МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
инновации: материалы XII-ой международной научно-практической конференции в 4 томах (Курск,
19.03.2015 г.). Юго-Зап. государственный университет, 2015. - 394 с.
2. Бабешко В.Н. Распределенные информационно-вычислительные системы в туманных вычислительных
сетях// Информационно-телекоммуникационные системы и технологии (ИТСИТ-2014): материалы
Всероссийской научно-практической конференции (Кемерово, 16.10.2014 г.). - Кемерово: КГТУ им. Т.Ф. Горбачева, 2014. - 464 с.
3. Медведева В.А., Осипенко А.С., Бабешко В.Н. Современные вычислительные сети с использованием туманных технологий// Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации: материалы XII-ой международной научно-практической конференции в 4 томах (Курск,
19.03.2015 г.). Юго-Зап. государственный университет, 2015. - 394 с.
4. Бабешко В.Н. Обработка данных на основе многопроцессорных вычислительных систем// Актуальные проблемы технических наук: материалы междунар. научно-практич. конф. (Уфа, 31.01.2015 г.). - Аэтерна, 2015. - 74 с.
5. Бабешко В.Н., Медведева В.А., Кищенко И.И. Гетерогенные распределенные системы в туманных сетевых инфраструктурах// Инновации в строительстве глазами молодых специалистов: материалы международной науч.-практ. конференции (Курск, 05.12.2014 г.). Юго-Зап. гос. у-нт., 2015. - 365 с.
6. Бабешко В.Н., Бабешко С.В. Оценка производительности и расчет нагрузки вычислительной сети// Актуальные проблемы технических наук: материалы международной научно-практической конференции (Уфа, 10.04. 2015 г.). - Аэтерна, 2015. - 192 с.
7. Синелиникова А.С., Чентаева Е.А., Бабешко В.Н. Многопроцессорные вычислительные системы для решения сложных задач// Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации: материалы XII-ой международной научно-практической конференции в 4 томах (Курск,
19.03.2015 г.). Юго-Зап. государственный университет, 2015. - 394 с.
© В.Н. Бабешко, А.Р. Набиулина, 2015
УДК 378.14
Е. В. Борисова
д.п.н., доцент
Военная академия РВСН имени Петра Великого г.Москва, Российская Федерация
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ: ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ И ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Аннотация
Рассмотрены вопросы организации и обеспечения подсистем менеджмента качества образования в вузе. Определены проблемные стороны мониторинга уровней формируемых компетенций обучающихся. Отмечены значимость и недостатки развития инновационной компоненты кадрового состава вуза.
Ключевые слова
Качество образования, мониторинг, инновационный потенциал преподавателей.
Введение образовательных стандартов в высших учебных заведениях России Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) и федеральным Законом «О высшем и послевузовском образовании» (1996 г.) создало предпосылки для объективной оценки управления качеством образования. Разработанные государственные стандарты последнего поколения определяют минимальный и достаточный порог, которому должны соответствовать выпускники вузов. Уже ни для кого не новость понятия компетенции, компетентностью результаты образования. Вместе с тем, для реализации поставленных целей, сегодня требуется изменение организации обучения, построение иной системы взаимоотношений и взаимодействий между
80
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
преподавателем и студентом с опорой на инновационные подходы. Кроме того, складывающиеся условия существования высшей профессиональной школы настоятельно требуют скорейшего перехода к обновленному развитию образования на основе широкомасштабного использования научных знаний, и создаваемых на их базе высокоэффективных образовательных технологий.
Определяя вуз в качестве субъекта оказания образовательных услуг, рассмотрим две стороны качества образования. Первая обеспечивает знания, умения и навыки студентов и компетенции выпускников вуза в соответствии с запросами работодателей и требованиям ФГОС-3. Вторая, в рамках системы менеджмента качества вуза, отражает системные процессы обеспечения приобретения этих знаний, умений, навыков и компетенций формируемых у студентов. Она обеспечивает обратную связь процессов и подпроцессов, информирует о соответствии фактических результатов деятельности элементов образовательной системы ее конечным целям [1, с.74]. Государственная система контроля качества высшего образования,
обеспечиваемая процедурой комплексной оценки деятельности вузов, имеет недостаток с позиций менеджмента качества образования, так как в большей степени ориентирована на процессы вуза. Комплексная оценка, совмещающая процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации базируется на утвержденном перечне показателей, однако, эти показатели не отражают ряд существенных моментов в деятельности вуза, влияющих на качество подготовки специалистов. Не рассматриваются организационно-методические механизмы регулярного сбора и анализа информации о формируемых у обучающихся компетенциях. Недостаточно отработаны вопросы стандартизации оценки уровней формируемых компетенций и применения компетентностно-ориентированных контрольнооценочных средств и технологий.
Процесс управления качеством образования может быть эффективным только при наличии регулярной обратной связи, обеспечивающей субъектов образования надежной информацией о качестве отдельных составляющих системы образования. Однако, такая связь в практике высшего образования пока еще организована слабо. Возникает практическая необходимость сопряжения объективных показателей комплексной оценки деятельности вуза с текущими задачами внутренней самооценки; нормативной оценкой компетентности, как конечного результата выпускника вуза и возможностью оценки, анализа и коррекции динамики формирования компетенций в процессе обучения. В этом аспекте поддерживается основная тенденция обеспечения качества высшего образования - перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля в сторону внутренней самооценки вузов средствами периодического, научно обоснованного мониторинга.
Мониторинг качества образования в вузе, подразумевает комплекс контрольно-диагностических процедур, позволяющих по большому спектру показателей независимыми методами количественно выявлять характер качественных изменений изучаемого объекта за определенный период времени. Данные собираются из разных источников информации, аккумулируются в системе менеджмента качества, обрабатываются и, по мере необходимости, предоставляются в виде обобщенных сведений или статистических выкладок. Целостная природа компетенций предполагает как целостность их освоения, так и исполнение новых интегрирующих принципов и методов сопровождения, контроля и оценки. При компетентностном образовании важно отражать последовательные связи между компетенциями, как результатом образования, образовательными технологиями, как способом формирования компетенций, оценочными средствами, как инструментом доказательства достижения заявленных результатов. Эффективное проведение процедур мониторинга обеспечивается комплексом организационнопедагогических условий. В частности, поддержка мониторинга на всех уровнях управления; единство целей диагностического, корректирующего и контрольно-прогностического этапов; персонифицирование процесса формирования компетенций студентов; повышение уровня психолого-педагогической подготовки преподавателей к проведению мониторинга; включенность в содержание педагогической деятельности инновационных методов и технологий; формирование положительного отношения к проведению мониторинга органов управления вузом, студентов, педагогов. Мероприятия, проводимые структурными подразделениями вуза, в соответствии с разработанным в нем регламентом в направлении контроля и оптимизации качества образования относятся к внутреннему мониторингу, и обеспечивает руководящие органы вуза информацией для самоанализа и прогноза.
81
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
Какие бы реформы не проводились в образовательной среде, в конечном итоге они замыкаются на педагоге как исполнителе. По уровню педагогического кадрового потенциала судят о качестве деятельности вуза, одновременно он является одним из основных объектов управления. Готовность педагога к инновационной деятельности в профессиональной сфере включает развитость необходимых личностных качеств, как то - большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству, так и специальных - знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение их разрабатывать, анализировать и выявлять недостатки. Анализ вовлеченности преподавателей в инновационную деятельность свидетельствует, что чаще всего она носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин:
- привычное формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям;
- отсутствие мотивации;
- невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.
Ряд вузов накопил определенный опыт образовательных инноваций, но по причине их недостаточной актуализации он остается мало востребованным. Организационно-педагогическим и психологическим аспектам обеспечения и развития инновационной активности педагогических кадров, также не уделяется достаточного внимания. Предлагаемые инновационные мероприятия при их нередкой полезности и важности страдают частностью и эмпиризмом, хаотичностью и бессистемностью, методической необеспеченностью, неготовностью и/или неспособностью педагога к их реализации. Во многом, это объясняется недостаточным осознанием важности профессиональной компетентности в сфере инноваций у большинства педагогов. А ведь развитие компетенций педагога в сфере образовательных инноваций можно рассматривать как одно из условий современного образования.
Анализ публикаций по исследуемой тематике показал, что неудачи и недостатки в инновационной деятельности педагогов зачастую связаны с неподготовленностью к разработке или определения новшеств для внедрения. Рациональный выбор требует не только оценки возможной полезности новых подходов, но и анализа внутренних условий для его внедрения, а также прогноза, как это нововведение впишется в педагогическую систему вуза. Например, реализация на одной кафедре новых технологий обучения может повлечь за собой изменения в отношении студентов к преподавателям других кафедр, не применяющим данную технологию. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как их внедрять, осваивать и сопровождать. Следует особо подчеркнуть единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Например, введение
дополнительного элективного курса в образовательную программу ещё не делает её инновационной. Не отрицая доминирующей роли внутренних мотивов к педагогическим инновациям, нельзя недооценивать и роль мотивов, связанных с внешними стимулами. Среди них отметим заинтересованность руководителей вуза и его подразделений, одобрение коллег. Положительное значение может иметь желание избежать негативной оценки при аттестации, избрании на должность, а также некоторые другие стимулы морального и материального плана. Рационального сочетание педагогов, студентов и внешних стимулов на основе учета личных особенностей, позволит обеспечить высокий уровень выпускников. Компетентностно-ориентированная система высшего образования должна способствовать формированию у педагогических кадров расширенного индивидуального спектра компетенций.
В настоящее время происходит изменение позиции студентов к своему образованию. Это обусловлено осознанием необходимости получения такой профессиональной подготовки, которая позволит им стать конкурентоспособными специалистами. Четкое понимание целей своего образования заставляет их занимать активную позицию в процессе обучения. Одновременно, качество обучения обеспечивается: уровнем подготовки и компетентностью педагогических кадров; учебными программами; учебно-методическим обеспечением; применяемыми технологиями и методами обучения и др. Преподаватели организует учебную деятельность студентов, свою учебно-методическую работу, участвует в множестве процедур мониторинга процессов формирования компетенций. При этом они выступают одновременно как эксперты в отношении непосредственно затрагивающих их вопросов качества подготовки студентов, так и в качестве объектов
82
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
оценивания со стороны руководства вуза. Участие руководства вуза в этом аспекте связано с организацией системы мониторинговых измерений формируемых компетенций, как элементом контроля качества всего образовательного процесса [2, с.209]. Реализация интеграционной функции качественного образования приводит к формированию общности преподавателей и студентов на основе единой системы ценностей. Список использованной литературы
1. Борисова Е.В. Компетентностный аспект в оценке качества образования. //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-2. С.72-75.
2. Сибикина И.В., Космачёва И.М., Давидюк Н.В. Мониторинг качества подготовки выпускника вуза при осуществлении компетентностного подхода. //Вестник Астрахан. гос. техн. ун-та. Серия «Управление, вычислительная техника, информатика»., 2013, №1. С.208-214
© Е.В. Борисова, 2015
УДК 374
Л.Н. Буйлова,
к.п.н., профессор кафедры педагогики дополнительного образования детей ГАОУ ВПО «Московский
институт открытого образования» г. Москва, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Аннотация
Представлены актуальные направления обновления содержания дополнительного образования детей, уникальный образовательный потенциал которого, на том уровне, которого оно достигло сегодня, мог бы стать незаменимой составной частью процесса модернизации общего образования
Ключевые слова
дополнительное образование детей, образовательная политика, дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы
Анализ ситуации, сложившейся в российском образовании в целом, и в дополнительном образовании, в частности, а также прогнозирование возможных сценариев его развития [1, 2, 3, 7, 8] позволяют сформулировать цель настоящего этапа модернизации дополнительного образования детей. Такой целью, по нашему мнению, является качественное обновление содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ путем реализации на практике идей непрерывности, персонализации, открытости, вариативности, мобильности, а также усиления его социокультурной ориентации, без чего невозможна социализация личности, успешная адаптация учащихся к жизни в динамично изменяющемся социуме, социальная защищенность подрастающего поколения [3].
Средством достижения этой цели может и должна стать направленность на создание условий для качественного обновления содержания дополнительного образования детей, которое в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей [7], характеризуется как открытое, вариативное, личностно-ориентированное, обеспечивающее права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, способствующее личностному и профессиональному самоопределению детей и подростков, формирующее новые жизненные установки личности.
Дополнительное образование детей, максимально соответствующее природе детства, имеет следующие отличительные особенности:
личностно ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого: ребенок -высшая ценностью педагогической деятельности [11];
создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной программы (направления
83