Научная статья на тему 'Методические рекомендации по преподаванию изобразительного искусства в начальной малокомплектной школе в рамках перехода на федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения'

Методические рекомендации по преподаванию изобразительного искусства в начальной малокомплектной школе в рамках перехода на федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЪНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗО / UNIVERSAL EDUCATION ACTIVITIES / METHODS OF TEACHING FINE ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Листова В. В., Никульшин С. М.

В статье обосновываются элементы авторской методики преподавания изобразительного искусства в малокомплектных школах с учетом требований проектов стандартов второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL RECOMMENDATIONS ON THE TEACHING OF FINE ART IN UNGRADED PRIMARY SCHOOL IN THE TRANSITION TO FEDERAL GOVERNMENT STANDARDS FOR GENERAL EDUCATION SECOND-GENERATION

The article substantiates the elements of the author's methods of teaching art in the ungraded schools to meet the requirements of the draft standards of the second generation.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по преподаванию изобразительного искусства в начальной малокомплектной школе в рамках перехода на федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения»

УДК 372.87.

В. В. Листова, С. М. Никулъшин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье обосновываются элементы авторской методики преподавания изобразительного искусства в малокомплектных школах с учетом требований проектов стандартов второго поколения.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, методика преподавания ИЗО.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сейчас главной целью начального образования считается обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень умений и навыков учащихся.

Начальное образование должно закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка -систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.

Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школь-

ника - умением читать, писать, считать), в содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения (см. табл. 1).

Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации идеальных целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узко-предметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Занятия искусством способствуют развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.

Человеческая психика изначально таит в себе способность к созданию различных языков моделирования, она позволяет человеку строить множество внутренних реальностей, часть из которых становится основанием для переустройства окружающей нас действительности.

Моделирование реальностей - это и есть ключевое назначение искусства, ведущий инструмент человеческого прогресса и творческого преобразования мира. Поэтому уроки искусства как способ совершенствования инструментов моделирования трудно недооценить для развития интеллекта и личности в целом. Именно отсюда проистекает понимание основного предназначения уроков искусства - формирование умений и навыков построения бесчисленного

множества реальностей, что является фундаментальной основой мышления и творчества. Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим опери-

Формирование универсальных учебных действий (\

рованием внутренними элементами сознательного плана действия (сенсорными репрезентациями, интеллектуальными операциями, структурами речи и т. д.). Корни человеческой фантазии сокрыты в самой при-

Т аблица 1

£) в процессе преподавания ИЗО в начальной МКШ

Универ- Формирование универсальных учебных

сальные действий Основные характеристики сформированных УУД

учебные дейст- вия Характеристика УУД Учителем Учеником

Обеспечивают Создание Воспитание интереса Самоопределение:

ценностно-смысловую образовательной к изобразительному - чувство сопричастности своей

Лич- ориентацию учащихся ситуации для искусству, Родине, народу и истории и

ност- (знание моральных присвоения и формирование гордости за них, ответственности

ные норм, умение проявления ролей представлений о человека за благосостояние

универ- соотносить поступки и художника добре и зле. общества;

сальные события с принятыми (живописец, график, - сознание этнической

учебные этическими скульптор, дизайнер Обогащение принадлежности и культурной

действия принципами, умение и т. д.), автора, нравственного опыта. идентичности на основе

выделить зрителя, критика, осознания «Я» как гражданина

нравственный аспект экскурсовода, Развитие России;

поведения) и искусствоведа и т. д. нравственных чувств. - образная картина мира

ориентацию в культуры и искусства как

социальных ролях и Использование Развитие уважения к порождение творческой

межличностных только позитивного культуре преобразующей деятельности

отношениях. обращения к народов человека;

Личностное, личностному многонациональной - знание профессий в искусстве,

профессиональное, своеобразию России и других их социальная значимость и

жизненное (формирование стран. содержание;

САМООПРЕДЕ- позитивной - Я-концепция и самооценка

ЛЕНИЕ. Я-концепции). Развитие личности на основе адекватной

Создание ситуации воображения, позитивной осознанной

СМЫСЛООБРАЗО- для проявления своей творческого самооценки и самоприятия.

ВАНИЕ- личностной позиции. потенциала, желание Смыслообразование:

установление и умение подходить к - ценностные ориентиры и

учащимися связи Обеспечение любой своей смыслы учебной деятельности;

между целью учебной адресного деятельности - развитые познавательные

деятельности и ее выполнения творчески. интересы и учебные мотивы;

мотивом. творческой работы с - единый целостный образ мира

НРАВСТВЕННО- обязательным Развитие при разнообразии культур,

ЭТИЧЕСКАЯ указанием имени способностей к искусства, национальностей;

ОРИЕНТАЦИЯ, в том автора. эмоционально- - чувство прекрасного и

числе и оценивание ценностному эстетические чувства на основе

усваиваемого Проведение отношению к знакомства с мировой и

содержания, персональной искусству и отечественной художественной

обеспечивающее выставки юных окружающему миру. культурой и изобразительным

личностный авторов. искусством;

моральный выбор. Публичная защита авторской концепции/проекта. Создание системы позитивной и качественной обратной связи по результатам и процессу творческой деятельности. - уважение истории, культуры и искусства всех народов, развитие толерантности; - знание основных моральных норм, моральная самооценка; - доброжелательность, доверие, готовность к сотрудничеству, оказание помощи; - установка на здоровый и безопасный образ жизни; - нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества.

Пр одолжение таблицы

Обеспечивает Вера в способности и Понимание учебной Умение учиться и способность к

организацию учебной талантливость задачи. организации своей деятельности

Регуля- деятельности. ученика! Определение (планирование, контроль,

тивные ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - последовательности оценка):

универ- постановка учебной Выявление действий. - способность принимать,

сальные задачи на основе того, индивидуальных Работа в заданном сохранять цели и следовать им в

учебные что уже известно и интересов и темпе. учебной и творческой

действия усвоено учащимся, и ожиданий от урока. Проверка работы по деятельности;

того, что неизвестно. Совместное образцу. - умение действовать по плану и

ПЛАНИРОВАНИЕ - целеполагание, Оценивание своего планировать свою деятельность;

определение последо- использование отношения к работе. - умение контролировать процесс

вательности промежу- мотивирующих Выполнение советов и результаты своей деятельности;

точных целей с учетом метафор, сказок, учителя по - адекватно воспринимать оценки

конечного результата. легенд и историй. организационной и отметки;

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ деятельности. - различать объективную

- предвосхищение Использование особо Владение трудность и субъективную

результата и уровня эмоциональных отдельными сложность;

усвоения знаний, его высказываний приемами контроля. - взаимодействие со взрослыми и

временных характерис- выдающихся Умение оценить со сверстниками в учебной и

тик. деятелей мировой работу товарища. творческой деятельности;

КОНТРОЛЬ - культуры и Умение планировать - целеустремленность и

сличение способа дей- искусства. учебные занятия. настойчивость в достижении

ствия и его результата Умение работать целей;

с заданным эталоном с Индивидуальное самостоятельно. - готовность к преодолению

целью обнаружения планирование Умение организовать трудностей.

отклоне-ний и отличий результатов работу по алгоритму.

от эталона. продвижения в Владение

КОРРЕКЦИЯ - освоении творческой пооперационным

внесение необходимых деятельности. контролем.

дополнений и коррек- Оценивание учебных

тив в план и способ Организация действий своих и

действия в случае художественно- товарища.

расхождения эталона, творческой Умение работать по

реального действия и деятельности: плану и алгоритму.

его результата. рисование, лепка, Планирование

ОЦЕНКА - моделирование из основных этапов

выделение и осознание бумаги, создание работы.

учащимся того, что проекта дизайна Контролирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уже усвоено и что еще и т. д. этапов и результатов.

нужно усвоить, осозна-

ние качества и уровня Восприятие и анализ

усвоения. произведений

САМОРЕГУЛЯЦИЯ - искусства:

способность к созерцание,

мобилизации сил и разглядывание,

энергии, к волевому высказывание

усилию и к собственного мнения,

преодолению создание отзыва,

препятствий. написание рецензии и т. д.

Познава- Общеучебные, Построение обучения Самостоятельная - Самостоятельное выделение и

тельные логические, постановка на основе: подготовка формулирование познавательной

универ- и решение проблемы. - восприятия сообщений с цели;

сальные художественного использованием - поиск и выделение

учебные Универсальные произведения; различных необходимой информации;

действия логические действия: - изображения источников - применение методов

- анализ объектов с формы, выбора и информации. информационного поиска, в том

целью выделения смешения красок, Овладение приемами числе с помощью компьютерных

признаков; изображения света и тени, создания композиции, отражения перспективы и т. д.; работы различными графическими материалами. средств;

Пр одолжение таблицы

- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнивания, классификации объектов; - установление причинноследственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы. Моделирование -преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическая или знаковосимволическая). - разработки и реализации творческой работы/проекта; - анализа художественного произведения (замысла автора, использования комплекса выразительных средств, определения принадлежности произведения к эпохе, стилю и т. д.); - создания отзыва и написания рецензии; - продуктивного посещения выставки и галереи; - организации экскурсии. Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета. Наблюдение природы и природных явлений. Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве. Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен. Использование контраста для усиления эмоциональнообразного звучания работы. Использовать простейшие средства компьютерной графики. - знаково-символическое моделирование - преобразование модели с целью выявления общих законов изобразительного искусства; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - умение выбирать наиболее эффективные средства изобразительного искусства для воплощения творческого замысла; - рефлексия способов и условий творческой деятельности; - контроль и оценка процесса создания произведения искусства и результата; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Комму- ника- тивные универ- сальные учебные действия Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: - определение цели, функции участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов, разрешение конфликтов; - управление поведением партнеров; - умение выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи. Обеспечение обоснованного личностного выбора в обучении: - индивидуальной или групповой работы; - формы и вида деятельности; - темы, художественных средств, сложности работы; - индивидуальной или групповой деятельности; - формы домашнего задания. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений. Оценивание учебных действий своих и товарищей. - Социальная компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; - умение слушать и вступать в диалог; - участие в коллективном обсуждении проблем; - интегрирование в группу сверстников; - продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Окончание таблицы

Периодическое Умение отвечать на умение работать в группе:

обсуждение вопросы различного слушать и слышать других,

использования характера. прислушиваться к чужим

результатов обучения Вести диалог на высказываниям и

изобразительному основе увиденного. аргументированно отстаивать

искусству в жизни Анализ творческих свое;

ребенка. работ учащихся. умение обмениваться

Организация бесед и Участие в информацией по темам курса,

дискуссий: диалога, обсуждении фиксировать ее в процессе

полилога. произведений коммуникации;

Организация различных искусств понимание различий, уважение

творческих проектов. по характеру, друг друга, умение выстроить

Организация эмоциональному диалог с человеком другой

выставок детских состоянию. культуры;

работ, школьной способность брать на себя

галереи. ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, готовность к сотрудничеству, искать и находить содержательные компромиссы как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

роде интеллектуальных трансформаций (моделировании), вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы деятельности.

В основе обучения изобразительному искусству лежат следующие принципы:

- обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, на приобщение к образцам мировой художественной культуры;

- авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства;

- в ходе обучения искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: автор, зритель, критик, искусствовед, живописец, график, скульптор, дизайнер и т. д.;

- любые виды творческой и учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика;

- развитие интереса к искусству и художественного вкуса строится на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности, сформированных собственных эстетических эталонов, освоения языка искусства;

- в ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т. д.;

- на начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности;

- процесс обучения собственно изобразительной деятельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих задач, управляя таким образом развитием учебных действий: планирование, контроль, оценка и т. д.;

- в процессе изучения изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: анализ результатов собственной деятельности и процесса творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т. д.).

Создание в начальной школе надлежащих условий для формирования на уроках изобразительного искусства у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности должно находиться в русле решения новых задач, поставленных перед на-

чальным образованием. Во-первых, полноценная учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников может быть основой их всестороннего развития, в том числе и средствами изобразительного искусства. Во-вторых, добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые формируются видами художественной деятельности, возникают в процессе творчества и реального выполнения учебной деятельности. В связи с тем, что именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, формирование и развитие ее в I-IV классах - центральная задача начального обучения и воспитания. При этом наиболее важно обеспечить фор-

мирование у младших школьников общих умений и навыков универсальной учебной деятельности.

Статья выполнена при финансовой поддержке проекта № 3858 «Научно-методическое обеспечение совершенствования содержания и разработка образовательных программ дополнительного образования учителей малокомплектной сельской школы (МКШ) в условиях введения ФГОС нового поколения» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».

Листова В. В., учитель.

МОУ «Синеутесовская средняя общеобразовательная школа».

Ул. Школьная, 1, п. Синий Утес, Томский район, Томская область, Россия, 634051.

Никульшин С. М., проректор по организационно-методической работе.

Томский областной институт повышения квалификации работников образования.

Ул. Пирогова, 10, г. Томск, Томская область, Россия, 634034.

Материал поступил в редакцию 20.11.2009

V V Listova, S. M. Nikulshin

METHODICAL RECOMMENDATIONS ON THE TEACHING OF FINE ART IN UNGRADED PRIMARY SCHOOL IN THE TRANSITION TO FEDERAL GOVERNMENT STANDARDS FOR GENERAL EDUCATION SECOND-GENERATION

The article substantiates the elements of the author's methods of teaching art in the ungraded schools to meet the requirements of the draft standards of the second generation.

Keywords: universal education activities, methods of teaching Fine Arts.

Listova V. V

Average Secondary School of Sinii Utes.

Ul. Shkolnaya, 1, p. Sinii Utes, Tomskii rayon, Tomskaya oblast, Russia, 634051.

Nikulshin S. M.

Tomsk Regional Raising the Level of Teachers’ Skill Institute.

Ul. Pirogova, 10, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634034.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.