Научная статья на тему 'Исследование качеств инженера в контексте компетентностного подхода'

Исследование качеств инженера в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНЖЕНЕРА / COMPETENCES OF THE ENGINEER / PROFESSIONAL MODEL OF AN ENGINEER / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Cтегний Василий Николаевич, Курбатова Л. Н.

Анализируется взаимосвязь между качествами инженера и эффективностью его деятельности. Рассматриваются компетентностные характеристики в области профессиональной деятельности, производственного менеджмента, социального менеджмента, экономики и финансового менеджмента, гражданственности, здоровье-сбережения, гигиены и санитарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the competence qualities of future engineers: competence-based approach

Correlation between the qualities of engineers and efficiency of their activities; the competence in the area of the professional occupation, industrial management, social management, economy and financial management, citizenship, health keeping is viewed. The structure and character of the qualities of engineers, specialists and teachers are described.

Текст научной работы на тему «Исследование качеств инженера в контексте компетентностного подхода»

ления краем, демонстрировавшаяся на выставке в Совете Федерации.

Стратегическим вопросом стало управление ^-активами вуза, то есть целенаправленное воздействие на информационную инфраструктуру вуза для выполнения им миссии в регионе и эффективного развития. Управление подразумевает учет и возобновление лицензий на программное обеспечение, введение стандартов использования ПО, централизованные закупки, контроль установленного ПО, повышение информационной компетентности персонала и преподавателей ПГТУ.

Комплексное освоение вузом ИТ включает в себя следующие составляющие: материальную (создание сети, вы-

числительных кластеров, компьютерного парка, обеспечение выхода во внешние сети), программную (мощное лицензионное программное обеспечение), информационную (содержательный контент: собственные электронные образовательные ресурсы, внешние информационные ресурсы, доступ к информационному мировому и российскому пространству), институциональную (системы повышения квалификации, способствующие росту ИТ-компетентности, внедрению новых информационных и педагогических технологий), технологическую (технологии создания ЭОР нового типа), а также предполагает повсеместное применение информационных технологий в практике вуза.

SHEVELEVN. INFORMATION RESOURCES OF THE UNIVERSITY The results of the innovative educational program as a method of the development of the innovative potential are viewed. The composition of the university IT actives and the problem of its management are considered.

Keywords: informatization conception, electronic educational resources, IT actives.

В.Н. СТЕГНИЙ, профессор Л.Н. КУРБАТОВА, доцент Пермский государственный технический университет

Исследование качеств инженера в контексте компетентностного подхода

Анализируется взаимосвязь между качествами инженера и эффективностью его деятельности. Рассматриваются компетентностные характеристики в области профессиональной деятельности, производственного менеджмента, социального менеджмента, экономики и финансового менеджмента, гражданственности, здоровье-сбережения, гигиены и санитарии.

Ключевые слова: компетенции инженера, профессиональная модель инженера.

Профессиональная сторона инженерной деятельности определяется как научно-техническим прогрессом общества, так и характером сформировавшейся в условиях вуза модели организационного поведения выпускника. Сегодня весьма актуальна проблема подготовки инженера как специалиста применительно к конкретному ра-

бочему месту. Отношение к специалисту на рынке труда носит функциональный характер, поскольку для каждого рабочего места четко прописан определенный перечень требований; при этом, наряду с профессиональными (специальными) качествами, предполагается наличие и деловых качеств, реализация которых прямо связана с

субкультурой личности инженера, его социально-экономическим статусом.

Необходимость сочетания профессиональных, деловых и субкультурных качеств вызвана, во-первых, существующими условиями функционирования организации как развитой технической и технологической системы; во-вторых, условиями жесткой конкуренции на рынке рабочей силы и рынке труда, которые вынуждают организацию искать эффективные механизмы «принуждения » человека к работе.

Одним из таких механизмов выступает мотивационное ядро личности. Смена характера производственных процессов с трудоемких на наукоемкие требует высокого профессионализма и квалификации, а также особой структуры личности инженера. Вместе с тем развитие техники и технологий упрощает характер труда, что, в свою очередь, снижает к нему интерес работника. Все это влечет за собой возникновение иллюзии несоответствия его квалификации содержанию выполняемой им работы и, как следствие, порождает такие проблемы, как:

■ снижение трудовой эффективности работников с высоким уровнем образования;

■ мотивационный кризис личности;

■ раздвоенность рынка труда в отношении требований к квалификации работников (сочетание характера и содержания труда).

Чтобы снизить остроту этих проблем, современной организации необходимо менять место работника в системе управления, ибо высококвалифицированные специалисты обладают достаточными знаниями и культурой для участия в процессе принятия управленческих решений. Организация в современных условиях должна по-новому оценить связь в системе «менеджер - работник», и здесь возникает вопрос о делегировании части управ-

ленческих задач работнику. Следовательно, инженер как высококвалифицированный специалист, наряду с профессиональными знаниями и умениями, должен обладать деловыми и управленческими навыками и соответствующими социальными, нравственными, субкультурными качествами [1].

Исходя из этого можно построить систему компетентностных характеристик современного инженера. Данная система может быть представлена следующим образом.

Компетентность в области профессиональной деятельности:

1) владеть профессиональными знаниями и уметь давать консультацию;

2) знать технологии производственного процесса в целом и каждого рабочего места в отдельности;

3) знать реальные эксплуатационные возможности оборудования и его резервы;

4) уметь разбираться в назначении, особенностях и области применения различных средств КИПиА, уметь давать консультацию;

5) владеть ИТ, уметь работать с компьютерными программами;

6) разбираться в различных технических вопросах, ориентироваться в технической документации и терминологии;

7) уметь работать со справочной литературой;

8) разбираться в технологических требованиях к ремонту оборудования, по многим вопросам давать консультацию;

9) знать производственные площади предприятия, парка оборудования, иметь представление о проблемах и перспективах их использования;

10) обладать практическим опытом работы.

Компетентность в области производственного менеджмента:

1) знать организационные и технологические взаимосвязи между подразделениями и службами предприятия;

2) знать организационные основы производства и уметь планировать его, давать соответствующую консультацию;

3) обладать знаниями в области организации и нормирования труда и применять их.

4) ориентироваться на экологические требования к организации производственного процесса;

5) уметь осуществлять поиск резервов материальных средств, людских ресурсов, использовать технологии энергосбережения;

6) разбираться в системе отчетности на своем участке работы, уметь дать справку;

7) ориентироваться в вопросах маркетинга;

8) обладать правовыми знаниями в сфере своей деятельности;

9) иметь знания в области теории и методов управления, иметь представление о различных концепциях менеджмента;

10) уметь оценивать близкие и далекие последствия различных управленческих решений;

11) уметь планировать работу на своем участке;

12) знать, как выполняются основные планируемые показатели и какова реальная перспектива выполнения плана;

13) владеть навыками решения типовых производственных задач;

14) уметь заблаговременно предвидеть возможный производственный сбой (по техногенной причине либо по причине, связанной с человеческим фактором);

15) уметь быстро принимать решения, необходимые для предотвращения или ликвидации производственного сбоя;

16) уметь постоянно контролировать степень результативности, производительности, эффективности труда.

Компетентность в области социального менеджмента:

1) уметь быстро, оперативно принимать решения;

2) принимать продуманные, квалифицированные управленческие решения;

3) знать нормативную документацию, свои права и обязанности;

4) обладать организаторскими качествами, умением правильно подобрать и расставить кадры, распределить между ними обязанности, организовать коллектив на выполнение производственных задач;

5) уметь при необходимости привлекать консультантов, эффективно использовать их знания;

6) уметь объективно оценивать работников и результаты их работы, владеть различными методами стимулирования их деятельности;

7) уметь стимулировать работников к повышению квалификации, создавать условия для служебного роста подчиненных.

Компетентность в области иннова-

ционного менеджмента и информационных технологий:

1) знать международные стандарты, требования, предъявляемые к производимой предприятием продукции на мировом рынке, быть информированным об опыте зарубежных стран;

2) положительно относиться к нововведениям и реорганизациям;

3) стремиться к рационализации и оптимизации производственного процесса;

4) ориентироваться в проблемах и практике применения автоматизированных средств обработки информации, уметь ими пользоваться;

5) знать основные категории и понятия, необходимые для освоения информационной среды;

6) сознавать важность повышения уровня знаний в области информационных технологий;

7) уметь применять современные информационные технологии для получения информации в различных областях жизни и сферах деятельности;

8) формировать у работников установки на совершенствование знаний и умений в области информационных технологий.

Компетентность в области экономики и финансового менеджмента:

1) ориентироваться в различных проблемах бизнеса, хорошо знать специфику своей отрасли;

2) разбираться в вопросах финансирования и кредитования;

3) ориентироваться в вопросах хозрасчета и самофинансирования, знать специфические особенности хозяйственного механизма;

4) обладать экономическими знаниями, понимать экономическую сущность процессов и явлений;

5) разбираться в бухгалтерском учете и отчетности;

6) владеть способами экономии ресурсов и уметь применять их;

7) уметь находить резервы для прорывного решения задач и проблем, связанных с неплановыми издержками, стихийными бедствиями.

Компетентность в области социального взаимодействия:

1) быть требовательным к себе, предъявлять обоснованные требования к другим;

2) уметь располагать людей к себе, находить с ними общий язык;

3) соотносить свои поступки с интересами других людей;

4) обладать авторитетом в коллективе;

5) уметь проявлять свои лучшие качества во взаимодействии с другими;

6) уметь влиять на других в процессе общения;

7) осуществлять самоконтроль во взаимодействии с другими;

8) уметь работать в коллективе;

9) уметь налаживать деловые отношения с другими предприятиями и организациями.

Компетентность в области общения:

1) уметь грамотно и понятно выразить свои мысли как в устной, так и в письменной форме;

2) знать, что и где, кому и как сказать, исходя из конкретной обстановки;

3) уметь общаться с разными людьми;

4) уметь понятно высказывать свою точку зрения, доносить смысл до собеседника;

5) уметь общаться на иностранном языке;

6) уметь внимательно слушать других;

7) уважать индивидуальность другого человека;

8) проявлять интерес к мыслям и мнению других людей;

Компетентность в области здо-ровьесбережения:

1) знать, что нужно для сохранения здоровья;

2) иметь представление о влиянии различных условий на самочувствие;

3) уметь поддерживать свое здоровье;

4) не иметь вредных привычек;

5) понимать важность правильного режима дня;

6) соблюдать определенный распорядок работы и отдыха;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) знать правила здорового питания;

8) владение приемами и способами оказания первой доврачебной помощи.

Компетентность в области гражданственности:

1) знать права и обязанности гражданина страны;

2) знать историю своей страны и ее государственную символику;

3) уметь взаимодействовать с представителями государства;

4) уметь исполнять социальные роли гражданина;

5) понимать важность соблюдения гражданских обязанностей и реализации прав;

6) уважительно относиться к государству и представителям государственных структур;

7) отстаивать свою гражданскую позицию, уважать интересы государства;

8) стремиться быть полезным своему государству и своей стране.

Личностные качества специалиста:

1) быть преданным интересам дела, любить свою работу;

2) быть дисциплинированным, исполнительным;

3) уметь рационально использовать рабочее время, уметь работать в интенсивном режиме и результативно;

4) быть способным выполнять сложные задания;

5) быть объективным в оценке приказов и распоряжений;

6) уметь анализировать свои ошибки;

7) быть самостоятельным, уверен-

ным в себе, обладать собственным мнением;

8) быть изобретательным, находчивым, настойчивым, упорным в достижении цели;

9) брать ответственность за свои поступки;

10) быть вежливым, корректным, оказывать помощь коллегам;

11) быть культурным, образованным, эрудированным, интеллигентным человеком;

12) быть высоконравственной личностью.

Данные наборы компетентностных характеристик необходимо рассматривать в процессе их формирования и применения. В частности, важно выделять этапы их развития: приобретение знаний в данной компетентностной области, понимание важности и значимости этих качеств, готовность к реализации знаний на практике, их применение и накопление опыта [2]. Нужно определить перечень требований к работнику высокой квалификации для ситуаций, когда возникает потребность в делегировании сотруднику управленческих функций. При этом мы понимаем, что в условиях рыночных отношений имеет место очень серьезная проблема: менеджеры не хо-

тят делиться своими полномочиями. Поэтому вопрос о подборе, расстановке кадров, стимулировании творчески направленной деятельности остается сегодня открытым, тем более что его трудно решать в нынешних условиях неустойчивой экономической среды. Вместе с тем именно в условиях кризиса этот процесс можно осуществлять более продуктивно, так как по своей природе он предполагает необходимость коренной трансформации самой системы, и, следовательно, участники этого процесса объективно вовлечены в процесс изменений.

Таким образом, сегодня стоит задача рассмотреть вопросы взаимодействия высшей школы и рынка труда как двух систем, зависимых друг от друга, но не определивших пока своих ценностных приоритетов и взаимных требований.

Социологические исследования, проведенные в Пермском государственном техническом университете в сентябре 2009 г., позволили определить структуру и характер качеств специалиста, которые, по мнению студентов и преподавателей, необходимы сегодня инженеру [3]. В исследовании приняли участие 122 преподавателя и 442 студента инженерных специальностей.

Определяя свой профессиональный выбор, студенты оценивали те качества специалиста, которые сегодня: а) востребованы обществом, б) формирует вуз и в) свойственны им самим. Все качества сгруппированы по следующим признакам.

1-я группа - профессиональные качества (знания по специальности, практическое знакомство с производством, интерес к работе, навык принятия решений).

2-я группа - научно-творческие качества (навыки НИР, ориентация на научные и технические проблемы, творческий подход).

3-я группа - социально-организационные качества (организаторские способности, знание социальных проблем, умение работать с людьми, общественная активность, общественно-политический и социокультурный кругозор).

4-я группа - личностные качества (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, целеустремлённость).

Сопоставление мнений преподавателей и студентов о качествах выпускников вуза в зависимости от направления подготовки студентов позволяет определить характер различий.

Преподаватели и студенты практически одинаково оценивают требования общества к качествам специалиста. В то же время преподаватели, оценивая необходимые магистрам качества, отмечают именно те, которые, по мнению студентов, формирует вуз. А вот оценивая себя, студенты описали те качества выпускников, которые, по мнению преподавателей, должны соответствовать бакалаврам.

У студентов к 5-му курсу более выражены личностные (от 75 до 65%) и социально-организационные качества: «желание работать с людьми» (70%) , «приобретение организаторских навыков» (47%), «сохраняется интерес к работе» (54,3%), каждый второй студент (48,6%) способен творчески решать поставленные задачи, 60% опрошенных способны самостоятельно принимать правильные решения.

В то же время следует отметить, что только 14,3% старшекурсников отмечают у себя наличие глубоких знаний по специальности (исследование проходило в сентябре), однако 47,9% этих студентов считают, что вуз эти знания дает. Относительно практического знакомства с производством положительно оценили роль вуза 26,6%

студентов этой группы, а себя - только 15,7%.

Высоко оценили студенты роль вуза в формировании у них навыков НИР (67,6%). Однако только 22,2% студентов 5-го курса считают, что эти навыки востребованы обществом. И, как следствие, только 18,6% отмечают у себя наличие исследовательских качеств. Аналогичное положение наблюдается с оценкой качества «способность ориентироваться в научных и технических проблемах».

Следующим аспектом, раскрывающим характер подготовки инженера в вузе, является структура компетентно-стных качеств студентов и преподавателей.

У студентов, по их мнению, наиболее выражены такие качества, как «готовность к управленческой деятельности», «экологическое поведение». Несколько ниже оценены «подготовка к инновационной деятельности» и «гражданственность ».

Сравнение оценок студентов 1-го и

5-го курса показало, что студенты1-го курса в целом оценивают себя по

6-балльной шкале, тогда как студенты 5-го курса уже отмечают «прирост» качества по всем компетенциям. Однако наблюдается более критичное отношение относительно готовности студентов к инновационной деятельности. Значительно возрастает оценка качеств в области «экологического поведения», «делового общения», «социального взаимодействия» и «подготовки к профессиональной деятельности ».

Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволяет сделать ряд общих выводов, характеризующих обследованные группы студентов и преподавателей, и обозначить некоторые социальные проблемы управления образовательным процессом в вузе.

• Компетентностные качества

студентов по-разному воспринимаются и оцениваются обеими группами респондентов. Студенты достаточно высоко оценили наличие и развитость у них различных компетенций. Преподаватели в целом более сдержанны в оценках компетентностных качеств студентов. При этом собственные оценки их личных компе-тентностных качеств носят объективный характер. Они очень высоко оценили свою профессиональную деятельность, тогда как другие компетенции были оценены в пределах средних баллов.

• В отношении оценок деловых качеств студентов наблюдается следующая закономерность. У студентов «деловой портрет» отражает сформированные у них в условиях первичной довузовской социализации деловые установки. Преподаватели оценивают деловые качества студентов как продукт вузовской социализации.

• Предложения студентов и преподавателей по улучшению качества образовательных услуг направлены на активизацию внедрения новых образовательных технологий, совершенствование учебного плана с учётом преемственности и последовательности преподаваемых дисциплин.

Рассмотренный в ходе исследования широкий круг проблем, связанных с качеством образовательных услуг, позволил выявить как сильные стороны в системе управления вуза и кафедр, так и узкие места, которые снижают качество подготовки инженеров.

Данное исследование и проведённый анализ дают не только функционально необходимую информацию, но и раскрывают роль и место социальных факторов в эффективном управлении вузом как социальным институтом.

Литература

1. Стегний В.Н, Курбатова Л.Н. Социальные проблемы современного высшего образования (программа исследования) // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 42-47.

2. Зимняя И.А., Серова Т.С., Стегний В.Н. Оценка сформированности социальной компетентности студентов в структуре единой социально-профессиональной системы // Вестник Пермско-

го государственного технического университета. Сер. «Социально-экономические науки». 2009. № 4 (22). С. 91-101.

3. Социологическое сопровождение системы менеджмента качества образования в ПГТУ: отчет о НИР. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009; Социологическое сопровождение системы менеджмента качества образования в ПГТУ: программа социологического исследования. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009.

STEGNIY V, KURBATOVA L. RESEARCH OF THE COMPETENCE QUALITIES OF FUTURE ENGINEERS: COMPETENCE-BASED APPROACH

Correlation between the qualities of engineers and efficiency of their activities; the competence in the area of the professional occupation, industrial management, social management, economy and financial management, citizenship, health keeping is viewed. The structure and character of the qualities of engineers, specialists and teachers are described.

Keywords: competences of the engineer, professional model of an engineer, competence-based approach.

М.Б. ГИТМАН, профессор Е.К. ГИТМАН, профессор В.Ю. СТОЛБОВ, профессор

Подготовка аспирантов к инновационной деятельности

В статье рассматриваются механизмыг управления формированием готовности аспирантов к инновационной деятельности. Приведеныг некоторые результаты сравнительного анализа программ послевузовской подготовки в российских и зарубежных вузах. Особое место уделяется вопросу об усилении элективной составляющей программ.

Ключевые слова: основная образовательная программа послевузовского профессионального образования, управление, готовность к инновационной деятельности, ком-петентностный подход, принцип индивидуализации образования, элективные дисцип-

Задача повышения качества подготовки кадров высшей квалификации определяет необходимость поиска механизмов модернизации образовательного процесса в аспирантуре.

В качестве одного из основных принципов организации подготовки будущих ученых можно назвать компе-тентностный подход, который задает новые требования не только к результатам подготовки аспирантов, но и к структуре и содержанию основных

образовательных программ (ООП) послевузовского профессионального образования (ППО).

Важным инструментом, обеспечивающим освоение норм исследовательской деятельности, может стать планомерная и полномасштабная реализация принципа индивидуализации образования: повышение роли самостоятельной работы аспирантов в процессе образования, смещение акцентов в процессе изучения необходимых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.