МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
оценивания со стороны руководства вуза. Участие руководства вуза в этом аспекте связано с организацией системы мониторинговых измерений формируемых компетенций, как элементом контроля качества всего образовательного процесса [2, с.209]. Реализация интеграционной функции качественного образования приводит к формированию общности преподавателей и студентов на основе единой системы ценностей. Список использованной литературы
1. Борисова Е.В. Компетентностный аспект в оценке качества образования. //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-2. С.72-75.
2. Сибикина И.В., Космачёва И.М., Давидюк Н.В. Мониторинг качества подготовки выпускника вуза при осуществлении компетентностного подхода. //Вестник Астрахан. гос. техн. ун-та. Серия «Управление, вычислительная техника, информатика»., 2013, №1. С.208-214
© Е.В. Борисова, 2015
УДК 374
Л.Н. Буйлова,
к.п.н., профессор кафедры педагогики дополнительного образования детей ГАОУ ВПО «Московский
институт открытого образования» г. Москва, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Аннотация
Представлены актуальные направления обновления содержания дополнительного образования детей, уникальный образовательный потенциал которого, на том уровне, которого оно достигло сегодня, мог бы стать незаменимой составной частью процесса модернизации общего образования
Ключевые слова
дополнительное образование детей, образовательная политика, дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы
Анализ ситуации, сложившейся в российском образовании в целом, и в дополнительном образовании, в частности, а также прогнозирование возможных сценариев его развития [1, 2, 3, 7, 8] позволяют сформулировать цель настоящего этапа модернизации дополнительного образования детей. Такой целью, по нашему мнению, является качественное обновление содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ путем реализации на практике идей непрерывности, персонализации, открытости, вариативности, мобильности, а также усиления его социокультурной ориентации, без чего невозможна социализация личности, успешная адаптация учащихся к жизни в динамично изменяющемся социуме, социальная защищенность подрастающего поколения [3].
Средством достижения этой цели может и должна стать направленность на создание условий для качественного обновления содержания дополнительного образования детей, которое в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей [7], характеризуется как открытое, вариативное, личностно-ориентированное, обеспечивающее права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, способствующее личностному и профессиональному самоопределению детей и подростков, формирующее новые жизненные установки личности.
Дополнительное образование детей, максимально соответствующее природе детства, имеет следующие отличительные особенности:
личностно ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого: ребенок -высшая ценностью педагогической деятельности [11];
создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной программы (направления
83
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
и вида деятельности), их освоения в адекватном объеме и темпе, проявление образовательной активности, участие в социальном проектировании и исследовательской деятельности, освоение культурных ценностей и организацию досуга в соответствии со своими интересами [ 1, 7];
многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка [10];
деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению [1, с.7];
организации дополнительного образования детей имеют право на осуществление образовательной деятельности, предполагающей организацию образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет по образовательным программам, имеющим фиксированные образовательные цели и максимально конкретизированные образовательные результаты [11];
применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка [9];
содержание образовательной деятельности организаций дополнительного образования детей находится в состоянии постоянного обновления с учетом интересов детей, потребностей общества и государства [12];
дополнительное образование является непрерывным процессом, сопровождающим развитие личности на протяжении всей жизни человека и предназначено для достижения человеком значимой для него цели, удовлетворения потребности в получении новых знаний в интересующей его области и освоения способов их практического применения, использования дополнительных возможностей для решения личностно значимых образовательных задач [5];
образовательная деятельность, реализуемая на основе и в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, подлежит организации педагогическими кадрами, имеющими соответствующую установленным требованиям профессиональную подготовку [4].
Дополнительное образование как сфера развития детского творчества и интересов [2], приобщения детей к здоровому образу жизни, вовлечения их в научно-техническое и художественное творчество, исследовательскую и коллективную социально-активную деятельность имеет вариативные возможности образовательного процесса для развития творческого потенциала учащихся и является важным фактором социализации, воспитания и развития личности школьника [8].
В рамках дополнительного образования дети получают широкие возможности для позитивного проведения досуга, занятиями искусством, культурой, спортом, предпринимательством, волонтерством, для самопознания, самореализации, самоопределения в разных видах коллективной творческой деятельности.
Дополнительное образование не имеет федеральных государственных образовательных стандартов, не является уровнем образования и, соответственно, не может рассчитывать на получение гарантий со стороны государства на его общедоступность и бесплатность путем формирования соответствующих социальноэкономических условий для его получения. Очевидно, что вступление в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» [6] влечет за собой необходимость внесения ряда изменений в содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
И при этом, как никогда актуально звучат слова К.Д. Ушинского, предлагающего «подвергнуть генеральному смотру все науки и все сведения, в них полагаемые», для того, чтобы решить главный в содержании образования вопрос: что «заслуживает великой чести сделаться предметом ученья для детей» [15]. «Мы валим в детскую голову, - писал Ушинский в "Педагогической антропологии", - всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать, тогда как в то же самое время самые образованные люди не знают того, что необходимо было бы им знать и за незнание чего они часто расплачиваются дорогой ценой... Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым, а между тем отнимает много часов из короткого драгоценного периода жизни и заграждает память, также имеющую свои пределы» [15].
Для обеспечения достижения целей дополнительного образования как специфического вида
84
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
образования необходимо изменение подхода к проектированию образовательных программ, содержательной основой которых должны выступать личностно-значимые проблемы для учащихся.
Рассмотрим ключевые позиции, по которым следует осуществить обновление программного обеспечения.
Соответствие дополнительных общеобразовательных программ современному уровню развития науки, техники и искусства.
Дополнительное образование детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.
По образному выражению А.Г. Асмолова, мы живем в изменяющемся стремительном мире, который перенес «шок от настоящего»: нарастают темпы изменений, мир уже не похож на тот, которым он был несколько лет назад. Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться [14, с. 6].
Поэтому сегодня нужны дополнительные общеобразовательные программы не только по содержанию соответствующие современному уровню развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, но и предусматривающие создание условий для личностного развития учащихся; их позитивной социализации; социального, культурного, профессионального самоопределения и творческой самореализации; формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); приобретение учащимися практико-ориентированных знаний, умений и навыков, развертывание поля социально-профессиональных проб.
Современные дополнительные общеобразовательные программы предусматривают ориентацию на формирование «компетентности по обновлению компетенций» как цели образования, которые обеспечивают баланс интересов личности, семьи, общества и государства, повышение доступности качественного образования, которое обеспечивает рост социально-экономического статуса в современном обществе, достижение личного и профессионального успеха.
Отмечается, что сегодня система дополнительного образования детей испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ [7].
Таким образом, вектор в развитии нового содержания дополнительного образования детей обращен к формированию психологических установок личности, социальных компетенций, ее социальнопсихологической готовности к адаптации в меняющихся условиях рынка труда и способности учиться и повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
Диверсификация образовательных программ (увеличение их разнообразия, расширение ассортимента).
Согласно современным нормативным документам под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Суть дополнительного образования заключается в расширении спектра образовательных возможностей, предоставляемых детям государством в целях создания благоприятных условий для развития личности посредством реализации образовательных программ, направленных на достижение конкретизированных образовательных результатов [5].
Важнейшей особенностью образования в современных условиях является то, что проблемы должны решаться не только на уровне образовательной системы, но и являются компонентом государственной политики в этой сфере. При этом среди обилия проблем «образовательного сектора» как-то явно преобладают заключения о том, что правительство не предъявляет заказа на дополнительное образование детей; заказа, основанного на выявленных интересах и потребностях субъектов этой социальной практики. И это судьбоносная позиция для дополнительного образования, препятствующая его стабилизации и развитию.
85
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
Реализация социального заказа является смыслом деятельности любой организации и представляет собой запрос от государства, общества, родителей, учащихся и других субъектов на содержание деятельности.
Государство, как социальный заказчик, в значительной степени влияет на определение целей и направлений стратегического развития системы дополнительного образования детей в целом. Сущность государственного уровня социального заказа выражается в соответствующих документах, законодательных актах, регламентах и стандартах и, по сути, обозначают основные цели и принципы его функционирования.
Одним из важнейших требований к новым разрабатываемым программам является их соответствие государственному и социальному заказу, который, согласно нормативным документам, предполагает:
развитие инфраструктуры индивидуальных программ углубленного и профильного обучения;
разработка требований к структуре, содержанию и процедурам реализации индивидуальных образовательных программ - выстраивание индивидуальных маршрутов учеников, учет их конкретных интересов;
создание инновационных программ научно-технической, естественно-научной и инженерной направленностей с элементами научного исследования и на основе новых информационных образовательных технологий;
создание новых образовательных и досуговых программ для всех групп учащихся, раскрытие способностей детей к творчеству;
разработка программ по выявлению и поддержки одаренности;
проектирование образовательных программ с использованием электронных ресурсов для работы с разными категориями детей;
развитие программ и технологий предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации старшеклассников в сфере.
Содержание социального заказа выявляется в ходе анкетирования, социологических исследований, публичных обсуждений проблем дополнительного образования, поэтому необходимо проведение социологических опросов и мониторингов с целью определения востребованности таких программ не только в системе образования, но и на межведомственном уровне.
Обновление содержания и условий реализации образовательных программ в соответствии с уровнем развития современной науки, техники, искусства, спорта.
Актуальным в современных социально-экономических условиях становится повсеместное внедрение в дополнительное образование детей модернизационного формата, формирования современных социальнокультурных сред для развития и социализации детей.
Погружение учащихся в интерактивную образовательную среду рассматривается как ресурс развития дополнительного образования, так как дает возможность восполнить дефициты общего образования в формировании мотивации к познанию и творчеству, в реализации практической направленности обучения и ранней профориентации, в осуществлении индивидуализации образования. Это позволит усилить экспериментальную составляющую обучения и тем самым предоставить ребенку «лично проверять» на практике изучаемые закономерности, а так же формировать устойчивый интерес к проведению серьезных исследовательских работ, изобретательству, разработке и апробации социально ориентированных проектов.
Также необходимо проработать вопрос развития программ сетевого, межведомственного взаимодействия (совместной деятельности образовательных организаций с использованием ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных, общественных детско-взрослых сообществ).
Осуществление уровневой классификации образовательных программ дополнительного образования детей.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6] дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
В проекте Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года [13] впервые заявлено о предстоящем введении «новой типологии программ дополнительного образования, обеспечивающих дифференциацию по уровням освоения (ознакомительный,
86
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
базовый, предпрофессиональный (углубленный)», а некоторые регионы, например г. Москва уже разработали новый механизм финансирования этих программ на основе уровневого подхода.
Дополнительные общеразвивающие программы могут дифференцироваться по уровням освоения, но этот вопрос в настоящее время не имеет решения и требует тщательной научной проработки для введение новой типологии программ дополнительного образования детей.
Развитие механизмов реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования средствами дополнительного образования детей.
Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования, становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, а также использовании возможностей дополнительного образования детей.
Дополнительное образование имеет значительный потенциал для более качественной реализации ФГОС, а именно:
возможности интеграции общего и дополнительного образования для обеспечения достижения целей образования в соответствии с требованиями ФГОС и социальным заказом;
построение индивидуального образовательного маршрута учащегося с ориентацией на личностные и метапредметные результаты;
привлечение в школу «узких» специалистов из дополнительного образования детей в сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);
использование материально-технической базы дополнительного образования для качественной реализации программ;
освоение уникальных педагогических технологий развития творческих способностей, профильного образования и др., применяемых при реализации дополнительных общеобразовательных программ;
образцы построения субъект-субъектного стиля взаимоотношений при реализации образовательных программ, тьюторского сопровождения, фасилитации, педагогической поддержки разных категорий учащихся и др.;
развитие исследований и разработок, обеспечивающих создание, апробацию и диверсификацию результатов дополнительного образования детей в практику общего образования;
осуществление синхронизации программ дополнительного образования детей с требованиями ФГОС общего образования, ФГТ дополнительного (в области культуры и спорта) образования.
Таким образом, реализация ФГОС должна стать инструментом правового регулирования интеграции общего и дополнительного образования, разработки моделей сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий позитивной социализации учащихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из видов образования и создать условия для системы непрерывного общего образования.
Расширение контингента учащихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы.
Дополнительное образование детей обладает целым рядом конкурентных преимуществ по отношению к общему образованию [13]:
свободой выбора учащимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций,
широким набором видов деятельности, позволяющим учащимся осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей,
возможностью выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий;
ограниченной регламентацией поведения и общения, более широкими возможностями саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), проявления инициативы, индивидуальности и творчества детей,
гибкостью (мобильностью) образовательных программ;
общественно-значимой связью с практикой (социальной, профессиональной),
87
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
возможностями для приобретения социального опыта и опыта практической деятельности, правом на пробы и ошибки, возможностью смены образовательных программ, педагогов и организаций; возможностями межвозрастного взаимодействия.
В этой связи возникает расширение числа субъектов, интенсивно использующих потенциал дополнительного образования для развития разных категорий учащихся (дошкольников, детей с ОВЗ, детей с проблемами поведения, одаренных детей, детей-мигрантов и т.д.).
Необходимо разрабатывать образовательные вариативные развивающие программы с учетом психовозрастных особенностей, интересов и актуальных потребностей разных категорий учащихся.
Подводя итоги, процитируем Концепцию развития дополнительного образования детей [6]: «Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях: свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации» [6].
Обозначенные позиции по обновлению программного «поля» дополнительного образования детей целесообразно рассматривать как первоочередные задачи, касающиеся модернизации реализуемых в этой системе образовательных программ: необходимы новые нормативные документы, которые позволят окончательно расставить необходимые акценты и выстроить поэтапную работу по совершенствованию программного обеспечения.
Дополнительное образование, которое личность получает сверх основного, рассматривается как важнейшая составляющая образовательной системы России, требует не меньшей поддержки, чем дошкольное, общее или профессиональное образование. Это то пространство, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований к содержанию образования, которое дети выбирают добровольно в соответствии со своими интересами, может преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций.
Список использованной литературы:
1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник - 1997. №9. С.6-8.
2. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Дис... канд. пед. наук - М., 1998 - 147 с.
3. Буйлова Л.Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар.заоч.науч.конф. (г.Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.- с.138-141
4. Буйлова Л.Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования города Москвы в современных условиях// Инновационные проекты и программы в образовании. №6. 2012. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.in-exp.ru/faivorite-artides/520-2012-06-11-05-51-38.html (Дата обращения 02.08.2015)
5. Буйлова Л.Н. Возможности дополнительного образования детей в реализации идей модернизации общего образования//Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2012». - Выпуск 1. Том 16. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2012.
6. Гукасова Л.Г. Обновление содержания образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://player.myshared.ru/571561/ (Дата обращения 02.08.2015)
7. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ (ред. От 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013 г.). [Электронный ресурс]. - URL: http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/ (дата доступа 21.07.2015)
88
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
8. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70733280/ (дата доступа 20.07.2015)
9. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: Монография - Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2009. - 424 с.
10. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: Дис. ... д- ра пед. наук: 13.00.01: М., 2004 436 с.
11. Логинова Л.Г. Об одном из подходов к классификации программ учреждений дополнительного образования//Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Спб., 1995. - С. 3437
12. Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительской работы. 2-е изд. М.: Наука, 1918.
13. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования: В 3-х т. Т.1. -М.; Пг.: Госиздат, 1923.
14. Пильдес И.В. Педагогические основы построения образовательных программ в УДО: Дис... канд. пед. наук - СПб, 2000 - 154 с.
15. Проект «Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] - URL: http://dopedu.ru/attachments/article/263/megvedomst-programma.pdf (Дата обращения 02.06.2015)
16. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие /Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. — М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 95с.
17. Тенденции развития современной системы образования// Кавецкий И.Т., Рыжковская Т.Л., Коверзнева И.А., Игнатович В.Г., Лобан Н.А., Старовойтова С.В. Основы психологии и педагогики. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. С.453. [Электронный ресурс]. - URL: http://psyera.ru/tendencii-razvitiya-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya-195.htm (Дата обращения 02.08.2015)
18. Фомина А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Дис... канд. пед. наук: - М., 1996. - 167 с.
19. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 496 с.
© Л.Н. Буйлова, 2015
УДК 37
Е.Е. Г олобородько
Студентка 4 курса института образования и социальных наук,
Факультет Образования Направление подготовки: психолого-педагогическое образование Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Российская Федерация
ДЕФИНИЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
Данная статья посвящена самостоятельности как очень многоаспектному и психологически непростому феномену, который является смыслообразующей, качественной характеристикой какой-либо
89