МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
3. Изард К.Э. Психология эмоций /Пер. с англ. СПб., : Изд-во «Питер», 1999. - 464 с.
4. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. -М.: МГУ, 1996. - 245 с. - С. 90-93.
5. Лук А.Н. Эмоции и чувства. - М.: Знание, 1982. - 176 с.
6. Мальцева Л.В. Эмотивно-событийный концепт «горе, беда, несчастье» в русской языковой картине мира // Дисс. ... кандидата фил. наук : 10.02.01. - Новосибирск, 2009. - 227 с.
7. Толковый словарь русского языка / Под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, М., Азъ, 1992. - 40518 статей.
8. Толковый словарь русского языка. 100000 слов. В современной редакции / Под ред. Д. Н. Ушакова. - Т.1. - Изд-во: АСТ М: Астрель, 2000. - 848 с.
9. Шаховский В.И. Эмоции и их концептуализация в различных лингвокультурных концептах // Международный журнал славистов: «Русистика»: сб. науч. трудов. Киев, 2001. Вып. 1. С. 13-19.
© Малышева Н.А., 2015
УДК 378
Н.Г.Маркова
Нижнекамский институт информационных технологий и телекоммуникаций (филиал) Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ, профессор кафедры экономики и менеджмента
г. Нижнекамск, Россия, РТ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация.
В контексте инновационной стратегии учебно-воспитательного процесса существенно возрастает роль преподавателя вуза как непосредственного носителя новаторских идей. Инновационная деятельность становится обязательным компонентом личной педагогической системы.
Ключевые слова.
Инновация, инновационная деятельность, инновационная стратегия, инновационное обучение, инновационная направленность, инновационные технологии, качество образования, педагогическая
деятельность, образование.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.
Образование было и есть непрерывным процессом формирования личности, который охватывает весь период активной жизни человека. Поэтому представители не только педагогической общественности, но и части российской политической элиты постепенно начинают осознавать, что именно образование может позволить России преодолеть затянувшийся кризис и войти в число современных высокоиндустриальных стран. Но при этом хочется подчеркнуть то, что просто словами проблему не решить, при этом необходимы практические действия. Что же может ожидать систему высшего образования России в будущем?
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации не только многих социальных институтов, но, в первую очередь, системы образования. Для современного общества характерен новый взгляд на образование и его функциональную роль в жизни людей...
Инновационная деятельность становится обязательным компонентом личной педагогической системы. В контексте инновационной стратегии учебно-воспитательного процесса существенно возрастает роль преподавателя вуза как непосредственного носителя новаторских идей. При всем многообразии технологий
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
обучения (диалогические, компьютерные, проблемные, модульные и др.) ведущие педагогические функции осуществляет преподаватель. С внедрением в образовательный процесс современных технических средств обучения он выступает как консультант, советчик, аниматор, воспитатель... Инновационная направленность формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза предполагает его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания студентов, создание в вузе определенной инновационной среды... Потребность в инновационной направленности педагогической деятельности преподавателя вызвана процессами, происходящими в образовательном мире и обществе в целом. Преподаватель должен быть готов к гибкому вхождению в инновационные процессы. Поэтому для преподавателя важно не только овладеть профессиональными знаниями, но и общей культурой. Готовность к педагогической деятельности включает вхождение в профессию, овладение стандартами профессионального педагогического образования, все то, что в основе своей поддается нормированию и технологизации. Деятельность преподавателя мы рассматриваем как многомерную деятельность. А инновационная деятельность преподавателя - это есть многомерная деятельность, поскольку она предполагает создание педагогических новшеств, освоение и их осмысление, затем применение на практике и, конечно, оценка инновационной деятельности в целом. В педагогике постоянно происходят процессы создания, освоения, применения педагогических теорий, новшеств, практических находок, т.е. инновационные процессы. Преподаватель вуза может разрабатывать свои педагогические идеи, пропагандировать их, а также осваивать и применять опыт других. Готовность преподавателя к инновационной деятельности, ее практической реализации свидетельствует об уровне его инновационной культуры как компонента его профессионально-педагогической культуры, его профессиональной компетентности. Инновационная деятельность характеризуется последовательностью действий: разработка нововведения; изучение и анализ созданного; оценка экспертами, опытная проверка; доработка специалистами и внедрение в практику; теоретическое изучение нового и его практическое освоение, дальнейшее развитие предмета инновации. [3].
Стратегия инновационного обучения предполагает такую системную организацию процесса обучения, при которой личность педагога по-прежнему выступает как ведущий элемент, но при этом меняется его позиция по отношению к студенту, к себе самому. Преподаватель уже выступает не только как носитель и транслятор знаний, но и как помощник в становлении личности и развитии индивидуальности студента. Изменяется характер воздействия на него: позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен их утверждается позиция демократического взаимодействия, помощи, сотрудничества, внимания к инициативе. Изменяется и позиция студента, который переориентируется с результата усвоения, с получения оценки на активное взаимодействие с преподавателем и самостоятельную работу над своим образованием (самообразованием).
Особенностью инновационного процесса в высшей школе является изменение функций знаний, которые осваиваются в вузе, и способов организации их усвоения. Знание дает человеку возможность занять место в современной культуре и цивилизации, если будет представлено в духе современного информатизированного общества как системное, междисциплинарное, обобщенное.
Преподаватель высшей педагогической школы поставлен сегодня в такие условия, когда овладение методологической культурой выступает обязательным условием его профессионального самоопределения: главное направление инновационных процессов в образовании есть прежде всего не смена содержания и педагогических технологий, а формирование позиции педагогического субъекта. Педагогический субъект сегодня - это носитель высокой методологической культуры, способный концептуально осмысливать собственную образовательную деятельность, т.е. осмысливать ее как деятельность гуманитарную. Причем не только осмысливать, но и проектировать, и выстраивать процесс профессиональной подготовки сообразно его гуманитарной направленности.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности. Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург четко подметил: «Главный двигатель инновационной экономики - инновационно мыслящие люди». Перед педагогической наукой стоит задача - обучение, воспитание и развитие конкурентоспособной, мыслящей личности в инновационно-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
содержательных условиях, способных формировать конкурентоспособную молодежь. Молодежь, способная создавать, обновлять, исследовать новаторские идеи и конструктивно подходить к решению самых противоречивых мировоззрений, позиций, сама по себе не рождается, а только при постоянном погружении в интеллектуальную деятельность.
Список использованной литературы.
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. - И. : издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
2. Маркова, Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза // дисс. ... докт. пед. наук / Н.Г. Маркова. - Казань, 2010. -553 с
© Маркова Н.Г. 2015г.
УДК 372.881.161.1
Е.Г.Мережко
К.п.н.,доцент
Факультет психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», г. Саратов, Российская Федерация
ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье раскрывается значимость наблюдений за стилистическими особенностями морфем, описаны требования к языковому материалу для организации данных наблюдений, проанализированы учебники русского языка для начальной школы.
Ключевые слова
Стилистическая функция морфем, оценочные суффиксы, стилистические наблюдения, методические
приемы, стилистический эксперимент.
Русское словообразование богато выразительными средствами, обладающими яркой стилистической окраской. С точки зрения лингвистов, это объясняется особенностями системы русского словообразования, наличием продуктивных оценочных суффиксов. Данный факт не мог остаться без внимания и современной методики.
В настоящее время методистами разрабатывается проблема формирования у школьников выразительности речи. По мнению исследователей, эффективно данная задача может быть решена лишь в том случае, если на уроках русского языка учащиеся получают знания об основных признаках выразительности речи.[ 1 ] Не случайно в последние десятилетия в курсе русского языка для начальной школы предусматривается формирование элементарных представлений о стилях речи, знакомство с рядом стилистических понятий на практической основе. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцовыми текстами, специальный анализ которых поможет школьникам получить представление о языковых средствах выразительности.
Следует отметить, что при ознакомлении младших школьников со стилями речи далеко не всегда обращается внимание учащихся на грамматические средства, участвующие в организации, оформлении стиля. Проведение таких наблюдений как на речевых, так и на грамматических занятиях во многом облегчит младшим школьникам понимание (в том числе) и роли выразительных словообразовательных средств, осознание того факта, что словообразовательные морфемы придают словам различные смысловые и