Научная статья на тему 'Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин'

Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3298
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силласте Г.

В Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации состоялся ежегодный (третий по счету) «круглый стол» на тему «Гендерная социология экономика образование», проводимый кафедрой социологии совместно с журналом «Высшее образование в России», Исследовательским комитетом гендерной социологии Российского общества социологов и Международной ассоциацией общественных объединений «Женщины и развитие». Круглый стол был посвящен актуальным проблемам исследования социогендерных процессов в сфере российского образования, экономики и финансов в условиях перехода к рыночным отношениям и собрал широкий круг исследователей разных школ и направлений, развивающих гендерный подход в изучении явлений и процессов общественной жизни. Предметом дискуссии стали: гендерная асимметрия и профессиональная мобильность в экономике, финансах и образовании; гендерный аспект модернизации образования; гендерная составляющая учебного и воспитательного процессов в вузе. В «круглом столе» приняли участие представители пяти регионов России, среди которых ученые 14 вузов и научно-исследовательских организаций, руководители средств массовой информации, лидеры ряда неправительственных женских организаций. Редакция журнала, развивая сотрудничество с кафедрой социологии Финансовой академии при Правительстве РФ в области гендерного анализа сфер образования и экономики, открыла во втором номере 2001 года рубрику «Высшая школа: гендерная парадигма». Она привлекла внимание широкого круга вузовских исследователей, профессоров и преподавателей, занимающихся гендерным анализом системы образования. Статьи многих из них были опубликованы в данной рубрике. Редакция публикует статью доктора философских наук, председателя Исследовательского комитета гендерной социологии Российского общества социологов (РОС) Силласте Галины Георгиевны, развивающую основные идеи статьи «Гендерная асимметрия в образовании и науке: Взгляд социолога», опубликованной во втором номере нашего журнала за 2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Силласте Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин»

ГЕНДЕРНАЯ ПАРАДИГМА

В Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации состоялся ежегодный (третий по счету ) «круглый стол » на тему «Тендерная социология -экономика - образование », проводимый кафедрой социологии совместно с журналом «Высшее образование в России », Исследовательским комитетом гендерной социологии Российского общества социологов и Международной ассоциацией общественных объединений «Женщины и развитие ». Круглый стол был посвящен актуальным проблемам исследования социогендерных процессов в сфере российского образования, экономики и финансов в условиях перехода к рыночным отношениям и собрал широкий круг исследователей разных школ и направлений, развивающих гендерный подход в изучении явлений и процессов общественной жизни. Предметом дискуссии стали: гендерная асимметрия и профессиональная мобильность в экономике, финансах и образовании; гендерный аспект модернизации образования; гендерная составляющая учебного и воспитательного процессов в вузе. В «круглом столе» приняли участие представители пяти регионов России, среди которых ученые 14 вузов и научно-исследовательских организаций, руководители средств массовой информации, лидеры ряда неправительственных женских организаций.

Редакция журнала, развивая сотрудничество с кафедрой социологии Финансовой академии при Правительстве РФ в области гендерного анализа сфер образования и экономики, открыла во втором номере 2001 года рубрику «Высшая школа: гендерная парадигма ». Она привлекла внимание широкого круга вузовских исследователей, профессоров и преподавателей, занимающихся гендерным анализом системы образования. Статьи многих из них были опубликованы в данной рубрике.

Редакция публикует статью доктора философских наук, председателя Исследовательского комитета гендерной социологии Российского общества социологов (РОС ) Силласте Галины Георгиевны, развивающую основные идеи статьи «Ген-дерная асимметрия в образовании и науке: Взгляд социолога», опубликованной во втором номере нашего журнала за 2001 г.

Г. СИЛЛАСТЕ, профессор Финансовая академия при Правительстве РФ

Предварительные методологические посылки

Первая. Проблема карьерного роста женщин - актуальная и универсальная проблема XXI века.. Она существует во всех странах и у всех народов, хотя в каждом конкретном случае имеет свои

Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин

национальные, этнические, психологические, социокультурные и экономические особенности, отличается по масштабам и направлениям, содержанию и характеру постановки. Само понятие «карьера» женщины вызывает много дискуссий и нуждается в определении.

«Карьера» (от итальянского слова сатега - бег, жизненный путь, поприще) имеет несколько значений и по-разному интерпретируется зарубежными и российскими социологами. В советских и нынешних российских социологических словарях отсутствует его определение. Как социолог я предлагаю следующую интерпретацию этого понятия: карьера - это последовательное, поэтапное повышение должностного, профессионального и социального статусов личности, достигаемое различными формами ее профессионального и социального развития в течение всей трудовой деятельности. Достижение каждого нового этапа в служебном продвижении женщины-специалиста закрепляется нормативно (указом, приказом, распоряжением и т.п.) по месту трудовой занятости.

Эволюцию карьеры женщины обусловливает ряд объективных и субъективных факторов, среди которых: оплата труда и уровень доходов, экономическая самостоятельность и самосознание женщины, степень ее эмансипации и уровень квалификации. В конечном итоге, карьера выражается в повышении социального и профессионального статусов, а также социального престижа женщины-специалиста.

Вторая посылка. Женщина формирует свою служебную карьеру на протяжении всей трудовой и профессиональной деятельности и во всех сферах жизни общества (экономической, политической, духовной, социальной). Пик ее карьерного роста наступает, как правило, к 20 годам профессиональной деятельности. Но этот процесс имеет гендерные отличия. У мужчин карьерный рост может происходить непрерывно, всю трудовую жизнь и является неизменной ценностной ориентацией мужчин на власть, деньги, материальные блага.

У женщин карьерный рост чаще все-

го дискретный (прерывистый) с определенными вынужденными паузами по семейно-бытовым причинам (рождение ребенка, уход за ним, перемещения мужа), а потому, как правило, замедленный. Целевая установка женщин на карьеру гуманизированная и больше связана не с ориентацией на получение власти и самоценность карьеры, а на карьеру как инструмент самореализации, приобретения экономической независимости от мужчины и оказания поддержки близким.

Третья. Карьера женщины, ее перемещение по служебной лестнице находятся в прямой зависимости от ее социальной и профессиональной мобильности.

Согласно концепции Питирима Сорокина, социально-профессиональная мобильность развивается в двух формах: либо в вертикальной («лифтовой»), которая может быть восходящей и нисходящей (в зависимости от перемещения вверх или вниз по должностной лестнице), либо в горизонтальной («челночной»). В эволюции карьеры женщины-специалиста особое значение имеет именно восходящая профессионально-должностная мобильность.

Четвертая. Карьерное продвижение женщины зависит от уровня ее профессиональной квалификации. Так, если женщина занята высококвалифицированным трудом, особенно умственным, то ее карьера носит, как правило, структурированный характер (т.е. служебные перемещения последовательны, предсказуемы, так как происходят в большинстве случаев в соответствии с логикой развития профессии и профессиональных навыков). К примеру, рост должностного статуса женщины от специалиста-экономиста до управляющей банком или компанией. Чем ниже квалификация работающей женщины, тем более случайный, неструктурированный (непоследова-

тельный) характер приобретают ее карьерные перемещения. Поэтому высокая профессиональная квалификация женщины-специалиста является своего рода «стартовой площадкой» для ее карьерного роста.

Не имея высшего экономического образования, работающая на предприятии женщина никогда не станет руководителем подразделения, хотя и может временно занимать должности, не соответствующие ее профессиональной базе (допустим, в силу отсутствия профессионалов).

Кстати говоря, такой вид неструктурированного карьерного перемещения был характерен для первой половины 90-х годов - начального этапа формирования нового финансово-банковского сектора российской экономики. Тогда 3,5 тысячи коммерческих банков требовали кадров, к тому времени еще не подготовленных высшими учебными заведениями в необходимом количестве. Поэтому на работу принимали специалистов, зачастую весьма далеких от экономических и финансистских профессий. С учетом специфики волнообразного развития безработицы на ее первой волне в финансово-банковскую сферу влилось очень много инженерно-технических специалистов - бывших работников промышленности, в том числе оборонной, ставшей ненужной при безрассудной конверсии. Со второй волной безработицы (середина 90-х годов) эту сферу пополнила когорта гуманитарной интеллигенции, выброшенной на рынок труда и занятости из своей профессиональной области в результате закрытия многих школ, детских дошкольных учреждений, сокращений штатов вузовских работников. Третья волна - «респектабельная безработица» (осень 1998 года) впервые ударила по социальной престижности и социальной устойчивости самой финансо-

во-банковской сферы труда, до кризиса наиболее динамично развивавшейся [1].

Неструктурированная карьера среди женщин в этом секторе экономики (а еще более - мужчин) была очень распространенным явлением. В начале нового столетия социальная престижность финансово-экономического образования остается весьма высокой. Специалистов готовится много. Конкуренция (в том числе гендерная) резко усилилась.

Пятая посылка. Объективные социальные и экономические условия, в которых развиваются профессиональные навыки и карьера женщин, характеризуются гендерной асимметрией российского общества и всех секторов его рынка труда, занятости и профессий.

Гендерная асимметрия - это социальное явление, отражающее объективную закономерность количественного распределения мужчин и женщин в социальной структуре общества и во всех сферах его жизнедеятельности, а также качественные социальные последствия этого явления. В основе гендер-ной асимметрии лежат как биологические и физиологические различия полов, так и конкретные экономические, социальные и политические условия, реальная демографическая ситуация в обществе.

Количественная характеристика гендерной асимметрии имеет и выражает исторически сложившуюся демографическую ситуацию, резко обострившуюся в результате войн, социально-экономического и политического кризисов 90-х годов ХХ столетия. Как результат - численный (на 6%) перевес женщин в структуре населения. Поэтому правомерно говорить о современном российском обществе как о гендерно-асимметричном в «пользу» женщин. Это ни хорошо, ни плохо. Это данность, в условиях которой развива-

ется трудовая активность и карьерные перемещения женщин.

Таким образом, анализ проблемы карьерного роста женщин в условиях формирования рыночной экономики напрямую связан с исследованиями социально-профессиональной мобильности, возможностей профессионального роста, а также конкретных социальных условий развития личности и гендерных общностей.

Состояние экономики - решающий фактор общественной жизни, радикально влияющий на положение мужчин и женщин, в том числе и в сфере образования. Именно в экономике, где произошли наиболее важные количественные и качественные изменения в гендерной асимметрии, протекает ярко выраженный процесс дефеминизации, т.е. сокращение количества работающих женщин и, напротив, увеличение числа занятых мужчин.

В 1989 году удельный вес женщин в общей численности занятых в экономике составлял 51%. Спустя 10 лет -48%. Сокращение весьма существенное - на 3%. Удельный вес женщин к 1999 году по сравнению с 1990 годом сократился в промышленности - на 10%, в сельском хозяйстве - на 7%, в строительстве - на 3%, в связи - на 9%, в оптовой, розничной торговле и общественном питании - на 18%, в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - на 2%, науке и научном обслуживании -на 3%, в финансах, кредите, страховании - на 19% [2].

За последние как минимум 35 лет подобного падения женской занятости в экономике никогда не было.

Относительное повышение женской занятости отмечено только в сфере образования: всего на 1% за последние десять лет. За десятилетие один процент! По всей вероятности, этот скромный рост произошел за счет по-

явления частного сектора в системе образования. Гендерная асимметрия резко сместилась «в пользу мужчин» и создала качественно новую ситуацию на рынке труда, занятости и профессий.

Особенности карьерного роста женщин в современной России

Решающей особенностью, на мой взгляд, является его зависимость от смены формы собственности в экономике. К началу нового столетия Россия стала страной с превалирующей частной формой собственности, и это многое изменило в профессиональном и карьерном продвижении женщин.

В современных условиях на предприятиях государственной и муниципальной собственности заняты 24 млн. россиян, или 38% от всех занятых в экономике. В частном секторе трудятся почти 28 млн., что составляет 43,2% всех занятых в экономике; в смешанной без иностранного участия -10,5 млн. (16,4%), в смешанной с иностранным участием - 1 млн., или 1,6% [3]. Возможности карьерного роста представителей гендерных общностей существенно зависят от сектора экономики. Как показывают социологические исследования, преобладающая часть российских женщин предпочитает работать на государственных предприятиях и в государственных организациях. Главный мотив - более высокий уровень социальной защищенности, больше гарантий соблюдения законодательных и административных норм, хотя оплата женского труда ниже, чем в частном секторе экономики. И хотя в сфере экономики женщины остаются преобладающим большинством во многих ее секторах, их социальная дискриминация стала значительно сильнее, чем когда-либо ранее.

Другая особенность. Профессионально-статусное развитие женщин происходит в условиях социальной поляризации общества, его стратификации на разные по уровню доходов слои населения, возросшей зависимости от работодателя и его бесконтрольности; ослабления защитной силы трудового законодательства (имеется в виду новый российский трудовой кодекс).

К началу 2003 года бедное население России составило не менее 30% (по данным Госкомстата, а по данным социологических исследований - около 40%). Феминизация бедности в России - общепризнанный социальный факт.

В условиях перехода к рынку социально-профессиональный статус, согласно результатам опросов общественного мнения, проводимых ВЦИОМ, повысили 17-20% женщин, снизили - до 44%, а сохранили - 39%. В целом возможности профессионального и карьерного роста для большинства женщин сократились.

Однако эти выводы не следует в равной мере распространять на все общество и все слои женского населения. Позитивные перемены в социально-психологическом настрое женщин, в их отношении к жизни, к власти затрагивают сравнительно небольшую часть женского населения (20-25% респондентов).

Третья особенность. Стартовые условия для развития карьеры в конкретных экономических условиях создаются прежде всего системой образования.

Наступившее новое столетие отмечено начавшимся процессом дефеми-низации сферы образования.

С исторических позиций надо отметить, что до 1917 года гендерная асимметрия в системе российского образования была полярно выраженной «в пользу мужчин», так как женщины не имели свободного доступа в высшие

учебные заведения, не обладали равными с мужчинами правами и возможностями в учебе. За годы Советской власти «весы» гендерной асимметрии в этой сфере резко качнулись в противоположную сторону - в сторону неуклонного увеличения удельного веса женщин. И на протяжении 70 с лишним лет Советской власти женщины устойчиво составляли абсолютное большинство среди обучавшихся в средней и высшей школе. Этот процесс характеризовался феминизацией сферы образования.

В какой мере симметрична в гендер-ном отношении система подготовки специалистов в современных условиях?

В 2002 г. образовалось своеобразное «гендерное коромысло». Одно его плечо поднято вверх - в пользу преобладания женщин и отражает процесс феминизации высших и средних специальных учебных заведений (56% и 55% женщин против 44% и 45% мужчин). Центр тяжести этого специфичного «тендерного коромысла» образуют школы - единственный в начале нового столетия сектор образования, достигший гендерной симметричности среди обучающихся (50% к 50%).

А далее «гендерное коромысло» резко опускается в сторону дефемини-зации, т.е. сокращения удельного веса женщин при явном увеличении количества мужчин. Самым «мужским» сектором сферы образования в России является докторантура (64% против 36% мужчин). Буквально рядом - начальное профессиональное образование (62% юношей против 38% девушек). И, наконец, оттягивает это «гендерное коромысло» в сторону выраженной гендерной асимметрии «в пользу мужчин» аспирантура. В ней впервые за многие десятилетия количество мужчин на 14% превысило количество женщин (57% против 43%) [4].

Россия остается редкой страной, в

которой доля женщин среди преподавателей вузов и ученых самая большая в мире. Если в США женщины среди ученых составляют 36%, в Канаде - 31%, во Франции - 28%, в Германии-20%, то в России - более 50% [5].

Таким образом, в начале XXI века гендерная структура образования и науки претерпевает в России качественные изменения, в результате которых процесс феминизации ослабевает и, напротив, усиливаются тенденции дефе-минизации ряда секторов. В результате среди обучающихся в государственном секторе образования произошло заметное приближение к необычному явлению - гендерной симметрии (50,6% женщин, 49,4% мужчин).

Их этого следует, что гендерная конкуренция на рынке труда, занятости и профессий в ближайшее десятилетие будет возрастать. А если исходить из демографического прогноза увеличения численности женщин в составе населения РФ к 2015 году как минимум до 56%, что означает дальнейшую феминизацию российского общества, то развитие рынка труда, занятости и профессий будет все больше изменять конкурентоспособность вузовских специальностей и осложнять процесс трудоустройства и профессиональной мобильности женщин.

Рост социальной престижности высшего образования, я бы даже сказала, его_реанимация отмечается социологами с 1996 года. На 10 тысяч населения в России сегодня приходится 327 обучающихся в государственных и негосударственных вузах. Это самый высокий показатель за всю историю российской высшей школы. В 2003/2004 учебном году на бюджетной основе будут учиться на 16 тысяч студентов больше, чем в прошлом году (в общей сложности - 594380 чел.). К настоящему времени 46% российских студентов учатся бесплатно, 54% - за деньги.

Среди 1009 российских вузов негосударственных - 388, государственных

- 621. Таким образом, объективно сложившиеся условия на экономическом, профессиональном и образовательном поле подводят к рабочей гипотезе о том, что вопросы гендерной конкуренции специалистов и карьерного продвижения будут не только сохранять, но усиливать свое значение в системе подготовки и профессиональной мобильности кадров.

Важной областью карьерного продвижения женщин является сфера управления, в частности - его политическая сфера.

И здесь протекают оба процесса, связанные с гендерной асимметрией. С одной стороны - неуклонная феминизация государственного аппарата на среднем управленческом (консультативном) уровне, включающем в себя руководящие должности высокого, среднего и низкого уровней. В результате количество мужчин на этих уровнях уменьшилось за последнее десятилетие от 1,5 до 2 раз. Процесс феминизации аппарата исполнительной власти зашел далеко.

По данным Госкомстата, среди госслужащих на федеральном уровне женщины составляют 74%, на уровне субъектов Федерации - 67%, на муниципальном уровне - 76%, на районном и городском уровнях - 77%, на сельском - 73%. Не надо думать, что женщины за 10 лет ничего не добились в политике и управлении. Эта армия женщин-госслужащих участвует в решении жизненно важных для населения вопросов [6].

С другой стороны, наблюдается процесс усиления дефеминизации на высшей управленческой ступени. Растут должностные статусы и влияние мужчин, непосредственно принимающих решения на высших этажах власти

- в общенациональном, региональном

масштабах и на уровне субъектов Федерации. Здесь гендерная асимметрия в пользу мужчин не только не преодолена, но и существенно усилилась.

На высшей ступени (члены правительства, министры федеральные и субъектов Федерации) участвуют в выработке государственных решений всего 0,1% женщин. Чем ниже уровень политической власти, тем шире представительство женщин (и тем большее влияние они оказывают на решение конкретных, практических вопросов жизни людей!).

Надо признать, что в конце ХХ столетия в борьбе за свое представительство в высшем законодательном органе страны женские движения в России потерпели поражение. Среди женского электората произошло самое сильное за годы реформ политическое и организационное размежевание. Резкая асимметрия в пользу мужчин в Думе свидетельствует о том, что российские женщины пока не обладают необходимым опытом развития политической карьеры и электоральной борьбы за равноправное участие в «большой политике» и в «большой власти». Главное: не умеют солидаризироваться во имя общих социальных интересов. Слишком ярко выраженные негативные черты женской психологии - с одной стороны, политическая стратификация женщин по идейным взглядам и предпочтениям, с другой - политическая инертность и отсутствие своих политических авторитетных женских лидеров - мешают российским женщинам выступить консолидированной политической силой на выборах.

Можно ли создать абсолютное равноправие полов в условиях гендерной асимметрии общества? Абстрактно-теоретически это возможно, но на практике вряд ли полностью достижимо. Цель гражданского общества состоит в том, чтобы в максимальной сте-

пени и демократическим путем уравнять социально-профессиональные возможности мужчин и женщин, а также реальные условия их реализации. Важно гендерную асимметрию в карьерном продвижении женщин свести к пропорции, отвечающей коренным общественным интересам, и своевременно нейтрализовать ее негативные социальные последствия.

Исследованию гендерной асимметрии, профессиональной мобильности и должностного (карьерного) роста специалистов в одной из наиболее динамично развивающихся сфер российской экономике - финансово-банковской- посвящены два крупных социологических проекта, завершенных в 2003 году кафедрой социологии Финансовой академии при Правительстве РФ: «Тендерная асимметрия в системе высшего экономического образования и ее социальные последствия» (НТП Министерства образования РФ, про-ект№ 1356) и «Тендерная асимметрия как фактор социально-профессиональной мобильности специалистов финансово-банковской сферы в условиях становления рыночной экономики» (грант Министерства образования РФ ГОО-1.4-145).

Гендерные особенности и тенденции, выявленные в сфере экономического образования и в финансово-банковском секторе экономической занятости, имеют не узко специализированный, а более широкий характер.

В то время как реальный сектор экономики в России неуклонно сокращается. финансово-банковская сфера деятельности. напротив, расширяется, развиваются новые ее институты и структуры, растет престижность профессий экономиста и финансиста, юриста и менеджера. Все большее количество вузов ориентируется на подготовку специалистов в этой области.

С 1995 года выпуск кадров для промышленности сократился на 33%, а для сферы обслуживания, напротив, возрос на 65%. Финансово-банковская область -одна из них.

Сегодня сфера финансов, кредита, страхования отличается рядом социальных особенностей [7].

Оставаясь феминизированной сферой, она, в частности, характеризуется четко выраженной тенденцией дефе-минизации. К 2002 году численность женщин сократилась здесь на 21% и составляет сегодня 69%. Доля мужчин, напротив, возросла до 31%. На рынке труда, занятости и профессий финансово-банковских специалистов повысилась конкуренция между мужчинами и женщинами. Мужчины начали вытеснять женщин с позиций ведущих специалистов и руководителей, среди которых в прошлом было много женщин.

Причин повышения гендерной конкурентоспособности мужчин в этой сфере несколько.

1. Высокий уровень оплаты труда (наряду с его комфортными условиями и высокой степенью технизации). Так, средняя заработная плата в системе финансов, кредита, страхования в два с лишним раза выше, чем в промышленности. А если конкретнее, то она стоит на третьем месте после заработной платы нефтяников и газовиков.

2. Значительное омоложение кадрового состава. Средний возраст занятых здесь специалистов один из самых молодых - 36,8 лет. Это возраст социально и профессионально наиболее мобильный, творчески инициативный.

3. Уровень образования здесь - один из самых высоких. После сфер науки и научного обслуживания (58,3%), системы образования (43,2%) финансово-банковская сфера занимает третье место по удельному весу специалистов с высшим образованием (40,6%).

4. Динамизм карьерного продвиже-

ния. Хотя он не лишен гендерных отличий, деловая карьера женщины в сфере финансового бизнеса сегодня формируется быстрее, чем в реальном секторе экономики. Однако в целом гендерная асимметрия карьерного роста женщины-экономиста, финансиста остается довольно существенной. Женщины в высших этажах финансового бизнеса (не говоря уже об олигархической ступени) составляют от 2 до 4%.

Гендерная структура студентов государственных вузов по специальности «Экономика и управление» остается феминизированной и гендерно-асим-метричной. Среди обучающихся - 71% женщин против 29% мужчин. Однако внутри специализаций «кредит», «страхование», «аудит» и др. происходит гендерная дифференциация предпочтительности выбора профессии. Наметилось смещение в сторону ген-дерно-сбалансированных специальностей (сама по себе группа очень редкая), ориентация студентов на «бухгалтерский учет и аудит». Преимущественно мужскими становятся специальности «налоговая полиция», «налогообложение», «кредит», «финансы» и «оценочная деятельность». Для женщин бьльшую привлекательность сохраняют «бухучет», «страхование», «финансовый менеджмент». Высокопрестижными среди обеих гендерных групп студентов экономических вузов являются, по данным наших исследований, профессии аудитора, экономиста, менеджера и налогового полицейского [8].

Жизненные планы и жизненные стратегии студентов экономических вузов различаются по гендерному признаку. «Жизненные стратегии» отражают перспективные планы развития личности, а также средства их реализации. В исследовании [8] их было выделено восемь. Базовая: профессио-

нально-трудовая жизненная стратегия (главное - «устроиться на работу по специальности»), на которую почти в равной степени ориентируются и мужчины (60%), и еще больше (63%) женщины. Вторая по распространенности стратегия - семейно-бытовая (главное - «создать семью»). Это преимущественно (40%) женская стратегия (среди мужчин на нее ориентируются меньше - 32%). Третья стратегия - карьер-но- должностная («получить повышение в должности») - преимущественно мужская (44% против 27% ориентирующихся на нее женщин). Причем сегодня такой процент ориентированных на карьеру женщин выше, чем в начале и середине 90-х годов. Динамика карь-ерно-должностной стратегии женщин в финансово-банковской сфере отражает существенные изменения, происходящие в профессиональных и деловых устремлениях нового поколения российских женщин.

Четвертая стратегия (симметричная для обеих гендерных групп) - поддержка родителей (25-27%). Пятая -научная карьера («поступить в аспирантуру») - в начале нового столетия впервые за многие годы стала преимущественно мужской (21% против 15% среди женщин). По сути, эта стратегия для студентов финансово-экономических вузов (и не только их, но и многих других) стала альтернативой призыву в армию.

Шестая жизненная стратегия - миграционная с установкой на работу за рубежом (без смены или со сменой гражданства). Эта стратегия в равной мере принята в обеих гендерных общностях студентов экономической специализации, но среди женщин она более выражена (23% против 20% среди мужчин). Однако преимущественный выбор ориентирован на сохранение российского гражданства (особенно среди женщин - до 18%).

С учетом возможности неструктурированной карьеры обращает на себя внимание еще одна - седьмая - жизненная стратегия студентов-экономистов после окончания вуза: «смена приобретенной профессии». 14% женщин и 11% мужчин - будущих экономистов и финансистов - ориентируются на трудоустройство НЕ по приобретенной специальности. Очевидно, ведущей ориентацией в этой группе является горизонтальная социально-профессиональная мобильность (карьера неструктурированного вида).

И восьмая жизненная стратегия, обладающая самой низкой степенью привлекательности среди студентов-экономистов и финансистов: «заняться политической карьерой». Это преимущественно ориентация мужской ген-дерной общности: ее придерживаются почти в 3 раза больше юношей, чем девушек (7,4% против 2,6%).

Таким образом, жизненные стратегии будущих специалистов-экономистов имеют свои отличительные особенности, и их реализация отразится на рынке труда и занятости. Вместе с тем гендерные различия в целом не изменяют признания мужской и женской частью «экономического студенчества» трех главных стратегий в их поствузовской жизни: профессионально-трудовой, семейно-бытовой и карь-ерно-должностной.

Однако степень распространенности этих стратегий различна в разных гендерных общностях. Если в женской шкале стратегий ведущие места располагаются в таком порядке: профессионально-трудовая, семейно-бытовая и карьерно-должностная (их сторонниц от 63% до 27% опрошенных), то в мужской шкале иерархия иная: профессионально-трудовая, карьерно-должнос-тная, семейно-бытовая и научная. Среди будущих специалистов-экономистов женщины тяготеют к горизонтальной

социально-профессиональной мобильности, мужчины - к восходящей вертикальной мобильности.

По результатам социологического исследования, проведенного нами среди самих специалистов финансово-банковской сферы, большинству из них приобретение финансово-банковской профессии в качестве дополнительной к их прошлому высшему (неэкономическому) образованию предоставило интересную работу, позволило повысить уровень заработной платы и доходов (40,3%); благодаря карьерному росту новая профессия обеспечила возможность дальнейшего повышения социального статуса (35%). Для каждого третьего занятого в финансово-банковском секторе экономики (31%) привлекательной чертой остается пре-

щей мобильности более активно, чем женщины. Это особенно отчетливо прослеживается на примере тех ген-дерных групп, которые после окончания вуза меняли свою профессию неоднократно. Таких среди мужчин-специалистов финансово-банковской системы почти 18%.

Из каких сфер «рекрутированы» многие специалисты, занятые в ней сегодня?

По результатам исследования (табл. 2), данная область профессиональной деятельности за годы реформ в значительно мере пополнилась специалистами из сфер образования (16,2%), промышленности (около 10%), торговли (5,4%).

Непременным условием вертикальной восходящей мобильности специалиста является повышение им своей

Таблица 1

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ВЫБОРЕ НОВОЙ ПРОФЕССИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕНДЕРНОЙ ОБЩНОСТИ, (%)

Черты профессии Мужчины Женщины По выборке

1. Интересная профессиональная деятельность 66,5 56,6 61,2

2. Высокий уровень зарплаты 43,1 37,9 40,3

3. Возможность должностного, карьерного роста 36,7 33,3 34,9

4. Престижность сферы деятельности 31,9 29,7 30,7

5. Своевременная оплата труда 26,6 33,3 30,2

6. Возможность широкого самовыражения 29,3 25,6 27,3

7. Значимость выполняемой работы 23,4 27,4 25,6

8. Устойчивость профессиональной сферы деятельности 22,3 25,6 24,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Другое 2,7 3,2 2,9

стижность этой сферы деятельности (табл.1).

Результаты исследования подтверждают, что профессиональная мобильность работников финансово-банковской сферы отличается высоким динамизмом. Повышают свой должностной статус, развивая восходящую профессиональную мобильность, примерно треть специалистов (33,1%). Горизонтальная мобильность присуща 44%. Мужчины вовлечены в процесс профессиональной восходя-

квалификации. Мужчины, занятые в финансово-банковской сфере, в два раза чаще, чем женщины, используют долгосрочную форму приобретения новых профессиональных знаний -второе высшее образование (24,5% против 11% среди женщин) и в 2 раза реже прибегают к обучению на краткосрочных курсах повышения квалификации (7% против 14%). Иначе говоря, мужчины стремятся создать себе более прочный фундамент для карьерного и профессионального роста, чем

женщины. Неудивительно, что среди мужчин, занятых в финансово-банковском секторе экономики, оценивают себя в качестве высококвалифицированного специалиста в 1,5 раза больше респондентов, чем среди женщин (34% против 20%).

Действует ли фактор дискриминации для ограничения служебного продвижения женщин-специалистов в финансово-банковской сфере? Действует. В целом признали существование негласного ограничения по признаку пола при приеме на работу в финансово-банковских организациях в 1,5 раза больше женщин (48,7%), чем мужчин. По признанию почти 31% женщин-специалистов, они (кто «в сильной мере» - 4%, кто «отчасти») сталкиваются с фактами такой дискриминации в своей профессиональной трудовой деятельности.

Иначе говоря, почти каждая третья ощущает действие так называемого «прозрачного потолка». Факты дискриминации по признаку пола в своей профессиональной деятельности отмечают не только женщины, но и (что весьма примечательно) 27% мужчин. Поэтому неудивительно, что, по мнению 8,1% женщин, занимаемая ими должность значительно ниже их реальных профессиональных возможностей. 29,7% респонденток выразили неудовлетворенность своим служебным продвижением и достигнутым на данный момент социально-профессиональным статусом в своей организации. Они считают, что уже начали «пе-

Таблица 2

ИЗ КАКОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИШЛИ В ФИНАНСОВО-БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ НЫНЕШНИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, (%)

Пр едшествующая сфера деятельности Мужчины Женщины По выборке в целом

Промышленность 10,1 9,6 9,8

Система образования 14,4 17,8 16,2

Торговля 3,7 6,8 5,4

Транспорт и связь 0,5 0,5 0,5

Культура 1,1 0,9 1,0

Местные органы власти 1,1 1,8 1,5

Законодательные органы 0,5 - 0,2

Армия (военнослужащий) 3,7 0,9 2,2

МВД 1,1 0,5 0,7

Органы безопасности 1,1 — 0,5

Федеральное управление 1,1 0,9 1,0

Другое 8,5 6,4 7,4

Постоянно работал в финансово-банковской сфере 22,3 18,7 20,4

рерастать» свою должность и могут претендовать на более высокую ступень в должностной иерархии.

Вместе с тем сторонников негативного отношения к карьерно-служебному продвижению женщин в финансово-банковской системе среди мужчин немало. Их три раза больше, чем среди женщин (18% против 6,2%). Необходимо отметить, что социальная дискриминация женщин-специалистов в финансово-банковской сфере чаще всего носит скрытый (или прикрытый) характер.

Виды карьеры в гендерных общностях различны. Не стану останавливаться на влиянии индивидуально-психологических, национальных, семейных особенностей на карьерные устремления и профессиональную мобильность женщин. Но не могу не отметить изменений, произошедших в течение последних десяти лет в профес-

сиональных ориентациях и деловых устремлениях экономически активных россиянок. Сегодня женщины в малом предпринимательстве составляют до 12-14%, что также свидетельствует о реальном удовлетворении многими женщинами своих профессиональных амбиций и возможностей.

Любое общество представляет собой гендерно-асимметричную систему, с той лишь разницей, что асимметрия количественно может быть «в пользу» той или другой гендерной общности. Эту данность вряд ли стоит оспаривать, тем более с ней «бороться». Задача, и весьма сложная, состоит в том, чтобы в социальной жизни, во всех ее сферах, включая образование и экономику, научиться учитывать ген-дерную асимметричность и использовать ее в интересах общественного прогресса и индивидуальной самореализации мужчин и женщин. Ведь, как писал итальянский демократ-гарибальдиец Джузеппе Мадзини, «женщина и мужчина - это те две ноты, без кото-

В. СУКОВАТАЯ, доцент Харьковский национальный университет

Образ Другого - одна из центральных категорий европейской философии последнего столетия. Эту категорию (other, otherness) используют теоретики различных школ и направлений - от Гадамера и Левинаса до Делеза, от теологической этики до рационализма и мультикультурализма. Политические теории сконцентрированы на изучении идеологических или классовых «других»; феминизм исследует женскую и/ или лесбийскую «друговость»; концеп-

рых струны человеческой души не дают

правильного и полного аккорда». Литература

1. Силласте Г.Г. Основы экономической социологии. - М., 2001. - С.116-117.

2. Труд и занятость в России. - М., 1999. -С. 315.

3. Социальное положение и уровень жизни в России. - М.,1999. - С.65; Госкомстат. Статистическое обозрение. - 2000. -№ 3. - С.73.

4. Сфера услуг в России. - М., 2000. - С. 192.

5. Образованные и одинокие // Российская газета. - 2003. - 7 мая.

6. Женщины и мужчины России.2000. - М., 2000. - С.93.

7. Гендерная асимметрия в системе высшего экономического образования и ее социальные последствия / Отв. ред. Сил-ласте Г.Г. - М., 2002. - С.33-36.

8. Гендерная асимметрия как фактор социально-профессиональной мобильности специалистов финансово-банковской сферы в условиях перехода к рынку / Отв. ред. Силласте Г.Г. - М., 2002. - С. 19-25.

Образование как практики Другого

Смерть и жизнь - во власти языка,

и любящие его вкусят от плодов его.

Притчи (18:21)

туальная эстетика пытается визуализировать художественную «инаковость»; психоанализ требует рассмотрения сексуального Другого или Другого-внутри-себя. В метафизике тотальный Другой -это Бог. В не-европейских философиях Другой - это европеец. Постструктурализм выделяет условия «от-чуждения » (предмета или явления), превращения его в «Другого»; феноменология размышляет о последствиях травмы от столкновения с Другим и особенностях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.