Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ПОРТФОЛИО'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ПОРТФОЛИО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ ПОРТФОЛИО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DIGITALIZATION / DIGITAL PORTFOLIO / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INNOVATIONS / TEACHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаева Ольга Алексеевна

Статья посвящена развитию профессиональных компетенций педагога средствами современной образовательной технологии цифрового портфолио. Глобальная цифровизация образования обусловливает необходимость использования индивидуального цифрового портфолио для личностного и профессионального развития современного педагога в соответствии с актуальными академическими и профессиональными стандартами для реализации результативной профессиональной деятельности. Предложена алгоритм разработки структуры цифрового портфолио педагога, направленной на развитие профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования и совершенствования электронной информационно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF EDUCATOR BY MEANS OF DIGITAL PORTFOLIO TECHNOLOGY

The article is devoted to the development of professional competencies of a teacher by means of modern educational technology of digital portfolio. The global digitalization of education necessitates the use of an individual digital portfolio for the personal and professional development of a modern teacher in accordance with current academic and professional standards for the implementation of effective professional activities. An algorithm is proposed for developing the structure of a teacher's digital portfolio, aimed at developing professional competencies in the context of digitalization of education and improving the electronic information and educational environment.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ПОРТФОЛИО»

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук Нечаева Ольга Алексеевна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ

ЦИФРОВОГО ПОРТФОЛИО

Аннотация. Статья посвящена развитию профессиональных компетенций педагога средствами современной образовательной технологии цифрового портфолио. Глобальная цифровизация образования обусловливает необходимость использования индивидуального цифрового портфолио для личностного и профессионального развития современного педагога в соответствии с актуальными академическими и профессиональными стандартами для реализации результативной профессиональной деятельности. Предложена алгоритм разработки структуры цифрового портфолио педагога, направленной на развитие профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования и совершенствования электронной информационно-образовательной среды.

Ключевые слова: цифровизация, цифровой портфолио, образовательные технологии, инновации, педагогическое образование.

An^tatton. The article is devoted to the development of professional competencies of a teacher by means of modern educational technology of digital portfolio. The global digitalization of education necessitates the use of an individual digital portfolio for the personal and professional development of a modern teacher in accordance with current academic and professional standards for the implementation of effective professional activities. An algorithm is proposed for developing the structure of a teacher's digital portfolio, aimed at developing professional competencies in the context of digitalization of education and improving the electronic information and educational environment.

Keywords: digitalization, digital portfolio, educational technologies, innovations, teacher education.

Введение. В актуальной ситуации трансформации системы российского образования на всех уровнях подготовки становится все более востребованным поиск новых моделей обучения педагогов, готовых к изменениям и способных развивать профессиональные компетенции в условиях современной электронной информационно-образовательной среды. Такие педагоги могут быстро адаптироваться в изменяющимся цифровом обществе, использовать новые образовательные технологии, направленные на развитие профессиональных компетенций, гибкости восприятия и творческого мышления, инициативности, навыков формирующего оценивания и педагогической диагностики, эффективно реализовывать лидерские качества, управлять командной и групповой работой. Одной из адекватных образовательных технологий, ориентированных на развитие профессиональных компетенций педагогов, является цифровое портфолио.

Под компетенциями педагога, вслед за И.А. Зимней, при рассмотрении ключевых компетенций как новой парадигмы результата образования (competence-based education) выделяем компетенцию в роли структурной единицы процесса формирования компетентности, а компетентность как интегральный социально-личностно-поведенческий феномен «результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих» [1]. В соответствии с данным понимаем профессиональные компетенции педагога включают пять групп компетенций: предметные, педагогические, надпредметные, цифровые, ценностные.

С учетом интеграции вузов, научной сферы и площадок для реализации практической деятельности, ориентированностью подготовки на развитие профессиональных компетенций, в том числе цифровых компетенций, в условиях цифрового общества стала актуальной проблема поиска новых методологических подходов и организационно-методических решений на основе адекватных образовательных технологий.

Одной из адекватных образовательных технологий, направленной на развитие профессиональных компетенций педагога является цифровой портфолио. Под «цифровым портфолио» мы понимаем накопленные и пополняемые результаты профессиональных достижений педагога, артефакты деятельности, важные образовательные продукты, находящееся в цифровой среде. Цифровой портфолио позволяет получать доступ к материалам в любое удобное время, а также интегрировать его с другими цифровыми ресурсами, включая аудио и видео, социальными сетями. Это позволяет выстраивать особое образовательное пространство для поддержки инициативы и мотивации педагога дальнейшего личностного и профессионального развития, а также возможности обмена лучшими образовательными практиками, развития навыков рефлексии и самооценивания [9].

Изложение основного материала статьи. Сегодня актуальным направлением является рассмотрение информационных компетенций в контексте цифровизации общества и образования. В связи с чем, на наш взгляд, среди выделенных нами групп профессиональных компетенций, а именно предметные, педагогические, надпредметные, цифровые, ценностные, цифровой портфолио в большей степени ориентирован на формирование цифровых компетенций.

Следует отметить, что организацией, которая занимается разработкой модели компетенций современной цифровой экономики является Центр компетенций по направлению «Кадры и образование». Данный центр реализует программу «Цифровая экономика Российской Федерации», а именно актуальное направление «Модель компетенций цифровой экономики».

Представленная Центром модель компетенций носит опережающий характер. Данная модель разработана исходя не из традиционного подхода - требований к выпускникам соответствующего уровня образования, а прежде всего с учетом требований общества, государства и рынка труда к ключевым компетенциям личности Цифрового общества с учетом реалий 4-й промышленной революции. Модель стала основой формирования новых ФГОС высшего образования и образовательных программ всех уровней и направлений подготовки будущих профессионалов России.

Бейтс при изучении актуальных подходов обучения в условиях цифровизации образования сформулировал перечень необходимых знаний и компетенций обучающихся:

- управление знаниями (способность находить, анализировать, оценивать и соответствующим образом применять полученные знания);

- владение информационными компетенциями;

- развитие навыков межличностного общения, в том числе эффективное использование социальных сетей;

- использование самостоятельного и непрерывного обучения в течение всей жизни;

- развитие интеллектуальных навыков (построение знаний, рассуждение, критический анализ, решение проблем, творческий подход);

- совместное обучение и совместная работа;

- многозадачность и гибкость [61.

Следует отметить, что одним из актуальных направлений в зарубежной практике оценивания информационных компетенций является применение так называемой модели DigComp 2.0. Данная модель была разработана в рамках европейского проекта «DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens» [8]. Информационные компетенции включены в определение цифровой компетенции (Digital Competence).

В соответствии с данной моделью информационная компетенция становится ее необходимым компонентом и понимается как уверенное, критическое и творческое использование цифровых средств для достижения целей, связанных с работой, трудоустройством, обучением, личностным и профессиональным развитием.

Важность данного проекта в том, что цифровая компетенция используется как универсальная ключевая компетенция, позволяющая осваивать другие необходимые компетенции. Это может быть обучение иностранному языку, умению учиться, осваивать навыки проектной деятельности, креативному мышлению и др. [8].

Проект «DigComp 2.0» позволяет рассматривать цифровую компетенцию как определяющей ключевые навыки 21-го века. Благодаря освоению необходимого уровня цифровой компетенции становится возможным успешно реализовывать профессиональную деятельность, принимать активное социально-экономическое участие в обществе.

На основе модели, опубликованной в DigComp 2.0, описаны 8-мь уровней владения цифровой компетентности с указанием примеров ее использования для обучения и трудоустройства. Отметим, что уровни сформированности цифровой компетенции представлены 5-ю направлениями использования:

1. информационная и операционная грамотность;

2. коммуникация и сотрудничество;

3. создание цифрового контента;

4. безопасность;

5. решение проблем.

В соответствии с концепцией профессионального сообщества в области цифровых технологий «JISC» цифровая компетенция представляет собой набор академических и профессиональных ситуационных практик, поддерживаемых всевозможными изменяющимися технологиями [7].

Для реализации указанных актуальных направлений с учетом развития профессиональных компетенций педагога цифровой портфолио позволяет использовать следующие важные принципы в образовании: рефлексия и оценочность, исследовательская деятельность, индивидуальность, автономность. Также цифровой портфолио способствует выстраиванию диалога и взаимодействия между различными участниками образовательного процесса, сотрудничеству, развитию самооценки, индвидуализации [2].

Для разработки структуры цифрового портфолио педагога нами были выполнены следующие виды работ:

- анализ нормативно-правовой базы российского образования для определения целевых установок цифровизации современной системы образования (ФГОС [4], Профессиональный стандарт [3], Ф3-273 «Об образовании в РФ» [5]);

- исследование профессиональных запросов и потребностей педагогов вузов;

- моделирование структуры цифрового портфолио педагога;

- проектирование электронной модели цифрового портфолио и принципов его функционирования в электронной информационно-образовательной среде.

Выполненный анализ показал, что структура цифрового портфолио педагога должна включать разделы, наполнение и оценка которых будет способствовать развитию профессиональных компетенций педагога. Использование цифрового портфолио позволяет сместить фокус с "воспроизводства" на "производство" новых знаний и навыков и развитие профессиональных компетенций педагогов. В этом смысле применение цифрового портфолио необходимо рассматривать как как непрерывный процесс, а не как конечный результат, который является завершенным и окончательным.

Кроме того, цифровой портфолио позволяет вовлекать в образовательных процесс различных участников, устанавливать сотрудничества и взаимодействия между студентами и преподавателями, способствовать развитию рефлексии и самооценке педагога, реализовывать его творческие способности, создавать среду сотворчества, соавторства преподавания и обучения среди всех вовлеченных сторон [10].

Использование цифрового портфолио позволяет следующее:

- применять разнообразные виды профессиональной деятельности педагога, направленных на развитие профессиональных компетенций;

- осуществлять выбор электронной платформы для создания и развития индивидуального цифрового портфолио;

- реализовывать учебный процесс, основанный на инновационном подходе;

- повышать навыки организации образовательного процесса, основанном на конструировании нового индивидуального знания и профессионального опыта в условиях цифровой среды.

Выводы. Предложенные решения по развитию профессиональных компетенций педагога с помощью средств цифрового портфолио основаны на академических и профессиональных стандартов международного образования. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что разработка и развитие цифрового портфолио может является важным исследовательским направлением в высшей школе. Благодаря использованию цифрового портфолио возможно развивать профессиональные компетенции педагогов в процессе обучения в вузе. Это является динамичным и рефлексивно-оценочным процессом, который

позволяет не только активно включать профессиональные ресурсы педагогов, но и совершенствовать электронную информационно-образовательную среду.

Литература:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 10.05.2016).

2. Косых Н.А. Экспертиза образовательных результатов по цифровым портфолио подростков в Международном детском центре «Артек» // Ценности и смыслы. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspertiza-obrazovatelnyh-rezultatov-po-tsifrovym-portfolio-podrostkov-v-mezhdunarodnom-detskom-tsentre-artek (дата обращения: 10.11.2020).

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

4. Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Зарегистрировано в Минюсте России 15 марта 2018 г. N 50362. [Электронный ресурс]. http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS0/o20VO0/o203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.10.2020).

6. Bates, T. (2015). Teaching in a digital age: Guidelines for designing teaching and learning. Burnaby, BC: SFU Document Solutions, Simon Fraser University. 583 p.

7. Developing digital literacies. https://www.jisc.ac.uk/guides/developing-digital-literacies

8. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens https://ec.europa.eu/jrc/en/digcomp/project-background

9. Salazar, S.; Arévalo, M. (2019). Portfolio implementation as a tool of teaching in higher education: literature review. Complutense de Educación Magazine, 30(4), 965-981.

10. Smolyaninova Olga G., Bezyzvestnykh Ekaterina A. Professional training of Teacher 4. 0: developing digital competency by means of ePortfolio // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2019. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professional-training-of-teacher-4-0-developing-digital-competency-by-means-of-eportfolio (дата обращения: 10.11.2020).

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Ногаева Светлана Елкановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ ТЕКСТУ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования языковой личности учащихся начальной школы в ходе обучения тексту, представляющему собой языковую единицу высшего уровня, в которой все реализуют свои функции остальные единицы языка. В работе предложен материал по обучению тексту, адаптированный к условиям начальной школы. Предлагаемая в настоящей статье система работы позволяет реализовать главный лингводидактический принцип, заключающийся в том, содержание обучения и учебные материалы должны быть коммуникативно значимыми, ценными для учащегося и грамматически актуальными для конкретного этапа обучения. Это обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся и соответственно успешность их обучения.

Ключевые слова: языковая личность, обучение тексту, формируемые умения, начальная школа.

Annotation. The article discusses the problem of primary school students linguistic personality formation in the teaching a text process, since it is a language unit of the highest level, in which all other units of the language realize their functions. The given article offers material on teaching the text, adapted to the conditions of primary school. The proposed system of work allows to implement the main linguist-dicactical principle: the content of the training, educational materials should be communicatively significant, valuable for the student and grammatically relevant for a particular stage of study. This ensures a high motivation level for students and, accordingly, the success of their education.

Keywords: linguistic personality, teaching text, formed skills, primary school.

Введение. Для настоящего этапа развития российского общества характерно существенное возрастание роли языка — универсального средства накопления и хранения информации, её передачи и переработки. Кроме того, можно с определённой долей уверенности говорить о возрастании роли личностного фактора в обществе. В свою очередь, владение языком представляет собой один из ключевых компонентов современной гармонично развитой личности. В этой связи не вызывает удивления и тот факт, что теория языковой личности нашла своё развитие в работах целого ряда исследователей [2-3; 6-7; 9]. В их трудах было обосновано положение о том, что изучение языка необходимо производить, последовательно проходя ряд этапов: от наблюдений за живой речью к рассмотрению её объективных законов [4-5; 6; 8; 12].

На настоящий момент проблема складывания языковой личности у учащихся начальной школы является всесторонне изученной на страницах специальной литературы [1-2; 5; 10]. При этом, однако, в литературе методической различные аспекты формирования языковой личности в младшем школьном возрасте раскрыты недостаточно. В силу данного дефицита ряд педагогов испытывает определённые затруднения в соответствующем аспекте своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.