Научная статья на тему 'Гендер. Образование. Мобильность'

Гендер. Образование. Мобильность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендер. Образование. Мобильность»

С. ШАРОНОВА, доцент Российский университет дружбы народов

Тендер. Образование. Мобильность

Гендерное образование не было предметом моего внимания до тех пор, пока одна из групп моих студентов не выбрала в качестве темы творческой работы «Совместное и раздельное обучение». Проблема совместного обучения берет свое начало с конца XIX века, именно в то время на Западе и в России стали появляться высшие образовательные учреждения для женщин. При этом допуск к дипломам и ученым степеням женщинам был закрыт. Англия с 1870 года ввела совместное обучение в системе начального и среднего школьного образования, а в начале минувшего века началось движение за создание вузов смешанного типа. Введение совместного образования диктовалось экономическими причинами: к середине ХХ столетия практически все развитые страны перешли на совместное обучение, но каждая имела индивидуальные особенности этого перехода.

В России с 1917 года высшие учебные заведения имели совместое образование, а в общеобразовательной школе продолжало существовать раздельное обучение. К 50-м годам практически вся система образования перешла на совместное обучение (исключение составляли закрытые образовательные учреждения).

Проблемы раздельного и совместного обучения волнуют философов, психологов, педагогов и социологов. Главный вопрос: насколько раздельное и совместное обучение воздействуют на развитие и формирование личности ребенка? В этой связи на первый план выходят гендерные проблемы. Так,

А.Дж. Тойнби, Д. Икеда считают, что совместное обучение влечет свободные сексуальные взаимоотношения среди учащихся в возрасте от тринадцати до восемнадцати лет, а раздельное обучение порождает проблемы гомосексуальных отношений [1, С. 77].

В среде психологов есть мнение, что неравномерное развитие девочек и мальчиков в период полового созревания, который приходится на годы обучения в общеобразовательной школе, приводит к тому, что девочки, начинающие созревать приблизительно на год раньше мальчиков, своей активностью подавляют мальчиков, что вводит последних в состояние зависимости. Кроме того, в процессе взаимодействия преподавателей и учащихся при совместном обучении ожидания учителей ориентированы на «женское» поведение, что также вносит определенную лепту в феминизацию мальчиков [2]. С другой стороны, «отношение преподавателей к своим ученикам также может различаться, иногда незначительно, иногда более явно, отражая тот факт, что к мальчикам относятся как к «работникам» [3, С. 159].

Педагогическая общественность, опираясь на разность психологических и биологических гендерных характеристик, предлагает учитывать их при составлении набора дисциплин для мальчиков и девочек (включение предметов по домоводству, шитью, планированию семейного бюджета и т.п. для девочек и военной подготовки, черчения, работы по дереву, металлу и т.п. - для мальчиков). Существует педагогическая

практика приводить в качестве примеров и иллюстраций ситуации, характерные для «женского» или «мужского» стиля жизни, норм поведения и мышления.

Социологи пытаются разобраться в социальной природе гендерных проблем. Как известно, институт образования - один из основных институтов общества, играющий немаловажную роль в процессе социализации личности. Процесс социализации затрагивает и гендерное воспитание подрастающего поколения. Анализ гендерных ролей персонажей дошкольных и школьных книг, телевизионных программ, проведенный Э. Гидденсом, говорят о том, что противостоять сложившейся практике гендерного воспитания очень сложно.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что существенной является не проблема раздельного или совместного обучения, а проблема гендерного образования. Здесь я целиком согласна с теми его задачами, которые обозначены авторами статьи «Перспективы ген-дерного образования в России: взгляд педагога» [2]. Необходимо прежде всего объяснение природы стереотипов, выявление их исторической изменчивости и социальной обусловленности.

Что касается озабоченности психологов сексуальными проблемами раздельного и совместного обучения, то российский опыт совместного обучения на протяжении многих десятилетий показал, что не форма обучения регулирует эти проблемы, а нравственные начала общества и политика в образовании. Если говорить о «феминизации» мужчин, то и здесь проблемы намного глубже, они лежат в глубинных трансформациях общества, сопровождаемых переоценкой ценностей.

Обращение к истории совместного и раздельного образования выводит и к другому пласту проблем. Речь идет об

участии образования в процессах мобильности.

Эта тема была очень популярна в 6070-е годы и у нас, и за рубежом. Выводы, к которым пришли российские ученые, возглавляемые В.Н. Шубкиным: происходит углубление и омоложение социального неравенства в образовании; мобильность индивида в российском обществе ограничена сословными и семейными традициями, социальной политикой.

Препятствиями для мобильности индивида в обществе, согласно зарубежным исследованиям (Hammersley and Woods, Cosin, Downes and Rock и другие), выступают сложные социальные процессы внутри школы: скрытая учебная программа, социальный код, стереотипизация и «наклеивание ярлыков», асимметричное распределение власти между учащимися и учителями.

Во Франции социологические исследования повергли педагогическую общественность в шок, показав, что все усилия по совершенствованию педагогических технологий, которые способствовали бы карьерному росту, - тщетны. На карьерной лестнице главными факторами остаются семья и окружающая среда.

Вместе с тем, если за единицу отсчета взять не индивид, а социальную группу, то опыт России, в частности в области женского образования, говорит о том, что влияние образования на мобильность весьма эффективно и действенно. Статистические выкладки о мобильности женщин за последние 80 лет, приводимые Г.Г. Силласте в статье «Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога» [5], впечатляют. В 1906 году количество грамотных в России (к ним относили умевших читать) составляло 21,1% всего населения, при этом уровень грамотности среди женщин составлял 30,1%, среди

мужчин - 29,3%. К концу 30-х годов была ликвидирована безграмотность 87,4% граждан обоих полов в возрасте от 9 до 49 лет. Из общего числа студентов высших учебных заведений женщины составляли 57%, учащихся средних учебных заведений - 59% [5, С. 96-106].

Кстати, сегодня динамика численности женщин среди обучающихся в средних и высших учебных заведениях России такова: от 52% в 1994 г. до 57% в 2001 г. [6].

Такая мобильность имела и отрицательные стороны.

В чем выражается позитивная роль образования в мобильности женщин?

• Изменение социальных позиций женщин. Цели Смольного института -воспитать девушек как будущих жен правящей элиты, чтобы они могли поддерживать на высоком культурном уровне беседу, воспитывать детей и вести домашнее хозяйство - были поставлены хотя и традиционно, но совершенно правильно. При этом их профессиональное предназначение - воспитание детей - нацелено было на социализацию ребенка в дальнейшей его жизни. Как показывают социологические исследования, именно семья мотивирует подростков к получению высшего образования (или продолжения профессионального образования). Поскольку воспитание детей в русских семьях традиционно лежит на матерях, можно сделать вывод, что их позиция в этом плане является доминирующей. Несмотря на тяжелые годы нынешних социально-экономических реформ, интерес к образованию не ослабевает на всех его уровнях [7]. Хотя не проводилось специального исследования, но я склонна полагать, что здесь сказывается влияние и забота матерей, подталкивающих своих чад на получение профессионального образования - даже без видов на реализацию такой возможности. В России высшее образова-

ние всегда было связано с понятием «элитарности». Поэтому «иметь образование» и раньше, и теперь означает «иметь шанс мобильности». Ведение домашнего хозяйства, участие женщин на равных с мужчинами в общественной жизни привели к тому, что «умение благоустройства быта и ведения хозяйства» они реализуют и на профессиональном уровне. «Женский стиль» руководства, «женская культура» организации - не только научные термины, это сейчас социальная действительность. Сегодня значительно расширился перечень профессий, которыми может владеть женщина. Несмотря на спад такой активности женщин в начале 90-х годов, в настоящее время значительно возрос процент их участия в ведущих общественных сферах, в органах исполнительной власти.

• Изменение позиций мужчин.. Тот факт, что на самом высоком уровне выражается озабоченность по поводу отсутствия женщин в органах законодательной власти, свидетельствует о том, что женщины сумели доказать свою компетентность и в этой сфере.

И все же, как отмечают социологи, здесь создается лишь иллюзия благополучия. Насколько реально допущены женщины к равноправному участию в управлении обществом, к ответственности за принципиальные решения в производстве, политике и других областях общественной жизни? Гидденс отмечает, что «в 1850 г. в Великобритании 99% клерков были мужчинами. Быть служащим означало, как правило, занимать ответственный пост, обладать знанием бухгалтерии и нередко принимать на себя обязанности управляюще-го.<...> В 1986 г. около 90% конторских служащих и 98% секретарей в Великобритании были женщины» [3, С. 166]. Реально эта «мобильность» выражается в том, что «заработок женщин-клерков в Великобритании состав-

ляет 60% от заработка мужчин, имеющих ту же профессию» [3, С. 168].

Посмотрим на оборотную сторону медали каждой из перечисленных позиций.

1. Изменение позиций женщин. В настоящее время в России насчитывается около 400 женских организаций. Однако проблемы, которыми они занимаются, традиционно считаются «женскими». И это не только вина общества, здесь и боязнь, и неготовность женщин брать на себя ответственность за более существенные проблемы.

2. Увеличение перечня профессий. Реальная доля участия женщин в «мужских» профессиях незначительна и в нашей стране, и за рубежом. Основные сферы реализации их профессиональной компетенции - образование (80%), учреждения культуры, искусства (79%), здравоохранение и социальное обеспечение (81%), наука и научное обслуживание (50%) [5].

3. Изменение позиций мужчин. Коренного изменения патерналист-ско-го мышления в обществе не произошло. Мужчины сдают лишь те позиции, которые по ряду причин стали в меньшей степени обладать экономическим или символическим капиталом. Эту закономерность на примере Латвии, Великобритании и других стран Европы И. Островская доказала в своем выступлении на конференции 188Б1-2002 г. [8]. На примере нашей страны ген-дерная асимметрия, выявленная Г.Г. Силласте, также служит доказательством данной закономерности: «Многие молодые люди отвернулись от аспирантуры, и число девушек среди аспирантов росло быстрее, чем мужчин». [5, С. 102].

Иллюстрацией устойчивости стереотипов в сфере образования может служить уже упомянутый нами Смольный институт. Его открытие в 90-х годах в Санкт-Петербурге по сути реанимиро-

вало стереотип представлений о статусе женщины в обществе как женщины-помощницы: цикл специальностей, предлагаемых для обучения, носит сервисный характер (переводчик, менеджер, парикмахер и т.п.). Тем самым как бы реализуются поговорки: «Курица не птица - женщина не ...» (здесь вставьте любую профессию, должность).

Из приведенных примеров социальной мобильности можно сделать вывод, что механизмы воспроизводства в обществе намного мощнее механизмов изменений. Однако если сравнивать пессимистические выводы, полученные на основании исследований мобильности, то относительно женского образования выявляется весьма позитивный прогноз.

В России признание женщины как профессионала происходило в большей степени благодаря образованию, нежели иным путем. В России, по результатам выборов 1985 г. в Верховный Совет РСФСР, женщины составляли 35,3%, в краевые - 49,7%. Снятие квот привело к тому, что реально женщины не проходят во властные структуры, поэтому возрастает их число в «коридорах» исполнительной власти. В настоящее время в законодательных органах России наметилась тенденция «ухода» женщин из политики: количество женщин в Государственной Думе в 1993 г. составляло 13,5%, сейчас - 6,7% [9, С.68].

Что все-таки дали квоты? Прежде всего они активизировали политическую деятельность женщин. Создание параллельно общественных женских организаций позволило изменить не столько, может быть, отношение общества к женщине, сколько отношение женщин к своей роли в обществе.

Квоты и поощрение участия женщин в активной управленческой деятельности привели, в частности, к тому, что ценность образования для них стала намного выше, чем для мужчин: специалисту-мужчине свою ква-

лификацию на работе доказать проще, чем женщине.

В постиндустриальном обществе, где доминирующим является интеллектуальный, а не физический труд, где особое значение приобретает информация, роль женщин как социальной группы усиливается. Быстрота изменений технологий, которые влекут за собой изменения социума, требуют полного участия общества в этих процессах. Здесь неважно кто (женщина или мужчина) подали идею, неважно кто из них реализует ее. Важны быстрота реакции на изменения и гуманистическая позиция. Поэтому гендер-ное образование не должно строиться на позиции противопоставления «мальчик - девочка», необходимо искать новые возможности для развития личности ребенка. Другими словами, важны не старые формы, а новые идеи.

Литература

1. Тойнби А.Дж, Икеда Д.И. Диалог Тойн-би - Икеда. Человек должен выбрать сам. - М., 1998.

2. Костикова И., Митрофанова А., Пули-на Н, Градскова Ю. Перспективы тендерного образования в России: взгляд педагога. //Высшее образование в России.- 2001.- №2.

3. Гидденс Э. Социология. - М., 1999.

4. Шубкин В.Н. Вместо введения. Старые и

новые проблемы российской социологии // Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. - М., 1994.

5. Силласте Г.Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога. // Высшее образование в России. -2001.- №2.

6. Высшее образование в России. Стат. Сб.

- М., 2002, С. 22.

7. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности.

- М., 2000.

8. Ostrovska Use. Entering the Field ofPower:

the Impact of Changing Gender Identity on Women's Political Participation// ISSEI-2002 VIII International Conference European Culture in a Changing World: Between Nationalism and Globalism. -Aberystwyth, 22-27.- July, 2002

9. Романенко Л. Политика - искусство со-

гласия: гендерный аспект //Высшее образование в России.- 2001.- №3.

В. ДУБИЦКИЙ, доцент, проректор

Омский государственный университет

Сегодня преподавателям присущ своего рода социологический «дальтонизм», т.е. неспособность воспринимать определенные цвета социальной реальности. Одни акцентируют консервативные ценности, другие -прогрессивные, в одном случае студен-

Преподавателю нужно быть социологом?

тов тянут назад, в другом - забегают вперед. Вопрос: какой конкретно видит себя молодежь, свои задачи и цели? Как позиционирует себя в современном мире?

То, что образование должно соответствовать структуре общественных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.