ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Г.Р. Тимирбаева, канд. пед. наук, доцент
Казанский национальный исследовательский технологический университет (Россия, г. Казань)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-1-189-192
Аннотация. В статье говорится о профессионально-педагогической компетентности преподавателя высшей школы в целом, а также раскрывается роль преподавателя иностранного языка в развитии цифровой компетенции студентов в процессе обучения. Развитие цифровых технологий, цифровизация экономики требует внесения изменений в учебные программы дисциплин. Меняются требования к развиваемым знаниям, умениям, навыкам и к содержанию дисциплины «Иностранный язык», что приводит к необходимости развития цифровой компетентности преподавателя иностранного языка.
Ключевые слова: иностранный язык, технический университет, профессионально-педагогическая компетентность, цифровые технологии, цифровые компетенции.
На данном этапе развития цифровой экономики в нашей стране большое значение придается подготовке специалистов, которые наряду с компетенциями в своей профессиональной области должны владеть цифровыми компетенциями и активно использовать их в практической деятельности. Требование развития цифровых компетенций у студентов ведет к необходимости внесения изменений в образовательный процесс, а именно, изменение программ обучения, фонда оценочных средств, внедрение новых технологий и средств обучения. В этих условиях возрастает роль преподавателя, так как именно от него, в большей степени, зависит эффективность внедрения цифровых технологий в учебный процесс.
Профессионально-педагогическая компетентность является основным показателем эффективности деятельности преподавателя высшего учебного заведения. В книге «Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе» авторы отмечают, что для профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза наибольшую важность представляют:
1. Специально-профессиональные знания (по психологии, педагогике, методике, специальным научным дисциплинам, со-
циально-гуманитарным) и дидактические способности и навыки.
2. Научно-познавательные потребности, гностические умения и навыки, когнитивные способности; интеллектуальность и логическая культура, способность к самоанализу; потребность в самообразовании и самосовершенствовании; владение общей методологией познания, мышления, исследования.
3. Коммуникативные способности, умения и навыки (устанавливать педагогически и психологически целесообразные формы учебного процесса и отношения со студентами, способность понимать характер и меру своего воздействия на студентов, проявлять требовательность, справедливость в зависимости от индивидуальных и групповых особенностей студентов, создавать определенный психологический настрой).
4. Организаторские способности и навыки организационно-управленческой деятельности (умение организовывать системный и систематический контроль, коррекцию самостоятельной познавательной деятельности студентов, рациональная организация свободного времени, учебного процесса в целом и отдельных видов и форм деятельности студентов).
5. Личностные социально-нравственные и эстетические свойства.
6. Гражданские качества [1].
Учебные дисциплины обладают своей спецификой и своей методикой преподавания, поэтому у преподавателей разных предметов компоненты профессиональной компетентности будут отличаться в некоторой степени. В контексте общеевропейских требований к преподавателю иностранного языка Шаповалова Л.И. в своем диссертационном исследовании выделяет следующие компетенции: коммуникативную, социокультурную, социально-психологическую, межкультурную и информационную базовую компетенции, уточняя, что необходимыми качествами современного преподавателя должна быть высокая степень «автономности и креативности, мобильности и адаптивности к инновационным ситуациям профессиональной деятельности, готовности к обучению в течение всей жизни» [2]. Преподаватель иностранного языка должен обладать информационно-технологической компетентностью на высоком уровне, поэтому он должен быть хорошим PC пользователем, знать основные способы сбора, анализа, критического осмысления и передачи информации, владеть основами машинного перевода, умение работать с корпусами текстов, новыми технологиями и т.д.
Если говорить о механизме развития цифровых технологий, то английскому языку отводится немалая роль, так как владение им позволяет обратиться к гораздо более широкому информационному пространству, выбрать, проанализировать и критически оценить полученную информацию.
В рамках процесса внедрения цифровых технологий в учебный процесс преподаватели кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации Казанского национального исследовательского университета прошли обучение по программе «Прикладной искусственный интеллект в программах дисциплин» в Университете Иннополис. Данный курс включал в себя модули «Введение в цифровизацию», «Цифровые технологии в преподавании», «Цифровые технологии в отрасли». Результат обучения на курсе подразумевал овладение цифровыми компетенциями в
предметных областях и их внедрение в содержание рабочих программ дисциплин. Итоговую работу преподаватели представили в виде актуализированной рабочей программы дисциплины с внедрением цифровых технологий. В программу дисциплины «Иностранный язык» для бакалавров были включены, например, такие умения как применять в коммуникационном процессе для ускорения процесса передачи, получения, осмысления, обработки и интерпретации такие программные документы как Excel, Word, Power Point, Google Doc. Студенты также должны владеть навыками создания простого связанного текста по знакомым и интересующим темам, адаптируя его для целевой аудитории, в том числе, с использованием электронных ресурсов, интернет-сайтов (multi-tran.ru, Grammarly.com, merriam-webster.com и др.).
В содержании дисциплины было конкретизировано, как происходит развитие данных навыков и умений. В частности, в теме «Страноведение» студенты пользуются www.izi.travel, Google Earth для изучения реалий иноязычной культуры, затем готовят презентацию по данной теме с использованием PowerPoint. При изучении лексики обращаются к сайту www.quizlet.com, где имеются модули, подготовленные преподавателем [3]. Для обучения поиску информации, ее критического переосмысления используются электронные ресурсы Wiley Online Library: https://onlinelibrary.wiley.com., Springer Nature : https://link. springer. com.
Использование массовых открытых онлайн курсов (МООК) на английском языке также способствует развитию цифровой компетенции. Огромный выбор курсов позволяет их использовать для развития компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Особо можно отметить курс Learning How to Learn, который представлен на образовательной платформе Coursera. Данный курс представляет собой интерактивный учебник, включающий в себя видеоматериалы, упражнения и тесты. Студентам представлены эффективные обучающие приемы и методы обучения, которые могут быть ис-
пользованы при изучении и других дисциплин. Длительность данного курса составляет 4 недели, подразумевает самостоятельную работу продолжительностью около 10 часов. Затем на занятиях проводится обсуждение, какие приемы и методы оказались наиболее эффективными для самостоятельного обучения, а какие наиболее интересными [4].
В Казанском национальном исследовательском университете активно используется виртуальная среда Moodle, преподавателями кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации разработано три курса для студентов бакалавриата первого и второго года обучения, сочетающие в себе мультимодальные, интерактивные и традиционные средства. Данные курсы активно применяются для обучения и контроля.
Цифровые технологии являются неотъемлемой частью учебного процесса, пре-
тать над совершенствованием содержания образовательных программ, что позволит использовать их не только в аудиториях, но и онлайн.
Владение цифровыми технологиями необходимо всем преподавателям, вероятно, в ближайшем будущем возникнет необходимость документально подтверждать наличие данной компетенции, что уже имеет место в некоторых университетах. Постоянное развитие преподавателей в данной области необходимо еще и потому, что уровень владения цифровыми технологиями у студентов может быть выше, чем у преподавателей, хотя следует отметить, что часто владение ограничивается знакомством с рядом социальных сетей.
Будут появляться все больше программ для внедрения индивидуальной образовательной траектории обучающегося, будут разрабатываться новые методики тестирования с учетом технологий будущего.
подавателям необходимо постоянно рабо-
Библиографический список
1. Гурье, Л.И. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе: монография / Л.И. Гурье, А.А. Кирсанов, В.В. Кондратьев, И.Э. Ярмакаев; под ред. В.В. Кондратьева. - М.: ВИНИТИ, 2006. - 288 с.
2. Шаповалова, Л.И. Становление Европейской системы повышения квалификации преподавателей иностранных языков. - Ростов, 2007. - 49 с.
3. Галеева, Ф. Т. Возможности улучшения успеваемости студентов на занятиях по иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 575. - С. 36-42.
4. Тимирбаева, Г.Р. Использование массовых открытых онлайн курсов в обучении английскому языку магистрантов инженерного вуза // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования - 2018: Материалы IX Международной научно-методической конференции, Тюмень, 26 апреля 2018 года / Отв. ред. С. Д. Погорелова. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2018. - С. 356-360.
FOREIGN LANGUAGE TEACHERS AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING
STUDENTS AT A TECHNICAL UNIVERSITY
G.R. Timirbaeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kazan National Research Technological University (Russia, Kazan)
Abstract. The article deals with the professional and pedagogical competence of university professors as well as with a role of a foreign language teacher in the development of digital competence of students. The development of digital technologies, the digitalization of the economy leads to some changes in the academic curricula. The requirements for the skills and abilities to be developed andfor the content of the discipline "Foreign Language" are changing. It results in the necessity to develop the digital competence of a foreign language teacher.
Keywords: foreign language, technical university, professional and pedagogical competence, digital competences, digital technologies.