ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ» ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ Маматова Н.Х. Email: [email protected]
Маматова Нилуфар Хусеновна - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра дифференциальных уравнений, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье обсуждается использование метода кейс-стади при преподавании темы «Методы нахождения базисных решений транспортной задачи» по предмету математика для экономистов. Этот метод учит студентов мыслить творчески. Для студентов, учащихся по направлению экономики, изучение вопросов, связанных с жизненной деятельностью, позволяет им лучше понимать жизненные ситуации по мере их дальнейшей работы в своей области. Молодые люди, работающие в настоящее время, должны обладать способностями мыслить независимо, принимать независимые решения в разных ситуациях, правильно оценивать и преодолевать такие ситуации.
Ключевые слова: транспортная задача, метод кейс-стади, базисное решение, экономическая ситуация.
TEACHING THE SUBJECT "MATHEMATICS FOR ECONOMISTS" USING THE CASE STUDY METHOD Mamatova N.R
Mamatova Nilufar Husenovna - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Docent, DEPARTMENT OF DIFFERENTIAL EQUATION, FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses the use of the case study method when teaching the topic "Methods for finding basic solutions to a transport problem" in the subject of mathematics for economists. This method teaches students to think creatively. For students in economics, studying life-related issues allows them to better understand life situations as they continue to work in their field. Young people currently working should have the ability to think independently, make independent decisions in different situations, correctly assess and overcome such situations.
Keywords: transport problem, case study method, basic solution, economic situation.
УДК 37.02
Молодые люди, работающие в настоящее время, должны обладать способностями мыслить независимо, принимать независимые решения в разных ситуациях, правильно оценивать и преодолевать экономические ситуация. Такие качества у молодежи могут формироваться и развиваться в учебном процессе при использовании тематических исследований, направленных на решение педагогических задач [1-3].
Кейс-стади переводе от английского case - конкретная ситуация, study -образование, означает изучать конкретные ситуации, образовательная технология на основе анализа и достижения социально значимых результатов. Проблема внедрения метода case-study в практику системы образования есть две идеи, которые делают сегодняшние задачи столь важными:
- Первая проистекает из общего направления развития образования, цель которого не только дать конкретные знания, но и развить у человека способность к профессиональной подготовке, умственную деятельность, навыки, умения, в том числе способность учить, мыслить особое внимание будет уделено смене парадигмы, способности обрабатывать большие объемы информации;
- во-вторых, помимо удовлетворения первой идеи, учащимся, дает возможность попеременно вести себя в разных ситуациях, обеспечивать структуру действий в кризисных ситуациях.
Суть метода кейс-стади состоит в том, что участникам предлагается подумать о реальной жизненной ситуации, которая описывает не только практическую проблему, но и учебный материал, который необходимо усвоить в процессе решения проблемы. Анализ ситуации, таким образом, также оказывает сильное влияние на предвыборный опыт будущей профессиональной деятельности студента, что является основой для возникновения интереса и мотивации к учебе [4-17].
Цель метода кейс-стади - проанализировать ситуацию, возникающую из конкретной ситуации проблемы, то есть «кейс», который проявляется в конкретном рабочем процессе, разработать и представить практические решения совместными усилиями группы студентов. В конце процесса стоит оценить предложенные решения и выбрать среди них наиболее эффективное.
Кейс:
- должен быть написан интересным, простым и понятным языком;
- отличаться от «драматических» и проблемных;
- четко должен обозначать «суть» проблемы;
- должны приводить положительные и отрицательные примеры;
- соответствовать требованиям выбранного контингента студентов, содержать необходимый и достаточный объем информации.
В методе кейс-стади занимает центральное место дискуссия. Обычно его лучше всего использовать, когда учащиеся хорошо образованны и способны мыслить независимо и обосновывать свои идеи.
Целесообразно использовать методику case-study при преподавании студентам предмета «Математика для экономистов».
Способы найти базисные решения транспортной задачи.
Пусть дана следующая информация:
Таблица 1. Информация транспортной задачи
B1=100 B2=200 B3=100 B4=50 B5=250 B6=100
A1=50 1 5 4 6 2 3
A2=250 7 3 6 3 4 7
A3=100 5 4 2 4 6 3
A4=200 2 6 5 3 2 1
А5=200
На основании предоставленной информации определите следующее:
1. Создайте экономико-математическую модель задачи.
2. Определить, является ли проблема открытой или закрытой.
3. Создать развернутую экономико-математическую модель задачи.
4. Составить основной план задачи.
5. Переходить от базового плана к оптимальному.
6. Обсудить, оценить и выбрать оптимальный вариант.
Этот кейс служит для анализа конкретных экономических условий, создания их экономико-математических моделей, приобретения навыков использования информации в логической последовательности на всех этапах моделирования. Знания, полученные при решении этого дела, станут базой для студентов в анализе сложных экономических систем и экономико-математическом моделировании в своей профессиональной деятельности.
Список литературы /References
1. Тураева Н.А., Бешимова Д.Р. Методическое рекомендации по обучению математики // "Педагогическое мастерство". № 5, 2019. С. 146-148.
2. Тураева Н.А., Хамроева З. Системность в обучении геометрии // Педагогическое мастерство. № 3, 2020. С. 18-20.
3. Меражова Ш.Б., Марданова Ф.Я. Об эффективности преподавания пред-мета «Дифференциальные уравнения с частными производными» интерак-тивными методами // Педагогическое мастерство, 2019. № 5. С. 131-133.
4. Меражова Ш.Б., Маматова Н.Х. Априорная оценка для решения первой краевой задачи для уравнения смешанного типа // Молодой ученый, 2016. № 12 (116). С. 42-43.
5. Маматова Н.Х., Норова М. Решение задачи для нормы функционала погрешности интерполяционной формулы в пространстве // Молодой ученый, 2016. № 12 (116). С. 31-32.
6. Маматова Н.Х., Меражова Ш.Б. Постановка задачи для построения оптимальной интерполяционной формулы в пространстве С.Л. Соболева непериодических функций // Молодой ученый, 2016. № 10 (114). С. 13-14.
7. Дурдиев У.Д. Численное определение зависимости диэлектрической проницаемости слоистой среды от временной частоты // Сибирские Электронные Математические Известия. 17, 2020. С. 179-189.
8. Durdiev U.D. A problem of identification of a special 2D memory kernel in an integro-differential hyperbolic equation // Eurasian journal of mathematical and computer applications, 7:2 (2019). Pp. 4-19.
9. Durdiev U.D. An Inverse Problem for the System of Viscoelasticity Equation in the Homogeneous Anisotropic Media // Journal of Applied and Industrial Mathematics, 13:4 (2019). Pp. 1-8.
10. Меражова Ш.Б., Нуриддинов Ж.З., Меражов Н.И., Хидиров У.Б. Методы решений задачи Коши для уравнения волны в случае n = 2 и n = 3 // Academy. 4 (55), 2020. С. 21-25.
11. Меражова Ш. Решение методом продолжения задач математической физики в полуограниченных областях // Молодой учёный. 12(116), 2016. С. 43-45.
12. Меражова Ш.Б. Постановка обратной задачи для параболических интегро-дифференциальных уравнений с интегральным членом типа свертки // Ученый XXI века. № 5-3 (2018). 47-49.
13. Меражова Ш.Б. Разностная краевая задача для уравнения смешанного типа // Молодой учёный, 8(112), 2016, 21-23.
14. Меражова Ш.Б., Марданова Ф.Я. Эквивалентность задачи для уравнения смешанного типа и задачи Коши для уравнений симметрической системе // Учёные XXI века. № 6-1 (53), 2019. С. 20-23.
15. Меражова Ш.Б., Маматова Н.Х. Постановка обратных задач в математической физике // Ученый XXI века № 5-3,(2018), С. 43-45.
16. Меражова Ш.Б., Мадатова Г.А. Использование метода Фурье для решения смешанной задачи для гиперболической системы // Молодой учёный, 2017. 15. Часть II. С. 106-109.
17. Жураев Ф.М. Задачи для нагруженного уравнения параболо-гиперболического типа, вырождающегося внутри области // Молодой ученый, 2016. № 8 (112). С. 9.