Олег ЧУДИНОВ
ПРЕПОДАВАНИЕ ПРАВА И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема формирования правовой компетентности будущего инженера. Определено, что правовая компетентность имеет проникающий характер, присутствует во всех подгруппах компетенций.
The paper deals with the issue of forming future engineers’ legal competence. It has been defined that legal competence is a penetrating one and presents within all the subgroups of competencies.
Ключевые слова:
компетенция, компетентностный подход, правовая компетентность; competence, competence approach, legal competence.
Технократизм, сохраняющийся в инженерно - техническом образовании, приводит к пониманию инженерной деятель -ности исключительно только как звена, опосредующего естествознание и технику. При таком понимании гуманитарные, общекультурные аспекты инженерной деятельности остаются в тени. В научном сообществе настойчиво высказывается мысль о необходимости гуманитаризации высшего технического образо -вания.
Как отмечает В.Н. Стегний, «гуманитарное знание в деятельно -сти инженера не заменяет никакое другое, но и его не может заме нить какое -то другое знание. Гуманитарное образование не вно -сится “извне” в инженерную профессию со стороны... а вытекает из внутренней логики самой инженерной деятельности, где выпол няет конкретные функции, главные из которых — общекультурная и профессиональная»1.
Озабоченность данной проблемой нашла понимание и в инже -нерном сообществе. Так, Ассоциация инженерного образования России определила следующие принципы национальной доктрины инженерного образования:
«— ориентация деятельности системы инженерного образования на создание условий для духовного, нравственного и культурного саморазвития личности;
— глубокая фундаментальная и методологическая подготовка инженеров в сфере гуманитарного знания, духовной жизни чело -века и общества;
— освоение студентами методологии познания и творчества, практической деятельности, социального поведения и саморазви -тия личности как решающих условий достижения успеха на жиз -ненном пути;
— создание предпосылок для органичного включения инженеров в экономические, социальные и культурные процессы развития мировой цивилизации;
— освоение студентами будущей профессиональной деятельности как единства физических, экономических, социальных, социально -психологических и ноосферных закономерностей и оценка полез -ности создаваемых искусственных сред с позиций историзма, прио -
ЧУДИНОВ
Олег
Ревокатович —
доцент кафедры
философии и
права Пермского
национального
исследовательского
политехнического
университета
о^.^Ыто'^®
yandex.ru,
1 Стегний В.Н. Концепция и технология гуманитарной подготовки инженеров в ПГТУ // Гуманитарная подготовка инженеров и специалистов в Пермском государственном техническом университете: опыт, проблемы, перспективы / под. ред. В.Н. Стегния. — М. : Луч, 2002, с. 11.
ритета общечеловеческих ценностей, гуманизма, общецивилизационного подхода»1.
Правовая культура, представляя собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, должна стать качественной характеристикой современной личности. Обладание правовой культурой позволит будущему инженеру не только играть роль связующего звена между наукой и тех никой, но и активно участвовать в жизни общества, правомерно используя предо ставленные ему законом субъективные права и обязанности.
Понимание необходимости повыше -ния правосознания и совершенствования правовой компетентности граждан нашло отражение и в утвержденных в мае 2011 г президентом РФ Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосо знания граждан. В соответствии с данным документом «государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры насе ления, безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует разви тию России как современного цивили зованного государства». Одним из путей решения этой задачи является формиро -вание правовой компетентности студентов высших учебных заведений.
Современный этап развития высшего профессионального образования характе ризуется процессом модернизации, суть которого заключается в переводе студентов с уровня репродуктивного усвоения знаний на уровень формирования компетенций. Если ранее при подготовке «человека ква -лифицированного» в сфере высшего обра зования акцент делался на умение исполь зовать прошлый опыт, т.е. знания, умения, навыки, уже полученные человечеством, а также на развитие когнитивных свойств личности — внимания, памяти, мышления, то для «человека компетентного» этого недостаточно. Компетентный специалист должен обладать не только знаниями, уме ниями, навыками определенного уровня,
1 Основные принципы национальной доктрины инженерного образования. Ассоциация инженерного образования России // И1р//аеег.ги/шпп/ doctrine/doctrine_4.phtml
но и способностью и готовностью реализо вать их в работе. «Человек компетентный» должен быть внутренне мотивирован к профессиональной деятельности, к совер шенствованию уровня своего профессио нального опыта, к постоянному професси ональному росту. Он должен быть способен выходить за рамки предмета своей профес сии, а также обладать творческим потенци алом для саморазвития. Выполнение этих задач, по нашему мнению, предполагает формирование правовой компетентности не только как профессионального качества, но и как личностного качества выпускника технического вуза.
В рамках исследования, проведенного учеными Пермского национального иссле довательского политехнического уни -верситета, профессором В.Н. Стегнием и доцентом Л.Н. Курбатовой была высказана гипотеза, что «инженер как высококвали фицированный специалист, наряду с про фессиональными знаниями и умениями, должен обладать деловыми и управлен -ческими навыками и соответствующими социальными, нравственными, субкуль турными качествами»2. В дальнейшем исследователи выделили 4 группы качеств, которыми должен обладать современный инженер — выпускник технического вуза.
Первая группа включает в себя профес сиональные качества, вторая — научно -творческие, в третью группу входят социально организационные, в четвер тую — личные качества. В каждой из групп авторы указали те или иные правовые компетенции, которыми должен обладать выпускник. В области профессиональной деятельности выпускник должен «обладать правовыми знаниями в сфере своей дея тельности», в области научно творческих отношений — «знать международные стандарты, требования, предъявляемые к производимой продукции», в социально организационной сфере — «знать норма -тивную документацию, свои права и обя -занности и на этой основе принимать про думанные, квалифицированные управлен ческие решения», в сфере личных качеств
— «знать права и обязанности гражданина страны, уметь взаимодействовать с пред ставителями государства, понимать важность соблюдения гражданских обязанно
2 Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальные проблемы современного высшего образования (программа исследования) // Высшее образование в России, 2009, № 9, с. 42-47.
стей и реализации прав, отстаивать свою гражданскую позицию, уважать интересы государства»1. Таким образом, можно отме -тить, что авторы либо прямо выделяют правовые компетенции, либо указывают на правосодержащие компоненты тех или иных компетенций.
В то же время ни один нормативный документ не дает понятия правовой ком -петентности и не определяет ее харак -терных черт, что подтолкнуло нас обра -титься к анализу положений ФГОС ВПО, в частности по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» со степенью «бакалавр»2. В результате к исключительно правовым компетенциям нами были отне -сены:
— способность использовать норматив -ные правовые документы в своей деятель -ности (ОК- 7);
— осуществлять свою деятельность в раз -личных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК- 8);
— быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к граждански взвешенному и ответствен -ному поведению (ОК-19).
К правосодержащим компетенциям, т.е. компетенциям, содержащим правовые элементы или опирающимся на правовые нормы, мы отнесли:
— способность быть готовым к коопе -рации с коллегами, работе в коллективе (ОК- 4) (используются нормы трудового права);
— вести переговоры, устанавливать кон -такты, урегулировать конфликты (ОК-5) (используются нормы гражданского, тру дового, гражданско- процессуального права);
— проявлять инициативу, находить организационно управленческие реше ния и нести за них ответственность (ОК- 6) (нормы гражданского, административ
1 Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Исследование качеств инженера в контексте компетентностного подхода // Высшее образование в России, 2010, № 5, с. 95-102.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело (квалификация (степень) «бакалавр») (с изменениями от 18, 31 мая 2011 г.). Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.10.2009 № 503.
ного, экологического, трудового, уголов -ного права);
— анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые про -блемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззрен ческие позиции (ОК 14) (используются знания по вопросам теории государства и права, нормы конституционного права);
— понимать и анализировать экономиче -ские проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-15) (нормы гражданского, хозяйствен -ного, налогового и бюджетного права);
— понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций (ОК-16) (нормы конститу -ционного, гражданского, административ ного права);
— осознавать ценность российской куль -туры, ее место во всемирной культуре, уважительно и бережно относиться к исто -рическому наследию и культурным тради циям (ОК -17) (нормы конституционного права);
— быть готовым к социальному взаимо -действию в различных сферах обществен ной жизни, к сотрудничеству и толерант ности (ОК-18) (нормы конституционного права).
Следует также отметить, что еще ряд компетенций обеспечивают эффективное использование правовых норм в рамках повседневной правовой деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что правовая компетентность имеет надпро -фессиональный характер. Несмотря на то что функциональная надпрофессиональ -ная компетентность обычно не имеет уни -версального названия и формулируется как функция конкретного типа деятель -ности, представляется возможным опре -делить совокупность общекультурных правовых, правосодержащих и правообес печивающих компетенций как правовую компетентность инженера в широком смысле слова. Формирование такой ком -петентности позволит выполнить основ -ную цель профессионального образова -ния, указанную в Концепции долгосроч ного социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.