> <
X
LH
О
LU 3-
<
CI UJ
с
204
THE PLACE OF DIGITAL COMPETENCY IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCY OF A FOREIGN LANGUA GE TEA CHER
Andreeva Antonina Andreevna, Teacher-researcher, Assistant, Graduate School of Applied Linguistics, Translation and interpreting, Saint-Petersburg Polytechnical University of the Great Peter, Saint-Petersburg
The purpose of the study is to substantiate the need to include the digital competency of a foreign language teacher in the structure of his professional competency along with communicative, philological, methodological, psychological-pedagogical and personal competences. The article foc uses on the importance of the formation of digital competency in the framework of professional training and retraining of foreign language teachers in connection with the ongoing process of digitalization of the education system in general and language education in par ticular. The scientific novelty lies in the fact that the author has determined and substantiated the place of digital competency in the structure of the professional competency of a foreign language teacher, based on a systematic analysis ofpublications of domestic and foreign researchers in the field of professional teacher training. As a result, the content and structure of the digital competency of a foreign language teacher are clarified and the need for its consolidation as a component of professional competency is substantiated.
Keywords; digital competency; foreign language education; pedagogical education; teacher of foreign languages. DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.36
УДК372,881,111,1 ВАК РФ 5.8,7/13.00.08
О Андреева A.A., 2022
МЕСТО ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Цель исследования - обосновать необходимость включения цифровой компе тенции преподавателя иностранных языков в структуру его профессиональной компетенции, наряду с коммуникативной, филологической, методической, психолого-педагогической и личностной. В статье акцентировано внимание на важности формирования цифровой компетенции в рамках профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей иностранных языков всвязи с продолжающимся процессом цифровизации системы образования в целом и языкового образования в частности. Научная новизна заключается в том, что автором определено и обосновано место цифровой компетенции в структуре профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков, опира ясь на системный анализ работ отечественных и зарубежных исследователей в области профессиональной подготовки преподавателей. В результате уточнены содержание и структура цифровой компетенции преподава теля иностранных языков и обоснована необходимость ее закрепления в качестве компонента профессиональной.
Ключевые слова: цифровизация; цифровая компетенция; иноязычное образование; педагогическое образование; преподаватель иностранных языков.
АНДРЕЕВА Антонина Андреевна, преподаватель-исследователь, ассистент, Высшая школа лингводи-дактики и перевода, Санкт Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
Введение
В современном постиндустриальном обществе рост уровня качества образования возможен только при его модернизации за счет применения современных цифровых технологий с ориентацией на актуальный социальный заказ. Повышение качества и конкурентоспособности, соответствие отечественной системы образования современным запросам государства и общества представляет собой "долгосрочную перспективу её развития" (9,166],
Цифровизация образования в широком смысле представляет собой такую форму организации учебной и воспитательной деятельности, которая основана преимущественно на цифровом формате хранения, обработки и представления учебного материала. Как процесс многоаспектный, цифровизация образования затрагивает требования к компетентности преподавателей, учебные материалы, средства цифровых технологий, мотивацию деятельности учащихся и преподавателей.
Одним из существенных направлений цифровизации образования в целом и языкового образования в частности является организация многоуровневой системной подготовки и переподготовки педагогических кадров, способных к конструированию, проектиро-
ванию м осуществлению учебного процесса с целенаправленным и методически оправданным использованием цифровых технологий.
Считаем возможным утверждать, что цифровая компетенция преподавателей иностранных языков должна рассматриваться как значимая составляющая генерального плана цифровизации всей системы языкового образования в целом. Указанная компетенция понимается нами в данном исследовании как целостная профессионально-личностная характеристика преподавателя, которая отражает его способность к проектированию учебного процесса с использованием цифровых технологий. Говоря о преподавателях иностранных языков, необходимо добавить - в процессе реализации целей обучения иностранному языку, связанных с формированием иноязычной коммуникативной компетенции.
Б этой связи актуальность данного исследования заключается в определении места цифровой компетенции в структуре профессиональной компетенции современного преподавателя иностранных языков, наряду с коммуникативной, филологической, методической, психолого-педагогической, и личностной компетенциями.
Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) уточнить и конкретизировать сущность и содержание понятия цифровая компетенция преподавателя иностранных языков; 2} уточнить и конкретизировать сущность и содержание понятия профессиональная компетенция преподавателя иностранных языков; 3) обосновать роль и место цифровой компетенции в структуре профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков.
Для осмысления решения поставленных задач, 8 статье применяются следующие методы исследования изучение и анализ нормативной, методической и педагогической литературы; изучение передового опыта отечественных и зарубежных методистов и педагогов.
Теоретической базой исследования послу-жили: публикации Объединенного исследовательского центра Европейской комиссии (joint Research Centre (JRC) European Commission) "European Framework for the Digital Competence of Educators (DigCompEdu)" и "DigComp into Action - Get inspired, make it happen"; а также публикации отечественных исследователей в области профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков: О.Ю. Афанасьева, КЗ. Безукладников, Н.Ш, Блягоз, И.А. Бредихина, A.B. Дубаков, С.8, Колядко, A.A. Мальченко,
0,£. Молчанова, Е.Ю. Никитина, О.Ю, Самойлен-ко, Е.Н. Соловова, С.В. Титова, М.Г. Федотова, И.В. Харламенко, Т.В. Хильченко и др.
Практическая значимость заключается в том, что изложенные в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблемы формирования цифровой компетенции у преподавателей иностранных языков. Теоретические аспекты и образовательная практика, описанные в данном исследовании, могут быть использованы в курсе лекций или семинаров в рамках повышения квалификации педагогов высшей школы.
Основная часть
Прежде чем перейти к описанию содержания и структуры профессиональной и цифровой компетенций современного преподавателя иностранных языков, необходимо отметить, что само понятие компетенции (competency) до сих пор не относится к числу точно определенных в педагогическом дискурсе. Первоначально термин компетенция, согласно словарю Merriam-Webster, появился еще в XVi! веке, однако на тот момент термин не получил должного распространения. Вернул его в понятийный аппарат лингвистики и объяснил уже в XX веке Н. Хомский. Он определял компетенцию как способность, необходимую для выполнения определенной преимущественно языковой деятельности в родном языке [22,9].
На сегодняшний день в энциклопедическом издании Britannica компетенция (от лат. competere - быть способным к чему-либо) определяется как знания, навыки и умения, которыми обладает человека противовес непосредственной реализации этих знаний и умений в реальной жизни [13,61].
Так же открытым и не менее важным остается вопрос о взаимосвязи понятий компетенция (competency) и компетентность (competence), зачастую используемых авторами в качестве синонимичных. Анализ определений, данных авторитетными исследователями в области педагогики, дидактики и лингводидактики, а также определений указанных понятий, отраженных в нормативных документах позволил прийти к выводу, что: компетентность следует определять как интеллектуально и личностно обусловленную способность человека к практической деятельности, а компетенцию как содержательный компонент данной способности в виде знаний, умений, навыков. Обозначая взаимосвязь понятий, возможно сказать, что компетентность является актуальным проявлением сформированной компетенции.
> <
X ш
О ш
3-
<
С1 ш
с
206
В ходе профессиональной подготовки будущих преподавателей иностранных языков в Высшей школе лингводидактики и перевода Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого особый упор делается именно на формирование у магистран-тов-лингвистов компетенции, связанной с использованием цифровых технологий в будущей профессиональной деятельности. В условиях цифровизации образования в целом и иноязычного образования в частности обозначенная компетенция, среди прочих, является неотъемлемой частью профессиональной компетенции современного преподавателя иностранных языков.
Профессиональная компетенция освещена в трудах многих отечественных и зарубежных педагогов. Благодаря их эмпирическим находкам и теоретическим обобщениям накоплен богатый материал о структуре и содержании профессиональной компетенции, определены условия, влияющие на ее формирование.
Так, Л.В. Занина определяет профессиональную компетенцию как совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося [10, 103]. Л.М. Митина под профессиональной компетенцией понимает знания, умения и навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности, общении; развитии (саморазвитии) личности [16, 25]. Трактовка профессиональной компетенции кзк интегративного свойства личности, включающего в себя наряду с когнитивным и поведенческим аспектами долговременную готовность к профессиональной деятельности, представлена в исследовании Э.К. Безукладни-кова [4, 23]. Ученые университета им. А,И, Герцена в своей монографии "Компетентностный подход в педагогическом образовании" понимают профессиональную компетенцию преподавателя как интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей [11, 5].
Профессиональная компетенция преподавателя
Анализ научных определений понятия профессиональной компетенции позволяет констатировать определенные точки соприкосновения общего понимания этого понятия большинством исследователей, заключающиеся в объединении личностного и функционального аспектов профессиональной деятельности.
На сегодняшний день существует множество подходов к определению содержания и структуры профессиональной компетенции преподавателя, но не до конца определено место цифровой компетенции в ней. Можно выделить структуру профессиональной компетенции преподавателя, предложенную Н.Ш. Блягоз (рис. 1) и включающую в себя: знания и умения в области преподаваемой дисциплины (науки); психолого-педагогическую компетенцию; коммуникативную компетенцию; управленческую (организационную) компетенцию; креативную компетенцию [5, 1], Данная структура, на наш взгляд, выделяет очень важный для профессионально-развивающегося преподавателя компонент-креативную компетенцию. Креативная компетенция преподавателя иностранных языков отражает его способность создавать и творить [5, 1]. Что касается изучаемой нами цифровой компетенции, она не была включена автором в структуру профессиональной компетенции преподавателя.
Знания и умения в области преподавания дисциплины
Психопого-педаготическая компетенция
Коммуникативная компетенция
Управленческая (организационная) компетенция
Креативная компетенция
Рисунок 1 - Структура профессиональной компетенции преподавателя, согласно Н.Ш. Блягоз
Поскольку объектомданного исследования является профессиональная подготовка будущих преподавателей иностранных языков, то необходимо уточнить структуру именно их профессиональной компетенции с учетом специфики их профессиональной деятельности.
С тех пор как в 2002 году Е.Н, Соловова составила свои предложения по аттестации преподавателей иностранных языков (рис. 2), назвав целью аттестации определение уровня профессиональной компетенции и указав, в качестве её компонентов, коммуникативную, филологическую, методическую, психолого-
педагогическую и личностную компетенции [19, 215], мир изменился, а вместе с ним и система образования.
Профессиональная компетенция преподавателя иностранных языков
Коммуникативная компетенция
Филологическая компетенция
Методическая компетенция
Психопого-педагогическая компетенция
Личностная компетенция
Рисунок 2 - Структура профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков, согласно E.H. Солововой
Перед преподавателями всех дисциплин, включая преподавателей иностранных языков, сегодня стоят новые задачи по применению цифровых технологий в процессе обучения в целях его интенсификации, оптимизации и модернизации, и эти задачи требуют новых специализированных знаний, умений и навыков, не входящих в состав перечисленных компетенций, но формирующих иную - цифровую компетенцию.
Коммуникативная компетенция, входящая в состав профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков, неизменно актуальна со своим разделением на языковую, речевую и социокультурную субкомпетенции. Преподавателям иностранных языков во все времена следует стремиться к свободной, образной и выразительной речи, соответствующей свободному уровню владения иностранным языком, а также следует стремиться к познанию мировой культуры во избежание ошибок социолингвистического характера [3; 14; 19].
Психолого-педагогическая компетенция во все времена остается неизменно важной для преподавателя любой дисциплины, в том числе для преподавателя иностранных языков. Умение учитывать возрастные, психологические и, как мы убеждены, социологические особенности учащихся, необходимо каждому преподавателю при планировании и организации процесса обучения [14; 15; 19].
Филологическая компетенция, входящая в состав профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков, помимо компонентов напрямую связывающих её с коммуникативной компетенцией {знания о структуре родного и иностранныхязыков, умение интерпретировать сложные языковые явления на родном и иностранных языках и т.п.}, имеет и ряд отличающих её признаков (владение ри-
торикой, общая начитанность, знание литературы, истории иностранных языков и других филологических дисциплин, умение использовать их в процессе обучения и общения} [17; 3; 19].
Методическая компетенция преподавателя иностранных языков, при всей неоднозначности её оценки исследователями, неизменно связывается ими со способностью эффективно решать задачи обучения и воспитания. Указанная компетенция является не статической, но динамической, и находится в процессе постоянного развития, Меняющиеся задачи обучения и воспитания, встающие перед преподавателем, требуют от него постоянного обновления и углубления знаний, умения и навыков, как и пересмотра индивидуального стиля преподавания [7; 8; 18].
Личностная компетенция также входит в состав профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков и, вне зависимости от времени, включает в себя: готовность проявлять достаточную требовательность как к учащимся, так и к себе; умение расположить к себе учащихся; владение дикцией, голосом, мимикой и жестами как для установления взаимодействия сучащимися, так и в качестве вербальных и невербальных опор при обучении иностранным языкам. Указанная компетенция также предполагает владение такими личностными качествами как толерантность, открытость в общении, такт, уважение к себе и другим, любовь к своей профессии, активность и целеустремленность [6; 19; 23],
Следует подчеркнуть, что перечисленные компетенции охватывают все стороны профес-сиональнойдеятельности преподавателя иностранных языков за исключением той, что связана с активным и регулярным применением цифровых технологий в учебном процессе на продуманной дидактической основе. Одни из самых авторитетных отечественных исследователей применения цифровых технологий в иноязычном образовании - C.B. Колядко и C.B. Титова указывают на необходимость расширить структуру профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков и дополнить её цифровой компетенцией, в качестве ответа на современный запрос общества и государства, и в качестве дани новому времени [12; 20].
С.8. Колядко определяет цифровую компетенцию преподавателя иностранных языков
CU CXJ О си
-О
9
s: со
3-OJ
■Ol
i
207
> <
X
UJ
О
LU
=r
<
CI UJ
с
208
Профессиональная компетенция современного преподавателя иностранных языков
Профессиональная компетенция преподавателя иностранных языков
как целостную профессионально-личностную характеристику будущего преподавателя, отражающую его способность, а также теоретическую и практическую готовность к конструированию и проектированию учебного процесса с использованием цифровых технологий, адаптируя их к различным профессиональным ситуациям в процессе реализации целей обучения иностранному языку, связанных сформированием иноязычной коммуникативной компетенции и с достижением учащимися метзпредметных и личностных результатов [12, 8]. 8 свою очередь C.B. Титова вслед за М.Н. Евстигнеевым определяет цифровую компетенцию преподавателя иностранных языков как способность использовать учебные Интернет-ресурсы, социальные сервисы Веб 2.0 и другие цифровые технологии с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка [21; 3]. Безусловно, определения, данные авторами, достаточно подробны и дают полноценное представление о понятии, но автору данного исследования хотелось бы предложить свой вариант определения, дающий не только представление о самом понятии, но и о том, частью какой структуры оно является и какую структуру содержит само.
Как отмечалось ранее, E.H. Соловова указала в качестве компонентов профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков коммуникативную, филологическую, методическую, психолого-педагогическую и личностную компетенции [19, 215]. Однако в качестве ответа на запрос современного информационного общества и требования международных и отечественных нормативных документов необходимо расширить перечень указанных компонентов и включить в структуру профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков цифровую компетенцию {рис. 3}.
Исходя из предложенной структуры профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков (рис. 3), представляется возможным схематично изобразить определение понятия цифровой компетенции, учиты-
вая её место в процессе профессиональной подготовки будущих преподавателей иностранных языков (рис. 4). В рамках данного исследования цифровая компетенция определена автором как "комплекс знаний и умений, связанных с использованием цифровых технологий в обучении иностранным языкам, входящий в состав профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков".
Коммуникативная компетенция
Филологическая компетенция
Методическая компетенция
Психапого-педаготческая компетенция
Личностная компетенция
Цифровая компетенция
Рисунок 3 - Структура профессиональной компетенции современного преподавателя иностранных языков
Цифровая компетенция преподавателя иностранных языков Знания, навыки и умения, связанные с использованием ЦТ в обучении ИЯ
Рисунок 4 - Схематичное изображение определения понятия цифровой компетенции
Поскольку предметом данного исследования является профессиональная подготовка преподавателей иностранных языков, а именно формирование у них цифровой компетенции, мы считаем необходимым четко определить структуру искомой компетенции для того, чтобы понимать, какие именно знания, умения и навыки нам необходимо формировать у будущих преподавателей иностранных языков, а ныне магистрантов-лингвистов.
Обратимся к наиболее авторитетному международному нормативному документу, описывающему цифровую компетенцию преподавателя - European Framework for the Digital Competence of Educators [2]. Это исследование представляет собой основу для развития цифровой компетенции преподавателей в Европе. Оно направлено на то, чтобы помочь государствам в их усилиях по продвижению цифровых знаний своих граждан и стимулированию инноваций в образовании. Документ предназначен для поддержки национальных, региональных и местных усилий по развитию цифровой компетенции преподавателей, предлагая общую систему координат, с общим языком и логикой.
Структура цифровой компетенции преподавателя от Европейской Комиссии (рис. 5) является ответом на растущее осознание во многих европейских государствах-членах того, что преподавателям необходим набор
современных компетенций, характерных для их профессии, чтобы иметь возможность использовать потенциал цифровых технологий для улучшения и внедрения инноваций в образование.
Ее1иЕак>г5 рго^здпс! согчрекпск
^^ ЕМСАСЕМЕНГ
♦ г Г А'" 'Ч* ГГ^Л
♦ Й Г'' опй1
гоМейо :): ч
^ е ;1гК Гш-
ф 0 ") '.Л1 ски
Е£)11саю«' ресадод'с со*лрг!епск
015ГТА1. П£30илсс5
| С'еаТ1пс: £л ггисЧг; цпЛейш*; '-'-п мо
' ДКП 1ЕАгЫ1№
I А»Е»МЕНТ
'.'гл и, \
я-а|у!11"а пМига
1 г V <,;
у
о
- ф ТеасЬтд ф Сис1агсе
- ^ 5е#-гедил*е<1 [елгплд
Цеатега
иЕАПНЕЗЗ' 01С1ТА1. СОМРЕТЕМСЕ
•г^огтаисп &
у
СотггигмсаЬоп Сор[егЧ с гр<а з ол
ЕМРСЛУШМС
^^ & тсЦыоп
О^гоШаЬоп ¿1 ретьопалъ^юп
>
ф ' -: - со ^ : и;с
?гоЫегп ■>::'.' "д
(ч-юаато 1Мтег5
Рисунок 5 - Структура цифровой компетенции преподавателя от Европейской Комиссии
Структура цифровой компетенции преподавателя от Европейской Комиссии направлена на то, чтобы зафиксировать и описать цифровую компетенцию преподавателей, предлагая 22 составные элементарные компетенции, организованные в б областях. Область 1 направлена на более широкую профессиональную среду, то есть на использование педагогами цифровых технологий в профессиональном взаимодействии с коллегами, учащимися, родителями и другими заинтересованными сторонами для их собственного профессионального развития и для общего блага организации. В области 2 рассматриваются компетенции, необходимые для эффективного и ответственного использования, создания и обмена цифровыми ресурсами для обучения. Область 3 посвящена управлению и координации использования цифровых технологий в преподавании и обучении, В области 4 рассматривается использование цифровых стратегий для улучшения контроля и оценки. Область 5 фокусируется на потенциале цифровых технологий для стратегий обучения и обучения, ориентированных на учащихся. 8 области б подробно описаны конкретные педагогические компетенции, необходимые для развития цифровой компетенции уже у самих учащихся.
Для каждой компетенции дается название и краткое описание, которые служат основным ориентиром. 8 структуре также предлагается модель развития, чтобы помочь педаго-
гам оценивать и развивать свои цифровые навыки. В нем выделяются шесть различных этапов, на которых обычно развивается цифровая компетенция педагога, чтобы помочь педагогам определить и принять решение о конкретных шагах, которые необходимо предпринять для повышения своей компетенции на той стадии, на которой они находятся в настоящее время.
На первых двух этапах, "Новичок" (А1) ^'Исследователь" (А2), преподаватели усваивают новую информацию и развиваютбазовые цифровые методы; на следующих двух этапах, "Интегратор" (В!) и "Эксперт" (В2), они применяют, далее расширяют и структурируют свои цифровые практики; на высших ступенях, "Лидер" (С1) и "Пионер" (С2), они передают свои знания, критикуют существующую практику и разрабатывают новые практики.
Структура цифровой компетенции преподавателя от Европейской Комиссии призвана обеспечить общую основу для разработчиков моделей цифровых компетенций, то есть для государств-членов, региональных правительств, соответствующих национальных и региональных агентств, самих образовательных организаций и государственных или частных поставщиков профессионального обучения.
Она предназначена для преподавателей на всех уровнях образования, от раннего детства до высшего образования и постдипломного образования взрослых, включая общее и про-
си си
О си
-О
9
со
си
■01 -г.
Ё
209
фессиональное обучение, образование для лиц с особыми потребностями и неформальное обучение. Она предлагает и поощряет адаптацию и модификацию « конкретному контексту и цели.
Заключение
Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы:
1. Цифровая компетенция преподавателей иностранных языков представляет собой комплекс знаний и умений, связанных с использованием цифровых технологий в обучении иностранным языкам. Формирование цифровой компетенции не только повышает профессионализм преподавателя, но и способствует формированию цифровой компетенции у его учеников, что в конечном итоге будет способствовать развитию общества граждан, готовых к работе в условиях цифровизации.
2. Поскольку существующие компоненты профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка (коммуникативная, филологическая методическая, психолого-пе-дагогическая и личностная компетенции} охватывают все стороны профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков за исключением той, что связана с активным и регулярным применением цифровых технологий в учебном процессе на продуманной дидактической основе, структуру и содержание профессиональной компетенции преподавателей иностранных языков следует расширить и дополнить цифровой компетенцией, в качестве ответа на современный запрос общества и государства.
Литература:
1. Kluzer S., Pujo! Priego L (2018). DigComp into Action-Get inspired, make it happen. S. Carretero, Y. Punie, R.Vuorlkari, M. Cabrera, and 0'Keefe,W. (Eds.). JRC Science for Policy Report, EUR 29115 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2018. ISSN 978-92-79-79901-3, doi: 10.2760/112945.
2. Redecker, C. European Framework for the Digital Competence of Educators: OigCompEdu. Punie, Y. (ed). EUR 28775 EN. Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017, ISBN 978-92-79-73494-6, doi:10.2760/159770, JRC107466.
3 Азимов Э.Г., Щукин A.H. Новый словарь метод и ческих терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М,: Издательство ИКАР. 2009.
4. Безукладников КЭ. Формирование лижводи-дактических компетенций будущего учителя иностранного языка. Пермь: Перм. гос.пед. ун-т, 2008.-270 С,
5. Блягоз Н.Ш. Профессиональная компетентность преподавателя вуза: основные компоненты // Наука: комплексные проблемы. - 2014. - №4.
6. Бредихина И.А. Особенности структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка // Педагогическое образование H России. - 2015, - №9.
7. Дубаков А.8. Формирование методической компетенции будущего учителя иностранного языка: содержательные и организационно-технологические аспекты // Научно методический электронный журнал "Концепт". - 2015. - Т. 13,- С. 2576-2580.
8. Дубаков A.B., Хильченко Т.В. формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка в условиях модернизации высшего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2014.-- №10.-С336-341.
9. Жданова М.А. Проблемы исследования сетевого образовательного взаимодействия в современной практике профессионального педагогического образования 11 Сборник статей H Международной научно-практической конференции "Образовательная динамика сетевой личности". - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019.-228 С
10. Занина Л.8. Основы педагогического мастерства /Л.8. Занина, Н.П.Меньшикова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.-288 с.
11. Козырев 8.А., Радионова Н.Ф. и др. Компетент-ностный подход в педагогическом образовании: монография, - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2005. - 392 С,
12. Колядко C.B. Компьютерная лингводидактика: учебное пособие для магистрантов направления подготовки "Педагогическое образование". Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2017.
13. Крупченко А.К., Кузнецов А Н. Основы профессиональной лингводидактики. Монография. М.: Academia АПК и ППРО, 2015. -231 с.
14. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. -М,: Просвещение, 1969; переизд. -- 2007.
15. Мальченко A.A. Психолого-педагогический компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка // Вестник 8ГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2006. - №2.
16. Митина Л.М. Психология развития конкурен 'г ос пособи ой личности. - М.г 2002. - 400 с.
17. Молчанова O.E. Формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка как результат высшего образования // Lingua mobilis. - 2010. ~ №3 (22).
18. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка //Вестник ЮУрГГПУ. -2013.-№12.
19. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М., 2002.
20. Титова C.B., Самойленко О.Ю. Структура Информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза / Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2017. -Т.22.-- 8ыи.3(1б7).
21. Титова C.B., Хзрламенко И.8. Информацион но-коммуникационная компетенция учителей и преподавателей иностранных языков: структура.
уровни, способы формирования // Иностранные языки в школе, - 2018. -- №8. - С 2-7, 22. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / под общ. ред. В. А. Звегинцева. - М., 1972. - 305 с.
23. Щукин А Н. Обучение Иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. - 2-е изд., испр. и доп. 2000,
EDUCA TIONAL PARADIGM CHANGE AS AN INEVITABLE NEED IN THE CONDITIONS OF OPPOSITION WITH THE WEST Askanova Oksana Vladimirovna, DSc of Economics, Associate Professor, Deputy Director
Kazantseva Yufia Viktorovna, PhD ofPedagogic sciences, Associate Professor, Department ofHumanitarian Disciplines Rubtsovsk Industrial institute (branch) of Altai State Technical University named after 1,1, Pofzunov, Rubtsovsk
The purpose of the Study is a critical understanding of the properties inherent in the modern educational model in the context of their compatibility with the task of Russia's victory in the growing confrontation with the West, The attention of the authors is focused on market centrism, which is the core of the modern paradigm of education, which has become, in fact, a tool for the civilizational reformatting of the people and a mechanism for the "production" of obedient performers devoid of the values of the Motherland. The scientific novelty is characterized by the identification of the instruments of civilizational reformatting of the younger generation, incorporated in the modern education system of the Russian Federation and the rationale for the fundamental transformation of the educational paradigm along the path of transition to an education system adeguate to national interests, According to the results of the study, it was found that the educational policy contradicts not only the declared tasks of modernizing the domestic economy, but also the national interests of Russia, The authors come to the conclusion that only the awareness of the inevitability of a fundamental transformation of the educational paradigm through the transition to an education system adequate to national interests can ensure success in the growing geopolitical conflict,
Keywords: education policy; national security; Russian identity; market centrism of education; competence approach; Bologna system.
DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.37
СМЕНА ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ - НЕИЗБЕЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ С ЗАПАДОМ
Цель исследования кри тическое осмысление присущих с овременной обра -зовательной модели свойств в контексте их совместимости с задачей победы России в нарастающем противостоянии с Западом. Внимание авторов сосредоточено на рыночном центризме, являющемся стержнем современной парадигмы образования который стал, по сути, инструментом цивилизационного переформатирования народа и механизмом "производства" послушных исполнителей, лишённых ценностей Родины. Научная новизна характеризуется выявлением инструментов цивилизационного переформатирования подрастающего поколения, заложенных в современной системе образования РФ и обоснованием кардинальной трансформации образовательной парадигмы по пути перехода к адекватной национальным интересам системе образования, По результатам исследования установлено, что образовательная политика противоречит не только декларируемым задачам модернизации отечественной экономики, но и национальным интересам России. Авторы приходят к выводу, что только осознание неизбежности кардинальной трансформации образовательной парадигмы путём перехода к адекватной национальным интересам системе образования способно обеспечить успех в усиливающемся геополитическом конфликте.
Ключевые слова: образовательная политика;национальная безопасность;российская идентичность; рыночный центризм образования; компетентностный подход; Волонская система.
Введение
Нарастающий кризис 8 отношениях с Западом, сопровождающийся вытеснением России из контролируемой западными структурами международной глобальной системы, направлен на экономическую и политическую изоляцию России с целью ее разрушения и
УДК 37,014.53 ВАК РФ 5.8.1/13.00.01
7 А ска нова О.В., 2022 ? Казанцева ЮЛ, 2022
АСКАНОВА Оксана Владимировна, доктор экономических наук, доцент заместитель директора
КАЗАНЦЕВА Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Гуманитарных дисциплин
Рубцовский индустриальный институт (филиал) Алтайского государствен ного технического университета им. И.И. Ползунова, Рубцовск
CU CXJ О си
-0 9
со
CU
S
211