальных затруднений, связанных с общественными трансформациями, их последствия в конкретных обстоятельствах воспитания. Это требует не только совершенствования методов преподавания и организации учебного процесса (как образования «вслепую», на основе традиционного педагогического опыта), но и представлений о личности студентов по отношению к социально-экономическому развитию общества. В этом состоит существо нового вклада в практику образования, позволяющего понимать связь институтов и процессов образования с социальным временем и соответственно реагировать на социально-психологические различия между студентами.
Формирование новых познавательных ориентаций применительно к сферам социальной и экономической жиз-
ни является заметной радикализацией представлений о роли знания в обществе в аспекте его изменений, а не стагнации. В этом смысле поиск «нового» знания - обогащенного социологическими представлениями - должен стать важной сферой преподавательской деятельности, хотя сами по себе «данные» социологии не могут ее заменить. Таким образом, не только социологи включаются в изучение институтов образования, но и сами преподаватели должны представлять его конкретно-социальные черты. Появление новых проблем образования - это не только задачи развития теории и практики социологии, но и действенность самого образования.
Если для педагогики главное - подготовка людей «вообще», то в реальной практике преподаватель общается с людьми из конкретного социального окружения. Сегодня жизнь студентов переживает крах прежних предписаний учебного процесса и одновременно показательную неосуществимость своих замыслов в условиях обновленного общества. В этом случае знания становятся «ущербными», и когда преобладают несоциологические принципы воспитания, может получать развитие «фальшивое воспитание», как его называет К. Манхейм (имея в виду, что из поля зрения ускользает «материал» реальной жизни). Отсюда повышенное внимание к факторам социального воспитания в противовес тому, чтобы процесс воспитания сводился к оптимизации межличностных контактов, передаче научных и культурно-образовательных ценностей.
Итак, в чем заключается суть социологической теории воспитания, обращенной к «жизни»? В том, что преподаватели должны иметь точное представление о мире, в котором живут студенты (многие их них безнадежно
устарели или отстали от «актуального» поколения). Важно акцентировать интересы, которые станут опорой в силовом поле жизни для молодых людей. В данном отношении необходимо считаться с тем, какой тип личности нужен современному социуму. В социологическом аспекте преподавания нет разницы между химиком и экономистом, политологом и филологом. Преимущественный акцент на передачу специальных знаний и образовательных навыков - этого сегодня недостаточно.
Важно учитывать, с какими социальными угрозами столкнется молодой человек, каким он обладает сопротивлением «на прочность». Для этого необходимо развивать не только образовательные способности, но и качества «противостояния» социальности, понимая реальные проявления общественных факторов и обладая подготовкой к задачам, выпавшим на долю молодежи.
Основная задача - воспитание человека, способного действовать в качестве «актора» социального развития. Его формированию должно предшествовать изучение среды, конкретной природы социального окружения. Актуально видеть связь между социальной, экономико-политической средой и умственным, духовным развитием человека в различных областях жизни. Как известно, этому соответствуют такие отрасли социологии, как социология политической, духовной, экономической жизни.
Университет - особое образовательное учреждение, где не только передается опыт знаний, но и опыт жизни, «разведенный» по разным поколениям. Что конкретно следует предпринять для развития процесса социализации молодежи? На мой взгляд, необходимо обучать преподавателей вуза социологии образования и, в частно-
сти, социологии высшей школы в рамках повышения их профессиональной квалификации. Достаточно назвать такие ее аспекты, как основы социологического подхода к образованию, социализирующая функция университета и ее нарушения в условиях постсовременности, особенности массового образования, ведущие качества ее субкультур, природа социально-психологических и экономических амбиций, интеграция деятельности университета с функционированием общественных институтов, изменение социальных ролей преподавателей, новый характер внутриакадемической деятельности и др.
Социология образования учит видеть новые проблемы и одновременно выявлять возможности внести вклад как в социологическую теорию, так и в практику образования.
Литература
1. Ковалева М.С. Социология высшего образования и университет // СШАглазами американских социологов. Книга 1. - М., 1982.
2. Манхейм К Образование, социология и про-
блемыобщественного сознания // Манхейм К Диагноз нашего времени. - М., 1994.
3. Козлова Н.Н. Горизонты повседневной советской эпохи (голоса из хора) / Институт философии РАН. - М., 1996.
4. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х годов. - М., 1993.
5. Фромм Э. Душа человека.- М., 1992.
6. Parsors Т., Plaff G. Higher education and changing socialization. - In: Aging and society: A sociology ofage stratification / Ed. M. Riley, M. Johnson, A. Foner.- New York, 1972.
7. Грамши А. Формирование человека.- М.,
1983.
8. Попкевиц Т. Политическая социология образовательных реформ.- М., 1998.
Подписывайтесь на газету "[Пузовскме ^
'®(§<гГПП
Газета учреждена Министерством образования России, выходит с 1994 года два раза в месяц. Она рассчитана на ректоров, проректоров, преподавателей, аспирантов, студентов и абитуриентов. Регулярно
публикует официальные материалы Министерства образования, информацию о присвоении профессорских званий, новинках учебной литературы, конкурсы на замещение вакантных должностей. Постоянные рубрики в газете «Трибуна ректора», «Курсом модернизации», «Представляем вуз», «Университеты Республик России», «Пульс регионов», «Обучение за рубежом», «Книжныгй рыгнок», «Проблемыг, поиски, решения» позволяют представить картину развития российской высшей школы на современном этапе.
В редсовет газетыг входят известныге ректорыг: И.Б. Федоров, А.Г. Грязнова, В.Л. Матросов, В.П.Савиных, Б. С. Карамурзов и другие. Главныгйредактор А.Б. Шолохов.
Адрес редакции: 103045, Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4. Телефон для справок: (095)207-38-65. E-mail: [email protected]
Подписной индекс по каталогу агентства «Роспечать»: 32276.