Научная статья на тему 'Компетенции инженеров нефтяной промышленности, формируемые при изучении графических дисциплин'

Компетенции инженеров нефтяной промышленности, формируемые при изучении графических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕО / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / DESCRIPTIVE GEOMETRY AND ENGINEERING COMPUTER GRAPHICS / TECHNOLOGY / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилязова С. Р.

Определены основные компетенции, формируемые у студентов в процессе изучения дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика». Раскрыты понятия «технология» и «конструирование» и определен состав и значение конструкторскотехнологической компетенции инженеров нефтяной промышленности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

dentified core competencies that are generated among students in the discipline "Descriptive geometry and engineering computer graphics. Disclosed the concept of technology and design and determine the composition and value of design and technological competence of the oil industry engineers.

Текст научной работы на тему «Компетенции инженеров нефтяной промышленности, формируемые при изучении графических дисциплин»

УДК 774:37

С. Р. Гилязова

КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРОВ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика, технология, конструирование.

Определены основные компетенции, формируемые у студентов в процессе изучения дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика». Раскрыты понятия «технология» и «конструирование» и определен состав и значение конструкторско-технологической компетенции инженеров нефтяной промышленности.

Key words: competence approach, competence, descriptive geometry and engineering computer graphies, technology,

design.

Identified core competencies that are generated among students in the discipline "Descriptive geometry and engineering computer graphics". Disclosed the concept of "technology" and "design" and determine the composition and value of design and technological competence of the oil industry engineers.

В условиях, когда происходит динамическое развитие новых технологий, непрерывное техническое переоснащение современных производств, все в большей степени профессиональная деятельность человека требует высокого уровня образованности, компетентности и владения большим количеством навыков. Профессиональная деятельность инженеров является все больше значимой в связи с развитием научно-технического прогресса. Все это требует соответствующих компетенций.

В настоящее время осуществляется модернизация системы образования России на основе компетентностного подхода. Разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, в которых требования к уровню подготовленности выпускника образовательного учреждения прописаны в категориях компетенций. Критерием качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности становится их профессиональная компетентность, подразумевающая владение

компетенциями, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности.

В связи с переходом современного образования к компетентностному подходу наиболее актуальной становится задача разработки в рамках каждой отдельной дисциплины методов формирования и определения степени сформированности соответствующих компетенций [1].

Анализ профессиональной деятельности инженеров-нефтяников и сложившаяся ситуация в современной нефтяной промышленности показали, что в структуре профессиональной компетентности специалистов нефтяной промышленности, важное значение имеет конструкторско-технологическая компетенция.

Как показывает практика, сложившаяся к настоящему времени, система подготовки инженеров нефтяной промышленности не обеспечивает соответствующих условий и разработок по формированию конструкторско-технологической компетенции инженеров нефтяной промышленности.

В представленной работе постараемся проанализировать и определить состав компетенций, формируемый в процессе изучения дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика» студентами, обучающимися по направлению подготовки 131000 "Нефтегазовое дело".

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для бакалавров по направлению подготовки

131000 - Нефтегазовое дело, дисциплина «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика» входит в состав базовой части профессионального цикла [2] .

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний теоретических основ построения и преобразования проекционного чертежа как графической модели пространственных фигур с последующим применением навыков в практике выполнения технических чертежей, их оформления по правилам государственных стандартов, в том числе с использованием компьютерной техники.

Изучение дисциплины позволит студентам овладеть необходимыми знаниями и умениями для успешного использования метода получения графических изображений при выполнении отдельных элементов проектов на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования, составлять в соответствии с установленными требованиями типовую проектную и рабочую документацию, а также использовать методику компьютерного выполнения проектно-конструкторской документации с применением систем автоматизированного проектирования и черчения.

При изучении дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика» происходит формирование следующих компетенций:

а) общекультурные компетенции (ОК)

- способность обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения (ОК-1);

- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7);

б) профессиональные компетенции (ПК)

общепрофессиональные способности

- способность самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-1);

- способность использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);

- способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ПК-4);

- способность составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию (ПК-5);

Производственно-технологическая деятельность

- способность применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику (ПК-6);

- способность использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-19);

Проектная деятельность

- способность выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования (ПК-22);

- способность использовать стандартные программные средства при проектировании (ПК-23);

- способность составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проекты, технологические и рабочие документы (ПК-24).

Основываясь на ФГОС ВПО и на цели и задачи дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика» в рабочей программе по дисциплине можно определить результаты образования, точнее знания, умения и навыки которыми должен обладать обучающийся [3]. Эти результаты и соответствующие им компетенции обозначены в таблице.

Таблица 1 - Результаты образования, которые должен демонстрировать обучающийся при изучении дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика»

№ п/п Результаты образования Компетенции

Студент знает:

1 - методику построения способом прямоугольного проецирования изображений точки, прямой, плоскости, простого и составного геометрического тела и отображения на чертеже их взаимного положения в пространстве ОК-1; ПК-1, 2, 6, 19, 22, 24

2 - способы преобразования чертежей геометрических фигур вращением и заменой плоскостей проекций ОК-1; ПК-1, 2, 6, 19, 22, 24

3 - методы построения проекций плоских сечений и линий пересечения поверхностей геометрических тел ОК-1; ПК-1, 2, 6, 19, 22, 24

4 - способы построения прямоугольных аксонометрических проекций геометрических тел ОК-1,7; ПК-1, 2, 6, 19, 22, 24

5 - правила построения и оформления чертежей резьбовых, сварных и др. соединений деталей машин и инженерных сооружений ОК-1,7; ПК-1, 2, 5, 6, 19, 22, 24

6 - основные виды проектно-конструкторской документации на стадиях разработки проекта (чертеж общего вида сборочной единицы, сборочный чертеж, спецификация, чертежи деталей) и правила их оформления с соблюдением стандартов ОК-1,7; ПК-1, 2, 5, 6, 19, 22, 24

7 - методику компьютерного выполнения проектно-конструкторской документации с применением графического редактора ОК-1,7; ПК-1, 2, 4, 5, 6, 19, 22, 23, 24

Студент умеет:

8 - использовать способы построения изображений (чертежей) пространственных фигур на плоскости ОК-1,7; ПК-1, 2, 6, 19, 22, 24

9 - находить способы решения и исследования пространственных задач при помощи изображений ОК-1,7; ПК-1, 2, 6, 19, 22, 24

10 - выполнять чертежи в соответствии со стандартными правилами их оформления и свободно читать их ОК-1,7; ПК-1, 2, 5, 6, 19, 22, 24

11 - использовать системы автоматизированного проектирования и черчения для создания проектно-конструкторской документации ОК-1,7; ПК-1, 2, 4, 5, 6, 19, 22, 23, 24

Студент владеет:

12 - развитым пространственным представлением ОК-1,7; ПК-1, 2, 6, 19, 22, 24

13 - навыками логического мышления, позволяющими грамотно пользоваться языком чертежа, как в традиционном «ручном», так и в компьютерном исполнении ОК-1,7; ПК-1, 2, 4, 5, 6, 19, 22, 23, 24

14 - алгоритмами решения задач, связанных с формой и взаимным расположением пространственных фигур ОК-1,7; ПК-1, 2, 6, 19, 22, 24

15 - набором знаний и установленных правил для составления и чтения проектно-конструкторской документации ОК-1,7; ПК-1, 2, 5, 6, 19, 22, 24

Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет выделить несколько наиболее значимых профессиональных компетенций, которые формируются у студентов в процессе

изучения дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика» а именно ПК-1, ПК-2, ПК-6, ПК-19, ПК-22, ПК-24. Так же немаловажную роль играют компетенции ПК-5 и ПК-23. Формирование всех этих компетенций имеет большое значение при овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками будущими инженерами нефтяной промышленности.

Согласно ФГОС ВПО, формируемые компетенции ПК-6 и ПК-19 относятся к производственно-технологической деятельности, а компетенции ПК-22, ПК-23 и ПК-24 относятся к проектной деятельности. Рассмотрим более детально суть производственно-технологической деятельности и проектной деятельности.

В основе термина «производственно-технологическая деятельность» лежит понятие «технология». Если опираться на определения технологии, приведенные в словаре русского языка, то технологию, с одной стороны, можно рассматривать как науку, а с другой - как практическую деятельность человека, необходимо приводящую к ожидаемому результату.

Многие ученые трактуют понятие «технология» по разному. Например, М.Б. Павлова и Дж. Питт определяют технологию как «преобразующую деятельность, направленную на удовлетворение нужд и потребностей людей, решение их проблем. Она включает процессы преобразования веществ, энергии, информации, опираясь на знания и оказывает влияние на природу и общество, создает новый рукотворный мир. Технология как наука изучает эту человеческую деятельность» [4].

Е.М. Муравьёв и В.Д. Симоненко определили технологию как «область науки или практики, сущность которой определяется совокупностью методов и средств труда для желаемых преобразований объектов природной, искусственной и социальной среды в искомые продукты или услуги на основе установленных закономерностей». Технология обеспечивает формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и умений, средства, процессы, результаты и последствия познания [5].

Анализ основных определений технологии позволяет сделать вывод о том, что технология в современном понимании рассматривается в широком и узком смысле этого слова. В первом случае технология - это научная, системная категория, определяющая специфику взаимодействия и взаимосвязь между компонентами целостной, ориентированной на высокоэффективный результат действия. В узком смысле технология - определенная последовательность действий, ведущих оптимальным путем от диагностично заданной цели к высокоэффективному результату. Главным в понимании технологии, по мнению Т.В. Горбунова и В.А. Терешков, являются следующие отличительные характеристики: системность и научность; прогнозируемость и эффективность результата; диагностируемость целей; оптимальность технологической цепочки этапов деятельности; оперативность управления ходом технологического процесса [6].

Следовательно, технология предполагает наличие способов, условий, средств осуществления какой-либо деятельности.

Проектирование в настоящее время выделяется в особый вид профессиональной деятельности. Под проектированием в самом общем виде понимается специальная, концептуально обоснованная и технологически обеспеченная деятельность по созданию образа желаемой будущей системы - проекта.

Понятие «проектирование» близко по смыслу с понятием «конструирование». Собственное определение этим понятиям дает Е. С. Рапацевич: «Проектирование - разработка комплексной технической документации (проекта), содержащей технико-экономические обоснования, расчеты, чертежи, макеты и другие материалы для строительства (реконструкции) различных сооружений. Техническое проектирование предшествует этапу конструирования, то есть этапу разработки рабочей документации. Конструирование техническое - часть процесса создания сооружения машины или какого-либо технического устройства, заканчивающаяся составлением рабочих чертежей в виде специальных технических требований, указаний к изготовлению, контролю качества, испытанию и т. д.

Документация, получаемая в результате проектирования и конструирования, называется проектом [7].

Процесс конструирования предусматривает выполнение технических расчётов, использование справочной литературы, изготовление эскизов, чертежей, проработку технологии изготовления конструкции.

Некоторые авторы под конструированием понимают разработку конструкторской документации, объем и качество которой позволяет изготовить техническое устройство с соблюдением всех требований машиностроительной технологии.

Деятельность конструктора на современном производстве включает следующие этапы разработки изделий: разработка технического задания, разработка технического предложения, разработка эскизного, технического и рабочего проекта. Именно эти виды деятельности инженера-конструктора и входят в состав компетенции ПК-22, которой должны обладать инженеры нефтяной промышленности.

Изучение процесса конструирования показывает, что его целью является создание проекта, прообраза предполагаемого или возможного технического решения изделия. Документация, выпускаемая в процессе конструирования, носит название проектной документации, проектно-конструкторской документации или конструкторской документации. Анализ процесса конструирования показывает, что при разработке конструкторской документации не всегда обязательно наличие всех стадий проектирования. Чаще всего это две стадии: эскизный или технический проект и рабочая документация.

Итак, различие понятий «проектирование» и «конструирование» достаточно относительно и более ярко выражено при создании материальных (натуральных) объектов, т.е. проектирование - это создание нового объекта «в идеале», а конструирование - создание «в натуральном виде». Мысленное конструирование близко по содержанию к проектированию и часто используется как синоним [6].

Анализ понятий «технология» и «конструирование» позволяет более детально осмыслить и понять суть производственно-технологической деятельности и проектной деятельности. В связи с тем, что знания, умения и навыки, формируемые в процессе изучения дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика» основываются на формировании компетенций, входящих в состав производственно-технологической и проектной деятельности, остро встает вопрос о формировании конструкторско-технологической компетенции инженеров нефтяной промышленности.

Высокий уровень современных технологий требует высокого профессионального уровня специалистов, вовлеченных в конструкторско-технологический процесс, их интеллектуального развития, конструкторского и технического мышления, умения принимать ответственные решения. Отмеченные качества, характеризующие профессиональную компетентность, должны формироваться во время профессиональной подготовки в высшей школе и, разумеется, постоянно совершенствоваться во время выполнения профессиональной деятельности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в нашу конструкторско-технологическую компетенцию входят компетенции ПК-6, ПК-19, ПК-22, ПК-23 и ПК-24, установленные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для бакалавров по направлению подготовки 131000 - Нефтегазовое дело.

Специалисты, обладающие конструкторско-технологическими знаниями, умениями, опытом конструкторско-технологической деятельности, способны более успешно адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе, быть достаточно мобильными в изменяющихся ситуациях, что является показателем владения ими профессиональными компетенциями [8].

Итак, под конструкторско-технологической компетенцией инженеров нефтяной промышленности будем понимать интегративную целостность знаний, умений и навыков,

обусловливающих качество конструкторско-технологической деятельности инженеров

нефтяной промышленности.

Литература

1. Захаров, В.М. Компетенции бакалавров по направлению «Химическая технология», формируемые при изучении дисциплины «Органическая химия» / В.М. Захаров, А.М. Кочнев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №10. - С. 466-472.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело - введ. 28.10.2009. - М., 2009. -31 с.

3. Рабочая программа по дисциплине "Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика" для бакалавров направления подготовки 131000 "Нефтегазовое дело" / С.Р. Гилязова, М.Ю. Филимонова. - Альметьевск: АГНИ, 2011. - 27 с.

4. Павлова, М.Б. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации / М.Б. Павлова, Д. Питт - Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997. - 81 с.

5. Муравьёв, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьёв, В.Д. Симоненко. - Брянск: изд-во БГПУ им. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.

6. Горбунова, Т.В. Формирование конструкторско-технологических умений как ключевой компетенции педагога профессионального обучения. / Т.В. Горбунова, В.А. Терешков. -Образование и наука. - 2007 - №2. - С. 42-51.

7. Рапацевич, Е. С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству / Е. С. Рапацевич. - Мн.: ООО «Этоним», 1995. - 384 с.

8. Терешков, В. А. Формирование интегративных конструкторско-технологических умений будущих учителей технологии: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 Калуга, 2007. - 220 с.

© С. Р. Гилязова - асп. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КНИТУ, gil.svet2011@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.