Научная статья на тему 'Преподавание изобразительного искусства в начальной малокомплектной школе'

Преподавание изобразительного искусства в начальной малокомплектной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3179
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / UNIVERSAL TRAINING ACTIVITIES / METHODS OF TEACHING ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Листова В. В.

С учетом требований проектов стандартов второго поколения обосновываются элементы авторской методики преподавания изобразительного искусства в малокомплектных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Листова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ART IN PRIMARY UNGRADED SCHOOLS

The article proves the elements of the authors methods of teaching art in ungraded schools to meet the requirements of draft standards of the second generation.

Текст научной работы на тему «Преподавание изобразительного искусства в начальной малокомплектной школе»

УДК 372.87

В. В. Листова

ПРЕПОДАВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

С учетом требований проектов стандартов второго поколения обосновываются элементы авторской методики преподавания изобразительного искусства в малокомплектных школах.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, методика преподавания изобразительного искусства.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сейчас главной целью начального образования считается обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень умений и навыков учащихся.

Начальное образование должно закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.

Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника - умением читать, писать, считать), в

содержании обучения должен быть деятельностный компонент, что позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения.

Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Занятия искусством способствуют развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.

Человеческая психика изначально таит в себе способность к созданию различных языков моделирования, она позволяет человеку строить множество внутренних реальностей, часть из которых становится основанием для переустройства окружающей нас действительности.

Моделирование реальностей - это и есть ключевое назначение искусства, ведущий инструмент человеческого прогресса и творческого преобразования мира. Поэтому уроки искусства как способ совершенствования инструментов моделирования трудно недооценить для развития интеллекта и личности в целом. Именно отсюда проистекает понимание основного предназначения уроков искусства - формирование умений и навыков построения бесчисленного множества реальностей, что яв-

ляется фундаментальной основой мышления и творчества. Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим оперированием внутренними элементами сознательного плана действия (сенсорными репрезентациями, интеллектуальными операциями, структурами речи и т. д.). Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе интеллектуальных трансформаций (моделировании), вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы деятельности.

В основе обучения изобразительному искусству лежат следующие принципы:

- обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, приобщение к образцам мировой художественной культуры;

- авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства;

- в ходе обучения искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т. д.;

- любые виды творческой и учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, ориентироваться на реальное их использование в жизни ученика;

- развитие интереса к искусству и художественного вкуса строится на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности, сформированных собственных эстетических эталонов, освоения языка искусства;

- в ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создание замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т. д.;

- на начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности;

- процесс обучения собственно изобразительной деятельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих задач, управляя таким образом развитием учебных действий: планирование, контроль, оценка и т. д.;

- в процессе изучения изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: анализ результатов собственной деятельности и процесса творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т. д.).

Формирование универсальных учебных действий в начальной МКШ возможно осуществлять в процессе преподавания ИЗО. При этом необходимо учитывать структуру УДД и их содержание. Так, личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. На уроках ИЗО их формирование связано с активной деятельностью учеников и учителя (см. таблицу). При этом основные характеристики сформированных УУД направлены на:

1. Самоопределение:

- чувство сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

- сознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

- образная картина мира культуры и искусства как порождение творческой преобразующей деятельности человека;

- знание профессий в искусстве, их социальная значимость и содержание;

- «Я-концепция» и самооценка личности на основе адекватной позитивной осознанной самооценки и самоприятия.

2. Смыслообразование:

- ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности;

- развитые познавательные интересы и учебные мотивы;

- единый целостный образ мира при разнообразии культур, искусства, национальностей;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой и изобразительным искусством;

- уважение истории, культуры и искусства всех народов, развитие толерантности;

- знание основных моральных норм, моральная самооценка;

- доброжелательность, доверие, готовность к сотрудничеству, оказание помощи;

Деятельность учителя и учеников по формированию УУД

УУД Формирование универсальные учебных действий

Учителем Учеником

0 1 о Создание образовательной ситуации для присвоения и проявления ролей художника (живописец, график, скульптор, дизайнер и т. д.), автора, зрителя, критика, экскурсовода, искусствоведа и т. д. Использование только позитивного обращения к личностному своеобразию (формирование позитивной «Я-кон-цепции»). Создание ситуации для проявления своей личностной позиции. Обеспечение адресного выполнения творческой работы с обязательным указанием имени автора. Проведение персональной выставки юных авторов. Публичная защита авторской концепции/проекта. Создание системы позитивной и качественной обратной связи по результатам и процессу творческой деятельности Воспитание интереса к изобразительному искусству, формирование представлений о добре и зле. Обогащение нравственного опыта. Развитие нравственных чувств. Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески. Развитие способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру

о § £ о рц Вера в способности и талантливость ученика. Выявление индивидуальных интересов и ожиданий от урока. Совместное целеполагание, использование мотивирующих метафор, сказок, легенд и историй. Использование особо эмоциональных высказываний выдающихся деятелей мировой культуры и искусства. Индивидуальное планирование результатов продвижения в освоении творческой деятельности. Организация художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, моделирование из бумаги, создание проекта дизайна и т. д. Восприятие и анализ произведений искусства: созерцание, разглядывание, высказывание собственного мнения, создание отзыва, написание рецензии и т. д. Понимание учебной задачи. Определение последовательности действий. Работа в заданном темпе. Проверка работы по образцу. Оценивание своего отношения к работе. Выполнение советов учителя по организационной деятельности. Владение отдельными приемами контроля. Умение оценить работу товарища. Умение планировать учебные занятия. Умение работать самостоятельно. Умение организовать работу по алгоритму. Владение пооперационным контролем. Оценивание учебных действий своих и товарища. Умение работать по плану и алгоритму. Планирование основных этапов работы. Контролирование этапов и результатов

о § Л 0 3 Л Я в ^ 3 ^ £ 1 1 4 ю Й о в £ к м о с Построение обучения на основе: восприятия художественного произведения; изображения формы, выбора и смешения красок, изображения света и тени, создания композиции, отражения перспективы и т. д.; разработки и реализации творческой работы/проекта; анализа художественного произведения (замысла автора, использования комплекса выразительных средств, определения принадлежности произведения к эпохе, стилю и т. д.); создания отзыва и написания рецензии; продуктивного посещения выставки и галереи; организации экскурсии Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации. Овладение приемами работы различными графическими материалами. Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета. Наблюдение природы и природных явлений. Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве. Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен. Использование контраста для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать простейшие средства компьютерной графики

й и Й § 13 § ^ § 3 !3 э ^ ^ Е Й >К ^ 1 « « 1 Обеспечение обоснованного личностного выбора в обучении: индивидуальной или групповой работы; формы и вида деятельности; темы, художественных средств, сложности работы; индивидуальной или групповой деятельности; формы домашнего задания. Периодическое обсуждение использования результатов обучения изобразительному искусству в жизни ребенка. Организация бесед и дискуссий: диалога, полилога. Организация творческих проектов. Организация выставок детских работ, школьной галереи Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений. Оценивание учебных действий своих и товарищей. Умение отвечать на вопросы различного характера. Вести диалог на основе увиденного. Анализ творческих работ учащихся. Участие в обсуждении произведений различных искусств по характеру, эмоциональному состоянию

- установка на здоровый и безопасный образ жизни;

- нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества.

Регулятивные универсальные учебные действия

обеспечивает организацию учебной деятельности. Они формируют умения учиться и способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка), в том числе:

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной и творческой деятельности;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

- адекватно воспринимать оценки и отметки;

- различать объективную трудность и субъективную сложность;

- взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной и творческой деятельности;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей.

Познавательные универсальные учебные действия есть общеучебные навыки, которые связаны со следующим:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- знаково-символическое моделирование - преобразование модели с целью выявления общих законов изобразительного искусства;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение выбирать наиболее эффективные средства изобразительного искусства для воплощения творческого замысла;

- рефлексия способов и условий творческой деятельности;

- контроль и оценка процесса создания произведения искусства и результата;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия направлены на организацию планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; определение цели, функции участников, способов взаимодействия; постановку вопросов, разрешение конфликтов; управление поведением партнеров; умение выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи.

Создание в начальной школе надлежащих условий для формирования на уроках изобразительного искусства у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности должно находиться в русле решения новых задач, поставленных перед начальным образованием. Во-первых, полноценная учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников может быть основой их всестороннего развития, в том числе и средствами изобразительного искусства. Во-вторых, добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые формируются видами художественной деятельности, возникают в процессе творчества и реального выполнения учебной деятельности. В связи с тем, что именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, формирование и развитие ее в ¡-IV классах - центральная задача начального обучения и воспитания. При этом наиболее важно обеспечить формирование у младших школьников общих умений и навыков универсальной учебной деятельности.

Листова В. В., учитель.

Муниципальное образовательное учреждение «Синеутесовская средняя общеобразовательная школа».

Ул. Школьная, 1, п. Синий Утес, Томский район, Томская область, Россия, 634051.

Материал поступил в редакцию 25.08.2010.

V V Listova

TEACHING ART IN PRIMARY UNGRADED SCHOOLS

The article proves the elements of the author’s methods of teaching art in ungraded schools to meet the requirements of draft standards of the second generation.

Key words: universal training activities, methods of teaching art.

Municipal educational institution «Sineutesovskaya Secondary School».

Ul. Shkolnaya, 1, Siniy Utyos, Tomsk region, Russia, 634051.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.